Рабочая программа по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних

5
0
Материал опубликован 31 August 2023





Рабочая программа по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних в МАОУ СОШ № 2 станицы Выселки

на 2023-2024 учебный год



Паспорт программы


Наименование программы

Программа по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних в МАОУ СОШ № 2 станицы Выселки на 2023-2024 учебный год

Разработчики программы


Основание для разработки

- Федеральный закон от 24.06.1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

- Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Конвенция о правах ребенка от 26.01.1990 года;

- Федеральный закон от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Цель программы

Формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры несовершеннолетних, законопослушного поведения и гражданской ответственности; развитие правового правосознания; профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений, воспитание основ безопасности.

Задачи программы

- Воспитание у обучающихся уважительного отношения к Закону, правопорядку, позитивно-нравственным нормам;

- Активизация разъяснительной работы среди детей и родителей по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье;

- Формирование навыков здорового образа жизни и ценностного отношения к своему здоровью;

- Повышение компетентности педагогических работников по приоритетным вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений;

- Организация и проведение мероприятий по предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения детей и подростков;

- Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии, поведении, обучении.

Участники программы

- администрация школы;

- социальный педагог;

- педагог-психолог;

- родители обучающихся;

- классные руководители;

- учителя-предметники;

- обучающиеся школы с 1 по 11 класс.

Ожидаемые результаты

Снижение количества несовершеннолетних, состоящих на различных профилактических учетах; увеличение доли родителей, задействованных в организации и проведении образовательных событий; снижение количества несовершеннолетних, совершивших правонарушения, в том числе повторные; снижение количества конфликтных ситуаций среди участников образовательных отношений; недопущение немедицинского потребления психотропных веществ несовершеннолетними, недопущение употребления алкоголя; снижение несовершеннолетних, совершивших самовольные уходы из семей; снижение количества несовершеннолетних, систематически пропускающих учебные занятия; увеличение доли детей, охваченных внеурочной занятостью, в том числе в объединениях физкультурно-спортивной направленности.



















Пояснительная записка


Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.

      Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

Пребывание ребенка в школе целесообразно рассматривать как этап его жизни, предполагающий создание условий не только для физического оздоровления, но и для личностного роста молодого человека, для формирования законопослушного гражданина.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.

Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового  воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.

Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали правоохранительные органы, систему судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность  воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.

     В Федеральном Законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 от   24.06.1999г.( с изменениями на 13.07.2015), ст.14.5  подчеркнута необходимость разработки и внедрения в практику работы образовательных учреждений программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

      Проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста  одна из главных. Профилактика   правонарушений  и  преступлений среди несовершеннолетних, в отношении несовершеннолетних, профилактика семейного неблагополучия, работа с родителями, не занимающимися воспитанием, содержанием детей  является  основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения  как обучащихся, так и их родителей.

    Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защиты прав и свобод. Гражданское общество начинается с  воспитания гражданина.


Общая характеристика содержания работы.

Направления программы:


1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь педагогу-предметнику с неуспевающими учениками.

2. Работа с учащимися, пропускающими занятия без уважительной причины,  является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.

3. Организация досуга учащихся. Широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
Классными руководителями должны приниматься меры по привлечению в спортивные секции, кружки широкого круга учащихся, особенно детей, состоящих на профилактическом учете или «группы риска».

4. Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала.

5. Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди обучающихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед на классных часах, родительских собраниях о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей дают мотивацию на ответственность за свои действия.

6. Профилактика наркомании и токсикомании.

7. Предупреждение вовлечения учащихся в экстремистские организации. Весь педагогический коллектив поводит работу по предупреждению вовлечения учащихся в экстремистские настроенные организации и группировки. К участию в массовых беспорядках, хулиганских проявлениях во время проведения спортивных мероприятий, распространению идей, пропагандирующих межнациональную, межрелигиозную рознь привлекаются учащиеся старших классов.
8. Работа по выявлению обучающихся и семей, находящихся в социально-опасном положении (трудной жизненной ситуации). При выявлении негативных фактов классные руководители информируют Совет профилактики школы. Классные руководители знакомятся с жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке проводят беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляют акты обследования жилищных условий, выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями. Некоторые посещения проводятся с сотрудниками ОПДН органов внутренних дел.

9. Проведение индивидуальной профилактической работы. Одним из важнейших направлений профилактической школьной деятельности является выявление, постановка на профилактический учет обучающихся школы с асоциальным поведением индивидуальная работа с ними.

10. Предупреждение вовлечения несовершеннолетних в массовые несанкционированные мероприятия. Организация работы, направленной на формирование навыков критического мышления, противостояния манипулятивному воздействию, ведению конструктивного диалога по информированию о возможных способах участия в позитивнрых изменениях в обществе.

11. Предупреждение конфликтных ситуаций, в том числе буллинга (травли), скулшутинга, АУЕ. Раннее выявление несовершеннолетних, проявляющих деструктивное поведение, является важным элементов профилактической деятельности школы. Осуществлять выявление деструктивного поведения необходимо в соответствии с алгоритмами, разработанными на федеральном и краевом уровне.

12. Мероприятия по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними, выявление и учет случаев жестокого обращения, организация и оказание помощи несовершеннолетним, подвергшимся жестокому обращению.


Ожидаемые результаты реализации программы:


- Повышение уровня развития познавательных интересов подростков, включающие навыки конструктивного взаимодействия, успешности самореализации;

- Активизация внутренних ресурсов личности накануне вступления в самостоятельную жизнь;

- Снижение количества правонарушений за учебный год;

- Повышение осведомленности подростков  по проблемам наркотической и алкогольной зависимости.

- Приобретение подростками навыков устойчивости к групповому давлению и избегания ситуаций, связанных с употреблением ПАВ.

- Приобретение подростками умения адекватно оценивать проблемные ситуации и готовность разрешать их.


План реализации программы

на 2023-2024 учебный год


Мероприятия

Сроки

Ответственные

Привлечение учащихся к культурно-досуговой деятельности (кружки, секции).

В течение всего года

Классные руководители, педагоги доп.образования

Составление социальных паспортов классов и школы, с целью получения необходимой информации о детях, обучающихся в школе.

До 10 сентября 2023 года

корректировка в течение года

Классные . руководители,

Социальный педагог

Сбор информации по обучающимся, имеющим отклонения в поведении и семьям неблагополучного характера, с целью последующей помощи им.

Сентябрь 2023г

Педагог-психолог, классные руководители,


Комплекс мероприятий, проводимый в рамках недель правовой грамотности (с привлечением специалистов служб системы профилактики)

(План недель и их тематика прилагается)

Ежемесячно в течение года

Классные руководители, ШВР


Организация и проведение «Дней здоровья»



По плану воспитательной работы школы


ШВР, учителя физической культуры, классные руководители

Организация встреч для обучающихся 6-11 классов (проведение лекций, бесед) с медицинскими работниками ГБУЗ Выселковская ЦРБ по профилактике употребления ПАВ, алкоголя, табакокурения

В течение учебного года

Заместитель директора ВР

Социальный педагог

Проведение социально-

психологического тестирования

обучающихся 7-х-11-х классов.


Работа с детьми, попавшими в «группу риска»

Сентябрь-октябрь 2023


В течение учебного года


ШВР (педагог-психолог, социальный педагог, зам.директора ВР; классные руководители

Проведение классных часов, родительских собраний по вопросам ЗОЖ

В течение учебного года

Классные руководители,

Соц.педагог

Участие в спортивных соревнованиях школьного спортивного клуба "Стрижи", в районных соревнованиях

По отдельному плану

Руководитель спортивного клуба "Стрижи" Д.С.Настечко

Учет посещаемости школы детьми, состоящими на разных формах учёта, контроль их занятость во время школьных каникул.

В течение года

Классные руководители

Социальный педагог

Проведение заседаний Совета профилактики правонарушений школы

Ежемесячно по отдельному плану

Председатель и члены Совета профилактики

Проведение рейдов в семьи детей, находящихся в ТЖС, оказавшихся в социально-опасном положении и семьи, ч детей состоящих на различных формах учёта

В течение года

Социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель, зам.директора УВР

Организация конкурсов, выставок творческих работ обучающихся по здоровому образу жизни.

В период проведения Дней здоровья, тематических недель

Педагог-организатор, классные руководители


Работа службы медиации школы

На постоянной основе в течение учебного года

Педагог-психолог школы

медиаторы

Организация временного трудоустройства несовершеннолетних, в т.ч. содействие в трудоустройстве

Каникулярный период учебного года (летний период 2024г)

Социальный педагог, классный руководитель

Организация и проведение оздоровительной кампании

Каникулярные периоды 2023-2024 учебного года

Зам.директора по ВР, классные руководители

Обучение педагогических работников школы современным формам и методам своевременного выявления первичных признаков девиантного т поведения

В течение года

Заместитель директора, педагог-психолог, социальный педагог

Организация встреч обучающихся 7-10 классов с представителем краевой ассоциации "Кубань без наркотиков", с целью профилактики употребления наркотических веществ, алкоголя, табака и др.

1-2 раза в квартал

Заместитель директора ВР

Организация просмотра обучающимися тематических фильмов, роликов, в рамках кинопроекта "Кубань без наркотиков" и в рамках социального партнерства (на базе МБУК СДК "Стрижака"); участие в профилактических мероприятиях по ЗОЖ

Ежемесячно с сентября по июнь 2023-2024 года

Заместитель директора ВР

Социальный педагог школы

Классные руководители

Участие в межведомственных акциях и мероприятиях:

-Всероссийский день трезвости;

- Сообщи, где торгуют смертью;

- "Анти СПИД"

- Единый урок по безопасности в сети Интернет;

- День правовой помощи детям;

- Телефон доверия;

-День борьбы с наркоманией и наркобизнесом и другие.

В течение 2023-2024 учебного года

Заместитель директора, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители



Тематика лекций для родителей

Законы воспитания в семье. Какими им быть? (1 класс)

Воспитание ненасилием в семье. (2 класс)

Как научить сына или дочь говорить «нет»? (3 класс)

Детская агрессивность, ее причины и последствия. (4 класс)

За что ставят на учет в полиции? (5 класс)

Свободное время - для души и с пользой или Чем занят ваш ребенок? (6 класс)

Как уберечь подростка от насилия? (7 класс)

Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения. (8 класс)

Как научиться быть ответственным за свои поступки? (9 класс)

Что делать если ваш ребенок попал в полицию? (10 класс)

Закон и ответственность. (11 класс)

Молодежные субкультуры и неформальные организации, их потенциальная опасность (8-11 класс)

Ребенок и социальная сеть (все уровни)

Как предотвратить подростковый суицид (8-11 класс)

Предложенные этапы могут присутствовать как в одном занятии, так и отдельными занятиями в соответствующих формах.


Диагностические занятия:

Анкетирование, тестирование

Диагностическая беседа

Диагностическая игра


Погружение:

Введение в тему

Мысли в слух – философские раздумья педагога о жизненных явлениях.

Формулирование основных мыслей, заповедей.

Рассуждение учащихся о проблеме.


Анализ:

Невыдуманные рассказы о жизни.

Дискуссия.

Мое мнение.


Подкрепление:

Круглый стол.

Встречи со специалистом.

Поиск правовой основы.

Суд.


Практическое занятие:

Занятия-практикумы, практические занятия, психологические упражнения, ситуативные задачи, консультация, конкурсы, викторины, конференции, классный час, беседа, дискуссия, ролевая игра, водеолекторий, тренинги, брейн-ринг, правовой квест.



Методы обучения могут быть различны по целям: активаторы-подвижные игры, привлекающие внимание детей к той или иной стороне формируемого навыка; письменные и устные упражнения, посвященные отработке различных этапов принятия решения, закрепляющие навык принятия решений по отношению к ситуациям, служащие получению опыта принятия решения.


Прогнозируемые результаты реализации Программы

Реализация Программы формирования законопослушного поведения школьников призвана способствовать формированию у учащихся правовой культуры и законопослушности. В результате учащиеся должны:

-овладеть системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;

- уважать и соблюдать права и законы;

- жить по законам морали и государства;

-быть законопослушным, активно участвовать в законодательном творчестве;

- быть толерантным во всех областях общественной жизни;

-осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость.


Ожидаемый результат:

Повышение уровня развития познавательных интересов подростков, включающие навыки конструктивного взаимодействия, успешности самореализации;

Активизация внутренних ресурсов личности накануне вступления в самостоятельную жизнь;

Снижение количества правонарушений за учебный год.

Повышение осведомленности подростков по проблемам наркотической и алкогольной зависимости.

Приобретение подростками навыков устойчивости к групповому давлению и избегания ситуаций, связанных с употреблением ПАВ.

Приобретение подростками умения адекватно оценивать проблемные ситуации и готовность разрешать их.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации