Рабочая программа курса внеурочной деятельности на тему «Я — курянин» (4 класс)

1
0
Материал опубликован 3 February

t1706954548aa.jpg

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Полукотельниковская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

Принята

на заседании МО школы протокол № 4 от 30.05.2023г.

Согласовано

заместитель директора

по УВР

__________Заикина Т.С.

Утверждаю

Директор школы _______Канунников А.С.

Приказ от 01.09.2023 г.

144/1

 

 

 

 

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Я - курянин»

4 класс

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Апухтина Елена Васильевна,

учитель обществознания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023 год

 

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - КУРЯНИН

 

Освоение программы курса внеурочной деятельности «Я – курянин» направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.

В результате изучения курса планируется достижение следующих личностных результатов, которые отражают готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе:

становление ценностного отношения к своей Родине – России и своей малой родине;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности к окружающим;

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству народов, проживающих в регионе;

стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда;

бережное отношение к родной природе, неприятие действий, приносящих ей вред;

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

Метапредметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «Я – курянин» отражают овладение:

- универсальными учебными познавательными действиями

1) базовые логические действия:

сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;

определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;

2) базовые исследовательские действия:

с помощью взрослого формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

3) работа с информацией:

выбирать источник получения информации, использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о курском крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с задачей;

- универсальными учебными коммуникативными действиями:

1) общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей, описывать достопримечательности родного края;

готовить небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;

2) совместная деятельность:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы, оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы;

- универсальными учебными регулятивными действиями:

1) самоорганизация:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий;

2) самоконтроль:

устанавливать причины успеха/неудач деятельности;

корректировать свои действия для преодоления ошибок.

Занятия в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по учебному предмету «Окружающий мир», «Литературное чтение»:

- проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам Курской области;

- показывать на физической карте изученные крупные географические объекты Курской области;

- показывать на исторической карте места изученных исторических событий, находить место изученных событий на "ленте времени";

- соотносить изученные исторические события и исторических деятелей, прославивших курский край;

- рассказывать о наиболее важных событиях истории, наиболее известных исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях родного края;

- описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки, в том числе государственную символику своего региона;

- находить в произведениях курских авторов отражение нравственных ценностей, фактов бытовой и духовной культуры;

- демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества курского края;

- приводить примеры произведений курских писателей и поэтов;

- составлять краткий отзыв о прочитанном тексте по заданному алгоритму;

- распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;

- называть наиболее значимые природные объекты Курской области;

- называть экологические проблемы региона и определять пути их решения;

- создавать по заданному плану собственные развернутые высказывания о природе и общественном развитии курского края;

- соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной инфраструктуры населенного пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и других);

- использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложка, оглавление, аннотация, иллюстрация, предисловие, приложение, сноски, примечания), в том числе электронного учебного пособия;

- осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и верифицированной информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

- выбирать источники для самостоятельного изучения с учетом рекомендательного списка, рассказывать о прочитанном;

- соблюдать правила безопасного для здоровья использования электронных образовательных и информационных ресурсов.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Я – КУРЯНИН

4 класс

Курсковедение: География. История. Культура

 

Введение. Краеведение в моей жизни.

Значение краеведения для современника. Цели, задачи изучения курса краеведения.

Модуль 1. География Курского края.

Моя школа: учительские династии. Школы Курской области.

Курск географический. Город Курск на карте России и Европы. Окрестности города Курска.

Водное богатство края. Реки, протекающие по территории Курска и области, их география, особенности их флоры, фауны и пр. Проблемы экологии водных ресурсов края. Безопасность поведения на воде.

Г.И.  Шелихов – «Колумб Российский». Биография и открытия Г. И.  Шелихова.

Топонимика. Что изучает топонимика. Топонимика Курского края. Топонимы Курска и Курской области.

Богатства недр земли Курской. КМА. Михайловский ГОК. Виды полезных ископаемых, встречающихся на территории области. Железная руда, ее свойства.

Модуль 2. Историческое прошлое.

Древние города Курского края. Как жили наши предки. Старинные усадьбы Курской губернии. История курских старинных усадеб (усадьба Нелидовых (с. Моква Курский район), усадьба И. Т. Викторова «Дворец для любимой» (село Сафоновка Кореневского района), усадьба А. А. Фета (с. Воробьевка, Золотухинский район), усадьба Марьино, дворец Барятинских (Рыльский район), усадьба Мазепы (с. Ивановское Рыльский район) и пр.).

Духовное богатство нашего края, храмы, жизнь и деяния курян, по святивших себя святому служению Отечеству (преподобный Феодосий Печерский, преподобный Серафим Саровский, священномученики Дамиан, Онуфрий, матушка Мисаила и др.)

Святые православные места Курского края. Коренная пустынь – духовный центр России. История возникновения монастыря Коренная пустынь. Возрождение духовной обители. Курск в XIX веке.

Курск в XX веке. Исторические события, происходящие в Курске в ХХ веке. Курские пионеры в XX веке. Молодые города курского края.

Курск в годы Великой Отечественной войны. Курская битва. Жизнь, судьба, подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. Моя малая родина в годы Великой Отечественной войны. Моя семья в годы Великой Отечественной войны.

Модуль 3. Культурное развитие.

Гербы Курской области. Фольклор Курского края (сказания и легенды). Народные песни Курского края. Традиционные танцы Курского края: танки и карагоды. Учреждения культуры города Курска.

Герои-земляки. Знакомство с биографиями уроженцев и жителей Курска, героев Советского Союза, Российской Федерации, исторических личностей, при несших славу городу, России на военном поприще (В. Бочаров, Е. Зеленко, А. Боровых, К. Рокоссовский, А. Хмелевской – Герои Советского Союза, Российской Федерации, А. Сергеев герой русско-японской войны, М. Шеховцов – герой Отечественной войны 1812 года, А. Шеин – первый русский генералиссимус и др.).

Астрономы, изобретатели, ученые Курского края. Знакомство с биографическими сведениями известных людей, прославившихся в науке (М. Алисов – изобретатель наборной машины, В. Алехин – русский и советский геоботаник, степевед, флорист, Н. Алекса – известный ученый-геодезист, М. Гуревич – советский инженер-авиаконструктор, В. Котельников – ученый, заслуженный изобретатель РСФСР, Ф. Семенов – русский астроном-любитель, А. Снегирев – изобретатель управляемого аэростата, А. Уфимцев – советский изобретатель и авиационный конструктор, В. Шухов – великий инженер).

Почетные граждане города, села. Знакомство с их биографиями. «Человек года» – конкурс общественного признания «Курская антоновка». «Курская антоновка» – премия лучшим курянам.

Спортивные традиции курян. Куряне – олимпийские чемпионы.

Курский край современный. Тенденции развития курского края в области строительства, промышленности, сельского хозяйства, образования, культуры, науки, искусства, спорта и пр. Курск – город будущего. Достижения современности и проблемы, стоящие перед курянами.

 

Календарно- тематическое планирование

 

Тема

К-во часов

Дата план

Дата факт

Примечание

Введение 

 

1.

Вводное занятие. Краеведение в моей жизни

1

05.09

05.09

 

Модуль 1. География курского края

 

2.

Моя школа: учительские династии. Школы Курской области

1

12.09

12.09

Котельниковский филиал МБОУ Полукотельниковская СОШ

3.

Город Курск на карте России и Европы.

1

19.09

19.09

 

4.

Окрестности города Курска

1

26.09

26.09

 

5.

Реки Курской области и их обитатели

1

3.10

3.10

река Полная

6.

Г.И. Шелихов – Колумб Российский

1

17.10

17.10

 

7.

Топонимика Курского края

1

24.10

24.10

овраги, балки, холмы

8.

Богатства недр земли курской. КМА.

1

2.11

2.11

 

Модуль 2. Историческое прошлое

 

9.

Древние города курского края

1

 

 

 

10.

Как жили наши предки

1

 

 

 

11.

 

Старинные усадьбы Курской губернии

1

 

 

 

12.

Святые православные места Курского края

1

 

 

 

13.

Коренная пустынь – духовный центр России

1

 

 

 

14.

Курск в XIX веке

1

 

 

 

15.

Курск в XX веке

1

 

 

 

16.

Курские пионеры в XX веке

1

 

 

 

17.

Молодые города курского края

1

 

 

 

18.

Курск в годы Великой Отечественной войны

1

 

 

 

19.

Моя малая родина в годы Великой Отечественной войны

1

 

 

 

освобождение села Котельниково от немецко-фашистских захватчиков

20.

Моя семья в годы Великой Отечественной войны

1

 

 

 

прадедешка, участник ВОв

21.

Возрожденный Курск

1

 

 

 

 

 

22.

Вечный огонь Памяти

1

 

 

 

 

Модуль 3. Культурное наследие

23.

Гербы Курской области

1

 

 

герб г. Обоянь

24.

Фольклор Курского края (сказания и легенды)

1

 

 

 

25.

Народные песни Курского края

1

 

 

Ой, ты, матушка моя

В исполнении жительницы села

26.

Традиционные танцы Курского края: танкѝ и карагоды

1

 

 

 

27.

Учреждения культуры города Курска

1

 

 

 

28.

Астрономы, изобретатели, ученые Курского края

1

 

 

 

29.

Почетные граждане города, села

1

 

 

 

30.

Курская антоновка – премия лучшим курянам

1

 

 

 

31.

Спортивные традиции курян

1

 

 

 

32.

Курский край современный

1

 

 

 

33.

Курск – город будущего

1

 

 

 

34.

Резерв

1

25.05

 

экскурсия в Обоянский краеведческий музей

 

Итого: 34 часа

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации