РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ООД.12 География для специальности 18.02.10 Коксохимическое производство (базовая подготовка) базовый уровень
бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Вологодской области
«Череповецкий металлургический колледж имени академика И.П. Бардина»
УТВЕРЖДАЮ
Директор БПОУ ВО «ЧМК»
___________ /И.М. Люсин/
«____»____________ 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ООД.12 География
для специальности 18.02.10 Коксохимическое производство (базовая подготовка)
базовый уровень
2023г.
Рабочая программа ООД.12 География разработана в соответствии со следующими документами:
-Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями);
Постановление Правительства РФ от 16.03.2012 № 273-ФЗ «О проведении эксперимента по разработке, апробации и внедрению новой образовательной технологии конструирования образовательных программ среднего профессионального образования в рамках федерального проекта «Профессионалитет»;
-приказ Минпросвещения России от 14.08.2022 №762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;
-приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации №885 и приказ Минпросвещения Российской Федерации №390 от 05.08.2020 «О практической подготовке» (вместе с «Положением о практической подготовке обучающихся»);;
-приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. приказа Минпросвещения России от 12.08.2022 № 732);
-приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.05.2014 № 438 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 18.02. 10 Коксохимическое производство» (в ред. приказа Минпросвещения России от 01.09.2022 № 796);
- приказ Минпросвещения России от 23.11.2022 № 1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»;
-приказ Минпросвещения России от 30.08.2022 № 631 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
-Распоряжение Минпросвещения России от 30.04.2021 г. №Р-98 «Об утверждении Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования»;
-Методические рекомендации по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования (Письмо Минпросвещения России от 01.03.2023 г. №05-592);
--Примерная рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «География» (базовый уровень вариант 1)для профессиональных образовательных организаций, представленная в реестре
https://firpo.ru/activities/projects/razrabotka-i-vnedreniye-metodik-prepodavaniya/
-Положение о рабочей программе общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности образовательных программ среднего профессионального образования бюджетного профессионального образовательного учреждения Вологодской области «Череповецкий металлургический колледж имени академика И.П. Бардина»:
- Положение о практической подготовке обучающихся бюджетного профессионального образовательного учреждения Вологодской области «Череповецкий металлургический колледж имени академика И.П. Бардина»;
-Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации студентов БПОУ ВО «ЧМК», обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования;
-Положение о формировании фонда оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся бюджетного профессионального образовательного учреждения Вологодской области «Череповецкий металлургический колледж имени академика И.П.Бардина»;
Организация-разработчик: бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области «Череповецкий металлургический колледж имени академика И.П. Бардина»
Разработчик:
Смирнова Т.П, преподаватель БПОУ ВО «ЧМК»
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании цикловой
комиссии «Социально-экономические дисциплины»,
протокол № ___ от ________2023 г.
Председатель ЦК ________/Новожилова Д.С./.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины | 4 |
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины | 20 |
3. Условия реализации программы дисциплины | 32 |
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины | 34 |
|
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ООД.12 География
Область применения программы
Программа общеобразовательной дисциплины (далее - дисциплины) «География» отражает требования ФГОС СОО к результатам освоения образовательной программы по предмету «География». Программа является частью основной образовательной программы ФП «Профессионалитет» (далее – ООП - П) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 18.02.10 Коксохимическое производство (базовая подготовка) и осваивается на базовом уровне.
1.2. Место дисциплины в учебном плане:
Общеобразовательная дисциплина «География» относится к обязательной предметной области «Общественно-научные предметы» ФГОС СОО, входит в состав обязательных дисциплин общеобразовательного цикла ООП-П ФГОС СПО по специальности 18.02.10 Коксохимическое производство (базовая подготовка). Изучается в первом и втором семестрах.
Цели и планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины
1.3.1.Цели дисциплины
Содержание программы общеобразовательной дисциплины «География» направлено на достижение следующих целей: освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях; овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран; воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде; использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации; нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.
1.3.2.Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих (далее – ОК) и профессиональных компетенций (далее – ПК) по специальности 18.02.10 Коксохимическое производство (базовая подготовка).
Код и наименование формируемых компетенций | Планируемые образовательные результаты обучения | |
Общие | Дисциплинарные | |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам. | В части трудового воспитания: готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; развивать креативное мышление при решении жизненных проблем б) базовые исследовательские действия: владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; способность их использования в познавательной и социальной практике | - понимать роль и место современной географической науки в системе научных дисциплин, ее участии в решении важнейших проблем человечества: приводить примеры проявления глобальных проблем, в решении которых принимает участие современная географическая наука, на региональном уровне, в разных странах, в том числе в России; определять роль географических наук в достижении целей устойчивого развития; - освоить и применить знания о размещении основных географических объектов и территориальной организации природы и общества (понятия и концепции устойчивого развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема народонаселения); выбирать и использовать источники географической информации для определения положения и взаиморасположения объектов в пространстве; описывать положение и взаиморасположение географических объектов в пространстве; - сформировать системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства: различать географические процессы и явления и распознавать их проявления в повседневной жизни; использовать знания об основных географических закономерностях для определения сравнения свойств изученных географических объектов, явлений и процессов; проводить классификацию географических объектов, процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи между социально-экономическими и геоэкологическими процессами и явлениями; между природными условиями и размещением населения, между природными условиями и природно-ресурсным капиталом и отраслевой структурой хозяйства стран; формулировать и/или обосновывать выводы на основе использования географических знаний; - владеть географической терминологией и системой базовых географических понятий, умение применять социальноэкономические понятия для решения учебных и (или) практикоориентированных задач; - сформировать знания об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем: описывать географические аспекты проблем взаимодействия природы и общества; приводить примеры взаимосвязи глобальных проблем; приводить примеры возможных путей решения глобальных проблем; |
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности. | В области ценности научного познания: -сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; -совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; -осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: в) работа с информацией: -владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; -создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; -оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности; | показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления; определять и находить в комплексе источников недостоверную и противоречивую географическую информацию для решения учебных и (или) практико- ориентированных задач; владеть умениями географического анализа и интерпретации информации из различных источников: находить, отбирать, систематизировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, отдельных территорий мира и России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты) географическую информацию; формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации информации из различных источников географической информации; критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; использовать различные источники географической информации для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; |
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях | В области духовно-нравственного воспитания: - сформированность нравственного сознания, этического поведения; - способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; - осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; - ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России; Овладение универсальными регулятивными действиями: а) самоорганизация: - самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; - давать оценку новым ситуациям; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень; б) самоконтроль: использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; - уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; - социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты; | - владеть умениями географического анализа и интерпретации информации из различных источников: находить, отбирать, систематизировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, отдельных территорий мира и России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты) географическую информацию; формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации информации из различных источников географической информации; критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; использовать различные источники географической информации для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; |
OK 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде. | готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; -овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: б) совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; признавать свое право и право других людей на ошибки; развивать способность понимать мир с позиции другого человека | - владеть географической терминологией и системой базовых географических понятий, умение применять социально-экономические понятия для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; |
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста | В области эстетического воспитания: - эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений; - способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; - убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; - готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: а) общение: - осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; - распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; - развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств; | освоить и применить знания о размещении основных географических объектов и территориальной организации природы и общества (понятия и концепции устойчивого развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема народонаселения); выбирать и использовать источники географической информации для определения положения и взаиморасположения объектов в пространстве; описывать положение и взаиморасположение географических объектов в пространстве; сформировать систему комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства: различать географические процессы и явления и распознавать их проявления в повседневной жизни; использовать знания об основных географических закономерностях для определения и сравнения свойств изученных географических объектов, явлений и процессов; проводить классификацию географических объектов, процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи между социально-экономическими и геоэкологическими процессами и явлениями; между природными условиями и размещением населения, между природными условиями и природно-ресурсным капиталом и отраслевой структурой хозяйства стран; формулировать и/или обосновывать выводы на основе использования географических знаний; |
ОК 06. Проявлять гражданско патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения | осознание обучающимися российской гражданской идентичности; - целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовнонравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национальнокультурных традиций, формирование системы значимых ценностно-смысловых установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы; В части гражданского воспитания: - осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; - готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; - готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях; - умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; - готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности; патриотического воспитания: - сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; - ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде; - идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу; освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные); - способность их использования в познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; - овладение навыками учебноисследовательской, проектной и социальной деятельности | - понимать роль и место современной географической науки в системе научных дисциплин, ее участии в решении важнейших проблем человечества: приводить примеры проявления глобальных проблем, в решении которых принимает участие современная географическая наука, на региональном уровне, в разных странах, в том числе в России; определять роль географических наук в достижении целей устойчивого развития; - владеть умениями географического анализа и интерпретации информации из различных источников: находить, отбирать, систематизировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, отдельных территорий мира и России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты) географическую информацию; формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации информации из различных источников географической информации; критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; использовать различные источники географической информации для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; - сформировать умения применять географические знания для объяснения разнообразных явлений и процессов: объяснять изученные социально-экономические и геоэкологические процессы и явления; объяснять географические особенности стран с разным уровнем социально-экономического развития, включая особенности проявления в них глобальных проблем человечества; использовать географические знания о мировом хозяйстве и населении мира, об особенностях взаимодействия природы и общества для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; |
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях | В области экологического воспитания: - сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; - планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; - умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; - расширение опыта деятельности экологической направленности; - овладение навыками учебноисследовательской, проектной и социальной деятельности; | сформировать систему комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства: различать географические процессы и явления и распознавать их проявления в повседневной жизни; использовать знания об основных географических закономерностях для определения и сравнения свойств изученных географических объектов, явлений и процессов; проводить классификацию географических объектов, процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи между социально-экономическими и геоэкологическими процессами и явлениями; между природными условиями и размещением населения, между природными условиями и природно-ресурсным капиталом и отраслевой структурой хозяйства стран; формулировать и/или обосновывать выводы на основе использования географических знаний; - владеть умениями географического анализа и интерпретации информации из различных источников: находить, отбирать, систематизировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, отдельных территорий мира и России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты) географическую информацию; формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации информации из различных источников географической информации; критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; использовать различные источники географической информации для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; - сформировать умения применять географические знания для объяснения разнообразных явлений и процессов: объяснять изученные социально-экономические и геоэкологические процессы и явления; объяснять географические особенности стран с разным уровнем социально-экономического развития, включая особенности проявления в них глобальных проблем человечества; использовать географические знания о мировом хозяйстве и населении мира, об особенностях взаимодействия природы и общества для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; - сформировать умения применять географические знания для оценки разнообразных явлений и процессов: оценивать географические факторы, определяющие сущность и динамику важнейших социально-экономических и геоэкологических процессов; оценивать изученные социально-экономические и геоэкологические процессы и явления; |
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках | - наличие мотивации к обучению и личностному развитию; В области ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: б) базовые исследовательские действия: владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; - формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; -осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду | освоить и применить знания о размещении основных географических объектов и территориальной организации природы и общества (понятия и концепции устойчивого развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема народонаселения); выбирать и использовать источники географической информации для определения положения и взаиморасположения объектов в пространстве; описывать положение и взаиморасположение географических объектов в пространстве; - владеть географической терминологией и системой базовых географических понятий, умение применять социально-экономические понятия для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; - владеть умениями географического анализа и интерпретации информации из различных источников: находить, отбирать, систематизировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, отдельных территорий мира и России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты) географическую информацию; формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации информации из различных источников географической информации; критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; использовать различные источники географической информации для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; - сформировать умения применять географические знания для объяснения разнообразных явлений и процессов: объяснять изученные социально-экономические и геоэкологические процессы и явления; объяснять географические особенности стран с разным уровнем социально-экономического развития, включая особенности проявления в них глобальных проблем человечества; использовать географические знания о мировом хозяйстве и населении мира, об особенностях взаимодействия природы и общества для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; |
ПК 1.1 Управлять параметрами технологического процесса, в том числе с использованием автоматизации. | В части трудового воспитания: готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; | понимать роль и место современной географической науки в системе научных дисциплин, ее участии в решении важнейших проблем человечества: приводить примеры проявления глобальных проблем, в решении которых принимает участие современная географическая наука, на региональном уровне, в разных странах, в том числе в России; определять роль географических наук в достижении целей устойчивого развития; - освоить и применить знания о размещении основных географических объектов и территориальной организации природы и общества (понятия и концепции устойчивого развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема народонаселения); выбирать и использовать источники географической информации для определения положения и взаиморасположения объектов в пространстве; описывать положение и взаиморасположение географических объектов в пространстве; - сформировать системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства: различать географические процессы и явления и распознавать их проявления в повседневной жизни; использовать знания об основных географических закономерностях для определения сравнения свойств изученных географических объектов, явлений и процессов; проводить классификацию географических объектов, процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи между социально-экономическими и геоэкологическими процессами и явлениями; между природными условиями и размещением населения, между природными условиями и природно-ресурсным капиталом и отраслевой структурой хозяйства стран; формулировать и/или обосновывать выводы на основе использования географических знаний; - владеть географической терминологией и системой базовых географических понятий, умение применять социально-экономические понятия для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; - сформировать знания об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем: описывать географические аспекты проблем взаимодействия природы и общества; приводить примеры взаимосвязи глобальных проблем; приводить примеры возможных путей решения глобальных проблем; |
ПК 1.2 Эксплуатировать технологическое оборудование. | В части трудового воспитания: готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; | понимать роль и место современной географической науки в системе научных дисциплин, ее участии в решении важнейших проблем человечества: приводить примеры проявления глобальных проблем, в решении которых принимает участие современная географическая наука, на региональном уровне, в разных странах, в том числе в России; определять роль географических наук в достижении целей устойчивого развития; - освоить и применить знания о размещении основных географических объектов и территориальной организации природы и общества (понятия и концепции устойчивого развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема народонаселения); выбирать и использовать источники географической информации для определения положения и взаиморасположения объектов в пространстве; описывать положение и взаиморасположение географических объектов в пространстве; - сформировать системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства: различать географические процессы и явления и распознавать их проявления в повседневной жизни; использовать знания об основных географических закономерностях для определения сравнения свойств изученных географических объектов, явлений и процессов; проводить классификацию географических объектов, процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи между социально-экономическими и геоэкологическими процессами и явлениями; между природными условиями и размещением населения, между природными условиями и природно-ресурсным капиталом и отраслевой структурой хозяйства стран; формулировать и/или обосновывать выводы на основе использования географических знаний; - владеть географической терминологией и системой базовых географических понятий, умение применять социально-экономические понятия для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; - сформировать знания об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем: описывать географические аспекты проблем взаимодействия природы и общества; приводить примеры взаимосвязи глобальных проблем; приводить примеры возможных путей решения глобальных проблем; |
ПК 1.4. Выполнять требования безопасности производства, охраны труда и защиты окружающей среды. | В области экологического воспитания: планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; | проводить классификацию географических объектов, процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи между социально-экономическими и геоэкологическими процессами и явлениями; между природными условиями и размещением населения, между природными условиями и природно-ресурсным капиталом и отраслевой структурой хозяйства стран; формулировать и/или обосновывать выводы на основе использования географических знаний; - владеть умениями географического анализа и интерпретации информации из различных источников: находить, отбирать, систематизировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, отдельных территорий мира и России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты) географическую информацию; формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации информации из различных источников географической информации; критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; использовать различные источники географической информации для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем общеобразовательной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка обучающегося (всего) | 72 |
Из них в форме практической подготовки | 28 |
Обязательные учебные занятия (всего) | 72 |
| |
1.Основное содержание | 54 |
в т.ч : | |
теоретические занятия | 34 |
практические занятия | 20 |
2.Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) | 16 |
в том числе | |
теоретические занятия | 8 |
практические занятия | 8 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета во втором семестре | 2 |
2.2. Тематическое планирование и содержание общеобразовательной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практическая и самостоятельная работа обучающихся | Объем часов/ в том числе в форме практической подготовки | Формируемые компетенции |
1 | 2 | 3 | 4 |
| Основное содержание | | |
Введение. География как наука | Содержание учебного материала | 2 | |
| Традиционные и новые методы в географии. Географические прогнозы. Традиционные и новые методы географических исследований в географических науках, их использование в разных сферах человеческой деятельности. Современные направления географических исследований. Источники географической информации, ГИС. Географические прогнозы как результат географических исследований. Географическая культура. Элементы географической культуры: географическая картина мира, географическое мышление, язык географии. Значимость географии для техника - технолога по специальности 18.02.10 Коксохимическое производство. | 1 1 | ОК 01 ОК 02 |
Раздел 1 Общая характеристика мира | 36/14 | | |
Тема 1.1 Природопользование и геоэкология. | Содержание учебного материала | 8/4 | |
| Географическая среда. Географическая среда как геосистема; факторы, ее формирующие и изменяющие. Адаптация человека к различным природным условиям территорий, ее изменение во времени. Географическая и окружающая среда. Естественные и антропогенные ландшафты. Проблема сохранения ландшафтного и культурного разнообразия на Земле Практическое занятие: Классификация ландшафтов с использованием источников географической информации. | 1 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 05 ОК 06 ОК 07 |
| Проблемы взаимодействия человека и природы. Опасные явления, климатические изменения, повышение уровня Мирового океана, загрязнение окружающей среды. «Климатические беженцы». Стратегия устойчивого развития. Цели устойчивого развития и роль географических наук в их достижений. Особо охраняемые природные территории как один из объектов целей устойчивого развития. Объекты Всемирного природного и культурного наследия. Практическое занятие Определение целей и задач учебного исследования, связанного с опасным природными явлениями и (или) глобальными изменениями климата и(или) загрязнения Мирового океана, выбор формы фиксации результатов наблюдения (исследования) | 1 1 | |
| Природные ресурсы и их виды. Особенности размещения природных ресурсов мира. Природно- ресурсный капитал регионов, крупных стран, в том числе России. Ресурсообеспеченность. Истощение природных ресурсов. Обеспеченность стран стратегическими ресурсами: нефтью, газом, ураном, рудами и другими полезными ископаемыми. Земельные ресурсы. Обеспеченность человечества пресной водой. Гидроэнергоресурсы Земли, перспективы их использования. География лесных ресурсов, лесной фонд мира. Обезлесение- его причины и распространение. Роль природных ресурсов Мирового океана (энергетических, биологических, минеральных) в жизни человечества и перспективы их использования. Агроклиматические ресурсы. Рекреационные ресурсы. | 2 | |
| Практические занятия Оценка природно-ресурсного капитала одной из стран (по выбору по источникам географической информации. Определение ресурсообеспеченности стран отдельными видами природных ресурсов. | 1 1 | |
Тема 1.2 Современная политическая карта мира. | Содержание учебного материала | 2 | |
| Политическая география и геополитика. Политическая карта мира и изменения, на ней происходящие. Новая многополярная модель политического мироустройства, очаги геополитических конфликтов. Политико- географическое положение. Специфика России как евроазиатского и приарктического государства. Классификация и типология стран мира. Основные типы стран: критерий их выделения. Формы правления государства и государственного устройства. | | ОК 02 ОК 04 ОК 09 |
Тема1. 3 Население мира | Содержание учебного материала | 8/4 | |
| Численность и воспроизводство населения. Численность населения мира и динамика ее изменения. Воспроизводство населения, его типы и особенности в странах с различным уровнем социально-экономического развития (демографический взрыв, демографический кризис, старение населения). Демографическая политика и ее направления в странах различных типов воспроизводства населения. Теория демографического перехода. Практические занятия Определение и сравнение темпов роста населения крупных по численности населения стран, регионов мира .Объяснение особенности демографической политики в странах в различным типом воспроизводства населения. | 1 1 | ОК 01 ОК 02 |
| Состав и структура населения Возрастной и половой состав населения мира. Структура занятости с различным уровнем социально-экономического развития. Этнический состав населения Крупные народы, языковые семьи и группы, особенности их размещения. Религиозный состав населения. Мировые и национальные религии, главные районы распространения. Население мира и глобализация. География культуры в системе географических наук. Современные цивилизации, географические рубежи цивилизации Запада и цивилизации Востока. Практическое занятие Сравнение половой и возрастной структуры в странах различных типов воспроизводства населения на основе анализа половозрастных пирамид. Прогнозирование изменений возрастной структуры отдельных стран на основе анализа различных источников информации | 1 1 | |
| Размещение населения. Географические особенности размещение населения и факторы, его определяющие. Плотность населения, ареалы высокой и низкой плотности населения. Миграции населения: причины, основные типы и направления. Расселение населения: типы и формы. Понятие урбанизация, ее особенности в странах различных социально-экономических типов. Городские агломерации и мегаполисы мира. Практическое занятие: Сравнение и объяснение в соотношении городского и сельского населения разных регионов мира на основе анализа статистических данных. | 1 1 | |
| Качество жизни населения. Качество жизни населения. Как совокупность экономических, социальных, культурных, экологических условий жизни людей. Показатели, характеризующие качество жизни населения. Индекс человеческого развития как интегральный показатель сравнения качество жизни населения в отдельных регионах и странах мира. Практическое занятие Объяснение различий в показателях качество жизни населения в отдельных регионах и странах мира на основе анализа источников географической информации. (форма фиксации результатов анализа по выбору обучающихся), | 1 1 | |
Тема 1.4 Мировое хозяйство | Содержание учебного материала | 20/10 | |
| Состав и структура мирового хозяйства. Международное географическое разделение труда. Мировое хозяйство: состав. Основные этапы развития мирового хозяйства. Факторы размещения производства и их влияние на современное развитие мирового хозяйства. Отраслевая, территориальная и функциональная структура мирового хозяйства. Международное географическое разделение труда. Отрасли международной специализации. Условия формирования международной специализации стран и роль географических факторов в ее формировании. Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны. Роль и место России в международном географическом разделении труда. Практическое занятие Сравнение структуры экономики аграрных, индустриальные и постиндустриальные страны Международная экономическая интеграция и глобализация мировой экономики. Международная экономическая интеграция. Крупнейшие международные отраслевые и региональные экономические союзы. Глобализация мировой экономики и ее влияние на хозяйство стран разных социально-экономических типов. Транснациональные корпорации (ТНК) и их роль в глобализации мировой экономики. | 2 1 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 |
Профессионально - ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) | 16/8 | ||
| Промышленность мира. Географические особенности размещения основных сырьевых и топливных ресурсов. Страны-лидеры по запасам и добычи нефти, природного газа и угля. Топливно-энергетический комплекс мира: основные этапы развития, «энергопереход» География отраслей топливной промышленности. Крупнейшие страны-производители, экспортеры и импортеры нефти, природного газа и угля. Организация стран-экспортеров нефти. Современные тенденции развития отрасли, изменяющие ее географию, «сланцевая революция», «водородная» энергетика, «зеленая энергетика». Топливно-энергетический комплекс ПАО «Северсталь». Мировая электроэнергетика Структура мирового производства электроэнергии и ее географические особенности. Быстрый рост производства электроэнергии с использованием ВИЭ. Страны - лидеры по развитию «возобновимой» энергетики. Воздействие на окружающую среду топливной промышленности и различных типов электростанции, включая ВИЭ. Роль России как крупнейшего поставщика топливно-энергетических и сырьевых ресурсов в мировой экономике. Поставщики угля для коксохимического производства ПАО «Северсталь». Практические занятия Представление в виде диаграмм данных о динамике изменения и структуры производства электроэнергии в мире. | 2 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ПК1.1ПК1.2 |
Металлургия мира. Географические особенности сырьевой базы черной и цветной металлургии. Ведущие страны - производители и экспортеры стали, меди и алюминия. Современные тенденции развития отрасли. Влияние металлургии на окружающую среду. Место России в мировом производстве и экспортере цветных и черных металлов. Коксохимическое производство как структурная часть основного металлургического производства ПАО «Северсталь». | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ПК1.1ПК1.2 | |
Машиностроительный комплекс. Производство оборудования для химической отрасли. Ведущие страны- производители и экспортеры продукции автомобилестроения, авиастроения и микроэлектроники. | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК04 ПК1.1ПК1.2 | |
| Практические занятия | 6 | ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ПК1.1ПК1.2 ПК1.4 |
Поиск и анализ информации Защита групповых проектов: Представление результатов решения в форме групповых проектов с презентацией. Возможные темы групповых учебных проектов; 1.Продукция коксохимического производства. 2. Основные профессии коксохимического производства. 3.Коксовый газ и его применение. 4. Влияние коксохимического производства не окружающую среду. | |||
| Химическая промышленность и лесопромышленный комплекс мира. Партнерские отношения ПАО «Северсталь» АО «Апатит» (череповецкий химический кластер группы «ФосАгро»). Ведущие страны-производители и экспортеры минеральных удобрений и продукции химии и органического синтеза. Ведущие страны- производители деловой древесины и продукции целлюлозно- бумажной промышленности. Влияние химической и лесной промышленности на окружающую среду. Сельское хозяйство мира. Географические различия в обеспеченности земельными ресурсами. Земельный фонд мира, его структура. Современные тенденции развития отрасли. Органическое сельское хозяйство. Растениеводство. География производства основных продовольственных культур. Ведущие отрасли экспортеры и импортеры. Роль России как одного из главных экспортеров зерновых культур. Животноводство. Ведущие экспортеры и импортеры продукции животноводства. Рыболовство и аквакультура: географические особенности. Влияние сельского хозяйства на окружающую среду. Сфера услуг. Мировой транспорт. Основные международные магистрали и транспортные узлы. Мировая система НИОКР. Международные экономические отношения: основные формы и факторы, влияющие на их развитие. Мировая торговля и туризм. | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ПК1.1ПК1.2 |
Основное содержание | |||
Раздел 2 Регионы и страны | 26/8 | ОК 01 ОК 02 ОК 03 | |
Тема 2.1 Зарубежная Европа | Содержание учебного материала | 4 | |
Многообразие подходов к выделению регионов мира. Регионы мира: зарубежная Европа, зарубежная Азия, Америка, Африка, Австралия и Океания. Зарубежная Европа : состав (субрегионы: Западная Европа, Северная Европа, Южная Европа, Восточная Европа), общая экономико- географическая характеристика. Общие черты и особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства стран субрегионов. Геополитические проблемы региона. | 4 | ОК 01 ОК 02 ОК 03 | |
Тема 2.2 Зарубежная Азии. | Содержание учебного материала | 4 | |
Зарубежная Азия: состав (субрегионы: Юго-Западная Азия, Центральная Азия, Восточная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия), общая экономико- географическая характеристика. Общие черты и особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства стран субрегионов. Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства стран зарубежной Азии, современные проблемы (на примере Индии, Китая, Японии). | 4 | ОК 01 ОК 02 ОК 03 | |
Практическое занятие | | ||
Сравнение международной промышленной и сельскохозяйственной специализации Китая и Индии на основе анализа данных об экспорте основных видов продукции. | 2 | ||
Тема 2.3Америка | Содержание учебного материала | 6 | |
| Америка: состав (субрегионы: США и Канада, Латинская Америка), общая экономико- географическая характеристика. Общие черты и особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства стран субрегионов. Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства стран Америки, современные проблемы (на примере США, Канады, Мексики, Бразилии). | 4 | |
| Практическая работа | 2 | |
| Объяснение особенностей территориальной структуры хозяйства Канады и Бразилии на основе анализа географических карт | | |
Тема 2.4 Африка. | Содержание учебного материала | 4 | |
| Африка: состав (субрегионы: Северная Африка, Центральная Африка, Восточная Африка, Южная Африка). Общая экономико- географическая характеристика. Особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства стран субрегионов. Экономические и социальные проблемы. Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства стран Африки, современные проблемы (ЮАР, Египет, Алжир). | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 03 |
| Практическое занятие | | |
Сравнение на основе анализа статистических данных роли сельского хозяйства в экономике Алжира и Эфиопии. | 2 | ||
Тема 2.5 Австралии и Океании . | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 03 |
Австралия и Океания: особенности географического положения р Австралийский Союз: главные факторы размещения населения и развития хозяйства. Экономико- географическое положение, природно-ресурсный капитал. Отрасли международной специализации и товарная структура экспорта. Океания: особенности природных ресурсов, населения и хозяйства. Место в международном разделении труда. | | ||
Тема 2.6 Россия | Содержание учебного материала | 4 | |
Россия на геополитической, геоэкономической и геодемографической карте мира. Особенности интеграции России в мировое сообщество. Географические аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России. | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 03 | |
Практические занятия | | ||
Изменение направления международных экономических связей России в новых экономических связей. | 2 | ||
Раздел 3 Глобальные проблемы человечества | 4/2 | | |
Тема 3.1 Географические проблемы человечества | Содержание учебного материала | | |
| Глобальные проблемы человечества: геополитические, экологические, демографические. Геополитические проблемы: проблема сохранения мира на планете и причины роста глобальной и региональной нестабильности. Проблема разрыва в уровне социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами и причина ее возникновения. Геоэкология- фокус глобальных проблем человечества. Глобальные экологические проблемы как проблемы, связанные с усилением воздействия человека на природу и влиянием природы на жизнь человека и его хозяйственную деятельность. Проблема глобальных климатических изменений, проблема стихийных природных бедствий, глобальные сырьевая и энергетическая проблемы, проблем дефицита водных ресурсов и ухудшения их качества, проблемы опустынивания и деградации земель и почв, проблема сохранения биоразнообразия. Проблема загрязнения Мирового океана и освоения его ресурсов. Глобальные проблемы народонаселения: демографическая, продовольственная, роста городов, здоровья и долголетия человека. Взаимосвязь глобальных геополитических, экологических проблем и проблем народонаселения. Возможные пути решения глобальных проблем. Необходимость переоценки человечества и отдельными странами некоторых ранее устоявшихся экономических, политических, идеологических и культурных ориентиров. Участие России в решении глобальных проблем. | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 07 |
| Практическое занятие | 2 | |
Выявление примеров взаимосвязи глобальных проблем человечества на основе анализа различных источников географической информации и участие России в их решении. | | | |
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) | 2 | | |
Всего: | | 72 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы дисциплины имеется учебный кабинет «Социально-экономические дисциплины»
Технические средства обучения: персональный компьютер, мультимедиапроектор, экран.
Иное оборудование, в том числе для проведения практических занятий, представлено в Паспорте кабинета № 307 «Социально- экономические дисциплины».
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - www.school-collection.edu.ru
Российский общеобразовательный портал - www.school.edu.ru
Российский портал открытого образования – http://window.edu.ru/
4 Федеральный портал "Российское образование" - www.edu.ru
5 Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - www.fcior.edu.ru
.2.Учебно-информационное обеспечение обучения
Основные источники
1.Гладкий Ю.Н экономическая и социальная география мира: Учеб.для 10 кл. –М-: Просвещение, 2022
2.Родионова И.А. Экономическая и социальная география мира. В 2 ч. Часть 1: учебник для СПО /И.А.Родионова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. ЭБ «Юрайт»
3.Родионова И.А. Экономическая и социальная география мира. В 2 ч. Часть 2: учебник для СПО /И.А.Родионова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. ЭБ «Юрайт»
Дополнительные источники
Экономическая и социальная география. учебник и практикум для СПО/ под общ. ред Я.Д Вишнякова.-М.: Издательство «Юрайт»,2021-594с.(Серия: Профессиональное образование). ЭБ «Юрайт»
Интернет- ресурсы
1.www. wikipedia. org (сайт Общедоступной мультиязычной универсальной интернет-энциклопедии).
2.www.faostat3.fao.org (сайт Международной сельскохозяйственной и продовольственной организации при ООН (ФАО).
3.www.simvolika.rsl.ru (сайт «Гербы городов Российской Федерации»).
4.www. collection.edu.yar.ru (Виртуальная лаборатория «Геополитика»)
5.www.shkolnye-prezentacii.ru ( Мультимедийные презентации по дисциплине «География» )
Используемые современные образовательные технологии в реализации рабочей программы общеобразовательной дисциплины
В реализации рабочей программы на учебных занятиях используются современные образовательные технологии:
информационно-развивающие технологии, в том числе информационно-коммуникационные;
деятельностные технологии, включающие решение ситуационных задач;
личностно-ориентированные технологии, представленные самостоятельной работой на опережающей основе, проектной деятельностью, групповой работой, осуществлением само- и взаимооценки, реализацией права выбора уровня сложности и способа выполнения заданий, партнера в учебной деятельности, источника информации;
развивающие технологии, характеризующиеся включением обучающихся в проблемные лекции и семинары, учебные дискуссии, деловые и ролевые игры, коллективную мыслительную и учебно-исследовательскую деятельность.
При использовании данных образовательных технологий допускается сочетание основных их видов.
При организации дистанционного обучения используются цифровые инструменты технологий дистанционного обучения: образовательная платформа Moodle, PowerPoint, электронная почта, видеофильм.
При интенсификации общеобразовательной подготовки применяется технология интенсивного обучения, которая предполагает перенос с активности преподавателя на активность самих обучающихся, учет общедидактических принципов природосообразности, возрастные особенности, личную заинтересованность и мотивацию обучающихся. Данная технология направлена на достижение запланированных результатов и включает интенсивные методы, активизирующие когнитивные способности обучающихся.
Алгоритм внедрения технологии интенсивного обучения включает оценку сформированности тех или иных компонентов у студентов, адаптацию содержания дисциплины к новым образовательным условиям, контроль и оценку полученных результатов.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка раскрываются через дисциплинарные результаты, усвоенные знания и приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.
Обучение по дисциплине завершается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачета , вопросы к которому рассматриваются на заседании цикловой комиссии и утверждаются зам. директора по учебной работе.
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся на первом занятии по дисциплине.
Общая/профессиональная компетенция | Раздел/Тема | Тип оценочных средств |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам. | Введение Р 1 Тема 1.1, 1.3 П-о/с Р 1 Тема 1.4 Р 2 Тема 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6 Р 3 Тема 3.1 | Тестирование Географический диктант Устный опрос Фронтальный письменный опрос Оценка работы с картами атласа мира Заполнение контурных карт Учебный проект Выполнение заданий дифференцированного зачета |
ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности. | Р 1 Тема 1.2, 1.3, П-о/с Р 1 Тема 1.4 Р 2 Тема 2.1,- 2.6 Р 3 Тема 3.1, | Тестирование Географический диктант Устный опрос Фронтальный письменный опрос Оценка работы с картами атласа мира, заполнение контурных карт Выполнение заданий дифференцированного зачета |
ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях. | Р 1 Тема 1.1, П-о/с Р 1 Тема 1.4 Р 2 Тема 2.1,- 2.6 Р 3 Тема 3.1, | Тестирование Географический диктант Устный опрос Фронтальный письменный опрос Оценка работы с картами атласа мира, заполнение контурных карт Выполнение заданий дифференцированного зачета |
ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде. | Р 1 Тема 1.2, П-о/с Р 1 Тема 1.4 Р 3 Тема 3.1, | Тестирование Географический диктант Устный опрос Фронтальный письменный опрос Оценка работы с картами атласа мира, заполнение контурных карт Выполнение заданий дифференцированного зачета |
ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста. | Р 1 Тема 1.1 Р 3 Тема 3.1, | Тестирование Географический диктант Устный опрос Фронтальный письменный опрос Оценка работы с картами атласа мира, заполнение контурных карт Выполнение заданий дифференцированного зачета |
ОК 06 Проявлять гражданско- патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения. | Р 1 Тема 1.1, Р 3 Тема 3.1, | Тестирование Географический диктант Устный опрос Фронтальный письменный опрос Оценка работы с картами атласа мира, заполнение контурных карт Выполнение заданий дифференцированного зачета |
ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. | Р 1 Тема 1.1, Р 3 Тема 3.1, | Тестирование Географический диктант Устный опрос Фронтальный письменный опрос Оценка работы с картами атласа мира, заполнение контурных карт Учебный проект Выполнение заданий дифференцированного зачета |
ОК 09 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. | Р 1 Тема 1.2, | Тестирование Географический диктант Устный опрос Фронтальный письменный опрос Оценка работы с картами атласа мира, заполнение контурных карт Выполнение заданий дифференцированного зачета |
ПК 1.1. Управлять параметрами технологического процесса, в том числе с использованием автоматизации. | П-о/с Р 1 Тема 1.4 | Защита учебного проекта |
ПК 1.2. Эксплуатировать технологическое оборудование. | П-о/с Р 1 Тема 1.4 | Защита учебного проекта |
ПК1.4 Выполнять требования безопасности производства, охраны труда и защиты окружающей среды. | П-о/с Р 1 Тема 1.4 | Защита учебного проекта |