Рабочая программа общеобразовательной дисциплины ООД.12 География для специальности 18.02.10 Коксохимическое производство
бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Вологодской области
«Череповецкий металлургический колледж имени академика И.П. Бардина»
УТВЕРЖДАЮ
Директор БПОУ ВО «ЧМК»
___________ /И.М. Люсин/
«____»____________ 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ООД.12 География
для специальности 18.02.10 Коксохимическое производство (базовая подготовка)
базовый уровень
2023г.
Рабочая программа ООД.12 География разработана в соответствии со следующими документами:
-Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями);
Постановление Правительства РФ от 16.03.2012 № 273-ФЗ «О проведении эксперимента по разработке, апробации и внедрению новой образовательной технологии конструирования образовательных программ среднего профессионального образования в рамках федерального проекта «Профессионалитет»;
-приказ Минпросвещения России от 14.08.2022 №762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;
-приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации №885 и приказ Минпросвещения Российской Федерации №390 от 05.08.2020 «О практической подготовке» (вместе с «Положением о практической подготовке обучающихся»);;
-приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. приказа Минпросвещения России от 12.08.2022 № 732);
-приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.05.2014 № 438 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 18.02. 10 Коксохимическое производство» (в ред. приказа Минпросвещения России от 01.09.2022 № 796);
- приказ Минпросвещения России от 23.11.2022 № 1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»;
-приказ Минпросвещения России от 30.08.2022 № 631 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
-Распоряжение Минпросвещения России от 30.04.2021 г. №Р-98 «Об утверждении Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования»;
-Методические рекомендации по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования (Письмо Минпросвещения России от 01.03.2023 г. №05-592);
--Примерная рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «География» (базовый уровень вариант 1)для профессиональных образовательных организаций, представленная в реестре
https://firpo.ru/activities/projects/razrabotka-i-vnedreniye-metodik-prepodavaniya/
-Положение о рабочей программе общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности образовательных программ среднего профессионального образования бюджетного профессионального образовательного учреждения Вологодской области «Череповецкий металлургический колледж имени академика И.П. Бардина»:
- Положение о практической подготовке обучающихся бюджетного профессионального образовательного учреждения Вологодской области «Череповецкий металлургический колледж имени академика И.П. Бардина»;
-Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации студентов БПОУ ВО «ЧМК», обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования;
-Положение о формировании фонда оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся бюджетного профессионального образовательного учреждения Вологодской области «Череповецкий металлургический колледж имени академика И.П.Бардина»;
Организация-разработчик: бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области «Череповецкий металлургический колледж имени академика И.П. Бардина»
Разработчик:
Смирнова Т.П, преподаватель БПОУ ВО «ЧМК»
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании цикловой
комиссии «Социально-экономические дисциплины»,
протокол № ___ от ________2023 г.
Председатель ЦК ________/Новожилова Д.С./.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины | 4 |
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины | 20 |
3. Условия реализации программы дисциплины | 32 |
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины | 34 |
|
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ООД.12 География
Область применения программы
Программа общеобразовательной дисциплины (далее - дисциплины) «География» отражает требования ФГОС СОО к результатам освоения образовательной программы по предмету «География». Программа является частью основной образовательной программы ФП «Профессионалитет» (далее – ООП - П) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 18.02.10 Коксохимическое производство (базовая подготовка) и осваивается на базовом уровне.
1.2. Место дисциплины в учебном плане:
Общеобразовательная дисциплина «География» относится к обязательной предметной области «Общественно-научные предметы» ФГОС СОО, входит в состав обязательных дисциплин общеобразовательного цикла ООП-П ФГОС СПО по специальности 18.02.10 Коксохимическое производство (базовая подготовка). Изучается в первом и втором семестрах.
Цели и планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины
1.3.1.Цели дисциплины
Содержание программы общеобразовательной дисциплины «География» направлено на достижение следующих целей: освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях; овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран; воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде; использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации; нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.
1.3.2.Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих (далее – ОК) и профессиональных компетенций (далее – ПК) по специальности 18.02.10 Коксохимическое производство (базовая подготовка).
Код и наименование формируемых компетенций | Планируемые образовательные результаты обучения | |
Общие | Дисциплинарные | |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам. | В части трудового воспитания: готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; развивать креативное мышление при решении жизненных проблем б) базовые исследовательские действия: владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; способность их использования в познавательной и социальной практике | - понимать роль и место современной географической науки в системе научных дисциплин, ее участии в решении важнейших проблем человечества: приводить примеры проявления глобальных проблем, в решении которых принимает участие современная географическая наука, на региональном уровне, в разных странах, в том числе в России; определять роль географических наук в достижении целей устойчивого развития; - освоить и применить знания о размещении основных географических объектов и территориальной организации природы и общества (понятия и концепции устойчивого развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема народонаселения); выбирать и использовать источники географической информации для определения положения и взаиморасположения объектов в пространстве; описывать положение и взаиморасположение географических объектов в пространстве; - сформировать системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства: различать географические процессы и явления и распознавать их проявления в повседневной жизни; использовать знания об основных географических закономерностях для определения сравнения свойств изученных географических объектов, явлений и процессов; проводить классификацию географических объектов, процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи между социально-экономическими и геоэкологическими процессами и явлениями; между природными условиями и размещением населения, между природными условиями и природно-ресурсным капиталом и отраслевой структурой хозяйства стран; формулировать и/или обосновывать выводы на основе использования географических знаний; - владеть географической терминологией и системой базовых географических понятий, умение применять социальноэкономические понятия для решения учебных и (или) практикоориентированных задач; - сформировать знания об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем: описывать географические аспекты проблем взаимодействия природы и общества; приводить примеры взаимосвязи глобальных проблем; приводить примеры возможных путей решения глобальных проблем; |
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности. | В области ценности научного познания: -сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; -совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; -осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: в) работа с информацией: -владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; -создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; -оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности; | показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления; определять и находить в комплексе источников недостоверную и противоречивую географическую информацию для решения учебных и (или) практико- ориентированных задач; владеть умениями географического анализа и интерпретации информации из различных источников: находить, отбирать, систематизировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, отдельных территорий мира и России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты) географическую информацию; формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации информации из различных источников географической информации; критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; использовать различные источники географической информации для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; |
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях | В области духовно-нравственного воспитания: - сформированность нравственного сознания, этического поведения; - способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; - осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; - ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России; Овладение универсальными регулятивными действиями: а) самоорганизация: - самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; - давать оценку новым ситуациям; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень; б) самоконтроль: использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; - уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; - социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты; | - владеть умениями географического анализа и интерпретации информации из различных источников: находить, отбирать, систематизировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, отдельных территорий мира и России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты) географическую информацию; формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации информации из различных источников географической информации; критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; использовать различные источники географической информации для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; |
OK 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде. | готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; -овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: б) совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; признавать свое право и право других людей на ошибки; развивать способность понимать мир с позиции другого человека | - владеть географической терминологией и системой базовых географических понятий, умение применять социально-экономические понятия для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; |
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста | В области эстетического воспитания: - эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений; - способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; - убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; - готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: а) общение: - осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; - распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; - развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств; | освоить и применить знания о размещении основных географических объектов и территориальной организации природы и общества (понятия и концепции устойчивого развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема народонаселения); выбирать и использовать источники географической информации для определения положения и взаиморасположения объектов в пространстве; описывать положение и взаиморасположение географических объектов в пространстве; сформировать систему комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства: различать географические процессы и явления и распознавать их проявления в повседневной жизни; использовать знания об основных географических закономерностях для определения и сравнения свойств изученных географических объектов, явлений и процессов; проводить классификацию географических объектов, процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи между социально-экономическими и геоэкологическими процессами и явлениями; между природными условиями и размещением населения, между природными условиями и природно-ресурсным капиталом и отраслевой структурой хозяйства стран; формулировать и/или обосновывать выводы на основе использования географических знаний; |
ОК 06. Проявлять гражданско патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения | осознание обучающимися российской гражданской идентичности; - целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовнонравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национальнокультурных традиций, формирование системы значимых ценностно-смысловых установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы; В части гражданского воспитания: - осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; - готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; - готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях; - умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; - готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности; патриотического воспитания: - сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; - ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде; - идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу; освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные); - способность их использования в познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; - овладение навыками учебноисследовательской, проектной и социальной деятельности | - понимать роль и место современной географической науки в системе научных дисциплин, ее участии в решении важнейших проблем человечества: приводить примеры проявления глобальных проблем, в решении которых принимает участие современная географическая наука, на региональном уровне, в разных странах, в том числе в России; определять роль географических наук в достижении целей устойчивого развития; - владеть умениями географического анализа и интерпретации информации из различных источников: находить, отбирать, систематизировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, отдельных территорий мира и России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты) географическую информацию; формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации информации из различных источников географической информации; критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; использовать различные источники географической информации для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; - сформировать умения применять географические знания для объяснения разнообразных явлений и процессов: объяснять изученные социально-экономические и геоэкологические процессы и явления; объяснять географические особенности стран с разным уровнем социально-экономического развития, включая особенности проявления в них глобальных проблем человечества; использовать географические знания о мировом хозяйстве и населении мира, об особенностях взаимодействия природы и общества для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; |
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях | В области экологического воспитания: - сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; - планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; - умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; - расширение опыта деятельности экологической направленности; - овладение навыками учебноисследовательской, проектной и социальной деятельности; | сформировать систему комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства: различать географические процессы и явления и распознавать их проявления в повседневной жизни; использовать знания об основных географических закономерностях для определения и сравнения свойств изученных географических объектов, явлений и процессов; проводить классификацию географических объектов, процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи между социально-экономическими и геоэкологическими процессами и явлениями; между природными условиями и размещением населения, между природными условиями и природно-ресурсным капиталом и отраслевой структурой хозяйства стран; формулировать и/или обосновывать выводы на основе использования географических знаний; - владеть умениями географического анализа и интерпретации информации из различных источников: находить, отбирать, систематизировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, отдельных территорий мира и России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты) географическую информацию; формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации информации из различных источников географической информации; критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; использовать различные источники географической информации для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; - сформировать умения применять географические знания для объяснения разнообразных явлений и процессов: объяснять изученные социально-экономические и геоэкологические процессы и явления; объяснять географические особенности стран с разным уровнем социально-экономического развития, включая особенности проявления в них глобальных проблем человечества; использовать географические знания о мировом хозяйстве и населении мира, об особенностях взаимодействия природы и общества для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; - сформировать умения применять географические знания для оценки разнообразных явлений и процессов: оценивать географические факторы, определяющие сущность и динамику важнейших социально-экономических и геоэкологических процессов; оценивать изученные социально-экономические и геоэкологические процессы и явления; |
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках | - наличие мотивации к обучению и личностному развитию; В области ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: б) базовые исследовательские действия: владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; - формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; -осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду | освоить и применить знания о размещении основных географических объектов и территориальной организации природы и общества (понятия и концепции устойчивого развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема народонаселения); выбирать и использовать источники географической информации для определения положения и взаиморасположения объектов в пространстве; описывать положение и взаиморасположение географических объектов в пространстве; - владеть географической терминологией и системой базовых географических понятий, умение применять социально-экономические понятия для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; - владеть умениями географического анализа и интерпретации информации из различных источников: находить, отбирать, систематизировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, отдельных территорий мира и России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты) географическую информацию; формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации информации из различных источников географической информации; критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; использовать различные источники географической информации для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; - сформировать умения применять географические знания для объяснения разнообразных явлений и процессов: объяснять изученные социально-экономические и геоэкологические процессы и явления; объяснять географические особенности стран с разным уровнем социально-экономического развития, включая особенности проявления в них глобальных проблем человечества; использовать географические знания о мировом хозяйстве и населении мира, об особенностях взаимодействия природы и общества для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; |
ПК 1.1 Управлять параметрами технологического процесса, в том числе с использованием автоматизации. | В части трудового воспитания: готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; | понимать роль и место современной географической науки в системе научных дисциплин, ее участии в решении важнейших проблем человечества: приводить примеры проявления глобальных проблем, в решении которых принимает участие современная географическая наука, на региональном уровне, в разных странах, в том числе в России; определять роль географических наук в достижении целей устойчивого развития; - освоить и применить знания о размещении основных географических объектов и территориальной организации природы и общества (понятия и концепции устойчивого развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема народонаселения); выбирать и использовать источники географической информации для определения положения и взаиморасположения объектов в пространстве; описывать положение и взаиморасположение географических объектов в пространстве; - сформировать системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства: различать географические процессы и явления и распознавать их проявления в повседневной жизни; использовать знания об основных географических закономерностях для определения сравнения свойств изученных географических объектов, явлений и процессов; проводить классификацию географических объектов, процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи между социально-экономическими и геоэкологическими процессами и явлениями; между природными условиями и размещением населения, между природными условиями и природно-ресурсным капиталом и отраслевой структурой хозяйства стран; формулировать и/или обосновывать выводы на основе использования географических знаний; - владеть географической терминологией и системой базовых географических понятий, умение применять социально-экономические понятия для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; - сформировать знания об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем: описывать географические аспекты проблем взаимодействия природы и общества; приводить примеры взаимосвязи глобальных проблем; приводить примеры возможных путей решения глобальных проблем; |
ПК 1.2 Эксплуатировать технологическое оборудование. | В части трудового воспитания: готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; | понимать роль и место современной географической науки в системе научных дисциплин, ее участии в решении важнейших проблем человечества: приводить примеры проявления глобальных проблем, в решении которых принимает участие современная географическая наука, на региональном уровне, в разных странах, в том числе в России; определять роль географических наук в достижении целей устойчивого развития; - освоить и применить знания о размещении основных географических объектов и территориальной организации природы и общества (понятия и концепции устойчивого развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема народонаселения); выбирать и использовать источники географической информации для определения положения и взаиморасположения объектов в пространстве; описывать положение и взаиморасположение географических объектов в пространстве; - сформировать системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства: различать географические процессы и явления и распознавать их проявления в повседневной жизни; использовать знания об основных географических закономерностях для определения сравнения свойств изученных географических объектов, явлений и процессов; проводить классификацию географических объектов, процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи между социально-экономическими и геоэкологическими процессами и явлениями; между природными условиями и размещением населения, между природными условиями и природно-ресурсным капиталом и отраслевой структурой хозяйства стран; формулировать и/или обосновывать выводы на основе использования географических знаний; - владеть географической терминологией и системой базовых географических понятий, умение применять социально-экономические понятия для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; - сформировать знания об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем: описывать географические аспекты проблем взаимодействия природы и общества; приводить примеры взаимосвязи глобальных проблем; приводить примеры возможных путей решения глобальных проблем; |
ПК 1.4. Выполнять требования безопасности производства, охраны труда и защиты окружающей среды. | В области экологического воспитания: планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; | проводить классификацию географических объектов, процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи между социально-экономическими и геоэкологическими процессами и явлениями; между природными условиями и размещением населения, между природными условиями и природно-ресурсным капиталом и отраслевой структурой хозяйства стран; формулировать и/или обосновывать выводы на основе использования географических знаний; - владеть умениями географического анализа и интерпретации информации из различных источников: находить, отбирать, систематизировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, отдельных территорий мира и России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты) географическую информацию; формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации информации из различных источников географической информации; критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; использовать различные источники географической информации для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем общеобразовательной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка обучающегося (всего) | 72 |
Из них в форме практической подготовки | 28 |
Обязательные учебные занятия (всего) | 72 |
| |
1.Основное содержание | 54 |
в т.ч : | |
теоретические занятия | 34 |
практические занятия | 20 |
2.Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) | 16 |
в том числе | |
теоретические занятия | 8 |
практические занятия | 8 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета во втором семестре | 2 |
2.2. Тематическое планирование и содержание общеобразовательной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практическая и самостоятельная работа обучающихся | Объем часов/ в том числе в форме практической подготовки | Формируемые компетенции |
1 | 2 | 3 | 4 |
| Основное содержание | | |
Введение. География как наука | Содержание учебного материала | 2 | |
| Традиционные и новые методы в географии. Географические прогнозы. Традиционные и новые методы географических исследований в географических науках, их использование в разных сферах человеческой деятельности. Современные направления географических исследований. Источники географической информации, ГИС. Географические прогнозы как результат географических исследований. Географическая культура. Элементы географической культуры: географическая картина мира, географическое мышление, язык географии. Значимость географии для техника - технолога по специальности 18.02.10 Коксохимическое производство. | 1 1 | ОК 01 ОК 02 |
Раздел 1 Общая характеристика мира | 36/14 | | |
Тема 1.1 Природопользование и геоэкология. | Содержание учебного материала | 8/4 | |
| Географическая среда. Географическая среда как геосистема; факторы, ее формирующие и изменяющие. Адаптация человека к различным природным условиям территорий, ее изменение во времени. Географическая и окружающая среда. Естественные и антропогенные ландшафты. Проблема сохранения ландшафтного и культурного разнообразия на Земле Практическое занятие: Классификация ландшафтов с использованием источников географической информации. | 1 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 05 ОК 06 ОК 07 |
| Проблемы взаимодействия человека и природы. Опасные явления, климатические изменения, повышение уровня Мирового океана, загрязнение окружающей среды. «Климатические беженцы». Стратегия устойчивого развития. Цели устойчивого развития и роль географических наук в их достижений. Особо охраняемые природные территории как один из объектов целей устойчивого развития. Объекты Всемирного природного и культурного наследия. Практическое занятие Определение целей и задач учебного исследования, связанного с опасным природными явлениями и (или) глобальными изменениями климата и(или) загрязнения Мирового океана, выбор формы фиксации результатов наблюдения (исследования) | 1 1 | |
| Природные ресурсы и их виды. Особенности размещения природных ресурсов мира. Природно- ресурсный капитал регионов, крупных стран, в том числе России. Ресурсообеспеченность. Истощение природных ресурсов. Обеспеченность стран стратегическими ресурсами: нефтью, газом, ураном, рудами и другими полезными ископаемыми. Земельные ресурсы. Обеспеченность человечества пресной водой. Гидроэнергоресурсы Земли, перспективы их использования. География лесных ресурсов, лесной фонд мира. Обезлесение- его причины и распространение. Роль природных ресурсов Мирового океана (энергетических, биологических, минеральных) в жизни человечества и перспективы их использования. Агроклиматические ресурсы. Рекреационные ресурсы. | 2 | |
| Практические занятия Оценка природно-ресурсного капитала одной из стран (по выбору по источникам географической информации. Определение ресурсообеспеченности стран отдельными видами природных ресурсов. | 1 1 | |
Тема 1.2 Современная политическая карта мира. | Содержание учебного материала | 2 | |
| Политическая география и геополитика. Политическая карта мира и изменения, на ней происходящие. Новая многополярная модель политического мироустройства, очаги геополитических конфликтов. Политико- географическое положение. Специфика России как евроазиатского и приарктического государства. Классификация и типология стран мира. Основные типы стран: критерий их выделения. Формы правления государства и государственного устройства. | | ОК 02 ОК 04 ОК 09 |
Тема1. 3 Население мира | Содержание учебного материала | 8/4 | |
| Численность и воспроизводство населения. Численность населения мира и динамика ее изменения. Воспроизводство населения, его типы и особенности в странах с различным уровнем социально-экономического развития (демографический взрыв, демографический кризис, старение населения). Демографическая политика и ее направления в странах различных типов воспроизводства населения. Теория демографического перехода. Практические занятия Определение и сравнение темпов роста населения крупных по численности населения стран, регионов мира .Объяснение особенности демографической политики в странах в различным типом воспроизводства населения. | 1 1 | ОК 01 ОК 02 |
| Состав и структура населения Возрастной и половой состав населения мира. Структура занятости с различным уровнем социально-экономического развития. Этнический состав населения Крупные народы, языковые семьи и группы, особенности их размещения. Религиозный состав населения. Мировые и национальные религии, главные районы распространения. Население мира и глобализация. География культуры в системе географических наук. Современные цивилизации, географические рубежи цивилизации Запада и цивилизации Востока. Практическое занятие Сравнение половой и возрастной структуры в странах различных типов воспроизводства населения на основе анализа половозрастных пирамид. Прогнозирование изменений возрастной структуры отдельных стран на основе анализа различных источников информации | 1 1 | |
| Размещение населения. Географические особенности размещение населения и факторы, его определяющие. Плотность населения, ареалы высокой и низкой плотности населения. Миграции населения: причины, основные типы и направления. Расселение населения: типы и формы. Понятие урбанизация, ее особенности в странах различных социально-экономических типов. Городские агломерации и мегаполисы мира. Практическое занятие: Сравнение и объяснение в соотношении городского и сельского населения разных регионов мира на основе анализа статистических данных. | 1 1 | |
| Качество жизни населения. Качество жизни населения. Как совокупность экономических, социальных, культурных, экологических условий жизни людей. Показатели, характеризующие качество жизни населения. Индекс человеческого развития как интегральный показатель сравнения качество жизни населения в отдельных регионах и странах мира. Практическое занятие Объяснение различий в показателях качество жизни населения в отдельных регионах и странах мира на основе анализа источников географической информации. (форма фиксации результатов анализа по выбору обучающихся), | 1 1 | |
Тема 1.4 Мировое хозяйство | Содержание учебного материала | 20/10 | |
| Состав и структура мирового хозяйства. Международное географическое разделение труда. Мировое хозяйство: состав. Основные этапы развития мирового хозяйства. Факторы размещения производства и их влияние на современное развитие мирового хозяйства. Отраслевая, территориальная и функциональная структура мирового хозяйства. Международное географическое разделение труда. Отрасли международной специализации. Условия формирования международной специализации стран и роль географических факторов в ее формировании. Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны. Роль и место России в международном географическом разделении труда. Практическое занятие Сравнение структуры экономики аграрных, индустриальные и постиндустриальные страны Международная экономическая интеграция и глобализация мировой экономики. Международная экономическая интеграция. Крупнейшие международные отраслевые и региональные экономические союзы. Глобализация мировой экономики и ее влияние на хозяйство стран разных социально-экономических типов. Транснациональные корпорации (ТНК) и их роль в глобализации мировой экономики. | 2 1 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 |
Профессионально - ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) | 16/8 | ||
| Промышленность мира. Географические особенности размещения основных сырьевых и топливных ресурсов. Страны-лидеры по запасам и добычи нефти, природного газа и угля. Топливно-энергетический комплекс мира: основные этапы развития, «энергопереход» География отраслей топливной промышленности. Крупнейшие страны-производители, экспортеры и импортеры нефти, природного газа и угля. Организация стран-экспортеров нефти. Современные тенденции развития отрасли, изменяющие ее географию, «сланцевая революция», «водородная» энергетика, «зеленая энергетика». Топливно-энергетический комплекс ПАО «Северсталь». Мировая электроэнергетика Структура мирового производства электроэнергии и ее географические особенности. Быстрый рост производства электроэнергии с использованием ВИЭ. Страны - лидеры по развитию «возобновимой» энергетики. Воздействие на окружающую среду топливной промышленности и различных типов электростанции, включая ВИЭ. Роль России как крупнейшего поставщика топливно-энергетических и сырьевых ресурсов в мировой экономике. Поставщики угля для коксохимического производства ПАО «Северсталь». Практические занятия Представление в виде диаграмм данных о динамике изменения и структуры производства электроэнергии в мире. | 2 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ПК1.1ПК1.2 |
Металлургия мира. Географические особенности сырьевой базы черной и цветной металлургии. Ведущие страны - производители и экспортеры стали, меди и алюминия. Современные тенденции развития отрасли. Влияние металлургии на окружающую среду. Место России в мировом производстве и экспортере цветных и черных металлов. Коксохимическое производство как структурная часть основного металлургического производства ПАО «Северсталь». | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ПК1.1ПК1.2 | |
Машиностроительный комплекс. Производство оборудования для химической отрасли. Ведущие страны- производители и экспортеры продукции автомобилестроения, авиастроения и микроэлектроники. | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК04 ПК1.1ПК1.2 | |
| Практические занятия | 6 | ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ПК1.1ПК1.2 ПК1.4 |
Поиск и анализ информации Защита групповых проектов: Представление результатов решения в форме групповых проектов с презентацией. Возможные темы групповых учебных проектов; 1.Продукция коксохимического производства. 2. Основные профессии коксохимического производства. 3.Коксовый газ и его применение. 4. Влияние коксохимического производства не окружающую среду. | |||
| Химическая промышленность и лесопромышленный комплекс мира. Партнерские отношения ПАО «Северсталь» АО «Апатит» (череповецкий химический кластер группы «ФосАгро»). Ведущие страны-производители и экспортеры минеральных удобрений и продукции химии и органического синтеза. Ведущие страны- производители деловой древесины и продукции целлюлозно- бумажной промышленности. Влияние химической и лесной промышленности на окружающую среду. Сельское хозяйство мира. Географические различия в обеспеченности земельными ресурсами. Земельный фонд мира, его структура. Современные тенденции развития отрасли. Органическое сельское хозяйство. Растениеводство. География производства основных продовольственных культур. Ведущие отрасли экспортеры и импортеры. Роль России как одного из главных экспортеров зерновых культур. Животноводство. Ведущие экспортеры и импортеры продукции животноводства. Рыболовство и аквакультура: географические особенности. Влияние сельского хозяйства на окружающую среду. Сфера услуг. Мировой транспорт. Основные международные магистрали и транспортные узлы. Мировая система НИОКР. Международные экономические отношения: основные формы и факторы, влияющие на их развитие. Мировая торговля и туризм. | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ПК1.1ПК1.2 |
Основное содержание | |||
Раздел 2 Регионы и страны | 26/8 | ОК 01 ОК 02 ОК 03 | |
Тема 2.1 Зарубежная Европа | Содержание учебного материала | 4 | |
Многообразие подходов к выделению регионов мира. Регионы мира: зарубежная Европа, зарубежная Азия, Америка, Африка, Австралия и Океания. Зарубежная Европа : состав (субрегионы: Западная Европа, Северная Европа, Южная Европа, Восточная Европа), общая экономико- географическая характеристика. Общие черты и особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства стран субрегионов. Геополитические проблемы региона. | 4 | ОК 01 ОК 02 ОК 03 | |
Тема 2.2 Зарубежная Азии. | Содержание учебного материала | 4 | |
Зарубежная Азия: состав (субрегионы: Юго-Западная Азия, Центральная Азия, Восточная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия), общая экономико- географическая характеристика. Общие черты и особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства стран субрегионов. Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства стран зарубежной Азии, современные проблемы (на примере Индии, Китая, Японии). | 4 | ОК 01 ОК 02 ОК 03 | |
Практическое занятие | | ||
Сравнение международной промышленной и сельскохозяйственной специализации Китая и Индии на основе анализа данных об экспорте основных видов продукции. | 2 | ||
Тема 2.3Америка | Содержание учебного материала | 6 | |
| Америка: состав (субрегионы: США и Канада, Латинская Америка), общая экономико- географическая характеристика. Общие черты и особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства стран субрегионов. Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства стран Америки, современные проблемы (на примере США, Канады, Мексики, Бразилии). | 4 | |
| Практическая работа | 2 | |
| Объяснение особенностей территориальной структуры хозяйства Канады и Бразилии на основе анализа географических карт | | |
Тема 2.4 Африка. | Содержание учебного материала | 4 | |
| Африка: состав (субрегионы: Северная Африка, Центральная Африка, Восточная Африка, Южная Африка). Общая экономико- географическая характеристика. Особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства стран субрегионов. Экономические и социальные проблемы. Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства стран Африки, современные проблемы (ЮАР, Египет, Алжир). | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 03 |
| Практическое занятие | | |
Сравнение на основе анализа статистических данных роли сельского хозяйства в экономике Алжира и Эфиопии. | 2 | ||
Тема 2.5 Австралии и Океании . | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 03 |
Австралия и Океания: особенности географического положения р Австралийский Союз: главные факторы размещения населения и развития хозяйства. Экономико- географическое положение, природно-ресурсный капитал. Отрасли международной специализации и товарная структура экспорта. Океания: особенности природных ресурсов, населения и хозяйства. Место в международном разделении труда. | | ||
Тема 2.6 Россия | Содержание учебного материала | 4 | |
Россия на геополитической, геоэкономической и геодемографической карте мира. Особенности интеграции России в мировое сообщество. Географические аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России. | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 03 | |
Практические занятия | | ||
Изменение направления международных экономических связей России в новых экономических связей. | 2 | ||
Раздел 3 Глобальные проблемы человечества | 4/2 | | |
Тема 3.1 Географические проблемы человечества | Содержание учебного материала | | |
| Глобальные проблемы человечества: геополитические, экологические, демографические. Геополитические проблемы: проблема сохранения мира на планете и причины роста глобальной и региональной нестабильности. Проблема разрыва в уровне социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами и причина ее возникновения. Геоэкология- фокус глобальных проблем человечества. Глобальные экологические проблемы как проблемы, связанные с усилением воздействия человека на природу и влиянием природы на жизнь человека и его хозяйственную деятельность. Проблема глобальных климатических изменений, проблема стихийных природных бедствий, глобальные сырьевая и энергетическая проблемы, проблем дефицита водных ресурсов и ухудшения их качества, проблемы опустынивания и деградации земель и почв, проблема сохранения биоразнообразия. Проблема загрязнения Мирового океана и освоения его ресурсов. Глобальные проблемы народонаселения: демографическая, продовольственная, роста городов, здоровья и долголетия человека. Взаимосвязь глобальных геополитических, экологических проблем и проблем народонаселения. Возможные пути решения глобальных проблем. Необходимость переоценки человечества и отдельными странами некоторых ранее устоявшихся экономических, политических, идеологических и культурных ориентиров. Участие России в решении глобальных проблем. | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 07 |
| Практическое занятие | 2 | |
Выявление примеров взаимосвязи глобальных проблем человечества на основе анализа различных источников географической информации и участие России в их решении. | | | |
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) | 2 | | |
Всего: | | 72 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы дисциплины имеется учебный кабинет «Социально-экономические дисциплины»
Технические средства обучения: персональный компьютер, мультимедиапроектор, экран.
Иное оборудование, в том числе для проведения практических занятий, представлено в Паспорте кабинета № 307 «Социально- экономические дисциплины».
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - www.school-collection.edu.ru
Российский общеобразовательный портал - www.school.edu.ru
Российский портал открытого образования – http://window.edu.ru/
4 Федеральный портал "Российское образование" - www.edu.ru
5 Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - www.fcior.edu.ru
.2.Учебно-информационное обеспечение обучения
Основные источники
1.Гладкий Ю.Н экономическая и социальная география мира: Учеб.для 10 кл. –М-: Просвещение, 2022
2.Родионова И.А. Экономическая и социальная география мира. В 2 ч. Часть 1: учебник для СПО /И.А.Родионова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. ЭБ «Юрайт»
3.Родионова И.А. Экономическая и социальная география мира. В 2 ч. Часть 2: учебник для СПО /И.А.Родионова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. ЭБ «Юрайт»
Дополнительные источники
Экономическая и социальная география. учебник и практикум для СПО/ под общ. ред Я.Д Вишнякова.-М.: Издательство «Юрайт»,2021-594с.(Серия: Профессиональное образование). ЭБ «Юрайт»
Интернет- ресурсы
1.www. wikipedia. org (сайт Общедоступной мультиязычной универсальной интернет-энциклопедии).
2.www.faostat3.fao.org (сайт Международной сельскохозяйственной и продовольственной организации при ООН (ФАО).
3.www.simvolika.rsl.ru (сайт «Гербы городов Российской Федерации»).
4.www. collection.edu.yar.ru (Виртуальная лаборатория «Геополитика»)
5.www.shkolnye-prezentacii.ru ( Мультимедийные презентации по дисциплине «География» )
Используемые современные образовательные технологии в реализации рабочей программы общеобразовательной дисциплины
В реализации рабочей программы на учебных занятиях используются современные образовательные технологии:
информационно-развивающие технологии, в том числе информационно-коммуникационные;
деятельностные технологии, включающие решение ситуационных задач;
личностно-ориентированные технологии, представленные самостоятельной работой на опережающей основе, проектной деятельностью, групповой работой, осуществлением само- и взаимооценки, реализацией права выбора уровня сложности и способа выполнения заданий, партнера в учебной деятельности, источника информации;
развивающие технологии, характеризующиеся включением обучающихся в проблемные лекции и семинары, учебные дискуссии, деловые и ролевые игры, коллективную мыслительную и учебно-исследовательскую деятельность.
При использовании данных образовательных технологий допускается сочетание основных их видов.
При организации дистанционного обучения используются цифровые инструменты технологий дистанционного обучения: образовательная платформа Moodle, PowerPoint, электронная почта, видеофильм.
При интенсификации общеобразовательной подготовки применяется технология интенсивного обучения, которая предполагает перенос с активности преподавателя на активность самих обучающихся, учет общедидактических принципов природосообразности, возрастные особенности, личную заинтересованность и мотивацию обучающихся. Данная технология направлена на достижение запланированных результатов и включает интенсивные методы, активизирующие когнитивные способности обучающихся.
Алгоритм внедрения технологии интенсивного обучения включает оценку сформированности тех или иных компонентов у студентов, адаптацию содержания дисциплины к новым образовательным условиям, контроль и оценку полученных результатов.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка раскрываются через дисциплинарные результаты, усвоенные знания и приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.
Обучение по дисциплине завершается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачета , вопросы к которому рассматриваются на заседании цикловой комиссии и утверждаются зам. директора по учебной работе.
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся на первом занятии по дисциплине.
Общая/профессиональная компетенция | Раздел/Тема | Тип оценочных средств |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам. | Введение Р 1 Тема 1.1, 1.3 П-о/с Р 1 Тема 1.4 Р 2 Тема 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6 Р 3 Тема 3.1 | Тестирование Географический диктант Устный опрос Фронтальный письменный опрос Оценка работы с картами атласа мира Заполнение контурных карт Учебный проект Выполнение заданий дифференцированного зачета |
ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности. | Р 1 Тема 1.2, 1.3, П-о/с Р 1 Тема 1.4 Р 2 Тема 2.1,- 2.6 Р 3 Тема 3.1, | Тестирование Географический диктант Устный опрос Фронтальный письменный опрос Оценка работы с картами атласа мира, заполнение контурных карт Выполнение заданий дифференцированного зачета |
ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях. | Р 1 Тема 1.1, П-о/с Р 1 Тема 1.4 Р 2 Тема 2.1,- 2.6 Р 3 Тема 3.1, | Тестирование Географический диктант Устный опрос Фронтальный письменный опрос Оценка работы с картами атласа мира, заполнение контурных карт Выполнение заданий дифференцированного зачета |
ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде. | Р 1 Тема 1.2, П-о/с Р 1 Тема 1.4 Р 3 Тема 3.1, | Тестирование Географический диктант Устный опрос Фронтальный письменный опрос Оценка работы с картами атласа мира, заполнение контурных карт Выполнение заданий дифференцированного зачета |
ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста. | Р 1 Тема 1.1 Р 3 Тема 3.1, | Тестирование Географический диктант Устный опрос Фронтальный письменный опрос Оценка работы с картами атласа мира, заполнение контурных карт Выполнение заданий дифференцированного зачета |
ОК 06 Проявлять гражданско- патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения. | Р 1 Тема 1.1, Р 3 Тема 3.1, | Тестирование Географический диктант Устный опрос Фронтальный письменный опрос Оценка работы с картами атласа мира, заполнение контурных карт Выполнение заданий дифференцированного зачета |
ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. | Р 1 Тема 1.1, Р 3 Тема 3.1, | Тестирование Географический диктант Устный опрос Фронтальный письменный опрос Оценка работы с картами атласа мира, заполнение контурных карт Учебный проект Выполнение заданий дифференцированного зачета |
ОК 09 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. | Р 1 Тема 1.2, | Тестирование Географический диктант Устный опрос Фронтальный письменный опрос Оценка работы с картами атласа мира, заполнение контурных карт Выполнение заданий дифференцированного зачета |
ПК 1.1. Управлять параметрами технологического процесса, в том числе с использованием автоматизации. | П-о/с Р 1 Тема 1.4 | Защита учебного проекта |
ПК 1.2. Эксплуатировать технологическое оборудование. | П-о/с Р 1 Тема 1.4 | Защита учебного проекта |
ПК1.4 Выполнять требования безопасности производства, охраны труда и защиты окружающей среды. | П-о/с Р 1 Тема 1.4 | Защита учебного проекта |