Рабочая программа по курсу «Русский язык с увлечением» во 2 классе
Пояснительная записка к рабочей программе учебного предмета «Русский язык с увлечением»
В части учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса осуществляется работа на учебном материале по русскому языку на уроках «Русский язык с увлечением»
Программа актуальна, поскольку позволяет у младших школьников формировать позитивное отношение к учению, активирует познавательную активность, предоставляет каждому ребёнку возможность выбирать индивидуальный темп обучения.
Главная цель данного предмет: формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, универсальных учебных действий, интеллектуальных, творческих способностей, графо-моторных навыков.
Задачи:
способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний, в том числе графомоторных навыков;
расширять лингвистический кругозор школьников;
развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
формировать приёмы мыслительной деятельности, навыки исследовательской деятельности, навыки контроля и самоконтроля.
Методы, формы и средства работы: частично – поисковый, наглядности, деятельностно–творческий, наблюдения; совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в парах, группах; плоскостные наглядные пособия (плакаты, иллюстрации настенные, и т.п.), печатные пособия (раздаточный материал, графики, таблицы и т.п.), проекционный материал (видеофильмы, слайды и т.п.), электронное интерактивное приложение.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык с увлечением» разработана на основе выше указанных нормативных документов и на основе авторской программы «Русский язык с увлечением.1-4 классы» Агапова Е.В., Коваленко Л.Н.
Учебный предмет направлен на личностное, духовно-нравственное, эмоциональное, интеллектуальное развитие обучающихся с НОДА, формирование его индивидуальности; становление всех форм общения - говорения, письма, слушания, чтения; познание обучающимися с НОДА окружающего мира и самого себя, развитие графо-моторных функций.
В системе образовательной деятельности школы-интерната учебный предмет «Русский язык с увлечением» реализует познавательную и социокультурную цели.
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык с увлечением».
В программу учебного предмета «Русский язык с увлечением» 2 класс входят:
- Основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис).
- Орфография и пунктуация.
- Развитие письменной и устной речи.
- Развитие графомоторных навыков.
Формирование развёрнутой структуры учебной деятельности предполагает осознание обучающимися с НОДА необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного решения (а затем и развитие умения самостоятельно ставить перед собой определённую задачу); формирование умения планировать учебную работу, пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами, предписаниями, словарями и т.д.);развитие способности к самооценке и самоконтролю: умения младшего школьника соотносить содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, восстанавливать знания(по памяти, учебнику, тетради, справочному материалу и т.д.), дополнять имеющиеся знания новыми сведениями, необходимыми для выполнения задания.
Собственно лингвистическое (языковое) развитие представлено в курсе как осознание ребёнком того, что есть окружающий мир и что есть слова, всё в нём называющие; знание того, что слово образуется («рождается»), изменяется, используется в речи по определённым правилам; сохранение и развитие чувства языка и интуиции, обогащение интуиции по мере конкретизации знаний в области грамматики родного языка; формирование приёмов лингвистического анализа, синтеза, способности моделировать факты языка; формирование ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к его бытию; осознание себя как носителя русского языка; развитие мотивов и средств речевой деятельности.
Задача речевого развития в курсе реализуется системой заданий, направленных на формирование правильности (произносительной, грамматической, лексической, словообразовательной, орфографической) основных видов речевой деятельности - говорения, чтения и письма; речевого слуха детей, умения слышать и слушать себя и других; словарного состава и синтаксического строя речи обучающихся с НОДА, её диалогической и монологической форм; способности и готовности самостоятельно строить (в устной и письменной форме) небольшие по объёму сообщения (описания, повествования, рассуждения), близкие детям по тематике. Многие задания способствуют развитию скорости письма.
Место учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с Учебным планом ( в часи учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса) ОГКОУ « Школа-интернат № 88 «Улыбка» для обучающихся с НОДА (вариант 6.2.) на уроки русского языка с увлечением во 2 классе отводится 1 час в неделю. Общее количество часов составляет 34 часа.
С учётом специфики класса выстроена система уроков, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты).
Предметные результаты 2 класса
Обучающиеся с НОДА 2 класса научатся:
- понимать – предложение – это основная единица речи;
- понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»;
- различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);
- оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
- различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);
- различать главные члены предложения;
- понимать – слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
- различать словосочетание и предложение;
- понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола;
- понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
- понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
- различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии);
- использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
- давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
-понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;
-различать деление слов на слоги и для переноса;
-понимать влияние ударения на смысл слова;
-различать звуки [и] и [й] и буквы, их обозначающие;
-различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
-понимать роль разделительного мягкого знака в слове;
- верно, употреблять прописную букву.
В результате изучения русского языка с увлечением во 2 классе дети получат возможность научиться использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выразительности, грамматической правильности речи учащихся, развития их активного словаря;
- составления предложений на заданную тему;
- употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;
- оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания);
- самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление)
- орфографической грамотности речи;
- проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;
-деления слов на слоги и переноса слов;
-правильного написания слов с буквой Й;
-обозначения мягкости согласных на письме;
-написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком;
-употребления прописной буквы в именах собственных;
-работы со словарём (использование алфавита);
-каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;
Содержание программы (34 часа)
Фонетика(6 часов)
Роль и значение современного русского алфавита. Образование слов. Закодированные слова. Анаграммы. Как появились и зачем нужны звуки речи. Характеристика звуков. Транскрипция. Слова и дроби. Метаграммы. Звуковые образы и звукопись. Звуки рифма. Рассказы и стихи детских писателей о характере гласных и согласных, ударных и безударных звуков. Слоги. Составление слов из разрозненных слогов. Загадки-шарады.
Морфемика(6 часов)
Смысл и значение морфем. Понятие о морфемах(строительный материал слова), их грамматических особенностях и смысловой роли в слове. Словообразовательные цепочки. Восстановление пропущенных звеньев в словообразовательной цепочке. Опасности при разборе слов по составу. Чередование гласных и согласных звуков морфемах. Образование сложных слов. Ребусы. Загадки. Викторина «Приставки». Калейдоскопы и кроссворды. Занимательные игры.
Морфология(6 часов)
Где живут слова и как они находят место. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки самостоятельных частей речи. Прямое и переносное значение слов. Подбор к поговоркам соответствующих частей речи. Фразеологизмы и глаголы-синонимы. Задания на смекалку. Занимательные правила в стихах и играх. Загадки. Лингвистические сказки и истории. Чайнворды.
Орфография(6 часов)
Опасные места в словах и способы их проверки. Непроверяемые слова и орфографический словарь. Занимательные задания на правописание слов с непроизносимыми согласными; подбор проверочных слов. Весёлая путаница частей слов и речи. Дружба звуков, или парные согласные. Загадки умных слов.
Лексика(10 часов)
Толковый словарь и лексическое значение слова. Этимология слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Палиндром, или слова-перевёртыши. Криптограммы. Пословицы и поговорки. Фразеологизмы. Логические задачи со словами.
Тематическое планирование программы по учебному предмету
«Русский язык с увлечением» 2 класс
№ п/п | Тема урока | Основные виды деятельности | Кол-во часов |
Фонетика (6 часов) | |||
1 | По законам графики, или звуки и буквы. | Творческие задания для самостоятельной работы. Игра «Превращения слов». | 1 |
2 | По порядку становись! | Групповое творческое задание «Замени одним словом». | 1 |
3 | Буквы в слове переставим - много новых мы составим! | Творческие задания, игра «Из одного слова составь другое». | 1 |
4 | Какие они разные – гласные-согласные. | Творческие задания, игра со словами, игра-конкурс. | 1 |
5 | Удар! Еще удар! | Творческие задания, игра «Составь слова». | 1 |
6 | Привет, страна Олимпия! | Олимпиада: творческие задания (загадки-шарады, вопросы-шутки), игра «Рассыпанные слоги». | 1 |
Морфемика (6 часов) | |||
7 | Морфемы и их роль в словах. | Творческие задания: кроссворды. | 1 |
8 | Смотри в корень! | Творческие задания. | 1 |
9 | К кому и зачем пристают приставки? | Творческие задания (ребусы), игра «Лишнее слово», викторина. | 1 |
10 | Суффикс – звучит загадочно… | Творческие задания, игра «Подбери к словам схему». | 1 |
11 | Образование сложных слов, или кое-что о действии сложения. | Творческие задания, игра «Замени предложение одним словом». | 1 |
12 | Покой морфемам только снится. | Творческие задания. | 1 |
Морфология ( 6 часов) | |||
13 | Где живут слова и как они находят место? | Творческие задания. | 1 |
14 | Существительное – значит существует. | Творческие задания: ребусы. | 1 |
15 | Живое – неживое? С душою или без? | Творческие задания: чайнворды, ребусы. Викторина. | 1 |
16 | Встречи с именами прилагательными. | Творческие задания. Игра «Подбери эпитет». | 1 |
17 | Глагол – часть речи или речь? | Творческие задания: кроссворд. | 1 |
18 | Привет, страна Олимпия! | Творческие задания: ребусы. | 1 |
Орфография (6 часов) | |||
19 | Законы орфографии. | Занимательные задания-игры «Подбери слово», «Продолжи ряд», «Цепочки слов». | 1 |
20 | Непроизносимые согласные, или звуки потерялись | Творческие задания. | 1 |
21 | Встреча с именами собственными. | Творческие задания. | 1 |
22 | Веселая путаница частей слов и речи. | Творческие задания, игра «Вставь словечко». | 1 |
23 | Дружба звуков, или кое-что о парных согласных. | Творческие задания. | 1 |
24 | Привет, страна Олимпия! | Творческие задания. | 1 |
Лексика (10 часов) | |||
25 | Словарь, или вселенная в алфавитном порядке. | Творческие задания. | 1 |
26 | Поговорим о происхождении, или этимологии слов. | Творческие задания. | 1 |
27 | Однозначные и многозначные слова. | Творческие задания. | 1 |
28 | Эти милые двойняшки, или в гостях у омонимов. | Творческие задания, игра «Подбери к рисунку слово». | 1 |
29 | Дружба слов. Встреча с синонимами. | Творческие задания.Игра «Найди пару». | 1 |
30 | Когда значения спорят, или кое-что об антонимах. | Творческие задания. Игра «найди антоним, подбери синоним». | 1 |
31 | Когда старость бывает в радость, или кое-что об архаизмах. | Творческие задания. Игра «Слова-перевертыши». | 1 |
32 | Встреча с фразеологизмами, или постоим за устойчивость. | Творческие задания. | 1 |
33 | Слово плюс слово – пословица готова… | Творческие задания. | 1 |
34 | Привет, страна Олимпия! | Творческие задания: загадки, криптограммы, шарады, задания на смекалку. | 1 |
Для реализации программного содержания учебного предмета «Русский язык с увлечением» дополнительно к учебно-методическому обеспечению учебного предмета «Русский язык» используются учебно-методическая литература:
1. Русский язык с увлечением. 2 класс. Образовательный курс «Учимся читать, учимся писать». Методическое пособие с электронным интерактивным приложением/Л.А.Волочаева; под ред. М.С.Умновой – М.: Планета,2016
2. Русский с увлечением. 2 класс. Развивающие задания для школьников/ Л.А. Волочаева; под. Ред. М.С. Умновой. – М.: Планета,2018