Рабочая программа по природоведению для 5 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната
Пояснительная записка к рабочей программе
АООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель реализации АООП УО (вариант 1) образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;
выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно-оздоровительной работы, организацию художественного творчества с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих соревнований;
участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.
Общая характеристика АООП УО (вариант 1), разработанной с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г.Кольчугино» обеспечивает требуемые для обучающихся условия обучения и воспитания с учетом имеющихся у них нарушений, в том числе нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройств аутистического спектра.
АООП УО (вариант 1) включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Сроки реализации АООП УО (вариант 1) для обучающихся с умственной отсталостью составляют (интеллектуальными нарушениями) 9-13 лет7.
В реализации АООП УО (вариант 1) может быть выделено два или три
этапа:
I этап - 1-4 классы и дополнительный класс;
II этап - 5-9 классы;
III этап - 10-12 классы.
Цель второго этапа направлена на расширение, углубление и систематизацию знаний и умений обучающихся в обязательных предметных областях, овладение некоторыми навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), относятся:
а) выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
б) введение специальных учебных предметов и коррекционных курсов, способствующих формированию представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира, целенаправленное формирование умений и навыков социально-бытовой ориентировки;
в) опора на формирование и развитие познавательной деятельности и познавательных процессов, овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой;
г) возможность обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
д) психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогического работниками и другими обучающимися;
е) раскрытие интересов и способностей обучающихся в разных видах практической и творческой деятельности с учетом структуры нарушения, индивидуальных особенностей;
ж) психолого-педагогическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и организации;
з) постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы организации.
Учебный план образовательного учреждения на 2023-2024 учебный год.
Для реализации программного содержания курса используется учебник: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина Природоведение: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы – Москва, «Просвещение», 2019.
На изучение данного курса согласно федеральному базисному плану для специальных (коррекционных) образовательных учреждений в 5 классе отводится 68 часов в год (2 часа в неделю).
Нормативная база.
Федеральный уровень:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1025
"Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
(Зарегистрирован 21.03.2023 № 72653)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 05.12.2022 № 1063
"О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115"(Зарегистрирован 15.02.2023 № 72372)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.01.2023 № 47
"О внесении изменений в пункт 12 Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 сентября 2020 г. № 458"(Зарегистрирован 13.02.2023 № 72329)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858
"Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников"(Зарегистрирован 01.11.2022 № 70799)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.12.2022 № 1053
"Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"(Зарегистрирован 27.02.2023 № 72451)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»;
Цели и задачи.
Курс "Природоведение" ставит своей целью расширить кругозор и подготовить обучающихся к усвоению систематических биологических и географических знаний.
Основными задачами реализации курса "Природоведение" являются:
формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;
демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
формирование специальных и обще-учебных умений и навыков;
воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
воспитание социально значимых качеств личности.
В процессе изучения природоведческого материала у обучающихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Первые природоведческие знания умственно отсталые обучающиеся получают в дошкольном возрасте и в младших классах. При знакомстве с окружающим миром у учеников специальной коррекционной образовательной организации формируются первоначальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся с временами года, их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья человека.
Курс "Природоведение" не только обобщает знания о природе, осуществляет переход от первоначальных представлений, полученных на I этапе, к систематическим знаниям по географии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них.
Содержание обучения.
1. Введение ( ч)
Что такое природоведение. Зачем нужно изучать природу. Знакомство с учебником, тетрадью.
2. Вселенная ( ч)
Небесные тела: планеты, звезды. Солнечная система. Солнце. Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Смена дня и ночи. Смена времен года. Современные исследования. Экскурсия (в планетарий, музей космоса, обсерваторию) или наблюдение за звездным небом.
Практические работы
Зарисовки звездного неба, форма Земли, Луны, космического корабля.
Межпредметные связи: «Живой мир», математика, изобретательная деятельность, пропедевтика истории в 6 классе.
3. Наш дом- Земля. (ч)
Воздух. Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. Соотношение воды и суши на Земле. Воздух и его охрана. Свойства воздуха. Давление и движение воздуха. Температура воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для жизни на Земле.
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых: гранит, известняк, песок, глина, каменный уголь, нефть, газ, торф и др. Свойства, значение. Способы добычи. Охрана полезных ископаемых.
Вода. Свойства. Состояния воды. Вода в природе: осадки, воды суши. Воды суши: ручьи, реки. Озера, болота, пруды, водохранилища. Сезонные изменения. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте. Круговорот воды в природе. Охрана воды.
Поверхность суши. Почва. Поверхность суши: равнины, холмы, овраги. Поверхность суши: горы. Разнообразие почв. Плодородие. Почва (охрана почвы). Свойства почвы.
Практические работы
Зарисовка форм поверхности суши, составление таблицы «Полезные ископаемые». Заполнение схемы «Воды суши». Нахождение на карте морей и океанов. Зарисовка форм поверхности своей местности. Изготовление из пластилина макетов форм поверхности суши. Изготовление плакатов на тему «Охрана воды, воздуха, почвы».
Опыты: свойства почвы, состояние воды, свойства полезных ископаемых.
Межпредметные связи: «Живой мир», ручной труд, изобразительная деятельность.
7. Есть на Земле страна Россия. ( ч)
Россия- Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты. Население России. Городское и сельское население. Народы России. Столица Москва. Санкт-Петербург. Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород, Казань, Волгоград. Города: Новосибирск, Владивосток. Золотое кольцо. Наш город (село, деревня). Достопримечательности.
Практические работы
Зарисовка Государственного флага России. Подбор иллюстраций (население России, города, реки, о горы, изделия народных промыслов и т. д.).
Изготовление альбома «Россия — наша Родина». Нахождение России на политической карте. Зарисовка животных и растений своей местности. Составление таблицы «Животные и растения нашей местности».
Составление рассказа о своем городе, поселке, селе. Изготовление альбома «Наш город (поселок)». Межпредметные связи: чтение, ручной труд, изобразительная деятельность.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета "Природоведение".
Минимальный уровень:
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
представление о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
отнесение изученных объектов к определенным группам (осина - лиственное дерево леса);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);
соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;
соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
выполнение несложных заданий под контролем педагогического работника;
адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагогического работника.
Достаточный уровень:
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях, знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагогического работника;
представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер - травянистое дикорастущее растение, растение луга, кормовое растение, медонос, растение, цветущее летом);
называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
выделение существенных признаков групп объектов;
знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;
участие в беседе, обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнение здания без текущего контроля педагогического работника (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы обучающихся, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;
выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
представление о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
отнесение изученных объектов к определенным группам (осина - лиственное дерево леса);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);
соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;
соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
выполнение несложных заданий под контролем педагогического работника;
Тематический план по природоведению 5 класс.
№ п/п | Тема. | Кол-во часов | № уроков |
1 | Введение. | 1 | 1 |
2 | Вселенная. | 7 | 2-8 |
3 | Наш дом - Земля. | 59 | |
4 | Воздух. | 10 | 9-18 |
5 | Полезные ископаемые. | 12 | 19-30 |
6 | Вода. | 14 | 31-44 |
7 | Поверхность суши. Почва. | 5 | 45-49 |
8 | Есть на Земле страна Россия. | 17 | 50-68 |
Календарно-тематическое планирование.
5 классы
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата план 5-а класс | Дата факт 5-а класс | Дата план 5-б класс | Дата план 5-б класс |
1 | Что такое природоведение? Предметы и явления неживой природы | 1 | 04.09 | | 05.09 | |
2 | Вселенная (7 часов). Небесные тела: планеты, звезды. | 1 | 06.09 | | 08.09 | |
3 | Солнце. Солнечная система. | 1 | 11.09 | | 12.09 | |
4 | Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. | 1 | 13.09 | | 15.09 | |
5 | Полеты в космос. | 1 | 18.09 | | 19.09 | |
6 | Смена дня и ночи. | 1 | 20.09 | | 22.09 | |
7 | Смена времен года. Сезонные изменения в природе. | 1 | 25.09 | | 26.09 | |
8 | Урок закрепления знаний по теме «Вселенная». | 1 | 27.09 | | 29.09 | |
9 | Наш дом – Земля. (59 часов) Воздух. Планета Земля. Оболочки Земли. | 1 | 02.10 | | 03.10 | |
10 | Значение воздуха для жизни на Земле. | 1 | 04.10 | | 06.10 | |
11 | Свойства воздуха. | 1 | 09.10 | | 10.10 | |
12 | Давление и движение воздуха. | 1 | 11.10 | | 13.10 | |
13 | Температура воздуха. Термометр. | 1 | 16.10 | | 17.10 | |
14 | Движение воздуха в природе. Ветер. | 1 | 18.10 | | 20.10 | |
15 | Состав воздуха. Кислород, его значение и применение. | 1 | 23.10 | | 24.10 | |
16 | Состав воздуха. Углекислый газ и азот. | 1 | 25.10 | | 27.10 | |
17 | Охрана воздуха. | 1 | 08.11 | | 07.11 | |
18 | Урок закрепления знаний по теме «Воздух» | 1 | 13.11 | | 10.11 | |
19 | Полезные ископаемые.(12ч) Виды полезных ископаемых. Их значение, способы добычи. | 1 | 15.11 | | 14.11 | |
20 | Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит. Известняк. | 1 | 20.11 | | 17.11 | |
21 | Песок. Глина. | 1 | 22.11 | | 21.11 | |
22 | Горючие полезные ископаемые. Торф. | 1 | 27.11 | | 24.11 | |
23 | Каменный уголь. Добыча и использование каменного угля. | 1 | 29.11 | | 28.11 | |
24 | Нефть. Добыча и использование нефти. | 1 | 04.12 | | 01.12 | |
25 | Природный газ. Добыча, использование. Правила обращения с газом в быту. | 1 | 06.12 | | 05.12 | |
26 | Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Черные металлы. Сталь. Чугун. | 1 | 11.12 | | 08.12 | |
27 | Цветные металлы. | 1 | 13.12 | | 12.12 | |
28 | Благородные (драгоценные) металлы. | 1 | 18.12 | | 15.12 | |
29 | Охрана полезных ископаемых. | 1 | 20.12 | | 19.12 | |
30 | Урок закрепления знаний по теме «Полезные ископаемые» | 1 | 25.12 | | 22.12 | |
31 | Вода.(14ч.) Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. | 1 | 27.12 | | 26.12 | |
32 | Свойства воды. | 1 | 10.01 | | 09.01 | |
33 | Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода. | 1 | 15.01 | | 12.01 | |
34 | Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. | 1 | 17.01 | | 16.01 | |
35 | Три состояния воды. Температура воды и ее изменения. | 1 | 22.01 | | 19.01 | |
36 | Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. | 1 | 24.01 | | 23.01 | |
37 | Работа воды в природе. | 1 | 29.01 | | 26.01 | |
38 | Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. | 1 | 31.01 | | 30.01 | |
39 | Вода в природе: осадки, воды суши. Круговорот воды в природе. | 1 | 05.02 | | 02.02 | |
40 | Воды суши: ручьи, реки. | 1 | 07.02 | | 06.02 | |
41 | Воды суши: озера, болота, пруды, водохранилища. | 1 | 12.02 | | 09.02 | |
42 | Моря и океаны. | 1 | 14.02 | | 13.02 | |
43 | Охрана воды. | 1 | 19.02 | | 16.02 | |
44 | Урок закрепления знаний по теме «Вода» | 1 | 21.02 | | 20.02 | |
45 | Поверхность суши. Почва.(5ч.) Формы поверхности суши: равнины, холмы, овраги, горы. | 1 | 26.02 | | 23.02 | |
46 | Почва-верхний слой земли. Состав почвы. | 1 | 28.02 | | 27.02 | |
47 | Разнообразие почв. | 1 | 04.03 | | 01.03 | |
48 | Основное свойство почвы-плодородие. Обработка почвы. | 1 | 06.03 | | 05.03 | |
49 | Охрана почвы. | 1 | 11.03 | | 12.03 | |
50 | Есть на Земле страна Россия. (17 часов) Место России на Земном шаре. | 1 | 13.03 | | 15.03 | |
51 | Население нашей страны. | 1 | 18.03 | | 19.03 | |
52 | Моря и океаны, омывающие берега России. | 1 | 20.03 | | 33.03 | |
53 | Равнины и горы на территории нашей страны. | 1 | 01.04 | | 02.04 | |
54 | Реки и озера России. | 1 | 03.04 | | 05.04 | |
55 | Москва — столица России. | 1 | 08.04 | | 09.04 | |
56 | Санкт — Петербург. | 1 | 10.04 | | 12.04 | |
57 | Города Золотого кольца России: Ярославль, Ростов Великий. | 1 | 15.04 | | 16.04 | |
58 | Владимир – город Золотого кольца. | 1 | 17.04 | | 19.04 | |
59 | Достопримечательности города Владимир. | 1 | 22.04 | | 23.04 | |
60 | Красная книга Владимирской области. | 1 | 24.04 | | 26.04 | |
61 | Животные Владимирской области. | 1 | 06.05 | | 03.05 | |
62 | Растения Владимирской области. | 1 | 08.05 | | 07.05 | |
63 | Нижний Новгород, Казань, Волгоград. | 1 | 13.05 | | 14.05 | |
64 | Новосибирск, Владивосток. | 1 | 15.05 | | 17.05 | |
65 | Население нашей страны. | 1 | 20.05 | | 21.05 | |
66 | Наш город Кольчугино. | 1 | 22.05 | | 24.05 | |
67 | Достопримечательности города Кольчугино. | 1 | 27.05 | | | |
68 | Повторение по курсу «Неживая природа» | 1 | 29.05 | | 28.05 | |
Учебно-методическое обеспечение
Для ученика:
1.Природоведение. Учебник для 5 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – М.: Просвещение,2019. – 160 с.
Для преподавателя:
1.Природоведение. Учебник для 5 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – М.: Просвещение,2019. – 160 с.
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы, под ред. В.В.Воронковой.- М.: «Владос», 2013;
3.Иллюстрации времён года.
4.Иллюстрации животных.
5.Иллюстрации растений.
6.Физическая карта России.
7.Набор «Системы органов человека»
8.Плакаты:
Круглый год.
Виды земной поверхности.
Водоёмы
Круговорот воды в природе
Природа - живая и неживая
Земная поверхность на глобусе и карте
Времена года
Грибы.
Растения
Инвентарь для опытов (колбы, пипетки, мензурки, штатив, термометры)
Муляжи грибов.
Муляжи фруктов
Муляжи овощей
Коллекция насекомых.
Гербарий.
Макет головного мозга
DVD диски:
Музыка и природа. MP3
Сайты: http://prezentacii.com/
18