Рабочая программа ОП.11 «Охрана труда»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«РОВЕНЬКОВСКИЙ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБОУ СПО ЛНР «РТЭК»)
«УТВЕРЖДАЮ»
И. о. директора колледжа
___________ Дудник А. С.
«___» от _______ 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.11 «Охрана труда»
программы подготовки специалистов среднего звена
специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Квалификация выпускника
бухгалтер
Форма обучения очная
Ровеньки, 2024
Рабочая программа учебной дисциплины Охрана труда разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 февраля 2018 г. № 69, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 26 февраля 2018 г. № 50137.
Разработчик: Охрименко Т.В., преподаватель общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей ГБОУ СПО ЛНР «Ровеньковский технико-экономический колледж».
Рассмотрено на заседании ЦК
«Горных дисциплин»
Протокол № ____ от «___ » _______ 2024 г.
Председатель ЦК
______________ А.Н. Бойко
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ МДК…………………………….
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МДК………………………………………...
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МДК……………………………………
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ МДК …..........
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ МДК……….
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.11 Охрана труда
(название дисциплины)
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППССЗ в соответствии с ГОС СПО ЛНР по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, в программах повышения квалификации и переподготовки и профессиональной подготовки по рабочим профессиям: бухгалтер, специалист по налогообложению.
1.2. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения; использовать экобиозащитную и противопожарную технику, средства коллективной и индивидуальной защиты; определять и проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности; оценивать состояние безопасности труда на производственном объекте; применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях; проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, в т. ч оценку условий труда и травмобезопасности; инструктировать подчиненных работников (персонал) по вопросам охраны труда; соблюдать правила безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности.
знать:
законодательство в области охраны труда; нормативные правовые акты по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности; правила и нормы по охране труда, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты; правовые и организационные основы охраны труда в организации; систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду; профилактические мероприятия по безопасности труда и производственной санитарии; возможные опасные и вредные факторы и средства защиты; действие токсичных веществ на организм человека; категорирование производств по взрыво-пожароопасности; меры предупреждения пожаров и взрывов; общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях; основные причины возникновения пожаров и взрывов; особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве; порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты; предельно допустимые концентрации (далее ПДК) и индивидуальные средства защиты; права и обязанности работников в области охраны труда; виды и правила проведения инструктажей по охране труда; правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов; возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом), фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда; принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях; средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы междисциплинарного курса:
всего – 60 часов, в том числе: 6-й семестр - обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся – 40 часов; самостоятельной работы обучающихся – 20 часов.
2. результаты освоения учебной дисциплины
Код |
Наименование результата обучения |
ПК 1.1. |
Обрабатывать первичные бухгалтерские документы. |
ПК 1.2. |
Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации. |
ПК 1.3. |
Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы. |
ПК 1.4. |
Формировать бухгалтерские проводки по учету активов организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета. |
ПК 2.1. |
Формировать бухгалтерские проводки по учету источников активов организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета. |
ПК 2.2. |
Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации активов в местах их хранения. |
ПК 2.3. |
Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета. |
ПК 2.4. |
Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации. |
ПК 2.5. |
Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации. |
ПК 2.6. |
Осуществлять сбор информации о деятельности объекта внутреннего контроля по выполнению требований правовой и нормативной базы и внутренних регламентов. |
ПК 2.7. |
Выполнять контрольные процедуры и их документирование, готовить и оформлять завершающие материалы по результатам внутреннего контроля. |
ПК 3.1. |
Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней. |
ПК 3.2. |
Оформлять платежные документы для перечисления налогов и сборов в бюджет, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям. |
ПК 3.3. |
Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды и налоговые органы. |
ПК 3.4. |
Оформлять платежные документы на перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды и налоговые органы, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям. |
ПК 4.1. |
Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период. |
ПК 4.2. |
Составлять формы бухгалтерской (финансовой) отчетности в установленные законодательством сроки. |
ПК 4.3. |
Составлять (отчеты) и налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, учитывая отмененный единый социальный налог (ЕСН), отчеты по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, а также формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки. |
ПК 4.4. |
Проводить контроль и анализ информации об активах и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности. |
ПК 4.5. |
Принимать участие в составлении бизнес-плана. |
ПК 4.6. |
Анализировать финансово-хозяйственную деятельность, осуществлять анализ информации, полученной в ходе проведения контрольных процедур, выявление и оценку рисков. |
ПК 5.1. |
Организовывать налоговый учет. |
ПК 5.2. |
Разрабатывать и заполнять первичные учетные документы и регистры налогового учета. |
ПК 5.3. |
Проводить определение налоговой базы для расчета налогов и сборов, обязательных для уплаты. |
ПК 5.4. |
Применять налоговые льготы в используемой системе налогообложения при исчислении величины налогов и сборов, обязательных для уплаты. |
ОК 1. |
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам. |
ОК 2. |
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. |
ОК 3. |
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. |
ОК 4. |
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 5. |
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста. |
ОК 6. |
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения. |
ОК 7. |
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. |
ОК 8. |
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. |
ОК 9. |
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 10. |
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. |
ОК 11. |
Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. |
3. СТРУКТУРА и содержание учебной дисцплины
3.1. Тематический план ОП.11 «Охрана труда»
Коды профессио-нальных компетенций |
Наименование разделов |
Всего часов |
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса |
||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка учащихся |
Самостоятельная работа учащихся |
||||||
Всего, часов |
в т. ч. практические занятия, часов |
в т. ч. курсовая работа (проект), часов |
Всего, часов |
в т. ч. курсовая работа (проект), часов |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
ПК 1.1-1.4;2.2. -2.7; ОК. 1-10. |
Раздел 1. Общие положения. Основные начала трудового законодательства. |
14 |
8 |
2 |
______ |
4 |
_____ |
ПК 1.1-1.4;3.1-3.4;4.2-4.4; ОК. 1-4. |
Раздел 2. Трудовые отношения, стороны трудовых отношений. |
10 |
6 |
______ |
______ |
4 |
_____ |
ПК 2.7;4.6; ОК 7-8. |
Раздел 3. Производственная санитария и гигиена труда. |
12 |
6 |
2 |
_____ |
4 |
____ |
ПК 1.1;1.3;2.2. -2.5;3.3-3.4;5.1-5.4; ОК. 1-11. |
Раздел 4. Производственный травматизм. Обеспечение прав работников на охрану труда. |
22 |
12 |
2 |
_____ |
8 |
_____ |
6 семестр – дифференцированный зачет |
2 |
|
|
|
|
|
|
Всего часов: |
60 |
32 |
6 |
|
20 |
|
3.2. Содержание обучения по учебной дисциплине ОП.11 Охрана труда
Наименование разделов и тем учебной дисциплины |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) |
Объем часов |
1 |
2 |
3 |
Раздел 1. Общие положения. Основные начала трудового законодательства. |
Содержание учебного материала |
14 |
Тема 1.1 Введение. Понятие и содержание дисциплины охрана труда. |
Сущность и главные аспекты дисциплины охрана труда. Краткая история возникновения охраны труда. Международная организация труда МОТ.
|
2 |
Тема 1.2. Ориентирование в основных законодательных актах, постановлениях и распоряжениях касательно ОТ. |
Что такое НПА и их назначение. Условия действия и прекращения действия НПА на территории Луганской Народной Республики. |
2 |
Тема 1.3. Основные положения законодательства «Об охране труда». Трудовое законодательство. |
Понятие трудового законодательства. Трудовой кодекс РФ. Правила внутреннего трудового распорядка на предприятии. Понятие прогула. |
2 |
Тема 1.4. Служба охраны труда на предприятии.
|
Порядок создания службы охраны труда на предприятии. Назначение и функции службы охраны труда (инспектора). |
2 |
Практическое занятие |
2 |
|
П/р №1 Обучение, инструктаж и проверка знаний по охране труда. Заполнение документа о проведении инструктажа на предприятии. |
||
Самостоятельная работа обучающихся |
4 |
|
Государственные органы надзора Основные функции и задачи Госгорпромнадзора. Структурные подразделения. История возникновения. |
||
Раздел 2. Трудовые отношения, стороны трудовых отношений. |
|
10 |
Тема 2.1. Трудовые отношения. Понятие и сущность коллективного договора. |
Понятие трудовых отношений. Коллективный и индивидуальный договор. Их структура и содержание. |
2
|
Тема 2.2 Порядок проведения аттестации рабочих мест на предприятии. |
Понятие аттестации. Сроки проведения аттестации. Порядок проведения аттестации на предприятиях. |
2 |
Тема 2.3 Понятие отпуска. Порядок предоставления ежегодных отпусков.
|
Что такое отпуск. Виды отпусков: ежегодный, декретный, творческий и т.д. Их продолжительность и порядок предоставления трудящимся. |
2 |
Самостоятельная работа обучающихся |
4 |
|
Льготные категории граждан согласно ТК.
|
||
Раздел 3. Производственная санитария и гигиена труда. |
|
12 |
Тема 3.1. Опасные и вредные производственные факторы. Шум и вибрация: требования, нормирование, защита. |
Опасный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме, острому отравлению или другому внезапному резкому ухудшению здоровья либо к смерти. Вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях может привести к заболеванию, снижению работоспособности и (или) отрицательному влиянию на здоровье потомства. |
2 |
Тема 3.2 Микроклимат рабочего помещения. Освещение и размещение средств пожаротушения. |
Понятие микроклимата помещения (температура, влажность, конденсация, вентиляция). Нормы освещения на 1 м2 и размещение средств пожаротушения. |
2 |
Практическое занятие |
2
|
|
П/Р №2. Изучение первичных средств пожаротушения. Виды огнетушителей по размерам, способу применения и типа гасящего вещества.
|
||
Тема 3.3 Оказание первой помощи при различных видах травм и кровотечений. |
Виды кровотечения: капиллярное, венозное, артериальное. Методы оказания первой помощи при кровотечениях, ушибах, переломах и т.д. |
2 |
Самостоятельная работа обучающихся |
4 |
|
Влияние электромагнитного и ионизирующего излучения на человека. |
||
Раздел 4. Производственный травматизм. Обеспечение прав работников на охрану труда. |
|
22 |
Тема 4.1 Производственный травматизм. Методы анализа производственного травматизма. |
Травма – механическое повреждение кожного покрова. Виды травм (легкие, средней тяжести, тяжелые). Травматизм и профзаболевания. Методы анализа производственного травматизма. |
2 |
Тема 4.2 Профессиональные заболевания, подлежащие расследованию. |
Что такое проф. заболевания. Основания для расследования профзаболеваний. Порядок расследования профзаболеваний. |
2 |
Тема 4.3 Составление актов о несчастных случаях на производстве.
|
Виды несчастных случаев: одиночный, групповой, смертельный и т.д. Правила и порядок оформления актов о несчастных производственных случаях. |
2 |
Практическое занятие |
||
П/р №3 Составление актов о несчастных случаях, связанных с производством по форме Н-1. Заполнение примера Акта по соответствующей форме. |
2 |
|
Самостоятельная работа обучающихся |
4 |
|
Сроки расследования несчастных случаев. |
||
Тема 4.4 Особенности регулирования труда работников, занятых на подземных работах. |
Специфика труда работников, занятых на подземных работах. Порядок предоставления и выплаты льгот и компенсаций. |
2 |
Тема 4.5 Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда. |
Порядок выделения финансирования на мероприятия по охране труда. Аспекты производства, требующие финансирования. |
2 |
Тема 4.6 Государственная экспертиза по охране труда. |
Что такое «экспертиза». Для чего проводится экспертиза по охране труда. Кем и как часто проводится экспертиза. |
2 |
Самостоятельная работа обучающихся |
4 |
|
Возмещение убытков за повреждение здоровья вследствие несчастного случая или профзаболевания. |
||
Дифференцированный зачет |
2 |
|
Всего часов: 60 ч |
|
4. условия реализации ПРОграммы учебной дисциплины
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины предполагает наличие учебного кабинета: «Охрана труда и безопасность жизнедеятельности». Подготовка внеаудиторной работы должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППССЗ. Во время самостоятельной подготовки, обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект бланков документов;
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия (по охране труда).
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа-проектор;
- обучающие видеофильмы.
4.2. Общие требования к организации образовательного процесса
Освоение обучающимися учебной дисциплины должно проходить в условиях созданной образовательной среды как в образовательной организации (учреждении), так и в организациях, соответствующих профилю учебной дисциплины ОП.11 «Охрана труда».
Преподавание дисциплины должно носить практическую направленность. В процессе практических занятий обучающиеся закрепляют и углубляют теоретические знания, приобретают необходимые профессиональные умения и навыки.
Изучение дисциплины предусматривает прохождение обучающимися учебной и производственной практик в стенах образовательной организации (учреждении) и в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки профессионального модуля.
Изучение таких общепрофессиональных дисциплин как: «Основы права», «Безопасность жизнедеятельности» должно предшествовать освоению данной дисциплины или изучается параллельно.
Теоретические и практические занятия должны проводиться в учебном кабинете «Охрана труда и безопасность жизнедеятельности» согласно Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования Луганской Народной Республики по профессии и специальности.
Текущий и промежуточный контроль обучения должен складываться из следующих компонентов:
текущий контроль: опрос обучающихся на занятиях, проведение тестирования, оформление отчетов по практическим работам, решение производственных задач обучающимися в процессе проведения теоретических занятий и т.д.
4.3. Кадровое обеспечение образовательного процесса Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих реализацию ППССЗ по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 5 лет.
4.4 Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет - ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Трудовой кодекс РФ.
Правила безопасности в угольных шахтах.
Дополнительные источники:
Конспект лекций к ОП.11 Охрана труда
Интернет-ресурсы:
https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=33113
5. Контроль и оценка результатов освоения
учебной дисциплиныОсвоенные профессиональные компетенции
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем при проведении практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения |
Основные показатели оценки результатов |
Формы и методы контроля и оценки |
Знать: законодательство в области охраны труда; нормативные правовые акты по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности; правила и нормы по охране труда, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты; правовые и организационные основы охраны труда в организации; систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду; профилактические мероприятия по безопасности труда и производственной санитарии; возможные опасные и вредные факторы и средства защиты; общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях; права и обязанности работников в области охраны труда; виды и правила проведения инструктажей по охране труда; правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов; возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом), фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда;
|
Заполнение документов: бланков проведения различных видов инструктажей; документов о проведении аттестации рабочего места на производстве; составление актов о производственных несчастных случаях по установленной форме Н-1. |
Тестирование; устный и письменный опрос; анализ выполнения домашнего задания. |
Уметь: вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения; определять и проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности; оценивать состояние безопасности труда на производственном объекте; применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях; проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, в т.ч. оценку условий труда и травмобезопасности; инструктировать подчиненных работников (персонал) по вопросам охраны труда; соблюдать правила безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности. |
Знание основных положений Трудового Кодекса Российской Федерации и содержание нормативно-правовых актов по охране труда и промышленной безопасности. |
Оформление отчетов по практическим занятиям. Оценка выполнения практических занятий. |