РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку »
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Подготовка к ЕГЭ по русскому языку »
Составитель
учитель русского языка и литературы
Мочалова Екатерина Викторовна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности( кружок) для учащихся 11 класса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» разработана на основе следующих нормативных документов:
Информационно-методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования от 5 июля 2023 года N ТВ-1290/03
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №413 от17 мая 2012г .
« Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования », с изменениями №1028 от 27.12.2023г.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2023 № 732 "О внесении изменений федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.N 28"Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи""
План по внеурочной деятельности для 11 класса МБОУ СОШ № 15 им.В.П.Михалько на 2025-2026 учебный год.
Внеурочный курс по русскому языку «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» предназначен для учащихся 11 классов и рассчитан на 68 часов.
Программа курса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, с учетом демоверсии КИМа ЕГЭ по русскому языку 2026 года.
Данный внеурочный курс по русскому языку является актуальным для выпускников средней общеобразовательной школы. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения ребят за 5-11 класс, позволяет организовать изучение и повторение материала блоками в соответствии с типами заданий, представленных в демоверсии ЕГЭ по русскому языку 2026 года.
Прежде всего, это систематическое повторение и углубленное изучение всех разделов русского языка, комплекс тренировочных упражнений для отработки практических навыков по решению заданий ЕГЭ, а также изучение структуры сочинения-рассуждения.
Вместе с тем курс даёт выпускникам средней общеобразовательной школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике полученные знания, умения и навыки , полученные при подготовке к ЕГЭ.
Актуальность выбора данного предмета обусловлена тем, что единый государственный экзамен имеет свою специфику в формулировке и содержании заданий и требует своей технологии выполнения заданий, а значит и своей методики подготовки. Работа с тестами требует постоянного, активного, дифференцированного тренинга.
В основу курса легли разработки и исследования в данной области И.А.Дощинского, С.И. Львова, Н.В. Егоровой, Е.А. Влодавской, Н.А.Сениной, Нарушевича А.Г, Л.П.Мальцевой.
Главная задача курса – формирование и развитие у выпускников компетенций:
-языковой (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении);
- лингвистической (способность опознавать языковые единицы и классифицировать их) ;
- коммуникативной (способность понимать высказывание, связно и логично строить текст).
Цели курса:
обобщить и систематизировать знания по разделам языкознания, представленным в КИМах ЕГЭ- 2026 г и изучаемым в школьной программе;
обобщить знания об особенностях разных стилей речи русского языка и сфере их использования;
совершенствовать навык анализа текстов различных стилей;
развивать письменную речь учащихся, пополнять их теоретико-литературный словарь;
совершенствовать знания и умение находить в тексте и определять функцию средств выразительности разных уровней;
совершенствовать умение отражать личностную позицию в сочинении при помощи аргументации; стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в определённом стиле и жанре;
повышать уровень грамотности учащихся.
Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю) и основывается на изучении материала, параллельно повторяемого на уроках русского языка. Кружок предусматривает не только повторение пройденных разделов русского языка, но и комплекс тренировочных упражнений для отработки навыков по решению заданий.
-научиться понимать автора текста, уметь вступать в диалог с окружающими, понимать проблему, позицию автора;
-научиться излагать свои мысли
В результате успешного изучения курса обучающиеся должны знать:
алгоритмы выполнения тестовых заданий ЕГЭ;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
стили речи, типы речи;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
Обучающиеся должны уметь:
владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим), текстов разных стилей и жанров;
извлекать необходимую информацию из различных источников;
отбирать и систематизировать материал на определенную тему;
свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста;
адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.
Данный курс разработан с учётом последних официальных документов и берёт в основу демоверсию по русскому языку ЕГЭ 2026 года, а также перечень заданий КИМов 2026 года.
Структура тестов ЕГЭ такова, что, кроме заданий по орфографии и синтаксису, они содержат задания по теории языка, требуют знаний, умений и навыков по различным разделам
языкознания – от орфоэпии до культуры речи. Отдельным блоком ЕГЭ является задание, связанное с анализом текста, нахождения в нем необходимой информации. Для его выполнения надо уметь анализировать текст.
Подготовка к экзамену в формате ЕГЭ требует особого подхода. Прежде всего, это систематическое повторение всех разделов лингвистики и постоянная тренировка в выполнении разных тестов и творческих заданий. Все задания группируются определённым образом и не выходят за рамки школьной программы, что способствует освоению приёмов работы с тестами. Программа предусматривает не только повторение пройденных разделов русского языка, но и комплекс тренировочных упражнений для отработки навыков по решению заданий в соответствии с критериями оценивания заданий КИМ 2026 года.
В программе курса рассматриваются наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации. Также представлен большой теоретический материал, необходимый педагогу при подготовке практических занятий, и упражнения, аналогичные экзаменационным заданиям.
Изучение правил сдачи ЕГЭ. Типология заданий ЕГЭ.
Средства связи предложений. Лексическое значение слова. Стили и типы речи. Стилистический анализ текста.. 10 ч
Орфоэпия. Современные орфоэпические нормы. Акцентологический минимум.4 ч.
Лексика и фразеология. Лексические нормы. Основные лексические категории и единицы. Лексические нормы. Лексико-фразеологический анализ.8 ч
Грамматические нормы. Образование форм числительных, образование форм различных степеней сравнения прилагательных, образование форм повелительного наклонения глаголов, образование форм деепричастий, местоимений, существительных (окончания множественного числа).8 ч
Синтаксические ошибки. Синтаксические нормы русского языка.
Построение предложений с деепричастным оборотом, построение предложений с однородными членами, употребление имен собственных в предложении, построение предложений с причастным оборотом, построение сложноподчиненных предложений, трудные случаи управления, построение предложений с косвенной речью.
Орфография. Принципы русской орфографии. Типы орфограмм и принципы проверки.
Пунктуация. Принципы русской пунктуации. Типы пунктограмм.
Работа с текстом. Установление причинно-следственных отношений в тексте. Языковые приемы связи предложений. Понятие “ключевого” слова.
Анализ языковых средств выразительности. Функции изобразительно-выразительных средств. Понятия: градация, метафора, контекстные антонимы, синонимы, парцелляция.
Подготовка к написанию сочинения
Знакомство с критериями оценки задания 27. Проблема, поставленная автором текста, и способы её формулировки. Комментарий проблемы. Виды комментариев. Авторская позиция и способы её выявления. Аргументация. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения текста. Виды речевых и грамматических ошибок. Этические нормы. Фактологические ошибки.
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | Типология заданий ЕГЭ | 2 |
2 | Стилистический анализ текста. Средства связи предложений. Лексическое значение слова. | 10 |
3 | Орфоэпия. Орфоэпические нормы РЯ. | 4 |
4 | Лексические нормы РЯ. | 8 |
5 | Грамматические нормыРЯ. | 8 |
6 | Орфография. | 15 |
7 | Практические занятия. Отработка заданий ЕГЭ. | 6 |
8 | Синтаксис и пунктуация. | 18 |
9 | Работа с текстом. Обучение написанию сочинению-рассуждению. | 16 |
10 | Написание сочинения-рассуждения по данному тексту. | 15 |
Общее количество часов: | 102 | |
№ | Дата | Тема | Кол-во часов | Содержание | Виды и формы контроля | |
11класс | ||||||
1 | | Типология заданий ЕГЭ. | 2 | Знакомство учащихся с правилами сдачи ЕГЭ и со структурой КИМ. | Лекция | |
| | «Средства связи предложений в | | Отбор языковых средств в тексте в | Задание 1. | |
2 | | тексте» | 2 | зависимости от темы, цели, адресата и | КИМы | |
| | | | ситуации общения | | |
3 | | Лексическое значение слова: однозначность многозначность слов, прямое и переносное | 3 | Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение. | Задания 2 Кимы, онлайн-тесты | |
| | значение слов. | | | | |
| | Стили речи. | 5 | Повторение тем, связанных с | Отработка заданий 1-3. Средства выражения речи | |
4 | | Типы речи | | выполнением задания 1. | ||
5 | | Орфоэпия. | 3 | Орфоэпический словник. | Практикум. | |
| | Современные орфоэпические нормы. Этимология заданий по орфоэпии | | Тренировочные упражнения по теме | Тестирование. | |
| | | | «Основные нормы современного | Словарная работа | |
| | | | литературного произношения». | Задание 4 (орфоэпические нормы). | |
| | | | | | |
6 | | Лексические нормы современного русского языка. Употребление синонимов и антонимов, паронимов и омонимов, фразеологизмов, заимствованных слов, архаизмов, историзмов, неологизмов, стилистически ограниченной лексики Лексические ошибки. | 4 | Лексические средства выражения речи Словарь синонимов. Словарь паронимов. Словарь фразеологизмов. | Комбинированные занятия Практикум- тестирование на отдельные темы. Задания 5 Задания 6 | |
7 | | Грамматические нормы современного русского языка. Правописание имён существительных. Формы существительных ( И.п. множественного числа и Р.п. множественного числа, а также род некоторых существительных. Образование форм различных степеней сравнения прилагательных (сравнительная и превосходная степень) | 2 | Алгоритм выполнения задания. Справочники, орфографические словари. | Тестирование Задание 7 | |
8 | | Употребление числительных. Склонение числительных (сложных, составных, дробных, собирательных, порядковых) по падежам. Употребление собирательных числительных. Особенности склонения числительных 100, 90, 40, полтора и полтораста | 3 | Презентация Алгоритм выполнения задания. | Задание 7 Практикум- тестирование на отдельные темы | |
9 | | Образование форм повелительного наклонения глаголов. Форма будущего времени, прошедшего времени и настоящего времени). Употребление причастий и деепричастий. Образование причастий.Особенности образования деепричастий. | 3 | Повторить способы образования, правописание и употребление глаголов в повелительном наклонении Презентация. Образование причастий, деепричастий. Их употребление. | Задание 7 Практикум- тестирование на отдельные темы | |
10 | | Склонение местоимений. Употребление местоимений. | 2 | Таблицы. Алгоритм отличия местоимений от подчинительных союзов. Употребление личных местоимений. Ошибки в образовании притяжательных местоимений. Тренировочные упражнения по теме «Морфологические нормы современного литературного языка». | Задание 7 Практикум- тестирование на отдельные темы | |
11 | | Синтаксические и грамматические нормы РЯ. Орфография. Правописание корней. Теория и практика. Гласные в корне слова. | 3 | - безударные проверяемые гласные в корне, безударные непроверяемые гласные в корне - чередующиеся гласные в корне | Тестирование Контрольные срезы Задание 9 |
12 | | Орфограммы в приставках. «Ы - И после приставок», «Мягкий (Ь) и твердый (Ъ) знаки в словах». | 3 | (неизменяемые приставки; приставки, зависящие от глухости/звонкости последующего согласного (з и с на конце приставок); приставки, зависящие от значения (ПРЕ и ПРИ; «Ы И после приставок», «Мягкий (Ь) и твердый (Ъ) знаки в словах». | Задание 10 |
13 | | Правописания суффиксов различных частей речи (кроме Н/НН). Теория и практика. | 3 | Суффиксы глаголов. Правописание Суффиксы глаголов неопределенной формы (инфинитива) Суффиксы причастий и деепричастий прошедшего времени Суффиксы прилагательных Суффиксы существительных Суффиксы наречий -О -А | Задание 11 ЕГЭ Карточки |
14 | | Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. | 3 | Правописание окончаний глаголов. Правописание суффиксов причастий. Настоящее и будущее время. Правописание суффиксов страдательных причастий прошедшего времени | Задание 12 ЕГЭ Карточки |
15 | | Правописание Н/НН в частях речи. | 4 | Правописание Н/НН в прилагательных, причастиях, в наречиях, в существительных | Теория и практика. Здание 15 |
16 | | Правописание НЕ, НИ. | 3 | - Правописание не с частями речи (не с глаголами, деепричастиями, прилагательными, наречиями, | Задание 13 |
17 | | | | местоимениями, числительными, союзами, предлогами, частицами) | | ||||||||||
18 | | Правописание предлогов, союзов, частиц; Правописание наречий; Правописание сложных существительных и прилагательных; Правописание пол/полу с существительными и прилагательными | 4 | Алгоритмы, помогающие отличить предлог от омонимичных самостоятельных частей речи. Употребление предлога ПО с дательным и предложным падежом. Употребление предлогов ВОПРЕКИ, СОГЛАСНО, НАВСТРЕЧУ, БЛАГОДАРЯ, НАПЕРЕКОР с дательным падежом. | Задание 14. Практикум Тестирование | ||||||||||
19 | | Знаки препинания в простом осложненном предложении (с однородными членами). Пунктуация в ССП и простом предложении с однородными членами. | 2 | Запятая препинания в простом предложении с однородными членами. Запятая в ССП | Задание 16. | ||||||||||
20 | | Обособленные члены предложения. | 2 | Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями). | Задание 17 | ||||||||||
21 | | Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. | 2 | 1 Знаки препинания при обращениях и вводных словах. 2 Частицы и междометия перед обращением | Задание 18 Практика. | ||||||||||
22 | | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. | 3 | | Знаки препинания в СПП с одним | | | Задание 19 КИМы, онлайн- тестирование | |||||||
придаточным, с несколькими | | ||||||||||||||
придаточными, с однородными | | ||||||||||||||
придаточными, при сложных союзах. | | | | ||||||||||||
23 | | Запятая в предложении с разными видами связи. | 3 | Правильное определение границ в составе сложного предложения с сочинительной, подчинительной и бессоюзной частями. Знаки препинания на стыке союзов | 20 задание |
24 | | Пунктуационный анализ. Знаки препинания между подлежащим и, сказуемым, при сравнительных оборотах, при уточняющих членах предложения ,со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения . Знаки препинания при прямой речи, цитировании .Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении . Тире в простом и сложном предложениях. | 4 | - ТИРЕ в простом предложении, тире в неполном предложении; Знаки препинания в БСП. Знаки препинания при прямой речи; Знаки препинания при обобщающем слове и однородных членах предложения. | Задание 21. Алгоритм. Решение тестов. |
25 | | Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. | 2 | Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? | Задание 22. Работа с текстом |
26 | | Типы речи: повествование, рассуждение, описание. | 2 | Логические связи между предложениями (причина, пояснение, следствие, дополнение и т.д.). Повествование, описание, рассуждение | Задание 23 Анализ текста |
27 | | Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. | 3 | прямое/переносное значение слова (метафора, метонимия, синекдоха). синонимы (контекстный синоним) антонимы (контекстный антоним) омонимы фразеологизмы заимствованные слова лексика пассивного запаса (историзмы, архаизмы, неологизмы) ограниченная в употреблении лексика (профессионализмы, просторечная лексика, жаргонизмы, диалектизмы) стилистически нейтральная, книжная, разговорная лексика | Задание 24 Работа по памяткам |
28 | | Средства связи предложений в тексте: лексические , морфологические,синтаксические средства связи. | 3 | Средства связи предложений в тексте. Союзы, частицы, местоимения, наречия, лексические повторы, формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы (в том числе контекстные), синтаксический параллелизм, парцелляция. | Задание 25 Тестирование |
29 | | Речь. Языковые средства выразительности: метафора, эпитет, гипербола, метонимия, сравнение, фразеологизм, парцелляция, параллелизм, контекстные синонимы и антонимы и другие средства выразительности речи. | 3 | Тропы (эпитет, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, ирония, аллегория, символ). Синтаксические средства (вводные слова и словосочетания, восклицательные и вопросительные предложения, неполные предложения, обращения, сравнительные обороты, ряды однородных членов предложения, риторические вопросы, риторические обращения, односоставные Приёмы (анафора, эпифора, антитеза, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, цитирование, диалог, парцелляция, синтаксический параллелизм, оксюморон) Лексические средства выразительности (синонимы, антонимы, фразеологизмы, разговорная и просторечная лексика, книжная лексика, оценочная лексика, диалектизмы, устаревшая лексика, неологизмы, термины) Фонетические средства (ассонанс, аллитерация, звукоподражание) | 22 задание Опорный конспект Тестирование |
30 | | Написание сочинения-рассуждения. Клише сочинения, требования к написанию, критерии оценивания. | 2 | Познакомить учащихся с требованиями к выполнению задания 27 ЕГЭ. | Лекция |
31 | | Проблема - это вопрос, который волнует автора и на который он ищет ответ. В публицистическом тексте проблема может быть сформулирована самим автором, а в художественном тексте необходим анализ текста, определение тематики, главных героев, морали текста. | 2 | часто встречающихся в текстах ЕГЭ | Критерий 1 Практикум |
32 | | Комментарий – анализ исходного текста. | 2 | Как правильно написать комментарий; Примеры комментариев; Комментарии с пояснениями экспертов ЕГЭ; Связь между примерами в комментарии. | Клише. Примеры комментариев. Критерий 2 |
33 | | Авторская позиция в сочинении ЕГЭ – это главная мысль, ради которой создавался текст, это вывод размышлений автора. Осмысление авторской позиции текста. | 2 | Умение следить за логикой текста , подмечать важные для понимания проблемы части текста и использовать их для формулировки собственной позиции и позиции автора Учить осмысливать авторскую позицию и способы её выражения в тексте. | Комбинированное занятие Критерий 3 |
34 | | Собственная позиция. Собственное мнение – это не только согласие или несогласие с позицией автора. Это размышления, подкреплённые умозаключениями, аргументами ИЗ ТЕКСТА. Типы аргументации в изложении собственной позиции. | 3 | Типы аргументации. Поддерживающая и опровергающая аргументация. Типы аргументов. Ссылки на общезначимый авторитет, свидетельства самого автора сочинения, ссылки на авторитет, примеры из художественной литературы. Логические доказательства. Чувственные аргументы. | Критерий 4 Комбинированное занятие |
35 | | Логика, последовательность, речевая связность. Смысловая цельность текста. Наличие микровыводов. Абзацное членение текста. Логические ошибки. Точность и выразительность сочинения. | 2 | Умение составлять план, использовать средства связи между предложениями и структурными элементами сочинения. Каждое предложение сочинения должно быть связано с предыдущим(и). | Критерий 5,6 Комбинированное занятие |
36 | | Орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые, этические, фактические ошибки. | 2 | Примеры из сочинений ЕГЭ 2026 г | Критерий 7 – 10 |
37 | | Написание сочинений – рассуждений. | 4 | Анализ сочинений по критериям | Практическое занятие. |
| | Итого | 102 | | |
К
Методическая литература:
Г.Т.Егораева. Выполнение задания 27 учебно-методическое пособие. – М.: Экзамен, 2023.
Н.А.Сенина. Русский язык ЕГЭ – 2025. Тренировочные тесты. - Ростов-на-Дону., Легион, 2025.
Единый государственный экзамен 2025. Русский язык. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий. - Авт.-сост. И.П. Цыбулько, А.Ю. Бисеров, И.П. Васильевых и др. - М.: ACT: Астрель, 2025.
Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов/ А.И. Дунаев, М.Я. Дымарский А.Ю., Кожевников и др.; под ред. В.Д. Черняк. М.: Высш. шк.; С.-Пб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017.
Г.Т.Егораева. Выполнение задания 27: учебно-методическое пособие. – М.: Экзамен, 2025. Г.Т.Егораева. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению 27 задания. – М.: Экзамен, 2025.
Н.А. Сенина Русский язык ЕГЭ – 2026. Тренировочные тесты. - Ростов-на-Дону., Легион.
Единый государственный экзамен 2025. Русский язык. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий. - Авт.-сост. И.П. Цыбулько, А.Ю. Бисеров, И.П. Васильевых и др. - М.: ACT: Астрель, 2025.
http://fipi.ru/ege-i-gve-ll/daydzhest-ege — Раздел «Для выпускников» сайта ФИПИ (демоверсии, спецификации и кодификаторы КИМ, открытый банк заданий ЕГЭ, видеоконсультации, материалы к итоговому сочинению).
https://ege-study.ru/ru/ege/materialy/russkij-yazyk/ -материалы для успешной сдачи ЕГЭ
https://rustutors.ru/-РУСТЬЮТОРС
https://skills4u.ru/school/russkij-yazyk/egae/ -бесплатный тренажер для подготовке к ЕГЭ.
https://rus-ege.sdamgia.ru/?redir=1 –ЕГЭ 2026
https://4ege.ru/russkiy/ -4ЕГЭ.РУ
https://fipi.ru/navigator-podgotovki/navigator-ege -официальный сайт ФИПИ
http://www.ege.edu.ru — Официальный информационный портал Единого государственного экзамена.
https://skysmart.ru/training/ege/russkij-yazyk
Энциклопедии, словари, справочно-информационные ресурсы http://www.gramota.ru — Справочно-информационный портал «Грамота.ру». http://www.gramma.ru — Портал «Культура письменной речи». http://rusgram.narod.ru — Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН.
http://www.slovari.ru — Сайт «СЛОВАРИ.РУ» (проект Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН).