Рабочая программа «Страны и континенты»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №104
_____________________________________________________________
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
( общекультурного направления)
« По странам и континентам»
Срок реализации: один учебный год
Возрастная категория: 1-4 класс
Составитель: Рябова Е.Н
2023 год
Пояснительная записка
к рабочей программе курса внеурочной деятельности общекультурного направления « По странам и континентам »
Рабочая программа разработана на основе:
Закон РФ «Об образовании» (в действующей редакции)
Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования (Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12мая 2011 г. №03-296;
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897;
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол от 08.04.2015 г. № 1/15;
образовательной программы основного уровня общего образования МБОУ СОШ №3, утвержденной приказом директора школы от 28.08.2014г. №80.о.;
методического конструктора. Григорьев, Д.В.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М. : Просвещение, 2011. — 223 с;
программы основного общего образования «География». Предметная линия учебников под редакцией О.А. Климановой, А. И. Алексеева, Э.В.Ким (Ким, Э. В. География. 5—9 классы: рабочая программа к линии УМК под ред. О. А. Климановой, А. И. Алексеева /Э. В. Ким. — М.: Дрофа, 2017. — 90, [2] с.
Рабочая программа разработана в соответствии с положением о рабочей программе МБОУ СОШ №3, утвержденной приказом директора школы от 30.07.2017 г. №85.о.
Предлагаемая программа «По странам и континентам» предназначена для организации внеурочной деятельности по общекультурному развитию личности. Программа предлагает ее реализацию в кружковой форме.
Актуальность данной темы в том, что современная жизнь общества – это жизнь, связанная с туризмом. Открыты границы стран, предлагаются интересные познавательные маршруты в своей стране и мире. Туризм – это перспективное направление. Люди могут делать для себя удивительные открытия, попадая в мир уникальных творений природы и рук человека. Данный курс будет интересен обучающимся.
В 1972 году на Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. Это особо значимые объекты мирового значения. Необходимо привлечь внимание подрастающего поколения к проблеме сохранения всемирного наследия. Знакомство с объектами, входящими в Список всемирного наследия, помогает узнать о культурных ценностях, о народах, создавших эти объекты.
Программа построена на основе межпредметной интеграции с историей, биологией, искусством, психологией, архитектурой.
Цель курса: расширить географический кругозор, подготовить учащихся к восприятию школьного страноведческого курса раздела. Сформировать творчески развитую личность школьника путем совершенствования его знаний, умений и навыков, развития его общей географической культуры. Развитие познавательного интереса, расширение знаний об объектах всемирного культурного наследия.
Задачи курса:
Изучение влияния туризма на объекты всемирного культурного наследия.
Формирование умения анализировать статистические данные по вопросам сохранения объектов всемирного наследия.
Развитие творческого мышления обучающихся.
Изучение критериев включения объектов в список всемирного наследия.
Расширение знаний о странах мира.
Виды деятельности учащихся: диалог, виртуальные экскурсии, игры, выставки, викторины, проекты, олимпиады.
Курс «По странам и континентам» обеспечен литературой, справочниками по данной теме, DVD и видеофильмами, компьютерным классом с выходом в Интернет, сетевой инновационной образовательной программой “Как прекрасен этот мир”, в которой представлены достопримечательности по странам мира.
Учащиеся должны знать:
страны мира, в которых находятся Объекты всемирного культурного наследия;
известные достопримечательности.
Учащиеся должны уметь:
работать с различными источниками информации;
ориентироваться по карте;
свободно рассказывать об объектах Всемирного наследия.
Термины для изучения: туризм и виды услуг, менталитет, рекреационные ресурсы, достопримечательности, ЮНЕСКО, культурные и природные Объекты Всемирного Наследия.
Особенностью данного курса является то, что некоторые направления данного курса изучаются с использованием новейшей телекоммуникационной технологии. Живя в информационном обществе, дети должны иметь представление о различных информационных процессах, владеть основными элементами информационной культуры. Использование компьютерных технологий позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся: задавать темп изучения материала, адаптировать учебные знания к возможностям ученика. Так же учащиеся получают удовлетворение познавательного интереса, возникает желание познавать мир.
Занятия данного курса влияют на осознанный выбор социально – экономического профиля обучения, на выбор в дальнейшем профессии, связанной с ветвью географии – туризмом и сервисом, его направлениями.
Задания для внеурочной деятельности подобраны в соответствии с определенными критериями и содержанием, практическим значением, интересные для ученика; способствующие развитию логического мышления, активизирующие творческие способности обучающихся.
В процессе изучения данного курса выполняется 2 зачетные (промежуточные) практические работы и 1 итоговая – на последнем занятии.
2 зачетные работы – роль экскурсовода по объектам всемирного наследия ЮНЕСКО.
Формой итогового контроля является проект.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Результаты освоения программы:
Личностными результатами освоения программы “По странам и континентам” являетсяформирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразие современного мира;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;
- формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
- освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся;
- формирование основ социально – критического мышления;
- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности;
-формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результами освоения программы “Путешествие по странам и континентам”являются:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
- умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;
- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;
-и умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;
-формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;
- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;
- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.
Предметными результатами освоения программы “Путешествие по странам и континентам”являются:
-формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из « языков» международного общения ;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.
Учащиеся будут иметь представление:
- о различных видах достопримечательностей;
- о профессии гидов, экскурсоводов и других специальностях данной области;
- об уровне жизни в различных государствах;
- о традициях и обычаях населения стран мира;
- о ценностях культуры данной страны.
Учащиеся должны знать:
- формирование политической карты мира;
- виды достопримечательностей;
- примеры достопримечательностей под эгидой ЮНЕСКО.
Учащиеся должны уметь:
- работать с различными источниками информации;
- разбираться в вопросах определения достопримечательностей
- работать на компьютере.
Учащиеся будут иметь опыт:
- сотрудничества, взаимопомощи;
- самостоятельного выбора будущей профессии;
- общения в процессе учебной деятельности.
Формы и режим занятий:
В течение года занятия по внеурочной деятельности “По странам и континентам” проводятся в различных формах: беседы за круглым столом, видео путешествия, презентации, деловые игры, конференции, практикумы, проектирование учащимися маршрутов путешествий по странам, защита разработанных проектов, работа с ресурсами сети Интернет;
Основными формами организации учебно-познавательной деятельности учащихся являются:
изложение вопросов курса (лекционный метод),
собеседования (дискуссии),
тематическое комбинированное занятие,
соревнование, экспериментальные опыты, игра,
сообщения учащихся,
решение нестандартных задач;
участие в географических олимпиадах;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с географией,
самостоятельная работа, работа в парах, в группах, творческие и проектные практические работы.
Методы обучения:
словесный (урок-рассуждение), игровой (ролевые игры), частично поисковый, исследовательский, объяснительно-иллюстративный.
Во внеурочной учебной деятельности базовыми являются следующие технологии, основанные на: уровневой дифференциации обучения, реализации деятельностного подхода, реализации проектной деятельности.
Межпредметные связи курса тесно связаны с уроками истории, биологии, искусства, физики, химии, экономики и информатики.
Виды деятельности:
Проверка наблюдательности.
Игровая деятельность.
Проектная деятельность.
Выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания.
Исследовательская деятельность.
Составление презентаций.
Поисковая деятельность (поиск информации).
Результативность.
В процессе изучения данного курса выполняются две зачетные (промежуточные) практические работы и одна итоговая – на последнем занятии. На зачетной работе учащийся выполняет роль экскурсовода по одному из материков. Итоговая зачетная работа – проектная деятельность в группах по 2-3 человека по объектам природного и культурного наследия мира. После выполнения практических работ ставится оценка “зачтено” или “не зачтено”.
Содержание программы.
Введение. Туристско-рекреационный потенциал Земного шара (1 час).
Тема №1. Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО В РФ (2 часа)
Санкт-Петербург-Великий Новгород-Псков-Девственные леса Коми-оз. Байкал-вулканы Камчатки- горы Кавказа.
Тема №2. Европа (11 часов).
Великобритания. Англия и Уэльс: под одной короной. Уост-Уотер: самое глубокое озеро Англии. Лондон: «мировой» город во все времена. Стоунхендж. Долина Грейт-Глен. Олд-ман-оф-Сторр: Старик из Сторра.
Германия. В Берлин через Бранденбургские ворота. Дворцы и парки Потсдама и Берлина. Музей Сан-Суси – памятник былого могущества прусских королей. Кёльнский собор. Дрезденская галерея. Долина Эльбы.
Греция. Афинский Акрополь. Гора Афон. Ущелье Самария. Мальта.
Испания: родина фламенко и матадоров. Солнечная пристань. В самом сердце Пиренеев: Ордеса. Кото-де-Доньяна: болота и леса южной Испании. Альгамбра – жемчужина Гранады. Замок Алькасар – символ Толедо. Андорра.
Италия. Рим: вечный город. Собор Святого Петра в Риме. Величие былых эпох.
Венеция – «тонущий» город. Пизанская башня. Ватикан: город-государство. Риттенские истуканы. Доломитовые Альпы. Гора Этна. Сан-Марино.
Нидерланды. Польдеры, дамба, тюльпанный рай. Люксембург.
Франция. Париж – жемчужина Европы. Праздник, который всегда с тобой. Лувр – собрание королей. Эйфелева башня. Замки Луары: история, запечатленная в камне. Замок Шамбор. Глубочайшее ущелье Европы - Вердон. Мер-де-Глас – ледяное море. Монблан.
Чехия
Тема №3 Австралия и Океания (2 часа).
«Терра астраулисинкогнита». Западная Австралия. Пустыня Те-Пиннаклс – очарованный легион. Ущелья Хамерсли. Хильер – «розовое» озеро. Полосатые скалы Бангл-Бангл.
Северная территория. Госс-Блафф – таинственный кратер. Айерс-Рок – «огненная» скала, Олгас – таинственные купола. Девственная природа национального парка Какаду. Вокруг биллабонга. Дарвин.
Южная Австралия. Пустыня Симпсон – «иссохшее сердце» Австралии. Озеро Эйр: пеликаньи «ясли». Виктория. Порт Кэмпбелл: Двенадцать апостолов, Лондонский мост.
Квинсленд. Фрейзер – остров из песка. Большой Барьерный Риф – жемчужина Австралии. Большой Водораздельный хребет. Австралийские Альпы. Бреднайф – «Хлебный нож» в горах Варрамбанглз. Водопад Волламан: отвесное падение. Пирамида Болла. .
Океания. Лагуна Бора-Бора – жемчужина коралловых рифов Тихого океана.
Тема №4. Азия (6 часов).
Персия – страна «садов волшебства». Сирия. Мечеть Омейядов в Дамаске. Саудовская Аравия: Священная Кааба. Кувейт. Объединенные Арабские Эмираты. Катар. Бахрейн. Ливан. Йемен. Иордания. Мертвое море: соляная твердь. Оман. Ливан. Израиль. Иерусалим: Святой город.
Индия. Храм Солнца в Конараке. Сокровища Агры (Тадж-Махал). Амбер-форт – дворец-крепость. Долина Инда: Львиная река. Непал. Долина Катманду. Кали-Гандак: река, берущая начало на крыше мира. Джомолунгма: Богиня горных снегов.
Китай. Праздник Весны, или Китайский Новый год. Сады Львиной Рощи, Хозяина Рыбацких Сетей, Неспособного Управляющего, Благодатной Тени. Пекин - северная столица. Гугун – «запретный» город. Великая китайская стена. Ущелья Янзцы: восточная мистерия, лестница в скале. Хуаншань - Желтая гора. Гуйлиньские холмы: очарование китайского пейзажа. По Великому Шелковому пути. Такла-Макан: «Войди - и не вернешься». Лунань – Каменный лес.
Япония. У подножия Фудзиямы: в розовых тонах. Киото – сокровищница искусств и традиций Японии.
Таиланд. Бухта Пхангнга.
Тема №5. Южная Америка (2 часа)
В дебрях Амазонки. Пантанал – необъятные болота Южной Америки. Земля «Святого Креста»: Рио-де-Жанейро – «волшебный город», Бразилиа. Каучуковая лихорадка. Эквадор. Галапагосские острова.
Перу. Лима – столица конкистадоров. Куско: по следам империи инков. Мачу-Пикчу: город исчезнувшей цивилизации. Загадочные линии Наска. По следам цивилизаций Чиму и Моче в городе Весны. Озеро Титикака: остров Солнца. Каньон Колька. Цветущие «канделябры».(1 часа)
Чили. Соленые озера Анд: Лагуна-Колорада, Лагуна-Верде, полигональный солончак. Атакама: гаруа или 400 лет без дождей. Дымящая гора. Горы Пайне. Пенитентес – «кающиеся грешники» Анд. Остров Пасхи: загадки истории.
Тема №6. Северная Америка (3 часа).
Канадский Арктический архипелаг. Ледяные пустыни острова Элсмир.(1 часа)
Канада: Дельта Маккензи, пинго – вечнозеленые острова Канады. Река Наханни – «двойной гром». Уэстерн-Брук. Озерный край Банф: альпийский самоцвет. Ниагара – «Гремящая вода».
США. Глейшер-Бей: зеленые фьорды и бескрайние льды Аляски. Хребет Брукс. Дым, пепел и взрывы Катмая.(1 часа)
Йосемитская долина – страна чудес. Что означает Йосемити? Пурпурные тени Хаф-Дома. Скала-гигант. Пляшущая вода: каскады Аппер-Йосемите и Лоуэр-Йосемите.
Йелоустон – наглядное пособие по геологии. Гранд-Призматик. Обсидиан-Клифф – «стеклянная» гора. Олд-Фейтфул: надежный гейзер. «Террасы Минервы». Деревья, превратившиеся в камень. Башня дьявола.
Арки и каменная радуга пустыни Юты. Красные столбы каньона Брайс. Великий ступенчатый путь. Пещера Лечугилья – опасный путь. Гранд-Каньон. Бисти-Уайлдернесс: пейзаж в лунных тонах.
Аризонский кратер и долина памятников. Каньон Де Челли. Крейтер: озеро-вулкан. Долина смерти. Уайт-Сандс: гипсовая пустыня. Озеро Моно: двойное великолепие.(1 часа)
Мамонтова пещера: подземный пейзаж. Эверглейдс – «травяные воды». Мангровый лабиринт Флориды.
Гавайские вулканы. Центральная Америка. Мексиканский каньон Кобре. Коста-Рика: вулкан Поас.
Тема №7. Загадочная Африка.(1 час)
Тассилин-Аджер: загадка Сахары. Нагорье Ахаггар. Египет. Египет – «дар» Нила. Каир: «Столица» Африки. Пирамиды в Гизе. Храмы Карнака и Луксора. Тунис: наследие Карфагена.
Марокко: «красный» город, ущелье Дадес. Алжир: оазис Улад-Саид. Эфиопия: озеро Асаль, Данакиль – «земля ужаса, тягот, смерти», Эрта-Але.
Кения: озеро Рудольф, щелочные озера Восточной Африки. Конго: Рувензори – «Лунные горы» Африки, «могучая река». Гана: «золотой» берег Африки. Замбия: водопад Виктория.
Танзания – заповедная страна: Нгоро-нгоро – «живая лаборатория», вулкан Ол-Дойньо-Ленгай – «Гора Бога», плато Серенгети. Намибия: Берег скелетов, котловина Этоша – «озеро миражей». Ботсвана: пустыня Калахари, Окаванго – прибежище жизни. Зимбабве: холмы Матопо – «гранитная могила», Водопад Виктория - «Дым, который гремит».
ЮАР: Монт-о-Сурс – Чертов Зуб, Столовая гора, пещеры Кэнго, каньон реки Блайд. Сейшелы. Атолл Альдабра.
Затерянные миры Мадагаскара: земли тсинги. Килиманджаро – «сверкающая» гора
Тематическое планирование c определением основных видов деятельности учащихся
№ занятия | Тема курса | Вид деятельности учащегося |
1. | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО. Критерии отбора. | Игра «Самый умный» |
2. | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО в РФ. | Работа с картой |
3. | Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников | Экскурсия |
4. | Игра. | |
5. | Изучение литературы. | |
6. | Озеро Байкал | Творческая мастерская. |
7. | Фотовыставка, работа в Интернет, создание презентации | |
8. | Изучение литературы. | |
9. | Геодезическая дуга Струве. Объект 9 стран. | Работа в Интернет, создание презентации |
10. | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО в Европе. Великобритания. | Игра. |
11. | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Германии: кафедральные соборы. | Виртуальная экскурсия. |
12. | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Греции: археологические памятники. | Фотовыставка, работа в Интернет, создание презентации |
13. | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Испании: старинные города. | Игра |
14. | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Италии: исторические центры городов. | Виртуальная экскурсия |
15. | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО: Венеция и её лагуна. | Создание презентации |
16. | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Нидерланды: ветряные мельницы, концентрические каналы | Зарисовки |
17. | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Франции: дворцово-парковые комплексы. | Творческая мастерская |
18. | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Франции: исторические центры городов. | Работа с картой |
19. | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Чехии: исторический центр Праги. | Виртуальная экскурсия |
20. | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Австралии: национальные парки. | Игра |
21. | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Австралии: Большой Барьерный риф. | Сообщения |
22. | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Израиль: старый город в Иерусалиме и его крепостные стены | Творческая мастерская |
23. | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Индии: храм солнца, пещерные храмы. | Рассказ |
24. | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Китая: дворцы. | Виртуальная экскурсия |
25. | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Китая: Великая китайская стена. | Изучение литературы |
26. | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Таиланда: резерваты дикой природы. | Виртуальная экскурсия |
27. | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Японии: Мемориал Мира в Хиросиме. | Рассказ |
28. | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО: город Бразилиа. | Творческая мастерская |
29. | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Перу: Мачу-Пикчу, Куско. | Знакомство с памятниками по фотографиям, чтение исторических очерков |
30. | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Канады: национальные парки. | Фотовыставка, работа в Интернет. |
31. | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Мексики: доиспанский город Чичен-Ица. | Знакомство с памятниками по фотографиям, чтение исторических очерков |
32. | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО США: национальные парки. | Виртуальная экскурсия. |
33. | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Африки. | Работа с журналами ГЕО. |
34. | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО | Защита проектов. |
Тематическое планирование внеурочной деятельности
№ | Название тем | Количество часов |
1. | Введение. Туристско-рекреационный потенциал Земного шара | 1 |
2. | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО России. | 7 |
3. | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Европы. | 11 |
4. | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Австралии. | 2 |
5. | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Азии | 6 |
6. | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Южной Америки. | 2 |
7. | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Северной Америки | 3 |
8. | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Африки | 1 |
9. | Итоговое занятие | 1 |
| Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | |
Теория | Практика | |||
1 | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО. Критерии отбора. | 1 | | |
2 | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО в РФ. | 1 | 1 | |
3 | Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников | 1 | | |
4 | | 1 | | |
5 | 1 | | | |
6 | Озеро Байкал | 1 | 1 | |
7 | | 1 | | |
8 | 1 | | | |
9 | Геодезическая дуга Струве. Объект 9 стран. | 1 | | |
10 | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО в Европе. Великобритания. | 1 | 1 | |
11 | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Германии: кафедральные соборы. | 1 | | |
12 | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Греции: археологические памятники. | 1 | 1 | |
13 | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Испании: старинные города. | 1 | | |
14 | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Италии: исторические центры городов. | 1 | 1 | |
15 | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО: Венеция и её лагуна. | | 1 | |
16 | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Нидерланды: ветряные мельницы, концентрические каналы | 1 | 1 | |
17 | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Франции: дворцово-парковые комплексы. | 1 | | |
18 | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Франции: исторические центры городов. | | 1 | |
19 | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Чехии: исторический центр Праги. | 1 | | |
20 | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Австралии: национальные парки. | 1 | | |
21 | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Австралии: Большой Барьерный риф. | | 1 | |
22 | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Израиль: старый город в Иерусалиме и его крепостные стены | 1 | | |
23 | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Индии: храм солнца, пещерные храмы. | 1 | 1 | |
24 | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Китая: дворцы. | 1 | | |
25 | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Китая: Великая китайская стена. | | 1 | |
26 | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Таиланда: резерваты дикой природы. | | 1 | |
27 | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Японии: Мемориал Мира в Хиросиме. | 1 | | |
28 | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО: город Бразилиа. | | 1 | |
29 | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Перу: Мачу-Пикчу, Куско. | 1 | | |
30 | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Канады: национальные парки. | | 1 | |
31 | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Мексики: доиспанский город Чичен-Ица. | 1 | | |
32 | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО США: национальные парки. | 1 | 1 | |
33 | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Африки. | 1 | | |
34 | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО | | 1 | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Информационное обеспечение курса. Данный курс обеспечен следующими информационными материалами:
· набором научных и научно-популярных видеофильмов о природных условиях, достопримечательностях различных стран мира,
· научно-популярными книгами, статьями и прочими материалами о достопримечательностях мира и России, в том числе современными справочниками “Страны мира”, “Столицы мира”.
· программой GoogleEarth 5.1.
· интернет-ресурсами.
Список литературы
Весь мир: Страны. Флаги. Гербы. – Мн.: Харвест, 1999. (энциклопедический словарь)
География. Еженедельная методическая газета для учителей географии, экологии и природоведения Издательского Дома “Первое сентября”. № 19, № 20, № 42 – 2004.
И.В. Душина, Т.Л. Смоктунович. География. 7 класс. Материки, океаны, народы и страны: Страноведение. М.: Вентана-Граф, 2007, 288 с.
И.В. Душина, Т.Л. Смоктунович. Народы мира. Книга для чтения по географии. М.: Баласс, 2004 г., 272 с.
Кузнецов А.П. Хрестоматия по экономической географии зарубежных стран. 2004.
Кузнецов А.П. География: Земля и люди. М.: «Просвещение», 2007. 175 с.
Максаковский В.П. Географическая картина мира. Ярославль: Верхняя Волга, 1998.
Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира.- М.: Просвещение, 2001.
Максаковский В.П. Развитие и география международного туризма. / География в школе.
Родин И.О., Пименова Т.М. Все страны мира. – М.: Вече, 2003.
Самые красивые места мира. М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2007 г., 180 с.
Самые красивые места планеты. М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2007 г., 480 с.
Томилин А.Н. Как люди изучали свою Землю. М.: Просвещение, 2008. 160 с.
Уильямс Л. Науки о Земле без тайн. М.: Эксмо, 2009. 432 с.
Энциклопедия чудес природы. М.: ЗАО «Издательский дом Ридерз дайджест», 2000 г., 456 с.
Материально-технические средства обучения
мультимедийный проектор;
компьютер;
"Согласовано"
Протокол заседания ШМК
естественных наук
от "30" августа 2017 г.
№1
"Согласовано"
Заместитель директора по УВР
__________Е.П. Зубрилина
"30" августа 2017 г.