ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №50 ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА Н.А.ЗЛОБИНА»
(ГБПОУ ПК №50 ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА Н.А.ЗЛОБИНА)
РАССМОТРЕНО Предметной (цикловой) комиссией преподавателей общеобразовательных, гуманитарных и естественнонаучных учебных дисциплин, физического воспитания и обеспечения безопасности жизнедеятельности Протокол №1 от « 29 » августа 2023г.
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОУП.09 ФИЗИКА
(базовый уровень)
по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей
Москва, 2023 г.
Рабочая программа учебного предмета ОУП.09 Физика разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413) (с изменениями и дополнениями), Федеральной образовательной программы среднего общего образования, на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 09.12.2016 № 1568 (зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2016 № 44946)
Составитель: Т.Н.Максименкова, преподаватель высшей квалификационной категории, ГБПОУ ПК № 50 имени дважды Героя Социалистического Труда Н.А.Злобина.
СОДЕРЖАНИЕ
|
Стр. |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА |
4 |
2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА |
13 |
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА |
14 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА |
21 |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА |
23 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОУП.09 ФИЗИКА
1.1. Область применения программы.
Программа общеобразовательного учебного предмета ОУП.09 Физика предназначена для изучения физики в ГБПОУ ПК №50 имени дважды героя Социалистического труда Н.А.Злобина, реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования при подготовке специалистов ППССЗ по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.
1.2. Место учебного предмета в структуре образовательной программы.
Учебный предмет ОУП.09 Физика является обязательным в предметной области «Естественно -научные предметы» ФГОС среднего общего образования.
В структуре образовательной программы ППССЗ предмет входит в общеобразовательный цикл, является обязательным учебным предметом.
1.3. Цели и задачи учебного предмета – требования к результатам освоения предмета.
Цель учебного предмета:
‒ формирование личностных, метапредметных и предметных результатов обучения на базовом уровне, способствующих формированию общих и профессиональных компетенций.
Основными целями изучения физики на базовом уровне являются:
- формирование интереса и стремления обучающихся к научному изучению природы, развитие их интеллектуальных и творческих способностей;
- развитие представлений о научном методе познания и формирование
исследовательского отношения к окружающим явлениям;
- формирование научного мировоззрения как результата изучения основ
строения материи и фундаментальных законов физики;
- формирование умений объяснять явления с использованием физических
знаний и научных доказательств;
- формирование представлений о роли естественных наук, техники и технологий.
воспитание чувства гордости за российскую физическую науку.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач в процессе изучения курса физики
- приобретение системы знаний об общих физических закономерностях, законах, теориях, включая механику, молекулярную физику, электродинамику, квантовую физику и элементы астрофизики;
- формирование умений применять теоретические знания для объяснения физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;
- освоение способов решения различных задач с явно заданной физической моделью, задач, подразумевающих самостоятельное создание физической модели, адекватной условиям задачи;
- понимание физических основ и принципов действия технических устройств и технологических процессов, их влияния на окружающую среду;
- овладение методами самостоятельного планирования и проведения физических экспериментов, анализа и интерпретации информации, определения достоверности полученного результата.
Актуальность учебного предмета: физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире на основе описательной, систематизирующей, объяснительной и прогностической функций физической теории; она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения, представлений о физической картине мира в общем ряду современных естественно-научных представлений о природе, вооружает обучающихся научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире в экономической, технологической, социальной и этической сферах деятельности человека.
Освоение содержания учебного предмета ОУП.09 Физика обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов и универсальных учебных действий:
Личностных результатов (ЛР):
ЛР 01 Гражданское воспитание:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
принятие традиционных общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
ЛР 02 Патриотическое воспитание:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма;
ценностное отношение к государственным символам; достижениям России в физике и технике.
ЛР 03 Духовно-нравственное воспитание:
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, в том числе в деятельности ученого;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего.
ЛР 04 Эстетическое воспитание:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного творчества, присущего физической науке.
ЛР 05 Трудовое воспитание:
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе связанным с физикой и техникой, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию в области физики на протяжении всей жизни.
ЛР 06 Экологическое воспитание:
сформированность экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;
расширение опыта деятельности экологической направленности на основе имеющихся знаний по физике.
ЛР 07 Ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития физической науки;
осознание ценности научной деятельности, готовность в процессе изучения физики осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
Метапредметных результатов (МР):
Универсальные познавательные действия
МР 01 - Базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.
МР 02 - Базовые исследовательские действия:
владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами физической науки;
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности в области физики; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения задач физического содержания, применению различных методов познания;
владеть видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных проектов в области физики;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности, в том числе при изучении физики;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;
уметь переносить знания по физике в практическую область жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
МР 03 - Работа с информацией:
владеть навыками получения информации физического содержания из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
оценивать достоверность информации;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
создавать тексты физического содержания в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации.
Универсальные коммуникативные действия
МР 04 - Общение:
осуществлять общение на уроках физики и во внеурочной деятельности;
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.
МР 05 - Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Универсальные регулятивные действия
МР 06 - Самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность в области физики и астрономии, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи;
самостоятельно составлять план решения расчетных и качественных задач, план выполнения практической работы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать на себя ответственность за решение;
оценивать приобретенный опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в области физики, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
МР 07 - Самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
МР 08 - Принятие себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
признавать свое право и право других на ошибки.
Предметных результатов (ПР):
ПР 01 – демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей, целостность и единство физической картины мира;
ПР 02 - учитывать границы применения изученных физических моделей:
материальная точка, инерциальная система отсчёта, абсолютно твёрдое тело, идеальный газ, модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел, точечный
электрический заряд, луч света, точечный источник света, ядерная модель атома, нуклонная модель атомного ядра при решении физических задач;
ПР 03 - распознавать физические явления (процессы) и объяснять их на основе законов механики, молекулярно-кинетической теории строения вещества и электродинамики: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение,
свободное падение тел, движение по окружности, инерция, взаимодействие
тел, диффузия, броуновское движение, строение жидкостей и твёрдых тел, изменение объёма тел при нагревании (охлаждении), тепловое равновесие,
испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде, связь между параметрами состояния газа в изопроцессах, электризация тел, взаимодействие зарядов, законов электродинамики и квантовой физики: электрическая проводимость, тепловое, световое, химическое, магнитное действия тока, взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и движущийся заряд, электромагнитные колебания и волны, прямолинейное распространение света, отражение, преломление, интерференция, дифракция и поляризация света, дисперсия света, фотоэлектрический эффект (фотоэффект), световое давление, возникновение линейчатого спектра атома водорода, естественная и искусственная радиоактивность;
ПР 04 - описывать механическое движение, используя физические величины: координата, путь, перемещение, скорость, ускорение, масса тела, сила, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
ПР 05 - описывать изученные тепловые свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: давление газа, температура, средняя кинетическая энергия хаотического движения молекул, среднеквадратичная скорость молекул, количество теплоты, внутренняя энергия, работа газа, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинам;
ПР 06 -описывать изученные электрические свойства вещества и электрические явления (процессы), используя физические величины: электрический заряд, электрическое поле, напряжённость поля, потенциал, разность потенциалов; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
ПР 07 - описывать изученные свойства вещества (электрические, магнитные, оптические, электрическую проводимость различных сред) и электромагнитные явления (процессы), используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, разность потенциалов, электродвижущая сила, работа тока, индукция магнитного поля, сила Ампера, сила Лоренца, индуктивность катушки, энергия электрического и магнитного полей, период и частота колебаний в колебательном контуре, заряд и сила тока в процессе гармонических электромагнитных колебаний, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы, указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
ПР 08 - описывать изученные квантовые явления и процессы, используя физические величины: скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, энергия и импульс фотона, период полураспада, энергия связи атомных ядер, при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы, указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
ПР 09 - анализировать физические процессы и явления, используя физические законы и принципы: закон всемирного тяготения, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, принцип суперпозиции сил, принцип равноправия инерциальных систем отсчёта,
молекулярно-кинетическую теорию строения вещества, газовые законы, связь средней кинетической энергии теплового движения молекул с абсолютной
температурой, первый закон термодинамики, закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, при этом различать словесную формулировку закона, его математическое выражение и условия (границы, области) применимости;
ПР 10 - анализировать физические процессы и явления, используя физические законы и принципы: закон Ома, законы последовательного и параллельного соединения проводников, закон Джоуля–Ленца, закон электромагнитной индукции, закон прямолинейного распространения света, законы отражения света, законы преломления света, уравнение Эйнштейна для фотоэффекта, закон сохранения энергии, закон сохранения импульса, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, постулаты Бора, закон радиоактивного распада, при этом различать словесную формулировку закона, его математическое выражение и условия (границы, области) применимости;
ПР 11 - объяснять основные принципы действия машин, приборов и технических устройств; различать условия их безопасного использования в повседневной жизни;
ПР12 - определять направление вектора индукции магнитного поля проводника с током, силы Ампера и силы Лоренца; строить и описывать изображение, создаваемое плоским зеркалом, тонкой линзой;
ПР 13 - выполнять эксперименты по исследованию физических явлений и процессов с использованием прямых, и косвенных измерений, при этом формулировать проблему/задачу и гипотезу учебного эксперимента, собирать установку из предложенного оборудования, проводить опыт и формулировать выводы;
ПР 14 - осуществлять прямые и косвенные измерения физических величин, при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать известные методы оценки погрешностей измерений;
ПР 15 - исследовать зависимости между физическими величинами с использованием прямых измерений, при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
ПР 16 - соблюдать правила безопасного труда при проведении исследований в рамках учебного эксперимента, учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием измерительных устройств и лабораторного оборудования;
ПР 17 - решать расчётные задачи с явно заданной физической моделью, используя физические законы и принципы, на основе анализа условия задачи выбирать физическую модель, выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, проводить расчёты и оценивать реальность полученного значения физической величины;
ПР 18 - решать качественные задачи: выстраивать логически непротиворечивую цепочку рассуждений с опорой на изученные законы, закономерности и физические явления;
ПР 19 - использовать при решении учебных задач современные информационные технологии для поиска, структурирования, интерпретации и представления учебной и научно-популярной информации, полученной из различных источников, критически анализировать получаемую информацию;
ПР 20 - приводить примеры вклада российских и зарубежных учёных-физиков в развитие науки, объяснение процессов окружающего мира, в развитие техники и технологий;
ПР 21 - использовать теоретические знания по физике в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
ПР 22 - работать в группе с выполнением различных социальных ролей, планировать работу группы, рационально распределять обязанности и планировать деятельность в нестандартных ситуациях, адекватно оценивать вклад каждого из участников группы в решение рассматриваемой проблемы.
Процесс изучения учебного предмета направлен на формирование у обучающихся следующих общих компетенций, включавших в себя способность:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
1.4 Количество часов на освоение программы учебного предмета ОУП.09 Физика:
объем учебной нагрузки обучающегося – 162 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 144 часов
теоретическое обучение – 88 часов
практические занятия – 56 часов
самостоятельной работы обучающегося – не предусмотрена.
промежуточная аттестация по предмету проводится в форме экзамена -18 часов.
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОУП.09 ФИЗИКА
Наименование разделов и тем |
Количество часов на освоение учебного материала |
Теория |
Практические занятия |
Введение. Физика и методы научного познания |
2 |
2 |
0 |
Раздел 1. Механика |
20 |
12 |
8 |
Тема 1.1 Основы кинематики |
8 |
6 |
2 |
Тема 1.2 Основы динамики |
6 |
2 |
4 |
Тема 1.3 Законы сохранения в механике |
6 |
4 |
2 |
Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика |
24 |
16 |
8 |
Тема 2.1 Основы молекулярно - кинетической теории |
6 |
4 |
2 |
Тема 2.2 Основы термодинамики |
8 |
4 |
4 |
Тема 2.3 Агрегатные состояния вещества и фазовые переходы |
10 |
8 |
2 |
Раздел 3. Электродинамика |
54 |
32 |
22 |
Тема 3.1 Электрическое поле |
12 |
8 |
4 |
Тема 3.2 Законы постоянного тока |
20 |
8 |
12 |
Тема 3.3 Электрический ток в различных средах |
4 |
4 |
0 |
Тема 3.4 Магнитное поле |
8 |
6 |
2 |
Тема 3.5 Электромагнитная индукция |
10 |
6 |
4 |
Раздел 4. Колебания и волны |
16 |
12 |
4 |
Тема 4.1 Механические колебания и волны |
4 |
4 |
0 |
Тема 4.2 Электромагнитные колебания и волны |
12 |
8 |
4 |
Раздел 5. Оптика |
10 |
6 |
4 |
Тема 5.1 Природа света |
4 |
2 |
2 |
Тема 5.2 Волновые свойства света |
4 |
2 |
2 |
Тема 5.3 Основы специальной теории относительности |
2 |
2 |
0 |
Раздел 6. Квантовая физика |
12 |
6 |
6 |
Тема 6.1 Квантовая оптика |
6 |
2 |
4 |
Тема 6.2 Физика атома и атомного ядра |
6 |
4 |
2 |
Раздел 7. Строение Вселенной |
6 |
2 |
4 |
Тема 7.1 Строение Солнечной системы |
2 |
2 |
0 |
Тема 7.2 Эволюция Вселенной |
4 |
0 |
4 |
Всего |
144 |
88 |
56 |
Форма промежуточной аттестации – экзамен |
18 |
|
|
Объем образовательной программы |
162 |
|
|
3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОУП.09 ФИЗИКА
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) |
Объем, акад. ч / в том числе в форме практической подготовки, ак. ч1 |
Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы |
1 |
2 |
3 |
4 |
Введение. Физика и методы научного познания |
Содержание учебного материала, |
2 |
ЛР01, ЛР02, ЛР03,ЛР04, ЛР05, ЛР07, МР01,МР02, МР05, МР06, МР07, ПР01, ПР02, ПР03, ПР10, ОК02, ОК 03, ОК 04, ОК 07, ОК11. |
Физика — фундаментальная наука о природе. Естественно-научный метод познания, его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физическая величина. Физические законы. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Понятие о физической картине мира. Погрешности измерений физических величин. Значение физики при освоении профессий СПО. |
2 |
||
Раздел 1. Механика |
20/8 |
ЛР01, ЛР03, ЛР04,ЛР05, ЛР07, ЛР08, МР01,МР02, МР03,МР04, МР06, Р07,МР08, ПР01,ПР02, ПР03,ПР04, ПР10,ПР12-ПР22, ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК04, ОК 06,ОК 07, ОК09
|
|
Тема 1.1 Основы кинематики |
Содержание учебного материала |
8/2 |
|
Механическое движение и его виды. Материальная точка. Скалярные и векторные физические величины. Относительность механического движения. Система отсчета. Принцип относительности Галилея. Способы описания движения. Траектория. Путь. Перемещение. Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Уравнение движения. Мгновенная и средняя скорости. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Движение с постоянным ускорением свободного падения. Равномерное движение точки по окружности, угловая скорость. Центростремительное ускорение. Кинематика абсолютно твердого тела |
6 |
||
В том числе практических и лабораторных занятий |
2 |
||
Практическое занятие №1 Решение задач по теме «Графическое решение задач на движение» |
2 |
||
Тема 1.2 Основы динамики |
Содержание учебного материала |
6/4 |
|
Основная задача динамики. Сила. Масса. Законы механики Ньютона. Силы в природе. Сила тяжести и сила всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Движение планет и малых тел Солнечной системы. Вес. Невесомость. Силы упругости. Силы трения |
2 |
||
В том числе практических и лабораторных занятий |
4 |
||
Лабораторная работа №1 «Измерение коэффициента трения скольжения». |
4 |
||
Тема 1.3 Законы сохранения в механике |
Содержание учебного материала |
6/2 |
|
Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа и мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Работа силы тяжести и силы упругости. Консервативные силы. Применение законов сохранения. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований, границы применимости классической механики. Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для использования простых механизмов, инструментов, транспортных средств |
4 |
||
В том числе практических и лабораторных занятий |
2 |
|
|
Практическое занятие №2 Решение задач с профессиональной направленностью по теме: «Законы сохранения в механике». |
2 |
||
Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика
|
24/8 |
ЛР01, ЛР02, ЛР03, ЛР08, ЛР04,ЛР05, ЛР06,ЛР07, МР01,МР02, МР03,МР04, МР05,МР06, МР 07,МР 08, ПР 01,ПР 02, ПР03, ПР05, ПР10,ПР12-ПР22, ОК 01, ОК02, ОК 03, ОК04, ОК 06, ОК 07, ОК09, ОК11.
|
|
Тема 2.1 Основы молекулярно - кинетической теории |
Содержание учебного материала |
6/2 |
|
Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и атомов. Броуновское движение. Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Температура и ее измерение. Абсолютный нуль температуры. Термодинамическая шкала температуры. Скорости движения молекул и их измерение. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы и их графики. Газовые законы. Молярная газовая постоянная |
4 |
||
В том числе практических и лабораторных занятий |
2 |
||
Лабораторное занятие №2 «Изучение одного из изопроцессов». |
2 |
||
Тема 2.2 Основы термодинамики |
Содержание учебного материала |
8/4 |
|
Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа. Работа и теплота как формы передачи энергии. Теплоемкость. Удельная теплоемкость. Количество теплоты. Уравнение теплового баланса. Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. Второе начало термодинамики. Принцип действия тепловой машины. Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Холодильные машины. Охрана природы |
4 |
||
В том числе практических и лабораторных занятий |
4 |
||
Практическое занятие №3 Принцип действия тепловых машин. |
2 |
||
Практическое занятие №4 Решение задач с профессиональной направленностью по теме «Основы термодинамики». |
2 |
||
Тема 2.3 Агрегатные состояния вещества и фазовые переходы |
Содержание учебного материала |
10/2 |
|
Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Приборы для определения влажности воздуха. Точка росы. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Критическое состояние вещества. Перегретый пар и его использование в технике. Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя. Ближний порядок. Поверхностное натяжение. Смачивание. Явления на границе жидкости с твердым телом. Капиллярные явления. Характеристика твердого состояния вещества. Кристаллические и аморфные тела. Упругие свойства твердых тел. Закон Гука. Механические свойства твердых тел. Пластическая (остаточная) деформация. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Коэффициент линейного расширения. Коэффициент объёмного расширения. Учет расширения в технике. Плавление. Удельная теплота плавления. Кристаллизация. Практическое применение в повседневной жизни физических знаний о свойствах газов, жидкостей и твердых тел |
8 |
||
В том числе практических и лабораторных занятий |
2 |
||
Лабораторное занятие №3 «Измерение влажности воздуха». |
2 |
||
Раздел 3. Электродинамика |
54/22 |
ЛР01, ЛР02, ЛР03, ЛР04, ЛР05ЛР06, ЛР07, ЛР08 МР 01, МР02, МР 03, МР 04, МР05, МР 06, МР 07, МР 08, ПР01, ПР02, ПР03, ПР06, ПР09, ПР10, ПР12-ПР22, ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК05, ОК 06, ОК 07, ОК 09. |
|
Тема 3.1 Электрическое поле |
Содержание учебного материала |
12/4 |
|
Электрические заряды. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Электрическая постоянная. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля. Электроемкость. Единицы электроемкости. Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля. Применение конденсаторов
|
8 |
||
В том числе практических и лабораторных занятий |
4 |
||
Лабораторное занятие № 4 «Определение электрической емкости конденсаторов». |
2 |
||
Практическое занятие №5 Решение задач с профессиональной направленностью по теме: «Электростатика». |
2 |
||
Тема 3.2 Законы постоянного тока |
Содержание учебного материала |
20/12 |
|
Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила тока и плотность тока. Закон Ома для участка цепи. Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника. Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры. Температурный коэффициент сопротивления. Сверхпроводимость. Работа и мощность постоянного тока. Тепловое действие тока. Закон Джоуля—Ленца. Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. Электрические цепи. Параллельное и последовательное соединение проводников. Законы Кирхгофа для узла. Соединение источников электрической энергии в батарею |
8 |
||
В том числе практических и лабораторных занятий |
12 |
||
Практическое занятие №6 Решение задач с профессиональной направленностью по теме «Соединение проводников». |
4 |
||
Итого в 1 семестре |
68 |
||
Лабораторное занятие №5 «Изучение параллельного и последовательного соединения проводников». |
4 |
||
Лабораторное занятие №6 «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника напряжения». |
4 |
||
Тема 3.3 Электрический ток в различных средах |
Содержание учебного материала |
4 |
|
Электрический ток в металлах, в электролитах, газах, в вакууме. Электролиз. Закон электролиза Фарадея. Электрохимический эквивалент. Виды газовых разрядов. Термоэлектронная эмиссия. Плазма. Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимости. Р-n переход. Применение полупроводников. Полупроводниковые приборы |
4 |
||
Тема 3.4 |
Содержание учебного материала, в том числе профессионально – ориентированное |
8/2 |
|
Магнитное поле |
Вектор индукции магнитного поля. Напряженность магнитного поля. Действие магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Взаимодействие токов. Сила Ампера. Применение силы Ампера. Магнитный поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Применение силы Лоренца. Определение удельного заряда. Магнитные свойства вещества. Магнитная проницаемость. Солнечная активность и её влияние на Землю. Магнитные бури |
6 |
ЛР01, ЛР02, ЛР03, ЛР04, ЛР05ЛР06, ЛР07, ЛР08 МР01, МР02, МР03, МР04, МР05, МР06, МР07, МР08, ПР01, ПР02, ПР03, ПР04, ПР07, ПР10-ПР22, ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК04, ОК05, ОК 06, ОК 07, ОК 09. |
В том числе практических и лабораторных занятий |
2 |
||
Практическое занятие №7 по теме «Магнитное поле» |
2 |
||
Тема 3.5 Электромагнитная индукция |
Содержание учебного материала |
10/4 |
|
Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока. Взаимосвязь электрических и магнитных полей. Электромагнитное поле. |
6 |
||
В том числе практических и лабораторных занятий |
4 |
||
Лабораторное занятие № 7 «Изучение явления электромагнитной индукции» |
2 |
||
Практическое занятие №8 Решение задач с профессиональной направленностью по теме: «Электромагнитная индукция» |
2 |
||
Раздел 4. Колебания и волны |
16/4 |
|
|
Тема 4.1 Механические колебания и волны |
Содержание учебного материала, в том числе профессионально – ориентированное |
4 |
ЛР01, ЛР02, ЛР03, ЛР04, ЛР05ЛР06, ЛР07, ЛР08 МР01, МР02, МР03, МР 04, МР05, МР06, МР07, МР08, ПР01, ПР02, ПР03, ПР10-ПР22, ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК04, ОК05, ОК 06, ОК 07, ОК 09. |
Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Свободные затухающие механические колебания. Математический маятник. Пружинный маятник. Вынужденные механические колебания. Резонанс. Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Звуковые волны. Ультразвук и его применение. |
4 |
||
Тема 4.2 Электромагнитные колебания и волны |
Содержание учебного материала |
12/4 |
|
Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Формула Томсона. Затухающие электромагнитные колебания. Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Вынужденные электрические колебания. Переменный ток. Генератор переменного тока. Емкостное и индуктивное сопротивления переменного тока. Активное сопротивление. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока. Резонанс в электрической цепи. Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение, передача и распределение электроэнергии. Электромагнитное поле как особый вид материи. Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Вибратор Герца. Открытый колебательный контур. Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Принцип радиосвязи. Применение электромагнитных волн |
8 |
||
В том числе практических и лабораторных занятий |
4 |
||
Практическое работа №9 «Изучение работы трансформатора». |
2 |
||
Практическое занятие №10 Решение задач с профессиональной направленностью по теме «Электромагнитные колебания» |
2 |
||
Раздел 5. Оптика |
10/4 |
|
|
Тема 5.1 Природа света |
Содержание учебного материала |
4/2 |
ЛР01, ЛР02, ЛР03, ЛР04, ЛР05ЛР06, ЛР07, ЛР08 МР01, МР02, МР03, МР 04, МР05, МР06, МР07, МР08, ПР01, ПР02, ПР03, ПР10-ПР22, ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК04, ОК05, ОК 06, ОК 07, ОК 09 |
Точечный источник света. Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света. Солнечные и лунные затмения. Принцип Гюйгенса. Полное отражение. Линзы. Построение изображения в линзах. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Телескопы. Сила света. Освещённость. Законы освещенности |
2 |
||
В том числе практических и лабораторных занятий |
2 |
||
Практическое занятие №11 «Линзы». |
2 |
||
Тема 5.2 Волновые свойства света |
Содержание учебного материала |
4/2 |
|
Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Понятие о голографии. Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление. Поляроиды. Дисперсия света. Виды излучений. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Спектральный анализ. Спектральные классы звезд. Ультрафиолетовое излучение. Инфракрасное излучение. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства. Шкала электромагнитных излучений |
2 |
||
В том числе практических и лабораторных занятий |
2 |
||
Практическое занятие №12 Спектры. Электромагнитные излучения. |
2 |
||
Тема 5.3 Основы специальной теории относительности |
Содержание учебного материала |
2 |
|
Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Постулаты Эйнштейна. Пространство и время специальной теории относительности. Связь массы и энергии свободной частицы. Энергия покоя. |
2 |
||
Раздел 6. Квантовая физика |
12/6 |
||
Тема 6.1 Квантовая оптика |
Содержание учебного материала |
6/4 |
ЛР01, ЛР02, ЛР03, ЛР04, ЛР05ЛР06, ЛР07, ЛР08 МР01, МР02, МР03, МР04, МР05, МР06, МР07, МР08, ПР01, ПР02, ПР03, ПР08, ПР10-ПР22, ОК 01, ОК02, ОК 03, ОК04, ОК05, ОК 06, ОК 07,ОК 09 |
Квантовая гипотеза Планка. Тепловое излучение. Корпускулярно-волновой дуализм. Фотоны. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Давление света. Химическое действие света. Опыты П.Н. Лебедева и Н.И. Вавилова. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов. Применение фотоэффекта |
2 |
||
В том числе практических и лабораторных занятий |
4 |
||
Практическое занятие №13 по теме: «Фотоэффект» |
4 |
||
Тема 6.2 Физика атома и атомного ядра |
Содержание учебного материала |
6/2 |
|
Развитие взглядов на строение вещества. Модели строения атомного ядра. Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты Э. Резерфорда. Модель атома водорода по Н. Бору. Квантовые постулаты Бора. Лазеры. Радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Радиоактивные превращения. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова – Черенкова. Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. Ядерные реакции. Ядерная энергетика. Энергетический выход ядерных реакций. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Термоядерный синтез. Энергия звезд. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы |
4 |
||
В том числе практических и лабораторных занятий |
2 |
||
Практическое занятие №14 «Элементарные частицы». |
2 |
||
Раздел 7. Строение Вселенной |
6/4 |
||
Тема 7.1 Строение Солнечной системы |
Содержание учебного материала |
2/0 |
ЛР01, ЛР02, ЛР03, ЛР04, ЛР05ЛР06, ЛР07, ЛР08 МР01, МР02, МР03, МР04, МР05, МР06, МР07, МР08, ПР01, ПР02, ПР03, ПР12-ПР22, ОК 01, ОК02, ОК 03, ОК04, ОК 06, ОК 07, ОК09.
|
Солнечная система. Планеты, их видимое движение. Малые тела солнечной системы. Система Земля—Луна. Солнце. Солнечная активность. Источник энергии Солнца и звёзд. |
2 |
||
Тема 7.2 Эволюция Вселенной |
Содержание учебного материала |
0/4 |
|
Звёзды, их основные характеристики. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звёзд. Млечный Путь — наша Галактика. Типы галактик. Радиогалактики и квазары. Вселенная. Расширение Вселенной. Теория Большого взрыва. Масштабная структура Вселенной. Метагалактика. |
|
||
В том числе практических и лабораторных занятий |
4 |
||
Практическое занятие №15 «Изучение карты звездного неба». |
2 |
||
|
Практическое занятие №16 «Млечный Путь — наша Галактика». |
2 |
|
Итого во 2 семестре |
76 |
|
|
Всего: |
144 |
||
Промежуточная аттестация (экзамен) |
18 |
||
Объем образовательной программы |
162 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4.1. Для реализации программы учебного предмета предусмотрены:
Кабинет Физика, оснащенный
- оборудованием: рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с необходимым лицензионным программным обеспечением общего и профессионального назначения, МФУ; рабочие места по количеству обучающихся; локальная сеть с выходом в Интернет,
- техническими средствами обучения: комплект проекционного оборудования (интерактивная доска в комплекте с проектором или мультимедийный проектор с экраном или ЖК-панель);
- библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет.
4.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд Колледжа предусматривает печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе.
Основные печатные источники
1. Г.Я Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский; под ред. Н.А.Парфеньевой. -5-е изд. Физика. 10класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень. – М.: Просвещение, 2019. – 416с. – ISBN: 978-5-09-067854-4. /Текст: непосредственный.
2. Г.Я Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин; под ред. Н.А.Парфеньевой. -6-е изд. Физика. 11класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень. – М.: Просвещение, 2019.- 432с.- ISBN: 978-5-09-067855-1 /Текст: непосредственный.
Основные электронные источники
1.Викулина Л.С. Электронный учебник по физике для учащихся 10-11 классов. - URL: depositfiles.com/files/0zn2pk87g. (дата обращения: 15.08.2019). - Текст: электронный.
2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - URL: www.school – collection. Edu.ru /catalog/ pupil/ subject=30. (дата обращения: 29.08.2022). - Текст: электронный.
3. Открытая физика. – URL: www.physics.ru/coures/ op25part2/ design/ index.htm. - (дата обращения: 29.08.2022). - Текст: электронный.
4. Российская электронная школа. - URL: www.resh.edu.ru. - (дата обращения: 29.08.2022). Текст: электронный.
5. Физика. -– URL: www.fizika.ru (дата обращения: 29.08.2022). - Текст: электронный.
6. ФИПИ (ВПР 11 класс) - URL: www.fipi.ru - (дата обращения: 29.08.2022). - Текст: электронный.
7. Электронный учебник – URL: physbook.ru. - (дата обращения: 29.08.2022). Текст: электронный.
Дополнительные источники
1. В.Ф. Дмитриева. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образоват.учреждений нач.и сред.проф.образования. – М.: Академия; ОАО «Московские учебники» 2019. – 448с. - ISBN: 978-5-7695-7121-3 Текст: непосредственный.
2. Дмитриева В.Ф. Задачи по физике: учеб.пособие для образовательных учреждений среднего профессионального образования. –5-е изд.,- М.: «Академия», 2018. -336с. - ISBN: 978-5-7695-8121-2. Текст: непосредственный.
3. Г.Я. Мякишев, Физика. Колебания и волны. 11 кл. Углубленный уровень. М.,2018. - ISBN: 978-5-358-23183-2. Текст: непосредственный.
4. Г.Я. Мякишев, Физика. Электродинамика. 10-11 кл. Углубленный уровень.- М.,2018. - ISBN: 978-5-358 – 17498-6. Текст: непосредственный.
5. П.И.Самойленко, А.В.Сергеев, Сборник задач и вопросов по физике: учеб. пособие для студентов образоват. учреждений среднего профессионального образования. – 5-е изд., стереотип. -М.: Издательский центр «Академия»,2017.-176с. - ISBN: 978-5-7695-6115-3 Текст: непосредственный.
6. Т.И Трофимова, А.В.Фирсов. Физика. Сборник задач: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.: Дрофа, 2017. ISBN: 978-5-358-04367-1. Текст: непосредственный.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета раскрываются через личностные, метапредметные и предметные результаты, направленные на формирование общих компетенций по темам содержания учебного материала.
Результаты обучения |
Критерии оценки |
Методы оценки |
• личностные: ЛР01 сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; принятие традиционных общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации; умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности; ЛР02 сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма; ЛР03 ценностное отношение к государственным символам; достижениям России в физике и технике; сформированность нравственного сознания, этического поведения; способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, в том числе в деятельности ученого; осознание личного вклада в построение устойчивого будущего. ЛР04 эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного творчества, присущего физической науке. ЛР 05 интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе связанным с физикой и техникой, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; готовность и способность к образованию самообразованию в области физики на протяжении всей жизни. ЛР06 сформированность экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем; планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; расширение опыта деятельности экологической направленности на основе имеющихся знаний по физике. ЛР07 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития физической науки; осознание ценности научной деятельности, готовность в процессе изучения физики осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе. |
Критерии оценки уровней сформированности личностных результатов: 1) понимаю - имеется ясное осознание того, что нравственность проявляется в поведении человека, в отношении с другими людьми, понимание собственной ответственности за судьбу Отечества; 2) стремлюсь - стремление осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм; 3) делаю - наблюдаются самостоятельные поступки на основе морального выбора и этических норм; ответственность за последствия совершаемых поступков, потребности к саморазвитию и самосовершенствованию. Для обработки результатов тестирования используют следующие критерии: 0 баллов – обучающийся не имеет чётких нравственных ориентиров, неправильно объясняет поступки; 1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им не стремится; 2 балла - нравственные ориентиры существуют, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое;
|
Оценка сформированности личностных универсальных учебных действий: личностное самоопределение, смыслообразование, нравственно – этическая ориентация: -наблюдение - тестирование; -решения типовых диагностических задач для определения уровня развития личностных результатов.
|
• метапредметные МР 01 самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов; вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развивать креативное мышление при решении жизненных проблем. МР 02 владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами физической науки; владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности в области физики; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения задач физического содержания, применению различных методов познания; владеть видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных проектов в области физики; выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности, в том числе при изучении физики; давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт; уметь переносить знания по физике в практическую область жизнедеятельности; уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения. МР 03 владеть навыками получения информации физического содержания из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; оценивать достоверность информации; использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; создавать тексты физического содержания в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации. МР 04 осуществлять общение на уроках физики и во внеурочной деятельности; распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств. МР 05 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным. МР 06 самостоятельно осуществлять познавательную деятельность в области физики и астрономии, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи; самостоятельно составлять план решения расчетных и качественных задач, план выполнения практической работы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; давать оценку новым ситуациям; расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; делать осознанный выбор, аргументировать его, брать на себя ответственность за решение; оценивать приобретенный опыт; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в области физики, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень. МР 07 давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; МР 08 принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; признавать свое право и право других на ошибки.
|
Критерии оценки уровней сформированности метапредметных результатов: 1 Оценказа выполнение проекта. «5»: 1.Правильно поставил цель, определил задачи выполнения проекта. 2. Соблюдена технология исполнения проекта, выдержаны соответствующие этапы. 3. Проект оформлен в соответствии с требованиями. 4. Проявлены творчество, инициатива. 5. Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения. 6.Соответствует заявленной теме. «4»: 1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта. 2. Соблюдена технология исполнения проекта, этапы, но допущены незначительные ошибки, 3. Неточности в оформлении. 4. Проявлено творчество. 5. Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения соответствует заявленной теме. «3»: 1.Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта. 2.Соблюдена технология выполнения проекта, но имеются 1-2 ошибки в этапах или в оформлении. 3.Самостоятельность проявлена на недостаточном уровне. «2»: Проект не выполнен или не завершен. Критерии и нормы оценки рефератов, докладов (сообщений), презентаций. 1.Структура. 2.Наглядность. 3.Дизайн и настройка. 4.Содержание. 5.Требования к выступлению. Каждый из предложенных показателей оценивается по критерию «выполнен - частично выполнен - не выполнен», что соответствует следующему распределению баллов «2 балла - 1 балл - 0 баллов» Шкала оценивания доклада-презентации Баллы 10-9 8-7 6-5 Менее 5 Отметка 5 4 3 2
|
Оценка сформированности метапредметных учебных действий: - наблюдение - письменного/устного опроса; - оценка и анализ результатов практических занятий; - оценка и анализ результатов лабораторных занятий; -анализ познавательной деятельности -анализ поведения, общения обучающегося.
|
предметные: ПР 01 демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей, целостность и единство физической картины мира; ПР 02 учитывать границы применения изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчёта, абсолютно твёрдое тело, идеальный газ, модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел, точечный электрический заряд, луч света, точечный источник света, ядерная модель атома, нуклонная модель атомного ядра при решении физических задач; ПР 03 распознавать физические явления (процессы) и объяснять их на основе законов механики, молекулярно-кинетической теории строения вещества и электродинамики: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, диффузия, броуновское движение, строение жидкостей и твёрдых тел, изменение объёма тел при нагревании (охлаждении), тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде, связь между параметрами состояния газа в изопроцессах, электризация тел, взаимодействие зарядов, законов электродинамики и квантовой физики: электрическая проводимость, тепловое, световое, химическое, магнитное действия тока, взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и движущийся заряд, электромагнитные колебания и волны, прямолинейное распространение света, отражение, преломление, интерференция, дифракция и поляризация света, дисперсия света, фотоэлектрический эффект (фотоэффект), световое давление, возникновение линейчатого спектра атома водорода, естественная и искусственная радиоактивность; ПР 04 описывать механическое движение, используя физические величины: координата, путь, перемещение, скорость, ускорение, масса тела, сила, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами; ПР 05 описывать изученные тепловые свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: давление газа, температура, средняя кинетическая энергия хаотического движения молекул, среднеквадратичная скорость молекул, количество теплоты, внутренняя энергия, работа газа, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинам; ПР 06 описывать изученные электрические свойства вещества и электрические явления (процессы), используя физические величины: электрический заряд, электрическое поле, напряжённость поля, потенциал, разность потенциалов; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами; ПР 07 описывать изученные свойства вещества (электрические, магнитные, оптические, электрическую проводимость различных сред) и электромагнитные явления (процессы), используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, разность потенциалов, электродвижущая сила, работа тока, индукция магнитного поля, сила Ампера, сила Лоренца, индуктивность катушки, энергия электрического и магнитного полей, период и частота колебаний в колебательном контуре, заряд и сила тока в процессе гармонических электромагнитных колебаний, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы, указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами; ПР 08 описывать изученные квантовые явления и процессы, используя физические величины: скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, энергия и импульс фотона, период полураспада, энергия связи атомных ядер, при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы, указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины; ПР 09 анализировать физические процессы и явления, используя физические законы и принципы: закон всемирного тяготения, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, принцип суперпозиции сил, принцип равноправия инерциальных систем отсчёта, молекулярно-кинетическую теорию строения вещества, газовые законы, связь средней кинетической энергии теплового движения молекул с абсолютной температурой, первый закон термодинамики, закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, при этом различать словесную формулировку закона, его математическое выражение и условия (границы, области) применимости; ПР 10 анализировать физические процессы и явления, используя физические законы и принципы: закон Ома, законы последовательного и параллельного соединения проводников, закон Джоуля–Ленца, закон электромагнитной индукции, закон прямолинейного распространения света, законы отражения света, законы преломления света, уравнение Эйнштейна для фотоэффекта, закон сохранения энергии, закон сохранения импульса, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, постулаты Бора, закон радиоактивного распада, при этом различать словесную формулировку закона, его математическое выражение и условия (границы, области) применимости; ПР 11 объяснять основные принципы действия машин, приборов и технических устройств; различать условия их безопасного использования в повседневной жизни; ПР12 определять направление вектора индукции магнитного поля проводника с током, силы Ампера и силы Лоренца; строить и описывать изображение, создаваемое плоским зеркалом, тонкой линзой; ПР 13 выполнять эксперименты по исследованию физических явлений и процессов с использованием прямых, и косвенных измерений, при этом формулировать проблему/задачу и гипотезу учебного эксперимента, собирать установку из предложенного оборудования, проводить опыт и формулировать выводы; ПР 14 осуществлять прямые и косвенные измерения физических величин, при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать известные методы оценки погрешностей измерений; ПР 15 исследовать зависимости между физическими величинами с использованием прямых измерений, при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования; ПР 16 соблюдать правила безопасного труда при проведении исследований в рамках учебного эксперимента, учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием измерительных устройств и лабораторного оборудования; ПР 17 решать расчётные задачи с явно заданной физической моделью, используя физические законы и принципы, на основе анализа условия задачи выбирать физическую модель, выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, проводить расчёты и оценивать реальность полученного значения физической величины; ПР 18 решать качественные задачи: выстраивать логически непротиворечивую цепочку рассуждений с опорой на изученные законы, закономерности и физические явления; ПР 19 использовать при решении учебных задач современные информационные технологии для поиска, структурирования, интерпретации и представления учебной и научно-популярной информации, полученной из различных источников, критически анализировать получаемую информацию; ПР 20 приводить примеры вклада российских и зарубежных учёных-физиков в развитие науки, объяснение процессов окружающего мира, в развитие техники и технологий; ПР21 использовать теоретические знания по физике в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; ПР 22 работать в группе с выполнением различных социальных ролей, планировать работу группы, рационально распределять обязанности и планировать деятельность в нестандартных ситуациях, адекватно оценивать вклад каждого из участников группы в решение рассматриваемой проблемы.
|
Критерии оценки предметных результатов. Оценка устных ответов. «5»: дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий, материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком, · ответ самостоятельный. «4»: дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий, материал изложен в определенной последовательности, допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя, или дан неполный и нечеткий ответ. «3»: дан полный ответ, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, построен несвязно. «2»: ответ обнаруживает непонимание основного содержания учебного материла, · допущены существенные ошибки, которые обучающийся не может исправить при наводящих вопросах преподавателя. Оценка письменных работ. «5»: выполнил работу без ошибок и недочетов; допустил не более одного недочета; В работах с избыточной плотностью заданий допускается выставление отметки «5» в соответствии с заранее оговоренным нормативом. «4»: выполнил работу полностью, но допустил в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета или не более двух недочетов. В работах с избыточной плотностью заданий допускается выставление отметки «4» в соответствии с заранее оговоренным нормативом. «3»: правильно выполнил не менее половины работы или допустил: не более двух грубых ошибок; или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух-трех негрубых ошибок; формулы при наличии правильного ответа или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. В работах с избыточной плотностью заданий допускается выставление отметки «3» в соответствии с заранее оговоренным нормативом. «2»: допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена отметка «3»; Правильно выполнил менее части работы, достаточной для выставления отметки «3». Тестирование Оценка «5» ставится, если ученик выполнил правильно от 80% до 100% от общего числа баллов Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно от 60 % до 79% от общего числа баллов Оценка «3» ставится, если ученик выполнил правильно от 35 % до 59% от общего числа баллов Оценка «2» ставится, если ученик выполнил правильно менее 35 % от общего числа баллов или не приступил к работе, или не представил на проверку. Оценивание умений решать задачи «5»: в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом. «4»: в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, при этом задача решена, но не рациональным способом, допущено не более двух несущественных ошибок. «3»: в логическом рассуждении нет существенных ошибок, допускается существенная ошибка в математических расчетах. «2»: имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении. Оценивание экспериментальных умений (в процессе выполнения лабораторных занятий). «5»: правильно определил цель опыта и выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы. Правильно выполнил анализ погрешностей. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы). Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием). «4»: выполнил требования к оценке «5», но: Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений. Было допущено два – три недочета или более одной грубой ошибки и одного недочета. Эксперимент проведен не полностью или в описании наблюдений из опыта ученик допустил неточности, выводы сделал неполные. «3»: правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину. Работу по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений опыта были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя. «2»: допущены две или более существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, по ТБ при работе с приборами), которые обучающийся не может исправить.
|
Оценка сформированност и предметных учебных действий: - оценка и анализ результатов выполнения практических работ; - оценка и анализ результатов выполнения сообщений, докладов; - оценка и анализ результатов выполнения лабораторных занятий - анализ письменных работ - письменный опрос - устный опрос - тестирование
Промежуточная аттестация в форме экзамена.в форме экзамена. |
Код и наименование формируемых компетенций |
Раздел / Тема |
Тип оценочных мероприятий |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам |
Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3 Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3. Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5. Раздел 4. Темы 4.1., 4.2. Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3. Раздел 6. Темы 6.1., 6.2. Раздел 7. Темы 7.1., 7.2. |
- устный опрос; фронтальный опрос; наблюдение за ходом выполнения лабораторных занятий; оценка выполнения лабораторных занятий; оценка практических занятий ( решения качественных, расчетных, профессионально ориентированных задач); оценка тестовых заданий; - экзамен. |
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности |
Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3 Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3. Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5. Раздел 4. Темы 4.1., 4.2. Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3. Раздел 6. Темы 6.1., 6.2. Раздел 7. Темы 7.1., 7.2. |
|
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях |
Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3 Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3. Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5. Раздел 7. Темы 7.1., 7.2. |
|
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде |
Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3 Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3. Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5. Раздел 4. Темы 4.1., 4.2. Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3. Раздел 6. Темы 6.1., 6.2. Раздел 7. Темы 7.1., 7.2. |
|
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста |
Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3 Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3. Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5. Раздел 4. Темы 4.1., 4.2. Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3. Раздел 6. Темы 6.1., 6.2. Раздел 7. Темы 7.1., 7.2. |
|
ОК 06. Проявлять гражданско- патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения |
Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3 Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3. Раздел 3., Темы 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5. Раздел 4., Темы 4.1., 4.2. Раздел 7. Темы 7.1., 7.2. |
|
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях |
Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3 Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3. Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5. Раздел 4. Темы 4.1., 4.2. Раздел 6. Темы 6.1., 6.2. Раздел 7. Темы 7.1., 7.2. |
1 Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3
13