Рабочая программа педагога дополнительного образования для детей с ОВЗ
Государственное бюджетное учреждение «Реабилитационный центр
для детей и подростков с ограниченными возможностями»
Конаковского округа Тверской области.
Программа: «Рабочая программа педагога дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями»
Данную работу рекомендуем к ознакомлению для педагогов дополнительного образования и воспитателей детских учреждений работающих с детьми ОВЗ, родителей имеющих детей с ОВЗ.
подготовила:
Шагалкина Надежда Александровна
педагог дополнительного образования
Г. Конаково
2024
Программа «Рабочая программа педагога дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями» имеет социально реабилитационную направленность,
для детей и детей с ограниченными возможностями посещающие занятия педагога дополнительного образования.
Имея доступ в сказочный дворец, имя которому — Детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребенком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как сторожа, охраняющего этот мир, сторожа, которому безразлично, что делается внутри…
В. А. Сухомлинский.
Вид: социально-реабилитационный, индивидуальный, групповой.
Тип: шесть месяцев(курс реабилитации), занятие один раз в неделю.
Участники: дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья.
Сроки реализации проекта: 09.01.-30.06. (21 занятие).
Цель: Удовлетворение социальных и образовательных потребностей детей, их самореализация и социальная адаптация. Приобретение нового опыта, навыков и умений ребенком.
Задачи: Формирование у детей интереса к изобразительной деятельности, мотивации; эмоциональное восприятие объектов изображения и выполненных работ; положительное отношение к изобразительной деятельности и ручному труду;
коррекционное развитие в процессе обучения изобразительной деятельности (развитие познавательных процессов, уделение внимания развитию словесной речи, мелкой моторики, эмоционально-волевой сферы деятельности, формирование положительных личностных качеств);
получение ребенком положительного опыта, уверенности в своих силах, заинтересованности в работе;
эстетическое воспитание (развитие эстетического восприятия окружающей действительности);
обогащение кругозора ребенка, расширение зрительных впечатлений;
познакомить ребёнка с различными видами творчества, новыми приёмами, техниками.
обогатить теоретическими и практическими навыками в воспитании детей в области изобразительного искусства и ручного труда, познакомить с опытно - экспериментальной деятельностью.
Аннотация: Творческая деятельность имеет важное значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка с ограниченными возможностями здоровья усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Происходит социализация ребенка, расширение его жизненной активности, поиск собственного места в обществе. Появляется возможность самовыразиться, почувствовать свои возможности, силы, научится применять свои навыки.
Актуальность: С каждым годом отмечается тенденция роста количества детей, имеющих ограничения возможностей здоровья, как и на мировом уровне, так и в России. Период детства связан с трудностями социализации, образования, гражданского воспитания, становления личности, вхождения ее в социум, личностного, профессионального самоопределения. У детей с ограниченными возможностями здоровья к указанным трудностям добавляются проблемы физического и психического здоровья, которые усложняют социализацию и функционирование таких детей в обществе. Освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий. Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации. Успешная реализация технологии социальной реабилитации позволяет привить ребенку необходимые физические и трудовые навыки, помочь сформировать адекватную модель поведения в социуме, выработать навыки самообслуживания, бытовой ориентации.
Преимущества использования: Программа рассчитана на один курс реабилитации, при необходимости можно повторить программу. Программа адаптируется к разному возрасту, к разным способностям и возможностям ребенка. Позволяет взаимодействовать также и с родителями, включая в процесс социализации и их. Допускает как коллективную работу, так и индивидуальную; как выполнение индивидуальной работы, так и коллективной.
Рекомендации по проведению: Целесообразно включение в занятие дидактических игр. С целью настроя на работу, привлечение или переключения внимания как физкультминутку.
Предполагаемые результаты проекта: Приобретение и освоение новых навыков и умений. Заинтересованность родителей в проведение дальнейших занятиях с ребёнком, так же с самостоятельно дома с ребёнком. Приобретение ребенком самостоятельности, творческого опыта, стремления к дальнейшим занятиям с педагогом и самостоятельно дома.
Рекомендации родителям:
Поощряйте ребенка заниматься творчеством, поддерживайте в его начинаниях.
Устраивайте совместные творческие посиделки, можно разместиться, например, на полу, или приглушить свет, включить приятную музыку. Так у ребенка останутся приятные впечатления и эмоции.
Получайте удовольствие от творчеств и искренне восхищайтесь творческим процессом и творениями вашего ребенка! Покажите родственникам, разместите на видном месте результат творения.
С раннего детства покажите, что творчество естественно и приносит удовольствие.
Занимайтесь своим творческим процессом рядом с ним, и объясняйте понемногу, что бы делаете и зачем.
Составляющие программы:
1. Знакомство и освоение техники эбру. (Для дошкольников советуем уменьшить размер листа).
2. Пластилинография. (для дошкольников хорошо подходит один фрукт или овощ).
3.Пластелин – объём.
4. Рисование песком и на песке.
5. Аппликация (Открытка на 8 марта, 23 февраля). (Рекомендуем включение в работу фигурных дыроколов).
6.Работа на конкурс – смешанные техники.
7. Рисуем акварель (Пейзаж).
8. Рисуем руками (Дорисовываем отпечаток кисти до картинки).
9. Поэтапное рисование. (Поэтапное рисование дракона).
10. Опытная деятельность.(Рекомендуем опыт с подкрашенной водой в бутылках, проявляющиеся рисунки на бумажных полотенцах, плавающие картинки, игра в сыщика – рисунки под фонариком).
11. Оригами (При слабой моторики рекомендуем пилотку, кораблик из А 3, в дальнейшее его можно раскрасить).
12. Аппликация из обрывной бумаги (Хорошо получаются: пингвин, сова).
13. Правополушарное рисование (Пейзаж).
14. Поделка из бросового материала (Сова из втулки).
15. Двигающаяся открытка (Более простая «Рыбка», более сложная механизм выдвижения (например, самолетика или зайчика из-за кочки)) .
16. Работа с ножницами (В зависимости от предпочтений ребенка, можно использовать нитки, бумагу или шаблон-задание для вырезания.
17. Поделка из ниток (наматываем). (Хорошо получается овечка, яблочко).
18. Рисуем нитками (букет цветов).
19. Поделка из природного материала (коллаж).
20. АРТ - раскраска.
21. Пишем, рисуем пером. (с 9 лет).
22. Работа над плакатом.(Коллективная работа).
23. Рисуем в Point.
Список используемой литературы:
Обучение изобразительному искусству дошкольников с недостатками развития слуха и ЗПР, Рау М.Ю., -М. 2014.
Коррекционно-педагогическая помощь детям. Научно-педагогическое пособие. Екжанова Е.А.. Стребелева Е.А.. Спб, 2013.
Интернет-источники:
https://konspektiruem.ru/konsultacii/sovmestnye-podelki-detej-i-roditelej.html
https://infourok.ru/konsultaciya-na-temu-nuzhno-li-risovat-vmeste-s-rebenkom-1850463.html
https://moluch.ru/conf/ped/archive/72/4070/
Собственные вывод из личной практики.
Примечание:
1 |
2 |
||
4 |
5 |
||
6 |
8 |
||
9 |
11 |
||
11 |
12 |
||
12 |
13 |
||
13 |
15 |
||
16 |
17 |
||
19 |
23 |
Дидактические игры, примеры: