Рабочая программа по физической культуре для 9 класса
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МИРНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
СОГЛАСОВАНА с заместителем директора по УВР протокол МС № 1 от 18.08.2021г. | | УТВЕРЖДЕНА директором МБОУ Мирнинская СОШ Приказ № 50 от 19.08.2021 г. |
| | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Миклуха Сергея Викторовича, учителя первой квалификационной категории
Ф.И.О., категория
по физической культуре 9 класс
предмет, класс и т.п.
Программа разработана на основе:
Физическая культура : программа : 5-9 классы / Т.В Петрова, Ю.А Копылов,
Н.В Полянская и др , - М. : Вентана –Граф, 2017.
2021 - 2022 учебный год
п. Мирный
Данная рабочая программа по физической культуре для 9 класса разработана в соответствии:
с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
программе формирования универсальных учебных действий;
основной образовательной программы общего образования;
примерной программы основного общего образования по физической культуре;
федеральному перечню учебников, рекомендованных на 2021-2022 учебный год
Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»
Физическая культура : программа : 5-9 классы / Т.В Петрова, Ю.А Копылов, Н.В Полянская и др , - М. : Вентана –Граф, 2017.
и ориентирована на использование учебника:
Т.В.Петрова, Ю.А Копылов, Н.В. Полянская и др. Физическая культура 8-9 класс – М.: Вентана-Граф, 2014
Планируемые результаты освоения предмета «Физическая культура»
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; n формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при лёгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;
формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
Содержание курса
Знания о физической культуре (1 час)
Виды спорта, изучаемые в школе (Олимпийские виды спорта, изучаемые в школе. Цель занятий спортом в школе)
Основные направления физического воспитания в современном обществе (Особенности общего физии-ческого воспитания, физического воспитания с профессиональной направленностью, физического воспитания со спортивной направленностью)
Организация здорового образа жизни (3 часа)
Закаливание организма: банные процедуры (Банные процедуры. Виды бань и банные традиции в мировой истории. Особенности русской бани. Техника проведения банных процедур)
Массаж (Понятие «массаж». Приёмы массажа. Виды массажа)
Первая помощь (Первая помощь. Правила оказания первой помощи. Первая помощь при разных видах кровотечений. Первая помощь при повреждениях суставов, мышц и сухожилий)
Физическая культура и качества личности (Влияние физической культуры на характер и нравственные установки человека. Качества личности, корректируемые физическими упражнениями, и цели корректировки)
Отношения между людьми противоположного пола (Вопросы морали в отношениях между юношей и девушкой)
Допинг и честная конкуренция в спорте (Вред здоровью от употребления допинга. Психическая зависимость от допинга. Антидопинговый контроль и ответственность за употребление допинга )
Вредные привычки (Влияние алкоголя на жизнь человека. Причины возникновения привычки курить.
Особенности следования привычке курения у подростков)
Наблюдение и контроль за состоянием организма (3 часа)
Оценка функциональных резервов организма (Функциональные резервы организма и функциональные пробы. Оценка функциональных резервов своего организма с помощью проб Штанге, Руфье, шестими-нутной функциональной пробы)
Оценка двигательных качеств (Двигательные тесты для оценки основных двигательных качеств. Взаимозависимость развития двигательных качеств человека)
Ведение дневника самонаблюдений (Показатели для контроля в дневнике самонаблюдений)
Выявление и устранение технических ошибок (Техника выполнения упражнений и технические ошибки. Способы оценки собственной техники бега, прыжков, метаний. Отработка техники движений)
Физкультурно-оздоровительная деятельность (3 часа)
Упражнения для развития двигательных качеств (Комплекс вольных упражнений и упражнений с набив-ным мячом для тренировки мышечной силы. Комплексы упражнений с гантелями для тренировки мышечной силы. Комплекс беговых упражнений для тренировки быстроты. Упражнения со скакалкой и с мячом для тренировки быстроты. Комплекс легкоатлетических упражнений для тренировки выносливости. Комплекс упражнений с набивным мячом для тренировки выносливости. Комплекс беговых упражнений для тренировки выносливости. Комплекс упражнений с большой амплитудой движений для тренировки гибкости. Упражнения для тренировки координации движений. Упражнения для тренировки умения концентрировать внимание)
Оздоровительный бег (Организация занятий оздоровительным бегом. Режим тренировок)
Пешие туристские походы (Поход как форма активного отдыха. Подготовка к походу. Правила укладывания рюкзака. Правила поведения во время пешего туристского похода)
Спортивно-оздоровительная деятельность (58 час)
Гимнастика с основами акробатики (15 часов)
Упражнения и комбинации на параллельных брусьях (наскоки в упор, упоры, соскоки, передвижения
на руках, размахивания в упоре на предплечьях, переходы из одного положения в другое — переход из
упора на предплечьях в положение сидя ноги врозь и из седа ноги врозь в упор на прямых руках; из седа
ноги врозь кувырок вперёд ноги врозь), на разновысоких брусьях (наскоки на нижнюю жердь и верхнюю
жердь в вис, висы, упоры, размахивание изгибами в висе на верхней жерди, соскоки вправо из упора на нижнюю жердь махом назад), соскальзывания)
Легкая атлетика (15 часов)
Беговые упражнения (бег на короткие дистанции 70– 100 м с низкого старта, бег на выносливость на дистанцию 1,5–2 км). Прыжковые упражнения (прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание», прыжок в длину с разбега способом «прогнувшись»). Метание малого мяча с разбега по движущейся цели, на дальность с разбега
Лыжные гонки (11 часов)
Передвижение по пересечённой местности различными ходами, переходы с хода на ход, подъёмы и спуски
со склонов (повторение материала предыдущих лет обучения). Преодоление препятствий (преодоление канавы, преодоление бревна). Повороты на параллельных лыжах, поворот упором. Торможение разворотом, торможение упором, торможение падением
Спортивные игры (13 часов)
Волейбол. Правила игры, размеры игровой площадки и разметка, размеры волейбольной сетки, техника
игры в волейбол — нижняя прямая и верхняя прямая подачи, способы приёма и передачи мяча двумя ру-ками сверху и снизу, приём мяча с перекатом на спине и с перекатом в сторону, передача мяча назад, нападающий удар, блокирование мяча (повторение материала предыдущих лет обучения).
Баскетбол. Правила игры в баскетбол, размеры игровой площадки и разметка, размеры оборудования для
игры, техника игры в баскетбол. Ведение мяча левой и правой рукой; ловля и передача одной и двумя руками от груди, одной и двумя руками снизу; бросок одной и двумя руками от груди с места, двумя руками из-за головы, одной рукой от плеча с места, одной рукой от головы с места; бросок в движении; приём мяча двумя руками (повторение материала 7 класса), бросок одной рукой от плеча в движении, одной рукой от головы в прыжке, вырывание мяча, выбивание мяча, перехват мяча, накрывание мяча
при броске
Физическая подготовка с прикладной направленностью (4часа)
Цели и значение физической подготовки с прикладной направленностью. Запрыгивание на опору и спрыгивание с грузом на плечах. Спрыгивание на точность с сохранением равновесия. Прыжки через
препятствия с грузом на плечах. Подъём и спуск бегом с грузом на плечах. Преодоление препятствий
прыжковым бегом. Переноска пострадавшего в зависимости от вида травмы
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на изучение каждой темы
Раздел программы | Количество часов |
Знания о физической культуре | 1 |
Организация здорового образа жизни | 3 |
Наблюдение и контроль за состоянием организма | 3 |
Физкультурно-оздоровительная деятельность | 3 |
Спортивно-оздоровительная деятельность(в т.ч.): Гимнастика с элементами акробатики Лыжные гонки Легкая атлетика Спортивные игры (Волейбол, Баскетбол) | 58 15 11 15 13 |
Физическая подготовка с прикладной направленностью | 4 |
Общее количество часов | 68 |
Календарно-тематическое планирование по физической культуре 9 класс
№ урока | Тема урока | Дата проведения | |
По плану | Фактически | ||
Легкая атлетика-8 ч | | | |
1 | Инструктаж по технике безопасности на уроках легкой атлетике. Бег на короткие дистанции 70-100 м с низкого старта | | |
2 | Бег на короткие дистанции 70-100 м с низкого старта | | |
3 | Прыжковые упражнения (прыжок в дину с разбега способом «прогнувшись») | | |
4 | Метание малого мяча на дальность с разбега | | |
5 | Беговые упражнения (Бег на выносливость 1,5-2 км) | | |
6 | Метание малого мяча по движущейся цели | | |
7 | Прыжок в высоте с разбега способом «перешагивание» | | |
8 | Прыжок в высоте с разбега способом «перешагивание» | | |
Спортивные игры -5 ч | | | |
9 | Баскетбол. Правила игры в баскетбол, размеры игровой площадки и разметка. Размеры оборудования для игры Прием мяча. Ведение мяча левой и правой рукой. Ловля и передача одной и двумя руками от груди, двумя руками снизу. | | |
10 | Техника игры (Бросок одной и двумя руками от груди с места, двумя руками из-за головы, одной рукой от плеча с места, одной рукой от головы с места, бросок в движении) | | |
11 | Техника игры (Вырывание мяча, перехват мяча, накрывание мяча при броске) | | |
12 | Техника игры (Бросок одной рукой от плеча в движении) | | |
13 | Техника игры (Бросок одной рукой от головы в прыжке) | | |
Гимнастика с основами акробатики 15 ч | |||
14 | Инструктаж по технике безопасности на уроках гимнастики. Организующие команды и приемы (повторение ранее изученного материала) | | |
15 | Упражнения и комбинации на параллельных брусьях (Наскоки в упор) | | |
16 | Упражнения и комбинации на параллельных брусьях (Упоры, соскоки) | | |
17 | Упражнения и комбинации на параллельных брусьях (Передвижения на руках) | | |
18 | Упражнения и комбинации на параллельных брусьях (Размахивания в упоре на предплечьях) | | |
19 | Упражнения и комбинации на параллельных брусьях (Переход из упора на предплечьях в положения сидя ноги врозь ) | | |
20 | Упражнения и комбинации на параллельных брусьях (Переход из седа ноги врозь в упор на прямых руках) | | |
21 | Упражнения и комбинации на параллельных брусьях (Переходы из седа ноги врозь) | | |
22 | Упражнения и комбинации на параллельных брусьях (Кувырок вперед ноги врозь) | | |
23 | Упражнения и комбинации на разновысоких брусьях (Наскоки на нижнюю жердь и верхнюю жердь) | | |
24 | Упражнения и комбинации на разновысоких брусьях (Висы) | | |
25 | Упражнения и комбинации на разновысоких брусьях (Упоры) | | |
26 | Упражнения и комбинации на разновысоких брусьях (Размахивание изгибами в висе на верхней жерди) | | |
27 | Упражнения и комбинации на разновысоких брусьях (Соскоки вправо из упора на нижнюю жердь махом назад) | | |
28 | Упражнения и комбинации на разновысоких брусьях (Соскальзывания) | | |
Знания о физической культуре 1 ч | | | |
29 | Виды спорта, изучаемые в школе. Основные направления физического воспитания в современном обществе | | |
Организация здорового образа жизни -3 ч | | | |
30 | Закаливание организма: банные процедуры. Массаж. Доврачебная помощь. | | |
31 | Физическая культура и качества личности. Отношения между людьми противоположного пола. | | |
32 | Допинг и честная конкуренция в спорте. Вредные привычки | | |
Лыжные гонки-11 ч | |||
33 | Инструктаж по технике безопасности на уроках по лыжным гонкам. Переходы с хода на ход | | |
34 | Переходы с хода на ход | | |
35 | Подъемы и спуски со склонов | | |
36 | Преодоление канавы | | |
37 | Преодоление бревна | | |
38 | Переходы с хода на ход (Прямой переход) | | |
39 | Повороты на параллельных лыжах | | |
40 | Поворот упором | | |
41 | Торможение разворотом, упором, падением | | |
42 | Передвижение по пересеченной местности | | |
43 | Передвижение по пересеченной местности | | |
Наблюдение и контроль за состоянием организма -3 ч | | | |
44 | Оценка функциональных резервов организма | | |
45 | Оценка двигательных качеств | | |
46 | Ведение дневника самонаблюдений. Выявление и устранение технических ошибок | | |
Спортивные игры -8 ч | |||
47 | Инструктаж по технике безопасности на уроках по спортивным играм. Правила игры в волейбол. Размеры игровой площадки и разметка. Размеры волейбольной сетки. | | |
48 | Техника игры (Способы приема и передачи мяча двумя руками сверху и снизу) | | |
49 | Техника игры (Прием мяча с перекатом на спине и перекатом в сторону) | | |
50 | Техника игры (Передача назад) | | |
51 | Техника игры (Нападающий удар) | | |
52 | Техника игры (Нападающий удар) | | |
53 | Техника игры (Нападающий удар) | | |
54 | Техника игры (Блокирование мяча) | | |
Физическая подготовка с прикладной направленностью – 4 ч | | | |
55 | Цели и значение физической подготовки с прикладной направленностью. Запрыгивание на опору и спрыгивание с грузом на плечах. Спрыгивания на точность с сохранением равновесия. | | |
56 | Прыжки через препятствие с грузом на плечах | | |
57 | Подъем и спуск бегом с грузом на плечах | | |
58 | Преодоление препятствий прыжковым бегом. Переноска пострадавшего в зависимости от вида травм | | |
Легкая атлетика- 7 ч | | | |
59 | Прыжок в высоте с разбега способом «перешагивание» | | |
60 | Бег на короткие дистанции 70-100 м с низкого старта | | |
61 | Бег на короткие дистанции 70-100 м с низкого старта | | |
62 | Прыжковые упражнения (прыжок в дину с разбега способом «прогнувшись») | | |
63 | Метание малого мяча на дальность с разбега | | |
64 | Беговые упражнения (Бег на выносливость 1,5-2 км) | | |
65 | Метание малого мяча по движущейся цели, на дальность с разбега | | |
Физкультурно-оздоровительная деятельность -3 ч | | | |
66 | Упражнения для развития двигательных качеств | | |
67 | Оздоровительный бег | | |
68 | Пешие туристические походы | | |