Рабочая программа дополнительного образования на тему «Футбол в школе» (5–7 классы)

1
0
Материал опубликован 29 January

ФУТБОЛ

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности

Возраст обучающихся: 10-16 лет

Срок реализации программы: 1 год

Раздел № 1. Основные характеристики программы

1.1 Пояснительная записка

Актуальность программы. Футбол является одной из любимых и популярных игр среди детей. Часть учащихся имеет огромное желание заниматься футболом, они хотят совершенствоваться в игре не только на уроках. Поэтому с целью удовлетворения устойчивого интереса обучающихся к футболу разработана программа кружка (которая является частью системы по комплексному обучению учащихся футболу; наряду с обязательным предметом «Физическая культура»).

Направленность программы – физкультурно-спортивная.

Язык реализации программы – государственный язык РФ – русский.

Уровень освоения: стартовый.

Адресат программы: программа рассчитана на детей Кавалеровского муниципального района в возрасте 10-16 лет, интересующихся спортивной деятельностью. Для занятий требуется справка о физическом здоровье ребёнка. Наполняемость группы 10-15 человек.

Особенности организации образовательного процесса:

- условия набора и формирование группы - по желанию;

- состав группы постоянный; виды занятий индивидуальные, групповые.

Объем программы - Общее количество учебных часов в год - 68 часов.

Срок реализации программы – 1 учебный год.

Форма обучения - очная.

Режим занятий - занятия рассчитаны на 2 часа 1 раз в неделю, академический час - 40 мин.

1.2 Цель и задачи программы

Цель: Укрепление здоровья обучающихся 10-16 лет, посредством регулярных занятий футболом.

Задачи:

Воспитательные:

1. Формировать дружный, сплоченный коллектив, способный решать поставленные задачи, воспитывать культуру поведения;

2. Прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям физкультурой и спортом;

3. Пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая семьи учащихся к проведению спортивных мероприятий и праздников.

Развивающие:

1. Укреплять опорно-двигательный аппарат детей;

2. Способствовать разностороннему физическому развитию учащихся, укреплять здоровье, закаливать организм;

3. Целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и психологические качества ребенка.

4. Расширение спортивного кругозора ребенка.

Образовательные:

1. Познакомить учащихся с интереснейшим видом спорта Футбол, правилами игры, техникой, тактикой, правилами судейства и организацией проведения соревнований;

2. Углублять и дополнять знания, умения, навыки, получаемые учащимися на уроках физкультуры.

 

1.3 Содержание программы

Учебный план

Раздел

Количество часов

Форма аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

1

Теоретические сведения

2

2

0

тест

2

Общефизическая подготовка

6

1

5

Тест, зачет

 

3

Специальная подготовка

6

1

5

Тест, зачет

 

4

Техническая подготовка

20

1

19

Тест, зачет

5

Тактическая подготовка

8

1

7

Тест, зачет

6

Игровая подготовка

 

26

1

25

Соревнования

 

ИТОГО

68

7

61

 

 

Содержание учебного плана

Тема: Теоретические сведения

Теория:

Правила техники безопасности и поведения на занятиях футболом;

Правила игры в футбол (размеры поля для игры в футбол, правила игры, полевых игроков и вратаря, выполнение штрафных ударов, классификация и терминология технических приемов игры в футбол);

Значение здорового образа жизни (режима дня в жизнедеятельности человека, питание в сохранении и укреплении здоровья);

Гигиенические требования (гигиена жилья, места учебы, отдыха и занятий спортом, личная гигиена, гигиена одежды и обуви);

Влияние занятий физическими упражнениями на организм человека (значение утренней гимнастики и закаливающих процедур, понятие о правильной осанке);

- Оказание первой медицинской помощи при травмах.

Понятие о тактике и тактические комбинации, характеристики игровых действий вратаря, защитников, полузащитников, нападающих, индивидуальные и групповые тактические действия;

Правила подвижных и спортивных игр, требования к проведению спортивных эстафет.

Тема: Общефизическая подготовка

Теория: Занятия физическими упражнениями в режиме дня. Всестороннее развитие человека. Влияние физических упражнений на развитие сердечно-сосудистой и дыхательной системы организма, двигательного аппарата человека.

Практика: Бег. Прыжки, прыжковые упражнения в движении. Общеразвивающие упражнения на месте, в движении. Упражнения с набивными мячами. Общеразвивающие упражнения для мышц рук (поднимание рук в стороны и вперед и опускание вниз, сведение рук вперед и разведение в стороны, круговые вращения). Общеразвивающие упражнения для мышц ног (приседания, выпады вперед, назад, в сторону). Общеразвивающие упражнения для мышц (наклоны туловища вперед и в стороны, круговые движения туловища с различными положениями рук). -Эстафеты с мячом; с предметами на развитие ловкости, быстроты, координации движения.

Тема: Специальная подготовка

Теория: Занятия физической культурой в домашних условиях. Оценка учащимися своего самочувствия и уровня физической подготовленности.

Практика:

Удары по мячу ногой - внутренней стороной стопы, внутренней и внешней частью подъема

Удары по мячу в движении - по неподвижному и катящемуся мячу, после остановки мяча, ведение и рывки на короткие и длинные расстояния, удары по летящему мячу, удары на точность в ноги партнера, ворота, цель или движущемуся партнеру;

Удары по мячу головой – серединой лба, без прыжка и в прыжке, с места и с разбега, по летящему мячу, на точность партнеру и в ворота;

Остановка мяча ногой – подошвой и внутренней стороной стопы, катящегося и опускающегося мяча, грудью, на месте и в движении;

Ведение мяча – внешней и внутренней частью подъема, внутренней стороной стопы, по прямой с изменением направления и скорости перемещения, между стоек и движущихся партнеров, без сопротивления защитника, ведущей и не ведущей ногой;

Обманные движения – после остановки неожиданный рывок с мячом, во время ведения внезапная подача мяча назад подошвой, ложный замах ногой для сильного удара по мячу и уход рывком с мячом, имитация передачи партнеру и уход с мячом в сторону;

Отбор мяча – перехват мяча, отбор мяча в единоборстве, выбивая и останавливая мяч ногой в выпаде;

Вбрасывание мяча из-за боковой линии – с места из положения ноги вместе, с шага, на точность под правую и левую ногу партнера, на ход партнеру.

Тема: Техническая подготовка

Теория: Определение и устранение типичных ошибок при выполнении упражнений. Техника безопасности.

Практика:

Стойки игрока - перемещения в стойке приставными шагами, боком и спиной вперед, ускорение, старты из различных положений;

Техника передвижения - бег по прямой, изменяя скорость и направление, приставным и скрестным шагом в сторону с поворотами и остановками, выпадом и прыжками на две ноги, прыжки вверх с толчком двух ног, с места и толчком одной с разбегом);

Техника игры вратаря – основная стойка вратаря, передвижение в воротах без мяча в сторону приставным, скрестным шагом и скачками на двух ногах, ловля мяча на уровне груди и живота без прыжка и в прыжке, ловля катящегося и летящего низко мяча без падения и в падением, перекатом, ловля высоко летящего мяча без прыжка и в прыжке, с места и с разбега, быстрый подъем с мячом на ноги после падения, отбивание мяча кулаком без прыжка и в прыжке, с места и с разбега, бросок мяча одной рукой из-за плеча на точность, выбивание ногой с земли и с рук на точность;

- Техника свободного нападения.

Тема: Тактическая подготовка

Теория: Просмотр соревнований профессиональных спортсменов, учебных видеофильмов. Домашние задания и их выполнение.

Практика:

Тактика нападения:

Индивидуальные действия без мяча (правильное расположение и ориентировка на футбольном поле, выбор момента и способа передвижения в свободное место с целью получения мяча);

Индивидуальные действия с мячом (использование изученных способов удара по мячу, ведения и остановок мяча в зависимости от игровой ситуации);

Групповые действия (выполнение передачи в ноги партнеру, на свободное место и удар, выполнение простейших комбинаций в стандартных положениях - начало игры, угловом, штрафном, свободном ударах и вбрасывание мяча);

Командные действия (тренировочные и соревновательные игры, применяя технические приемы изученного программного материала, организация нападения по избранной тактической схеме, взаимодействие игроков при атаке финтом и через центр).

Тактика защиты:

Индивидуальные действия (выбор позиции относительно опекаемого игрока для противодействия получению мяча, ведению и удару по воротам, отбор мяча изучаемым способом в зависимости от игровой ситуации);

Групповые действия (взаимодействие игроков при розыгрыше противником стандартных комбинаций, создание искусственного положения «вне игры»);

Тактика вратаря (выбор правильной позиции в воротах при ударах в различных направлениях и угловом штрафном и свободном ударе вблизи своих ворот);

Командные действия (тренировочные и соревновательные игры, применяя технические приемы изученного программного материала, оборонительные действия согласно избранной тактической схеме в составе команды по принципу персональной, зонной или комбинированной защиты).

Позиционные нападения без изменения позиций игроков;

Нападения в игровых заданиях 3:1, 3:2, 3:3, 2:1, с атакой и без атаки ворот.

Тема: Игровая подготовка

Теория: Определение и устранение типичных ошибок при игре. Техника безопасности.

Практика:

Игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров;

Игра и игровые задания 2:1,3:1, 3:2 и 3:3. «Регби»;

«Квадрат»;

«Пятнашки с ведением мяча».

1.4 Планируемые результаты

Личностных результатов:

У обучающегося будут сформированы:

-готовность и способность демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким

Метапредметные:

Обучающийся приобретёт:

определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно;

проговаривать последовательность действий;

уметь высказывать свое предположение (версию) на основе данного задания, уметь работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность;

учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.

Познавательные УУД:

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

Коммуникативные УУД:

умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других;

Предметные:

Обучающиеся будут знать:

- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;

основы рационального питания;

правила оказания первой помощи;

способы сохранения и укрепление здоровья;

основы развития познавательной сферы;

свои права и права других людей;

влияние здоровья на успешную учебную деятельность;

значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;

Обучающиеся будут уметь:

составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;

выполнять физические упражнения для развития физических навыков;

заботиться о своем здоровье;

применять коммуникативные и презентационные навыки;

оказывать первую медицинскую помощь при травмах;

находить выход из стрессовых ситуаций;

принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;

адекватно оценивать свое поведение в жизненных ситуациях;

отвечать за свои поступки;

отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

Обучающиеся будут владеть:

знаниями о мерах безопасности и правилами профилактики травматизма на занятиях футболом;

техническими приемами и тактическими действиями;

знаниями игры в футбол с соблюдением основных правил;

Раздел № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

2.1 Условия реализации программы

1. Материально-техническое обеспечение:

оборудованный спортивный зал, размером не менее 30 х15 м;

ворота футбольные;

футбольные мячи;

насос ручной, иглы;

держатель для мяча;

гимнастические скамейки;

маты гимнастические;

стенка гимнастическая;

мячи набивные весом 3 кг и 5 кг;

скакалки;

свисток;

секундомер – 1 шт.

 

2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:

1. Дидактические материалы:

- Картотека упражнений по футболу.

- Схемы и плакаты освоения технических приемов в футболе.

- Правила игры в футбол.

- Правила судейства в футболе.

- Регламент проведения футбольных турниров различных уровней.

- Положение о соревнованиях по футболу.

2. Методические рекомендации:

- Рекомендации по организации безопасного ведения двусторонней игры.

- Рекомендации по организации подвижных игр с футбольным мячом.

- Рекомендации по организации работы с картотекой упражнений по футболу.

2.2 Оценочные материалы и формы аттестации

Формы аттестации включают в себя следующие этапы контроля.

1.Входной контроль

Проводится в начале учебного года (сентябрь), до начала прохождения разделов программы.

Цель: определить начальный уровень физической подготовки.

Форма: зачет.

2. Текущий контроль

(оценка усвоения изучаемого материала, физической подготовленности и состояния здоровья) осуществляется педагогом в форме наблюдения в течение всего учебного  года.

3.Промежуточная аттестация

Проводится в середине года после прохождения определенных разделов программы. Цель: определить достигнутый уровень общей физической подготовки, если нужно – коррекция учебно-тренировочного процесса.

Форма: зачет.

3. Итоговый контроль

Проводится в конце учебного года.

Цель: по итогам года увидеть, насколько успешно освоена программа обучающимися.

Форма: зачет

Формы аттестации и контроля: тест, зачёт, соревнования

Тест – это пробное задание, испытание пройденного материала.

Зачёт – это форма контроля полученных знаний.

Соревнования – это соперничество обучающихся в игровой форме для выявления превосходства в уровне физической подготовленности и совершенствования. 

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

тестирование (индивидуальное),

открытые занятия,

соревнования, спартакиады, матчи, турниры,

педагогическое наблюдение,

отзывы детей и родителей.

Контроль осуществляется: по двигательной активности - на основании результатов тестов.

Способы фиксации результата:

Протоколы уровня физической подготовленности учащихся (начальный, промежуточный, итоговый),

Протоколы соревнований, спартакиад, матчей, турниров.

Дневники достижений.

Формы подведения итогов:

Медицинский контроль в начале учебного года оценивает состояние здоровья учащихся – нулевая аттестация

Участие в соревнованиях различного уровня по футболу и мини футболу – промежуточная аттестация (декабрь)

Система тестирования и контрольных нормативов, позволяющие оценить динамику развития физических качеств учащихся – итоговая аттестация (апрель-май)

Контрольные нормативы

Возраст, лет

Уровень подготовленности

мальчики

девочки

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Бег на 20 м (сек.)

10

4,1

4,2–4,3

4,4–4,7

4,1

4,2–4,4

4,5–4,7

11

3,9

4,0–4,1

4,2–4,3

4,0

4,1–4,3

4,4–4,6

12

3,8

3,9–4,2

4,3–4,4

3,9

4,0–4,3

4,4–4,6

13

3,4

3,5–3,9

4,0–4,2

3,8

3,9–4,2

4,3–4,5

14

3,4

3,5–3,8

3,9–4,1

3,7

3,7–4,0

4,1–4,3

15

3,4

3,5–3,7

3,8–4,0

3,6

3,7–3,9

4,0–4,2

16

3,3

3,4–3,6

3,7–3,9

3,5

3,6–3,8

4,0–4,2

Высота подскока (см)

10

33

27–33

22–26

33

27–32

21–26

11

38

33–37

28–32

36

31–35

26–30

12

41

35–40

30–34

41

35–40

29–34

13

44

39–43

34–38

43

37–42

31–36

14

48

43–47

39–42

45

39–44

34–38

15

54

48–53

41–47

46

40–45

35–39

16

61

56–60

50–55

48

41–47

36–40

Бег на 60 м (сек.)

10

9,9

10,0–10,4

10,5–11,0

10,7

10,8–11,5

11,6–12,3

11

9,5

9,6–10,0

10,1–10,6

10,1

10,2–10,7

10,8–11,3

12

9,3

9,4–9,8

9,9–10,2

9,7

9,8–10,5

10,6–11,2

13

8,5

8,6–9,1

9,2–9,6

9,3

9,4–9,9

10,0–10,9

14

8,4

8,5–9,0

9,1–9,5

9,1

9,2–9,8

9,9–10,5

15

8,3

8,4–8,9

9,0–9,2

8,8

8,9–9,4

9,5–10,2

16

8,2

8,3–8,8

8,9–9,1

8,7

8,8–9,3

9,4–9,9


 

Возраст, лет

Уровень подготовленности

мальчики

девочки

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Ведение мяча на 20 м (сек.)

10

10,6

10,7–11,1

11,2–11,7

11,0

11,1–11,6

11,7–12,2

11

9,7

9,8–10,3

10,4–10,9

10,5

10,6–11,0

11,1–11,5

12

9,5

9,6–10,1

10,2–10,6

10,4

10,5–11,0

11,1–11,5

13

9,1

9,2–9,6

9,7–9,9

9,6

9,7–10,2

10,3–10,9

14

8,7

8,8–9,3

9,4–9,6

9,4

9,5–10,0

10,1–10,7

15

8,2

8,3–8,8

8,9–9,3

9,1

9,2–9,8

9,9–10,5

16

8,0

8,1–8,7

8,8–9,2

9,0

9,1–9,7

9,8–10,4

Штрафные удары (из 10 раз)

10

11

5

4

3

4

3

2

12

5

4

3

4

3

2

13

6

4–5

3

5

4

3

14

6

4–5

3

5

4

3

15

7

5–6

4

6

4–5

3

16

7

5–6

4

6

4–5

3

Удары в движении после ведения (из 5 раз)

10

11

3

2

1

3

2

1

12

4

3

2

3

2

1

13

4

3

2

4

2–3

1

14

4

4

3

4

2–3

1

15

5

4–5

3

5

3–4

2

16

5

4–5

3

5

3–4

2

Удары с точек (из 20 раз)

10

11

7

5

3

5

4

3

12

10

7

5

8

6

5

13

12

9–11

7–8

10

7–9

6

14

12

9–11

7–8

10

7–9

6

15

14

10–13

7–9

11

8–10

7

16

14

10–13

7–9

11

8–10

7

 

2.3. Учебный график

Этапы образовательного процесса

1 год

Продолжительность учебного года, неделя

34

Количество учебных дней

68

Продолжительность

учебных периодов

1 полугодие

01.09.23-31.12.23

2 полугодие

08.01.24-25.05.24

Возраст детей, лет

10-16

Продолжительность занятия, час

2

Режим занятия

1 раз в неделю

Годовая нагрузка

68 часов.

 

2.4. Календарный план воспитательной работы

 

п/п

Раздел

Мероприятие, форма проведения

Сроки проведения

Объём, час/мин

1.

Духовно- нравственное воспитание

Посещение библиотеки День Учителя; (беседа)

День Матери; (беседа)

Поздравительный «Марафон» к 8 марта (игра)

В течении года

1-5 октября;

22-29 ноября;

1-7 марта;

 

 

час

15 мин.

15 мин.

1час

 

 

2.

Патриотическое воспитание

«Моя Родина-Россия» (беседа, игра);

 

Участие в акциях ЦДТ

октябрь;

 

 

В течении года

1 час

 

 

1час

3.

Здоровый образ жизни

«Человек, что он ест, то он и есть» (беседа о здоровом питании);

«Вредные и хорошие привычки» (беседа)

15-30 сентября;

 

 

01-20 апрель

10 мин.

 

 

10 мин.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Башин Д.Ю. Футбол в современном мире. – М.: МИР, 2021. – 287 с.

2. Вартанян А.Т. Летопись Советского футбола 1936-73 гг. – Москва: Спорт-Экспресс, 2020. — 361 с.

3. Варюшин В. В. Тренировка юных футболистов – М.: Физическая культура, 2019. – 120 с.

4. Голомазов С.В., Чирва Б.Г. Футбол. Игровые упражнения при сближенных воротах для обучения игре в штрафной площади футболистов 11-15 лет. – М.: ТВТ Дивизион, 2019. — 36 с.

5. Красножан Ю.А., Чирва Б.Г. Футбол. Подготовка и проведение разбора игр с футболистами. – М.: ТВТ Дивизион, 2020. — 45 с.


Приложение 1

Карта умений и навыков учащихся объединения «Футбол»

МБОУ СОШ 

 

 

п/п

Фамилия, имя учащегося

Основные сведения о

значении и развитии

физической культуры

Основные базовые

действия,

развивающие

основные группы мышц

Навык выполнения комплекса специальных упражнений

Навыки совместного взаимодействия с партнерами по игре

Развитие посредством игры

внимания, памяти,

восприятия окружающего

Культура общения, ведения диалога

Уровень развития коммуникативных навыков

группового взаимодействия

Итого – в %

+

*

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условные обозначения: «+» умеет и делает хорошо; «*» делает недостаточно хорошо; «–« не умеет делать.

Приложение 2

Карта учета результатов освоения образовательной программы «Футбол»

 

п/п

Фамилия, имя учащегося

Теоретическая подготовка

Практическая подготовка

Учебноинтеллектуальные умения

Учебнокоммуникативные умения

Учебноорганизационные умения

% освоения

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Максимальный балл от 6 до 10

Минимальный балл 1

Средний балл от 2 до 5

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации