Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Хоровое пение»
9
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Хоровое пение»
для обучающихся 1 – 4 классов
Составитель: Симакина Елена Григорьевна
учитель начальных классов
филиала «Павловская ООШ» МБОУ «Студенковская СОШ»
Александро-Невского района Рязанской области
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Хоровое пение» составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Федерального закона РФ от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказа Министерства образования Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; Приказа Минобразования России и науки РФ от 18.05.2015 N 507 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобразования России и науки РФ от 06.10.2009 N 373". Приказа от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт начального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;
- Постановления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10». «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011) (далее - СанПиН 2.4.2. 2821-10);
- учебного плана филиала «Павловская ООШ» МБОУ «Студенковская СОШ» Александро-Невского муниципального района Рязанской области;
- годового календарного графика МБОУ «Студенковская СОШ».
Вокальная работа представлена в программе как синкретичный вид искусства, которая тесно переплетается с жизнью, бытом, традициями. Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня – это эффективная форма работы с детьми различного возраста. А пение обладает огромной силой воздействия на слушателей и самих исполнителей. Занятия в кружке пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность развивать его музыкальную культуру и художественную самодеятельность школы. Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно привить любовь к музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной внеурочной музыкальной работой, которая проводится в кружковой форме. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов. Ведущее место в этом процессе принадлежит ансамблевому пению и пению в сольном исполнении, что поможет приобщить ребят к вокальному искусству.
Вокальная предполагает творческие продуктивные виды деятельности ученика и учителя на уроке. Развитие певческих навыков в настоящее время актуально, так как:
• Помогает расширить музыкальное пространство учащихся;
• Способствует его духовному росту;
• Создает условия для формирования интереса к истории своего народа, семьи, традициям и культуре россиян;
• Формирует навыки пропаганды музыкального искусства;
• Создает условия для применения здоровьесберегающих технологий на уроке и внеурочной деятельности;
• Воспитывает бережное и уважительное отношение к песне.
При подготовке и реализации программы использована методология Е. Д.Критской, Г. П.Сергеевой, Т. С.Шмагиной, суть которой сводиться к следующему: «Акцент на уроках музыки в системе массового музыкального воспитания и образования должен быть поставлен не столько на приобретение теоретических знаний, сколько на расширение его эмоционального отклика на музыку, формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству как части окружающей его жизни. Главным являются не столько знания о музыке, сколько погружение детей в саму музыку, знание самой музыки. Этому способствует прежде всего исполнительская деятельность школьников, развитие навыков коллективного музицирования – пения, игры на музыкальных инструментах, пластического интонирования, простейших импровизаций и др.».
Интересен для детей и прием «игрового вхождения» в песню или танец, т. е. разыгрывание, инсценировка, драматизация, с включением танцевальных движений.
Из этого вытекает художественно-педагогическая идея данной программы: создать художественное пространство для решения творческой задачи с целью знакомства с вокальной музыкой, освоением правил пения и воспитанием эстетического вкуса.
Занятия предусматривают перспективное развитие навыков вокального мастерства, подчинение основному образовательному принципу – от простого к сложному, от знаний к творчеству, к увлекательным делам и вокальным концертам.
Цель:
Познакомить детей с вокальной музыкой, которая оставит глубокий след в сердце, приобщить к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства, способствовать формированию устойчивого интереса к пению, музыкально-творческой деятельности, воспитывать художественно-эстетический вкус.
Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих задач:
1.На основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому наследию, пониманию и уважению певческих традиций.
2.Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека; формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.
3.Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить двухголосному исполнению песен. Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.
4.Развивать музыкальность, музыкальный слух, музыкальную память и восприимчивость певческого голоса, приобщение к певческому искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;
5.Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса.
6.Сформировать потребности в общении с музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена коллектива.
Для эффективного решения данных задач применяется методика, согласно которой занятия включают в себя три компонента:
Распевание, которое помогает настроиться на пение, обучиться основам вокальной грамоты, научиться правильно петь.
Сольфеджио, во время которого идет работа над развитием музыкального слуха учащихся.
Работа над репертуаром, разучивание и исполнение произведений позволяет воспитывать и развивать музыкально-художественный вкус учащихся.
Основные содержательные линии:
· обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и вокалу;
· усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний;
· обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности:
· сольное и ансамблевое пение,
· слушание различных интерпретаций исполнения,
· пластическое интонирование,
· добавление элементов импровизации,
· движения под музыку,
· элементы театрализации.
Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение нотного материала, индивидуального стиля каждого композитора. Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.
Музыкальную основу программы составляют произведения для детей и юношества и песни современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов - песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы. Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий). Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках внеурочной деятельности. Имеет место варьирование.
Межпредметные и внутрипредметные связи.
Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, сценическим искусством, ритмикой, окружающим миром, физкультурой, математикой.
Методы и формы.
• На вокальных занятиях использую различные формы и методы обучения:
• Слушание и анализ музыкальных произведений
• Исполнение песен в хоре, ансамбле, соло, с запевалами, "цепочкой", и др.
• " Концерт по заявкам"
• Музыкальные игры (кроссворды, викторины, "Угадай мелодию", "Юный композитор", игры-импровизации)
• Тесты
• Анкеты
• "Музыкальная живопись"
• Физминутки
• Метод обучения в сотрудничестве.
В ходе реализации программы и обучения музыке обеспечивается возможность формирования у обучающихся всех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Основные показатели эффективности реализации данной образовательной программы:
- высокий уровень мотивации кружковцев к вокально-хоровому исполнительству;
- профессиональное самоопределение одаренных детей в области музыкально-хорового образования;
- творческая самореализация воспитанников, участие вокально-хоровых коллективов в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях.
Предметные результаты программы
Реализация программы должна обеспечить:
- развитие музыкальных способностей и творческих качеств учащихся;
- развитие общих способностей: памяти, внимания, воли, воображения, мышления;
- развитие навыка пения по нотам;
- умение осознанно применять навыки академического звукообразования для музыкального образа в зависимости от его эмоционально – нравственного содержания;
- навыки исполнения двух, трехголосных произведений, среди которых могут быть народные песни, сочинения композиторов – классиков, произведения современных композиторов, произведения духовной музыки с аккомпанементом и a cappella;
- формирования желания продолжить заниматься пением в хоре, как в художественной самодеятельности, так и продолжая обучаться в профессиональном учреждении;
- способность взаимодействовать с окружением в соответствии с принятыми нормами и способность понимать чувства и потребности других людей.
В результате обучения хоровому пению ученик должен знать и понимать:
- специфику певческого искусства;
- основные жанры народной и профессиональной хоровой музыки;
- многообразие музыкальных образов и способов их развития.
Уметь:
- эмоционально – образно воспринимать и выразительно исполнять хоровые и вокальные произведения;
- исполнять свою партию в хоре, в том числе с ориентацией на нотную запись;
- устанавливать взаимосвязи между различными видами искусства на уровне общих идей, художественных образов.
Метапредметные результаты
Личностные результаты:
• формирование и развитие художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
• формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе разучивания хоровых произведений (народных и композиторских);
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре разных народов на основе знакомства с музыкальными произведениями разных стран и эпох;
• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных форм, стилей, эмоциональной окраски;
• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путём ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
• развитие мотивации к учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения посредством раскрытия связи между музыкой и жизнью, воздействия музыки на человека;
• формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе освоения музыкальных произведений, их коллективного обсуждения;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, связанных с исполнительской деятельностью (концерты, репетиции, плановые занятия и т.д.);
• формирование установки на безопасный здоровый образ жизни посредством развития представления о гармонии в человеке физического и духовного начал;
• формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
Учащиеся получат возможность:
• удовлетворять потребность в культурно - досуговой деятельности, духовно обогащающей личность.
Универсальные учебные действия (УУД)
Познавательные:
Учащиеся научатся:
• логическим действиям сравнения, анализа, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• применять методы наблюдения, экспериментирования (например, при моделировании различных исполнительских схем хорового произведения);
• рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха исполнительской деятельности;
• адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения;
Учащиеся получат возможность:
• научиться реализовывать собственные творческие замыслы, подготавливая своё выступление и выступая перед зрителями;
• удовлетворять потребность в культурно - досуговой деятельности, интеллектуально обогащающей личность, расширяющей и углубляющей знания о данной предметной области.
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
• планировать, контролировать и оценивать собственные действия по разучиванию и исполнению хоровых произведений ;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• выделять критерии оценки исполнения произведения, а также пользоваться на практике этими критериями;
• мобилизовать силы и волевую саморегуляцию в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Учащиеся получат возможность научиться:
• формулировать задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе совместной исполнительской деятельности;
• действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учётом имеющихся условий.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
• слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
• понимать композиционные особенности произведения и учитывать их при построении разных вариантов исполнительской интерпретации;
• использовать речевые средства (а при необходимости и средства информационных технологий) для решения коммуникативных и познавательных задач (например, при обсуждении особенностей исполнения народных песен);
• опыту общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность:
• совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на приобретённый в ходе хоровых занятий и выступлений сценический опыт публичного исполнения музыкальных произведений.
В качестве главных подходов в обучении программы избраны: стилевой подход, творческий, системный, импровизации и музыкально-ритмического и сценического движения.
1.СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у детей осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
2.ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально-сценической театрализации. В связи с этим, в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
3.СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
4.МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие
Знакомство с учебным предметом, классом, педагогом, друг с другом (рекомендуются различные игровые моменты).
Проведение инструктажа по технике безопасности. Правила поведения во время занятий.
Правила пения и охрана детского голоса.
Вокально-хоровая работа
Певческая установка
Одним из первоначальных этапов в обучении является певческая установка.
Формирование у учащихся навыков правильной певческой установки: прямое положение корпуса, руки свободно вдоль тела, голова в ровном положении, а так же навыков правильной певческой посадки: сидеть на краю стула, спина ровная, ноги стоят на полу под прямым углом (общее состояние – активное) достигаются постепенно в процессе занятий.
Дыхание
Этот раздел основывается на использовании элементов дыхательной гимнастики и ставит перед собой следующие задачи:
- приобретение навыков певческого дыхания с усвоением трех элементов: вдох, задержка, выдох;
- развитие среднереберного певческого дыхания; вдох легкий, выдох бесшумный.
Дикция и артикуляция
Артикуляционные упражнения.
Самомассаж артикуляционного аппарата.
Упражнения для губ, упражнения для языка. Губы активные, нижняя челюсть раскрепощена.
Отработка четкого произношения согласных звуков: взрывных, шипящих. http://diktory.com/dikciya.html
Работа над скороговорками. Сочетание четкого произношения с движениями рук, ног.
Вокальные упражнения
Цель упражнений – выработка вокальных навыков, позволяющих овладеть певческим голосом. Они содействуют укреплению голосового аппарата, развивают его гибкость и выносливость, способствуют воспитанию певческих навыков.
На первом-втором году обучения главная задача упражнений: выработка чёткого унисона, расширение диапазона, овладение основными вокально-хоровыми навыками. Упражнения исполняются как маленькие произведения с различным образным содержанием. Фортепианное сопровождение заключается в гармонической поддержке исполнения. Мелодия упражнений не дублируется. Цель сопровождения – привитие гармонического восприятия упражнений. Важную роль играет исполнение гаммы в различных вариантах. Пение простых музыкальных фраз.
Творческие задания
Выполнение различных заданий, позволяющих проявить творчество, развивающих фантазию. Большое внимание развитию образного мышления (образ во всем – от попевок, до произведений).
Работа над произведениями
Основа этого учебного раздела – тщательная работа над образным содержанием исполняемых произведений, которую условно можно разделить на несколько этапов:
- образное содержание;
- отработка интонационных оборотов;
- дикционные сложности;
- разучивание произведений;
- концертный вариант исполнения.
Звуковедение. Звукоизвлечение мягкое, без рывков. Ощущение округлого звука. Сочетание пения и движения рук или всего корпуса.
Ансамбль, строй. Четкий унисон. Умение слушать друг друга, не выделяя голос из общего звучания. Интонирование простейших мелодий.
Хоровое сольфеджио, музыкальная грамота
Знакомство с длительностями, скрипичным ключом, расположением нот на нотном стане. Осознание сильной и слабой доли, ручные знаки. Понятие о высоких и низких звуках. Ручные знаки и пение «по руке». Использование ручных знаков при пении вокальных упражнений, например: «Живой рояль», «Музыкальное эхо».
Слушание музыки
Цель этого учебного раздела – развитие хорошего эстетического вкуса, накопление слушательского опыта. Слушание музыки используется для развития образного мышления детей. Применяются различные творческие задания (рисунок, придумать сюжет, название).
Рекомендуемые произведения для слушания: П.И.Чайковский «Детский альбом», М.П. Мусоргский «Картинки с выставки», К. Сен–Санс «Карнавал животных».
Использование игровых ситуаций, направленных на раскрепощение, на повышение активности на занятиях, основанных на формирование позитивного мышления.
Воспитательные мероприятия
Воспитательные мероприятия – важнейший фактор воспитания, осуществляются по трём основным направлениям:
- формирование традиций коллектива,
- идеологическая и воспитательная работа,
- общественно-полезная работа.
Направлены на:
нравственно эстетическое воспитание детей, формирование их музыкального вкуса и интересов;
воспитание интереса к просветительской работе, стремление пропагандировать музыкальную культуру;
формирование самостоятельности и творческой активности;
развитие слушательской культуры, пробуждение художественных интересов;
воспитание чувства патриотизма;
воспитание чувства коллективизма;
расширение музыкального кругозора.
Итоговое занятие
Концерт для родителей
Прогнозируемая результативность
В результате первого-второго года обучения дети должны усвоить понятия о культуре поведения во время занятий и выступлений, а так же овладеть навыками:
- правильной певческой посадки и установки,
- мягкой атаки звука,
- чистого интонирования мелодии,
- чёткого произношения текста,
- пения в хоре несложных песен в унисон с сопровождением,
- следование дирижерским знакам.
Учебно - методическое обеспечение программы
Список литературы
1. Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. –М, 2001.
2. Баренбай Л.А. Путь к музицированию. – М., 1998.
3. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007.
4. Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. – М, 2004
5. Вопросы вокальной педагогики. – М., 1997
6. Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998.
7. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в школе. – М, 1998.
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов, известных хоровых детских коллективов.
Аудиоматериалы.
Фонограммы песен для прослушивания, разучивания и исполнения.
Электронные ресурсы
http://www.mp3sort.com/
http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
http://forums.minus-fanera.com/index.php
http://alekseev.numi.ru/
http://talismanst.narod.ru/
http://www.rodniki-studio.ru/
http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm
http://www.lastbell.ru/pesni.html
http://www.fonogramm.net/songs/14818
http://www.vstudio.ru/muzik.htm
Календарно – тематический план кружка «Хоровое пение»
|
||||||
№ урока |
Тема |
Кол-во часов |
Дата |
Формы контроля |
Планируемые результаты |
|
|
Освоение предметных знаний |
УУД |
||||
1 полугодие «Одноголосие» -16 часов 1 четверть «Ритм» -8 уроков |
||||||
1 урок |
Мир музыки |
1 |
|
Беседа. Выполнение практических заданий
|
Высота звука. Длительность звука. Пульс Затакт. Ритм. |
Певческая установка – правила пения. Прохлопать ритмический рисунок марша - песни Ритмопластика. Пение затакта. |
2/3 Урок |
Марш |
2 |
|
Беседа. Устный опрос. Выполнение практических заданий Взаимопроверка. Самопроверка. Самооценка Работа в группах. Творческое задание. |
Размер 4/4 Характерные черты марша. Метроритм Такт -4 доли Пунктирный ритм Затакт |
Пение звуков трезвучия в мажоре и миноре. Прохлопать затакт в марше. Произношение текста - Артикуляция. Пульсация – выделить сильные и слабые доли такта Ритмопластика |
|
||||||
4/5 Урок |
Песня |
2 |
|
Характерные черты лирической музыки. Метроритм. Размер 3/4 3 доли – 3 шага. Интервал. Интонация |
Пение звуков трезвучия в мажоре и миноре. Нахождение тоники. Опевание тоники Пение интонаций лирической песни. Певческое дыхание. Прохлопать ритм. Пульс. Метр – метрическая доля Сильные и слабые доли такта |
|
|
||||||
6/7 Урок |
Танец
|
2 |
|
Характерные черты танца. Метроритм. Размер. Такт – разные доли такта. Триоль. Синкопа. |
Пение трезвучия в мажоре и миноре. Тоника. Вокальная работа над характером звука, дыхание. Определить и прохлопать ритмический танцев. Пульс. Метр Определить сильные и слабые доли такта. |
|
|
||||||
8 урок |
Обобщение |
|
|
Устный опрос. Самоконтроль. Взаимоконтроль. |
Элементы музыкальной речи |
Определить жанр музыки – песня, танец, марш по характерным признакам. Прохлопать ритм. Пульс. Услышать тонику, звуки трезвучия, Спеть муз. обороты - опевание, затакт. Музыка по выбору |
2 четверть «Мелодия» - 8 часов |
||||||
9 Урок |
Лад |
1 |
|
Беседа. Устный и письменный опрос. Работа в группах. Импровизация. Творческое задание. Выполнение практических заданий под руководством преподавателя. Взаимопроверка. Самооценка Выступление на смотре, конкурсе, концерте. |
Основное понятие лада. Лад – тяготение ступеней Тоника Нотная запись
|
Услышать соотношение звуков в мелодии. Выделить тонику. Услышать и исполнить тяготение звуков в ладу. Познакомиться с элементами нотной записи. |
10/11 Урок
|
Народные лады
|
2 |
|
Тоника. Устойчивые и неустойчивые звуки. Запись – высота и длительность |
Записать простые попевки нотными знаками. Осознать понятие высота и длительность звуков. Записать метрическую организацию музыки – такт. Прочитать ритмическую нотную запись. |
|
|
||||||
12 урок |
Звукоряд |
1 |
|
Тоника. Трезвучие. Устойчивые и неустойчивые звуки. Запись звуков - нота |
Спеть гамму от звука До, Ре, Ми Осознать гаммообразное движение от разных звуков. Спеть восходящие и нисходящие мелодии. Анализировать элементы нотной записи
|
|
13/14 урок |
Мажор |
2 |
|
Основное понятие . Гамма. Тоника Соотношение звуков. Запись |
Мажорный звукоряд Спеть гамму от звука До, Ре, Ми Спеть и сыграть мажорное трезвучие Пение тонического трезвучия. гаммы Записать соотношение звуков мажора Найти гаммообразное движение в мелодии.
|
|
|
||||||
15 урок |
Минор |
1 |
|
Основное понятие. Гамма. Тоника Соотношение звуков. Запись |
Спеть минорную гамму – соотношение звуков в миноре Ступени минора – построить минорную гамму. Проанализировать лад в музыке.
|
|
16 урок |
Обобщение |
1 |
|
Урок - Концерт |
Обобщение знаний под руководством педагога
|
Определить элементы мелодии: лад, тональность, устойчивые и неустойчивые ступени, трезвучие. Записать попевки. Исполнение произведений по выбору. |
2 полугодие «Двухголосие» - 18 часов 3 четверть «Интервал. Вокальная, инструментальная партия» - 10 часов |
||||||
17 урок |
Созвучие
|
1 |
|
Беседа. Выполнение практической работы с учителем. Самоконтроль |
Высота музыкального звука. Интервал. Интервал мелодический и гармонический
|
Петь интервалы мелодические – интонирование мелодических оборотов. Слушать гармонические и мелодические интервалы Познакомиться с записью двухголосия в музыке. Записать 2-хголосие |
18/19, 20 урок |
Интервал |
3 |
|
Беседа. Выполнение практических заданий под руководством учителя. Самоконтроль. Самооценка. Работа в группе. Взаимопроверка. Творческое задание. Импровизация Выступление на смотре и конкурсе. Концерт. |
Консонанс. Диссонанс Интервал мелодический и гармонический Чтение и запись. |
Петь интервалы мелодические – интонирование мелодических оборотов. Слушание гармонических интервалов Деление на 2 голоса Записать 2-хголосие |
|
||||||
|
||||||
21,22 урок |
Исполнение по партиям партитура |
2 |
|
Как прочитать нотную запись? Запись мелодии и ритмического рисунка |
Разбор записи по голосам. Чтение однострочной и двухстрочной записи. Деление на партии – двухголосная мелодия и сопровождение – 3 группы исполнителей. Записать 2-хголосие Чтение и запись.
|
|
|
||||||
23 урок |
Партитура |
1 |
|
Что такое партитура? Образцы записи двухголосной музыки |
Слушание и чтение партитуры для инструментов. Познакомиться с записью партитуры Записать партитуру Спеть и сыграть по партиям |
|
24 Урок |
Хор – пение по партиям |
1 |
|
Чтение хоровой партитуры |
Пение по нотам Исполнение знакомой музыки по партиям Записать знакомую музыку по партиям |
|
25 Урок |
Оркестр – партитура |
1 |
|
Инструменты оркестра |
Пение и игра по нотной записи Исполнение знакомой музыки по партиям Записать знакомую музыку по партиям |
|
26 урок |
Обобщение |
1 |
|
Урок - Концерт |
Интервалы Основные понятия о двухголосии. Чтение нотной записи
|
Прочитать нотную запись. Услышать количество голосов (партий) в исполнении Записать знакомое произведение (простое построение) |
4 четверть «Мелодия и сопровождение» - 8 часов
|
||||||
27/28 урок |
Элементы муз-ой речи |
2 |
|
Опрос. Исполнение произведений на смотре и конкурсе Устный и письменный контроль усвоения знаний. Выполнение практических заданий под руководством учителя. Работа в группе. Взаимоконтроль. Самоконтроль. Самооценка. Концерт. |
Лад. Тональность. Тоника. Тяготение Ритм. Метр. Темп. Тембр. Мелодия. Гармония.
|
Спеть простые лады Определить на слух простые лады Слушание музыки – определение элементов музыкальной речи. Петь гаммы от звуков До, Ре, Ми |
|
||||||
29/30 урок |
Аккомпа- немент |
2 |
|
Как создаётся музыкальное произведение – фактура. |
Ритмическое сопровождение Мелодическое сопровождение. Подбор сопровождения в разной фактуре. Гитарное сопровождение.
|
|
|
||||||
31/32 Урок
|
Аккорд |
2 |
|
Аккорд – элемент музыкальной ткани. Мелодический и гармонический аккорд. Виды аккордов. |
Подобрать основные гармонические функции. Подобрать простые аккорды. Импровизация. Прочитать буквенные обозначения аккордов. Сыграть сопровождение. |
|
|
||||||
33 урок |
Импровизация |
1 |
|
«Я создаю музыку» Элементы музыкальной речи. |
Сочинить простую мелодию с сопровождением. Подобрать сопровождение. Прочитать и сыграть буквенное обозначение аккордов.
|
|
34 урок |
Обобщение |
1 |
|
Урок - концерт |
Исполнение разученной музыки по выбору Материал по выбору
|