Рабочая программа по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних
Рабочая программа по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних в МАОУ СОШ № 2 станицы Выселки
на 2023-2024 учебный год
Паспорт программы
Наименование программы | Программа по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних в МАОУ СОШ № 2 станицы Выселки на 2023-2024 учебный год |
Разработчики программы | |
Основание для разработки | - Федеральный закон от 24.06.1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; - Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Конвенция о правах ребенка от 26.01.1990 года; - Федеральный закон от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». |
Цель программы | Формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры несовершеннолетних, законопослушного поведения и гражданской ответственности; развитие правового правосознания; профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений, воспитание основ безопасности. |
Задачи программы | - Воспитание у обучающихся уважительного отношения к Закону, правопорядку, позитивно-нравственным нормам; - Активизация разъяснительной работы среди детей и родителей по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье; - Формирование навыков здорового образа жизни и ценностного отношения к своему здоровью; - Повышение компетентности педагогических работников по приоритетным вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений; - Организация и проведение мероприятий по предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения детей и подростков; - Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии, поведении, обучении. |
Участники программы | - администрация школы; - социальный педагог; - педагог-психолог; - родители обучающихся; - классные руководители; - учителя-предметники; - обучающиеся школы с 1 по 11 класс. |
Ожидаемые результаты | Снижение количества несовершеннолетних, состоящих на различных профилактических учетах; увеличение доли родителей, задействованных в организации и проведении образовательных событий; снижение количества несовершеннолетних, совершивших правонарушения, в том числе повторные; снижение количества конфликтных ситуаций среди участников образовательных отношений; недопущение немедицинского потребления психотропных веществ несовершеннолетними, недопущение употребления алкоголя; снижение несовершеннолетних, совершивших самовольные уходы из семей; снижение количества несовершеннолетних, систематически пропускающих учебные занятия; увеличение доли детей, охваченных внеурочной занятостью, в том числе в объединениях физкультурно-спортивной направленности. |
Пояснительная записка
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
Пребывание ребенка в школе целесообразно рассматривать как этап его жизни, предполагающий создание условий не только для физического оздоровления, но и для личностного роста молодого человека, для формирования законопослушного гражданина.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.
Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.
Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали правоохранительные органы, систему судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.
В Федеральном Законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 от 24.06.1999г.( с изменениями на 13.07.2015), ст.14.5 подчеркнута необходимость разработки и внедрения в практику работы образовательных учреждений программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
Проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста одна из главных. Профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, в отношении несовершеннолетних, профилактика семейного неблагополучия, работа с родителями, не занимающимися воспитанием, содержанием детей является основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения как обучащихся, так и их родителей.
Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защиты прав и свобод. Гражданское общество начинается с воспитания гражданина.
Общая характеристика содержания работы.
Направления программы:
1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь педагогу-предметнику с неуспевающими учениками.
2. Работа с учащимися, пропускающими занятия без уважительной причины, является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.
3. Организация досуга учащихся. Широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
Классными руководителями должны приниматься меры по привлечению в спортивные секции, кружки широкого круга учащихся, особенно детей, состоящих на профилактическом учете или «группы риска».
4. Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала.
5. Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди обучающихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед на классных часах, родительских собраниях о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей дают мотивацию на ответственность за свои действия.
6. Профилактика наркомании и токсикомании.
7. Предупреждение вовлечения учащихся в экстремистские организации. Весь педагогический коллектив поводит работу по предупреждению вовлечения учащихся в экстремистские настроенные организации и группировки. К участию в массовых беспорядках, хулиганских проявлениях во время проведения спортивных мероприятий, распространению идей, пропагандирующих межнациональную, межрелигиозную рознь привлекаются учащиеся старших классов.
8. Работа по выявлению обучающихся и семей, находящихся в социально-опасном положении (трудной жизненной ситуации). При выявлении негативных фактов классные руководители информируют Совет профилактики школы. Классные руководители знакомятся с жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке проводят беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляют акты обследования жилищных условий, выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями. Некоторые посещения проводятся с сотрудниками ОПДН органов внутренних дел.
9. Проведение индивидуальной профилактической работы. Одним из важнейших направлений профилактической школьной деятельности является выявление, постановка на профилактический учет обучающихся школы с асоциальным поведением индивидуальная работа с ними.
10. Предупреждение вовлечения несовершеннолетних в массовые несанкционированные мероприятия. Организация работы, направленной на формирование навыков критического мышления, противостояния манипулятивному воздействию, ведению конструктивного диалога по информированию о возможных способах участия в позитивнрых изменениях в обществе.
11. Предупреждение конфликтных ситуаций, в том числе буллинга (травли), скулшутинга, АУЕ. Раннее выявление несовершеннолетних, проявляющих деструктивное поведение, является важным элементов профилактической деятельности школы. Осуществлять выявление деструктивного поведения необходимо в соответствии с алгоритмами, разработанными на федеральном и краевом уровне.
12. Мероприятия по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними, выявление и учет случаев жестокого обращения, организация и оказание помощи несовершеннолетним, подвергшимся жестокому обращению.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- Повышение уровня развития познавательных интересов подростков, включающие навыки конструктивного взаимодействия, успешности самореализации;
- Активизация внутренних ресурсов личности накануне вступления в самостоятельную жизнь;
- Снижение количества правонарушений за учебный год;
- Повышение осведомленности подростков по проблемам наркотической и алкогольной зависимости.
- Приобретение подростками навыков устойчивости к групповому давлению и избегания ситуаций, связанных с употреблением ПАВ.
- Приобретение подростками умения адекватно оценивать проблемные ситуации и готовность разрешать их.
План реализации программы
на 2023-2024 учебный год
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Привлечение учащихся к культурно-досуговой деятельности (кружки, секции). | В течение всего года | Классные руководители, педагоги доп.образования | |
Составление социальных паспортов классов и школы, с целью получения необходимой информации о детях, обучающихся в школе. | До 10 сентября 2023 года корректировка в течение года | Классные . руководители, Социальный педагог | |
Сбор информации по обучающимся, имеющим отклонения в поведении и семьям неблагополучного характера, с целью последующей помощи им. | Сентябрь 2023г | Педагог-психолог, классные руководители, | |
Комплекс мероприятий, проводимый в рамках недель правовой грамотности (с привлечением специалистов служб системы профилактики) (План недель и их тематика прилагается) | Ежемесячно в течение года | Классные руководители, ШВР | |
Организация и проведение «Дней здоровья» | По плану воспитательной работы школы | ШВР, учителя физической культуры, классные руководители | |
Организация встреч для обучающихся 6-11 классов (проведение лекций, бесед) с медицинскими работниками ГБУЗ Выселковская ЦРБ по профилактике употребления ПАВ, алкоголя, табакокурения | В течение учебного года | Заместитель директора ВР Социальный педагог | |
Проведение социально- психологического тестирования обучающихся 7-х-11-х классов. Работа с детьми, попавшими в «группу риска» | Сентябрь-октябрь 2023 В течение учебного года | ШВР (педагог-психолог, социальный педагог, зам.директора ВР; классные руководители | |
Проведение классных часов, родительских собраний по вопросам ЗОЖ | В течение учебного года | Классные руководители, Соц.педагог | |
Участие в спортивных соревнованиях школьного спортивного клуба "Стрижи", в районных соревнованиях | По отдельному плану | Руководитель спортивного клуба "Стрижи" Д.С.Настечко | |
Учет посещаемости школы детьми, состоящими на разных формах учёта, контроль их занятость во время школьных каникул. | В течение года | Классные руководители Социальный педагог | |
Проведение заседаний Совета профилактики правонарушений школы | Ежемесячно по отдельному плану | Председатель и члены Совета профилактики | |
Проведение рейдов в семьи детей, находящихся в ТЖС, оказавшихся в социально-опасном положении и семьи, ч детей состоящих на различных формах учёта | В течение года | Социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель, зам.директора УВР | |
Организация конкурсов, выставок творческих работ обучающихся по здоровому образу жизни. | В период проведения Дней здоровья, тематических недель | Педагог-организатор, классные руководители | |
Работа службы медиации школы | На постоянной основе в течение учебного года | Педагог-психолог школы медиаторы | |
Организация временного трудоустройства несовершеннолетних, в т.ч. содействие в трудоустройстве | Каникулярный период учебного года (летний период 2024г) | Социальный педагог, классный руководитель | |
Организация и проведение оздоровительной кампании | Каникулярные периоды 2023-2024 учебного года | Зам.директора по ВР, классные руководители | |
Обучение педагогических работников школы современным формам и методам своевременного выявления первичных признаков девиантного т поведения | В течение года | Заместитель директора, педагог-психолог, социальный педагог | |
Организация встреч обучающихся 7-10 классов с представителем краевой ассоциации "Кубань без наркотиков", с целью профилактики употребления наркотических веществ, алкоголя, табака и др. | 1-2 раза в квартал | Заместитель директора ВР | |
Организация просмотра обучающимися тематических фильмов, роликов, в рамках кинопроекта "Кубань без наркотиков" и в рамках социального партнерства (на базе МБУК СДК "Стрижака"); участие в профилактических мероприятиях по ЗОЖ | Ежемесячно с сентября по июнь 2023-2024 года | Заместитель директора ВР Социальный педагог школы Классные руководители | |
Участие в межведомственных акциях и мероприятиях: -Всероссийский день трезвости; - Сообщи, где торгуют смертью; - "Анти СПИД" - Единый урок по безопасности в сети Интернет; - День правовой помощи детям; - Телефон доверия; -День борьбы с наркоманией и наркобизнесом и другие. | В течение 2023-2024 учебного года | Заместитель директора, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители |
Тематика лекций для родителей
Законы воспитания в семье. Какими им быть? (1 класс)
Воспитание ненасилием в семье. (2 класс)
Как научить сына или дочь говорить «нет»? (3 класс)
Детская агрессивность, ее причины и последствия. (4 класс)
За что ставят на учет в полиции? (5 класс)
Свободное время - для души и с пользой или Чем занят ваш ребенок? (6 класс)
Как уберечь подростка от насилия? (7 класс)
Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения. (8 класс)
Как научиться быть ответственным за свои поступки? (9 класс)
Что делать если ваш ребенок попал в полицию? (10 класс)
Закон и ответственность. (11 класс)
Молодежные субкультуры и неформальные организации, их потенциальная опасность (8-11 класс)
Ребенок и социальная сеть (все уровни)
Как предотвратить подростковый суицид (8-11 класс)
Предложенные этапы могут присутствовать как в одном занятии, так и отдельными занятиями в соответствующих формах.
Диагностические занятия:
Анкетирование, тестирование
Диагностическая беседа
Диагностическая игра
Погружение:
Введение в тему
Мысли в слух – философские раздумья педагога о жизненных явлениях.
Формулирование основных мыслей, заповедей.
Рассуждение учащихся о проблеме.
Анализ:
Невыдуманные рассказы о жизни.
Дискуссия.
Мое мнение.
Подкрепление:
Круглый стол.
Встречи со специалистом.
Поиск правовой основы.
Суд.
Практическое занятие:
Занятия-практикумы, практические занятия, психологические упражнения, ситуативные задачи, консультация, конкурсы, викторины, конференции, классный час, беседа, дискуссия, ролевая игра, водеолекторий, тренинги, брейн-ринг, правовой квест.
Методы обучения могут быть различны по целям: активаторы-подвижные игры, привлекающие внимание детей к той или иной стороне формируемого навыка; письменные и устные упражнения, посвященные отработке различных этапов принятия решения, закрепляющие навык принятия решений по отношению к ситуациям, служащие получению опыта принятия решения.
Прогнозируемые результаты реализации Программы
Реализация Программы формирования законопослушного поведения школьников призвана способствовать формированию у учащихся правовой культуры и законопослушности. В результате учащиеся должны:
-овладеть системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;
- уважать и соблюдать права и законы;
- жить по законам морали и государства;
-быть законопослушным, активно участвовать в законодательном творчестве;
- быть толерантным во всех областях общественной жизни;
-осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость.
Ожидаемый результат:
Повышение уровня развития познавательных интересов подростков, включающие навыки конструктивного взаимодействия, успешности самореализации;
Активизация внутренних ресурсов личности накануне вступления в самостоятельную жизнь;
Снижение количества правонарушений за учебный год.
Повышение осведомленности подростков по проблемам наркотической и алкогольной зависимости.
Приобретение подростками навыков устойчивости к групповому давлению и избегания ситуаций, связанных с употреблением ПАВ.
Приобретение подростками умения адекватно оценивать проблемные ситуации и готовность разрешать их.