12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Ксения16 |
Рабочая программа на тему «Основы учебно-исследовательской деятельности»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Долинский филиал
Государственного бюджетного профессионального
образовательного учреждения
«Сахалинский техникум строительства и жилищно - коммунального
хозяйства»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03. Основы учебно-исследовательской деятельности
по профессии СПО:
38.01.01. Оператор диспетчерской (производственно-диспетчерской) службы
2022-2023г.г.
Долинск, 2023
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
(далее – ФГОС СПО) по профессии 38.01.01 Оператор диспетчерской
(производственно-диспетчерской) службы
Организация-разработчик: ДФ СТС и ЖКХ
Разработчики: К.В. Максимова, преподаватель.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины…………… |
|
2. Структура и содержание учебной дисциплины |
|
3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины…… |
|
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины…… |
|
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
_____________ОП 05 Основы учебно-исследовательской деятельности_______
индекс и наименование дисциплины
Область применения рабочей программы
39.02.01 Социальная работа
Рабочая программа является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 39.02.01 Социальная работа
1.2. Место дисциплины в структуре ППССЗ: П.00 Профессиональный цикл
ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины
ОП. 05 Основы учебно-исследовательской деятельности
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | № дидактической единицы | Формируемая дидактическая единица |
Знать: | 1.1 | - формы и методы учебно-исследовательской работы; |
1.2 | - требования, предъявляемые к защите реферата, выпускной квалификационной работы | |
Уметь: | 2.1 | - работать с информационными источниками, в том числе: изданиями, сайтами и т.д.; |
2.2 | - оформлять и защищать учебно-исследовательские студенческие работы (реферат, выпускная квалификационная работа); |
1.4. Формируемые компетенции
Содержание дисциплины должно быть ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ППССЗ по специальности 39.02.01 Социальная работа и овладению профессиональными компетенциями:
код | Наименование результата обучения |
ПК 1.3. | Осуществлять социальный патронат клиента, в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа |
ПК 1.4. | Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лицам пожилого возраста и инвалидов |
ПК 1.5. | Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов |
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формировать общие компетенции:
Код | Наименование результата обучения |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2.
| Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | . Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальный объем учебной нагрузки обучающегося_90____часов, в том числе:
объем аудиторной учебной нагрузки обучающегося __60____ часов;
объем внеаудиторной работы обучающегося _30 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 90 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 60 |
в том числе: |
|
лабораторные занятия | Не предусмотрено |
практические занятия | 30 |
курсовая работа (проект) | Не предусмотрено |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 30 |
в том числе: |
|
внеаудиторная самостоятельная работа | 30 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||
Раздел 1. Наука и методология в учебных исследованиях | ||||||||||
Тема 1.1 Наука и научное познание. Методологические основы исследований
| Содержание учебного материала | 8 | 1 | |||||||
1 | Введение. Место и роль учебной дисциплины «Основы учебно-исследовательской деятельности» в системе профессиональной подготовки. | 2 | ||||||||
2 | Цель, задачи, структура учебной дисциплины. | 2 |
| |||||||
3 | Понятие о науке. Основная цель и основной продукт научной деятельности – получение новых знаний. Основные группы научного познания. | 2 | 1 | |||||||
4 | Научно-исследовательская деятельность - способ вхождения в мир науки и научного познания. | 2 |
| |||||||
Практические занятия | 4 |
| ||||||||
1 | Понятие о методологии научного познания как системе принципов, способов организации и построения теоретической и практической деятельности. | 2 |
| |||||||
2 | Особенности методологии науки. | 2 |
| |||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
| ||||||||
1 | Составление глоссария по теме «Методологические основы исследований» |
| ||||||||
| Анализ сравнительной таблицы «Научная и практическая деятельность». |
| ||||||||
|
|
|
| |||||||
Тема 1.2 Методы исследований в социальной работе
| Содержание учебного материала | 4 | ||||||||
1 | Понятие о методах исследования в социальной работе. Классификация методов и многообразие видов. | 2 |
2 | |||||||
2 | Эмпирические и теоретические методы в социальной работе. | 2 |
| |||||||
Практические занятия | 4 |
| ||||||||
1 | Требования к разработке и использованию методов в исследовательской работе студентов | 2 | ||||||||
2 | Подборка из литературы методов для собственного научного поиска. | 2 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | |||||||||
1 | Интервьюирование в практике социальной работы |
| ||||||||
Раздел 2. Технология исследовательской деятельности | ||||||||||
Тема 1.3 Технология работы с информационными источниками. Категориально-понятийный аппарат и структура исследования | Содержание учебного материала | 4 | 2 | |||||||
1 | Особенности работы с научной литературой. Виды научной литературы: монографии, диссертации, словари, журнальные статьи и т.д. | 2 | ||||||||
2 | Работа с библиотечным каталогом и составление каталожных карточек. | 2 |
| |||||||
Практические занятия | 6 |
| ||||||||
1 | Библиографическое описание научной литературы. Цитирование, сноски. | 2 | 3 | |||||||
2 | Использование в исследовательской работе кино-, фото-, видеодокументов. | 2 |
| |||||||
3 | Работа с научной литературой по теме исследования. | 2 |
| |||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | |||||||||
1 | Конспектирование статьи из журнала и ее библиографическое описание. | |||||||||
Содержание учебного материала | 4 | 43
| ||||||||
1 | Логическая структура исследования. Состав компонентов методологического аппарата исследования: тема, план, объект, предмет, проблема, цель, задачи, гипотеза. | 2 | ||||||||
2 | Характеристика компонентов методологического аппарата исследования. Содержательное разнообразие видов научных работ: теоретического, опытно-экспериментального, практического характера. | 2 | ||||||||
Практические занятия | 6 |
| ||||||||
1 | Определение сущности понятий: тема, план, объект, предмет исследования. | 2 | ||||||||
2 | Характеристика понятий: цель, задачи, проблема, гипотеза исследования. | 2 | ||||||||
3 | Выявление содержательных особенностей категориально-понятийного аппарата применительно к теме исследования. | 2 | ||||||||
Самостоятельная работа студента | 5 | |||||||||
1 | Формулировка темы и составление плана собственного научного исследования. |
| ||||||||
2 | Особенности проблемы и гипотезы собственной научно-исследовательской работы. |
| ||||||||
Тема 1.4 Организация исследовательской опытно-экспериментальной работы студентов | Содержание учебного материала | 4 | 3 | |||||||
1 | Особенности различных видов исследовательской работы. Различные виды исследовательской работы студентов: преимущественно теоретическая, преимущественно практическая, преимущественно опытно-экспериментальная. | 2 | ||||||||
2 | Опытно-экспериментальная работа как наиболее сложный вид исследования. Принципы, правила, порядок проведения экспериментальной работы, ее примерные этапы. | 2 | 2 | |||||||
Практические занятия | 4 |
| ||||||||
1 | Сущность видов исследовательской работы. Характеристика особенностей опытно-экспериментальной работы. | 2 | ||||||||
2 | Возможности использования элементов эксперимента в собственном исследовании. | 2 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||||||||
1 | Составление сравнительной таблицы «Виды исследовательских работ». |
| ||||||||
Тема 1.5 Требования к оформлению и защите курсовой и выпускной квалификационной работы | Содержание учебного материала | 4 | 3 | |||||||
1 | Оформление результатов исследования. Требования к оформлению результатов исследования: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения. | 2 | ||||||||
2 | Особенности и процедура защиты курсовых и выпускных квалификационных работ. Знакомство с критериями оценивания научных работ студентов. Порядок защиты курсовых работ. Место ВКР в государственной аттестации студентов. | 2 |
2 | |||||||
Практические занятия | 6 |
| ||||||||
1 | Знакомство студентов с ранее выполненными курсовыми и выпускными квалификационными работами. | 2 | ||||||||
2 | Анализ оформления ранее выполненных курсовых и выпускных квалификационных работ | 2 | ||||||||
3 | Разбор типичных ошибок, допускаемых студентами при выполнении научных работ. | 2 | ||||||||
| Дифференцированный зачет по курсу | 2 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | |||||||||
1 | Курсовая работа и ВКР в учебном процессе. |
| ||||||||
2 | Оформление наглядности в научных работах. | |||||||||
Всего: | 60 |
|
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета психологии.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методических материалов;
- наглядные пособия (схемы, таблицы, портреты психологов и др.)
Технические средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор, телевизор, видеомагнитофон, компакт диски, видеокассеты и другие носители информации.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.2012г. (редакция 13.06.2016)
Загвязинский, В. И., Атаханов, Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 208с.
Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности: учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – 8-е изд, стер. - .: Издательский центр «Академия», 2013. – 128 с.
Пастухова И.П., Тарасова Н.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – 2-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 160 с.
Дополнительные источники:
Куклина, Е. Н. Основы учебно-исследовательской деятельности : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 235 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08818-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
Борикова Л. В. Виноградова, Н. А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: Академия, – 2000., – 128с.
Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – 2-е изд.,испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 174с.
Зимняя И. А. Педагогическая технология. М.: «Логос», 1999. – 384 с.
Ильенко Л. П. Модели методической службы в общеобразовательных учреждениях. – М.: АРКТИ. – 2000. – 64 с.
Комплексный подход к применению педагогических технологий. М.: УМЦ по ПО, 2001. – 132 с.
Краевский В. В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 244с.
Методология и методы психолого-педагогических исследований: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. В. Моложавенко; под ред. Н. М. Борытко – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 320с.
Молчанова Т. К., Виноградова Н. К. Составление образовательных программ. М.: УЦ «Перспектива», 2008. – 116 с.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С.Полат – М., 2000. – 272с.
Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта. – М.: Аркти, 2003. – 112 с.
Профессионализм методиста. сост. Т. А. Сергеева и др. – М.: ПрофОбрИздат, 2002. – 224 с.
Семушина Л. Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. – М.: Издательство Мастерство, 2001. – 272 с.
Сибирская М. П. Педагогические технологии. – М.: УМЦ по ПО, 2002. – 126 с.
Татарченкова С. С. Организация методической работы в современной школе. – М.: Каро, 2008.– 128 с.
Телешов С. В., Татарченкова С. С. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность. – М.: Каро, 2009. – 160 с.
Федоров В. Д., Семушина Л. Г., Подвойский В. А. Содержание, функции и управление методической деятельность в средних специальных учебных заведениях. – М., НПЦ «Профессионал-Ф», 2005. – 200 с.
4. Контроль и оценка результатов
освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки |
уметь: - работать с информационными источниками: изданиями, сайтами и т.д.; |
Конспектировать статьи из журналов, книг; оформлять цитаты, сноски; оформлять список использованной литературы; подбирать литературу по теме собственного исследования |
- оформлять и защищать учебно-исследовательские студенческие работы (реферат, выпускную квалификационную работу);
| анализ ранее выполненных курсовых работ и ВКР; подготовка и оформление структурных элементов собственной научной работы; взаимопроверка |
знать: - формы и методы учебно-исследовательской работы;
| контрольная работа оценка решения педагогических задач на практических и теоретических занятиях |
- требования, предъявляемые к защите реферата, выпускной квалификационной работы
| составление сравнительной таблицы; устный и письменный опрос защита курсовой работы |
| Итоговый контроль: дифференцированный зачет |
Комментарии (2)
Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лицам пожилого возраста и инвалидов
Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов"???
Поэтому и социальная работа "выплыла". Заменен только заголовок и количество часов в таблице.