МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«АВТОМОБИЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор КГБ ПОУ «АТК»
_________________ Т.И. Бражник
«_____» ______________ 20 ___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
Уссурийск, 2023 г.
Рассмотрена на заседании ЦМК преподавателей профессиональных дисциплин и мастеров п/о «_____»________________20___ г. Председатель ЦМК ______________ В.И. Вешамирская |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УПР ____________Г.В. Чернецкая |
|
|
|
|
Организация-разработчик: КГБ ПОУ «Автомобильно-технический колледж».
Разработчик:
Чулкова А.Н., преподаватель КГБ ПОУ «Автомобильно-технический колледж».
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ от 09.12.2016 № 1581, Методических рекомендаций по разработке основных профессиональных образовательных программ «Профессионалитет», разработанных ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования» (ФГБОУ ДПО ИРПО).
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.
СОДЕРЖАНИЕ
1 |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
5 |
3 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
9 |
4 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ |
10 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 Электротехника
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.04 Электротехника является обязательной частью общепрофессионального цикла ПОП-П в соответствии с ФГОС СПО по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01-ОК 04.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК |
Код умений |
Умения |
Код знаний |
Знания |
ПК 1.2 |
У 1.2.02 |
пользоваться измерительными приборами |
З 1.2.01 |
меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрическими инструментами |
ПК 2.2 |
У 2.2.02 |
измерять параметры электрических цепей автомобилей |
З 2.2.01 |
назначение и принцип действия контрольно- измерительных приборов и стендов |
|
|
З 2.2.02 |
устройство и конструктивные особенности узлов и элементов электрических и электронных систем |
|
ПК 3.2 |
У 3.2.02 |
соблюдать меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрическими инструментами |
З 3.2.01 |
устройство и принцип действия электрических машин и электрооборудования автомобилей |
ОК 01 |
Уо 01.02 |
анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части |
Зо 01.03 |
алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях |
Уо 01.04 |
выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы |
Зо 01.06 |
порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности |
|
Уо 01.09 |
оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) |
|
|
|
ОК 02 |
Уо 02.02 |
определять необходимые источники информации |
Зо 02.03 |
формат оформления результатов поиска информации, современные средства и устройства информатизации |
Уо 02.03 |
планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию |
Зо 02.04 |
порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности в том числе с использованием цифровых средств
|
|
Уо 02.04 |
выделять наиболее значимое в перечне информации |
|
|
|
ОК 03 |
Уо 03.02 |
применять современную научную профессиональную терминологию |
Зо 03.02 |
современная научная и профессиональная терминология |
ОК 04 |
Уо 04.01 |
организовывать работу коллектива и команды |
Зо 04.02 |
основы проектной деятельности |
Уо 04.02 |
взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности |
|
|
|
ОК 07 |
Уо 07.01 |
соблюдать нормы экологической безопасности |
Зо 07.04 |
принципы бережливого производства |
ОК 09 |
Уо 09.01 |
понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы |
Зо 09.03 |
лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем в часах |
Объем образовательной программы учебной дисциплины |
32 |
в т.ч. в форме практической подготовки |
16 |
в т. ч.: |
|
теоретическое обучение |
16 |
лабораторные работы |
- |
практические занятия |
16 |
самостоятельная работа |
- |
Промежуточная аттестация |
дифференцированный зачет (3 семестр) |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся |
Объем, акад. ч / в том числе в форме практической подготовки, акад. ч |
Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
Код Н/У/З |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
Раздел 1. Электротехника |
32(16то+16пз) |
|
|
||
Тема 1.1. Электробезопасность |
Содержание |
|
|
|
|
1. Действие электрического тока на организм, основные причины поражения электрическим током, назначение и роль защитного заземления |
2 |
ПК 1.2, ПК 2.2., ПК 3.2. ОК 01- ОК 04, ОК 07, ОК 09 |
З 3.2.01 З 2.2.01 У 3.2.02 Уо 03.02 |
||
В том числе практических занятий и лабораторных работ |
- |
|
|
||
Самостоятельная работа обучающихся |
- |
|
|
||
Тема 1.2. Электрические цепи постоянного тока |
Содержание |
|
|
|
|
1. Условные обозначения, применяемые в электрических схемах; определения электрической цепи, участков и элементов цепи, ЭДС, напряжения, электрического сопротивления, проводимости. Силы электрического тока, направления, единицы измерения. Закон Ома для участка и полной цепи, формулы, формулировки. Законы Кирхгофа
|
2 |
ПК 1.2, ПК 2.2., ПК 3.2. ОК 01- ОК 04, ОК 07, ОК 09 |
З 2.2.04 Зо 01.02 Зо 03.02 Уо 01.02 Уо 01.04 Уо 03.02 У 2.2.02 |
||
В том числе практических занятий и лабораторных работ |
|
|
|
||
Решение задач с использованием законов Ома |
2 |
|
|
||
Решение задач с использованием законов Кирхгофа |
2 |
||||
Самостоятельная работа обучающихся |
- |
|
|
||
Тема 1.3. Магнитное поле |
Содержание |
|
|
|
|
1. Магнитные материалы. Применение ферромагнитных материалов. Действие магнитного поля на проводник с током. Электромагниты и их применение. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Самоиндукция. Использование закона электромагнитной индукции и явления взаимоиндукции в электротехнических устройствах |
2 |
ПК 1.2, ПК 2.2., ПК 3.2. ОК 01- ОК 04, ОК 07, ОК 09 |
З 2.2.04 Зо 01.02 Зо 03.02 Уо 01.02 Уо 01.04 Уо 03.02 У 2.2.02 |
||
В том числе практических занятий и лабораторных работ |
- |
|
|
||
Самостоятельная работа обучающихся |
- |
|
|
||
Тема 1.4. Электрические цепи переменного тока |
Содержание |
|
|
|
|
1. Синусоидальный переменный ток. Параметры и форма представления переменных ЭДС, напряжения и тока. Закон Ома для этих цепей. Резонанс напряжений. Разветвлённые цепи переменного тока с активным, индуктивным и ёмкостным элементами. Резонанс токов. Коэффициент мощности и способы его повышения |
2 |
ПК 1.2, ПК 2.2., ПК 3.2. ОК 01- ОК 04, ОК 07, ОК 09 |
З 2.2.04 Зо 01.02 Зо 03.02 Уо 01.02 Уо 01.04 Уо 03.02 У 2.2.02 |
||
В том числе практических занятий и лабораторных работ |
|
|
|
||
Изучение характеристик последовательного соединения активного сопротивления, емкости и индуктивности
|
2 |
|
|
||
Изучение характеристик параллельного соединения катушки индуктивности и конденсатора» |
2 |
|
|
||
Самостоятельная работа обучающихся |
- |
|
|
||
Тема 1.5. Электроизмерительные приборы |
Содержание |
|
|
|
|
1. Классификация электроизмерительных приборов. Класс точности электроизмерительных приборов. Измерение напряжения и тока. Расширение пределов измерения вольтметров и амперметров. Измерение электрического сопротивления постоянному току. Использование электрических методов для измерения неэлектрических величин при эксплуатации и обслуживании автомобилей |
2 |
ПК 1.2, ПК 2.2., ПК 3.2. ОК 01- ОК 04, ОК 07, ОК 09 |
З 2.2.04 Зо 01.02 Зо 03.02 Уо 01.02 Уо 01.04 Уо 03.02 У 2.2.02 |
||
В том числе практических занятий и лабораторных работ |
- |
|
|
||
Решение задач «Определение точности измерительных приборов» на основе теории определения точности измерительных приборов
|
2 |
|
|
||
Самостоятельная работа обучающихся |
- |
|
|
||
Тема 1.6. Электротехнические устройства |
Содержание |
|
|
|
|
1. Устройство и принцип действия однофазного трансформатора. Электрическая схема однофазного трансформатора. Режимы работы трансформатора. Коэффициент полезного действия трансформатора. Трансформаторы сварочные, измерительные, автотрансформаторы
|
2 |
ПК 1.2, ПК 2.2., ПК 3.2. ОК 01- ОК 04, ОК 07, ОК 09 |
З 2.2.04 Зо 01.02 Зо 03.02 Уо 01.02 Уо 01.04 Уо 03.02 У 2.2.02 |
||
2. Устройство и принцип действия машин постоянного тока, машин переменного тока |
2 |
||||
В том числе практических занятий и лабораторных работ |
|
|
|
||
Решение задач по теме: «Трансформаторы» |
2 |
|
|
||
Решение задач по теме: «Машины переменного тока»» |
2 |
|
|
||
Решение задач по теме: «Машины постоянного тока»
|
2 |
|
|
||
Самостоятельная работа обучающихся |
- |
|
|
||
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) |
2 |
|
|
||
Всего: |
32 |
|
|
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: кабинет физики.
Оснащение кабинета физики:
№ |
Наименование оборудования |
Техническое описание |
I Специализированная мебель и системы хранения |
||
Основное оборудование |
||
1. |
Шкаф книжный |
Стандартное |
2. |
Стол преподавателя |
Стандартное |
3. |
Стол ученический |
Стандартное |
4. |
Стул ученический |
Стандартное |
5. |
Доска магнитно-маркерная |
Стандартное |
II Технические средства |
||
Основное оборудование |
||
1. |
Ноутбук с лицензионным программным обеспечением (рабочее место преподавателя) |
OC Windows, Chrome, MS Office, PDFReader |
2. |
Интерактивная панель
|
По технической документации |
III Демонстрационные учебно-наглядные пособия |
||
Основное оборудование |
||
1. |
Электронные плакаты по электротехнике |
Стандартное |
2. |
Измерительные приборы (амперметры, вольтметры) |
|
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Основные печатные издания
Синдеев Ю.Г. Электротехника с основами электроники: учебник/ Ю.Г. Синдеев. - Ростов н/Д.: Феникс, 2020. – 368 с.
3.2.2. Основные электронные издания
Ярочкина Г.В. Электротехника. [Электронный ресурс]: учебник / Г.В. Ярочкина. - 4 – е изд., М.: Академия, 2020. - 456 с. Текст электронный// Академия: электронно-библиотечная система. - https://academia – library.ru.
Ярочкина Г. В. Электротехника. [Электронный ресурс]: ЭУМК / Ярочкина Г.В.- М.: Академия, 2020
3.2.3. Дополнительные источники (при необходимости)
Бондарь И.М. Электротехника и основы электроники в примерах и задачах / И.М. Бондарь. — Санкт-Петербург: Лань, 2023. — 388 с. — ISBN 978-5-507-45477-8. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/302384
Данилов И.А., Иванов П.М. Дидактический материал по общей электротехнике с основами электроники. - М.: «Академия», 2016.
Иванов И.И. Электротехника и основы электроники: учебник для спо / И.И. Иванов, Г.И. Соловьев, В.Я. Фролов. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 736 с. — ISBN 978-5-507-44715-2. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/254627
Козлова И.С. Основы электротехники: учебное пособие для СПО / И.С. Козлова. — Саратов: Научная книга, 2019. — 159 c. — ISBN 978-5-9758-1896-6. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/87079
Лихачев В.Л. Электротехника: практическое пособие / В.Л. Лихачев. — Москва: СОЛОН-Пресс, 2019. — 608 c. — ISBN 978-5-91359-175-3. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/90388
Правила выполнения электрических схем – ГОСТ 2.702-2011
Электронная электротехническая библиотека, http://www.electrolibrary.info
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения |
Критерии оценки |
Методы оценки |
знать: методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных и электронных цепей; компоненты автомобильных электронных устройств; методы электрических измерений; устройства и принципы действия электрических машин
|
Демонстрировать знания основных методов расчета и измерения параметров электрических, магнитных и электронных цепей; номенклатуру компонентов автомобильных электронных устройств; методов электрических измерений; устройства и принципов действия электрических машин
|
Тестирование |
уметь: пользоваться электроизмерительными приборами; производить проверку электронных и электрических элементов автомобиля; производить подбор элементов электрических цепей и электронных схем |
Производить измерения с целью проверки состояния электронных и электрических элементов автомобиля с применением электроизмерительных приборов. Осуществлять подбор элементов электрических и электронных схем в соответствии с заданными параметрами. |
Оценка результатов выполнения практической работы. Экспертное наблюдение за ходом выполнения практической работы.
|
Разработчик А.Н. Чулкова
5