Рабочая программа по русскому языку в 6 классе (УМК Т. А. Ладыженской)
347450 Ростовская область, Зимовниковский район,
улица Школьная №10 телефон (886376) 3-56-49
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Северная казачья средняя общеобразовательная школа №13
«Утверждаю»
Директор МБОУ Северной КСОШ № 13
Приказ от 31.08.2022 №67
Подпись руководителя ОО _______
Богомазов Д.С.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По русскому языку
Уровень общего образования (класс) основное общее образование 6 класс
Количество часов: 210 часов
Учитель: Быкадорова Татьяна Васильевна
Программа разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования и Программы основного общего образования по русскому языку, 5-9 классы, автор Л.В.Кибирева – М., Русское слово, 2020.
х.Гашун
2022 год
Пояснительная записка
Реализация рабочей программы по русскому языку обеспечивается следующими нормативно-правовыми документами:
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана на основе:
1.Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (редакция от 02.03.2016; с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.07.2020);
2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее - ФГОС основного общего образования);
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 (с изменениями от 10.06.2019) «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования»;
4.Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 (с изменениями 08.05.2019 №233;20.05.2020 №254
5. Санитарно – эпидемиологические требования к организации воспитания и бучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28
6.Основная образовательная программа начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования на 2022 - 2023 учебный год Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Северная казачья средняя общеобразовательная школа №13 , утвержденная протоколом педагогического совета от 30.08.2022 №2;
7.Положение о рабочей программе МБОУ Северной КСОШ №13 от 31.08.2022 №76;
8.Учебный план МБОУ Северной КСОШ №13 на 2022 -2023 учебный год от 31.08.2022 № 76;
9.Программы основного общего образования по русскому языку, 5-9 классы, автор Л.В.Кибирева – М., Русское слово, 2020.
10. Учебник: «Русский язык, Базовый уровень.6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений» авторы Быстрова Л.В.Кибирева, М.:, Русское слово, 2020.
Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-воспитание интереса и любви к русскому языку;
-совершенствование коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся;
-освоение знаний о русском языке, об устройстве языковой системы и ее функционировании.
Задачи обучения русскому языку в основной школе:
-формирование умений и навыков свободного и грамотного владения устной и письменной речью;
-усвоение системы знаний о русском языке;
-формирование метапредметных умений и способов деятельности: определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий и оценивать достигнутые результаты.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами освоения обучающимися 6 класса основной школы программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения обучающимися 6 класса основной школы программы по русскомуязыку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
-адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
-владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
-адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
-способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
-свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
-овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
-умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
Говорение и письмо:
-способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
-умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
-умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
-способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
-владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
-соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
-способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
-способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
-умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения учащимися 6 класса основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
- оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные УУД включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные универсальные учебные действия
-уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
-гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
-уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
-позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
-готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
-умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
-готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
-потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
Познавательные универсальные учебные действия
-формулировать проблему,
-выдвигать аргументы,
-строить логическую цепь рассуждения,
-находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;
-осуществлять библиографический поиск,
-извлекать необходимую информацию из различных источников;
-определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели;
-применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др;
Регулятивные универсальные учебные действия
-ставить и адекватно формулировать цель деятельности,
-планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее;
-осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.).
Содержание учебного предмета
Наименование раздела | Планируемые | результаты |
Базовый уровень (чему научатся) | Повышенный уровень (получат возможность научиться) | |
Введение. Русский язык в жизни России Повторение изученного в 5 классе Речь Лексика Фразеология Морфемика. Словообразование Морфология. Морфология как раздел грамматики. Система частей речи в русском языке Имя существительное Имя прилагательное Глагол Местоимение Имя числительное Наречие Повторение изученного | -владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; -владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала; -владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка; -адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка; -участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; -создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; -анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка; -использовать знание алфавита при поиске информации | -анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; -оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; -опознавать различные выразительные средства языка; писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры; -осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; -участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта; -характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда; -использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова; -самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; -самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. |
Содержание учебного предмета. Тематическое планирование
Раздел. Содержание раздела | Основные виды учебной деятельности |
Введение Русский язык в жизни России | Осознавать роль русского языка в жизни страны, в дружбе народов, в жизни общества. Извлекать информацию из различных источников, представлять и передавать ее с учетом заданных условий общения. |
Повторение изученного в 5 классе Повторение изученного материала по синтаксису и пунктуации, фонетике, орфоэпии, графике, орфографии, лексике и морфологии. | Разграничивать буквы и звуки. Распознавать гласные и согласные звуки. Анализировать и характеризовать отдельные звуки речи, отражать особенности их произношения с помощью транскрипции. Объяснять изученные орфограммы в словах. Выполнять фонетический, орфографический, морфемный, словообразовательный анализ слов, синтаксический и пунктуационный разборы предложения. Группировать типичные ошибки по видам орфограмм им пунктограмм. Объяснять причины ошибочных написаний. |
Речь Текст и его основные признаки. Смысловая и композиционная целостность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста. Структура текста. План текста. Абзац. Средства связи предложений и частей текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Их особенности. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, официально-деловой. Научный стиль, его особенности. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, объяснительная записка, объявление, письмо. Их особенности. Основные особенности языка художественной литературы. | Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста; выделять микротемы текста, делить его на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста.Устанавливать принадлежность текста к определенному типу речи, функциональной разновидности языка. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи. Делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана, схемы, таблицы и т.д. Создавать и редактировать собственные тексты различного типа, стиля, жанра с учетом требований к построению связного текста. Различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы. Устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка. Создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковой принадлежности. Исправлять речевые недостатки, редактировать текст. Выступать перед аудиторией сверстников |
Лексика Слово и его значение. Паронимы. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Словари иностранных слов. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления: общеупотребительные слова и диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы; особенности их употребления. Стилистическая окраска слова. Стилистически нейтральная, высокая и сниженная лексика. | Группировать слова по тематическим группам. Характеризовать слова с точки зрения их принадлежности к активному и пассивному запасу, сферы употребления и стилистической окраски. Проводить лексический анализ слов. Использовать в собственной речи синонимы, антонимы и т.д. Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Извлекать необходимую информацию из многочисленных словарей различных типов (толкового словаря, словаря синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря) и использовать ее в различных видах деятельности. |
Фразеология Фразеологизмы, их признаки и значение. Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологическими оборотами. Стилистические свойства фразеологизмов. Нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы, сферы их употребления в речи. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Отражение во фразеологии материальной и духовной культуры русского народа. Фразеологические словари. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. | Осознавать основные понятия фразеологии. Различать свободные сочетания слов и фразеологизмы, фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные. Уместно использовать фразеологические обороты. Наблюдать за использованием выразительных средств лексики и фразеологии в речи. Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и использовать ее в различных видах деятельности. |
Морфемика. Словообразование Морфема как минимальная значимая единица языка. Правописание корней слов. Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательная цепочка. Основные способы образования слов. Образование слов с помощью морфем. Сложные слова. Сложение как способ словообразования. Переход слова из одной части речи в другую как один из способов словообразования слов. Сращение сочетания слов в слово. Словообразовательные и морфемные словари русского языка. Основные выразительные средства морфемики и словообразования. Этимология как раздел языкознания. | Различать изученные способы словообразования слов; составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов; характеризовать словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; наблюдать за использованием выразительных средств морфемики и словообразования в речи. Использовать морфемный, словообразовательный словари. Применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов. |
Морфология. Морфология как раздел грамматики. Система частей речи в русском языке Система частей речи в русском языке. Имя существительное Имя существительное как часть речи, общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Род, число, падеж имени существительного. Имена существительные общего рода. Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Типы склонений имен существительных. Склоняемые, несклоняемые и разносклоняемые имена существительные. Употребление существительных в речи. Имя прилагательное Имя прилагательное как часть речи, общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Разделы прилагательных по значению. Степени сравнения качественных прилагательных, их образование и грамматические признаки. Полные и краткие качественные прилагательные, их грамматические признаки. Употребление прилагательных в речи. Глагол Глагол как часть речи. Морфологические свойства, синтаксические функции. Инфинитив. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Переходные и непереходные глаголы. Безличные глаголы. Изъявительное, повелительное и условное (сослагательное) наклонения. Настоящее, будущее и прошедшее время глагола в изъявительном наклонении. Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы. Употребление глаголов в речи. Местоимение Местоимение как часть речи, его общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Разряды местоимений по значению и грамматическим признакам. Склонение местоимений. Употребление местоимений в речи. Имя числительное Имя числительное как часть речи, его общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Разряды числительных по значению и строению. Грамматические признаки количественных и порядковых числительных. Склонение числительных разных разрядов. Употребление числительных в речи. Наречие Наречие как часть речи, его общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая функция. Разряды наречий. Степени сравнения наречий, их образование. Правописание наречий. Употребление наречий в речи. Слова категории состояния. Вопрос о словах категории состояния в системе частей речи. Слова категории состояния: их значение, морфологические особенности и синтаксическая роль в предложении. | Овладеть основными понятиями морфологии. Осознавать (понимать) особенности грамматического значения слова в отличие от лексического значения. Распознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи. Анализировать и характеризовать слов с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи (осуществлять морфологический разбор слова); грамматические словоформы в тексте. |
Распознавать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные, склоняемые, несклоняемые и разносклоняемые имена существительные, имена существительные общего рода, имена существительные, имеющие форму только множественного или только единственного числа. Определять род, число, падеж, тип склонения имен существительных. Группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам. Правильно употреблять несклоняемые имена существительные; согласовывать имена прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными общего рода, с существительными, имеющими форму только множественного или только единственного числа; с несклоняемыми существительными, со сложносокращенными словами. | |
Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени прилагательного, определять его синтаксическую роль. Распознавать качественные, относительные и притяжательные, полные и краткие имена прилагательные; приводить соответствующие примеры. Определять род, число, падеж имен прилагательных; правильно образовывать степени сравнения, краткую форму качественных имен прилагательных; правильно произносить прилагательные в краткой форме; определять синтаксическую роль полной и краткой формы. Группировать имена прилагательные по заданным морфологическим признакам. Правильно употреблять имена прилагательные с существительными общего рода, с существительными, имеющими форму только множественного или только единственного числа, с несклоняемыми существительными, со сложносокращенными словами. Использовать в речи синонимичные имена прилагательные, имена прилагательные в роли эпитетов. | |
Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию. Распознавать инфинитив и личные формы глагола, разноспрягаемые глаголы, глаголы совершенного и несовершенного вида, переходные и непереходные глаголы, безличные глаголы; возвратные глаголы; приводить соответствующие примеры. Определять тип спряжения глаголов. Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам. Правильно употреблять при глаголах имена существительные в косвенных падежах, согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным именем существительным среднего рода и собирательным существительным; выбирать форму глагола для выражения разной степени категоричности при выражении волеизъявления; соблюдать видо-временную соотнесенность глаголов-сказуемых в связном тексте. | |
Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение местоимения, морфологические признаки местоимений разных разрядов, определять их синтаксическую роль. Сопоставлять и соотносить местоимения с другими частями речи. Распознавать местоимения разных разрядов; приводить соответствующие примеры. Правильно изменять по падежам местоимения разных разрядов. Употреблять местоимения для связи предложений и частей текста, использовать местоимения в речи в соответствии с закрепленными в языке этическими нормами. | |
Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени числительного, определять синтаксическую роль имени числительного разных разрядов. Отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества. Распознавать количественные, порядковые, собирательные имена числительные; приводить примеры. Правильно изменять по падежам сложные и составные имена числительные и употреблять их в речи. Группировать имена числительные по заданным морфологическим признакам. | |
Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки наречия, определять его синтаксическую функцию. Распознавать наречия разных разрядов; приводить соответствующие примеры. Правильно образовывать и употреблять в речи наречия сравнительной степени. Различать слова категории состояния и наречия. | |
Повторение изученного Повторение изученного в 6 классе. Речь. Текст, стили речи. Повторение лексики и фразеологии, морфемики и словообразования | Определять стиль речи. Находить в текстах языковые средства, характерные для научного и делового стилей.Повторять изученный материал лексике и фразеологии, морфемике и словообразованию. Выполнять морфемный и словообразовательный разборы. Повторять изученный материал по грамматике, орфографии. Выполнять морфологический разбор. |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Русский язык в жизни России | 1 | 01.09 |
2 | Речь Текст. Тема и основная мысль текста | 1 | 02.09 |
3-4 | Связь предложений в тексте. Способы связи предложений в тексте | 2 | 05.09. 06.09 |
5 | Р.р. Портрет. Обучающее сочинение по картине К.С.Петрова-Водкина «Портрет мальчика» | 1 | 07.09 |
6 | Входная диагностика. Контрольный диктант | 1 | 08.09 |
7 | Сжатое изложение по тексту Ю.Коваля «Солнечное пятно» | 1 | 09.09 |
8-9 | Типы речи. Их сочетание | 2 | 09.09 12.09 |
10-11 | Разговорная речь | 2 | 13.09 14.09 |
12 | Проверяем себя | 1 | 15.09 |
13 14 | Сочинение по воображению Книжная речь | 2 | 16.09 16.09 |
15 | Научный стиль речи | 1 | 19.09 |
16 | Научный стиль речи | 1 | 20.09 |
17-19 | Официально-деловой стиль речи | 3 | 21.09 22.09 23.09 |
20 | Язык художественной литературы | 1 | 23.09 |
21 | Сочинение «Радуга» по картине или личным впечатлениям | 1 | 26.09 |
22 | Изобразительно-выразительные средства языка | 1 | 27.09 |
23 | Р.р. Контрольное изложение с продолжением «Жулька» | 1 | 28.09 |
24 | Проверяем себя | 1 | 29.09 |
25 | Р.р. Работа по тексту В.Солоухина (комплексный анализ текста). | 1 | 30.09 |
26 | Лексика Слово и его значения | 1 | 03.10 |
27 | Паронимы | 1 | 04.10 |
28 | Исконно русские и заимствованные слова | 1 | 05.10 |
29 | Исконно русские и заимствованные слова | 1 | 06.10 |
30 | Устаревшие слова | 1 | 07.10 |
31 | Неологизмы | 1 | 07.10 |
32 | Проверяем себя | 1 | |
33 | Сочинение -рассуждение | 1 | 10.10 |
34 | Слова общеупотребительные и ограниченного употребления | 1 | 11.10 |
35 | Диалектизмы | 1 | 12.10 |
36 | Проверяем себя | 1 | 13.10 |
37 38 | Термины, профессионализмы, жаргон.Стилистические свойства слова | 2 | 14.10 14.10 |
39 | Фразеология Что такое фразеологизмы | 1 | 17.10 |
40 | Как возникают фразеологизмы | 1 | 18.10 |
41 | Как возникают фразеологизмы | 1 | 19.10 |
42 | Контрольная работа по теме «Лексика» | 1 | 20.10 |
43 | Анализ контрольной работы | 1 | 21.10 |
44 | Стилистические свойства фразеологизмов | 1 | 21.10 |
45 | Стилистические свойства фразеологизмов | 1 | 24.10 |
46 | Р.р. Контрольное сочинение-рассуждение по тексту А. Шибаева стр.122 | 1 | 25.10 |
47 | Проверяем себя | 1 | 26.10 |
48 49 | Морфемика. Словообразование. Орфография Из чего состоят слова | 2 | 27.10 28.10 |
50 | Контрольная работа за 1 четверть | 1 | 24.10 |
51 | Р.р. Сочинение о полезном растении стр.128 | 1 | 28.10 |
52 | Правописание корней слов с чередованием звуков | 1 | 07.11 |
53 | Правописание корней с чередованием Е-И | 1 | 08.11 |
54 | Правописание корней с чередованием А-О | 1 | 09.11 |
55 | Правописание корней –твар-//-твор-, -плав//-плов-, -равн//-ровн- и –мак-//-мок- | 1 | 10.11 |
56 | Проверяем себя | 1 | 11.11 |
57 | Изложение с продолжением по рассказу В. Осеевой «Разделите так, как работали» | 1 | 11.11 |
58 | Способы словообразования | 1 | 14.11 |
59 | Приставочно-суффиксальный способ словообразования | 1 | 15.11 |
60 | Бессуффиксный и неморфологический способы словообразования | 1 | 16.11 |
61 | Сложные слова | 1 | 17.11 |
62 | Правописание сложных слов | 1 | 18.11 |
63 | Сложносокращенные слова | 1 | 18.11 |
64 | Проверяем себя | 1 | 21.11 |
65 | Изложение по рассказу В.Балашова «Говорун Гришка» | 1 | 22.11 |
66 | Переход слов из одной части речи в другую как один из способов словообразования. Сращение сочетания слов в слово | 1 | 23.11 |
67 | Проверяем себя | 1 | 24.11 |
68 | Р.р. Изложение по тексту И.Тургенева «Воробей» | 1 | 25.11 |
69 | Словообразовательная цепочка и словообразовательное гнездо | 1 | 25.11 |
70 | Морфемный и словообразовательный разбор слова | 1 | 28.11 |
71 | Словообразовательные и морфемные словари русского языка | 1 | 29.11 |
72 | Основные выразительные средства морфемики и словообразования | 1 | 30.11 |
73 | Контрольная работа по теме «Морфемика» | 1 | 01.12 |
74 | Анализ результатов выполнения контрольной работы | 1 | 02.12 |
75 | Что такое этимология | 1 | 02.12 |
76 | Что такое этимология | 1 | 05.12 |
77 | Р.р. Изложение с продолжением стр.164 | 1 | 06.12 |
78 | Повторение по теме «Морфемика. Словообразование» | 1 | 07.12 |
79 | Повторение по теме «Морфемика. Словообразование» | 1 | 08.12 |
80 | Морфология Морфология как раздел грамматики. Части речи | 1 | 09.12 |
81 | Имя существительное Имя существительное как часть речи | 1 | 09.12 |
82 | Имя существительное как часть речи | 1 | 12.12 |
83 | Существительные общего рода | 1 | 13.12 |
84 | Имена существительные, имеющие форму только единственного и только множественного числа | 1 | 14.12 |
85 | Склоняемые имена существительные | 1 | 15.12 |
86 | Разносклоняемые имена существительные | 1 | 16.12 |
87 | Несклоняемые имена существительные | 1 | 16.12 |
88 | Контрольная работа за 2 четверть | 1 | 26.12 |
89 | Анализ результатов выполнения контрольной работы | 1 | 27.12 |
90 | Употребление имен существительных в речи. Множественное число имен существительных | 1 | 18.12 |
91 | Родительный падеж множественного числа имен существительных | 1 | 20.12 |
92 | Суффиксы имен существительных | 1 | 21.12 |
93 | Собственные имена существительны, обозначающие русские фамилии и названия населенных пунктов | 1 | 22.12 |
94 | Повторение по теме «Имя существительное». Проверяем себя | 1 | 23.12 |
95-96 | Р.р. Сочинение по тексту В.Железникова стр186 | 2 | 23.12 11.01 |
97 | Имя прилагательное Имя прилагательное как часть речи | 1 | 12.01 |
98 | Разряды имен прилагательных по значению | 1 | 13.01 |
99 | Разряды имен прилагательных по значению | 1 | 13.01 |
100 | Степени сравнения имен прилагательных | 1 | 16.01 |
101 | Степени сравнения имен прилагательных | 1 | 17.01 |
102103 | Правописание суффиксов имен прилагательных | 2 | 18.01 19.01 |
104 | Употребление имен прилагательных для описания внешности человека | 1 | 20.01 |
105 | Р.р. Подготовка к сочинению-описанию внешности человека | 1 | 20.01 |
106 | Р.р. Написание контрольного сочинения по картине И.Е.Репина «Стрекоза» (или В.А. Серова «Девочка с персиками») | 1 | 23.01 |
107 | Употребление имен прилагательных для описания природы | 1 | 24.01 |
108 | Употребление в речи кратких имен прилагательных | 1 | 25.01 |
109 | Проверяем себя | 1 | 26.01 |
110 | Лингвистическое исследование | 1 | 27.01 |
111 | Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» | 1 | 27.01 |
113 | Анализ результатов выполнения контрольной работы | 1 | 30.01 |
114 | Глагол Глагол как часть речи | 1 | 31.01 |
115 | Глагол как часть речи | 1 | 01.02 |
116 | Инфинитив | 1 | 02.02 |
117 | Глаголы совершенного и несовершенного вида | 1 | 03.02 |
118 | Переходные и непереходные глаголы | 1 | 03.02 |
119 | Безличные глаголы | 1 | 06.02 |
120 | Наклонение глаголов | 1 | 07.02 |
121 | Настоящее, будущее и прошедшее время глаголов в изъявительном наклонении | 1 | 08.02 |
122 | Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы | 1 | 09.02 |
123 | Употребление глаголов в речи | 1 | 10.02 |
124 | Глаголы-синонимы | 1 | 10.02 |
125 | Глаголы-антонимы | 1 | 13.02 |
126 | Глаголы в составе фразеологизмов | 1 | 14.02 |
127 | Р.р. Изложение по тексту С.Аксакова упр.291 | 1 | 15.02 |
128 | Ошибки в употреблении глаголов | 1 | 16.02 |
129 | Р.р. Сочинение «Кем я мечтаю стать» стр.230 | 1 | 17.02 |
130 | Повторение по теме «Глагол» Проверяем себя | 1 | 17.02 |
131 | Контрольная работа по теме «Глагол» | 1 | 20.02 |
132 | Анализ результатов выполнения контрольной работы | 1 | 21.02 |
133 | Местоимение Местоимение как часть речи | 1 | 22.02 |
134 | Разряды местоимений | 1 | 27.02 |
135 | Разряды местоимений | 1 | 28.02 |
136 | План морфологического разбора местоимения. Проверяем себя | 1 | 01.03 |
137 | Личные местоимения | 1 | 02.03 |
138 | Личные местоимения | 1 | 03.03 |
139 | Возвратное местоимения себя | 1 | 03.03 |
140 | Притяжательные местоимения | 1 | 06.03 |
141 | Указательные местоимения | 1 | 07.03 |
142 | Указательные местоимения | 1 | 09.03 |
143 | Определительные местоимения | 1 | 10.03 |
144 | Определительные местоимения | 1 | 10.03 |
145 | Вопросительно-относительные местоимения | 1 | 13.03 |
146 | Вопросительно-относительные местоимения | 1 | 14.03 |
147 | Р.р. Изложение от третьего лица | 1 | 15.03 |
148 | Неопределенные местоимения | 1 | 16.03 |
149 | Неопределенные местоимения | 1 | 17.03 |
150 | Отрицательные местоимения | 1 | 17.03 |
151 | Отрицательные местоимения | 1 | 20.03 |
152 | Употребление местоимений в речи | 1 | 23.03 |
153 | Р.р. Работа по тексту И.Милославского | 1 | 24.03 |
154 | Употребление местоимений в речи | 1 | 24.03 |
155 | Контрольная работа за 2 чеверть | 1 | 21.03 |
156 | Анализ результатов выполнения контрольной работы | 1 | 22.03 |
157 | Имя числительное Имя числительное как часть речи. Общее грамматическое значение числительного, морфологические свойства, синтаксическая роль | 1 | 03.04 |
158 | Имя числительное как часть речи. Общее грамматическое значение числительного, морфологические свойства, синтаксическая роль | 1 | 04.04 |
159 | Р.р. Сочинение-повествование «Как проходит мой день» | 1 | 05.04 |
160 | Имена числительные простые, сложные, составные | 1 | 06.04 |
161 | Количественные числительные и их разряды | 1 | 07.04 |
162 | Склонение имен числительных, обозначающих целые числа | 1 | 07.04 |
163 | Склонение имен числительных, обозначающих целые числа | 1 | 10.04 |
164 | Склонение дробных имен числительных | 1 | 11.04 |
165 | Склонение собирательных имен числительных | 1 | 12.04 |
166 | Порядковые имена числительные План морфологического разбора имени числительного | 1 | 13.04 |
167 | Употребление имен числительных в речи | 1 | 14.04 |
168 | Повторение по теме «Имя числительное» | 1 | 14.04 |
169 | Контрольное тестирование по теме «Имя числительное» | 1 | 17.04 |
170 | Анализ результатов выполнения контрольной работы | 1 | 18.04 |
171 | Наречие Наречие как часть речи | 1 | 19.04 |
172 | Наречие как часть речи | 1 | 20.04 |
173 | Разряды наречий по значению | 1 | 21.04 |
174 | Местоименные наречия | 1 | 21.04 |
175 | Слова категории состояния | 1 | 24.04 |
176 | Слова категории состояния | 1 | 25.04 |
177 | Проверяем себя | 1 | 26.04 |
178 | Р.р. Изложение с продолжением «Три ветки мимозы» | 1 | 27.04 |
179 | Степени сравнения наречий | 1 | 28.04 |
180 | Степени сравнения наречий | 1 | 02.05 |
181 | Словообразование наречий | 1 | 03.05 |
182 | Словообразование наречий | 1 | 04.05 |
183 | Р.р. Сочинение по тексту В.Ветлиной стр.137 | 1 | 05.05 |
184 | Правописание наречий. Слитное и раздельное написание наречий | 1 | 10.05 |
185 | Правописание наречий. Слитное и раздельное написание наречий | 1 | 11.05 |
186 | Дефисное написание наречий | 1 | 12.05 |
187 | Дефисное написание наречий | 1 | 12.05 |
188 | Правописание не с наречиями на -о, -е | 1 | 15.05 |
189 | Правописание не и ни в отрицательных наречиях | 1 | 16.05 |
190 | Н и нн в наречиях на -о, -е, образованных от прилагательных | 1 | 17.05 |
191 | О, е(ё) на конце наречий после шипящих | 1 | 18.05 |
192 | Правописание О, А на конце наречий | 1 | 19.05 |
193 | Правописание О, А на конце наречий | 1 | 22.05 |
194 | Ь на конце наречий | 1 | 23.05 |
195 | План морфологического разбора наречия | 1 | 24.05 |
196 | Итоговая контрольная работа | 1 | 26.05 |
197 | Р.р. Составление диалога | 1 | 26.05 |
198 | Использование в речи наречий-синонимов | 1 | 29.05 |
199 | Предупреждение ошибок, связанных с употреблением наречий | 1 | 30.05 |
200 | Повторение по теме «Наречие» Проверяем себя | 1 | 31.05 |
201 | Контрольная работа за 4 четверть | 1 | 25.05 |
202 | Анализ результатов выполнения контрольной работы | 1 | |
203 | Повторение изученного Речь. Текст. Стили речи | 1 | |
204 | Лексика и фразеология | 1 | |
205 | Морфемика. Словообразование. Орфография Итоговая контрольная работа | 1 | |
Учебный план образовательной организации на 2022 - 2023 учебный год предусматривает на изучение предмета « Русский язык» 6часов в неделю, 35 учебных недель, 210 часов в год. В связи с тем, что 23.02, 09.03,03.05,09.05,10.05. являются государственными праздниками и объявлены выходными днями, то фактически на изучение предмета « Русский язык» отводится 205часов. Учебный материал будет изучен в результате уплотнения темы «Синтаксис и пунктуация».
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1.Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н., Калмыкова И.Р., Юрьева Е.С. Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч./под ред. Е.А. Быстровой. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2020г. (ФГОС. Инновационная школа).
2.Газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка» http://rus.1september.ru
3.Интернет-порталы http://pedsovet.su/load/27, http://www.proshkolu.ru
4.Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2018г.
5.Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка РАН http://rusgram.narod.ru
6.Справочно-информационные интернет - порталы
7.Справочная служба русского языка http://spravka.gramota.ru