Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

1
0
Материал опубликован 26 January

Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области

«Тульский областной центр образования»

 

 

 

 

Утверждено

приказом от 31.08.2023 г. № 01-20/232

 

 

 

Рабочая программа

по учебному предмету

«Речь и альтернативная коммуникация»

обучающейся 2 класса

Кодеругиной Валентины

(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умеренной умственной отсталостью) ФГОС О УО вариант II)

на 2023-2024 учебный год

 

Количество часов в неделю: 3

Количество часов за год: 102

 

 

Составил:

учитель Синельникова И.А.

 

 

Рассмотрено на

заседании ШМО учителей индивидуального обучения

протокол №_1 от 30.08.2023 г.

 

 

Согласовано:

заместителем директора по УВР: ________________ /Бакулина Е.А./

 

 

 

 

 

 

2023 г.

 

Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающейся с умеренной умственной отсталостью составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

 

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

 

Федеральный государственный образовательный стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(утв.
приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);

Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (вместе с СанПин 1.2.3685-21. "Санитарные правила и нормы… » (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 №62296);

Приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. N 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (далее - ФАООП УО (ИН);

АООП О УО (ИН) (вариант II) от 21.09.2021 г. приказ № 01-20/174 по ГОУ ТО «ТОЦО»;

 

Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.09.2022 г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;

учебный план ГОУ ТО «ТОЦО», соответствующий варианту обучения.

Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений".

 

УМК для учителя:

1. 1.Бабина Г.В. Анализ смысловой структуры текста учащимися с тяжелыми нарушениями речи // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник. – М., 2020.

2. Программно-методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитие интеллекта» Под редакцией кандидата психологический наук, профессора - Бгажнокова И. М. Москва, 2020г.

Оборудование:

Карточки с сюжетными картинками таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи; мозаика; пазлы;, прописи. Аудио и видео материалы.

Актуальность курса

Коммуникации - неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка с умственной отсталостью значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения происходит на занятиях по речи и альтернативной коммуникации.

Целью обучения по предмету «Коммуникация» является формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Основные задачи: расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Формирование навыков вербальной и невербальной коммуникации. Формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта.

Обучающие задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта.

Программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» включает разделы: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».

Коммуникация и общение - неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка с умственной отсталостью значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения происходит на занятиях по речи и альтернативной коммуникации. У детей, имеющих нарушение интеллекта отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с умеренными и тяжелыми нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.

В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения

Общая характеристика учебного предмета

Программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» включает разделы: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».

Коммуникация и общение - неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка с умственной отсталостью значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения происходит на занятиях по речи и альтернативной коммуникации. У детей, имеющих нарушение интеллекта отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с умеренными и тяжелыми нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.

В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения

Целью программы является подготовка к овладению коммуникативными и речевыми навыками с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.

Задачи:

Образовательные:

формирование умения слушать и понимать собеседника;

формирование умения выполнять несложные инструкции;

формирование умения отвечать на вопросы;

формирование правильной артикуляции и дикции;

формирование умения употреблять слова и выражения: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты», «пить», «стоять», «стол», «стул» жестом, символом в различных коммуникативных ситуациях;

формирование представление о понятиях: «слово», «предложение», «слог»;

обучение умению делить слова на слоги;

обучение правильной посадке при письме;

обучение правильному захвату карандаша;

обучение написанию вертикальных, горизонтальных, наклонных линий;

обучение умению обводить фигуры по шаблону и трафарету, контуру.

Коррекционно-развивающие:

развитие речи;

развитие слухового и зрительного восприятия;

развитие памяти;

развитие внимания;

развитие зрительно-двигательной координации;

развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук;

Воспитательные:

воспитывать интерес к процессу обучения;

воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;

воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля;

воспитывать умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

     Освоение практики общения и продуктивной коммуникации с окружающими людьми в рамках предметной области «Язык и речевая практика» предполагает использование разнообразного предметного и изобразительного дидактического материала, иллюстрирующего природный и социальный окружающий мир; вербальных и невербальных средств коммуникации.

     Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются:

специально подобранные предметы (различные по форме, величине, цвету наборы материала), пазлы из 2-х и более частей, мозаики, матрёшки, пирамидки, «шнуровки» и т.п.

графические (печатные) изображения (тематические наборы, фотографий, рисунков, пиктограмм, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради), электронные средства обучения.

Вышеперечисленные средства обучения используются для развития вербальной коммуникации только того учащегося, для которого она становится доступна.

 

Базовые учебные действия

Личностные учебные действия:

приветствовать учителя при встрече, прощаться с учителем;

последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога;

подражать действиям, выполняемыми педагогом;

принимать учебные цели и включаться в учебную деятельность.

Коммуникативные учебные действия :

участвовать в диалоге, слушать и понимать других;

выслушивать учителя:

готовность к коммуникативному взаимодействию (ученик- учитель);
направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

выполнять стереотипную инструкцию (отрабатываемая на данном этапе обучения);

понимать жестовую инструкцию;

понимать простые вербальные инструкции.

Регулятивные учебные действия:

следовать режиму организации учебной и внеурочной деятельности;

ориентироваться в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;

выполнять задание от начала до конца в течение заданного времени с помощью учителя.

выполнять задание от начала до конца в течение заданного времени с помощью учителя.
Познавательные учебные действия:

работа с информацией;

ориент пользоваться знаками, символами, пиктограммами;

пользоваться по назначению учебными предметами;

работать с несложной по содержанию и структуре информацией;

наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.

Планируемые результаты освоения предмета:

Личностные результаты:

Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками:

перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта;

принятие контакта, инициированного взрослым;

установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса;

планирование учебного дня;

ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий, очередности действий);

следование расписанию дня.

 

Предметные результаты:

Коммуникация с использованием вербальных средств:

Реагирование на собственное имя

Приветствие собеседника звуком (словом, предложением)

Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением)

Выражение своих желаний словом (предложением)

Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением)

Экспрессивная речь:

называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.)


 

Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание.

Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.)

Выполнение соотнесения предмета с соответствующим изображением (по образцу)

Выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу)

Сидение за столом в течение определенного периода времени на групповом занятии

Выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу на групповом занятии

Выполнение речевых инструкций на групповом занятии

Выполнение задания в течение определенного временного промежутка на групповом занятии

Принятие помощи учителя на групповом занятии

Выполнение задания полностью (от начала до конца)

Выполнение задания с заданными качественными параметрами

Переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

Критерии оценивания знаний, умений, навыков учащихся по предметам: 

Оценка «5»ставится, если обучающийся:

 - выполняет задания самостоятельно; 

- выполняет задания по словесной инструкции; 

 - выполняет задания по образцу; 

 - выполняет задания по подражанию. 

Оценка «4»ставится, если обучающийся:

- выполняет задания по словесной инструкции с оказанием незначительной   

помощи;  

- выполняет задания по образцу с оказанием незначительной  помощи;  

- выполняет задания по подражанию с оказанием незначительной  помощи. 

Оценка «3»ставится, если обучающийся:

- выполняет задания по словесной инструкции после оказания значительной  помощи; 

- выполняет задания по образцу после оказания значительной  помощи; 

- выполняет задания по подражанию после оказания значительной  помощи. 

Оценка «2» не выставляется. 

Возможности в развитии, коррекции и адаптации о обучающегося с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью строго индивидуальны. Система коррекционной работы направлена на личностное развитие, развитие потенциальных возможностей и способностей.  

Формы и средства контроля

Контрольные работы по предмету программой не предусмотрены. Контроль за усвоением программного материала – текущий. 

Результаты контроля успеваемости выражаются в оценке знаний, умений и навыков обучащегося. 

Оценивание знаний, умений, навыков по учебным предметам проводится согласно личностному развитию, личностным успехам, положительным достижениям в обучении и воспитании обучающегося с применением индивидуального подхода. 

 

Педагогические технологии, используемые на уроке:

-традиционные (репродуктивные) технологии;

-игровые технологии;

-личностно-ориентированные;

-здоровьесберегающие технологии;

-технологии коррекционно-развивающего обучения;

-информационно-коммуникационные технологии;

-технологии компенсирующего обучения;

Методы обучения на уроке:

-словесные (рассказ, беседа, инструктаж);

-наглядные (демонстрация пособий, действий..)

-практические (упражнения, самостоятельные наблюдения).

Возможности в развитии, коррекции и адаптации обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью строго индивидуальны. Система коррекционной работы с данной группой обучающихся направлена на личностное развитие каждого, его потенциальных возможностей и способностей.

Сетка часов

 

 

Предмет

Количество часов

в неделю

 

 

Количество

часов по четвертям

четвертям

Количество часов

за год

 

 

I

II

III

IV

 

«Речь и альтернативная коммуникация»

1

24

24

33

21

102

 

Содержание учебного предмета

Коммуникация 10 часов

Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Установление зрительного контакта с взрослым. Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника. Обозначение желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова, фразы. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. Ответы на вопросы. Вопросы к собеседнику. Ситуационное содержание речи и общение с собеседником. Прощание с собеседником.

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации 21часа

Импрессивная речь.

Понимание слов, обозначающих разнообразные объекты и явления: предметы, материалы, люди, животные, действия, события и т.д. Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Понимание слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Понимание слов, обозначающих количественное выражение. Понимание слов, обозначающих пространственное расположение: «на», «над», «внизу - вверху», «рядом», «справа – слева» и др. Понимание местоимений: я, ты, свой, мой, это и т.д. Понимание содержания словосочетаний, простых и сложных предложений. Понимание обобщающих понятий.

Экспрессивная речь.

Формирование мотивации к речи в виде отдельных звуков, звуковых комплексов, звукоподражания. Употребление слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верней полке» и т.д.). Употребление слов, указывающих на объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.). Узнавание и различение букв. Написание буквы (по контуру, по точкам, по образцу, без образца). Написание слов (по образцу, по памяти). Различение напечатанных слов (имя, предмет, действие).

Виды и формы деятельности.

Виды деятельности на уроке:

деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом;

деятельность осуществляется по подражанию;

деятельность осуществляется по образцу;

деятельность осуществляется по последовательной инструкции;

деятельность осуществляется с привлечением внимания ученика учителем к предмету деятельности;

самостоятельная деятельность обучающегося; умение самостоятельно исправить допущенные ошибки.

Вся учебная деятельность осуществляется в зависимости от индивидуальных возможностей учащегося.

Формы деятельности на уроке: игра, предметно-действенное обучение, использование подражательности, детальное расчленение материала на простые элементы, синтез частей в целое, постепенное усложнение самостоятельных действий, частая смена деятельности, большая повторяемость материала, индивидуальная работа, создание «эмоционального» благополучия.

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

п\п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Дата проведения

 

1 четверть -24 часа

 

 

 

 

Коммуникация

 

 

1

Установление и поддержание зрительного контакта с обучающимся. Умение приветствовать собеседника, прощаться с ним.

1

1 неделя

2

Привлечение внимания обучающегося жестами, речью. Умение приветствовать собеседника, прощаться с ним.

1

2 неделя

3

Расширение доступных умений коммуникации в ходе беседы по сюжетным картинкам на темы «Лето», «Осень» (фиксация, направленность взгляда, принятие задания).

1

3 неделя

4

Расширение доступных умений коммуникации в ходе беседы по сюжетным картинкам на темы «Лето», «Осень» (фиксация, направленность взгляда, принятие задания).

1

4 неделя

5

Освоение практически значимых ситуаций. Решение проблемной практической ситуации: выбрать и сложить все нужные предметы в пенал.

1

5 неделя

6

Расширение словаря при чтении знакомых сказок, обыгрывании их фрагментов. Сказка «Репка».

1

6 неделя

7

Расширение словаря детей при чтении знакомых сказок, обыгрывании их фрагментов. Сказка «Маша и медведь».

1

7 неделя

8

Повторение. Использование доступных средств коммуникации для выражения своих желаний, обращения за помощью.

1

8 неделя

 

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

 

 

9

Установление и поддержание зрительного контакта с обучающимся. Умение выражать доступным способом приветствия, прощания, стимулировать их применение на практике.

 

1

9 неделя

10

Привлечение внимания обучающегося жестами, речью. Умение выражать доступным способом приветствия, прощания, стимулировать их применение на практике.

 

1

10 неделя

11

Совершенствование коммуникативных возможностей для поддержания беседы: ответы на вопросы по теме «Лето», с помощью жестов .

1

11 неделя

12

Совершенствование коммуникативных возможностей для поддержания беседы: ответы на вопросы по теме «Лето», «Осень» с помощью жестов или пиктограмм.

1

12 неделя

13

Соотнесение предметов с их изображением (пиктограммой). Отгадывание задуманного предмета по жестовой загадке (имитация письма – ручка) и др.

 

1

13 неделя

14

Сказка «Репка». Совершенствование коммуникативных возможностей (выражение своих предпочтений, ответы на вопросы жестом, картинкой).

1

14 неделя

15

Сказка «Маша и медведь». Совершенствование коммуникативных возможностей (выражение своих предпочтений, ответы на вопросы жестом, картинкой).

1

15 неделя

16

Повторение. Пальчиковые игры с изображением персонажей сказок (зайчик, медведь, колобок, собака) и выполнение движений – имитаций (помела, поскребла, замесила, скатала, тянут, катится)

1

16 неделя

 

Чтение и письмо

 

 

17

Соотнесение себя, своей фотографии со своим именем, напечатанным на карточке. Выбор карточки со своим именем среди других.

1

17 неделя

18

Соотнесение фотографии здания школы, картинки с карточкой «школа». Соотнесение карточек со словами «доска», «парта», «окно» с окружающими реальными предметами.

1

18 неделя

19

Совершенствование элементарных графо - моторных умений при выполнении графических заданий. Рисование точек, штрихов (дождь) на доске мокрой кистью, пальцем; на бумаге мокрой кистью или красками.

1

19 неделя

20

Составление узора из листьев в полосе. Составление предложений (с помощью пиктограмм и жестов): «Идет дождь», «Птицы улетают», «Листья падают».

1

20 неделя

21

Закреплять интерес к прослушиванию коротких текстов.

1

21 неделя

22

Закреплять интерес к прослушиванию коротких текстов. Учить соотносить их с иллюстрациями.

1

22 неделя

23

Узнавание персонажей сказок и мультфильмов по загадке-описанию, на картинке.

1

23 неделя

24

Повторение. Узнавание персонажей сказок и мультфильмов по загадке-описанию, на картинке.

1

24 неделя

 

2 четверть – 24 часа

 

 

 

Коммуникация

 

 

1

Пальчиковая гимнастика, включающая элементы взаимодействия с учителем (например, поздороваться пальцами, «пройти» пальцами по ладошке, «колечки»)

1

1 неделя

2

Расширение активного и пассивного словаря, активизация словаря при конструировании ответов на вопросы.

1

2 неделя

3

Активизация коммуникативных умений в ходе тематических игр. Выражение своих чувств и эмоций (одобрение, восхищение, досада, разочарование). Любимая игрушка.

1

3 неделя

4

Активизация речевых (в т.ч. невербальных) высказываний в играх с мячом.

1

4 неделя

5

Пальчиковые игры под речевое сопровождение: «Сорока-белобока», «Хома-хомячок» и др.

1

5 неделя

6

Выражение благодарности и/или поздравление с праздником с помощью доступных средств коммуникации (жест, объятия и др.)

1

6 неделя

7

Умение соотносить прослушанное содержание сказки с соответствующей иллюстрацией.

1

7 неделя

8

Повторение. Расширение активного и пассивного словаря, активизация словаря при конструировании ответов на вопросы.

1

8 неделя

 

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

 

 

9

Ответы на вопросы «Что это?», «Кто это?» с помощью пиктограмм. Использование жестов при планировании деятельности (слушать, рисовать, строить)

1

9 неделя

10

Средства коммуникации для выражения своих желаний, обращения за помощью, ответа на вопросы (используя мимику, жесты, звуки, слова).

1

10 неделя

11

Совершенствование средств общения во время игры. Использование в ходе игры условных обозначений (жестовых, звуковых), изученных слов – предметов, действий.

 

1

11 неделя

12

Использование доступных средств коммуникации для выражения предпочтений, обращения за помощью, эмоций в ситуации взаимодействия.

1

12 неделя

13

Жестовое обозначение некоторых слов речитатива к пальчиковым играм. Показ персонажей по названию.

1

13 неделя

14

Ответы на вопросы (жестами, имитацией действия) для поддержания заданной ситуации социального взаимодействия (поздравление с праздником).

 

1

14 неделя

15

Умение использовать доступные средства коммуникации (вербальные и невербальные) для поддержания беседы по теме «Зима».

1

15 неделя

16

Повторение. Средства коммуникации для выражения своих желаний, обращения за помощью, ответа на вопросы (используя мимику, жесты, звуки, слова).

1

16 неделя

 

Чтение и письмо

 

 

17

Совершенствование элементарных графо - моторных умений при выполнении графических заданий. Рисование мокрой кистью, пальцем; на бумаге мокрой кистью или красками.

1

17 неделя

18

Расширение возможности слухового внимания и слухового восприятия при создании ситуаций коммуникации.

1

18 неделя

19

Закреплять интерес к прослушиванию коротких текстов, читаемых взрослым, учить соотносить их с иллюстрациями.

1

19 неделя

20

Совершенствование умения целенаправленно действовать пишущим предметом по словесной инструкции и по образцу в конкретной ситуации.

1

20 неделя

21

Расширение возможности слухового внимания и слухового восприятия при прослушивании аудиозаписей, сказок.

1

21 неделя

22

Совершенствование ручной и мелкой моторики в процессе игры, при выполнении графических заданий.

1

22 неделя

23

Расширение возможности слухового внимания и слухового восприятия при работе со звуками, словами.

1

23 неделя

24

Повторение. Расширение возможности слухового внимания и слухового восприятия при работе со звуками, словами.

1

24 неделя

 

3 четверть – 33 часа

 

 

 

Коммуникация

 

 

1

Освоение практически значимых ситуаций с использованием в доступной форме альтернативных средств коммуникации. Накрывание на стол посуды по заданному образцу, уборка со стола.

1

1 неделя

2

Выполнение поручений: убирать, мыть, подметать, вытирать. Соотнесение слов-действий с фотографиями.

1

2 неделя

3

Коллективная игра (учитель, ученик) «Воробьи и вороны». Слушание голосов вороны и воробья, их имитация.

1

3 неделя

4

Театр «Тени». Расширение доступных умений коммуникации. Игра «Жмурки наоборот» (правила игры, выбор ведущего, узнавание животного по его тени, подсказки).

1

4 неделя

5

Наряжаем куклу». Расширение активного и пассивного словаря, Одевание бумажных кукол в соответствии с полом.

1

5 неделя

6

Строим дом». Обсуждение композиции постройки, аппликации: выражение своих предпочтений (вербально и невербально) в выборе цвета элементов, их расположения.

1

6 неделя

7

«Любимые мультфильмы». Разыгрывание фрагментов сюжета с использованием жестов, масок / картинок. Выражение своих предпочтений доступными средствами коммуникации.

1

7 неделя

8

Повторение. Накрываем на стол. Уборка в доме. Закрепление практически значимых ситуаций с использованием в доступной форме альтернативных средств коммуникации.

1

8 неделя

9

Повторение. Любимые мультфильмы. Выражение своих предпочтений доступными средствами коммуникации.

1

9 неделя

10

«Экскурсия в парк». Создание речевой ситуации для возражения обучающегося («Мы видели в парке грибы», «На дереве висели бананы» и т.п.)

1

10 неделя

11

Экскурсия в зоопарк». Расширение активного и пассивного словаря (внешний вид, поведение животных).

1

11 неделя

 

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

 

 

12

Совершенствование коммуникативных возможностей для поддержания разных ситуаций социального взаимодействия.

1

12 неделя

13

Совершенствование коммуникативных возможностей. Ответы на вопросы по теме «Уборка в доме» с помощью доступных средств коммуникации.

1

13 неделя

14

Ответы на вопросы (жестами, пиктограммами, имитацией действий) по фотографиям, аудиозаписям. Придумывание и демонстрация (движением, жестом) заданий водящему.

1

14 неделя

15

Куклы Би-ба-бо». Ответы на вопросы по содержанию сказки «Три медведя» с помощью доступных средств коммуникации. Разыгрывание фрагментов сюжета сказки с помощью кукол Бибабо (персонажи без слов).

1

15 неделя

16

«Наряжаем куклу». Совершенствование умений в использовании доступных средств коммуникации. Ответы на вопросы (жестами, пиктограммами, картинками).

1

16 неделя

17

«Строим дом». Использование жестов, вопросительной мимики для вопроса, просьбы о помощи. Выполнение простых инструкций учителя по размещению деталей конструктора, аппликации.

1

17 неделя

18

Любимые мультфильмы». Ответы на вопросы по содержанию мультфильмов с помощью любых доступных средств коммуникации.

1

18 неделя

19

«Куклы Би-ба-бо». Играем сказку. Разыгрывание фрагментов сюжета сказки с помощью кукол Бибабо доступными средствами коммуникации.

1

19 неделя

20

Повторение. Ответы на вопросы (жестами, пиктограммами, имитацией действий) по фотографиям, аудиозаписям. Придумывание и демонстрация (движением, жестом) заданий водящему.

1

20 неделя

21

«Экскурсия в парк». Ответы на вопросы с использованием слов – действий и признаков предметов (идет, растет, стоит, большой, маленький).

1

21 неделя

22

«Экскурсия в зоопарк». Ответы на вопросы с использованием слов – действий и признаков предметов (прыгает, лежит, стоит, огромный, пушистый, длинный).

1

22 неделя

 

Чтение и письмо

 

 

 

23

Формирование интереса к прослушиванию коротких текстов, соотнесение содержания текстов с иллюстрациями. Звуки и буквы А, У, О.

 

23 неделя

24

Расширение возможности слухового внимания и восприятия при прослушивании и узнавании различных звуков, работа со звуками и словами.

1

24 неделя

25

Слушание аудиозаписей по теме «Музыкальные инструменты»: барабан, скрипка, пианино. Узнавание инструментов на фотографии. Имитация игры на этих инструментах.

1

25 неделя

26

Театр «Тени». Угадывание хорошо знакомого предмета по его тени (мяч, кубик, машина, груша, книга, пенал и др.), соотнесение с пиктограммой.

1

26 неделя

27

Использование слов, обозначающих предметы одежды, их признаки (сезонность, принадлежность к полу и т.д.)

1

27 неделя

28

Выполнение аппликации «Улица». Работа с карточками.

1

28 неделя

29

«Любимые мультфильмы». Складывание разрезных картинок (3 части) с персонажами мультфильмов. Восстановление последовательности 2-3 иллюстраций по сюжету мультфильма.

1

29 неделя

30

Повторение. Расширение возможности слухового внимания и восприятия при прослушивании и узнавании различных звуков.

1

30 неделя

31

Повторение. Формирование интереса к прослушиванию коротких текстов, соотнесение содержания текстов с иллюстрациями.

1

31 неделя

32

Экскурсия в парк». Просмотр презентации «Растения в парке». Показ куста, дерева, травы, цветка в окружающем пространстве, на картинке.

1

32 неделя

33

Повторение. «Экскурсия в зоопарк». Презентация на тему «Зоопарк» (движения, питание, повадки некоторых животных). Обведение трафаретов животных, штриховка.

1

33 неделя

 

4 четверть – 21 час

 

 

 

Коммуникация

 

 

1

«Играем в шашки». Освоение практически значимых ситуаций с использованием в доступной форме альтернативных средств коммуникации(правила игры, выбор цвета, предложение хода, пожатие руки)

1

1 неделя

2

«Город, в котором я живу». Расширение активного и пассивного словаря (город Тула, музей, парк, храм, герб, улица, магазин, цирк и др.),его активизация при конструировании ответов на вопросы.

1

2 неделя

3

«Мои друзья». Расширение доступных умений невербальной коммуникации. «Считывание» жестов, эмоций людей без учета речи (фотографии, видеофрагменты).

1

3 неделя

4

«Здравствуй, лето!» Расширение активного и пассивного словаря (лето, каникулы, отдых, река, купаться, плавать и др.). Занятия летом.

1

4 неделя

5

Итоговая аттестация. Умение соотносить прослушанное содержание короткого текста с соответствующей иллюстрацией.

1

5 неделя

6

Повторение. Город, в котором я живу, мои друзья. Расширение активного и пассивного словаря, доступных умений невербальной коммуникации.

1

6 неделя

7

Повторение. Закрепление доступных умений невербальной коммуникации в практике речи.

1

7 неделя

 

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

 

 

8

«Играем в шашки». Расширение активного и пассивного словаря. Понимание слов – инструкций, использование этих слов в ходе игры (шашки, ход, убери, бей, победа).

1

8 неделя

9

«Город, в котором я живу». Рассматривание фотографий с видами города, узнавание на них знакомых мест (школа, цирк, магазин, парк, памятник и др.), видов общественного транспорта.

1

9 неделя

10

«Мои друзья». Ответы на вопросы, использование в ответах изученных слов. «Считывание» знакомых жестов, эмоций людей, «перевод» в словесную форму и наоборот.

1

10 неделя

11

«Здравствуй, лето!» Признаки лета: сезонная одежда, погода, жизнь растений, животных, отдых людей. Использование умений невербальной коммуникации в практике речи.

1

11 неделя

12

Умение использовать доступные средства коммуникации (вербальные и невербальные) для поддержания беседы по теме «Лето».

1

12 неделя

13

Город, в котором я живу, мои друзья. Рассматривание фотографий с видами города. Использование умений невербальной коммуникации в практике речи.

1

13 неделя

14

Повторение. Город, в котором я живу, мои друзья. Рассматривание фотографий с видами города, семьи, друзей. Использование умений невербальной коммуникации в практике речи.

1

14 неделя

 

Чтение и письмо

 

 

15

«Играем в шашки». Раскрашивание клеток на листе бумаги в шахматном порядке. Проговаривание звуков [а], [у], [о].

1

15 неделя

16

Совершенствование ручной и мелкой моторики при выполнении графических заданий: написание букв А, О по контурным линиям

1

16 неделя

17

Совершенствование ручной и мелкой моторики при выполнении графических заданий: написание букв А, О, У, М по контурным линиям и самостоятельно.

1

17 неделя

18

Рассматривание серии сюжетных картинок по теме «Лето». Прослушивание А. Вивальди «Летняя гроза». Рисование под музыку цветов.

1

18 неделя

19

Умение выполнять графо - моторные задания.

1

19 неделя

20

Совершенствование ручной и мелкой моторики при выполнении аппликации, графических заданий, конструировании.

1

20 неделя

21

Повторение. Совершенствование ручной и мелкой моторики при выполнении аппликации, графических заданий, конструировании.

1

21 неделя

 

ИТОГО

102

 

 

 


 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации