12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Васильева Светлана Робертовна22
Россия, Санкт-Петербург, Пушкин
1

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Логопедические занятия» в 4-а классе


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа - интернат №16

Пушкинского района Санкт – Петербурга





Рабочая программа



по внеурочной деятельности «Логопедические занятия»

в 4-а классе



с 01.09.2023 года по 24.05.2024 года.



Рабочая программа разработана на основе федеральной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1вариант), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации, от 24 ноября 2022 года № 1026;

программы логопедической работы по коррекции и развитию устной и письменной речи у детей с легкой умственной отсталостью, авторский коллектив: Реченкова Н.А. учитель-логопед, Васильева С.Р. учитель-логопед ГБОУ школы-интерната № 16, 2016 г.



Разработчик программы: Васильев Светлана Робертовна

Учитель-логопед высшей квалификационной категории









Пояснительная записка.



Рабочая программа разработана на основе федеральной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1вариант), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации, от 24 ноября 2022 года № 1026

Программы логопедической работы по коррекции и развитию устной и письменной речи у детей с легкой умственной отсталостью, авторский коллектив: Реченкова Н.А. учитель-логопед, Васильева С.Р. учитель-логопед ГБОУ школы-интерната № 16, 2016 г.

Коррекционно-развивающая работа проводится в форме групповых занятий.

Рабочая программа, по внеурочной деятельности «Логопедические занятия»

разработана в соответствии с учебным планом ГБОУ школы-интерната № 16, на 2023-2024 учебный год рассчитана на 102 часа, (исходя из 34 учебных недели в году).

При разработке программы учитывался контингент детей класса:

учащиеся с легкой умственной отсталостью, в анамнезе СНР (системное недоразвитие речи);

дизартрия, алалия, заикание в произносительной стороне речи.

У обучающихся 4а класса нарушены все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. Отмечаются слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, грубо нарушено программирование речевой деятельности, реализация речевой программы и контроля за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом. В спонтанной речи отмечаются аграмматизмы, а именно в употреблении падежей, наибольшее количество ошибок встречается в употреблении родительного, творительного и всех предложно-падежных конструкций. Нарушения использования предложно-падежных конструкций проявляются в пропуске, замене предлогов, искажении окончаний. Допускаются ошибки при согласовании прилагательного с существительным в роде, числе, падеже. Средний род глаголов прошедшего времени, как и средний род существительных в самостоятельной речи употребляется крайне редко. Несформированность словообразования проявляется в трудностях образования прилагательных от существительного с помощью суффиксов (камень – каменный), уменьшительно-ласкательных форм существительных, глаголов с приставками. В основном дети пользуются суффиксальным способом словообразования. Однако количество суффиксов при этом очень незначительно (-ик-, -к-, -чик-).

В активной речи обучающихся часто употребляются простые нераспространенные предложения. Речь детей монотонная, маловыразительная, лишена сложных и тонких оттенков, в одних случаях замедленная, в других-ускоренная. У заторможенных детей голос тихий, слабый, немодулированный, у возбудимых-крикливый, резкий. Связные высказывания малоразвернуты, фрагментарны. В рассказе нарушена логическая последовательность, связь между отдельными его частями. Связные тексты часто состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого, и характеризуются краткостью и сжатостью изложения.

Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приемов, создание специальных условий, распределения содержания программы, исходя, из психофизиологических особенностей класса и предполагает индивидуальное психолого-медико-педагогическое сопровождение. Программа может быть реализована, как в очной, так и в дистанционной форме обучения.

Реализация учебной программы обеспечивается УМК, утвержденным приказом по ГБОУ школе-интернату № 16 № 389 от 27 марта 2023 года, в списке учебников, используемых в 2023-2024 учебном году.


Требования к уровню подготовки учащегося.


Личностные результаты:

принятие и освоение социальной роли обучающегося,

формирование представления о смысле учения в школе, положи- тельного отношения к логопедическим занятиям;

умение входить и выходить из учебного помещения со звонком, ис- пользуя в распространенной фразе свои намерения;

ориентировка в пространстве класса, употребляя словарь наречий пространственного значения;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности;

развитие умения слушать указания и инструкции учителя-логопеда, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

развитие умения слушать собеседника и понимать речь других;

умение производить элементарную самооценку результатов выполненной практической деятельности на основе соотнесения с образцом выполнения.



Предметные результаты

Минимальный уровень:

-правильно и четко произносить звуки; научится правильному речевому дыханию;

-различать устное и письменное общение;

-понимать уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;

-осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их.


Достаточный уровень:

-сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;

-расширять словарного запаса: используя толковый словарь;

-овладеть навыками правильного диалогового общения.



















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема урока

Количество часов

Номер урока с начала учебного года

Дата проведения

Примечание

По плану

По факту

Обследование устной и письменной речи – 6 часов.



Обследование звуко-произносительной стороны речи

1

1

01.09


Произносят звуки, слова (звук находится в разных позициях). Подбирают картинки на заданный звук


Обследование экспрессивной и импрессивной стороны речи

1

2

05.09


Отвечают на вопросы.

Составляют фразы по предметным картинкам


Обследование связной речи, словарного запаса

1

3

06.09


Восстанавливают последовательность сюжета с опорой на инструкцию. Составляют фразы

по сюжетным картинкам


Обследование грамматического строя речи, слоговой структуры слова

1

4

08.09


Составляют фразы по сюжетным картинкам


Обследование навыка чтения

1

5

12.09


Читают предложения.

Отвечают на вопросы с опорой на картинку


Обследования навыка письма

1

6

13.09


Списывают с печатного шрифта доступный текст, вставляя пропущенные буквы. Пишут под диктовку текст

Речь устная и письменная -42 часа.


Речь и ее роль в жизни людей

1

7

15.09


Слушают рассказ, отвечают на вопросы


Речь и ее роль в жизни людей

1

8

19.09


Слушают рассказ, отвечают на вопросы


Художественная речь ее особенности и значение

1

9

20.09


Слушают рассказ, отвечают на вопросы


Художественная речь ее особенности и значение

1

10

22.09


Слушают рассказ, отвечают на вопросы. Следят за дыханием и голосом


Устная речь и озвученная письменная речь

1

11

26.09


Слушают рассказ, отвечают на вопросы. Следят за дыханием и голосом


Устная речь и озвученная письменная речь

1

12

27.09


Слушают рассказ, отвечают на вопросы. Следят за дыханием и голосом


Речь газет, журналов

1

13

29.09


Чтение газет, журналов. Ответы на вопросы. Пересказ статьи


Речь газет, журналов

1

14

03.10


Чтение газет, журналов.

Ответы на вопросы. Пересказ статьи


Речь газет, журналов

1

15

04.10


Чтение газет, журналов.

Ответы на вопросы. Пересказ статьи


Знакомство с детской газетой

1

16

06.10


Чтение газет. Ответы на вопросы. Пересказ статьи


Знакомство с детской газетой

1

17

10.10


Чтение газет.

Ответы на вопросы. Пересказ статьи


Знакомство с детской газетой

1

18

11.10


Чтение газет.

Ответы на вопросы. Пересказ статьи


Знакомство с детским журналом

1

19

13.10


Чтение журналов.

Ответы на вопросы. Пересказ статьи


Знакомство с детским журналом

1

20

17.10


Чтение журналов.

Ответы на вопросы. Пересказ статьи


Знакомство с детским журналом

1

21

18.10


Чтение журналов.

Ответы на вопросы. Пересказ статьи


Письмо в газету. Чтение и ответы на вопросы

1

22

20.10


Чтение писем, составление по образцу


Письмо в газету. Составление по образцу

1

23

24.10


Чтение писем, составление по образцу


Письмо в газету

1

24

25.10


Чтение писем, составление по образцу


Обьявление в газету

1

25

27.10


Чтение объявлений, составление по образцу


Обьявление в газету

1

26

07.11


Чтение объявлений, составление по образцу


Обьявление в газету

1

27

08.11


Чтение объявлений, составление по образцу


Письменное и устное объявление

1

28

10.11


Чтение объявлений, составление по образцу


Письменное и устное объявление

1

29

14.11


Чтение объявлений, составление по образцу


Письменное и устное объявление

1

30

15.11


Чтение объявлений, составление по образцу


Афиша театра

1

31

17.11


Чтение и обсуждение


Афиша цирка, кино

1

32

21.11


Чтение и обсуждение


Афиша цирка, кино

1

33

22.11


Составление по образцу


Культура общения. Поздравление

1

34

24.11


Чтение и обсуждение текста


Культура общения. Поздравление

1

35

28.11


Письмо по образцу


Культура общения. Поздравление

1

36

29.11


Чтение и обсуждение текста


Культура общения. Приглашение

1

37

01.12


Письмо по образцу


Культура общения. Приглашение

1

38

05.12


Чтение и обсуждение текста


Культура общения. Приглашение

1

39

06.12


Письмо по образцу


Поздравительные открытки

1

40

08.12


Чтение и обсуждение текста


Поздравительные открытки

1

41

12.12


Письмо по образцу


Поздравительные открытки

1

42

13.12


Письмо по образцу


Приглашение на праздник

1

43

15.12


Чтение и обсуждение


Приглашение на праздник

1

44

19.12


Письмо по образцу


Приглашение на праздник

1

45

20.12


Письмо по образцу


Записки. Чтение и обсуждение

1

46

22.12


Письмо по образцу


Записки. Письмо по образцу

1

47

26.12


Письмо по образцу


Записки. Составление самостоятельно

1

48

27.12


Составление самостоятельно записки

Текст- 38 часов.


Знакомство с разными видами текста (текст-описание)

1

49

29.12


Работа с текстом. Чтение, ответы на вопросы


Знакомство с разными видами текста (текст-описание)

1

50

09.01


Работа с текстом. Чтение, ответы на вопросы


Знакомство с разными видами текста (текст-описание)

1

51

10.01


Работа с текстом. Чтение, ответы на вопросы


Знакомство с разными видами текста(текст-рассуждение)

1

52

12.01


Работа с текстом. Чтение, ответы на вопросы


Знакомство с разными видами текста(текст-рассуждение)

1

53

16.01


Работа с текстом. Чтение, ответы на вопросы


Знакомство с разными видами текста(текст-рассуждение)

1

54

17.01


Работа с текстом. Чтение, ответы на вопросы


Знакомство с разными видами текста (текст-повествования)

1

55

19.01


Работа с текстом. Чтение, ответы на вопросы


Знакомство с разными видами текста (текст-повествования)

1

56

23.01


Работа с текстом. Чтение, ответы на вопросы


Знакомство с разными видами текста (текст-повествования)

1

57

24.01


Работа с текстом. Чтение, ответы на вопросы, пересказ


Чтение текста с картинками "Дерево"

1

58

26.01


Работа с текстом. Чтение, ответы на вопросы, пересказ


Чтение текста с картинками "Ёжик"

1

59

30.01


Работа с текстом. Чтение, ответы на вопросы, пересказ


Чтение текста с картинками "Подарки"

1

60

31.01


Работа с текстом. Чтение, ответы на вопросы, пересказ


Чтение текста с картинками "Запасы на зиму"

1

61

02.02


Работа с текстом. Чтение, ответы на вопросы, пересказ


Чтение текста с картинками "Во дворе"

1

62

06.02


Работа с текстом. Чтение, ответы на вопросы, пересказ


Чтение текста с картинками "Краски"

1

63

07.02


Работа с текстом. Чтение, ответы на вопросы, пересказ


Чтение текста с картинками "Сказка о кузнечике"

1

64

09.02


Работа с текстом. Чтение, ответы на вопросы, пересказ


Чтение текста с картинками "Волшебная палочка"

1

65

13.02


Работа с текстом. Чтение, ответы на вопросы, пересказ


Чтение текста с картинками "Сказка о ленивом велосипеде"

1

66

14.02


Работа с текстом. Чтение, ответы на вопросы, пересказ


Чтение текста с картинками "В цирке"

1

67

16.02


Работа с текстом. Чтение, ответы на вопросы, пересказ


Чтение текста с картинками "Непослушный щенок"

1

68

20.02


Работа с текстом. Чтение, ответы на вопросы, пересказ


Чтение текста с "дырками" "За грибами"

1

69

21.02


Работа с текстом. Чтение, ответы на вопросы, пересказ


Чтение текста с "дырками "Гроза"

1

70

27.02


Работа с текстом. Чтение, ответы на вопросы, пересказ


Чтение текста с "дырками "На горке"

1

71

28.02


Работа с текстом. Чтение, ответы на вопросы, пересказ


Чтение текста с "хвостами" "Олениха"

1

72

01.03


Работа с текстом. Чтение, ответы на вопросы, пересказ


Чтение текста с "хвостами" "Котята"

1

73

05.03


Работа с текстом. Чтение, ответы на вопросы, пересказ


Чтение текста с "хвостами" "Хитрая рыба"

1

74

06.03


Работа с текстом. Чтение, ответы на вопросы, пересказ


Чтение текста с "хвостами" "Медведь"

1

75

12.03


Работа с текстом. Чтение, ответы на вопросы, пересказ


Чтение текста с "хвостами" "Друзья"

1

76

13.03


Работа с текстом. Чтение, ответы на вопросы, пересказ


Чтение текста с "хвостами" "Умная галка"

1

77

15.03


Работа с текстом. Чтение, ответы на вопросы, пересказ


Веселые рассказы

Г. Остера

1

78

19.03


Работа с текстом. Чтение, ответы на вопросы, пересказ


Веселые рассказы

Г. Остера

1

79

20.03


Работа с текстом. Чтение, ответы на вопросы, пересказ


Веселые рассказы

Г. Остера

1

80

22.03


Работа с текстом. Чтение, ответы на вопросы, пересказ


Чтение веселых стихотворений Б. Заходер

1

81

03.04


Выразительное чтение, ответы на вопросы


Чтение веселых стихотворений Б. Заходер

1

82

05.04


Выразительное чтение, ответы на вопросы


Чтение веселых стихотворений Б. Заходер

1

83

09.04


Выразительное чтение, ответы на вопросы


Вредные советы. Г. Остер Чтение и обсуждение

1

84

10.04


Выразительное чтение, ответы на вопросы


Вредные советы. Г. Остер Чтение и обсуждение

1

85

12.04


Выразительное чтение, ответы на вопросы


Вредные советы. Г. Остер Чтение и обсуждение

1

86

16.04


Выразительное чтение, ответы на вопросы

Речь кино и телевидения-13 часов.


Детская юмористическая передача

1

87

17.04


Просмотр видеофильма


Детская юмористическая передача

1

88

19.04


Просмотр видеофильма


Детская юмористическая передача

1

89

23.04


Просмотр видеофильма. Обсуждение


Речь радио, телевидения

1

90

24.04


Прослушивание детских передач


Речь радио, телевидения

1

91

26.04


Прослушивание детских передач


Речь радио, телевидения передач

1

92

30.04


Прослушивание детских передач


Виртуальная экскурсия


1

93

03.05


Просмотр видеофильма


Виртуальная экскурсия

1

94

07.05


Просмотр видеофильма


Виртуальная экскурсия

1

95

08.05


Просмотр видеофильма


Веселая викторина

1

96

10.05


Самостоятельная работа


Веселая викторина

1

97

14.05


Самостоятельная работа


Разгадывание кроссвордов

1

98

15.05


Самостоятельная работа


Разгадывание кроссвордов

1

99

17.05


Самостоятельная работа

Обследование устной и письменной речи – 3 часа.


Обследование экспрессивной и импрессивной стороны речи

1

100

21.05


Отвечают на вопросы.

Составляют фразы по предметным картинкам


Обследование устной речи

1

101

22.05


Читают предложения.

Отвечают на вопросы с опорой на картинку


Обследование письменной речи

1

102

24.05


Списывают с печатного шрифта доступный текст, вставляя пропущенные буквы. Пишут под диктовку текст



Учебно-методический комплекс.

Предмет

Уровень обучения

Название учебной программы

Вид учебной программы

Используемые учебники.

Используемые пособия для учителя, для учащихся.

Соответствие УМК

Логопедические занятия

Коррекционный

Федеральная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1вариант), утвержден

ная приказом Министерства просвещения Российской Федерации, от 24 ноября 2022 года № 1026

программы логопедической работы по коррекции и развитию устной и письменной речи у детей с легкой умственной отсталостью, авторский коллектив: Реченкова Н.А.учитель-логопед, Васильева С.Р. учитель-логопед ГБОУ школы-интерната № 16, 2016 г.

Государственная скорректирован-

ная, авторская.


Диагностическое обеспечение деятельности

Программно-методическое обеспечение деятельности

1. Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина.

Диагностика речевых нарушений

школьников с использованием

нейропсихологических методов.

Пособие для логопедов и психологов.

М., 2002.

2. Лалаева Р.И., Венедикторова Л.В.

Диагностика и коррекция нарушений

чтения и письма у младших школьни-ков.

Учебно – методическое пособие. СПб.:

Союз, 2001.

3. Методы обследования речи детей:

пособие по диагностике речевых

нарушений. / Г.В.Чиркина. М., 2003.

4. О.Б. Иншакова. Альбом для логопе-да.

М., 2003.

5. Р.И. Лалаева. Логопедическая работа

в коррекционных классах. Пособие для

логопедов. М., 2001.

6 Л.Н. Ефименко, И.Н. Садовникова.

Исправление и предупреждение дисграфии

у детей. М., 1972.

7. И.Н.Садовникова.

Нарушение письменной речи у младших

школьников. М., 1983г.

8. Е.В.Мазанова. Коррекция оптической

дисграфии. Конспекты занятий с

младшими школьниками. М., 2006г.

9. З.А. Репина. Практический материал

по формированию и расширению

семантических полей и коррекции

звукопроизношения. Е., 1996.

10. В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева.

Чтение и письмо: обучение, развитие и

исправление недостатков.

М., 1995.

11. О.В. Узорова, Е.А. Нефѐдова.

Игры с пальчиками. Для начальной

школы. М., 2002.

12.З.Е. Агранович. Сборник

домашних заданий в помощь

логопедам и родителям (лексические темы).

С-П., 2001.

13. Н.С. Четверушкина. Слоговая

структура слова. Система коррекционных

упражнений. М., 2002.

14. Н.В. Нищева. Будем говорить

правильно. С-П., 2002.

15. В.И. Руденко. Домашний логопед.

Р-на-Д., 2002.

16. З.А.Репина. Уроки логопедии.

Артикуляционные упражнения. Е., 1996.

17. И.С. Лопухина. 550 упражнений

для развития речи. С-П., 2004.

18. Е.Ф. Рау, В.И. Рождественская.

Исправление недостатков произношения

у школьников. М., 1980.

Контрольно-измерительные

материалы

1.Л.Н.Ефименко. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Пособие для логопедов. М., 2003.

2. А.К.Аксѐнова, Э.В.Якубовская. Сборник диктантов для вспомогательной школы (1-4 класс). М., «Просвещение», 1980.

3. Диктанты по русскому языку специальных (коррекционных) школ VIII вида: 5 – 7 классы. Пособие для учителя. / Составитель Е.Я.Кудрявцева. М., 2003г.

Пособия и учебники для учащихся

1. Подборка игр на развитие мелкой моторики.

2.Пособия: палочки, различные виды шнуровок, мелкие предметы (пуговицы, косточки), фигурки, пирамидки. Пособия, картинки, игрушки и т.д.

3.Подборка игр на развитие воздушной струи.

4. Пособия для дыхательных упражнений: листья, снежинки, бабочки, птички, пушинки.

5. Пособия: картинки – символы для дифференциации звуков, предметные картинки для звуко – буквенного анализа.

6. Пособия: предметные картинки, звуковые дорожки, символы гласных и согласных звуков, карточки на обозначение мягкости/твѐрдости, звонкости/глухости согласных звуков, карточки для определения позиции звука в слове, сигналы и схемы для звуко – слогового анализа слов.

7.В.В.Коноваленко, В.С.Коноваленко. Автоматизация свистящих, шипящих, сонорных звуков у детей. Дидактический материал для логопедов. Альбом 1, 2, 3. М., 2006г.

8.Н.И.Соколенко. Посмотри и назови. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. С-Пб., 1997г.

9.Е.В.Мазанова. Учусь не путать звуки. Альбом 1, 2. Упражнения по коррекции акустической дисграфии. М., 2006г.

10.Е.В.Мазанова. учусь не путать звуки. Альбом 1, 2. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии. М., 2006г.

11.Предметные картинки по лексическим темам.

12. Настольно – печатные игры на уточнение и обогащение словаря.

13. Предметные картинки на образование различных грамматических категорий.

14.Дидактические игры на закрепление грамматических категорий.

15. Серии картинок для составления рассказов.

16.Хрестоматия 1-й класс. Произведения школьной программы ШБ Самовар,2020г.

17.Полная хрестоматия для начальной школы в 2-х книгах, книга 2, 1-4 классы,2021г.

18. М. Успенский «Правильно, складно, красиво учимся мы говорить». СПБ» Специальная литература»1997г.

19.Хрестоматия для начальной школы, Москва «Махаон»,2015г.

20.Хрестоматия произведения школьной программы для 1 класса. Составитель: Юдаева М.В. Москва ,2015г.

21.Внеклассное чтение В. Драгунский, В. Осеева, Н. Сладков, В. Бианки. Москава,2015г.

22.«Русский язык» Якубовская Э. В., Коршунова Я. В. Русский язык. 4 класс. Учебник. В 2 ч. (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) – М.: Просвещение, 2022г. – УМК Русский язык, 4 кл.

23.«Чтение» Ильина С.Ю., Аксёнова А.К., Головкина Т.М. и др. Чтение. 4 класс. Учебник. В 2 ч. (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). – М.: Просвещение 2022г. УМК Чтение, 4 кл.

Соответствует.

































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.