Рабочая программа курса по выбору «Рентгеновское зрение»
Рабочая программа курса по выбору «Рентгеновское зрение»
Уровень образования: среднее общее образование
Классы: 10-11
Составители: Селицкий Артём Владимирович, преподаватель учебного отделения АНОО «Президентский Лицей «Сириус», преподаватель-исследователь по направлению «Математика».
Направление
Общеобразовательный блок по направлению «Рентгеновское зрение» для профильных программ направлений.
Название программы
Курс по выбору «Рентгеновское зрение».
Автор программы
Селицкий Артём Владимирович, преподаватель-исследователь по направлению «Математика».
Интегрируемые предметы
В программе интегрировано содержание учебных предметов «Алгебра» и «Геометрия».
Целевая аудитория
Программа предназначена для участников 10-11 классов.
Минимальное и максимальное количество участников
Количество участников от 2 до 15 человек.
Аннотация к программе
Рабочая программа курса по выбору разработана на основе следующих нормативных документов:
- ФГОС среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения №413 от 17.05.2012 г. (с изменениями от 12.08.2022 г. №732);
- Федеральная образовательная программа среднего общего образования, утвержденная приказом Минпросвещения №371 от 18.05.2023 г.;
- Федеральная образовательная программа по (название предмета) (базовый уровень) для 10-11 классов образовательных организаций;
- Примерный учебный план общеобразовательного модуля основного общего образования для обучающихся интенсивных профильных программ Образовательного центра «Сириус»;
- Положение о рабочих программах Президентского лицея «Сириус».
Данный курс по выбору реализуется в рамках индивидуального учебного плана (далее ИУП) среднего общего образования 10-11 классов для направлений «Наука», «Искусство», «Спорт».
Рабочая программа курса по выбору направлена на углубление знания учащихся по вопросам прямых и плоскостей в пространстве, формирует умения решения позиционных задач. Курс направлен на подготовку учащихся к успешной сдаче ЕГЭ.
Программа рассчитана на 6 часов.
Цели и задачи программы
Основная цель факультативного курса: формирование знаний теории построения сечений многогранников, умений ими оперировать и применять их при решении различных задач.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
ознакомить учащихся с основными методами построения сечения многогранников;
формирование умений применять полученные знания при решении позиционных зада;
развитие пространственного и логического мышления, обогащение и расширение геометрического кругозора учащихся.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения модуля
Личностные:
овладение языком математики и математической культурой как средством познания мира, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
готовность к труду, осознание ценности трудолюбия, интерес к различным сферам профессиональной деятельности;
готовность и способность к математическому образованию и самообразованию на протяжении всей жизни, готовность к активному участию в решении практических задач математической направленности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику математических закономерностей, объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметные:
выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов;
воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения;
делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
проводить самостоятельно доказательства математических утверждений, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные суждения и выводы;
выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать вопросы;
оценивать надёжность информации по самостоятельно сформулированным критериям;
воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
представлять результаты решения задачи, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов, владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, данных, найденных ошибок, выявленных трудностей;
давать оценку приобретённому опыту;
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных задач.
Предметные:
дополнить представления о геометрических понятиях как о важнейших математических моделях;
владение методами доказательств и алгоритмов решения, умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
формированность умений исследовать построенные модели, интерпретировать полученный результат;
владеть геометрическими понятиями при решении задач и проведении математических рассуждений;
исследовать чертежи, включая комбинации фигур, извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную на чертежах;
решать задачи геометрического содержания, в том числе в ситуациях, когда алгоритм решения не следует явно из условия, выполнять необходимые для решения задачи дополнительные построения, исследовать возможность применения теорем и формул для решения задач;
уметь формулировать и доказывать геометрические утверждения;
владеть понятиями стереометрии: призма, параллелепипед, пирамида, тетраэдр; иметь представления об аксиомах стереометрии и следствиях из них и уметь применять их при решении задач;
уметь строить сечения многогранников с использованием различных методов;
иметь представление о скрещивающихся прямых в пространстве и уметь находить угол и расстояние между ними;
применять теоремы о параллельности прямых и плоскостей в пространстве при решении задач;
уметь применять параллельное проектирование для изображения фигур;
уметь применять перпендикулярности прямой и плоскости при решении задач;
владеть понятиями ортогональное проектирование, наклонные и их проекции, уметь применять теорему о трех перпендикулярах при решении задач;
владеть понятиями расстояние между фигурами в пространстве, общий перпендикуляр двух скрещивающихся прямых и уметь применять их при решении задач.
Содержание программы
Рентгеновское зрение (6 ч.)
Многогранники. Точка, прямая, плоскость, пространство. Понятие об аксиоматическом построении стереометрии: аксиомы стереометрии и следствия из них. Взаимное расположение прямых в пространстве: пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые. Параллельность прямых и плоскостей в пространстве: параллельные прямые в пространстве, параллельность трёх прямых, параллельность прямой и плоскости. Параллельность плоскостей: параллельные плоскости, свойства параллельных плоскостей. Простейшие пространственные фигуры на плоскости: тетраэдр, куб, параллелепипед, построение сечений. Перпендикулярность прямой и плоскости: перпендикулярные прямые в пространстве, прямые параллельные и перпендикулярные к плоскости, признак перпендикулярности прямой и плоскости, теорема о прямой перпендикулярной плоскости. Углы в пространстве: угол между прямой и плоскостью, двугранный угол, линейный угол двугранного угла. Виды и свойства многогранников. Теорема о параллельных плоскостях.
Основные позиционные задачи. Метод следов. Метод внутреннего проектирования.
Формы контроля
Практическая работа:
Построение всевозможных сечений куба.
Самостоятельные работы:
Решение задач по готовым чертежам.
Построение сечения многогранника (по выбору учителя) методом внутреннего проектирования.
Технологическая карта учебного модуля
№ занятия | Краткое содержание (темы уроков) | Формы работы, лабораторные, практические, творческие работы, мини-проекты | Ресурсы |
| Модуль «Рентгеновское зрение» (6 ч.) | ||
1 | Основные позиционные задачи. Многогранники. Точка, прямая, плоскость, пространство. Понятие об аксиоматическом построении стереометрии: аксиомы стереометрии и следствия из них. | Интерактивная беседа-дискуссия | Презентация |
2 | Основные позиционные задачи. | Практическая: Выявление уровня сформированности пространственного воображения. | Рабочие листы (заранее распечатанные) |
3 | Метод следов. | Интерактивная беседа-дискуссия. Построение сечения многогранника (по выбору учителя) методом следов. Решение конкретных задач на местах, с наглядным разбором учащимися у доски. | Интерактивная доска. Рабочая тетрадь. |
4 | Метод следов. | Практическая: Решение задач по готовым чертежам | Рабочие листы (заранее распечатанные) |
5 | Метод внутреннего проектирования. | Интерактивная беседа-дискуссия. | Интерактивная доска. |
6 | Метод внутреннего проектирования. | Индивидуальная самостоятельная работа: Построение сечения многогранника (по выбору учителя) методом внутреннего проектирования. Решение конкретных задач на местах, с наглядным разбором учащимися у доски. | Рабочая тетрадь. |
Требования к условиям организации образовательного процесса
Учебные помещения:
Учебная аудитория, оснащенная компьютерами, техническими (мультимедийными) средствами обучения для использования цифровых ресурсов.
Технические средства обучения:
Мультимедийный проектор (ТВ панель).
Компьютер.
Экран.
Выход в Интернет.
Компьютеры (ноутбуки) по количеству обучающихся
Расходные материалы:
Плотная бумага формата А4, канцелярские принадлежности.
Оценка образовательных результатов реализации программы
Оценивается практическая работа обучающихся на каждом уроке в виде отметки.
Успешно выполнил задание – оценка «5»,
Допустил 1-2 ошибки при выполнении практического задания– оценка «4»,
3-6 ошибок – оценка «3»,
7 и более ошибок – оценка «2».
По итогам курса ставится общая оценка.
Требования к кадровому обеспечению
Аннотация для приложения «Сириус»
Своеобразие геометрии, выделяющее её из других разделов математики, да и всех областей науки вообще, заключается в неразрывном, органическом соединении живого воображения со строгой логикой. Решение любых стереометрических задач требует не только вычислительных и логических умений и навыков, но и умений изображать пространственные фигуры на плоскости (например, на листке бумаги, классной доске), что по сути своей тесно связано с темой «Геометрические построения на плоскости». Плоский чертёж не вызывает ощущения пространственности, не даёт возможность определить отношение между отдельными элементами изображаемого объекта. Практическое понимание и логическое осмысление в большинстве видов деятельности играет важную роль, чтобы понять наглядность чертежа. Стереометрические задачи на вычисления и доказательства легко можно решать, используя правильный рисунок пространственной фигуры. В своей сущности и основе геометрия и есть пространственное воображение, пронизанное и организованное строгой логикой.
Ещё в глубокой древности человек чертил и рисовал на скалах, камнях, стенах и предметах домашнего обихода изображения вещей, деревьев животных и людей. Он делал это для удовлетворения своих потребностей, в том числе эстетических. При этом основное требование к таким изображениям заключалось в том, чтобы изображение вызывало правильное, зрительное представление о форме изображаемого предмета.
В настоящее время многие школьники испытывают трудности в изображении пространственных фигур на плоскости, в частности в построении сечений. На это есть объективные причины, исторически сложилось так, что существует разрыв в изучении курсов планиметрии и стереометрии. Построение сечений многогранников и других фигур широко используется в строительном деле, архитектуре, машиностроение и во многих других областях науки и техники. Умение строить сечения поможет учащимся развить пространственное мышление, что во многом поможет им в дальнейшей жизни.