Материал на проверке

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку »

0
0
Материал опубликован 9 November







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности
«Подготовка к ЕГЭ по русскому языку »







Составитель

учитель русского языка и литературы

Мочалова Екатерина Викторовна





















с.Отрадо-Кубанское

2025 - 2026 уч.год






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа курса внеурочной деятельности( кружок) для учащихся 11 класса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» разработана на основе следующих нормативных документов:

Информационно-методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования от 5 июля 2023 года N ТВ-1290/03

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации 413 от17 мая 2012г .

« Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования », с изменениями №1028 от 27.12.2023г.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2023 № 732 "О внесении изменений федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.N 28"Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи""

План по внеурочной деятельности для 11 класса МБОУ СОШ № 15 им.В.П.Михалько на 2025-2026 учебный год.


Внеурочный курс по русскому языку «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» предназначен для учащихся 11 классов и рассчитан на 68 часов.

Программа курса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, с учетом демоверсии КИМа ЕГЭ по русскому языку 2026 года.

Данный внеурочный курс по русскому языку является актуальным для выпускников средней общеобразовательной школы. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения ребят за 5-11 класс, позволяет организовать изучение и повторение материала блоками в соответствии с типами заданий, представленных в демоверсии ЕГЭ по русскому языку 2026 года.

Прежде всего, это систематическое повторение и углубленное изучение всех разделов русского языка, комплекс тренировочных упражнений для отработки практических навыков по решению заданий ЕГЭ, а также изучение структуры сочинения-рассуждения.

Вместе с тем курс даёт выпускникам средней общеобразовательной школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике полученные знания, умения и навыки , полученные при подготовке к ЕГЭ.

Актуальность выбора данного предмета обусловлена тем, что единый государственный экзамен имеет свою специфику в формулировке и содержании заданий и требует своей технологии выполнения заданий, а значит и своей методики подготовки. Работа с тестами требует постоянного, активного, дифференцированного тренинга.

В основу курса легли разработки и исследования в данной области И.А.Дощинского, С.И. Львова, Н.В. Егоровой, Е.А. Влодавской, Н.А.Сениной, Нарушевича А.Г, Л.П.Мальцевой.


Цели и задачи:

Главная задача курса – формирование и развитие у выпускников компетенций:

-языковой (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении);

- лингвистической (способность опознавать языковые единицы и классифицировать их) ;

- коммуникативной (способность понимать высказывание, связно и логично строить текст).

Цели курса:

обобщить и систематизировать знания по разделам языкознания, представленным в КИМах ЕГЭ- 2026 г и изучаемым в школьной программе;

обобщить знания об особенностях разных стилей речи русского языка и сфере их использования;

совершенствовать навык анализа текстов различных стилей;

развивать письменную речь учащихся, пополнять их теоретико-литературный словарь;

совершенствовать знания и умение находить в тексте и определять функцию средств выразительности разных уровней;

совершенствовать умение отражать личностную позицию в сочинении при помощи аргументации; стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в определённом стиле и жанре;

повышать уровень грамотности учащихся.


Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю) и основывается на изучении материала, параллельно повторяемого на уроках русского языка. Кружок предусматривает не только повторение пройденных разделов русского языка, но и комплекс тренировочных упражнений для отработки навыков по решению заданий.


Ожидаемые результаты.

-научиться понимать автора текста, уметь вступать в диалог с окружающими, понимать проблему, позицию автора;

-научиться излагать свои мысли


В результате успешного изучения курса обучающиеся должны знать:

алгоритмы выполнения тестовых заданий ЕГЭ;

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

стили речи, типы речи;

орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;


Обучающиеся должны уметь:

владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим), текстов разных стилей и жанров;

извлекать необходимую информацию из различных источников;

отбирать и систематизировать материал на определенную тему;

свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста;

адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.


2. Содержание тем учебного курса.

Данный курс разработан с учётом последних официальных документов и берёт в основу демоверсию по русскому языку ЕГЭ 2026 года, а также перечень заданий КИМов 2026 года.

Структура тестов ЕГЭ такова, что, кроме заданий по орфографии и синтаксису, они содержат задания по теории языка, требуют знаний, умений и навыков по различным разделам

языкознания – от орфоэпии до культуры речи. Отдельным блоком ЕГЭ является задание, связанное с анализом текста, нахождения в нем необходимой информации. Для его выполнения надо уметь анализировать текст.

Подготовка к экзамену в формате ЕГЭ требует особого подхода. Прежде всего, это систематическое повторение всех разделов лингвистики и постоянная тренировка в выполнении разных тестов и творческих заданий. Все задания группируются определённым образом и не выходят за рамки школьной программы, что способствует освоению приёмов работы с тестами. Программа предусматривает не только повторение пройденных разделов русского языка, но и комплекс тренировочных упражнений для отработки навыков по решению заданий в соответствии с критериями оценивания заданий КИМ 2026 года.

В программе курса рассматриваются наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации. Также представлен большой теоретический материал, необходимый педагогу при подготовке практических занятий, и упражнения, аналогичные экзаменационным заданиям.


Последовательность изучения тем.

Изучение правил сдачи ЕГЭ. Типология заданий ЕГЭ.

Средства связи предложений. Лексическое значение слова. Стили и типы речи. Стилистический анализ текста.. 10 ч

Орфоэпия. Современные орфоэпические нормы. Акцентологический минимум.4 ч.

Лексика и фразеология. Лексические нормы. Основные лексические категории и единицы. Лексические нормы. Лексико-фразеологический анализ.8 ч

Грамматические нормы. Образование форм числительных, образование форм различных степеней сравнения прилагательных, образование форм повелительного наклонения глаголов, образование форм деепричастий, местоимений, существительных (окончания множественного числа).8 ч

Синтаксические ошибки. Синтаксические нормы русского языка.

Построение предложений с деепричастным оборотом, построение предложений с однородными членами, употребление имен собственных в предложении, построение предложений с причастным оборотом, построение сложноподчиненных предложений, трудные случаи управления, построение предложений с косвенной речью.

Орфография. Принципы русской орфографии. Типы орфограмм и принципы проверки.

Пунктуация. Принципы русской пунктуации. Типы пунктограмм.

Работа с текстом. Установление причинно-следственных отношений в тексте. Языковые приемы связи предложений. Понятие “ключевого” слова.

Анализ языковых средств выразительности. Функции изобразительно-выразительных средств. Понятия: градация, метафора, контекстные антонимы, синонимы, парцелляция.

Подготовка к написанию сочинения

Знакомство с критериями оценки задания 27. Проблема, поставленная автором текста, и способы её формулировки. Комментарий проблемы. Виды комментариев. Авторская позиция и способы её выявления. Аргументация. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения текста. Виды речевых и грамматических ошибок. Этические нормы. Фактологические ошибки.


Тематическое планирование:


п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1.

Типология заданий ЕГЭ

2

2

Стилистический анализ текста.

Средства связи предложений. Лексическое значение слова.

10

3

Орфоэпия. Орфоэпические нормы РЯ.

4

4

Лексические нормы РЯ.

8

5

Грамматические нормыРЯ.

8

6

Орфография.

15

7

Практические занятия. Отработка заданий ЕГЭ.

6

8

Синтаксис и пунктуация.

18

9

Работа с текстом. Обучение написанию сочинению-рассуждению.

16

10

Написание сочинения-рассуждения по данному тексту.

15

Общее количество часов:

102

Календарно-тематическое планирование


Дата

Тема

Кол-во часов

Содержание

Виды и формы контроля

11класс

1


Типология заданий ЕГЭ.

2

Знакомство учащихся с правилами сдачи ЕГЭ и со структурой КИМ.

Лекция



«Средства связи предложений в


Отбор языковых средств в тексте в

Задание 1.

2


тексте»

2

зависимости от темы, цели, адресата и

КИМы





ситуации общения


3


Лексическое значение слова:

однозначность многозначность слов, прямое и переносное

3

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение.

Задания 2

Кимы, онлайн-тесты



значение слов.






Стили речи.

5

Повторение тем, связанных с

Отработка заданий 1-3. Средства выражения речи

4


Типы речи


выполнением задания 1.

5


Орфоэпия.

3

Орфоэпический словник.

Практикум.



Современные орфоэпические нормы. Этимология заданий по орфоэпии


Тренировочные упражнения по теме

Тестирование.





«Основные нормы современного

Словарная работа





литературного произношения».

Задание 4 (орфоэпические нормы).







6


Лексические нормы современного русского языка.

Употребление синонимов и антонимов, паронимов и омонимов,

фразеологизмов, заимствованных слов, архаизмов, историзмов, неологизмов, стилистически ограниченной лексики Лексические ошибки.

4

Лексические средства выражения речи Словарь синонимов.

Словарь паронимов. Словарь фразеологизмов.

Комбинированные занятия Практикум- тестирование на отдельные темы.


Задания 5

Задания 6

7


Грамматические нормы современного русского языка. Правописание имён существительных. Формы существительных ( И.п.

множественного числа и Р.п. множественного числа, а также род некоторых существительных.

Образование форм различных степеней сравнения прилагательных (сравнительная и превосходная степень)

2

Алгоритм выполнения задания.

Справочники, орфографические словари.

Тестирование Задание 7

8


Употребление числительных. Склонение числительных (сложных, составных,

дробных, собирательных, порядковых) по падежам. Употребление собирательных числительных.

Особенности склонения числительных 100, 90, 40, полтора и полтораста

3

Презентация

Алгоритм выполнения задания.

Задание 7 Практикум- тестирование на отдельные темы

9


Образование форм повелительного наклонения глаголов. Форма будущего времени, прошедшего времени и настоящего времени).

Употребление причастий

и деепричастий. Образование причастий.Особенности образования деепричастий.

3

Повторить способы образования, правописание и употребление глаголов в повелительном наклонении


Презентация.

Образование причастий, деепричастий. Их употребление.

Задание 7 Практикум- тестирование на отдельные темы

10


Склонение местоимений. Употребление местоимений.

2

Таблицы. Алгоритм отличия местоимений от подчинительных союзов. Употребление личных местоимений. Ошибки в образовании притяжательных местоимений.

Тренировочные упражнения по теме

«Морфологические нормы современного литературного языка».

Задание 7


Практикум- тестирование на отдельные темы

11


Синтаксические и грамматические нормы РЯ.


Орфография. Правописание корней. Теория и практика. Гласные в корне слова.

3

- безударные проверяемые гласные в корне, безударные непроверяемые гласные в корне - чередующиеся гласные в корне

Тестирование Контрольные срезы Задание 9

12


Орфограммы в приставках.

«Ы - И после приставок»,

«Мягкий (Ь) и твердый (Ъ) знаки в словах».


3

(неизменяемые приставки; приставки, зависящие от глухости/звонкости последующего согласного (з и с на конце приставок); приставки, зависящие от значения (ПРЕ и ПРИ;

«Ы И после приставок»,

«Мягкий (Ь) и твердый (Ъ) знаки в словах».

Задание 10

13


Правописания суффиксов различных частей речи (кроме Н/НН). Теория и практика.

3

Суффиксы глаголов. Правописание

-ОВА- ЕВА- ЫВА- ИВА- ВА.

Суффиксы глаголов неопределенной формы (инфинитива)

Суффиксы причастий и деепричастий прошедшего времени

Суффиксы прилагательных Суффиксы существительных Суффиксы наречий

Задание 11 ЕГЭ Карточки

14


Правописание личных окончаний

глаголов и суффиксов причастий.

3

Правописание окончаний глаголов. Правописание суффиксов причастий. Настоящее и будущее время.

Правописание суффиксов страдательных причастий прошедшего времени


Задание 12 ЕГЭ Карточки

15


Правописание Н/НН в частях речи.

4

Правописание Н/НН в прилагательных, причастиях, в наречиях, в

существительных

Теория и практика. Здание 15

16


Правописание НЕ, НИ.

3

- Правописание не с частями речи (не с глаголами, деепричастиями, прилагательными, наречиями,

существительными, причастиями,

Задание 13


17




местоимениями, числительными, союзами, предлогами, частицами)

Список наречий меры и степени

Совсем и вовсе в сочетании с НЕ

Правописание ни с частями речи


18


Правописание предлогов, союзов, частиц;

Правописание наречий;

Правописание сложных существительных и прилагательных; Правописание пол/полу с существительными и прилагательными

4

Алгоритмы, помогающие отличить предлог от омонимичных самостоятельных частей речи.

Употребление предлога ПО с

дательным и предложным падежом. Употребление предлогов ВОПРЕКИ, СОГЛАСНО, НАВСТРЕЧУ, БЛАГОДАРЯ, НАПЕРЕКОР с

дательным падежом.


Задание 14. Практикум

Тестирование

19


Знаки препинания в простом осложненном предложении однородными членами). Пунктуация в ССП и простом предложении с

однородными членами.

2

Запятая препинания в простом

предложении с однородными членами. Запятая в ССП

Задание 16.

КИМы 2026

20


Обособленные члены предложения.

2

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

(определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями).

Задание 17

21


Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

2

1 Знаки препинания при обращениях и вводных словах.

2 Частицы и междометия перед обращением

Местоимения ТЫ и ВЫ: обращение или нет?

Омонимия вводных слов и членов предложения/частей речи

Задание 18 Практика.

22


Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

3


Знаки препинания в СПП с одним



Задание 19 КИМы, онлайн- тестирование

придаточным, с несколькими


придаточными, с однородными


придаточными, при сложных союзах.





23


Запятая в предложении с разными видами связи.

3

Правильное определение границ в составе сложного предложения с сочинительной, подчинительной и бессоюзной частями.

Знаки препинания на стыке союзов

20 задание

24


Пунктуационный анализ.

Знаки препинания между подлежащим и, сказуемым, при сравнительных оборотах, при уточняющих членах предложения ,со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения .

Знаки препинания при прямой речи, цитировании .Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении .

Тире в простом и сложном предложениях.

4

- ТИРЕ в простом предложении, тире в неполном предложении;

Знаки препинания в БСП. Знаки препинания при прямой речи;

Знаки препинания при обобщающем слове и однородных членах предложения.

Задание 21. Алгоритм. Решение тестов.

25


Текст как речевое произведение. Смысловая и

композиционная целостность текста.

2

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?

Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста?


Задание 22.

Работа с текстом

26


Типы речи: повествование, рассуждение, описание.

2

Логические связи между

предложениями (причина, пояснение, следствие, дополнение и т.д.).

Повествование, описание, рассуждение

Задание 23 Анализ текста

27


Лексическое значение

слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.

3

прямое/переносное значение слова (метафора, метонимия, синекдоха).

синонимы (контекстный синоним)

антонимы (контекстный антоним)

омонимы

фразеологизмы

заимствованные слова

лексика пассивного запаса (историзмы, архаизмы, неологизмы)

ограниченная в употреблении лексика (профессионализмы, просторечная лексика, жаргонизмы, диалектизмы)

стилистически нейтральная, книжная, разговорная лексика

Задание 24

Работа по памяткам

28


Средства связи предложений в тексте: лексические , морфологические,синтаксические средства связи.

3

Средства связи предложений в тексте. Союзы, частицы,

местоимения, наречия, лексические повторы, формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы том

числе контекстные), синтаксический параллелизм, парцелляция.

Задание 25 Тестирование

29


Речь. Языковые средства выразительности: метафора, эпитет, гипербола, метонимия, сравнение, фразеологизм, парцелляция, параллелизм, контекстные синонимы и антонимы и другие средства выразительности речи.

3

Тропы (эпитет, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, ирония, аллегория, символ).

Синтаксические средства (вводные слова и словосочетания, восклицательные и вопросительные предложения, неполные предложения, обращения, сравнительные обороты, ряды однородных членов предложения, риторические вопросы, риторические обращения, односоставные

предложения)

Приёмы (анафора, эпифора, антитеза, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, цитирование, диалог, парцелляция, синтаксический параллелизм, оксюморон)

Лексические средства выразительности (синонимы, антонимы, фразеологизмы, разговорная и просторечная лексика, книжная лексика, оценочная лексика,

диалектизмы, устаревшая лексика, неологизмы, термины)

Фонетические средства (ассонанс, аллитерация, звукоподражание)

22 задание Опорный конспект Тестирование


30


Написание сочинения-рассуждения.

Клише сочинения, требования к написанию, критерии оценивания.

2

Познакомить учащихся с требованиями к выполнению задания 27 ЕГЭ.

Лекция

31


Проблема - это вопрос, который волнует автора и на который он ищет ответ.

В публицистическом тексте проблема может быть сформулирована самим автором, а в художественном тексте необходим анализ текста, определение тематики, главных героев, морали текста.

2

Как сформулировать проблему

Список проблем,

часто встречающихся в текстах ЕГЭ

Примеры формулировок проблемы от ФИПИ в сочинениях

Ошибки при формулировании проблемы

Критерий 1 Практикум

32


Комментарий – анализ исходного текста.

2

Как правильно написать комментарий;

Примеры комментариев;

Комментарии с пояснениями экспертов ЕГЭ;

Связь между примерами в комментарии.

Клише. Примеры комментариев.

Критерий 2

33


Авторская позиция в

сочинении ЕГЭ – это главная мысль, ради которой создавался текст, это

вывод размышлений автора.

Осмысление авторской позиции текста.

2

Умение следить за логикой текста , подмечать важные для понимания проблемы части текста и использовать их для формулировки собственной позиции и позиции автора

Учить осмысливать авторскую позицию и способы её выражения в тексте.

Комбинированное занятие

Критерий 3

34


Собственная позиция. Собственное мнение – это не только согласие или несогласие с позицией автора. Это размышления, подкреплённые умозаключениями, аргументами ИЗ ТЕКСТА. Типы аргументации в изложении собственной позиции.

3

Типы аргументации. Поддерживающая и опровергающая аргументация. Типы аргументов. Ссылки на общезначимый авторитет, свидетельства самого автора сочинения, ссылки на авторитет, примеры из художественной литературы. Логические доказательства. Чувственные аргументы.

Критерий 4

Комбинированное занятие

35


Логика, последовательность, речевая связность.

Смысловая цельность текста. Наличие микровыводов. Абзацное членение текста. Логические ошибки. Точность и выразительность сочинения.

2

Умение составлять план, использовать средства связи между предложениями и структурными элементами сочинения.

Каждое предложение сочинения

должно быть связано с предыдущим(и).

Критерий 5,6 Комбинированное занятие

36


Орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые, этические, фактические ошибки.

2

Примеры из сочинений ЕГЭ 2026 г

Критерий 7 10

37


Написание сочинений – рассуждений.

4

Анализ сочинений по критериям

Практическое занятие.



Итого

102



К


Методическая литература:

Г.Т.Егораева. Выполнение задания 27 учебно-методическое пособие. – М.: Экзамен, 2023.

Н.А.Сенина. Русский язык ЕГЭ – 2025. Тренировочные тесты. - Ростов-на-Дону., Легион, 2025.

Единый государственный экзамен 2025. Русский язык. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий. - Авт.-сост. И.П. Цыбулько, А.Ю. Бисеров, И.П. Васильевых и др. - М.: ACT: Астрель, 2025.

Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов/ А.И. Дунаев, М.Я. Дымарский А.Ю., Кожевников и др.; под ред. В.Д. Черняк. М.: Высш. шк.; С.-Пб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017.

Г.Т.Егораева. Выполнение задания 27: учебно-методическое пособие. – М.: Экзамен, 2025. Г.Т.Егораева. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению 27 задания. – М.: Экзамен, 2025.

Н.А. Сенина Русский язык ЕГЭ – 2026. Тренировочные тесты. - Ростов-на-Дону., Легион.

Единый государственный экзамен 2025. Русский язык. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий. - Авт.-сост. И.П. Цыбулько, А.Ю. Бисеров, И.П. Васильевых и др. - М.: ACT: Астрель, 2025.



Информационно-образовательные ресурсы

http://fipi.ru/ege-i-gve-ll/daydzhest-ege — Раздел «Для выпускников» сайта ФИПИ (демоверсии, спецификации и кодификаторы КИМ, открытый банк заданий ЕГЭ, видеоконсультации, материалы к итоговому сочинению).

https://ege-study.ru/ru/ege/materialy/russkij-yazyk/ -материалы для успешной сдачи ЕГЭ

https://rustutors.ru/-РУСТЬЮТОРС

https://skills4u.ru/school/russkij-yazyk/egae/ -бесплатный тренажер для подготовке к ЕГЭ.

https://nsportal.ru/user/950968/page/podborka-poleznyh-saytov-dlya-podgotovki-k-ege-po-russkomu-yazyku-i-literature

https://rus-ege.sdamgia.ru/?redir=1 –ЕГЭ 2026

https://4ege.ru/russkiy/ -4ЕГЭ.РУ

https://fipi.ru/navigator-podgotovki/navigator-ege -официальный сайт ФИПИ


http://www.ege.edu.ru — Официальный информационный портал Единого государственного экзамена.

https://skysmart.ru/training/ege/russkij-yazyk


Энциклопедии, словари, справочно-информационные ресурсы http://www.gramota.ru — Справочно-информационный портал «Грамота.ру». http://www.gramma.ru — Портал «Культура письменной речи». http://rusgram.narod.ru — Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН.

http://www.slovari.ru — Сайт «СЛОВАРИ.РУ» (проект Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН).


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.