Рабочая программа по факультативу «Юный столяр»
Рабочая программа по факультативу
«Юный столяр»
Пояснительная записка
Рабочая программа факультатива «Юный столяр» разработана и составлена на основе:
Закона об Образовании РФ №273 от 29.12.2012 г.
Учебного плана ГБОУ «Лебяжьевская специальная (коррекционная) школа-интернат» на 2022 – 2023 учебный год.
Устава школы ГБОУ «Лебяжьевская специальная (коррекционная) школа – интернат».
Авторской программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. – М.:ВЛАДОС,2001.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Цель программы: Осознанное формирование навыков к трудовой деятельности через один из видов декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
- Подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни, связанной с их созидательной и преобразующей трудовой деятельностью.
- Развитие творческих способностей у учащихся.
- Формирование понимания неразрывности системы «Природа – Человек – Производство».
- Осуществление профессиональной ориентации учащихся.
- Ознакомление учащихся с наиболее распространенными материалами, используемыми в повседневной жизни для изготовления различных изделий, их свойствами, техникой и технологией их обработки (древесина, металл, пластмасса).
- Привитие элементарных знаний и умений к техническому труду.
- Знакомство с одним из видов декоративного искусства: резьба по дереву.
- Знакомство учащихся с элементами художественной обработки древесины.
В ходе реализации этой программы учащиеся должны приобрести знания и практические умения обработки древесины. Особое внимание следует обратить правилам техники безопасности.
Объем и сроки изучения
Базисный учебный план образовательного учреждения факультатива «Юный столяр» в 5-9 -х классах 68 часов, из расчета 2 ч в неделю.
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение нетрадиционных уроков, обобщающих уроков.
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.
Учебно-тематический план
№ | Содержание урока | часы |
1 | Вводное занятие. | 4 |
1.1 | Техника безопасности. | 1 |
1.2 | Деревообработка – одна из древнейших профессий. Дерево в истории отечественной архитектуры. | 1 |
1.3 | Охрана местных богатств. Безопасность труда при деревообработке. | 2 |
2 | Древесные материалы. | 2 |
2.1 | Основные породы деревьев, применяемых в деревянных конструкциях. | 1 |
2.2 | Пороки древесины | 1 |
3 | Художественное выжигание | 12 |
3.1 | История выжигания.. ТБ при работе с электровыжигателем. | 1 |
3.2 | Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. | 1 |
3.3 | Основные приемы и способы работы с электровыжигателем. Виды насадок. | 1 |
3.4 | Подготовка материалов. Перевод рисунка. | 1 |
3.5 | Отделка изделия. Устранение дефектов. | 1 |
3.6 | Отделка. Полирование. Технология полирования. | 1 |
3.7 | Изготовление изделий и декорирование их выжиганием. | 4 |
3.8 | Раскраска выжженного рисунка и тонировка в нужный цвет. | 2 |
4 | Инструменты, приспособления и станки для работы с древесиной. | 2 |
4.1 | Классификация инструмента, ознакомление с ним. | 1 |
4.2 | Отработка приемов работы с деревообрабатывающим инструментом. | 1 |
5 | Изготовление деталей из древесины. | 8 |
5.1 | Черновая обработка поверхности материалов перед их разметкой. Разметка. | 2 |
5.2 | Распиливание вдоль и поперек волокон. Распиливание по лекальным линиям. | 2 |
5.3 | Чтение чертежа и изготовление по нему детали. Технология изготовления детали. | 4 |
6 | Сборка изделий из древесины. | 4 |
6.1 | Соединение деревянных деталей шурупами, винтами, нагелями. | 2 |
6.2 | Сборка изделия из заготовленных деталей. | 2 |
7 | Отделка изделий из древесины и фанеры. | 4 |
7.1 | Чистовая обработка поверхности материалов. | 1 |
7.2 | Приемы, инструмент. Пропитка олифой и нанесение лакокрасочного покрытия. | 1 |
7.3 | Травление древесины, лакировка, шлифовка. | 2 |
8 | Художественная обработка древесины. | 10 |
8.1 | Сквозная резьба или выпиливание. | 2 |
8.2 | Резьба по дереву, подбор материала. Мозаика из дерева. | 4 |
8.3 | Выполнение различных видов художественной обработки древесины. | 4 |
9 | Склеивание изделий из древесины. | 4 |
9.1 | Виды клеев для древесины. Связывающие способности клея. | 1 |
9.2 | Подготовка поверхности древесины и фанеры к нанесению клея. | 1 |
9.3 | Технология склеивания. Точность сопряжения деталей | 2 |
9.4 | Сборка на клей соединений в шип, нагелями с фанерными накладками. | 2 |
10 | Выполнение творческих проектов. | 14 |
10.1 | Изготовление доски разделочной. Выбор материала, предварительная подготовка его к работе. | 2 |
10.2 | Разметка изделия. Выполнение столярных работ. | 2 |
10.3 | Шлифовка. Нанесение разметки узора. | 4 |
10.4 | Выжигание. Нанесение узора на ручки электровыжигателем. | 4 |
10.5 | Покрытие ручек лаком. | 2 |
11 | Заключительное занятие. | 2 |
11.1 | Подведение итогов работы объединения за год. Оформление выставки работ | 2 |
Содержание тем учебного курса
Вводное занятие 4 часа.
Техника безопасности. Деревообработка – одна из древнейших профессий. Дерево в истории отечественной архитектуры. Охрана местных богатств. Безопасность труда при деревообработке. Технология без отходного производства.
Древесные материалы 2 часа
Основные породы деревьев, применяемых в деревянных конструкциях. Пороки древесины.
Знать: Основные породы деревьев. Пороки древесины.
Уметь: определять основные породы деревьев
Художественное выжигание 12 часов.
История выжигания. ТБ при работе с электровыжигателем. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. Основные приемы и способы работы с электровыжигателем. Виды насадок. Подготовка материалов. Перевод рисунка. Отделка изделия . Устранение дефектов. Отделка. Полирование. Технология полирования. Изготовление изделий и декорирование их выжиганием. Раскраска выжженного рисунка и тонировка в нужный цвет.
Практическая работа по теме: «Изготовление настенного панно “Лев» «Практическая работа по теме: «Изготовление сувенира “Подкова на счастье”».
Знать: Технику безопасности при работе с электровыжигателем. Основные приемы и способы работы с электровыжигателем.
Уметь: Выполнять приемы и способы работы с электровыжигателем.
Инструменты, приспособления и станки для работы с древесиной 2 часа.
Классификация инструмента, ознакомление с ним. Отработка приемов работы с деревообрабатывающим инструментом.
Знать: Классификацию инструмента
Уметь: пользоваться простейшими документами и приспособлениями для работы с древесиной
Изготовление деталей из древесины 8 часов.
Черновая обработка поверхности материалов перед их разметкой. Разметка. Распиливание вдоль и поперек волокон. Распиливание по лекальным линиям. Чтение чертежа и изготовление по нему детали. Технология изготовления детали.
Знать: Виды обработки деталей.
Уметь: Читать чертёж и изготавливать по нему детали.
Сборка изделий из древесины 4 часа.
Соединение деревянных деталей шурупами, винтами, нагелями. Сборка изделия из заготовленных деталей.
Знать: Виды соединений деталей
Уметь: выполнять сборку изделия
Отделка изделий из древесины и фанеры 4 часа.
Чистовая обработка поверхности материалов. Приемы, инструмент. Пропитка олифой и нанесение лакокрасочного покрытия. Травление древесины, лакировка, шлифовка.
Знать: Виды отделки изделий.
Уметь: Выполнять отделку изделия.
Художественная обработка древесины 10 часов.
Сквозная резьба или выпиливание. Резьба по дереву, подбор материала. Мозаика из дерева. Выполнение различных видов художественной обработки древесины.
Знать: Виды художественной обработки древесины
Уметь: Выполнение различных видов художественной обработки древесины.
Склеивание изделий из древесины 6 часа.
Виды клеев для древесины. Связывающие способности клея. Подготовка поверхности древесины и фанеры к нанесению клея. Технология склеивания. Точность сопряжения деталей. Сборка на клей соединений в шип, нагелями с фанерными накладками.
Знать: Виды клеев для древесины.
Уметь: Подготовить поверхность древесины и фанеры к нанесению клея.
Выполнение творческих проектов 14 часов.
Изготовление доски разделочной. Выбор материала, предварительная подготовка его к работе. Разметка изделия. Выполнение столярных работ. Шлифовка. Нанесение разметки узора. Выжигание. Нанесение узора на ручки электровыжигателем. Покрытие ручек лаком.
Знать: Последовательность выполнения проекта.
Уметь: Применять полученные ранее знания на практике
Заключительное занятие 2 часа.
Подведение итогов работы объединения за год. Оформление выставки работ.
Информационные источники
Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для мальчиков. 5-8 класс.. Пособие для учителей и учащихся.- М.: Школьная Пресса, 2004- 64 с., с ил. – («Школа и производства. Библиотека журнала»; Вып.17,26, 20)
Григорьев М.А. Справочник молодого столяра и плотника: Учебное пособие для профтехучилищ. – 2-е изд., перераб. И дополн.- М. Лесная помышленность, 1984.- 239 с., илл
Журнал «Школа и производство».
Занятия по техническому труду: Пособие для учителя труда 4 кл. / Г.Б.Волошин, А.А.Воронов, А.И.Гедвилло и др.; Под ред. Д.А.Тхоржевского.-М.:Просвещение, 1985.-128 с., с ил.
Засядько Ю.П. Технология 8 класс (мальчики) по учебнику Симоненко В.Д./ Сост. Ю,П.Засядько._ Волгоград: Учитель_АСТ, 2003.-96с.
Самородский П.С., Симоненок В.Д., Тищенко А.Т. Технология: Учебник для учащихся 6, 7 класса (вариант для мальчиков) общеобразовательной школы./ Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Графф, 2001-176 с.: с ил.
Технология: поурочные планы по разделу «Технология обработки древесины» по программе В.Д.Симоненко. 5-7 кл./авт.-сост.Ю.А.Жадаев, А.В.Жадаева. – Волгоград: Учитель, 2006.- 205с.