Рабочая программа учебного предмета «Математические представления»
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа № 4 г. Иркутска»
«Рассмотрено» Руководитель М.О. ___________Нирконен В.В. Протокол № ___ от «____»________20 ____ г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УР ГОКУ СКШ № 4 г. Иркутска ________ Н.С. Полоскова «____»_______20_____ г. | «Утверждаю» Директор ГОКУ СКШ № 4г. Иркутска __________И.В. Анучин Приказ № ___ от «___»____20_____ г. |
Рабочая программа учебного предмета
«Математические представления»
(наименование учебного предмета)
________________________________________для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, 8 и класс_______________________________________
(ступень образования / класс)
__________________________________________________________на 2023-2024 уч. год___________________________________________________________
(срок реализации программы)
Программу составила: Дроздова Н.В..
(Ф.И.О.)
Иркутск
2023 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математические представления» разработана на основе АООП образования, обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) государственного общеобразовательного казенного учреждения Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа № 4 г. Иркутска».
Цель обучения – формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
Задачи обучения:
1) сформировать представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления;
2) сформировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность;
3) сформировать способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.
2. Общая характеристика учебного предмета
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов. Изучая цифры, у обучающегося закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое.
Программа построена на основе следующих разделов: "Количественные представления", "Представления о форме", "Представления о величине", "Пространственные представления", "Временные представления".
3.Описание места учебного предмета в учебном плане
Класс | Предмет | Кол-во часов в неделю | Кол-во учебных недель | Общее кол-во часов |
8 и | Математические представления | 2 | 34 | 69 |
В системе предметов входит в обязательную часть предметных областей учебного плана. Количество часов может меняться в меньшую или большую сторону, в зависимости от расписания и праздничных дней в году.
Количество часов по четвертям
Четверть | Кол-во часов |
I четверть | 16 |
II четверть | 16 |
III четверть | 22 |
IV четверть | 15 |
Итого | 69 |
4.Личностные и предметные результаты, освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Личностные результаты:
Осознавать себя как «Я» и знать свою принадлежность к определенному полу.
Социально и эмоционально участвовать в процессе общения и совместной деятельности.
Освоить доступные социальные роли (обучающегося, одноклассника)
Мотивацию к учебной деятельности и личностный смысл учения
Самостоятельность и личную ответственность за свои поступки
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Предметные результаты:
определять и писать цифры от 10 до 20;
называть цифровой ряд до 20, раскладывать цифры в последовательности, выбирать соответствующую цифру к заданному количеству предметов;
осуществлять простейшие арифметические действия в пределах 20;
составлять и решать задачи в пределах 20 на сложение и вычитание на наглядном материале;
различать части суток, последовательность месяцев в году, соотносить действия с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам;
соотносить время с началом и концом деятельности.
математические представления о форме, величине, пространственные, временные представления;
представления об устной и письменной нумерации в пределах 20.
Базовые учебные действия:
деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом;
деятельность осуществляется по подражанию
деятельность осуществляется по образцу;
деятельность осуществляется по последовательной инструкции;
деятельность осуществляется с привлечением внимания ребенка взрослым к предмету деятельности;
самостоятельная деятельность.
5. Содержание учебного предмета
Раздел: Количественные представления
Число «19» и «20». Состав числа «19», «20». Счет прямой и обратный в пределах 20.
Сравнение двух групп множеств предметов в пределах 20.
Решение задач на сложение и вычитание в пределах 20 с использование наглядного материала.
Пересчет количества предметов в пределах 20 с называнием итогового числа.
Определение цифр от 1 до 20 и их написание.
Называние цифрового ряда, раскладывание цифр в последовательности, выбор соответствующей цифры к заданному количеству предметов.
Решение примеров и задач на сложение и вычитание в пределах 1-20 с использованием наглядного материала.
Раздел: Представление о величине
Меры стоимости. Рубль, копейка.
Меры жидкости. Литр, миллилитр.
Определение среднего по величине предмета из трех предложенных предметов.
Составление упорядоченного ряда по убыванию/по возрастанию.
Раздел: Представление о форме
Классификация геометрических тел: шар, куб, призма.
Конструирование квадрата, треугольника, прямоугольника из палочек разной величины.
Понятие: отрезок.Черчение прямой линии по линейке, соединение с помощью линейки двух точек.
Рисование геометрической фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник по опорным точкам, самостоятельно в тетради в клетку.
Раздел: Пространственные представления
Выкладывание на плоскости листа различных геометрических фигур, картинок.
Дифференциация слов, обозначающих направление движения.
Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе/другом человеке/ изображении: верх/вверху, низ/внизу, правая/левая рука/нога/сторона тела.
Определение месторасположения предметов в пространстве: близко/около, далеко/там, сверху/вверху, снизу/внизу, впереди, сзади, справа, слева.
Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево.
Ориентация на плоскости: вверху/верх, внизу/низ, в середине/центре, справа/слева, верхний/нижний, правый/ левый край листа.
Составление предмета/изображения из нескольких частей.
Составление ряда из предметов/изображений: слева направо, снизу вверх, сверху вниз.
Определение, месторасположения предметов в ряду.
Раздел: Временные представления
Определение частей суток, соотнесение названий частей суток с соответствующими картинками. Знание порядка следования частей суток.
Называние дней недели. Знание последовательности дней недели (исходя из возможностей усвоения материала каждым ребенком).
Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра. Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, позавчера, послезавтра.
Различение времен года. Знание порядка следования сезонов в году.
Узнавание/различение месяцев. Знание последовательности месяцев в году.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ П/п | Тема урока | Кол-во часов | Календарные сроки | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
I четверть– 16 часов Раздел «Количественные представления» – 22 часа | ||||
1-2 | Повторение учебного материала за 7 класс. | 2 | 05.09 07.09 | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за действиями учителя. Дидактическая игра. Работа с наглядностью (картинки, иллюстрации, счетный материал и др.). Практические упражнения. |
3-4 | Повторение учебного материала за 7 класс. | 2 | 12.09 14.09 | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за действиями учителя. Дидактическая игра. Работа с наглядностью (картинки, иллюстрации, счетный материал и др.). Практические упражнения. |
5-6 | Счет до 18 | 2 | 19.09 21.09 | Повторение чисел от 10 до 18. Прописывание цифр 1 – 18 самостоятельно. Решение задач самостоятельно и с помощью учителя. Закрепление арифметических знаков «+», «=», |
7-8 | Число и цифра 19. Состав числа 19 | 2 | 26.09 28.09 | Образование, называние, обозначение и написание числа 19. Состав числа 19 |
9-10 | Решение примеров | 2 | 03.10 05.10 | Решение задач и примеров на сложение и вычитание в пределах «19» самостоятельно и с помощью учителя. Закрепление арифметических знаков «+», «=», «-». |
11-12 | Число и цифра 20. Состав числа 20 | 2 | 10.10 12.10 | Образование, называние, обозначение и написание числа 20. Состав числа 20 |
13-14 | Решение примеров | 2 | 17.10 19.10 | Решение задач и примеров на сложение и вычитание в пределах «20» самостоятельно и с помощью учителя. Закрепление арифметических знаков «+», «=», «-». |
15-16 | Сравнение пределах 20 | 2 | 24.10 26.10 | Сравнение двух групп множеств предметов в чисел. Умение находить нужный знак |
II четверть– 16 часов | ||||
17-18 | Пересчет в пределах 20 | 2 | 07.11 09.11 | Пересчет количества предметов в пределах 20 с называнием итогового числа. |
19-20 | Решение задач в пределах 20 | 2 | 14.11 16.11 | Решение задач устный счет. Счет в пределах 20. Узнавание цифр от 10 до 20. Называние цифрового ряда. Решение примеров в пределах 20. Составление и решение задач в пределах 20. |
21-22 | Решение задач в пределах 20 | 2 | 21.11 23.11 | Решение задач устный счет. Счет в пределах 20. Узнавание цифр от 10 до 20. Называние цифрового ряда. Решение примеров в пределах 20. Составление и решение задач в пределах 20. |
Раздел «Представления о величине»-10 часов | ||||
23-24 | Рубль. Копейка. | 2 | 28.11 30.11 | Основные понятия «рубль», «копейка». Основные характеристики. Закрепление представлений о величине в процессе дидактических игр и упражнений. |
25-26 | Решение задач с деньгами | 2 | 05.12 07.12 | Основные понятия «рубль», «копейка». Основные характеристики. Закрепление представлений о величине в процессе дидактических игр и упражнений. |
27-28 | Литр, миллилитр | 2 | 12.12 14.12 | Знакомство с мерами емкости- Литр. Основные признаки.Закрепление представлений о величине в процессе дидактических игр и упражнений. |
29-30 | Решение задач с литрами | 2 | 19.12 21.12 | Знакомство с мерами емкости- Литр. Основные признаки.Закрепление представлений о величине в процессе дидактических игр и упражнений. |
31 | Решение задач | 1 | 26.12 | Решение задач на сложение и вычитание различных мер объема и измерения. |
32 | Повторение | 1 | 28.12 | Повторение пройденного материала |
III четверть – 22 часа Раздел «Представления о форме»-12 часов | ||||
33-34 | Шар | 2 | 09.01 11.01 | Классификация геометрических тел. Понятие: шар.Сходство и различие. |
35-36 | Куб | 2 | 16.01 18.01 | Классификация геометрических тел. Понятие: куб. Сходство и различие. |
37-38 | Призма | 2 | 23.01 25.01 | Классификация геометрических тел. Понятие: призма .Сходство и различие. |
39-40 | Отрезок | 2 | 30.01 01.02 | Знакомство с понятием – отрезок. Основные характеристики. |
41-42 | Геометрические фигуры | 2 | 06.02 08.02 | Рисование геометрической фигуры: квадрат, треугольник по опорным точкам, самостоятельно в тетради в клетку. |
43-44 | Геометрические фигуры | 2 | 13.02 15.02 | Обводка геометрической фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник по шаблону, трафарету, контурной линии.Штриховка геометрической фигуры: реугольник, квадрат, круг, прямоугольник. |
Раздел «Пространственные представления»– 10 часов | ||||
45-46 | Определение сторон | 2 | 20.02 22.02 | Определение сторон: верх, низ, право, лево.Выкладывание на плоскости листа различных геометрических фигур, картинок.Ориентация в пространстве. Нахождение предметов в пространстве.Перемещение в пространстве в заданном направлении: вперёд, назад. |
47-48 | Месторасположение | 2 | 27.02 29.02 | Определение месторасположения предметов в пространстве: близко, далеко, сверху, снизу.Ориентация на плоскости и в пространстве: впереди - позади, справа -слева, вверху – внизу.Ориентация на плоскости: вверху/верх, внизу/низ, в середине/центре, справа/слева, верхний/нижний левый/правый край листа. |
49-50 | Ориентация в пространстве | 2 | 05.03 07.03 | Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе/другом человеке/ изображении: верх/вверху, низ/внизу, правая/левая рука. |
51-52 | Близко-далеко | 2 | 12.03 14.03 | Выделение и объединение предметов. Игры на передвижение игрушек по плоскости. Передвижение в пределах класса. Ориентация в пространстве. |
53-54 | Составление изображения из нескольких частей. | 2 | 19.03 21.03 | Составление предмета/изображения из нескольких частей. |
IV- четверть-15 часов Раздел «Временные представления»-14 часов | ||||
55-56 | Определение частей суток | 2 | 02.04 04.04 | Определение частей суток, соотнесение названий частей суток с соответствующими картинками. Порядок следования частей суток. |
57-58 | Дни недели | 2 | 09.04 11.04 | Называние дней недели, знание последовательности дней недели (исходя из возможностей усвоения материала каждым ребенком). Дидактическая игра. Работа с предметными картинками. Практические упражнения |
59-60 | Смена дней | 2 | 16.04 18.04 | Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра.Дидактическая игра. Работа с предметными картинками. Практические упражнения. |
61-62 | Времена года: Лето-Зима | 2 | 23.04 25.04 | Сравнение и различение основных признаков времен года. Соотнесение времени года с сюжетной картинкой. Использование презентации и наглядного материала. |
63-64 | Времена года:Осень-Весна | 2 | 02.05 07.05 | Сравнение и различение основных признаков времен года. Соотнесение времени года с сюжетной картинкой. Использование презентации и наглядного материала. |
65 | Смена времен года | 1 | 16.05 | Различение времен года. Знание порядка следования сезонов в году. |
66-67 | Месяца | 2 | 21.05 23.05 | Узнавание/различение месяцев. Знание последовательности месяцев в году. Игры на соответствие. Различение времен года. Узнавание/различение месяцев. |
68 | Последовательность месяцев в году | 1 | 28.05 | Узнавание/различение месяцев. Знание последовательности месяцев в году. |
69 | Повторение | 1 | 30.05 | Повторение пройденного материала |
7.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Различные по форме, величине, цвету наборы материала (в том числе природного); наборы предметов для занятий; пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов, событий; карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; макеты циферблата часов; калькуляторы; весы; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у обучающихся доступных математических представлений.
«Согласовано»
Заместитель директора по УР
Полоскова Н.С
___________________
Лист коррекции
№ | Тема урока | Дата | Причина | Согласование с заместителем директора по УР | |||
план | факт | ||||||
| | | | | | ||
| | | | | | ||
| | | | | |