12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тихонина Елена Александровна30

Пояснительная записка к рабочей программе учебного предмета «Русский язык с увлечением»

В части учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса осуществляется работа на учебном материале по русскому языку на уроках «Русский язык с увлечением»

Программа актуальна, поскольку позволяет у младших школьников формировать позитивное отношение к учению, активирует познавательную активность, предоставляет каждому ребёнку возможность выбирать индивидуальный темп обучения.

Главная цель данного предмет: формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, универсальных учебных действий, интеллектуальных, творческих способностей, графо-моторных навыков.

Задачи:

способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний, в том числе графомоторных навыков;

расширять лингвистический кругозор школьников;

развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;

формировать приёмы мыслительной деятельности, навыки исследовательской деятельности, навыки контроля и самоконтроля.

Методы, формы и средства работы: частично – поисковый, наглядности, деятельностно–творческий, наблюдения; совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в парах, группах; плоскостные наглядные пособия (плакаты, иллюстрации настенные, и т.п.), печатные пособия (раздаточный материал, графики, таблицы и т.п.), проекционный материал (видеофильмы, слайды и т.п.), электронное интерактивное приложение.

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык с увлечением» разработана на основе выше указанных нормативных документов и на основе авторской программы «Русский язык с увлечением.1-4 классы» Агапова Е.В., Коваленко Л.Н.

Учебный предмет направлен на личностное, духовно-нравственное, эмоциональное, интеллектуальное развитие обучающихся с НОДА, формирование его индивидуальности; становление всех форм общения - говорения, письма, слушания, чтения; познание обучающимися с НОДА окружающего мира и самого себя, развитие графо-моторных функций.

В системе образовательной деятельности школы-интерната учебный предмет «Русский язык с увлечением» реализует познавательную и социокультурную цели.

Общая характеристика учебного предмета «Русский язык с увлечением».

В программу учебного предмета «Русский язык с увлечением» 2 класс входят:

- Основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис).

- Орфография и пунктуация.

- Развитие письменной и устной речи.

- Развитие графомоторных навыков.

Формирование развёрнутой структуры учебной деятельности предполагает осознание обучающимися с НОДА необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного решения (а затем и развитие умения самостоятельно ставить перед собой определённую задачу); формирование умения планировать учебную работу, пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами, предписаниями, словарями и т.д.);развитие способности к самооценке и самоконтролю: умения младшего школьника соотносить содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, восстанавливать знания(по памяти, учебнику, тетради, справочному материалу и т.д.), дополнять имеющиеся знания новыми сведениями, необходимыми для выполнения задания.

Собственно лингвистическое (языковое) развитие представлено в курсе как осознание ребёнком того, что есть окружающий мир и что есть слова, всё в нём называющие; знание того, что слово образуется («рождается»), изменяется, используется в речи по определённым правилам; сохранение и развитие чувства языка и интуиции, обогащение интуиции по мере конкретизации знаний в области грамматики родного языка; формирование приёмов лингвистического анализа, синтеза, способности моделировать факты языка; формирование ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к его бытию; осознание себя как носителя русского языка; развитие мотивов и средств речевой деятельности.

Задача речевого развития в курсе реализуется системой заданий, направленных на формирование правильности (произносительной, грамматической, лексической, словообразовательной, орфографической) основных видов речевой деятельности - говорения, чтения и письма; речевого слуха детей, умения слышать и слушать себя и других; словарного состава и синтаксического строя речи обучающихся с НОДА, её диалогической и монологической форм; способности и готовности самостоятельно строить (в устной и письменной форме) небольшие по объёму сообщения (описания, повествования, рассуждения), близкие детям по тематике. Многие задания способствуют развитию скорости письма.

Место учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с Учебным планом ( в часи учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса) ОГКОУ « Школа-интернат № 88 «Улыбка» для обучающихся с НОДА (вариант 6.2.) на уроки русского языка с увлечением во 2 классе отводится 1 час в неделю. Общее количество часов составляет 34 часа.

С учётом специфики класса выстроена система уроков, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты).

Предметные результаты 2 класса

Обучающиеся с НОДА 2 класса научатся:

- понимать – предложение – это основная единица речи;

- понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»;

- различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);

- оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);

- различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);

- различать главные члены предложения;

- понимать – слова в предложении связаны по смыслу и по форме;

- различать словосочетание и предложение;

- понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола;

- понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;

- понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;

- различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии);

- использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;

- давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;

-понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;

-различать деление слов на слоги и для переноса;

-понимать влияние ударения на смысл слова;

-различать звуки [и] и [й] и буквы, их обозначающие;

-различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;

-понимать роль разделительного мягкого знака в слове;

- верно, употреблять прописную букву.

В результате изучения русского языка с увлечением во 2 классе дети получат возможность научиться использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:

- выразительности, грамматической правильности речи учащихся, развития их активного словаря;

- составления предложений на заданную тему;

- употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;

- оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания);

- самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление)

- орфографической грамотности речи;

- проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;

-деления слов на слоги и переноса слов;

-правильного написания слов с буквой Й;

-обозначения мягкости согласных на письме;

-написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком;

-употребления прописной буквы в именах собственных;

-работы со словарём (использование алфавита);

-каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;

Содержание программы (34 часа)

Фонетика(6 часов)

Роль и значение современного русского алфавита. Образование слов. Закодированные слова. Анаграммы. Как появились и зачем нужны звуки речи. Характеристика звуков. Транскрипция. Слова и дроби. Метаграммы. Звуковые образы и звукопись. Звуки рифма. Рассказы и стихи детских писателей о характере гласных и согласных, ударных и безударных звуков. Слоги. Составление слов из разрозненных слогов. Загадки-шарады.

Морфемика(6 часов)

Смысл и значение морфем. Понятие о морфемах(строительный материал слова), их грамматических особенностях и смысловой роли в слове. Словообразовательные цепочки. Восстановление пропущенных звеньев в словообразовательной цепочке. Опасности при разборе слов по составу. Чередование гласных и согласных звуков морфемах. Образование сложных слов. Ребусы. Загадки. Викторина «Приставки». Калейдоскопы и кроссворды. Занимательные игры.

Морфология(6 часов)

Где живут слова и как они находят место. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки самостоятельных частей речи. Прямое и переносное значение слов. Подбор к поговоркам соответствующих частей речи. Фразеологизмы и глаголы-синонимы. Задания на смекалку. Занимательные правила в стихах и играх. Загадки. Лингвистические сказки и истории. Чайнворды.

Орфография(6 часов)

Опасные места в словах и способы их проверки. Непроверяемые слова и орфографический словарь. Занимательные задания на правописание слов с непроизносимыми согласными; подбор проверочных слов. Весёлая путаница частей слов и речи. Дружба звуков, или парные согласные. Загадки умных слов.

Лексика(10 часов)

Толковый словарь и лексическое значение слова. Этимология слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Палиндром, или слова-перевёртыши. Криптограммы. Пословицы и поговорки. Фразеологизмы. Логические задачи со словами.

Тематическое планирование программы по учебному предмету

«Русский язык с увлечением» 2 класс


п/п

Тема урока

Основные виды деятельности

Кол-во часов

Фонетика (6 часов)

1

По законам графики, или звуки и буквы.


Творческие задания для самостоятельной работы. Игра «Превращения слов».

1

2

По порядку становись!


Групповое творческое задание «Замени одним словом».

1

3

Буквы в слове переставим - много новых мы составим!

Творческие задания, игра «Из одного слова составь другое».

1

4

Какие они разные – гласные-согласные.


Творческие задания, игра со словами, игра-конкурс.

1

5

Удар! Еще удар!


Творческие задания, игра «Составь слова».

1

6

Привет, страна Олимпия!


Олимпиада: творческие задания (загадки-шарады, вопросы-шутки), игра «Рассыпанные слоги».

1

Морфемика (6 часов)

7

Морфемы и их роль в словах.


Творческие задания: кроссворды.

1

8

Смотри в корень!


Творческие задания.

1

9

К кому и зачем пристают приставки?


Творческие задания (ребусы), игра «Лишнее слово», викторина.

1

10

Суффикс – звучит загадочно…


Творческие задания, игра «Подбери к словам схему».

1

11

Образование сложных слов, или кое-что о действии сложения.

Творческие задания, игра «Замени предложение одним словом».

1

12

Покой морфемам только снится.


Творческие задания.

1

Морфология ( 6 часов)

13

Где живут слова и как они находят место?


Творческие задания.

1

14

Существительное – значит существует.


Творческие задания: ребусы.

1

15

Живое – неживое? С душою или без?


Творческие задания: чайнворды, ребусы. Викторина.

1

16

Встречи с именами прилагательными.


Творческие задания. Игра «Подбери эпитет».

1

17

Глагол – часть речи или речь?


Творческие задания: кроссворд.

1

18

Привет, страна Олимпия!


Творческие задания: ребусы.

1

Орфография (6 часов)

19

Законы орфографии.


Занимательные задания-игры «Подбери слово», «Продолжи ряд», «Цепочки слов».

1

20

Непроизносимые согласные, или звуки потерялись


Творческие задания.

1

21

Встреча с именами собственными.


Творческие задания.

1

22

Веселая путаница частей слов и речи.


Творческие задания, игра «Вставь словечко».

1

23

Дружба звуков, или кое-что о парных согласных.


Творческие задания.

1

24

Привет, страна Олимпия!


Творческие задания.

1

Лексика (10 часов)

25

Словарь, или вселенная в алфавитном порядке.


Творческие задания.

1

26

Поговорим о происхождении, или этимологии слов.


Творческие задания.

1

27

Однозначные и многозначные слова.


Творческие задания.

1

28

Эти милые двойняшки, или в гостях у омонимов.


Творческие задания, игра «Подбери к рисунку слово».

1

29

Дружба слов. Встреча с синонимами.


Творческие задания.Игра «Найди пару».

1

30

Когда значения спорят, или кое-что об антонимах.


Творческие задания. Игра «найди антоним, подбери синоним».

1

31

Когда старость бывает в радость, или кое-что об архаизмах.

Творческие задания. Игра «Слова-перевертыши».

1

32

Встреча с фразеологизмами, или постоим за устойчивость.

Творческие задания.

1

33

Слово плюс слово – пословица готова…


Творческие задания.

1

34

Привет, страна Олимпия!


Творческие задания: загадки, криптограммы, шарады, задания на смекалку.

1

Для реализации программного содержания учебного предмета «Русский язык с увлечением» дополнительно к учебно-методическому обеспечению учебного предмета «Русский язык» используются учебно-методическая литература:

1. Русский язык с увлечением. 2 класс. Образовательный курс «Учимся читать, учимся писать». Методическое пособие с электронным интерактивным приложением/Л.А.Волочаева; под ред. М.С.Умновой – М.: Планета,2016

2. Русский с увлечением. 2 класс. Развивающие задания для школьников/ Л.А. Волочаева; под. Ред. М.С. Умновой. – М.: Планета,2018


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.