Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Практическая педагогика» для обучающихся 10–11 классов
Составители:
Михеева Наталья Владимировна
Клементьева Анастасия Михайловна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПРАКТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА.»
для обучающихся 10, 11 классов
Пояснительная записка.
Рабочая программа КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ «Практическая педагогика.» для 10-х классов составлена в соответствии с нормативными документами Министерства образования Российской Федерации.
Программа предназначена для подготовки обучающихся психолого-педагогического класса. В современных условиях профессионального образования недостаточное внимание уделяется ознакомительной подготовке будущих специалистов, поэтому выпускник школы не может определиться с профилем профессии. В профориентационных мероприятиях, классных встречах ученики достаточно поверхностно знакомятся с различными видами деятельности, будь это врач, учитель, работник культуры. Необходимо наставить на путь расширения кругозора в сфере профессий. Сегодня наставничество заслуживает самого пристального внимания, в нем отражена жизненная необходимость ученика получить поддержку опытного человека, который способен рассказать и показать работу посредством виртуальной реальности и онлайн встреч с представителями разных сфер работы.
Программа призвана помочь разобраться в профессии «Педагог». Цель данного курса: выявление и развитие у школьников склонностей и способностей к психологопедагогической деятельности, профессиональное самоопределение обучающихся на социально-педагогические профессии.
Современные образовательные технологии для школьников;
• Психология образования;
• Психология общения;
• Психология творчества;
• Педагогическое проектирование;
• Психология цифрового обучения;
• Основы самопознания и саморазвития.
В рамках теоретической подготовки ученики знакомятся с основами педагогики и психологии, основными документами, регламентирующими психолого-педагогическую деятельность, методами обучения и воспитания, в том числе на цифровых платформах, передовым опытом в области педагогики, психологии, медицины и информационных технологий.
Практическая подготовка включает:
• осуществление профессиональных проб (педагогическое взаимодействие с младшими детьми, разработка и проведение мини-уроков, воспитательных мероприятий и др.);
• проведение исследований, разработку и реализацию проектов социальной направленности;
• создание банка данных образовательных ресурсов (в том числе электронных и цифровых);
• волонтерскую деятельность в роли помощника учителя и воспитателя в младших классах;
• участие в созидательной деятельности школьного самоуправления.
Итоговой аттестацией завершения допрофессиональной педагогической подготовки является создание и защита индивидуального или коллективного проекта.
Задачами данного курса являются:
− формирование знаний школьников об особенностях педагогической профессии, знание и понимание норм и традиций педагогической деятельности;
− формирование позитивного и уважительного отношения к педагогическому труду;
− приобретение личностного и профессионального опыта социально-педагогической деятельности.
Образовательные задачи:
- Формирование актуального для подростков “информационного поля” мира профессий, ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры;
- Формирование знаний о системе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы.
- Знакомство с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права.
- Повышение уровня психологической компетентности обучающихся за счет получения соответствующих знаний и умений. Расширения границ самовосприятия, пробуждения потребностей в самосовершенствовании;
Воспитательные задачи:
- Определение степени соответствия “профиля личности” и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения обучающихся;
- Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности обучающегося;
- Формирование готовности выпускников школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего города, его развития и благополучия;
- Развитие способности адаптироваться в реальных социально-экономических условиях.
Развивающие задачи:
- Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;
- Выявление интересов, склонностей обучающихся, направленности личности, первичных профнамерений и их динамики;
- Формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
- Создание условий для развития прикладных умений (способность действовать в ситуации выбора, строить перспективные планы на будущее, решать практические проблемы в экспериментальной ситуации, корректировать выбор, презентовать себя);
- Формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
- Формирование навыков коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы.
Планируемы результаты.
Современные компетенции:
− коммуникация — способность решать задачи межличностного и межкультурного взаимодействия, владение основами профессиональной этики и речевой культуры;
− кооперация — способность поддерживать и развивать социальные связи в качестве участника и лидера команды, устанавливать конструктивные и продуктивные взаимодействия в процессе решения образовательных задач;
− критическое мышление — способность использовать информацию для анализа образовательных событий и процессов, формулировать на его основе обоснованные выводы, выносить обоснованные оценки, применять полученные результаты в ситуации решения педагогических, образовательных задач;
− креативность — способность к творчеству, генерированию идей, готовность использовать инструменты творческой деятельности в процессе решения образовательных задач;
− решение проблем — способность использовать психолого-педагогические знания в процессе решения проблем обучения и воспитания, эффективное поведение в ситуации неопределенности;
− принятие решений — способность на основе анализа педагогических ситуаций, проблем делать выбор наиболее эффективных способов их разрешения.
Личностные качества: потребность в саморазвитии и самообразовании, социальная грамотность, личная и социальная ответственность, инициативность, лидерство, способность к самоорганизации, тактичность, доброжелательность, любопытство, гибкость, открытость опыту, саморегуляция, адаптивность.
Содержание курса.
Программа составлена таким образом, что обучающиеся могут изучить проблему многосторонне: часть учебного материала обучающиеся получают в форме теоретических знаний, другая часть материала направлена на практические работы в форме бесед, развивающих практикумов, профориентационных, деловых игр, тестовых методик и диагностик. Особенность программы состоит в том, что занятия не являются традиционными уроками, так как проходят в непринужденной для подростков атмосфере в форме тренинга, за счет использования групповых и интерактивных методов обучения, активизирующих методик. Оценка достижений учащихся происходит: во-первых, по итогам групповой рефлексии, во-вторых, по результатам психологического тестирования, в-третьих, по анализу образовательного продукта.
|
Тема |
Форма занятия |
Кол. часов |
В том числе |
ЭОР / ЦОР |
|
Теория |
Практика |
|||||
11 часов |
||||||
1 |
Образ современного педагога. |
Видео экскурсия «Жизнь педагога» |
1 |
1 |
|
Презентация |
2 |
Педагогические способности. |
Беседа |
1 |
1 |
|
Презентация, видео |
3 |
Искусство быть с детьми дошкольного возраста |
Мастер-класс |
1 |
|
1 |
Презентация
|
4 |
Искусство быть с детьми начальных классов. |
Мастер-класс |
1 |
|
1 |
Презентация
|
5 |
Искусство быть с детьми среднего звена |
Мастер-класс |
1 |
|
1 |
Презентация
|
6 |
Искусство быть с детьми старших классов |
Мастер-класс |
1 |
|
1 |
Презентация
|
7 |
Искусство быть со взрослыми.
|
Беседа-практикум |
1 |
|
1 |
Презентация
|
8,9 |
Взаимодействие наставника и обучающегося |
Беседа-практикум |
2 |
|
1 |
Презентация
|
10 |
Содержание и функция классного руководства |
Беседа |
1 |
1 |
|
Презентация
|
11 |
Педагогические пробы. Кейс педагога |
Практическое занятие |
1 |
|
1 |
Видео педагогических ситуаций. |
11 часов |
||||||
12 |
Развитие и коррекция поведенческой сферы. Я - личность. Я в стрессовой ситуции. |
Беседа-практикум |
1 |
|
1 |
Презентация
|
13 |
Развитие и коррекция семейнфых отношений. |
Мастер-класс |
1 |
|
1 |
Презентация
|
14 |
Я в мире с собой. Самопознание в профессии. |
Беседа |
1 |
1 |
|
Презентация. Мотивационное видео. |
15 |
Профессиональная проба. Воспитатель. |
Практическое занятие |
1 |
|
1 |
Презентация
|
16 |
Профессиональная проба. Педагог. |
Практическое занятие |
1 |
|
1 |
Презентация
|
17 |
Профессиональная проба. Психолог. |
Практическое занятие |
1 |
|
1 |
Презентация
|
18 |
Профессиональная проба. Педагог организатор. |
Практическое занятие |
1 |
|
1 |
Презентация
|
19 |
Профессиональная проба. Директор школы. |
Практическое занятие |
1 |
|
1 |
Презентация
|
20-22 |
Проектная деятельность. Составление проекта программы летнего пришкольного лагеря. |
Практическое занятие |
3 |
1 |
2 |
Презентация Видео режимных моментов летнего лагеря. |
12 часов |
||||||
23 |
Игропедагогика - это игра с образовательным компонентом. |
Мастер-класс |
1 |
|
1 |
Презентация
|
24 |
Игропедагогика. Игры для самопознания. |
Мастер-класс |
1 |
|
1 |
Презентация
|
25 |
Игропедагогика. Игры для сплочения коллектива. |
Мастер-класс |
1 |
|
1 |
Презентация
|
26 |
Игропедагогика. Мини-игры, физкультминутки для организации внимания. |
Мастер-класс |
1 |
|
1 |
Презентация
|
27 |
Игропедагогика. Игры в семье. |
Мастер-класс |
1 |
|
1 |
Презентация
|
28 |
Игропедагогика. Игры на уроке. |
Мастер-класс |
1 |
|
1 |
Презентация
|
29-31 |
Проектная деятельность. Картотека. «Игры, которые нужны всем» |
Практическое занятие |
3 |
1 |
2 |
Презентация Видео игровых ситуаций. |
32, 33 |
Проба себя. Открытые занятия. |
Практические занятия |
2 |
|
2 |
Презентация
|
34 |
Встреча с интересными людьми. |
Беседа |
|
1 |
|
Презентация
|
Содержание учебно-тематического планирования
1 Образ современного педагога. Введение. Современный рынок труда и его требования к профессионалу. Образование на современном этапе. Личностные качества педагога. Обсуждение-дискуссия образов учителей в фильмах «Завтра была война», «Уроки французского», «Доживем до понедельника»
2 Педагогические способности. Деловая игра по личным воспоминаниям об учителях. Эссе «Каким должен быть учитель?»
3 Искусство быть с детьми дошкольного возраста. Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности.Изучение профессиональных склонностей. Использование образовательных порталов «Профориентир» для организации тестирования и опроса на выявление профессиональных предпочтений. Особенности детей дошкольного возраста.
4 Искусство быть с детьми начальных классов. Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности.Изучение профессиональных склонностей. Использование образовательных порталов «Профориентир» для организации тестирования и опроса на выявление профессиональных предпочтений. Особенности детей младшего школьного возраста.
5 Искусство быть с детьми среднего звена. Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности.Изучение профессиональных склонностей. Использование образовательных порталов «Профориентир» для организации тестирования и опроса на выявление профессиональных предпочтений. Особенности общения с подростками.
6 Искусство быть с детьми старших классов. Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности.Изучение профессиональных склонностей. Использование образовательных порталов «Профориентир» для организации тестирования и опроса на выявление профессиональных предпочтений. Сложность выбора профессии.
7 Искусство быть со взрослыми. Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности.Изучение профессиональных склонностей. Использование образовательных порталов «Профориентир» для организации тестирования и опроса на выявление профессиональных предпочтений. Профессиональная перспектива. Форсайт сессия «Я через 20 лет».
8,9 Взаимодействие наставника и обучающегося. Профессиональная педагогическая позиция. Решение ситуационных задач. Знакомство с учреждениями высшего и среднего профессионального педагогического образования. Видеоэкскурсии в учреждения профессионального образования.
10 Содержание и функция классного руководства. «Педагогические алгоритмы». Как работать с детским коллективом на уроке. Педагогические техники решения педагогических задач. Приемы педагогической техники.
11 Педагогические пробы. Кейс педагога. Открытые уроки лучших учителей школы. Анализ посещенных уроков
12 Развитие и коррекция поведенческой сферы. Я - личность. Я в стрессовой ситуции. Темперамент, характер, способности. Основы целеполагания. Мотивация деятельности.
13 Развитие и коррекция семейных отношений. Психолого-возрастные особенности школьников. Психическая регуляция поведения и деятельности. Особенности межличностного общения. Правила эффективного общения.
14 Я в мире с собой. Самопознание в профессии. Педагогическая этика, сферы ответственности учителя (педагога) – вовлечение каждого ребёнка в образовательный процесс, обеспечение индивидуальной и совместной деятельности, эмоциональной безопасности и безопасности жизни и здоровья детей. Решение педагогических задач, содержащих примеры нарушения этики педагога. Анализ решений.
Профессиональная педагогическая позиция. Решение ситуационных задач.
15 Профессиональная проба. Воспитатель. Мир педагогических профессий. Изучение профессиональных склонностей. Образ «Я». Профессиональная перспектива. Форсайт сессия «Я через 20 лет».
16 Профессиональная проба. Педагог. Мир педагогических профессий. Изучение профессиональных склонностей. Образ «Я». Профессиональная перспектива.
17 Профессиональная проба. Психолог.Мир педагогических профессий. Изучение профессиональных склонностей. Образ «Я». Профессиональная перспектива.
18 Профессиональная проба. Педагог - организатор.Мир педагогических профессий . Изучение профессиональных склонностей. Образ «Я». Профессиональная перспектива.
19 Профессиональная проба. Директор школы.Мир педагогических профессий: воспитатель, психолог, методист, логопед, тренер, учитель. Преподаватель, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, социальный педагог. Инспектор по делам несовершеннолетних, профориентолог, тьютор, и т.д.
20-22 Проектная деятельность. Составление проекта программы летнего пришкольного лагеря. Сценарно-режиссерские технологии. Культурно-досуговые программы. Энциклопедия КТД. Постановочная технология номера в праздничных зрелищах. Лидерская площадка. Школа подготовки помощников вожатых. Искусство организатора. Тренинг «Вожатый + и ++».
23 Игропедагогика - это игра с образовательным компонентом.Технология игровой деятельности – виды игр, их функции и задачи. Квестовые, экскурсионные технологии, технологии малых форм и т. Д. Диги-технологии. Проектные технологии. Социальное проектирование.
24 Игропедагогика. Игры для самопознания. Технология игровой деятельности – виды игр, их функции и задачи. Квестовые, экскурсионные технологии, технологии малых форм и т. Д. Диги-технологии. Проектные технологии. Социальное проектирование.
25 Игропедагогика. Игры для сплочения коллектива. Технология игровой деятельности – виды игр, их функции и задачи. Квестовые, экскурсионные технологии, технологии малых форм и т. Д. Диги-технологии. Проектные технологии. Социальное проектирование.
26 Игропедагогика. Мини-игры, физкультминутки для организации внимания. Технология игровой деятельности – виды игр, их функции и задачи. Квестовые, экскурсионные технологии, технологии малых форм и т. Д. Диги-технологии. Проектные технологии. Социальное проектирование.
27 Игропедагогика. Игры в семье. Технология игровой деятельности – виды игр, их функции и задачи. Квестовые, экскурсионные технологии, технологии малых форм и т. Д. Диги-технологии. Проектные технологии. Социальное проектирование.
28 Игропедагогика. Игры на уроке. Технология игровой деятельности – виды игр, их функции и задачи. Квестовые, экскурсионные технологии, технологии малых форм и т. Д. Диги-технологии. Проектные технологии. Социальное проектирование.
29-31 Проектная деятельность. Картотека. «Игры, которые нужны всем». Виды проектов. Требования к проектной деятельности. Этапы работы над проектом. Презентация результатов.
32, 33 Проба себя. Открытые занятия. Реализации проектных идей. Проведение уроков, занятий, образовательных событий.Защита проекта. Анализ проведенных мероприятий. Формирование сборника сценариев и разработок.
- Встреча с интересными людьми. Мастер-классы учителей школы.