Рабочая программа производственной практики по профилю специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)»
3
Министерство образования И науки
Архангельской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области
«АРХАНГЕЛЬСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГАПОУ АО «АТЭК»)
|
|
СОГЛАСОВАНО Руководитель ____________________________ (наименование предприятия/организации) ______________/______________/ «___» ________________201_г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор ГАПОУ АО «АТЭК» Е.П. Комиссарова
«___» __________20__г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
38.02.04 Коммерция (по отраслям)
Архангельск 2021
Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 38.02.04 Коммерция (по отраслям) и положения об учебной и производственной практике студентов (курсантов), осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденного приказом МОН РФ № 673 от 26 ноября 2009 г..
Организация-разработчик: ГАПОУ АО «АТЭК»
Разработчик
Собинина Н. М. преподаватель ГАПОУ АО «АТЭК»
Рассмотрено и рекомендовано к утверждению
на заседании методической комиссии сферы экономики,
торговли и потребительского рынка
Протокол №___от «___»___________20__г.
Председатель методической комиссии _____________Н.М. Собинина
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ |
4 |
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ |
7 |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
|
14 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
|
17 |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
|
20 |
6. ПРИЛОЖЕНИЯ |
|
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
1.1. Область применения рабочей учебной программы
Рабочая программа производственной практики является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 38.02.04 Коммерция (по отраслям) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
организация и управление торгово-сбытовой деятельностью;
организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности;
управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров;
продажа продовольственных товаров с использованием торгового оборудования;
и соответствующих профессиональных компетенций:
ПК 1.1. Участвовать в установлении контактов с деловыми партнерами, заключать договора и контролировать их выполнение, предъявлять претензии и санкции.
ПК1.2. На своём участке работы управлять товарными запасами и потоками, организовывать работу на складе, размещать товарные запасы на хранение.
ПК 1.3. Принимать товары по количеству и качеству.
ПК 1.4. Идентифицировать вид, класс и тип организаций розничной и оптовой торговли.
ПК 1.5. Оказывать основные и дополнительные услуги оптовой и розничной торговли.
ПК 1.6. Участвовать в работе по подготовке организации к добровольной сертификации услуг.
ПК 1.7. Применять в коммерческой деятельности методы, средства и приёмы менеджмента, делового и управленческого общения.
ПК 1.8. Использовать основные методы и приёмы статистики для решения практических задач коммерческой деятельности, определять статистические величины, показатели вариации и индексы.
ПК 1.9. Применять логистические системы, а также приёмы и методы закупочной и коммерческой логистики, обеспечивающие рациональное перемещение материальных потоков.
ПК 1.10. Эксплуатировать торгово-технологическое оборудование.
ПК 2.1. Использовать данные бухгалтерского учета для контроля результатов и планирования коммерческой деятельности, проводить учет товаров (сырья, материалов, продукции, тары, других материальных ценностей) и участвовать в их инвентаризации.
ПК 2.2. Оформлять, проверять правильность составления, обеспечивать хранение организационно-распорядительных, товаросопроводительных и иных необходимых документов с использованием автоматизированных систем.
ПК 2.3. Применять в практических ситуациях экономические методы, рассчитывать микроэкономические показатели, анализировать их, а также рынки ресурсов.
ПК 2.4. Определять основные экономические показатели работы организации, цены, заработную плату.
ПК 2.5. Выявлять потребности, виды спроса и соответствующие им типы маркетинга для обеспечения целей организации, формировать спрос и стимулировать сбыт товаров.
ПК 2.6. Обосновывать целесообразность использования и применять маркетинговые коммуникации.
ПК 2.7. Участвовать в проведении маркетинговых исследований рынка, разработке и реализации маркетинговых решений.
ПК 2.8. Реализовывать сбытовую политику организации в пределах своих должностных обязанностей, оценивать конкурентоспособность товаров и конкурентные преимущества организации.
ПК 2.9. Применять методы и приемы анализа финансово-хозяйственной деятельности при осуществлении коммерческой деятельности, осуществлять денежные расчеты с покупателями, составлять финансовые документы и отчеты.
ПК 3.1. Участвовать в формировании ассортимента в соответствии с ассортиментной политикой организации, определять номенклатуру показателей качества товаров.
ПК 3.2. Рассчитывать товарные потери и реализовывать мероприятия по их предупреждению или списанию.
ПК 3.3. Оценивать и расшифровывать маркировку в соответствии с установленными требованиями.
ПК 3.4. Классифицировать товары, идентифицировать их ассортиментную принадлежность, оценивать качество, диагностировать дефекты, определять градации качества.
ПК 3.5. Контролировать условия и сроки хранения и транспортирования товаров, обеспечивать их сохраняемость, проверять соблюдение требований к оформлению сопроводительных документов.
ПК 3.6. Обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к товарам и упаковке, оценивать качество процессов в соответствии с установленными требованиями.
ПК 3.7. Производить измерения товаров и других объектов, переводить внесистемные единицы измерений в системные.
ПК 3.8. Работать с документами по подтверждению соответствия, принимать участие в мероприятиях по контролю.
ПК 4.1. Осуществлять подготовку товаров к продаже.
ПК 4.2. Осуществлять размещение и выкладку.
ПК 4.3. Обслуживать покупателей.
ПК 4.4. Консультировать их о пищевой ценности, вкусовых особенностях и свойствах отдельных продовольственных групп.
ПК 4.5. Соблюдать условия хранения.
ПК 4.6. Соблюдать сроки годности, хранения и реализации продаваемых товаров.
ПК 4.7. Осуществлять эксплуатацию торгово-технологического оборудования.
ПК 5.1 Формировать ассортимент торгового предприятия согласно спросу целевого сегмента.
ПК 5.2 Активизировать покупательскую активность (В2С) и расширять клиентскую базу (В2В)
ПК 5.3 Выявлять и сглаживать пики покупательской активности и спада продаж
ПК 5.4Выявлять и определять роли товарных категорий в основных показателях деятельности торгового предприятия.
ПК 5.5. Управлять товарными категориями согласно правилам категорийного менеджмента.
ПК 5.6. Организовывать работу сбытового подразделения торговой организации.
ПК 5.7 Осуществлять процесс личной продажи потребительских товаров
ПК 5.8 Проводить товарную презентацию
ПК 5.9 Организовывать продажу и продвижение товаров с помощью интернет-маркетинга
Рабочая программа производственной практики может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (повышение квалификации, переподготовке, профессиональной подготовке) в рамках специальности СПО 100701 Коммерция (по отраслям).
1.2 Цели и задачи учебной практики: формирование у обучающихся практических профессиональных умений, приобретение первоначального практического опыта, реализуется в рамках модулей ОПОП СПО по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной специальности.
Требования к результатам освоения учебной практики
В результате освоения программы учебной практики обучающийся должен уметь и иметь первоначальный практический опыт по видам профессиональной деятельности:
ВПД |
Практический опыт работы
|
Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью
|
иметь практический опыт: приёмки товаров по количеству и качеству; составления договоров; установления коммерческих связей; соблюдения правил торговли; выполнения технологических операций по подготовке товаров к продаже, их выкладке и реализации; эксплуатации торгового оборудования в соответствии с назначением и соблюдения правил охраны труда. |
Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности |
иметь практический опыт: оформления финансовых документов и отчетов; проведения денежных расчетов; расчета основных налогов анализа показателей финансово- хозяйственной деятельности торговой организации; выявления потребностей (спроса на товары); реализации маркетинговых мероприятий в соответствии с конъюнктурой рынка; участия в проведении рекламных акций и кампаний, других маркетинговых коммуникаций; анализа маркетинговой среды организации;
|
Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров |
иметь практический опыт: определения показателей ассортимента; распознавания товаров по ассортиментной принадлежности; оценки качества товаров в соответствии с установленными требованиями; установления градаций качества; расшифровки маркировки; контроля режима и сроков хранения товаров; соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к товарам, упаковке, условиям и срокам хранения; |
Продажа продовольственных товаров с использованием торгового оборудования |
иметь практический опыт: обслуживания покупателей; продажи различных групп продовольственных товаров; распознавания товаров по ассортиментной принадлежности. |
1.3. Количество часов на освоение программы производственной практики:
Всего – 252 часов, в том числе:
В рамках освоения ПМ. 01- 72 часа
В рамках освоения ПМ. 02 - 36 часов
В рамках освоения ПМ. 03 - часа
В рамках освоения ПМ. 04 - часа
В рамках освоения ПМ. 05 – 36 часов
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Результатом освоения является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями, личностными результатами реализации программы воспитания (ЛР):
Код |
Наименование результата обучения |
ПК 1.1. |
Участвовать в установлении контактов с деловыми партнерами, заключать договора и контролировать их выполнение, предъявлять претензии и санкции. |
ПК 1.2. |
На своём участке работы управлять товарными запасами и потоками, организовывать работу на складе, размещать товарные запасы на хранение. |
ПК 1.3. |
Принимать товары по количеству и качеству. |
ПК 1.4. |
Идентифицировать вид, класс и тип организаций розничной и оптовой торговли. |
ПК 1.5. |
Оказывать основные и дополнительные услуги оптовой и розничной торговли. |
ПК 1.6. |
Участвовать в работе по подготовке организации к добровольной сертификации услуг. |
ПК 1.7. |
Применять в коммерческой деятельности методы, средства и приёмы менеджмента, делового и управленческого общения. |
ПК 1.8. |
Использовать основные методы и приёмы статистики для решения практических задач коммерческой деятельности, определять статистические величины, показатели вариации и индексы. |
ПК 1.9. |
Применять логистические системы, а также приёмы и методы закупочной и коммерческой логистики, обеспечивающие рациональное перемещение материальных потоков. |
ПК 1.10. |
Эксплуатировать торгово-технологическое оборудование. |
ПК 2.1. |
Использовать данные бухгалтерского учета для контроля результатов и планирования коммерческой деятельности, проводить учет товаров (сырья, материалов, продукции, тары, других материальных ценностей) и участвовать в их инвентаризации. |
ПК 2.2. |
Оформлять, проверять правильность составления, обеспечивать хранение организационно-распорядительных, товаросопроводительных и иных необходимых документов с использованием автоматизированных систем. |
ПК 2.3. |
Применять в практических ситуациях экономические методы, рассчитывать микроэкономические показатели, анализировать их, а также рынки ресурсов. |
ПК 2.4. |
Определять основные экономические показатели работы организации, цены, заработную плату. |
ПК 2.5. |
Выявлять потребности, виды спроса и соответствующие им типы маркетинга для обеспечения целей организации, формировать спрос и стимулировать сбыт товаров. |
ПК 2.6. |
Обосновывать целесообразность использования и применять маркетинговые коммуникации. |
ПК 2.7. |
Участвовать в проведении маркетинговых исследований рынка, разработке и реализации маркетинговых решений. |
ПК 2.8. |
Реализовывать сбытовую политику организации в пределах своих должностных обязанностей, оценивать конкурентоспособность товаров и конкурентные преимущества организации. |
ПК 2.9. |
Применять методы и приемы анализа финансово-хозяйственной деятельности при осуществлении коммерческой деятельности, осуществлять денежные расчеты с покупателями, составлять финансовые документы и отчеты. |
ПК 3.1 |
Участвовать в формировании ассортимента в соответствии с ассортиментной политикой организации, определять номенклатуру показателей качества товаров. |
ПК 3.2 |
Рассчитывать товарные потери и реализовывать мероприятия по их предупреждению или списанию.
|
ПК 3.3 |
Оценивать и расшифровывать маркировку в соответствии с установленными требованиями. |
ПК 3.4 |
Классифицировать товары, идентифицировать их ассортиментную принадлежность, оценивать качество, диагностировать дефекты, определять градации качества. |
ПК 3.5 |
Контролировать условия и сроки хранения и транспортирования товаров, обеспечивать их сохраняемость, проверять соблюдение требований к оформлению сопроводительных документов. |
ПК 3.6 |
Обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к товарам и упаковке, оценивать качество процессов в соответствии с установленными требованиями. |
ПК 3.7 |
Производить измерения товаров и других объектов, переводить внесистемные единицы измерений в системные. |
ПК 3.8 |
Работать с документами по подтверждению соответствия, принимать участие в мероприятиях по контролю. |
ПК 4.1. |
Осуществлять подготовку товаров к продаже. |
ПК 4.2. |
Осуществлять размещение и выкладку. |
ПК 4.3. |
Обслуживать покупателей. |
ПК 4.4. |
Консультировать покупателей о пищевой ценности, вкусовых особенностях и свойствах отдельных продовольственных групп. |
ПК 4.5. |
Соблюдать условия хранения. |
ПК 4.6. |
Соблюдать сроки годности, хранения и реализации продаваемых товаров. |
ПК 4.7. |
Осуществлять эксплуатацию торгово-технологического оборудования. |
ОК 1. |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. |
Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. |
Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 8. |
Вести здоровый образ жизни, применять спортивно-оздоровительные методы и средства для коррекции физического развития и телосложения. |
ОК 9. |
Пользоваться иностранным языком как средством делового общения. |
ОК 10. |
Логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь. |
ОК 11. |
Обеспечивать безопасность жизнедеятельности, предотвращать техногенные катастрофы в профессиональной деятельности, организовывать, проводить и контролировать мероприятия по защите работающих и население от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций. |
ОК 12. |
Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий. |
ОК 13. |
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
ЛР 1 |
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. |
ЛР 2 |
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. |
ЛР 3 |
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. |
ЛР 4 |
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». |
ЛР 5 |
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. |
ЛР 6 |
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. |
ЛР 7 |
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. |
ЛР 8 |
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. |
ЛР 9 |
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. |
ЛР 10 |
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. |
ЛР 11 |
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. |
ЛР 12 |
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. |
ЛР 13 |
Соблюдающий в своей профессиональной деятельности этические принципы: честности, независимости, профессионального скептицизма, противодействия коррупции и экстремизму, обладающий системным мышлением и умением принимать решение в условиях риска и неопределенности |
ЛР 14 |
Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость |
ЛР 15 |
Открытый к текущим и перспективным изменениям в мире труда и профессий |
ЛР 16 |
Осознанный выбор специальности и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем |
ЛР 17 |
Гибко реагирующий на появление новых форм трудовой деятельности, готовый к их освоению |
ЛР 18 |
Способный анализировать производственную ситуацию, быстро принимать решения |
ЛР 19 |
Сформированность экономического мышления, понимания влияния экономических процессов на состояние региона и страны; приобретение опыта финансовой деятельности |
ЛР 20 |
Демонстрация навыков противодействия коррупции Соответствие уровня сформированности личностных качеств обучающихся уровню запросов работодателя |
ЛР 21 |
Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях |
ЛР 22 |
Способный искать нужные источники информации и данные, воспринимать, анализировать, запоминать и передавать информацию с использованием цифровых средств; предупреждающий собственное и чужое деструктивное поведение в сетевом пространстве. |
ЛР 23 |
Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях |
ЛР 24 |
Развивающий творческие способности, способный креативно мыслить |
ЛР 25 |
Экономически активный, предприимчивый, готовый к самозанятости |
ЛР 26 |
Готовый использовать свой личный и профессиональный потенциал для защиты национальных интересов России |
ЛР 27 |
Сохранение традиций и поддержание престижа своей образовательной организации |
ЛР 28 |
Признающий ценность непрерывного образования, ориентирующийся в изменяющемся рынке труда, избегающий безработицы; управляющий собственным профессиональным развитием; рефлексивно оценивающий собственный жизненный опыт, критерии личной успешности |
ЛР 29 |
Проявление экономической и финансовой культуры, экономической грамотности, а также собственной адекватной позиции по отношению к социально-экономической действительности |
Содержание производственной практики по профилю специальности
Код профессиональных компетенций |
Наименования профессиональных модулей |
Количество часов на произ.практику по ПМ, по соответствующему МДК |
Виды работ |
|
1 |
2 |
3 |
6 |
|
ПК 1.1. - 1.10. |
ПМ.01 Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью. |
72 |
Изучать основные источники закупки товаров, изучить порядок заключения хозяйственных договоров. Принимать участие в предъявлении претензий и санкций при не соблюдении договорных обязательств по договору поставки. Рассчитывать оптимальные размеры товарных запасов и потоков, рассчитать величины суммарного материального потока на складе. Организовывать размещение товарных запасов на складе для хранения. Ознакомиться с сопроводительными документами, организовать приемку товаров по количеству и качеству, документальное оформление результатов приемки. Организовывать работу по подготовке документов и товаров для проведения добровольной сертификации. Анализировать методы, средства, приемы менеджмента в деловом и управленческом общении на торговом предприятии. Анализировать используемые методы и приёмы статистики для решения практических задач коммерческой деятельности. Анализировать используемые логистические системы, приёмы и методы закупочной и коммерческой логистики. Осуществлять эксплуатацию торгово-технологического оборудования.
|
|
Промежуточная аттестация в форме диф. зачета
|
||||
ПК 2.1. - 2.9. |
ПМ.02 Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности |
36 |
Участвовать в инвентаризации товарно-материальных ценностей. Оформлять товарораспорядительные документы. Участвовать в оперативном учёте и анализе товарооборота. Рассчитывать и оценивать товарооборачиваемость. Рассчитывать цены тремя способами ценообразования (маркетинговым, бухгалтерским, экономическим). Рассчитывать заработную плату. Составлять финансовый отчёт. |
|
Промежуточная аттестация в форме диф.зачета |
||||
ПК 3.1. - 3.8. |
ПМ.03 Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров |
54 |
Изучить структуру ассортимента и рассчитать широту, полноту, степень новизны, устойчивости, определять номенклатуру показателей качества товаров. Участвовать в мероприятиях по предупреждению и снижению, списанию товарных потерь. Осуществлять идентификацию маркировки потребительской и транспортной тары, изучить информационные знаки используемые при маркировке товаров. Осуществлять диагностику дефектов и причину их возникновения. Проводить сенсорную оценку качества нескольких образцов товаров разных групп, определять градации качества. Анализировать факторы, сохраняющие качество реализуемых в предприятии товаров; Изучить сроки хранения и транспортирование товаров разных групп. Изучить товаросопроводительные документы. Изучить санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к товарам и упаковке. Ознакомиться со стандартами, ТУ. Изучить особенности оценки качества товаров. Анализировать наличие правильности заполнения сертификатов или деклараций. |
|
Промежуточная аттестация в форме диф. зачета |
||||
ПК 4.1. - 4.7. |
ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих ОК 16-94 код 17353 Продавец продовольственных товаров |
72 |
Осуществлять подготовку товаров к продаже. Осуществлять размещение и выкладку товаров. Обслуживать покупателей. Консультировать их о пищевой ценности, вкусовых особенностях и свойствах отдельных продовольственных групп. Соблюдать условия хранения, сроки годности, хранения и реализации продаваемых товаров. Осуществлять эксплуатацию торгово-технологического оборудования.
|
|
Промежуточная аттестация в форме диф.зачета |
||||
ПК 5.1- 5.9 |
ПМ.05 Организация эффективного управления товарными группами |
|
Формировать ассортимент торгового предприятия согласно спросу целевого сегмента. Активизировать покупательскую активность (В2С) и расширять клиентскую базу (В2В) Выявлять и сглаживать пики покупательской активности и спада продаж Выявлять и определять роли товарных категорий в основных показателях деятельности торгового предприятия. Управлять товарными категориями согласно правилам категорийного менеджмента. Организовывать работу сбытового подразделения торговой организации. Осуществлять процесс личной продажи потребительских товаров Проводить товарную презентацию Организовывать продажу и продвижение товаров с помощью интернет-маркетинга
Промежуточная аттестация в форме диф.зачета |
|
ВСЕГО часов |
252 |
|
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
4.1. Требования к условиям проведения производственной практики по профилю специальности.
Реализация программы предполагает проведение производственной практики на предприятиях/организациях на основе прямых договоров, заключаемых между образовательным учреждением и каждым предприятием/организацией, куда направляются обучающиеся.
4.2. Общие требования к организации образовательного процесса
Производственная практика проводится рассредоточено в рамках профессиональных модулей. Обязательным условием допуска к производственной практике является освоение МДК и учебной практики по соответствующим модулям. Зачёт по производственной практике является обязательным и входит в состав комплексного квалификационного экзамена по соответствующим модулям.
4.3. Кадровое обеспечение образовательного процессаРуководство производственной практикой осуществляют преподаватели или мастера производственного обучения, а также работники предприятий/организаций, закрепленные за обучающимися.
Преподаватели должны иметь высшее профессиональное образование по профилю специальности, проходить обязательную стажировку в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года.
Мастера производственного обучения должны иметь уровень образования не ниже среднего профессионального по профилю специальности, проходить обязательную стажировку в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года.
Производственная практика, направленная на освоение рабочей профессии предполагает наличие у преподавателя/мастера уровня квалификации по данной рабочей профессии на 1-2 разряда выше, чем предусматривает ОПОП по специальности.
4.4. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Закон РФ « О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года №2300-1 (с изменениями и дополнениями).
Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности. Утвержден приказом Министерством образования и науки РФ от 22.06.2010 года № 679.
ГОСТ Р 51773-2001г. « Классификация предприятий» (розничная торговля).
Правила продажи отдельных видов товаров. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 №55 с изменениями и дополнениями.
Санитарные правила для предприятий торговли.
Мчедлидзе Наталья Ивановна. Управление ассортиментом товаров: (учебное пособие). Мчедлидзе Н.И. – Архангельск: КИРА, 2017. – 157 с:рис, табл. ISBN 978-5-98450-487-4.
Николаева М.А. Принципы и правила выкладки товаров в магазине, методическое пособие. Министерство экономического развития и торговли РФ ОЦПКРТ. М., 2005г. ISBN 5-89123-169-7
Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник для студентов вузов / Г. В. Савицкая. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2008. - 512 с. : ил., табл. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 505--507. - ISBN 978-5-16-002842-2
Сайткулов Н.Н. Торговое оборудование и охрана труда, учебное пособие для среднего профессионального образования. – М.: Издательский Дом «Деловая литература». – 336с. 2005г. ISBN 5-93211-023-6
Сысоева С., Бузукова Е. Категорийный менеджмент. Курс управления ассортиментом в рознице (+ электронное приложение) – СПб.: Питер, 2015. – 400 с.: ил. ISBN 978-5-496-01228-7;
Фридман А. М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества : учеб. для сред. проф. учеб. заведений / А. М. Фридман. - 2-е изд. - Москва : Дашков и Ко, 2008. - 624 с. : табл. - ISBN 978-5-91131-775-1
Чечевицына Л. Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности : учеб. для сред. проф. учеб. заведений / Л. Н. Чечевицына. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 384 с. - (Среднее профессиональное образование). - Библиогр.: с. 371. - ISBN 5-222-06978-8
Чуева Л. Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебник / Л. Н. Чуева, И. Н. Чуев. - 7-е изд., перераб. и доп. - Москва : Дашков и Ко, 2007. - 352 с. : табл. - ISBN 978-5-91131-578-8
Шевченко В.В. Товароведение и экспертиза потребительских товаров: Учебное пособие для среднего профессионального образования. – М.: ИНФРА –М.- 558 с., 2006г.ISBN 5-16-002202-3
Янин О. Е Финансы, денежное обращение и кредит : учебник для студентов СПО. - Москва: Академия, 2006. - 192 с. - Библиогр.: с. 183. - ISBN 5-7695-2500-2
Дополнительные источники:
Журналы: «Современная торговля», «Специалист», «Товаровед продовольственных товаров», «Спрос».
Перекрёстова Л. В., Романенко Н. М.,. Сазонов С. П. Финансы и кредит : учеб. пособ. для студ. средн. проф. учеб. заведений- Москва : Академия, 2014. - 287 с. : ил. - (Среднее профессиональное образование). - Библиогр. в конце глав. - ISBN 5-7695-1866-9
Стародубцева Е. Б. Рынок ценных бумаг : учебник для студентов СПО Москва : ФОРУМ, ИНФРА-М, 2016. - 176 с. : рис., табл. - (Профессиональное образование). - Библиогр.: с. 174. - ISBN 5-8199-0263-7 (Форум). - ISBN 5-16-002615-0 (Инфра-М)
Интернет - ресурсы:
www, gsen.ru - сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека;
www.economv.gov.ru - сайт Министерства экономического развития и торговли
www.gks.ru- сайт Госкомстата;
www.torgrus.com - сайт «Новости и технологии торгового бизнеса»;
www.sovtorg.panor.ru - сайт «Современная торговля»;
www.garant.ru - справочно - правовая система Гарант
www.consultant.ru- справочно - правовая система Консультант Плюс
www, retailer, ru - сайт Сообщества профессиональной розничной торговли
www, reteilerclub. ru - учебно-информационный проект Супер- розница
www, е- mm. ru - сайт «Модный магазин. Журнал для профессионалов»
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
Выявлять потребность в товарах |
- распознавание товаров по ассортиментной принадлежности; - расчет показателей ассортимента; |
Защита отчета по практическим заданиям. Экспертная оценка работодателя.
|
Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции |
- заключение сделок, оформление договоров; - проведение опроса потребителей и определение потребностей в товарах; - предъявление претензий за невыполнение контрагентами обязательств; |
|
Управлять товарными запасами и потоками |
- расчет товарных запасов, - планирование потребности в запасах и ускорения оборачиваемости товаров; |
|
Оформлять документацию на поставку и реализацию товаров |
- оформление документации; |
|
Применять в практических ситуациях экономические методы, рассчитывать микроэкономические показатели, анализировать их, а также рынки ресурсов |
- расчет товарооборачиваемости и её оценка; - определение влияния изменения товарооборачиваемости на финансовое состояние предприятия; - расчет необходимого объёма поступления товаров; - анализ ритмичности поставки товаров; |
Защита отчета по практическим заданиям. Экспертная оценка работодателя.
|
Определять основные экономические показатели работы организации, цены, заработную плату |
- расчет объёма товарооборота; - расчёт цены маркетинговым способом и ее оценка; - определение заработной платы коммерческого работника за месяц; - расчет фонда заработной платы; расчет доходов, издержек, прибыли предприятия. |
|
Применять методы и приемы анализа финансово-хозяйственной деятельности при осуществлении коммерческой деятельности, осуществлять денежные расчеты с покупателями, составлять финансовые документы и отчеты. |
- определение рентабельности закупленной партии товара; - составление журнала кассира-операциониста; - составление кассовой книги; |
|
Участвовать в формировании ассортимента в соответствии с ассортиментной политикой организации, определять номенклатуру показателей качества товаров.
|
- знание классификационных признаков; - расчет и анализ показателей ассортимента; - анализ факторов, формирующих ассортимент поваров в предприятии. |
Защита отчета по практическим заданиям. Экспертная оценка работодателя.
|
Рассчитывать товарные потери реализовать мероприятия по их предупреждению или списанию.
|
- анализ причин, вызывающих товарные потери; - разработка мер по предупреждению товарных потерь. |
Защита отчета по практическим заданиям. Экспертная оценка работодателя. |
Оценивать и расшифровывать маркировку в соответствии с установленными требованиями.
|
- расшифровка маркировочных данных, имеющихся на товарах; - консультация покупателей. |
Защита отчета по практическим заданиям. Экспертная оценка работодателя. |
Классифицировать товары, идентифицировать их ассортиментную принадлежность, оценивать качество, диагностировать дефекты. Определять градации качества. |
- составление схем классификации товаров; - идентификация предложенных образцов; - распознавание дефектов и определение градаций качества товаров. |
Защита отчета по практическим заданиям. Экспертная оценка работодателя. |
Контролировать условия и сроки хранения и транспортирования товаров. Обеспечивать их сохраняемость, проверять соблюдение требований к оформлению сопроводительных документов. |
- анализ условий и сроков хранения товаров с учетом их спроса |
Защита отчета по практическим заданиям. Экспертная оценка работодателя.
|
Обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к товарам и упаковке. Оценивать качество процессов в соответствии с установленными требованиями. |
- работа с законодательными и нормативными документами по обеспечении санитарно-эпидемиологических требований к товарам |
Защита отчета по практическим заданиям. Экспертная оценка работодателя.
|
Производить измерения товаров и других объектов. Переводить внесистемные единицы измерений в системные.
|
- проведение измерений количественных характеристик товаров и других объектов; - перевод внесистемных единиц измерений в системные;
|
Защита отчета по практическим заданиям. Экспертная оценка работодателя. |
Работать с документами по подтверждению соответствия. Принимать участие в мероприятиях по контролю.
|
- ориентирование в особенностях построения и содержания стандартов и других видов нормативных документов; |
Защита отчета по практическим заданиям. Экспертная оценка работодателя. |
Осуществлять подготовку товаров к продаже. |
- подготовка товара к продаже; |
Защита отчета по практическим заданиям. Экспертная оценка работодателя.
|
Осуществлять размещение и выкладку. |
- размещение и выкладка товара на торговом оборудовании; |
|
Обслуживать покупателей. |
- характеристика потребительских свойств предлагаемых товаров; |
|
Консультировать их о пищевой ценности, вкусовых особенностях и свойствах отдельных продовольственных групп. |
- консультирование покупателей;
|
|
Соблюдать условия хранения. |
- соблюдение условий хранения товаров; |
|
Соблюдать сроки годности, хранения и реализации продаваемых товаров. |
- соблюдение сроков годности; - соблюдение сроков хранения; - соблюдение сроков реализации товаров. |
|
Осуществлять эксплуатацию торгово-технологического оборудования. |
- эксплуатация торгово-технологического оборудования. |
Результаты (освоенные общие компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
демонстрация интереса к будущей профессии.
|
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы Экспертное наблюдение и оценка практических заданий при выполнении работ по производственной практике
|
Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
- Организация собственной деятельности, определение методов и способов выполнения профессиональных задач, оценивание их эффективности и качества в соответствии с правилами менеджмента . |
|
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
- Решение проблем, оценивание рисков и принятие решений в нестандартных ситуациях в соответствии с правилами менеджмента и делового общения. |
|
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
- Осуществление поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития в соответствии с правилами менеджмента, маркетинга и делового общения. |
|
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
- Использование информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности в соответствии с правилами внедрения информационных технологий |
|
Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
- обеспечение работы коллектива и команды в соответствии с правилами менеджмента и делового общения |
|
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
- самостоятельное определение задач профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
|
Вести здоровый образ жизни, применять спортивно-оздоровительные методы и средства для коррекции физического развития и телосложения. |
- придерживаться здорового образа жизни, применять спортивно-оздоровительные методы и средства для коррекции физического развития и телосложения. |
|
Пользоваться иностранным языком как средством делового общения. |
- использование иностранного языка как средства делового общения |
|
Логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь. |
- логически верное, аргументированное и ясное изложение устной и письменной речи; |
|
Обеспечивать безопасность жизнедеятельности, предотвращать техногенные катастрофы в профессиональной деятельности, организовывать, проводить и контролировать мероприятия по защите работающих и население от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций. |
- обеспечение безопасности жизнедеятельности, предотвращение техногенных катастроф в профессиональной деятельности, организация, проведение и контроль мероприятий от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций. |
|
Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий. |
- соблюдение действующего законодательства и обязательных требований нормативных документов; |
|
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
- демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности. |
|
Разработчики:
_ ГАОУ СПО АО «АТЭК» __преподаватель______ Н.М. Собинина_
_ ГАОУ СПО АО «АТЭК» __преподаватель______ О.А.Костерина_
_ ГАОУ СПО АО «АТЭК» __преподаватель______ Г.Г. Рыкова____
_ ГАОУ СПО АО «АТЭК» __преподаватель______ И.Я. Куликова____
_ ГАОУ СПО АО «АТЭК» __преподаватель______ Т.В. Комарова____
ГАОУ СПО АО «АТЭК» __преподаватель______ А.В. Кузнецова_
_ ГАОУ СПО АО «АТЭК» __преподаватель___ Т.В. Комарова
Приложение 1
Задания к производственной практике
по модулю ПМ. 01 «УПРАВЛЕНИЕ ТОРГОВО-СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ»
По специальности 38.02.02 Коммерция (по отраслям)
Изучить работу коммерческой службы предприятия: составить схему организации коммерческой службы в торговом предприятии, изучить должностные обязанности её работников.
Изучить основных поставщиков. Выявить местных и иногородних поставщиков.
Выявить случаи нарушения договорных обязательств поставщиками.
Изучить систему завоза товаров в торговое предприятие.
Разместить товары на хранение с учетом режима их хранения и оборачиваемости.
Ознакомиться с сопроводительными документами. Заполнить накладную (счёт-фактуру и др.)
Принять участие в приёмке товаров
Изучить оборудование, используемое в торгово-технологическом процессе
Приложение 2
Задания к производственной практике
по модулю ПМ. 02 «ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ»
По специальности 38.02.02 Коммерция (по отраслям)
Изучить маркетинговую среду организации (деловое и фоновое окружение) и выявить сегменты, на которых работает предприятие
Изучить систему маркетинговых коммуникаций (реклама, стимулирование сбыта и т.д.), разработать рекламную акцию
Ознакомиться с экономическими показателями работы, структурой товарооборота, издержками обращения организации за отчетный год.
Ознакомиться с составом и структурой кадров организации.
Приложение 3
Задания к производственной практике
по модулю ПМ. 03 «УПРАВЛЕНИЕ ТОРГОВО-СБЫТОВОЙ ДЕЧТЕЛЬНОСТЬЮ»
По специальности 38.02.02 Коммерция (по отраслям)
Осуществлять подготовку товаров к продаже
Размещать и выкладывать товар на торговом оборудовании (указать каких)
Обслуживать покупателей (нарезка, взвешивание и упаковка товаров)
Консультировать покупателей о пищевой ценности, вкусовых особенностях и свойствах товаров отдельных продовольственных групп
Соблюдать условия хранения, сроки годности, хранения и реализации продаваемых товаров
Осуществлять эксплуатацию торгово-технологического оборудования
Приложение 4
Задания к производственной практике
по модулю ПМ. 04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих ОК 16-94 код 17353 Продавец продовольственных товаров»
По специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
Осуществлять подготовку товаров к продаже
Размещать и выкладывать товар на торговом оборудовании (указать каких)
Обслуживать покупателей (нарезка, взвешивание и упаковка товаров)
Консультировать покупателей о пищевой ценности, вкусовых особенностях и свойствах товаров отдельных продовольственных групп
Соблюдать условия хранения, сроки годности, хранения и реализации продаваемых товаров
Осуществлять эксплуатацию торгово-технологического оборудования
Приложение 5
Задания к производственной практике
по модулю ПМ. 05 «ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМИ ГРУППАМИ»
По специальности 38.02.02 Коммерция (по отраслям)
Изучить категории товаров, реализуемых торговым предприятием. Составить товарный классификатор
Изучить роли основных товарных категорий в ассортименте торгового предприятия. Результаты оформить в таблице
Выявить товары сезонного и периодического спроса, актуальные в настоящее время
Проанализировать покупательскую активность, выявить пики и спады покупательской активности
Изучить структуру коммерческого одела предприятия, выявить сотрудников, занимающихся управлением ассортиментом
Изучить порядок проведения личных продаж и торговых презентаций
Ознакомиться с организацией продажи через Интернет