Рабочая программа учебного предмета «Математические представления»

2
0
Материал опубликован 6 November 2023



Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа № 4 г. Иркутска»



«Рассмотрено»

Руководитель М.О.

___________Нирконен В.В.

Протокол № ___ от

«____»________20 ____ г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УР ГОКУ СКШ № 4 г. Иркутска

________ Н.С. Полоскова

«____»_______20_____ г.

«Утверждаю»

Директор

ГОКУ СКШ № 4г. Иркутска

__________И.В. Анучин

Приказ № ___ от «___»____20_____ г.





Рабочая программа учебного предмета

«Математические представления»

(наименование учебного предмета)

________________________________________для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, 8 и класс_______________________________________

(ступень образования / класс)

__________________________________________________________на 2023-2024 уч. год___________________________________________________________

(срок реализации программы)



Программу составила: Дроздова Н.В..

(Ф.И.О.)



Иркутск

2023 г.​​​​​​​

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Математические представления» разработана на основе АООП образования, обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) государственного общеобразовательного казенного учреждения Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа № 4 г. Иркутска».

Цель обучения – формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.

Задачи обучения:

1) сформировать представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления;

2) сформировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность;

3) сформировать способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.

2. Общая характеристика учебного предмета

Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов. Изучая цифры, у обучающегося закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое.

Программа построена на основе следующих разделов: "Количественные представления", "Представления о форме", "Представления о величине", "Пространственные представления", "Временные представления".







3.Описание места учебного предмета в учебном плане

Класс

Предмет

Кол-во часов в неделю

Кол-во учебных недель

Общее кол-во часов

8 и

Математические представления

2

34

69


В системе предметов входит в обязательную часть предметных областей учебного плана. Количество часов может меняться в меньшую или большую сторону, в зависимости от расписания и праздничных дней в году.

Количество часов по четвертям

Четверть

Кол-во часов

I четверть

16

II четверть

16

III четверть

22

IV четверть

15

Итого

69



4.Личностные и предметные результаты, освоения учебного предмета

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.  





Личностные результаты:

Осознавать себя как «Я» и знать свою принадлежность к определенному полу.

Социально и эмоционально участвовать в процессе общения и совместной деятельности.

Освоить доступные социальные роли (обучающегося, одноклассника)

Мотивацию к учебной деятельности и личностный смысл учения

Самостоятельность и личную ответственность за свои поступки

Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Предметные результаты:

определять и писать цифры от 10 до 20;

называть цифровой ряд до 20, раскладывать цифры в последовательности, выбирать соответствующую цифру к заданному количеству предметов;

осуществлять простейшие арифметические действия в пределах 20;

составлять и решать задачи в пределах 20 на сложение и вычитание на наглядном материале;

различать части суток, последовательность месяцев в году, соотносить действия с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам;

соотносить время с началом и концом деятельности.

математические представления о форме, величине, пространственные, временные представления;

представления об устной и письменной нумерации в пределах 20.

Базовые учебные действия:

деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом;

деятельность осуществляется по подражанию

деятельность осуществляется по образцу;

деятельность осуществляется по последовательной инструкции;

деятельность осуществляется с привлечением внимания ребенка взрослым к предмету деятельности;

самостоятельная деятельность.







5. Содержание учебного предмета

Раздел: Количественные представления

Число «19» и «20». Состав числа «19», «20». Счет прямой и обратный в пределах 20.

Сравнение двух групп множеств предметов в пределах 20.

Решение задач на сложение и вычитание в пределах 20 с использование наглядного материала.

Пересчет количества предметов в пределах 20 с называнием итогового числа.

Определение цифр от 1 до 20 и их написание.

Называние цифрового ряда, раскладывание цифр в последовательности, выбор соответствующей цифры к заданному количеству предметов.

Решение примеров и задач на сложение и вычитание в пределах 1-20 с использованием наглядного материала.

Раздел: Представление о величине

Меры стоимости. Рубль, копейка.

Меры жидкости. Литр, миллилитр.

Определение среднего по величине предмета из трех предложенных предметов.

Составление упорядоченного ряда по убыванию/по возрастанию.

Раздел: Представление о форме

Классификация геометрических тел: шар, куб, призма.

Конструирование квадрата, треугольника, прямоугольника из палочек разной величины.

Понятие: отрезок.Черчение прямой линии по линейке, соединение с помощью линейки двух точек.

Рисование геометрической фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник по опорным точкам, самостоятельно в тетради в клетку.

Раздел: Пространственные представления

Выкладывание на плоскости листа различных геометрических фигур, картинок.

Дифференциация слов, обозначающих направление движения.

Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе/другом человеке/ изображении: верх/вверху, низ/внизу, правая/левая рука/нога/сторона тела.

Определение месторасположения предметов в пространстве: близко/около, далеко/там, сверху/вверху, снизу/внизу, впереди, сзади, справа, слева.

Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево.

Ориентация на плоскости: вверху/верх, внизу/низ, в середине/центре, справа/слева, верхний/нижний, правый/ левый край листа.

Составление предмета/изображения из нескольких частей.

Составление ряда из предметов/изображений: слева направо, снизу вверх, сверху вниз.

Определение, месторасположения предметов в ряду.

Раздел: Временные представления

Определение частей суток, соотнесение названий частей суток с соответствующими картинками. Знание порядка следования частей суток.

Называние дней недели. Знание последовательности дней недели (исходя из возможностей усвоения материала каждым ребенком).

Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра. Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, позавчера, послезавтра.

Различение времен года. Знание порядка следования сезонов в году.

Узнавание/различение месяцев. Знание последовательности месяцев в году.


Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся



П/п

Тема урока

Кол-во часов

Календарные сроки

Основные виды учебной деятельности обучающихся

I четверть– 16 часов

Раздел «Количественные представления» – 22 часа

1-2

Повторение учебного материала за 7 класс.

2

05.09

07.09

Слушание объяснений учителя. Наблюдение за действиями учителя. Дидактическая игра. Работа с наглядностью (картинки, иллюстрации, счетный материал и др.). Практические упражнения.

3-4

Повторение учебного материала за 7 класс.

2

12.09

14.09

Слушание объяснений учителя. Наблюдение за действиями учителя. Дидактическая игра. Работа с наглядностью (картинки, иллюстрации, счетный материал и др.). Практические упражнения.

5-6

Счет до 18

2

19.09

21.09

Повторение чисел от 10 до 18. Прописывание цифр 1 – 18 самостоятельно. Решение задач самостоятельно и с помощью учителя. Закрепление арифметических знаков «+», «=»,

7-8

Число и цифра 19. Состав числа 19

2

26.09

28.09

Образование, называние, обозначение и написание числа 19. Состав числа 19

9-10

Решение примеров

2

03.10

05.10

Решение задач и примеров на сложение и вычитание в пределах «19» самостоятельно и с помощью учителя. Закрепление арифметических знаков «+», «=», «-».

11-12

Число и цифра 20. Состав числа 20

2

10.10

12.10

Образование, называние, обозначение и написание числа 20. Состав числа 20

13-14

Решение примеров

2

17.10

19.10

Решение задач и примеров на сложение и вычитание в пределах «20» самостоятельно и с помощью учителя. Закрепление арифметических знаков «+», «=», «-».

15-16

Сравнение пределах 20

2

24.10

26.10

Сравнение двух групп множеств предметов в чисел. Умение находить нужный знак

II четверть– 16 часов

17-18

Пересчет в пределах 20

2

07.11

09.11

Пересчет количества предметов в пределах 20 с называнием итогового числа.

19-20

Решение задач в пределах 20

2

14.11

16.11

Решение задач устный счет. Счет в пределах 20. Узнавание цифр от 10 до 20. Называние цифрового ряда. Решение примеров в пределах 20. Составление и решение задач в пределах 20.

21-22

Решение задач в пределах 20

2

21.11

23.11

Решение задач устный счет. Счет в пределах 20. Узнавание цифр от 10 до 20. Называние цифрового ряда. Решение примеров в пределах 20. Составление и решение задач в пределах 20.

Раздел «Представления о величине»-10 часов

23-24

Рубль. Копейка.

2

28.11

30.11

Основные понятия «рубль», «копейка». Основные характеристики. Закрепление представлений о величине в процессе дидактических игр и упражнений.

25-26

Решение задач с деньгами

2

05.12

07.12

Основные понятия «рубль», «копейка». Основные характеристики. Закрепление представлений о величине в процессе дидактических игр и упражнений.

27-28

Литр, миллилитр

2

12.12

14.12

Знакомство с мерами емкости- Литр. Основные признаки.Закрепление представлений о величине в процессе дидактических игр и упражнений.

29-30

Решение задач с литрами

2

19.12

21.12

Знакомство с мерами емкости- Литр. Основные признаки.Закрепление представлений о величине в процессе дидактических игр и упражнений.

31

Решение задач

1

26.12

Решение задач на сложение и вычитание различных мер объема и измерения.

32

Повторение

1

28.12

Повторение пройденного материала

III четверть – 22 часа

Раздел «Представления о форме»-12 часов

33-34

Шар

2

09.01

11.01

Классификация геометрических тел. Понятие: шар.Сходство и различие.

35-36

Куб

2

16.01

18.01

Классификация геометрических тел. Понятие: куб. Сходство и различие.

37-38

Призма

2

23.01

25.01

Классификация геометрических тел. Понятие: призма .Сходство и различие.

39-40

Отрезок

2

30.01

01.02

Знакомство с понятием – отрезок. Основные характеристики.

41-42

Геометрические фигуры

2

06.02

08.02

Рисование геометрической фигуры: квадрат, треугольник по опорным точкам, самостоятельно в тетради в клетку.

43-44

Геометрические фигуры

2

13.02

15.02

Обводка геометрической фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник по шаблону, трафарету, контурной линии.Штриховка геометрической фигуры: реугольник, квадрат, круг, прямоугольник.

Раздел «Пространственные представления»– 10 часов

45-46

Определение сторон

2

20.02

22.02

Определение сторон: верх, низ, право, лево.Выкладывание на плоскости листа различных геометрических фигур, картинок.Ориентация в пространстве. Нахождение предметов в пространстве.Перемещение в пространстве в заданном направлении: вперёд, назад.

47-48

Месторасположение

2

27.02

29.02

Определение месторасположения предметов в пространстве: близко, далеко, сверху, снизу.Ориентация на плоскости и в пространстве: впереди - позади, справа -слева, вверху – внизу.Ориентация на плоскости: вверху/верх, внизу/низ, в середине/центре, справа/слева, верхний/нижний левый/правый край листа.

49-50

Ориентация в пространстве

2

05.03

07.03

Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе/другом человеке/ изображении: верх/вверху, низ/внизу, правая/левая рука.

51-52

Близко-далеко

2

12.03

14.03

Выделение и объединение предметов. Игры на передвижение игрушек по плоскости. Передвижение в пределах класса. Ориентация в пространстве.

53-54

Составление изображения из нескольких частей.

2

19.03

21.03

Составление предмета/изображения из нескольких частей.

IV- четверть-15 часов

Раздел «Временные представления»-14 часов

55-56

Определение частей суток

2

02.04

04.04

Определение частей суток, соотнесение названий частей суток с соответствующими картинками. Порядок следования частей суток.

57-58

Дни недели

2

09.04

11.04

Называние дней недели, знание последовательности дней недели (исходя из возможностей усвоения материала каждым ребенком). Дидактическая игра. Работа с предметными картинками. Практические упражнения

59-60

Смена дней

2

16.04

18.04

Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра.Дидактическая игра. Работа с предметными картинками. Практические упражнения.

61-62

Времена года: Лето-Зима

2

23.04

25.04

Сравнение и различение основных признаков времен года. Соотнесение времени года с сюжетной картинкой. Использование презентации и наглядного материала.

63-64

Времена года:Осень-Весна

2

02.05

07.05

Сравнение и различение основных признаков времен года. Соотнесение времени года с сюжетной картинкой. Использование презентации и наглядного материала.

65

Смена времен года

1

16.05

Различение времен года. Знание порядка следования сезонов в году.

66-67

Месяца

2

21.05

23.05

Узнавание/различение месяцев. Знание последовательности месяцев в году. Игры на соответствие. Различение времен года. Узнавание/различение месяцев.

68

Последовательность месяцев в году

1

28.05

Узнавание/различение месяцев. Знание последовательности месяцев в году.

69

Повторение

1

30.05

Повторение пройденного материала


7.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Различные по форме, величине, цвету наборы материала (в том числе природного); наборы предметов для занятий; пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов, событий; карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; макеты циферблата часов; калькуляторы; весы; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у обучающихся доступных математических представлений.



«Согласовано»

Заместитель директора по УР

Полоскова Н.С

___________________

Лист коррекции

Тема урока

Дата

Причина

Согласование с заместителем директора по УР

план

факт

























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации