12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Синельникова И.А.28 Россия, Тульская обл., Тула |
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области
«Тульский областной центр образования»
| Утверждено приказом от 31.08.2023 г. № 01-20/232 |
Рабочая программа
по учебному предмету
«Речь и альтернативная коммуникация»
обучающейся 2 класса
Кодеругиной Валентины
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умеренной умственной отсталостью) ФГОС О УО вариант II)
на 2023-2024 учебный год
Количество часов в неделю: 3
Количество часов за год: 102
Составил:
учитель Синельникова И.А.
Рассмотрено на
заседании ШМО учителей индивидуального обучения
протокол №_1 от 30.08.2023 г.
Согласовано:
заместителем директора по УВР: ________________ /Бакулина Е.А./
2023 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающейся с умеренной умственной отсталостью составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
Федеральный государственный образовательный стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(утв.
Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (вместе с СанПин 1.2.3685-21. "Санитарные правила и нормы… » (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 №62296);
Приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. N 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (далее - ФАООП УО (ИН);
АООП О УО (ИН) (вариант II) от 21.09.2021 г. приказ № 01-20/174 по ГОУ ТО «ТОЦО»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.09.2022 г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
учебный план ГОУ ТО «ТОЦО», соответствующий варианту обучения.
Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений".
УМК для учителя:
1. 1.Бабина Г.В. Анализ смысловой структуры текста учащимися с тяжелыми нарушениями речи // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник. – М., 2020.
2. Программно-методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитие интеллекта» Под редакцией кандидата психологический наук, профессора - Бгажнокова И. М. Москва, 2020г.
Оборудование:
Карточки с сюжетными картинками таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи; мозаика; пазлы;, прописи. Аудио и видео материалы.
Актуальность курса
Коммуникации - неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка с умственной отсталостью значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения происходит на занятиях по речи и альтернативной коммуникации.
Целью обучения по предмету «Коммуникация» является формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Основные задачи: расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Формирование навыков вербальной и невербальной коммуникации. Формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта.
Обучающие задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта.
Программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» включает разделы: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Коммуникация и общение - неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка с умственной отсталостью значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения происходит на занятиях по речи и альтернативной коммуникации. У детей, имеющих нарушение интеллекта отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с умеренными и тяжелыми нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.
В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения
Общая характеристика учебного предмета
Программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» включает разделы: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Коммуникация и общение - неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка с умственной отсталостью значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения происходит на занятиях по речи и альтернативной коммуникации. У детей, имеющих нарушение интеллекта отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с умеренными и тяжелыми нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.
В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения
Целью программы является подготовка к овладению коммуникативными и речевыми навыками с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.
Задачи:
Образовательные:
формирование умения слушать и понимать собеседника;
формирование умения выполнять несложные инструкции;
формирование умения отвечать на вопросы;
формирование правильной артикуляции и дикции;
формирование умения употреблять слова и выражения: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты», «пить», «стоять», «стол», «стул» жестом, символом в различных коммуникативных ситуациях;
формирование представление о понятиях: «слово», «предложение», «слог»;
обучение умению делить слова на слоги;
обучение правильной посадке при письме;
обучение правильному захвату карандаша;
обучение написанию вертикальных, горизонтальных, наклонных линий;
обучение умению обводить фигуры по шаблону и трафарету, контуру.
Коррекционно-развивающие:
развитие речи;
развитие слухового и зрительного восприятия;
развитие памяти;
развитие внимания;
развитие зрительно-двигательной координации;
развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук;
Воспитательные:
воспитывать интерес к процессу обучения;
воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля;
воспитывать умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Освоение практики общения и продуктивной коммуникации с окружающими людьми в рамках предметной области «Язык и речевая практика» предполагает использование разнообразного предметного и изобразительного дидактического материала, иллюстрирующего природный и социальный окружающий мир; вербальных и невербальных средств коммуникации.
Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются:
специально подобранные предметы (различные по форме, величине, цвету наборы материала), пазлы из 2-х и более частей, мозаики, матрёшки, пирамидки, «шнуровки» и т.п.
графические (печатные) изображения (тематические наборы, фотографий, рисунков, пиктограмм, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради), электронные средства обучения.
Вышеперечисленные средства обучения используются для развития вербальной коммуникации только того учащегося, для которого она становится доступна.
Базовые учебные действия
Личностные учебные действия:
приветствовать учителя при встрече, прощаться с учителем;
последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога;
подражать действиям, выполняемыми педагогом;
принимать учебные цели и включаться в учебную деятельность.
Коммуникативные учебные действия :
участвовать в диалоге, слушать и понимать других;
выслушивать учителя:
готовность к коммуникативному взаимодействию (ученик- учитель);
направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
выполнять стереотипную инструкцию (отрабатываемая на данном этапе обучения);
понимать жестовую инструкцию;
понимать простые вербальные инструкции.
Регулятивные учебные действия:
следовать режиму организации учебной и внеурочной деятельности;
ориентироваться в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
выполнять задание от начала до конца в течение заданного времени с помощью учителя.
выполнять задание от начала до конца в течение заданного времени с помощью учителя.
Познавательные учебные действия:
работа с информацией;
ориент пользоваться знаками, символами, пиктограммами;
пользоваться по назначению учебными предметами;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.
Планируемые результаты освоения предмета:
Личностные результаты:
Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками:
перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта;
принятие контакта, инициированного взрослым;
установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса;
планирование учебного дня;
ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий, очередности действий);
следование расписанию дня.
Предметные результаты:
Коммуникация с использованием вербальных средств:
Реагирование на собственное имя
Приветствие собеседника звуком (словом, предложением)
Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением)
Выражение своих желаний словом (предложением)
Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением)
Экспрессивная речь:
называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.)
Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание.
Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.)
Выполнение соотнесения предмета с соответствующим изображением (по образцу)
Выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу)
Сидение за столом в течение определенного периода времени на групповом занятии
Выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу на групповом занятии
Выполнение речевых инструкций на групповом занятии
Выполнение задания в течение определенного временного промежутка на групповом занятии
Принятие помощи учителя на групповом занятии
Выполнение задания полностью (от начала до конца)
Выполнение задания с заданными качественными параметрами
Переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Критерии оценивания знаний, умений, навыков учащихся по предметам:
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
- выполняет задания самостоятельно;
- выполняет задания по словесной инструкции;
- выполняет задания по образцу;
- выполняет задания по подражанию.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
- выполняет задания по словесной инструкции с оказанием незначительной
помощи;
- выполняет задания по образцу с оказанием незначительной помощи;
- выполняет задания по подражанию с оказанием незначительной помощи.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
- выполняет задания по словесной инструкции после оказания значительной помощи;
- выполняет задания по образцу после оказания значительной помощи;
- выполняет задания по подражанию после оказания значительной помощи.
Оценка «2» не выставляется.
Возможности в развитии, коррекции и адаптации о обучающегося с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью строго индивидуальны. Система коррекционной работы направлена на личностное развитие, развитие потенциальных возможностей и способностей.
Формы и средства контроля
Контрольные работы по предмету программой не предусмотрены. Контроль за усвоением программного материала – текущий.
Результаты контроля успеваемости выражаются в оценке знаний, умений и навыков обучащегося.
Оценивание знаний, умений, навыков по учебным предметам проводится согласно личностному развитию, личностным успехам, положительным достижениям в обучении и воспитании обучающегося с применением индивидуального подхода.
Педагогические технологии, используемые на уроке:
-традиционные (репродуктивные) технологии;
-игровые технологии;
-личностно-ориентированные;
-здоровьесберегающие технологии;
-технологии коррекционно-развивающего обучения;
-информационно-коммуникационные технологии;
-технологии компенсирующего обучения;
Методы обучения на уроке:
-словесные (рассказ, беседа, инструктаж);
-наглядные (демонстрация пособий, действий..)
-практические (упражнения, самостоятельные наблюдения).
Возможности в развитии, коррекции и адаптации обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью строго индивидуальны. Система коррекционной работы с данной группой обучающихся направлена на личностное развитие каждого, его потенциальных возможностей и способностей.
Сетка часов
Предмет | Количество часов в неделю
| Количество часов по четвертям четвертям | Количество часов за год | ||||
| I | II | III | IV |
| ||
«Речь и альтернативная коммуникация» | 1 | 24 | 24 | 33 | 21 | 102 |
Содержание учебного предмета
Коммуникация 10 часов
Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Установление зрительного контакта с взрослым. Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника. Обозначение желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова, фразы. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. Ответы на вопросы. Вопросы к собеседнику. Ситуационное содержание речи и общение с собеседником. Прощание с собеседником.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации 21часа
Импрессивная речь.
Понимание слов, обозначающих разнообразные объекты и явления: предметы, материалы, люди, животные, действия, события и т.д. Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Понимание слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Понимание слов, обозначающих количественное выражение. Понимание слов, обозначающих пространственное расположение: «на», «над», «внизу - вверху», «рядом», «справа – слева» и др. Понимание местоимений: я, ты, свой, мой, это и т.д. Понимание содержания словосочетаний, простых и сложных предложений. Понимание обобщающих понятий.
Экспрессивная речь.
Формирование мотивации к речи в виде отдельных звуков, звуковых комплексов, звукоподражания. Употребление слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верней полке» и т.д.). Употребление слов, указывающих на объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.). Узнавание и различение букв. Написание буквы (по контуру, по точкам, по образцу, без образца). Написание слов (по образцу, по памяти). Различение напечатанных слов (имя, предмет, действие).
Виды и формы деятельности.
Виды деятельности на уроке:
деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом;
деятельность осуществляется по подражанию;
деятельность осуществляется по образцу;
деятельность осуществляется по последовательной инструкции;
деятельность осуществляется с привлечением внимания ученика учителем к предмету деятельности;
самостоятельная деятельность обучающегося; умение самостоятельно исправить допущенные ошибки.
Вся учебная деятельность осуществляется в зависимости от индивидуальных возможностей учащегося.
Формы деятельности на уроке: игра, предметно-действенное обучение, использование подражательности, детальное расчленение материала на простые элементы, синтез частей в целое, постепенное усложнение самостоятельных действий, частая смена деятельности, большая повторяемость материала, индивидуальная работа, создание «эмоционального» благополучия.
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата проведения |
| 1 четверть -24 часа
|
|
|
| Коммуникация |
|
|
1 | Установление и поддержание зрительного контакта с обучающимся. Умение приветствовать собеседника, прощаться с ним. | 1 | 1 неделя |
2 | Привлечение внимания обучающегося жестами, речью. Умение приветствовать собеседника, прощаться с ним. | 1 | 2 неделя |
3 | Расширение доступных умений коммуникации в ходе беседы по сюжетным картинкам на темы «Лето», «Осень» (фиксация, направленность взгляда, принятие задания). | 1 | 3 неделя |
4 | Расширение доступных умений коммуникации в ходе беседы по сюжетным картинкам на темы «Лето», «Осень» (фиксация, направленность взгляда, принятие задания). | 1 | 4 неделя |
5 | Освоение практически значимых ситуаций. Решение проблемной практической ситуации: выбрать и сложить все нужные предметы в пенал. | 1 | 5 неделя |
6 | Расширение словаря при чтении знакомых сказок, обыгрывании их фрагментов. Сказка «Репка». | 1 | 6 неделя |
7 | Расширение словаря детей при чтении знакомых сказок, обыгрывании их фрагментов. Сказка «Маша и медведь». | 1 | 7 неделя |
8 | Повторение. Использование доступных средств коммуникации для выражения своих желаний, обращения за помощью. | 1 | 8 неделя |
| Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации |
|
|
9 | Установление и поддержание зрительного контакта с обучающимся. Умение выражать доступным способом приветствия, прощания, стимулировать их применение на практике.
| 1 | 9 неделя |
10 | Привлечение внимания обучающегося жестами, речью. Умение выражать доступным способом приветствия, прощания, стимулировать их применение на практике.
| 1 | 10 неделя |
11 | Совершенствование коммуникативных возможностей для поддержания беседы: ответы на вопросы по теме «Лето», с помощью жестов . | 1 | 11 неделя |
12 | Совершенствование коммуникативных возможностей для поддержания беседы: ответы на вопросы по теме «Лето», «Осень» с помощью жестов или пиктограмм. | 1 | 12 неделя |
13 | Соотнесение предметов с их изображением (пиктограммой). Отгадывание задуманного предмета по жестовой загадке (имитация письма – ручка) и др.
| 1 | 13 неделя |
14 | Сказка «Репка». Совершенствование коммуникативных возможностей (выражение своих предпочтений, ответы на вопросы жестом, картинкой). | 1 | 14 неделя |
15 | Сказка «Маша и медведь». Совершенствование коммуникативных возможностей (выражение своих предпочтений, ответы на вопросы жестом, картинкой). | 1 | 15 неделя |
16 | Повторение. Пальчиковые игры с изображением персонажей сказок (зайчик, медведь, колобок, собака) и выполнение движений – имитаций (помела, поскребла, замесила, скатала, тянут, катится) | 1 | 16 неделя |
| Чтение и письмо |
|
|
17 | Соотнесение себя, своей фотографии со своим именем, напечатанным на карточке. Выбор карточки со своим именем среди других. | 1 | 17 неделя |
18 | Соотнесение фотографии здания школы, картинки с карточкой «школа». Соотнесение карточек со словами «доска», «парта», «окно» с окружающими реальными предметами. | 1 | 18 неделя |
19 | Совершенствование элементарных графо - моторных умений при выполнении графических заданий. Рисование точек, штрихов (дождь) на доске мокрой кистью, пальцем; на бумаге мокрой кистью или красками. | 1 | 19 неделя |
20 | Составление узора из листьев в полосе. Составление предложений (с помощью пиктограмм и жестов): «Идет дождь», «Птицы улетают», «Листья падают». | 1 | 20 неделя |
21 | Закреплять интерес к прослушиванию коротких текстов. | 1 | 21 неделя |
22 | Закреплять интерес к прослушиванию коротких текстов. Учить соотносить их с иллюстрациями. | 1 | 22 неделя |
23 | Узнавание персонажей сказок и мультфильмов по загадке-описанию, на картинке. | 1 | 23 неделя |
24 | Повторение. Узнавание персонажей сказок и мультфильмов по загадке-описанию, на картинке. | 1 | 24 неделя |
| 2 четверть – 24 часа |
|
|
| Коммуникация |
|
|
1 | Пальчиковая гимнастика, включающая элементы взаимодействия с учителем (например, поздороваться пальцами, «пройти» пальцами по ладошке, «колечки») | 1 | 1 неделя |
2 | Расширение активного и пассивного словаря, активизация словаря при конструировании ответов на вопросы. | 1 | 2 неделя |
3 | Активизация коммуникативных умений в ходе тематических игр. Выражение своих чувств и эмоций (одобрение, восхищение, досада, разочарование). Любимая игрушка. | 1 | 3 неделя |
4 | Активизация речевых (в т.ч. невербальных) высказываний в играх с мячом. | 1 | 4 неделя |
5 | Пальчиковые игры под речевое сопровождение: «Сорока-белобока», «Хома-хомячок» и др. | 1 | 5 неделя |
6 | Выражение благодарности и/или поздравление с праздником с помощью доступных средств коммуникации (жест, объятия и др.) | 1 | 6 неделя |
7 | Умение соотносить прослушанное содержание сказки с соответствующей иллюстрацией. | 1 | 7 неделя |
8 | Повторение. Расширение активного и пассивного словаря, активизация словаря при конструировании ответов на вопросы. | 1 | 8 неделя |
| Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации |
|
|
9 | Ответы на вопросы «Что это?», «Кто это?» с помощью пиктограмм. Использование жестов при планировании деятельности (слушать, рисовать, строить) | 1 | 9 неделя |
10 | Средства коммуникации для выражения своих желаний, обращения за помощью, ответа на вопросы (используя мимику, жесты, звуки, слова). | 1 | 10 неделя |
11 | Совершенствование средств общения во время игры. Использование в ходе игры условных обозначений (жестовых, звуковых), изученных слов – предметов, действий.
| 1 | 11 неделя |
12 | Использование доступных средств коммуникации для выражения предпочтений, обращения за помощью, эмоций в ситуации взаимодействия. | 1 | 12 неделя |
13 | Жестовое обозначение некоторых слов речитатива к пальчиковым играм. Показ персонажей по названию. | 1 | 13 неделя |
14 | Ответы на вопросы (жестами, имитацией действия) для поддержания заданной ситуации социального взаимодействия (поздравление с праздником).
| 1 | 14 неделя |
15 | Умение использовать доступные средства коммуникации (вербальные и невербальные) для поддержания беседы по теме «Зима». | 1 | 15 неделя |
16 | Повторение. Средства коммуникации для выражения своих желаний, обращения за помощью, ответа на вопросы (используя мимику, жесты, звуки, слова). | 1 | 16 неделя |
| Чтение и письмо |
|
|
17 | Совершенствование элементарных графо - моторных умений при выполнении графических заданий. Рисование мокрой кистью, пальцем; на бумаге мокрой кистью или красками. | 1 | 17 неделя |
18 | Расширение возможности слухового внимания и слухового восприятия при создании ситуаций коммуникации. | 1 | 18 неделя |
19 | Закреплять интерес к прослушиванию коротких текстов, читаемых взрослым, учить соотносить их с иллюстрациями. | 1 | 19 неделя |
20 | Совершенствование умения целенаправленно действовать пишущим предметом по словесной инструкции и по образцу в конкретной ситуации. | 1 | 20 неделя |
21 | Расширение возможности слухового внимания и слухового восприятия при прослушивании аудиозаписей, сказок. | 1 | 21 неделя |
22 | Совершенствование ручной и мелкой моторики в процессе игры, при выполнении графических заданий. | 1 | 22 неделя |
23 | Расширение возможности слухового внимания и слухового восприятия при работе со звуками, словами. | 1 | 23 неделя |
24 | Повторение. Расширение возможности слухового внимания и слухового восприятия при работе со звуками, словами. | 1 | 24 неделя |
| 3 четверть – 33 часа |
|
|
| Коммуникация |
|
|
1 | Освоение практически значимых ситуаций с использованием в доступной форме альтернативных средств коммуникации. Накрывание на стол посуды по заданному образцу, уборка со стола. | 1 | 1 неделя |
2 | Выполнение поручений: убирать, мыть, подметать, вытирать. Соотнесение слов-действий с фотографиями. | 1 | 2 неделя |
3 | Коллективная игра (учитель, ученик) «Воробьи и вороны». Слушание голосов вороны и воробья, их имитация. | 1 | 3 неделя |
4 | Театр «Тени». Расширение доступных умений коммуникации. Игра «Жмурки наоборот» (правила игры, выбор ведущего, узнавание животного по его тени, подсказки). | 1 | 4 неделя |
5 | Наряжаем куклу». Расширение активного и пассивного словаря, Одевание бумажных кукол в соответствии с полом. | 1 | 5 неделя |
6 | Строим дом». Обсуждение композиции постройки, аппликации: выражение своих предпочтений (вербально и невербально) в выборе цвета элементов, их расположения. | 1 | 6 неделя |
7 | «Любимые мультфильмы». Разыгрывание фрагментов сюжета с использованием жестов, масок / картинок. Выражение своих предпочтений доступными средствами коммуникации. | 1 | 7 неделя |
8 | Повторение. Накрываем на стол. Уборка в доме. Закрепление практически значимых ситуаций с использованием в доступной форме альтернативных средств коммуникации. | 1 | 8 неделя |
9 | Повторение. Любимые мультфильмы. Выражение своих предпочтений доступными средствами коммуникации. | 1 | 9 неделя |
10 | «Экскурсия в парк». Создание речевой ситуации для возражения обучающегося («Мы видели в парке грибы», «На дереве висели бананы» и т.п.) | 1 | 10 неделя |
11 | Экскурсия в зоопарк». Расширение активного и пассивного словаря (внешний вид, поведение животных). | 1 | 11 неделя |
| Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации |
|
|
12 | Совершенствование коммуникативных возможностей для поддержания разных ситуаций социального взаимодействия. | 1 | 12 неделя |
13 | Совершенствование коммуникативных возможностей. Ответы на вопросы по теме «Уборка в доме» с помощью доступных средств коммуникации. | 1 | 13 неделя |
14 | Ответы на вопросы (жестами, пиктограммами, имитацией действий) по фотографиям, аудиозаписям. Придумывание и демонстрация (движением, жестом) заданий водящему. | 1 | 14 неделя |
15 | Куклы Би-ба-бо». Ответы на вопросы по содержанию сказки «Три медведя» с помощью доступных средств коммуникации. Разыгрывание фрагментов сюжета сказки с помощью кукол Бибабо (персонажи без слов). | 1 | 15 неделя |
16 | «Наряжаем куклу». Совершенствование умений в использовании доступных средств коммуникации. Ответы на вопросы (жестами, пиктограммами, картинками). | 1 | 16 неделя |
17 | «Строим дом». Использование жестов, вопросительной мимики для вопроса, просьбы о помощи. Выполнение простых инструкций учителя по размещению деталей конструктора, аппликации. | 1 | 17 неделя |
18 | Любимые мультфильмы». Ответы на вопросы по содержанию мультфильмов с помощью любых доступных средств коммуникации. | 1 | 18 неделя |
19 | «Куклы Би-ба-бо». Играем сказку. Разыгрывание фрагментов сюжета сказки с помощью кукол Бибабо доступными средствами коммуникации. | 1 | 19 неделя |
20 | Повторение. Ответы на вопросы (жестами, пиктограммами, имитацией действий) по фотографиям, аудиозаписям. Придумывание и демонстрация (движением, жестом) заданий водящему. | 1 | 20 неделя |
21 | «Экскурсия в парк». Ответы на вопросы с использованием слов – действий и признаков предметов (идет, растет, стоит, большой, маленький). | 1 | 21 неделя |
22 | «Экскурсия в зоопарк». Ответы на вопросы с использованием слов – действий и признаков предметов (прыгает, лежит, стоит, огромный, пушистый, длинный). | 1 | 22 неделя |
| Чтение и письмо |
|
|
23 | Формирование интереса к прослушиванию коротких текстов, соотнесение содержания текстов с иллюстрациями. Звуки и буквы А, У, О. |
| 23 неделя |
24 | Расширение возможности слухового внимания и восприятия при прослушивании и узнавании различных звуков, работа со звуками и словами. | 1 | 24 неделя |
25 | Слушание аудиозаписей по теме «Музыкальные инструменты»: барабан, скрипка, пианино. Узнавание инструментов на фотографии. Имитация игры на этих инструментах. | 1 | 25 неделя |
26 | Театр «Тени». Угадывание хорошо знакомого предмета по его тени (мяч, кубик, машина, груша, книга, пенал и др.), соотнесение с пиктограммой. | 1 | 26 неделя |
27 | Использование слов, обозначающих предметы одежды, их признаки (сезонность, принадлежность к полу и т.д.) | 1 | 27 неделя |
28 | Выполнение аппликации «Улица». Работа с карточками. | 1 | 28 неделя |
29 | «Любимые мультфильмы». Складывание разрезных картинок (3 части) с персонажами мультфильмов. Восстановление последовательности 2-3 иллюстраций по сюжету мультфильма. | 1 | 29 неделя |
30 | Повторение. Расширение возможности слухового внимания и восприятия при прослушивании и узнавании различных звуков. | 1 | 30 неделя |
31 | Повторение. Формирование интереса к прослушиванию коротких текстов, соотнесение содержания текстов с иллюстрациями. | 1 | 31 неделя |
32 | Экскурсия в парк». Просмотр презентации «Растения в парке». Показ куста, дерева, травы, цветка в окружающем пространстве, на картинке. | 1 | 32 неделя |
33 | Повторение. «Экскурсия в зоопарк». Презентация на тему «Зоопарк» (движения, питание, повадки некоторых животных). Обведение трафаретов животных, штриховка. | 1 | 33 неделя |
| 4 четверть – 21 час |
|
|
| Коммуникация |
|
|
1 | «Играем в шашки». Освоение практически значимых ситуаций с использованием в доступной форме альтернативных средств коммуникации(правила игры, выбор цвета, предложение хода, пожатие руки) | 1 | 1 неделя |
2 | «Город, в котором я живу». Расширение активного и пассивного словаря (город Тула, музей, парк, храм, герб, улица, магазин, цирк и др.),его активизация при конструировании ответов на вопросы. | 1 | 2 неделя |
3 | «Мои друзья». Расширение доступных умений невербальной коммуникации. «Считывание» жестов, эмоций людей без учета речи (фотографии, видеофрагменты). | 1 | 3 неделя |
4 | «Здравствуй, лето!» Расширение активного и пассивного словаря (лето, каникулы, отдых, река, купаться, плавать и др.). Занятия летом. | 1 | 4 неделя |
5 | Итоговая аттестация. Умение соотносить прослушанное содержание короткого текста с соответствующей иллюстрацией. | 1 | 5 неделя |
6 | Повторение. Город, в котором я живу, мои друзья. Расширение активного и пассивного словаря, доступных умений невербальной коммуникации. | 1 | 6 неделя |
7 | Повторение. Закрепление доступных умений невербальной коммуникации в практике речи. | 1 | 7 неделя |
| Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации |
|
|
8 | «Играем в шашки». Расширение активного и пассивного словаря. Понимание слов – инструкций, использование этих слов в ходе игры (шашки, ход, убери, бей, победа). | 1 | 8 неделя |
9 | «Город, в котором я живу». Рассматривание фотографий с видами города, узнавание на них знакомых мест (школа, цирк, магазин, парк, памятник и др.), видов общественного транспорта. | 1 | 9 неделя |
10 | «Мои друзья». Ответы на вопросы, использование в ответах изученных слов. «Считывание» знакомых жестов, эмоций людей, «перевод» в словесную форму и наоборот. | 1 | 10 неделя |
11 | «Здравствуй, лето!» Признаки лета: сезонная одежда, погода, жизнь растений, животных, отдых людей. Использование умений невербальной коммуникации в практике речи. | 1 | 11 неделя |
12 | Умение использовать доступные средства коммуникации (вербальные и невербальные) для поддержания беседы по теме «Лето». | 1 | 12 неделя |
13 | Город, в котором я живу, мои друзья. Рассматривание фотографий с видами города. Использование умений невербальной коммуникации в практике речи. | 1 | 13 неделя |
14 | Повторение. Город, в котором я живу, мои друзья. Рассматривание фотографий с видами города, семьи, друзей. Использование умений невербальной коммуникации в практике речи. | 1 | 14 неделя |
| Чтение и письмо |
|
|
15 | «Играем в шашки». Раскрашивание клеток на листе бумаги в шахматном порядке. Проговаривание звуков [а], [у], [о]. | 1 | 15 неделя |
16 | Совершенствование ручной и мелкой моторики при выполнении графических заданий: написание букв А, О по контурным линиям | 1 | 16 неделя |
17 | Совершенствование ручной и мелкой моторики при выполнении графических заданий: написание букв А, О, У, М по контурным линиям и самостоятельно. | 1 | 17 неделя |
18 | Рассматривание серии сюжетных картинок по теме «Лето». Прослушивание А. Вивальди «Летняя гроза». Рисование под музыку цветов. | 1 | 18 неделя |
19 | Умение выполнять графо - моторные задания. | 1 | 19 неделя |
20 | Совершенствование ручной и мелкой моторики при выполнении аппликации, графических заданий, конструировании. | 1 | 20 неделя |
21 | Повторение. Совершенствование ручной и мелкой моторики при выполнении аппликации, графических заданий, конструировании. | 1 | 21 неделя |
| ИТОГО | 102 |
|