Рабочая программа по факультативу «Юный столяр»

1
0
Материал опубликован 21 November 2023



Рабочая программа по факультативу
«Юный столяр»



Пояснительная записка

Рабочая программа факультатива «Юный столяр» разработана и составлена на основе:

Закона об Образовании РФ №273 от 29.12.2012 г.

Учебного плана ГБОУ «Лебяжьевская специальная (коррекционная) школа-интернат» на 2022 – 2023 учебный год.

Устава школы ГБОУ «Лебяжьевская специальная (коррекционная) школа – интернат».

Авторской программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. – М.:ВЛАДОС,2001.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;


Цель программы: Осознанное формирование навыков к трудовой деятельности через один из видов декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

- Подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни, связанной с их созидательной и преобразующей трудовой деятельностью.

- Развитие творческих способностей у учащихся.

- Формирование понимания неразрывности системы «Природа – Человек – Производство».

- Осуществление профессиональной ориентации учащихся.

- Ознакомление учащихся с наиболее распространенными материалами, используемыми в повседневной жизни для изготовления различных изделий, их свойствами, техникой и технологией их обработки (древесина, металл, пластмасса).

- Привитие элементарных знаний и умений к техническому труду.

- Знакомство с одним из видов декоративного искусства: резьба по дереву.

- Знакомство учащихся с элементами художественной обработки древесины.


В ходе реализации этой программы учащиеся должны приобрести знания и практические умения обработки древесины. Особое внимание следует обратить правилам техники безопасности.

Объем и сроки изучения

Базисный учебный план образовательного учреждения факультатива «Юный столяр» в 5-9 -х классах 68 часов, из расчета 2 ч в неделю.

Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение нетрадиционных уроков, обобщающих уроков.

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.


Учебно-тематический план

Содержание урока

часы

1

Вводное занятие.

4

1.1

Техника безопасности.

1

1.2

Деревообработка – одна из древнейших профессий. Дерево в истории отечественной архитектуры.

1

1.3

Охрана местных богатств. Безопасность труда при деревообработке.

2

2

Древесные материалы.

2

2.1

Основные породы деревьев, применяемых в деревянных конструкциях.

1

2.2

Пороки древесины

1

3

Художественное выжигание

12

3.1

История выжигания.. ТБ при работе с электровыжигателем.

1

3.2

Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.

1

3.3

Основные приемы и способы работы с электровыжигателем. Виды насадок.

1

3.4

Подготовка материалов. Перевод рисунка.

1

3.5

Отделка изделия. Устранение дефектов.

1

3.6

Отделка. Полирование. Технология полирования.

1

3.7

Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.

4

3.8

Раскраска выжженного рисунка и тонировка в нужный цвет.

2

4

Инструменты, приспособления и станки для работы с древесиной.

2

4.1

Классификация инструмента, ознакомление с ним.

1

4.2

Отработка приемов работы с деревообрабатывающим инструментом.

1

5

Изготовление деталей из древесины.

8

5.1

Черновая обработка поверхности материалов перед их разметкой. Разметка.

2

5.2

Распиливание вдоль и поперек волокон. Распиливание по лекальным линиям.

2

5.3

Чтение чертежа и изготовление по нему детали. Технология изготовления детали.

4

6

Сборка изделий из древесины.

4

6.1

Соединение деревянных деталей шурупами, винтами, нагелями.

2

6.2

Сборка изделия из заготовленных деталей.

2

7

Отделка изделий из древесины и фанеры.

4

7.1

Чистовая обработка поверхности материалов.

1

7.2

Приемы, инструмент. Пропитка олифой и нанесение лакокрасочного покрытия.

1

7.3

Травление древесины, лакировка, шлифовка.

2

8

Художественная обработка древесины.

10

8.1

Сквозная резьба или выпиливание.

2

8.2

Резьба по дереву, подбор материала. Мозаика из дерева.

4

8.3

Выполнение различных видов художественной обработки древесины.

4

9

Склеивание изделий из древесины.

4

9.1

Виды клеев для древесины. Связывающие способности клея.

1

9.2

Подготовка поверхности древесины и фанеры к нанесению клея.

1

9.3

Технология склеивания. Точность сопряжения деталей

2

9.4

Сборка на клей соединений в шип, нагелями с фанерными накладками.

2

10

Выполнение творческих проектов.

14

10.1

Изготовление доски разделочной. Выбор материала, предварительная подготовка его к работе.

2

10.2

Разметка изделия. Выполнение столярных работ.

2

10.3

Шлифовка. Нанесение разметки узора.

4

10.4

Выжигание. Нанесение узора на ручки электровыжигателем.

4

10.5

Покрытие ручек лаком.

2

11

Заключительное занятие.

2

11.1

Подведение итогов работы объединения за год. Оформление выставки работ

2



Содержание тем учебного курса

Вводное занятие 4 часа.

Техника безопасности. Деревообработка – одна из древнейших профессий. Дерево в истории отечественной архитектуры. Охрана местных богатств. Безопасность труда при деревообработке. Технология без отходного производства.

Древесные материалы 2 часа

Основные породы деревьев, применяемых в деревянных конструкциях. Пороки древесины.

Знать: Основные породы деревьев. Пороки древесины.

Уметь: определять основные породы деревьев

Художественное выжигание 12 часов.

История выжигания. ТБ при работе с электровыжигателем. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. Основные приемы и способы работы с электровыжигателем. Виды насадок. Подготовка материалов. Перевод рисунка. Отделка изделия . Устранение дефектов. Отделка. Полирование. Технология полирования. Изготовление изделий и декорирование их выжиганием. Раскраска выжженного рисунка и тонировка в нужный цвет.

Практическая работа по теме: «Изготовление настенного панно “Лев» «Практическая работа по теме: «Изготовление сувенира “Подкова на счастье”».


Знать: Технику безопасности при работе с электровыжигателем. Основные приемы и способы работы с электровыжигателем.

Уметь: Выполнять приемы и способы работы с электровыжигателем.


Инструменты, приспособления и станки для работы с древесиной 2 часа.

Классификация инструмента, ознакомление с ним. Отработка приемов работы с деревообрабатывающим инструментом.


Знать: Классификацию инструмента

Уметь: пользоваться простейшими документами и приспособлениями для работы с древесиной


Изготовление деталей из древесины 8 часов.

Черновая обработка поверхности материалов перед их разметкой. Разметка. Распиливание вдоль и поперек волокон. Распиливание по лекальным линиям. Чтение чертежа и изготовление по нему детали. Технология изготовления детали.

Знать: Виды обработки деталей.

Уметь: Читать чертёж и изготавливать по нему детали.

Сборка изделий из древесины 4 часа.

Соединение деревянных деталей шурупами, винтами, нагелями. Сборка изделия из заготовленных деталей.


Знать: Виды соединений деталей

Уметь: выполнять сборку изделия


Отделка изделий из древесины и фанеры 4 часа.

Чистовая обработка поверхности материалов. Приемы, инструмент. Пропитка олифой и нанесение лакокрасочного покрытия. Травление древесины, лакировка, шлифовка.

Знать: Виды отделки изделий.

Уметь: Выполнять отделку изделия.

Художественная обработка древесины 10 часов.

Сквозная резьба или выпиливание. Резьба по дереву, подбор материала. Мозаика из дерева. Выполнение различных видов художественной обработки древесины.


Знать: Виды художественной обработки древесины

Уметь: Выполнение различных видов художественной обработки древесины.


Склеивание изделий из древесины 6 часа.

Виды клеев для древесины. Связывающие способности клея. Подготовка поверхности древесины и фанеры к нанесению клея. Технология склеивания. Точность сопряжения деталей. Сборка на клей соединений в шип, нагелями с фанерными накладками.

Знать: Виды клеев для древесины.

Уметь: Подготовить поверхность древесины и фанеры к нанесению клея.

Выполнение творческих проектов 14 часов.

Изготовление доски разделочной. Выбор материала, предварительная подготовка его к работе. Разметка изделия. Выполнение столярных работ. Шлифовка. Нанесение разметки узора. Выжигание. Нанесение узора на ручки электровыжигателем. Покрытие ручек лаком.

Знать: Последовательность выполнения проекта.

Уметь: Применять полученные ранее знания на практике

Заключительное занятие 2 часа.

Подведение итогов работы объединения за год. Оформление выставки работ.

Информационные источники



Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для мальчиков. 5-8 класс.. Пособие для учителей и учащихся.- М.: Школьная Пресса, 2004- 64 с., с ил. – («Школа и производства. Библиотека журнала»; Вып.17,26, 20)

Григорьев М.А. Справочник молодого столяра и плотника: Учебное пособие для профтехучилищ. – 2-е изд., перераб. И дополн.- М. Лесная помышленность, 1984.- 239 с., илл

Журнал «Школа и производство».

Занятия по техническому труду: Пособие для учителя труда 4 кл. / Г.Б.Волошин, А.А.Воронов, А.И.Гедвилло и др.; Под ред. Д.А.Тхоржевского.-М.:Просвещение, 1985.-128 с., с ил.

Засядько Ю.П. Технология 8 класс (мальчики) по учебнику Симоненко В.Д./ Сост. Ю,П.Засядько._ Волгоград: Учитель_АСТ, 2003.-96с.

Самородский П.С., Симоненок В.Д., Тищенко А.Т. Технология: Учебник для учащихся 6, 7 класса (вариант для мальчиков) общеобразовательной школы./ Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Графф, 2001-176 с.: с ил.

Технология: поурочные планы по разделу «Технология обработки древесины» по программе В.Д.Симоненко. 5-7 кл./авт.-сост.Ю.А.Жадаев, А.В.Жадаева. – Волгоград: Учитель, 2006.- 205с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации