Рабочая программа для ребенка с РАСЗПР
Протокол ППК №00 от г |
РАБОЧАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Развитие сенсорно-перцептивной и эмоциональной сферы» педагога-психолога ЗАРЕЦКОВА ОКСАНА ВИКТОРОВНА для обучающего подготовительной группы №7 шифр 000 на 2023/2024 Москва 2023 г. |
Пояснительная записка
Данная программа ориентирована на формирование, коррекцию и развитие коммуникативных и познавательных компетенций, компетенций эмоциональной сферы ребенка с учетом индивидуальных особенностей, личностных качеств.
Программа составляется на основе диагностических данных и рекомендаций специалистов центральной психолого-медико-педагогической комиссии ; она строится с опорой на понимание причин и механизмов конкретного варианта отклоняющегося развития, сильные стороны ребенка и компенсирует дефициты, имеющиеся в его развитии.
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания ребенка младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития .
Основной базой рабочей программы является:
-Программа Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. «Коррекционно –развивающее обучение и воспитание».
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей РАСс ЗПР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.)
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (с изменениями и дополнениями)
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 февраля 2014 г. № 08-249 "Комментарии к ФГОС дошкольного образования"
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 января 2014 года № 08-10 «О мероприятиях по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»
Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2020 № Р-193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях» (вместе с «Системой функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях. Методические рекомендации»)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 373 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Приказ Департамента образования и науки города Москвы от 12.11.2021 № 682 «Об утверждении стандарта деятельности государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, по созданию специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»
Приказ ДОНМ от 22.04.2022 №320 «О внесении изменения в приказ Департамента образования и науки города Москвы от 12 ноября 2021 года № 682»
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 февраля 2015 г. № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 08-1049 «Об организации различных форм присмотра и ухода за детьми»
Приказ ДОНМ от 15.08.2022 № 666 «Об утверждении стандарта деятельности психолого-педагогических служб в системе образования города Москвы»
Приказ Департамента образования и науки города Москвы от 15.06.2022 № 502 «Стандарт городского проекта «Ресурсная школа»
Устав и локальные нормативные акты образовательной организации
Цели программы
Развивать познавательный интерес ребенка, формировать алгоритм продуктивного взаимодействия, развивать коммуникативные и эмоционально-волевые компетентности, произвольную регуляцию деятельности. Активизировать речевую деятельность.
Задачи программы:
Формирование эмоционального контакта в процессе конструктивных игр, создание эмоционально положительного настроя;
Учить различать и показывать части своего тела, кукол, через осязание;
Формирование образа собственного «я», обучение узнаванию себя в зеркале, выбирать свое отражение в зеркале из двух;
Различать предметы по величине, форме, цвету выделять их из массы;
Преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения;
Воспитывать интерес к выполнению предметно-игровых действий по подражанию и показу действий педагогом;
Развитие целенаправленных предметно-практических действий с предметами в процессе конструирования;
Развитие коммуникативных навыков (учить ребенка приветствовать других людей, прощаться);
Развитие эмоциональной сферы через проговаривание взрослым потешек, пальчиковых и ритмических упражнений;
Формировать ориентировочные реакции на окружающих через мимические эмоциональные реакции педагога (улыбается, хмурится, делает удивленное лицо, касается головы ребенка руками)
Планируемые результаты освоения программы.
Ожидаемыми результатами реализации программы являются следующие
Особенности социального поведения:
* отсутствие проявлений агрессии;
* любой вид деятельности старается выполнить до полного
завершения;
* ребенок адекватно переносит зрительный и тактильный контакт.
Сенсорное развитие: выделять красный, желтый цвет, группировать по слову, круг-квадрат, большой-маленький.
Показывать крупные части тела, впереди и сзади, показывать части лица у куклы и у себя.
В рамках выполнения задачи по коррекции эмоциональной сферы:
Ребенок в эмоциональном плане становится более спокойным, умеет выражать радость.
В рамках выполнения задачи развитие коммуникативных навыков:
ребенок умеет здороваться и прощаться.
Тематический план
Месяцы | Тема | Задачи | Кол-во занятий | Факт дата проведения | |
сентябрь | «Семья» | Умение отвечать на вопрос «Как тебя зовут?»(показывая на себя рукой), учить откликаться на свое имя, формировать умение говорить «здравствуй» при встречи и махать рукой | 4 | | - рассматривание лица (сверху вниз) у себя, у куклы, проговаривание частей.(используем зеркало); -выкладывание лица с использованием конструктора «Притворщик»; -находить все красные, желтые фигуры, обводить их и закрашивать красным/желтым карандашом – блоки Дьенеша; - использование потешек; - сенсомоторная игра «Мозаика»; - ритмическая игра «Гули-гули»; -конструирование башен 3-5 кубиков, дорожек из кирпичиков .-Игра на подражание «Раз-два-три, посмотри: это – я, это – ты»; -использование потешек «Ладушки, ладушки»; - соотнесение картинок и предметов «Овощи»; -сенсомоторная игра «Прищепки»; -игры с пальчиками «Ладошка вверх, Ладошка вниз, На бочок и в кулачок»; -настольный магнитный театр «Репка»; - выполнять простые инструкции «дай» «положи» «покажи»; -ритмическое упражнение «Два кота». |
октябрь | «Игрушки» | Продолжать учить отвечать на вопрос «Как тебя зовут?»(показывая на себя рукой), откликаться на свое имя, формировать умение говорить «здравствуй» при встречи и махать рукой Учить различать большой и маленький предмет. | 8 | | |
ноябрь | «Части тела» | Продолжать учить отвечать на вопрос «Как тебя зовут?»(показывая на себя рукой), откликаться на свое имя, формировать умение говорить «здравствуй» при встречи и махать рукой, различать большой и маленький предмет. Обучать выполнению инструкции «дай» (использовать жест руки), «покажи» (использовать указательный жест) Формировать умение выделять по речевой инструкции части своего тела и лица. | 8 | | |
декабрь | «Одежда» | Продолжать учить отвечать на вопрос «Как тебя зовут?»(показывая на себя рукой), откликаться на свое имя, формировать умение говорить «здравствуй» при встречи и махать рукой, различать большой и маленький предмет. Обучать выполнению инструкции «дай» (использовать жест руки), «покажи» (использовать указательный жест). Формировать умение выделять по речевой инструкции части тела и лица куклы. Учить понимать понятия «вверх-вниз». Учить соотносить и различать предметы по цвету. | 8 | | |
январь | «Посуда» | Продолжать учить отвечать на вопрос «Как тебя зовут?»(показывая на себя рукой), откликаться на свое имя, формировать умение говорить «здравствуй» при встречи и махать рукой, различать большой и маленький предмет. Обучать выполнению инструкции «дай» (использовать жест руки), «покажи» (использовать указательный жест), понимать понятия «вверх-вниз». Учить со взрослым использовать слова «да» (кивать головой), «нет» (покачивать головой). Учить делать выбор , показывая пальцем на 1 из 2-х предметов. Формирование предметно-манипулятивной деятельности: создавать ситуации для формирования взаимодействия двух рук. Учить соотносить и различать предметы по форме. | 8 | | |
февраль | «Продукты питания» | Продолжать учить отвечать на вопрос «Как тебя зовут?»(показывая на себя рукой), откликаться на свое имя, формировать умение говорить «здравствуй» при встречи и махать рукой, различать большой и маленький предмет. Обучать выполнению инструкции «дай» (использовать жест руки), «покажи» (использовать указательный жест), понимать понятия «вверх-вниз», использовать слова «да» (кивать головой), «нет» (покачивать головой). Учить адекватно просить о желаемом используя слово «дай» и подкрепляя жестом. Развивать тактильно – кинетическое восприятие через накопление разнообразных ощущений по температуре (горячий, холодный), фактуре, (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой) Учить соотносить и различать предметы по размеру. | 8 | | |
март | «Животные» | Продолжать учить отвечать на вопрос «Как тебя зовут?»(показывая на себя рукой), откликаться на свое имя, формировать умение говорить «здравствуй» при встречи и махать рукой, различать большой и маленький предмет. Обучать выполнению инструкции «дай» (использовать жест руки), «покажи» (использовать указательный жест), понимать понятия «вверх-вниз», использовать слова «да» (кивать головой), «нет» (покачивать головой), адекватно просить о желаемом используя слово «дай» и подкреплять жестом. Учить соотнесению одинаковых предметов (найди такой же, одинаковые). Формирование предметно практических действий: сминать, разрывать, разматывать, наматывать. | 8 | | -выделять большие и маленькие предметы по слову; - игры с фасолью: прячем руки, игрушки; - обводить геометрические фигуры, раскрашивать; -потешки «Идет коза рогатая»; -тактильный мешочек «Найди такой же»; -рисование ватными палочками- цветочки; |
апрель | «Мебель» | Продолжать учить отвечать на вопрос «Как тебя зовут?»(показывая на себя рукой), откликаться на свое имя, формировать умение говорить «здравствуй» при встречи и махать рукой, различать большой и маленький предмет. Обучать выполнению инструкции «дай» (использовать жест руки), «покажи» (использовать указательный жест), понимать понятия «вверх-вниз», использовать слова «да» (кивать головой), «нет» (покачивать головой), адекватно просить о желаемом используя слово «дай» и подкреплять жестом, соотнесению одинаковых предметов (найди такой же, одинаковые). Учить соотнесению предметов и их изображений. | 8 | | |
май | «Транспорт» | Продолжать учить отвечать на вопрос «Как тебя зовут?»(показывая на себя рукой), откликаться на свое имя, формировать умение говорить «здравствуй» при встречи и махать рукой, различать большой и маленький предмет. Обучать выполнению инструкции «дай» (использовать жест руки), «покажи» (использовать указательный жест), понимать понятия «вверх-вниз», использовать слова «да» (кивать головой), «нет» (покачивать головой), адекватно просить о желаемом используя слово «дай» и подкреплять жестом, соотнесению одинаковых предметов (найди такой же, одинаковые), соотнесению предметов и их изображений. Учить выполнять двигательные упражнения по образцу и речевой инструкции. | 8 | | |
| | итого | 68 | | |
лето | Повторение | | | | |
Материально-техническое оснащение
№ п/п | Наименование | Назначение | Особенности | Дополнение педагогами |
МЕБЕЛЬ | ||||
1. | Столы 2-х местные на регулируемых ножках (прямоугольные). | Проведение фронтальных и подгрупповых занятий. | Крышка столов – спокойных оттенков (зеленый, голубой, бежевый, желтый). | Маркировка по росту детей, значки-символы для обозначения вида деятельности. |
2 | Стулья на регулируемых ножках | Проведение фронтальных и подгрупповых занятий. | Сиденья и спинки стульев – спокойных оттенков (зеленый, голубой, бежевый, желтый). | Маркировка по росту детей. |
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ | ||||
1. | Наличие мультимедийного оборудования | Компьютер | | Пополняется в соответствии с календарно-тематическим планированием. |
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||||
1. | Доска с покрытием для рисования и письма мелом. | Рисование и запись знаков, букв, цифр и др. | Расположение на уровне глаз детей. | - |
2. | Принадлежности для рисования: гуашевые краски, кисти, баночки для воды, цветные и простые карандаши, фломастеры, маркеры, ластик, бумага формата А4, цветная бумага; | Закрепление и анализ занятия. | - | - |
3. | С.В. Ихсанова Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками | Реализация коррекционно-развивающей программы | - | - |
Уровни самостоятельности при выполнении заданий/динамика | ||
Не выполняет задание | Отсутствие динамики или регресс. | 0 |
Выполняет задание со значительной физической помощью | Динамика в освоении минимум одной операции, действия | 1 |
Выполняет задание с частичной физической помощью | Минимальная динамика | 2 |
Выполняет задание по подражанию | Средняя динамика | 3 |
Выполняет задание по образцу | Выраженная динамика | 4 |
Выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки | Значительная динамика | 5 |
Выполняет задание самостоятельно без ошибок | Полное освоение действия | 6 |
Список литературы
1. Стребелева Е.А. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» М «Просвещение»,2014
2. Стребелева Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» М., «Владос», 2015
3. Метиева Л.А. «Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии». М. «Книголюб», 2007
4. «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста» Составитель Нищева Н.В. «Детство-Пресс», 2011
5. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком.— М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ, 1997.—88 с, илл.
6. Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста». М.,2016
1. Ихсанова С.В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками С-П, Детство-Пресс, 2011.
2. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – М.: Теревинф, 2004
6