Рабочая программа по природоведению для 5 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната

1
0
Материал опубликован 8 December 2023

t1702023592aa.jpg

Пояснительная записка к рабочей программе

АООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цель реализации АООП УО (вариант 1) образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:

овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;

формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;

достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;

выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно-оздоровительной работы, организацию художественного творчества с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих соревнований;

участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.

Общая характеристика АООП УО (вариант 1), разработанной с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г.Кольчугино» обеспечивает требуемые для обучающихся условия обучения и воспитания с учетом имеющихся у них нарушений, в том числе нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройств аутистического спектра.

АООП УО (вариант 1) включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.

Сроки реализации АООП УО (вариант 1) для обучающихся с умственной отсталостью составляют (интеллектуальными нарушениями) 9-13 лет7.

В реализации АООП УО (вариант 1) может быть выделено два или три

этапа:

I этап - 1-4 классы и дополнительный класс;

II этап - 5-9 классы;

III этап - 10-12 классы.

Цель второго этапа направлена на расширение, углубление и систематизацию знаний и умений обучающихся в обязательных предметных областях, овладение некоторыми навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), относятся:

а) выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;

б) введение специальных учебных предметов и коррекционных курсов, способствующих формированию представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира, целенаправленное формирование умений и навыков социально-бытовой ориентировки;

в) опора на формирование и развитие познавательной деятельности и познавательных процессов, овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой;

г) возможность обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих;

д) психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогического работниками и другими обучающимися;

е) раскрытие интересов и способностей обучающихся в разных видах практической и творческой деятельности с учетом структуры нарушения, индивидуальных особенностей;

ж) психолого-педагогическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и организации;

з) постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы организации.

Учебный план образовательного учреждения на 2023-2024 учебный год.

Для реализации программного содержания курса используется учебник: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина Природоведение: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы – Москва, «Просвещение», 2019.

На изучение данного курса согласно федеральному базисному плану для специальных (коррекционных) образовательных учреждений в 5 классе отводится 68 часов в год (2 часа в неделю).

Нормативная база.

Федеральный уровень:

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1025
"Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
(Зарегистрирован 21.03.2023 № 72653)

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 05.12.2022 № 1063
"О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115"(Зарегистрирован 15.02.2023 № 72372)


Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.01.2023 № 47
"О внесении изменений в пункт 12 Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 сентября 2020 г. № 458"(Зарегистрирован 13.02.2023 № 72329)

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858
"Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников"(Зарегистрирован 01.11.2022 № 70799)

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.12.2022 № 1053
"Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"(Зарегистрирован 27.02.2023 № 72451)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»;

Цели и задачи.

Курс "Природоведение" ставит своей целью расширить кругозор и подготовить обучающихся к усвоению систематических биологических и географических знаний.

Основными задачами реализации курса "Природоведение" являются:

формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;

демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;

формирование специальных и обще-учебных умений и навыков;

воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;

воспитание социально значимых качеств личности.

В процессе изучения природоведческого материала у обучающихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.

Первые природоведческие знания умственно отсталые обучающиеся получают в дошкольном возрасте и в младших классах. При знакомстве с окружающим миром у учеников специальной коррекционной образовательной организации формируются первоначальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся с временами года, их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья человека.

Курс "Природоведение" не только обобщает знания о природе, осуществляет переход от первоначальных представлений, полученных на I этапе, к систематическим знаниям по географии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них.

Содержание обучения.

1. Введение ( ч)

Что такое природоведение. Зачем нужно изучать природу. Знакомство с учебником, тетрадью.

2. Вселенная ( ч)

Небесные тела: планеты, звезды. Солнечная система. Солнце. Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Смена дня и ночи. Смена времен года. Современные исследования. Экскурсия (в планетарий, музей космоса, обсерваторию) или наблюдение за звездным небом.

Практические работы

Зарисовки звездного неба, форма Земли, Луны, космического корабля.

Межпредметные связи: «Живой мир», математика, изобретательная деятельность, пропедевтика истории в 6 классе.

3. Наш дом- Земля. (ч)

Воздух. Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. Соотношение воды и суши на Земле. Воздух и его охрана. Свойства воздуха. Давление и движение воздуха. Температура воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для жизни на Земле.

Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых: гранит, известняк, песок, глина, каменный уголь, нефть, газ, торф и др. Свойства, значение. Способы добычи. Охрана полезных ископаемых.

Вода. Свойства. Состояния воды. Вода в природе: осадки, воды суши. Воды суши: ручьи, реки. Озера, болота, пруды, водохранилища. Сезонные изменения. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте. Круговорот воды в природе. Охрана воды.

Поверхность суши. Почва. Поверхность суши: равнины, холмы, овраги. Поверхность суши: горы. Разнообразие почв. Плодородие. Почва (охрана почвы). Свойства почвы.

Практические работы

Зарисовка форм поверхности суши, составление таблицы «Полезные ископаемые». Заполнение схемы «Воды суши». Нахождение на карте морей и океанов. Зарисовка форм поверхности своей местности. Изготовление из пластилина макетов форм поверхности суши. Изготовление плакатов на тему «Охрана воды, воздуха, поч­вы».

Опыты: свойства почвы, состояние воды, свойства полезных ископаемых.

Межпредметные связи: «Живой мир», ручной труд, изобразительная деятельность.

7. Есть на Земле страна Россия. ( ч)

Россия- Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты. Население России. Городское и сельское население. Народы России. Столица Москва. Санкт-Петербург. Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород, Казань, Волгоград. Города: Новосибирск, Владивосток. Золотое кольцо. Наш город (село, деревня). Достопримечательности.

Практические работы

Зарисовка Государственного флага России. Подбор иллюстраций (население России, города, реки, о горы, изделия народных промыслов и т. д.).

Изготовление альбома «Россия — наша Родина». Нахождение России на политической карте. Зарисовка животных и растений своей местности. Составление таблицы «Животные и растения нашей местности».

Составление рассказа о своем городе, поселке, селе. Изготовление альбома «Наш город (поселок)». Межпредметные связи: чтение, ручной труд, изобразительная деятельность.

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета "Природоведение".

Минимальный уровень:

узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

представление о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;

отнесение изученных объектов к определенным группам (осина - лиственное дерево леса);

называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);

соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;

соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

выполнение несложных заданий под контролем педагогического работника;

адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагогического работника.

Достаточный уровень:

узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях, знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагогического работника;

представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер - травянистое дикорастущее растение, растение луга, кормовое растение, медонос, растение, цветущее летом);

называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;

выделение существенных признаков групп объектов;

знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;

участие в беседе, обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

выполнение здания без текущего контроля педагогического работника (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы обучающихся, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;

выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;

осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.

5.3.1. Минимальный уровень:

узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

представление о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;

отнесение изученных объектов к определенным группам (осина - лиственное дерево леса);

называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);

соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;

соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

выполнение несложных заданий под контролем педагогического работника;



Тематический план по природоведению 5 класс.

п/п

Тема.

Кол-во часов

уроков

1

Введение.

1

1

2

Вселенная.

7

2-8

3

Наш дом - Земля.

59


4

Воздух.

10

9-18

5

Полезные ископаемые.

12

19-30

6

Вода.

14

31-44

7

Поверхность суши. Почва.

5

45-49

8

Есть на Земле страна Россия.

17

50-68





















Календарно-тематическое планирование.

5 классы

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата план

5-а

класс

Дата факт

5-а

класс

Дата план

5-б

класс

Дата план

5-б

класс

1

Что такое природоведение? Предметы и явления неживой природы

1

04.09


05.09


2

Вселенная (7 часов).

Небесные тела: планеты, звезды.



1



06.09




08.09


3

Солнце. Солнечная система.

1

11.09


12.09


4

Исследование космоса. Спутники. Космические корабли.

1

13.09


15.09


5

Полеты в космос.

1

18.09


19.09


6

Смена дня и ночи.

1

20.09


22.09


7

Смена времен года. Сезонные изменения в природе.

1

25.09


26.09


8

Урок закрепления знаний по теме «Вселенная».

1

27.09


29.09






9

Наш дом – Земля. (59 часов)

Воздух.

Планета Земля. Оболочки Земли.





1





02.10






03.10


10

Значение воздуха для жизни на Земле.

1

04.10


06.10


11

Свойства воздуха.

1

09.10


10.10


12

Давление и движение воздуха.

1

11.10


13.10


13

Температура воздуха. Термометр.

1

16.10


17.10


14

Движение воздуха в природе. Ветер.

1

18.10


20.10


15

Состав воздуха. Кислород, его значение и применение.

1

23.10


24.10


16

Состав воздуха. Углекислый газ и азот.

1

25.10


27.10


17

Охрана воздуха.

1

08.11


07.11


18

Урок закрепления знаний по теме «Воздух»

1

13.11


10.11




19

Полезные ископаемые.(12ч)

Виды полезных ископаемых. Их значение, способы добычи.



1



15.11




14.11


20

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит. Известняк.

1

20.11


17.11


21

Песок. Глина.

1

22.11


21.11


22

Горючие полезные ископаемые. Торф.

1

27.11


24.11


23

Каменный уголь. Добыча и использование каменного угля.

1

29.11


28.11


24

Нефть. Добыча и использование нефти.

1

04.12


01.12


25

Природный газ. Добыча, использование. Правила обращения с газом в быту.

1

06.12


05.12


26

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Черные металлы. Сталь. Чугун.

1

11.12


08.12


27

Цветные металлы.

1

13.12


12.12


28

Благородные (драгоценные) металлы.

1

18.12


15.12


29

Охрана полезных ископаемых.

1

20.12


19.12


30

Урок закрепления знаний по теме «Полезные ископаемые»

1

25.12


22.12




31

Вода.(14ч.)

Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов.



1



27.12




26.12


32

Свойства воды.

1

10.01


09.01


33

Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода.

1

15.01


12.01


34

Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды.

1

17.01


16.01


35

Три состояния воды. Температура воды и ее изменения.

1

22.01


19.01


36

Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании.

1

24.01


23.01


37

Работа воды в природе.

1

29.01


26.01


38

Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве.

1

31.01


30.01


39

Вода в природе: осадки, воды суши. Круговорот воды в природе.

1

05.02


02.02


40

Воды суши: ручьи, реки.

1

07.02


06.02


41

Воды суши: озера, болота, пруды, водохранилища.

1

12.02


09.02


42

Моря и океаны.

1

14.02


13.02


43

Охрана воды.

1

19.02


16.02


44

Урок закрепления знаний по теме «Вода»

1

21.02


20.02




45

Поверхность суши. Почва.(5ч.)

Формы поверхности суши: равнины, холмы, овраги, горы.



1



26.02




23.02


46

Почва-верхний слой земли. Состав почвы.

1

28.02


27.02


47

Разнообразие почв.

1

04.03


01.03


48

Основное свойство почвы-плодородие. Обработка почвы.

1

06.03


05.03


49

Охрана почвы.

1

11.03


12.03


50

Есть на Земле страна Россия. (17 часов)

Место России на Земном шаре.



1



13.03




15.03


51

Население нашей страны.

1

18.03


19.03


52

Моря и океаны, омывающие берега России.

1

20.03


33.03


53

Равнины и горы на территории нашей страны.

1

01.04


02.04


54

Реки и озера России.

1

03.04


05.04


55

Москва — столица России.

1

08.04


09.04


56

Санкт — Петербург.

1

10.04


12.04


57

Города Золотого кольца России: Ярославль, Ростов Великий.

1

15.04


16.04


58

Владимир – город Золотого кольца.

1

17.04


19.04


59

Достопримечательности города Владимир.

1

22.04


23.04


60

Красная книга Владимирской области.

1

24.04


26.04


61

Животные Владимирской области.

1

06.05


03.05


62

Растения Владимирской области.

1

08.05


07.05


63

Нижний Новгород, Казань, Волгоград.

1

13.05


14.05


64

Новосибирск, Владивосток.

1

15.05


17.05


65

Население нашей страны.

1

20.05


21.05


66

Наш город Кольчугино.

1

22.05


24.05


67

Достопримечательности города Кольчугино.

1

27.05




68

Повторение по курсу «Неживая природа»

1

29.05


28.05




































Учебно-методическое обеспечение

Для ученика:

1.Природоведение. Учебник для 5 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – М.: Просвещение,2019. – 160 с.

Для преподавателя:

1.Природоведение. Учебник для 5 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – М.: Просвещение,2019. – 160 с.

2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы, под ред. В.В.Воронковой.- М.: «Владос», 2013;

3.Иллюстрации времён года.

4.Иллюстрации животных.

5.Иллюстрации растений.

6.Физическая карта России.

7.Набор «Системы органов человека»

8.Плакаты:

Круглый год.

Виды земной поверхности.

Водоёмы

Круговорот воды в природе

Природа - живая и неживая

Земная поверхность на глобусе и карте

Времена года

Грибы.

Растения

Инвентарь для опытов (колбы, пипетки, мензурки, штатив, термометры)

Муляжи грибов.

Муляжи фруктов

Муляжи овощей

Коллекция насекомых.

Гербарий.

Макет головного мозга

DVD диски:

Музыка и природа. MP3

Сайты: http://prezentacii.com/

http://prezented.ru/

http://power-present.com/

http://5klass.net/

http://900igr.net/

http://nsportal.ru/

http://infourok.ru/

18


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации