Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Хоровое пение»

0
0
Материал опубликован 18 January

9

 

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Хоровое пение»

для обучающихся 1 – 4 классов

 

Составитель: Симакина Елена Григорьевна

учитель начальных классов

филиала «Павловская ООШ» МБОУ «Студенковская СОШ»

Александро-Невского района Рязанской области

 

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Хоровое пение» составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

 

- Федерального закона РФ от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 

- приказа Министерства образования Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; Приказа Минобразования России и науки РФ от 18.05.2015 N 507 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобразования России и науки РФ от 06.10.2009 N 373". Приказа от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт начального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;

 

- Постановления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10». «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011) (далее - СанПиН 2.4.2. 2821-10);

 

- учебного плана филиала «Павловская ООШ» МБОУ «Студенковская СОШ» Александро-Невского муниципального района Рязанской области;

 

- годового календарного графика МБОУ «Студенковская СОШ».

 

Вокальная работа представлена в программе как синкретичный вид искусства, которая тесно переплетается с жизнью, бытом, традициями. Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня – это эффективная форма работы с детьми различного возраста. А пение обладает огромной силой воздействия на слушателей и самих исполнителей. Занятия в кружке пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность развивать его музыкальную культуру и художественную самодеятельность школы. Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно привить любовь к музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной внеурочной музыкальной работой, которая проводится в кружковой форме. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов. Ведущее место в этом процессе принадлежит ансамблевому пению и пению в сольном исполнении, что поможет приобщить ребят к вокальному искусству.

Вокальная предполагает творческие продуктивные виды деятельности ученика и учителя на уроке. Развитие певческих навыков в настоящее время актуально, так как:

•  Помогает расширить музыкальное пространство учащихся;

•  Способствует его духовному росту;

•  Создает условия для формирования интереса к истории своего народа, семьи, традициям и культуре россиян;

•  Формирует навыки пропаганды музыкального искусства;

•  Создает условия для применения здоровьесберегающих технологий на уроке и внеурочной деятельности;

•  Воспитывает бережное и уважительное отношение к песне.

 

При подготовке и реализации программы использована методология Е. Д.Критской, Г. П.Сергеевой, Т. С.Шмагиной, суть которой сводиться к следующему: «Акцент на уроках музыки в системе массового музыкального воспитания и образования должен быть поставлен не столько на приобретение теоретических знаний, сколько на расширение его эмоционального отклика на музыку, формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству как части окружающей его жизни. Главным являются не столько знания о музыке, сколько погружение детей в саму музыку, знание самой музыки. Этому способствует прежде всего исполнительская деятельность школьников, развитие навыков коллективного музицирования – пения, игры на музыкальных инструментах, пластического интонирования, простейших импровизаций и др.».

Интересен для детей и прием «игрового вхождения» в песню или танец, т. е. разыгрывание, инсценировка, драматизация, с включением танцевальных движений.

Из этого вытекает художественно-педагогическая идея данной программы: создать художественное пространство для решения творческой задачи с целью знакомства с вокальной музыкой, освоением правил пения и воспитанием эстетического вкуса.

Занятия предусматривают перспективное развитие навыков вокального мастерства, подчинение основному образовательному принципу – от простого к сложному, от знаний к творчеству, к увлекательным делам и вокальным концертам.

 

Цель:

Познакомить детей с вокальной музыкой, которая оставит глубокий след в сердце, приобщить к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства, способствовать формированию устойчивого интереса к пению, музыкально-творческой деятельности, воспитывать художественно-эстетический вкус.

 

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих задач:

1.На основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому наследию, пониманию и уважению певческих традиций.

2.Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека; формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.

3.Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить двухголосному исполнению песен. Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.

4.Развивать музыкальность, музыкальный слух, музыкальную память и восприимчивость певческого голоса, приобщение к певческому искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;

5.Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса.

6.Сформировать потребности в общении с музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена коллектива.

 

Для эффективного решения данных задач применяется методика, согласно которой занятия включают в себя три компонента:

Распевание, которое помогает настроиться на пение, обучиться основам вокальной грамоты, научиться правильно петь.

Сольфеджио, во время которого идет работа над развитием музыкального слуха учащихся.

Работа над репертуаром, разучивание и исполнение произведений позволяет воспитывать и развивать музыкально-художественный вкус учащихся.

 

Основные содержательные линии:

·  обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и вокалу;

·  усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний;

·  обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.

Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности:

·  сольное и ансамблевое пение,

·  слушание различных интерпретаций исполнения,

·  пластическое интонирование,

·  добавление элементов импровизации,

·  движения под музыку,

·  элементы театрализации.

 

Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение нотного материала, индивидуального стиля каждого композитора. Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.

Музыкальную основу программы составляют произведения для детей и юношества и песни современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов - песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы. Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий). Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках внеурочной деятельности. Имеет место варьирование.

Межпредметные и внутрипредметные связи.

 

Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, сценическим искусством, ритмикой, окружающим миром, физкультурой, математикой.

 

Методы и формы.

•  На вокальных занятиях использую различные формы и методы обучения:

•  Слушание и анализ музыкальных произведений

•  Исполнение песен в хоре, ансамбле, соло, с запевалами, "цепочкой", и др.

•  " Концерт по заявкам"

•  Музыкальные игры (кроссворды, викторины, "Угадай мелодию", "Юный композитор", игры-импровизации)

•  Тесты

•  Анкеты

•  "Музыкальная живопись"

•  Физминутки

•  Метод обучения в сотрудничестве.

 

В ходе реализации программы и обучения музыке обеспечивается возможность формирования у обучающихся всех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

 

Основные показатели эффективности реализации данной образовательной программы:

- высокий уровень мотивации кружковцев к вокально-хоровому исполнительству;

- профессиональное самоопределение одаренных детей в области музыкально-хорового образования;

- творческая самореализация воспитанников, участие вокально-хоровых коллективов в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях.

 

Предметные результаты программы

Реализация программы должна обеспечить:

- развитие музыкальных способностей и творческих качеств учащихся;

- развитие общих способностей: памяти, внимания, воли, воображения, мышления;

- развитие навыка пения по нотам;

- умение осознанно применять навыки академического звукообразования для музыкального образа в зависимости от его эмоционально – нравственного содержания;

- навыки исполнения двух, трехголосных произведений, среди которых могут быть народные песни, сочинения композиторов – классиков, произведения современных композиторов, произведения духовной музыки с аккомпанементом и a cappella;

- формирования желания продолжить заниматься пением в хоре, как в художественной самодеятельности, так и продолжая обучаться в профессиональном учреждении;

- способность взаимодействовать с окружением в соответствии с принятыми нормами и способность понимать чувства и потребности других людей.

В результате обучения хоровому пению ученик должен знать и понимать:

- специфику певческого искусства;

- основные жанры народной и профессиональной хоровой музыки;

- многообразие музыкальных образов и способов их развития.

Уметь:

- эмоционально – образно воспринимать и выразительно исполнять хоровые и вокальные произведения;

- исполнять свою партию в хоре, в том числе с ориентацией на нотную запись;

- устанавливать взаимосвязи между различными видами искусства на уровне общих идей, художественных образов.

Метапредметные результаты

Личностные результаты:

формирование и развитие художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе разучивания хоровых произведений (народных и композиторских);

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре разных народов на основе знакомства с музыкальными произведениями разных стран и эпох;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных форм, стилей, эмоциональной окраски;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путём ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

развитие мотивации к учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения посредством раскрытия связи между музыкой и жизнью, воздействия музыки на человека;

формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе освоения музыкальных произведений, их коллективного обсуждения;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, связанных с исполнительской деятельностью (концерты, репетиции, плановые занятия и т.д.);

формирование установки на безопасный здоровый образ жизни посредством развития представления о гармонии в человеке физического и духовного начал;

формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

Учащиеся получат возможность:

удовлетворять потребность в культурно - досуговой деятельности, духовно обогащающей личность.

Универсальные учебные действия (УУД)

Познавательные:

Учащиеся научатся:

логическим действиям сравнения, анализа, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

применять методы наблюдения, экспериментирования (например, при моделировании различных исполнительских схем хорового произведения);

рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха исполнительской деятельности;

адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения;

Учащиеся получат возможность:

научиться реализовывать собственные творческие замыслы, подготавливая своё выступление и выступая перед зрителями;

удовлетворять потребность в культурно - досуговой деятельности, интеллектуально обогащающей личность, расширяющей и углубляющей знания о данной предметной области.

Регулятивные:

Учащиеся научатся:

планировать, контролировать и оценивать собственные действия по разучиванию и исполнению хоровых произведений ;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

выделять критерии оценки исполнения произведения, а также пользоваться на практике этими критериями;

мобилизовать силы и волевую саморегуляцию в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Учащиеся получат возможность научиться:

формулировать задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе совместной исполнительской деятельности;

действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учётом имеющихся условий.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

понимать композиционные особенности произведения и учитывать их при построении разных вариантов исполнительской интерпретации;

использовать речевые средства (а при необходимости и средства информационных технологий) для решения коммуникативных и познавательных задач (например, при обсуждении особенностей исполнения народных песен);

опыту общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

Учащиеся получат возможность:

совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на приобретённый в ходе хоровых занятий и выступлений сценический опыт публичного исполнения музыкальных произведений.

 

В качестве главных подходов в обучении программы избраны: стилевой подход, творческий, системный, импровизации и музыкально-ритмического и сценического движения.

1.СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у детей осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

2.ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально-сценической театрализации. В связи с этим, в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.

3.СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

4.МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Вводное занятие

Знакомство с учебным предметом, классом, педагогом, друг с другом (рекомендуются различные игровые моменты).

Проведение инструктажа по технике безопасности. Правила поведения во время занятий.

Правила пения и охрана детского голоса.

 

Вокально-хоровая работа

 

Певческая установка

Одним из первоначальных этапов в обучении является певческая установка.

Формирование у учащихся навыков правильной певческой установки: прямое положение корпуса, руки свободно вдоль тела, голова в ровном положении, а так же навыков правильной певческой посадки: сидеть на краю стула, спина ровная, ноги стоят на полу под прямым углом (общее состояние – активное) достигаются постепенно в процессе занятий.

 

Дыхание

Этот раздел основывается на использовании элементов дыхательной гимнастики и ставит перед собой следующие задачи:

- приобретение навыков певческого дыхания с усвоением трех элементов: вдох, задержка, выдох;

- развитие среднереберного певческого дыхания; вдох легкий, выдох бесшумный.

 

Дикция и артикуляция

Артикуляционные упражнения.

Самомассаж артикуляционного аппарата.

Упражнения для губ, упражнения для языка. Губы активные, нижняя челюсть раскрепощена.

Отработка четкого произношения согласных звуков: взрывных, шипящих. http://diktory.com/dikciya.html

Работа над скороговорками. Сочетание четкого произношения с движениями рук, ног.

 

Вокальные упражнения

Цель упражнений – выработка вокальных навыков, позволяющих овладеть певческим голосом. Они содействуют укреплению голосового аппарата, развивают его гибкость и выносливость, способствуют воспитанию певческих навыков.

На первом-втором году обучения главная задача упражнений: выработка чёткого унисона, расширение диапазона, овладение основными вокально-хоровыми навыками. Упражнения исполняются как маленькие произведения с различным образным содержанием. Фортепианное сопровождение заключается в гармонической поддержке исполнения. Мелодия упражнений не дублируется. Цель сопровождения – привитие гармонического восприятия упражнений. Важную роль играет исполнение гаммы в различных вариантах. Пение простых музыкальных фраз.

Творческие задания

Выполнение различных заданий, позволяющих проявить творчество, развивающих фантазию. Большое внимание развитию образного мышления (образ во всем – от попевок, до произведений).

Работа над произведениями

Основа этого учебного раздела – тщательная работа над образным содержанием исполняемых произведений, которую условно можно разделить на несколько этапов:

- образное содержание;

- отработка интонационных оборотов;

- дикционные сложности;

- разучивание произведений;

- концертный вариант исполнения.

Звуковедение. Звукоизвлечение мягкое, без рывков. Ощущение округлого звука. Сочетание пения и движения рук или всего корпуса.

Ансамбль, строй. Четкий унисон. Умение слушать друг друга, не выделяя голос из общего звучания. Интонирование простейших мелодий.

Хоровое сольфеджио, музыкальная грамота

Знакомство с длительностями, скрипичным ключом, расположением нот на нотном стане. Осознание сильной и слабой доли, ручные знаки. Понятие о высоких и низких звуках. Ручные знаки и пение «по руке». Использование ручных знаков при пении вокальных упражнений, например: «Живой рояль», «Музыкальное эхо».

Слушание музыки

Цель этого учебного раздела – развитие хорошего эстетического вкуса, накопление слушательского опыта. Слушание музыки используется для развития образного мышления детей. Применяются различные творческие задания (рисунок, придумать сюжет, название).

Рекомендуемые произведения для слушания: П.И.Чайковский «Детский альбом», М.П. Мусоргский «Картинки с выставки», К. Сен–Санс «Карнавал животных».

Использование игровых ситуаций, направленных на раскрепощение, на повышение активности на занятиях, основанных на формирование позитивного мышления.

Воспитательные мероприятия

Воспитательные мероприятия – важнейший фактор воспитания, осуществляются по трём основным направлениям:

- формирование традиций коллектива,

- идеологическая и воспитательная работа,

- общественно-полезная работа.

Направлены на:

нравственно эстетическое воспитание детей, формирование их музыкального вкуса и интересов;

воспитание интереса к просветительской работе, стремление пропагандировать музыкальную культуру;

формирование самостоятельности и творческой активности;

развитие слушательской культуры, пробуждение художественных интересов;

воспитание чувства патриотизма;

воспитание чувства коллективизма;

расширение музыкального кругозора.

Итоговое занятие

Концерт для родителей

Прогнозируемая результативность

В результате первого-второго года обучения дети должны усвоить понятия о культуре поведения во время занятий и выступлений, а так же овладеть навыками:

- правильной певческой посадки и установки,

- мягкой атаки звука,

- чистого интонирования мелодии,

- чёткого произношения текста,

- пения в хоре несложных песен в унисон с сопровождением,

- следование дирижерским знакам.

 

Учебно - методическое обеспечение программы

 

Список литературы

1. Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. –М, 2001.
 2. Баренбай Л.А. Путь к музицированию. – М., 1998.
 3. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007.
 4. Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. – М, 2004
 5. Вопросы вокальной педагогики. – М., 1997
 6. Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998.
 7. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в школе. – М, 1998.  

 

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов, известных хоровых детских коллективов.

 

Аудиоматериалы.

Фонограммы песен для прослушивания, разучивания и исполнения.

 

Электронные ресурсы

http://www.mp3sort.com/

http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm

http://forums.minus-fanera.com/index.php

http://alekseev.numi.ru/

http://talismanst.narod.ru/

http://www.rodniki-studio.ru/

http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm

http://www.lastbell.ru/pesni.html

http://www.fonogramm.net/songs/14818

http://www.vstudio.ru/muzik.htm

 

 

 

 

 

 

 


 


 

 

 

Календарно – тематический план кружка «Хоровое пение»

 

урока

Тема

Кол-во

часов

Дата

Формы контроля

Планируемые результаты

 

Освоение предметных знаний

УУД

1 полугодие «Одноголосие» -16 часов

1 четверть «Ритм» -8 уроков

1

урок

Мир музыки

1

 

Беседа.

Выполнение практических заданий

 

Высота звука.

Длительность звука.

Пульс

Затакт.

Ритм.

Певческая установка – правила пения.

Прохлопать ритмический рисунок марша - песни

Ритмопластика.

Пение затакта.

2/3

Урок

Марш

2


 


 

 

Беседа.

Устный опрос.

Выполнение практических заданий

Взаимопроверка. Самопроверка. Самооценка

Работа в группах. Творческое задание.

Размер 4/4

Характерные черты марша. Метроритм

Такт -4 доли

Пунктирный ритм

Затакт

Пение звуков трезвучия в мажоре и миноре.

Прохлопать затакт в марше.

Произношение текста - Артикуляция.

Пульсация – выделить сильные

и слабые доли такта

Ритмопластика

 

4/5

Урок

Песня

2


 


 

 

Характерные черты лирической музыки.

Метроритм.

Размер 3/4

3 доли – 3 шага.

Интервал.

Интонация

Пение звуков трезвучия в мажоре и миноре. Нахождение тоники. Опевание тоники

Пение интонаций лирической песни.

Певческое дыхание.

Прохлопать ритм. Пульс.

Метр – метрическая доля

Сильные и слабые доли такта

 

6/7

Урок

Танец

 

2


 

 

Характерные черты танца.

Метроритм. Размер.

Такт – разные доли такта. Триоль.

Синкопа.

Пение трезвучия в мажоре и миноре. Тоника.

Вокальная работа над характером звука, дыхание.

Определить и прохлопать ритмический танцев.

Пульс. Метр

Определить сильные и слабые доли такта.

 

8

урок

Обобщение

 

 

Устный опрос.

Самоконтроль.

Взаимоконтроль.

Элементы

музыкальной

речи

Определить жанр музыки – песня, танец, марш по характерным признакам.

Прохлопать ритм. Пульс.

Услышать тонику, звуки трезвучия,

Спеть муз. обороты - опевание, затакт.

Музыка по выбору

2 четверть «Мелодия» - 8 часов

9

Урок

Лад

1

 

Беседа. Устный и письменный опрос.

Работа в группах. Импровизация.

Творческое задание.

Выполнение практических заданий под руководством преподавателя.

Взаимопроверка. Самооценка

Выступление на смотре, конкурсе, концерте.


 

Основное понятие лада.

Лад – тяготение ступеней

Тоника

Нотная запись

 

Услышать соотношение звуков в мелодии.

Выделить тонику.

Услышать и исполнить тяготение звуков в ладу.

Познакомиться с элементами нотной записи.

10/11

Урок

 

Народные

лады

 

2


 


 

 

Тоника.

Устойчивые и неустойчивые звуки.

Запись – высота и длительность

Записать простые попевки нотными знаками.

Осознать понятие высота и длительность звуков.

Записать метрическую организацию музыки – такт.

Прочитать ритмическую нотную запись.

 

12

урок

Звукоряд

1

 

Тоника.

Трезвучие.

Устойчивые и неустойчивые звуки.

Запись звуков - нота


 

Спеть гамму от звука До, Ре, Ми

Осознать гаммообразное движение от разных звуков. Спеть восходящие и нисходящие

мелодии. Анализировать элементы нотной записи

 

13/14

урок

Мажор

2


 


 

 

Основное понятие .

Гамма.

Тоника

Соотношение звуков. Запись


 

Мажорный звукоряд

Спеть гамму от звука До, Ре, Ми

Спеть и сыграть мажорное трезвучие

Пение тонического трезвучия. гаммы

Записать соотношение звуков мажора

Найти гаммообразное движение в мелодии.

 

 

15

урок

Минор

1

 

Основное понятие.

Гамма. Тоника

Соотношение звуков. Запись


 

Спеть минорную гамму – соотношение звуков в миноре

Ступени минора – построить минорную гамму.

Проанализировать лад в музыке.

 

16 урок

Обобщение

1

 

Урок - Концерт

Обобщение знаний под руководством педагога

 

Определить элементы мелодии: лад, тональность, устойчивые и неустойчивые ступени, трезвучие. Записать попевки.

Исполнение произведений по выбору.

2 полугодие «Двухголосие» - 18 часов

3 четверть «Интервал. Вокальная, инструментальная партия» - 10 часов

17

урок

Созвучие

 

1

 

Беседа. Выполнение практической работы с учителем.

Самоконтроль

Высота музыкального звука.

Интервал.

Интервал мелодический и гармонический

 

Петь интервалы мелодические – интонирование мелодических оборотов.

Слушать гармонические и мелодические интервалы

Познакомиться с записью двухголосия в музыке.

Записать 2-хголосие

18/19,

20

урок

Интервал

3


 

 

Беседа. Выполнение практических заданий под руководством учителя.

Самоконтроль. Самооценка.

Работа в группе. Взаимопроверка.

Творческое задание. Импровизация

Выступление на смотре и конкурсе. Концерт.

Консонанс.

Диссонанс

Интервал мелодический и гармонический

Чтение и запись.

Петь интервалы мелодические – интонирование мелодических оборотов.

Слушание гармонических интервалов

Деление на 2 голоса

Записать 2-хголосие


 

 

 

21,22

урок

Исполнение по партиям

партитура

2


 


 

 

Как прочитать нотную запись?

Запись мелодии и ритмического рисунка


 

Разбор записи по голосам.

Чтение однострочной и двухстрочной записи.

Деление на партии – двухголосная мелодия и сопровождение – 3 группы исполнителей.

Записать 2-хголосие

Чтение и запись.

 

 

23

урок

Партитура

1

 

Что такое партитура?

Образцы записи двухголосной музыки

Слушание и чтение партитуры для инструментов.

Познакомиться с записью партитуры

Записать партитуру

Спеть и сыграть по партиям

24

Урок

Хор – пение по партиям

1

 

Чтение хоровой партитуры

Пение по нотам

Исполнение знакомой музыки по партиям

Записать знакомую музыку по партиям

25

Урок

Оркестр –

партитура

1

 

Инструменты оркестра

Пение и игра по нотной записи

Исполнение знакомой музыки по партиям

Записать знакомую музыку по партиям

26

урок

Обобщение

1

 

Урок - Концерт

Интервалы

Основные понятия о двухголосии.

Чтение нотной записи

 

Прочитать нотную запись.

Услышать количество голосов (партий) в исполнении

Записать знакомое произведение (простое построение)

 

4 четверть «Мелодия и сопровождение» - 8 часов

 

27/28

урок

Элементы

муз-ой речи

2

 

Опрос. Исполнение произведений на смотре и конкурсе

Устный и письменный контроль усвоения знаний.

Выполнение практических заданий под руководством учителя. Работа в группе. Взаимоконтроль.

Самоконтроль. Самооценка.

Концерт.


 

Лад. Тональность. Тоника. Тяготение

Ритм. Метр.

Темп. Тембр.

Мелодия. Гармония.

 


 

Спеть простые лады

Определить на слух простые лады

Слушание музыки – определение элементов

музыкальной речи.

Петь гаммы от звуков До, Ре, Ми

 

29/30

урок

Аккомпа-

немент

2


 

 

Как создаётся музыкальное произведение – фактура.


 

Ритмическое сопровождение

Мелодическое сопровождение.

Подбор сопровождения в разной фактуре.

Гитарное сопровождение.

 

 

31/32

Урок

 

Аккорд

2


 

 


 

Аккорд – элемент музыкальной ткани.

Мелодический и гармонический аккорд.

Виды аккордов.


 

Подобрать основные гармонические функции.

Подобрать простые аккорды.

Импровизация.

Прочитать буквенные обозначения аккордов.

Сыграть сопровождение.

 

33

урок

Импровизация

1

 

«Я создаю музыку»

Элементы музыкальной речи.

Сочинить простую мелодию с сопровождением.

Подобрать сопровождение.

Прочитать и сыграть буквенное обозначение аккордов.

 

34

урок

Обобщение

1

 

Урок - концерт


 

Исполнение разученной музыки по выбору

Материал по выбору

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации