Рабочая программа учебной дисциплины «Родная литература»
Министерство образования Магаданской области
Хасынский филиал Магаданского областного государственного автономного
профессионального образовательного учреждения
«Горно-строительный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОДБ.09 РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
п. Стекольный 2018
Рабочая программа учебной дисциплины «Родная литература» разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее ФГОС СОО), Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальности 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)»
Организация-разработчик: Хасынский филиал Магаданского областного государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Горно-строительный колледж»
Разработчики: Цуканова А.Г., преподаватель ХФМОГАПОУ «ГСК»
Рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии по общеобразовательным предметам и рекомендована в качестве рабочей программы учебной дисциплины
Протокол № _____ «__»____________202_г.
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА |
4 |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
5 |
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ |
6 |
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
6 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
8 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ |
8 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Родная литература» предназначена для изучения литературы малочисленных коренных народов севера в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Родная литература», в соответствии с рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
При получении специальностей, профессий СПО технического, социально-экономического профилей обучающиеся изучают литературу как базовый учебный предмет: в учреждениях СПО – в объеме 44 часа.
Содержание программы учебной дисциплины «Родная литература» направлено на достижение следующих целей:
углубленно познакомить обучающихся с литературой малочисленных народов Севера;
раскрывать мир нравственно – эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями;
вырабатывать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения;
воспитание ценностного отношения к родной литературе как хранителю культуры;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений;
формирование общего представления об историко-литературном процессе;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения русским языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи;
получение знаний о русском языке, как развивающемся явлении;
поиск, систематизация и использование необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
Задачи:
познакомить обучающихся с миром предков, их глубокой связью с природой и животным миром через различные формы и методы работы по восприятию художественного текста;
помочь принять это как форму своей жизни, сохранить и передать потомкам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Родная литература – один из предметов, изучающих традиции коренных малочисленных народов Севера.
Объем чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора обучающихся, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для изучения литературы предлагаются произведения народного творчества и собирателей фольклора, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность. Они даются отдельными произведениями как народного творчества и разных авторов, так и в виде рекомендаций для свободного чтения.
Система работы по изучению литературы народов Севера предусматривает обучение деятельности с книгами, что формирует обучающегося как читателя, обладающего читательской самостоятельностью.
Основные содержательные линии
В рабочей программе представлено четыре основных содержательных линии. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень произведений устного народного творчества, а также авторов – собирателей фольклора, произведения которых рекомендуются для изучения литературы народов Севера.
Вторая содержательная линия - дополнительное литературное образование. Она раскрывает, совместно с литературным чтением, основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает обучающийся за время изучения данного курса.
Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.
Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения в их единстве и взаимодействии.
Промежуточная форма контроля – дифференцированный зачет в рамках итоговой аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «Родная литература» является составной частью обязательной предметной области «Филология» ФГОС среднего общего образования.
Учебная дисциплина «Родная литература» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).
В учебных планах ППССЗ учебная дисциплина «Родная литература» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для всех специальностей СПО, ППССЗ которых реализуются образовательной организацией. При организации контроля используются такие его формы, как сочинения обучающихся, зачеты, устные ответы, доклады, рефераты, исследовательские работы, конкурсы сочинений, литературные викторины, литературные турниры и т.д.
Программа рассчитана на 36 часов.
Итоговая форма контроля- дифференцированный зачет в первом семестре.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Родная литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру;
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к культурам других народов;
взаимодействовать с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
метапредметных:
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
предметных:
сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
использование активного и потенциального словарный запас, использовать в речи грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
аргументирование своего мнения и оформление его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
понимание литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции;
знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕМА 1. Историческое развитие литературы НКС, культуры народов севера. Черты, сходства с русской литературой.
ТЕМА 2. Исторические местами проживания народов, основными хозяйственными занятиями этносов. Агмина Р.Д. «Лесная хозяйка» /Нивхские сказки/. Южно-Сахалинск. Сахалинское книжное издательство, 2004г.
ТЕМА 3. С. Курилов «Ярмарка» А. Кривошапка «Уямканы идут на Север».
ТЕМА 4. Обзор биографии писателей. «Храбрый Азмун». М. «Детская литература», 1978г. Санги В. «Легенды Ых – мифа». М. «Советская Россия», 1967г.
Санги В. «Сын рыбы Тягмак». Южно-Сахалинск. Сахалинское областное книжное издательство, 1995г.
ТЕМА 5. Обзор биографии писателей.
ТЕМА 6. Стихотворение «Размышления о родословном древе». Идея и тема стихотворения.
Влияние культуры русского народа на народное творчество.
ТЕМА 7. Обзор стихотворений. Полярная энциклопедия школьника «Арктика – мой дом. Народы Севера Земли». М. «Северные просторы», 2001г.
ТЕМА 8. Ю. Рытхэу. Жизненый и творческий путь.
ТЕМА 9. Роль человека в сохранении природных богатств. Экологические и этические проблемы Севера. Негативные последствия технических преобразований в природе Севера.
ТЕМА 10. Д. Лондон. Жизненный и творческий путь.
ТЕМА 11. Жизнь народов крайнего Севера в современных условиях. Проблемы народов крайнего Севера.
ТЕМА 12. В. Т. Шаламов. А. И. Солженицын. Жизненный и творческий путь.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов и тем |
Часы |
Тема 1. Введение. Молодая литература народов Крайнего Севера. История развития литературы НКС Основные черты литературы НКС |
2 |
Тема 2. Легенды и мифы Северо-Востока. 1. Орокский фольклор. 2. Эвенский фольклор. 3. Корякский фольклор. 4. Юкагирский фольклор. 5. Керекский фольклор. 6. Чукотский фольклор. 7. Эскимосский фольклор.
|
6 |
Тема 3. Семен Курилов (юкагир). Андрей Кривошапкин (эвен) Литературная деятельность Семена Курилова. Повесть «Хандиго и Халерха». Анализ отдельных глав. Творческий путь А. Кривошапкина. Анализ повести «Уямканы идут на Север».
|
4 |
Тема 4. Владимир Санги (нивх.). Владимир Коянто (коряк). Творческий путь В. Санги. Панорама жизни народов нивхов в повести «Изгин». Творческий путь В. Коянто. Рассказ «Олека-оленевод». |
2 |
Тема 5. Григорий Ходжер (нанаец). Петр Киле. Основные вехи творчества Г. Ходжера. Повесть «Будь человеком». Анализ повести. Творческий путь П. Киле. Повесть «Птицы поют в одиночестве».
|
2 |
Тема 6. Татьяна Ачиргина. Антонина Кымытваль (чукча) Творческий путь Татьяны Ачиргиной. Анализ стихотворений. Творческий путь Антонины Кымытваль Содержание стихотворений «Голоса войны», «Кому же принести жертву?»
|
3 |
Тема 7. Темы родной природы в стихотворениях чукотских поэтесс Письменная работа на тему «Природа Чукотки»
|
3 |
Тема 8. Юрий Рытхэу – основоположник чукотской литературы. Жизненный и творческий путь Ю. Рытхэу. Изображение прошлого и настоящего Чукотского народа в произведениях писателя. Повесть «Когда киты уходят». Краткий обзор повестей «Путешествие в молодость», «У Оленьего озера».
|
3 |
Тема 9. Письменная зарисовка на тему: «Судьба природы в наших руках» |
3 |
Тема 10. Север в произведениях русских писателей. Загадки чукотской земли в повести Н. Балаева «Солнечные птицы» История создания повести Балаева «Солнечные птицы» Герои повести.
|
3 |
Тема 11. Жизнь НКС в современных условиях. Проблемы, задачи.
|
3 |
Тема 12. Богатство характеров и ситуаций в рассказах. Варлам Тихонович Шаламов «Колымские рассказы» Александр Иссакович Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»
|
6 |
Защита проектов.
|
4 |
ИТОГО |
44 |