ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 50 ИМЕНИ ДВАЖДЫ
ГЕРОЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА Н.А.ЗЛОБИНА»
(ГБПОУ ПК № 50 ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЯ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА Н.А. ЗЛОБИНА)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины ЕН.02 ФИЗИКА
по специальности 11.02.16 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных приборов и устройств
Москва, 2023г.
ОДОБРЕНА предметной (цикловой) комиссией преподавателей общеобразовательных, гуманитарных, естественнонаучных учебных дисциплин, физического воспитания и обеспечения безопасности жизнедеятельности
|
Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования специальности 11.02.16 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных приборов и устройств
|
Разработчик:
Т.Н.Максименкова, преподаватель высшей квалификационной категории, ГБПОУ ПК № 50 имени дважды Героя Социалистического Труда Н.А. Злобина.
стр. |
|
|
4 |
|
6 |
|
10 |
|
12 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН 02 Физика
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 11.02.16 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных приборов и устройств.
В рабочей программе учебной дисциплины проведен отбор дидактических единиц и программа может быть адаптирована для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (для глухих, слабослышащих, позднооглохших; с нарушениями опорно-двигательного аппарата).
1.2. Место учебной дисциплины в учебном плане ППССЗ:
Учебная дисциплина ЕН 02 Физика входит в математический и общий естественно - научный цикл в соответствии с техническим профилем профессионального образования
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
У 1 - применять физические законы для решения практических задач;
У 2 - делать выводы на основе экспериментальных данных;
У 3 - применять методы корректной оценки погрешностей при проведении физического эксперимента;
У 4 - приводить примеры практического использования физических знаний;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
З 1- смысл физических понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
З 2 - фундаментальные законы природы и основные физические законы в области механики, электричества и магнетизма, атомной физики;
З 3 - основные физические процессы и явления;
З 4 - вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
З 5 - важные открытия в области физики, оказавшие определяющее влияние на развитие техники и технологии;
З 6 - способы и методы сбора, анализа и систематизации данных посредством информационных технологий
Содержание учебной общеобразовательной дисциплины ориентировано на подготовку обучающихся к освоению профессиональных модулей и овладению профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности.
Процесс изучения учебной общеобразовательной дисциплины направлен на формирование у обучающихся следующих общих компетенций, включаюших в себя способность:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
1.4. Количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося: 104 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося: 104 часа;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН 02 Физика
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка |
104 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
104 |
в том числе: |
|
практические занятия |
22 |
лабораторные занятия |
22 |
контрольная работа (III семестр) |
1 |
Промежуточная аттестация в форме зачет (IV семестр)
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ЕН.02 Физика
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
5 |
Раздел 1 Физические основы механики |
10 |
|
|
Тема 1.1 Кинематика. Динамика. Законы сохранения |
Содержание учебного материала |
10 |
3 |
Система СИ. Погрешности измерения. Основные понятия и законы движения механики. Механические колебания и волны. Элементы теории гравитационного поля. Энергия: кинетическая и потенциальная. Работа. Законы сохранения. |
6 |
||
Практическое занятие №1 «Решение задач на законы движения механики». |
2 |
||
Лабораторное занятие №1 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины». |
2 |
||
Раздел 2 Основы электромагнетизма |
26 |
|
|
Тема 2.1 Электрическое поле
|
Содержание учебного материала |
6 |
|
Электрическое поле. Напряженность и потенциал. Принцип суперпозиции. Графическое представление об электрическом поле. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Конденсатор. Типы конденсатов. Конденсаторные цепи. |
4 |
3 |
|
Лабораторное занятие №2 «Определение электрической емкости конденсаторов». |
2 |
||
Тема 2.2 Законы постоянного тока. |
Содержание учебного материала |
10 |
|
Постоянный ток в различных средах. Законы Ома для участка и полной цепи. |
2 |
3 |
|
Практическое занятие №2 «Решение задач на законы Ома». |
4 |
||
Лабораторное занятие №3 «Определение сопротивления амперметра». |
2 |
||
|
Лабораторное занятие №4 «Определение сопротивления вольтметра». |
2 |
|
Содержание учебного материала |
10 |
|
Тема 2.3 Магнитное поле. Электромагнитная индукция
|
Общая характеристика магнитного поля. Магнитные вещества. Связь между электрическим и магнитным полем. Явление электромагнитной индукции. Закон Фарадея. Индуктивность. Самоиндукция. |
4 |
3 |
Практическое занятие №3 Решение задач по теме: «Силы в магнитном поле. Энергия магнитного поля». |
4 |
||
|
Практическое занятие №4 Решение задач по теме: «Электромагнитная индукция». |
2 |
|
Раздел 3 Основы физики колебаний и волн |
36 |
|
|
Тема 3.1 Электромагнитные колебания и волны |
Содержание учебного материала |
10 |
|
Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания. Колебательный контур Электромагнитные волны, их физическая природа. Практическое использование электромагнитных волн. Особенности распространения электромагнитных волн в пространстве. Физические основы радиопередачи и радиоприема. |
6 |
3 |
|
Практическое занятие №5 Решение задач по теме: «Электромагнитные колебания и волны» |
2 |
||
Практическое занятие №6 «Принцип радиосвязи». |
2 |
||
Тема 3.2 Переменный электрический ток. |
Содержание учебного материала |
12 |
|
Переменный электрический ток. Активное, индуктивное и емкостное сопротивления в цепи переменного тока. |
4 |
3 |
|
Лабораторное занятие №5 Знакомство с осциллографом и определение параметров переменного тока по его осциллограмме». |
4 |
||
Лабораторное занятие №6 Изучение роли активного, индуктивного и емкостного сопротивлений в цепи переменного тока». |
4 |
||
Тема 3.3 Световые волны |
Содержание учебного материала |
8 |
|
Электромагнитная природа света. Распространение света. Полное отражение света. Волоконно-оптические линии связи. |
4 |
3 |
|
Лабораторные занятия №7 Изучение законов преломления света. |
4 |
||
|
Контрольная работа |
1 |
|
|
Анализ контрольной работы |
1 |
|
|
Итого в 3 семестре |
68 |
|
Тема 3.4 Волновые свойства света |
Содержание учебного материала. |
4 |
|
Дифракция, интерференция, дисперсия света. Спектры. |
2 |
3 |
|
|
Лабораторное занятие №8 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров». |
2 |
Раздел 4 Оптические явления. Элементы квантовой физики атомов и молекул. |
30 |
|
|
Тема 4.1 Волновые и квантовые свойства света
|
Содержание учебного материала. |
10 |
|
Свет как волна. Элементы геометрической и электронной оптики. Поляризованный свет. Световоды. Передача информационно-световых сигналов по световодам. Фотоэлектрический эффект. Квантовый генератор (лазер), устройство и принцип действия. |
8 |
3 |
|
Практическое занятие №7 Решение задач по теме «Фотоэффект». |
2 |
||
Тема4.2 Атомная физика |
Содержание учебного материала |
10 |
|
Планетарная модель атома. Квантовая природа излучения и поглощения света. Постулаты Бора. Спектральный анализ. Оптические квантовые генераторы. Принципы работы современных лазерных устройств. |
8 |
3 |
|
Практическое занятие №8 Решение задач по теме «Физика атома». |
2 |
Тема 4.3 Физика атомного ядра |
Содержание учебного материала |
8 |
|
Радиоактивность. Ядерный реактор. Его устройство и применения. Термоядерный синтез. Эволюция Вселенной |
6 |
3 |
|
Практическое занятие №9 Решение задач по теме «Физика атомного ядра» |
2 |
||
Тема 4.4 Научно – технический прогресс, роль физики в его развитии |
Содержание учебного материала |
2 |
|
Научно – технический прогресс, роль физики в его развитии. Использование основных положений и законов физики применительно к будущей специальности студентов. |
2 |
2 |
|
|
Зачет |
2 |
|
Итого в 4 семестре |
36 |
||
Всего |
104 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины осуществляется в кабинете физики.
Оборудование учебного кабинета:
рабочие места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
наглядные пособия (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал, комплекты практических и лабораторных работ).
комплекты учебно-лабораторного оборудования, позволяющего проводить работы по разделам «механика», «электричество и магнетизм», «электромагнитные колебания и волны», «оптика»;
Технические средства обучения:
- ноутбук;
мультимедийный проектор;
проекционный экран;
телевизор;
видеоплеер.
3.2. Информационное обеспечение обученияПеречень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно - научного профилей : учебник для студентов учреждений сред. Проф. образования / А.В.Фирсов ; под ред. Т.И. Трофимовой.-3-е изд.,стер.-М.: Издательский центр ―Академия‖, 2018.-352с.
Дополнительные источники:
1. В.Д.Дмитриева. Физика. Учебное пособие для средних специальных учебных заведений/.-М, Высшая школа 2019г.
Интернет- ресурсы:
1. Яковлев, И.В. Физика [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — Москва: МЦНМО, 2018. — 507 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/80121.
2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс URL]. - Режим доступа http://window.edu.ru
3. Студенческий портал по физике [Электронный ресурс URL]. - Режим доступа http://www.gouspo.ru
4. IPR BOOKS - http://www.iprbookshop.ru/78574.html
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02 Физика
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических, практических и лабораторных занятий, контрольной работы, зачета, индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Коды формируемых ОК |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Освоенные умения: |
|
|
У 1 - применять физические законы для решения практических задач; . |
ОК01, ОК02, ОК04, ОК06, |
оценка в рамках текущего контроля результатов деятельности обучающихся при выполнении тестирования; устного и письменного опросов; практических занятий; лабораторных занятий, контрольной работы по теме, зачета.
|
У 2 - делать выводы на основе экспериментальных данных;
|
ОК01, ОК02, ОК03,ОК04, ОК06, ОК07 |
|
У 3 - применять методы корректной оценки погрешностей при проведении физического эксперимента; |
ОК01, ОК02, ОК04, ОК05, ОК06, ОК09 |
|
У 4 - приводить примеры практического использования физических знаний; |
ОК01, ОК02, ОК04, ОК06, ОК07 |
|
Усвоенные знания: |
|
|
З 1- смысл физических понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная; |
ОК02, ОК04, ОК05 |
оценка в рамках текущего контроля результатов деятельности обучающихся при выполнении тестирования; устного и письменного опросов; практических занятий; лабораторных занятий, контрольной работы по теме, зачета. |
З 2 - фундаментальные законы природы и основные физические законы в области механики, электричества и магнетизма, атомной физики; |
ОК01, ОК02, ОК04, ОК05, ОК07 |
|
З 3 - основные физические процессы и явления; |
ОК02, ОК04, ОК05 |
|
З 4 - вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики; |
ОК02, ОК04, ОК05, ОК06, ОК07, ОК09,ОК10 |
|
З 5 - важные открытия в области физики, оказавшие определяющее влияние на развитие техники и технологии; |
ОК01, ОК02, ОК04, ОК05, ОК06, ОК07, ОК09,ОК11 |
|
З 6 - способы и методы сбора, анализа и систематизации данных посредством информационных технологий |
ОК02, ОК04, ОК05, ОК06, ОК07, ОК09, ОК11 |