Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире профессий» (для 5, 7 классов)

3
0
Материал опубликован 11 August 2023










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«В МИРЕ ПРОФЕССИЙ»

для 5, 7 классов





















Пояснительная записка

Рабочая программа предназначена для обучающихся с ЗПР 5-7 классов и составлена в соответствии с

- ФЗ-273 «Об образовании в РФ»,

- требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

- с учётом планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, адаптированной для обучающихся с ЗПР,


Категория детей с ЗПР – наиболее многочисленная группа среди детей с ОВЗ, характеризующаяся крайней неоднородностью состава, которая обусловлена значительным разнообразием этиологических факторов, порождающих данный вид психического дизонтогенеза, что обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений.

Обучающиеся с ЗПР нуждаются в пролонгированной коррекционной работе, направленной на развитие навыков, необходимых для формирования учебных и социальных компетенций, преодоление или ослабление нарушений в психофизическом и социально-личностном развитии.

Даже при условии получения специализированной помощи в период обучения в начальной школе, обучающиеся с ЗПР, как правило, продолжают испытывать определенные затруднения в учебной деятельности, обусловленные дефицитарными познавательными способностями, специфическими недостатками психологического и речевого развития, нарушениями регуляции поведения и деятельности, пониженным уровнем умственной работоспособности и продуктивности.

Общими для всех детей с ЗПР являются трудности произвольной саморегуляции, замедленный темп и неравномерное качество становления высших психических функций, мотивационных и когнитивных составляющих познавательной деятельности. Для значительной части детей и подростков с ЗПР типичен дефицит социально-перцептивных и коммуникативных способностей, нередко сопряженный с проблемами эмоциональной регуляции, что в совокупности затрудняет их продуктивное взаимодействие с окружающими.

Переход от совместных учебных действий под руководством учителя (характерных для начальной школы) к самостоятельным (на уровне основной школы) предъявляет к подростку с ЗПР требования самостоятельного познавательного поиска, постановки учебных целей, освоения и самостоятельного осуществления контрольных и оценочных действий, инициативы в организации учебного сотрудничества. По мере взросления у подростка происходит качественное преобразование учебных действий моделирования, контроля, оценки и переход к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе. Характерной особенностью подросткового периода становится развитие форм понятийного мышления, усложнение используемых коммуникативных средств и способов организации учебного сотрудничества в отношениях с учителями и сверстниками. Акцент в коммуникативной деятельности смещается на межличностное общение со сверстниками, которое приобретает для подростка особую значимость. В личностном развитии происходят многочисленные качественные изменения прежних интересов и склонностей, качественно изменяются самоотношение и самооценка в связи с появлением у подростка с ЗПР значительных субъективных трудностей и переживаний. К девятому классу завершается внутренняя переориентация с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.

Следует учитывать ряд особенностей подросткового возраста: обостренную восприимчивость к усвоению норм, ценностей и моделей поведения; сложные поведенческие проявления, вызванные противоречием между потребностью в признании их со стороны окружающих и собственной неуверенностью; изменение характера, способа общения и социальных взаимодействий. Процесс взросления у детей с ЗПР осложняется характерными для данной категории особенностями. У подростков с ЗПР часто наблюдаются признаки личностной незрелости, многие из них внушаемы, легко поддаются убеждению, не могут отстоять собственную позицию. Особые сложности могут создавать нарушения произвольной регуляции: для них характерны частые импульсивные реакции, они не могут сдерживать свои стремления и порывы, бывают не сдержаны в проявлении своих эмоций, склонны к переменчивости настроения. В целом у всех обучающихся с ЗПР отмечается слабость волевых процессов, что проявляется в невозможности сделать волевое усилие при учебных и иных трудностях.

У подростков с ЗПР не сформированы внутренние критерии самооценки, что снижает их устойчивость к внешним негативным воздействиям со стороны окружающих, проявляется в несамостоятельности и шаблонности суждений. Обучающиеся с ЗПР нередко демонстрируют некритично завышенный уровень притязаний, проявления эгоцентризма. Недостатки саморегуляции снижают способность к планированию, приводят к неопределенности интересов и жизненных перспектив.

При организации обучения на уровне основного общего образования важно учитывать особенности познавательного развития, эмоционально-волевой и личностной сферы обучающихся с ЗПР, специфику усвоения ими учебного материала.

Обучающимся с ЗПР сложно самостоятельно проводить анализ на основе выделения и сопоставления признаков объектов, явлений и понятий, определять существенные признаки, опираться на них при умозаключениях. Трудности вызывают построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей, доказательство и обоснование ответа, умение делать вывод на основе анализа информации, подводить вывод. Подросток с ЗПР затрудняется обобщать понятия, осуществляя логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом, обобщать, интегрировать информацию из различных источников и делать простейшие прогнозы.

Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП ООО, характерны следующие специфические образовательные потребности:

 включение коррекционно-развивающего компонента в процесс обучения при реализации образовательных программ основного общего образования с учетом преемственности уровней начального и основного общего образования;

 развитие и коррекция приемов мыслительной деятельности и логических действий, составляющих основу логических мыслительных операций, расширение метапредметных способов учебно-познавательной деятельности, обеспечивающих процесс освоения программного материала;

 применение специальных методов и приемов, средств обучения с учетом особенностей усвоения обучающимся с ЗПР системы знаний, умений, навыков, компетенций (использование «пошаговости» при предъявлении учебного материала, при решении практико-ориентированных задач и жизненных ситуаций; применение алгоритмов, дополнительной визуальной поддержки, опорных схем при решении учебно-познавательных задач и работе с учебной информацией; разносторонняя проработка учебного материала, закрепление навыков и компетенций применительно к различным жизненным ситуациям; увеличение доли практико-ориентированного материала, связанного с жизненным опытом подростка; разнообразие и вариативность предъявления и объяснения учебного материала при трудностях усвоения и переработки информации и т.д.);

 организация образовательного пространства, рабочего места, временной организации образовательной среды с учетом психофизических особенностей и возможностей обучающегося с ЗПР (индивидуальное проектирование образовательной среды с учетом повышенной истощаемости и быстрой утомляемости в процессе интеллектуальной деятельности, сниженной работоспособности, сниженной произвольной регуляции, неустойчивости произвольного внимания, сниженного объема памяти и пониженной точности воспроизведения);

 формирование социально активной позиции, интереса к социальному миру с позиций личностного становления и профессионального самоопределения;

 развитие и расширение средств коммуникации, навыков конструктивного общения и социального взаимодействия (со сверстниками, с членами семьи, со взрослыми), максимальное расширение социальных контактов, помощь подростку с ЗПР в осознании социально приемлемого и одобряемого поведения, в избирательности в установлении социальных контактов (профилактика негативного влияния, противостояние вовлечению в антисоциальную среду); профилактика асоциального поведения.

В соответствии с Законом об образовании в Российской Федерации №273-ФЗ, в образовательной организации должны создаваться специальные образовательные условия, соответствующие особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ.

К специальным образовательным условиям относятся специальные образовательные программы и методы обучения и воспитания, специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79. П.3 Закона об образовании в Российской Федерации №273-ФЗ). Совокупность специальных образовательных условий позволяет реализовать единую образовательную и социокультурную среду школы, основанную на обеспечении доступности и вариативности образования обучающихся с ЗПР. Для этого система специальных образовательных условий в образовательной организации должна соответствовать особым образовательным потребностям младших подростков с ЗПР и обеспечивать дифференцированный психолого-педагогический подход к образованию обучающихся.

Программа внеурочной деятельности «В мире профессий» реализуется в социальном направлении.

Цель программы: формирование учебно-познавательных мотивов у учащихся, возможность испытать себя в приближенной к реальности ситуации. Формирование целостного знания, потребности в творческой деятельности, развитие интеллектуальных и творческих возможностей учащихся.

Задачи программы:

расширить представление учащихся о мире профессий;

-научить учащихся исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии;

развивать творческие способности учащихся;

развивать речевую деятельность;

приобщить учащихся к работе со справочной и энциклопедической литературой.


Общая характеристика учебного предмета

Данная программа поможет расширить представления учащихся о мире профессий и научить их исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии, способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей учащихся, развитию у них интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовывать свое свободное время

Программа внеурочной деятельности «В мире профессий» предназначена для учащихся 5-6-х общеобразовательных классов, доработана, с учётом условий деятельности, учебно-материальной базы школы и потребностей учащихся. Она ориентирована на любого ученика, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Технология», «Изобразительное искусство», «Биология»,

«Информатика», «История».


Место учебного предмета в учебном плане.

Количество часов, отведённых на реализацию курса внеурочной деятельности «В мире профессий» в 5 классе 34 часа (1 час в недель) и в 7 классе 17 часов (0,5 часа в неделю).

Содержание учебного предмета

6 класс


Введение

Вводное занятие. Труд: обязанность или радость? Выбор жизненного пути. Диагностика «Моя будущая профессия». Самоопределение и самооценка. Тест «Интерес к профессии». Опросник профессиональных склонностей. Многообразие мира профессий: загадки о профессиях. Викторина: «Все профессии нужны – все профессии важны».

Характеристика профессий.

Способность и талант. Профессиональные качества человека. Мыслительные, творческие и коммуникативные способности. Как здоровье может влиять на выбор профессии. Профессиональная пригодность. Мой психологический портрет. Кем я хочу стать: интересы и склонности, темперамент. Предмет, цели и средства труда. Условия и характер труда. Профессия, специальность, должность. Факторы, влияющие на выбор профессии («хочу», «могу», «надо»). Ошибки при выборе профессионального пути.

Атлас профессий: знакомство с классификацией профессий.

Экскурс в мир профессий. «Все работы хороши, выбирай на вкус». Профессии типа «Человек – человек». Профессия «Медик (врач)». Клятва Гиппократа. Профессия «Педагог / учитель / воспитатель». Профессия «Продавец». Игра «Магазин». Опасные профессии: «полицейский / спасатель / пожарный / военный». Профессии сферы услуг: «Парикмахер». Моделирование причёски. Профессия «Повар / кулинар». Правила этикета. Сюжетная игра «Накрываем на стол». Проект: книга рецептов. Профессия «Швея». Моделируем одежду из бумаги. Профессия «Почтальон». Проект: письмо «Деду морозу». Профессии типа «Человек – техника». Профессия «Водитель». Профессии «Слесарь-сборщик. Токарь. Столяр. Плотник. Инженер». Профессия «Строитель». Проектировщик инфраструктуры «Умного дома». Конструирование «Дом моей мечты». Профессии авиации (диспетчер, пилот, стюардесса, кассир). Профессии типа «Человек – природа». Озеленитель / цветовод-декоратор / агроном / селекционер. Профессии «Животновод / зоотехник / зоолог / ученый-биолог». «Человек – знаковая система»: профессии «Бухгалтер / экономист / библиотекарь». Профессии типа «Человек – художественный образ». Актер / режиссер / музыкант. Художник / дизайнер / фотограф: профессия или призвание? Юридические профессии: судья, прокурор, адвокат, нотариус, следователь. Профессия археолог. История профессии, её особенности. Ученый-историк. Самые востребованные профессии на современном рынке труда. Рекламный бизнес. Профессии XXI века. Информационные и компьютерные технологии. Программист.

Итоговые занятия.

Представление мини – проектов «Азбука профессий». Игра «Угадай профессию». Профессии моих родителей. Творческая работа «Древо профессий моей семьи». Проект: «Профессии нашего региона и родного села». Нефтяник. Обобщающее занятие «Моя будущая профессия». Стратегии выбора профессий. Пути получения профессии.


7 класс


Введение

К акой я? (самооценка).

Профессии людей, работающих в нашей школе. Работники школы. Характеристика профессий. Профессионально-важные качества.

Характеристика профессий.

Профессии, которые нас окружают. Формула профессии. Что такое сфера обслуживания? Работники сферы обслуживания: парикмахер, визажист, маникюрщица, продавец. Краткая характеристика. Профессиональные качества. Профессиональная проба в роли парикмахера, маникюрщицы. Экскурсии в магазин, в парикмахерскую.

Профессии моей семьи. Краткая характеристика. Профессионально-важные качества профессий и специальностей родителей, бабушек, дедушек. Древо профессий семьи.

Профессии моего поселка (города). Знаменитые династии поселка (гшорода).

Атлас профессий: знакомство с классификацией профессий.

Мир необычных профессий. Необычные профессии. Краткая характеристика. профессиональные качества. Профессии XXI века. Информационные и компьютерные технологии. Краткая характеристика. Профессиональные качества. Рекламный бизнес. Логистик. Мерчендайзер. Промоутер. Краткая характеристика профессий. Профессионально-важные качества. Сферы деятельности.

Итоговые занятия.

Кем я хочу стать? Профессиональные интересы и склонности. Ошибки в выборе профессии. Профессиональный турнир. Творческая деятельность. «Все работы хороши, выбирай на вкус». Заключительное занятие. Конкурс «Моя будущая профессия»

Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты:

овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении;

формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия: предвосхищать результат; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений; стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия: ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия: ставить и формулировать проблемы; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов; запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ; установление причинно-следственных связей.

В процессе реализации курса «В мире профессий» используются элементы развивающих, личностно-ориентированных, проблемных, проектных, системно- деятельностных технологий.


Основной метод

Метод проблемного обучения, позволяющий путем создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Так как каждое из занятий имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии, учащиеся имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.


Тематическое планирование

5 класс


Тема

Общее кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности ученика

Введение.

3

Выполнение упражнений по

самооценке своих способностей

Характеристика профессий.

6

Совместно-распределительная деятельность. Составляем список профессий в школе, выбираем профессии, составляем вопросы

для интервью

Атлас профессий: знакомство с различными профессиями.

21

Просмотр видеосюжетов об истории профессии; профессионально-важных

качествах, рисках профессии

Итоговые занятия

4

Подготовка к занятию. Проведение игрового занятия

Трудовая деятельность

Всего

34



7 класс


Тема

Общее кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности ученика

Введение.

1


Характеристика профессий.

4

Краткое описание профессий, Творческая деятельность. Рисование

Атлас профессий: знакомство с различными профессиями.

10

Умение охарактеризовать профессию. Найти информацию о профессии в интернете

Итоговые занятия

2

Умение рассказать о профессии по плану:

Совместно-распределительная деятельность. Составление плана рассказа, презентации:

История профессии.

Краткая характеристика профессии 3.Профессионально-важные качества

4. Риски профессии.

Всего

17



Календарно-тематический план

5 класс


п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Форма занятия

Введение

1.

Вводное занятие. Труд: обязанность или радость?

1


Дискуссия. Выполнение упражнений по

самооценке своих способностей

2.

Выбор жизненного пути. Диагностика «Моя будущая профессия». Самоопределение.

1


Просмотр презентации, отгадывание загадок

3.

Многообразие мира профессий. «Все профессии нужны – все профессии важны».

1


Просмотр презентации, беседа

Характеристика профессий.

4.

Способность и талант. Профессиональные качества человека.

1


Просмотр

видеороликов.

5.

Как здоровье может влиять на выбор профессии. Профессиональная пригодность.

1


Интервью профессионально-важные качества, риски профессии), фоторепортаж.

6.

Мой психологический портрет. Кем я хочу стать: интересы, склонности, темперамент.

1


Круглый стол

7.

Предмет, цели и средства труда. Условия и характер труда.

1


Пресс-конференция

8.

Профессия, специальность, должность.

1


Беседа

9.

Факторы, влияющие на выбор профессии («хочу», «могу», «надо»). Ошибки при выборе профессионального пути.

1


Фоторепортаж, интервью

Знакомство с различными профессиями.

10.

Экскурс в мир профессий. «Все работы хороши, выбирай на вкус».

1


Викторина

11.

Профессии типа «Человек – человек». Профессия «Медик (врач)».

1


Пресс-конференция со школьной медсестрой.

12.

Профессия «Педагог / учитель / воспитатель».

1


Проблемная ситуация: какими должны быть учитель, воспитатель? Просмотр

видеороликов..

13.

Профессия «Продавец». Игра «Магазин».

1


Ролевые игры

14.

Опасные профессии: «полицейский / спасатель / пожарный / военный».

1


Просмотр видеосюжетов об истории профессии; профессионально-важных

качествах, рисках профессии

15.

Профессии сферы услуг: «Парикмахер». Моделирование причёски.

1


Практическое занятие

16.

Профессия «Почтальон». Проект: письмо «Деду морозу».

1


Просмотр презентации, беседа

17.

Профессия «Повар / кулинар». Правила этикета. Игра «Накрываем на стол».

1


Ролевые игры

18.

Профессия швея. Моделируем одежду из бумаги.

1


Конкурс рисунков

19.

Профессии типа «Человек – техника». Профессия «Водитель».

1


Экскурсия

20.

Профессии «Слесарь-сборщик. Токарь. Столяр. Плотник. Инженер».

1


Фоторепортаж

21.

Профессии «Строитель / архитектор». Проектировщик инфраструктуры «Умного дома». Конструирование «Дом моей мечты».

1


Практическое занятие

22.

Профессии авиации (диспетчер, пилот, стюардесса, кассир).

1


Просмотр презентьации

23.

Профессии типа «Человек – природа». Озеленитель / цветовод-декоратор / агроном / селекционер.

1


Экскурсия

24.

Профессии «Животновод / зоотехник / зоолог / ученый-биолог».

1


Фоторепортаж

25.

«Человек – знаковая система»: профессии «Бухгалтер / экономист / библиотекарь».

1


Просмотр видеосюжетов об истории профессии; профессионально-важных

качествах, рисках профессии

26.

Профессии типа «Человек – художественный образ». Актер / режиссер / музыкант. Художник / дизайнер / фотограф: профессия или призвание?

1


Просмотр презентации, беседа

27.

Юридические профессии: судья, прокурор, адвокат, нотариус, следователь.

1


Дискуссия

28.

Профессия археолог. История профессии, её особенности. Ученый-историк.

1


Игровая деятельность (ролевые игры)

29.

Самые востребованные профессии на современном рынке труда. Рекламный бизнес.

1


Просмотр видеосюжетов об истории профессии; профессионально-важных

качествах, рисках профессии

30.

Профессии XXI века. Информационные и компьютерные технологии. Программист.

1


Просмотр презентации

Итоговые занятия.

31.

Представление мини – проектов «Азбука профессий». Игра «Угадай профессию».

1


Подготовка к занятию. Проведение игрового занятия

Трудовая деятельность

32.

Профессии моих родителей. Творческая работа «Древо профессий моей семьи».

1


33.

Проект: «Профессии нашего региона и родного села». Нефтяник.

1


34.

Обобщающее занятие «Моя будущая профессия». Стратегии выбора и пути получения профессии.

1



Итого: 34 часа





7 класс


п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Форма занятия

Введение

1.

Какой я? (самооценка).

1


Дискуссия. Выполнение упражнений по

самооценке своих способностей

2.

Профессии людей, работающих в нашей школе.

1


Просмотр презентации, отгадывание загадок

Характеристика профессий.

3.

Профессии, которые нас окружают. Формула профессии. Что такое сфера обслуживания?

1


Просмотр

видеороликов.

4.

Работники сферы обслуживания: парикмахер, визажист, маникюрщица, продавец.

1


Интервью профессионально-важные качества, риски профессии), фоторепортаж.

5.

Профессионально-важные качества профессий и специальностей родителей, бабушек, дедушек. Древо профессий семьи.

1


Круглый стол

6.

Профессии моего поселка (города). Знаменитые династии поселка (города).

1


Пресс-конференция

Знакомство с различными профессиями.

7.

Мир необычных профессий. Необычные профессии. Краткая характеристика. профессиональные качества.

1


Викторина

8.

Профессии XXI века.

1


Пресс-конференция со школьной медсестрой.

9.

Информационные и компьютерные технологии. Краткая характеристика. Профессиональные качества.

1


Проблемная ситуация: какими должны быть учитель, воспитатель? Просмотр

видеороликов..

10.

Рекламный бизнес.

1


Ролевые игры

11.

Логистик.

1


Просмотр видеосюжетов об истории профессии; профессионально-важных

качествах, рисках профессии

12.

Мерчендайзер.

1


Практическое занятие

13.

Промоутер.

1


Просмотр презентации, беседа

14.

Профессионально-важные качества

1


Ролевые игры

Итоговые занятия.

15.

Кем я хочу стать? Профессиональные интересы и склонности. Ошибки в выборе профессии.

1


Подготовка к занятию. Проведение игрового занятия

Трудовая деятельность

16.

Профессиональный турнир. Творческая деятельность. «Все работы хороши, выбирай на вкус».

1


17.

Заключительное занятие. Конкурс «Моя будущая профессия»

1



Итого: 17 часов





Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.


Анохина Т.  Педагогическая поддержка как реальность современного образования. - М.: ИПИ РАО, 1998.

Асмолов, А.Г. Ягодин, Г.А. Образование как расширение возможностей развития личности [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.А. Ягодин // Вопросы психологии. – 1992. - №1. С.6-13.

Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М., 1968.

Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. - М.: Знание, 1991.

Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании. - М.: Инноватор, 1997.

Дмитриев, Ю. Соседи по планете [Текст] / Ю. Дмитриев. - СП «Юнисам»,1985.

Журкова А.Я. Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах [Текст]: учеб, пособие / А.Я Журкова, С.Н. Чистякова. - Кемерово, 1996.

Загребина, Г.В. Давай устроим праздник [Текст] / Г.В. Загребина. - Ярославль, 2003.

Игумнова, Е. Банкир, фермер иль портной… кто же я буду такой??? [Текст]: учеб. пособие для преподавателей / Е. Игумнова. - Новосибирск, 1994

Климов Е.А. Психология в профессиональном самоопределении. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

Климов Е.А. Путь в профессионализм. - М.: Флинта, 2003.

Кугач, А.Н. Турыгина, С.В. Школьные праздники, конкурсы, шоу-программы [Текст]: учеб, пособие / А.Н. Кугач, С.В. Турыгина. - Ярославль, 2004.

Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. -М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 1996.


12


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации