Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 «Электротехника и электроника»

0
0
Материал опубликован 17 March в группе

МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«АВТОМОБИЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор КГБ ПОУ «АТК»

_________________ Т.И. Бражник

«_____» ______________ 20 ___ г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.03 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА

 

программы подготовки специалистов среднего звена

23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уссурийск, 2023 г.

 

Рассмотрена на заседании ЦМК

преподавателей профессиональных

дисциплин и мастеров п/о

«_____»________________20___ г.

Председатель ЦМК

______________ В.И. Вешамирская

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УПР

____________Г.В. Чернецкая

 

 

 

 

 

 

 

Организация-разработчик: КГБ ПОУ «Автомобильно-технический колледж».

Разработчик:

Чулкова А.Н., преподаватель КГБ ПОУ «Автомобильно-технический колледж».

 

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ от 09.12.2016 № 1568, Основной профессиональной образовательной программы «Профессионалитет» по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей, утвержденной приказом КГА ПОУ «ДВТК» от 30.08.2023 № 65-КП, Методических рекомендаций по разработке основных профессиональных образовательных программ «Профессионалитет», разработанных ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования» (ФГБОУ ДПО ИРПО).

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4

2

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

6

3

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

12

4

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

 

 

 

 

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

ОП.03 Электротехника и электроника

 

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Учебная дисциплина ОП.03 Электротехника и электроника является обязательной частью общепрофессионального цикла ПОП-П в соответствии с ФГОС СПО по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 04.

 

1.2. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания

 

Код

ПК, ОК

Код умений

Умения

Код знаний

Знания

ПК 2.1

У 2.1.02

пользоваться измерительными приборами

З 2.1.01

основные положения электротехники; устройство и принцип действия электрических машин и электрического оборудования автомобилей

 

 

З 2.1.03

меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрическими инструментами

ПК 2.2

У 2.2.02

измерять параметры электрических цепей автомобилей

З 2.2.04

назначение и принцип действия контрольно- измерительных приборов и стендов

 

 

З 2.2.05

устройство и принцип действия электрических и электронных систем автомобилей, их неисправностей и способов их устранения

ПК 2.3

У 2.3.02

соблюдать меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрическими инструментами

 

 

ОК 01

Уо 01.02

анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части

Зо 01.03

алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях

Уо 01.04

выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы

Зо 01.06

порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности

Уо 01.09

оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)

 

 

ОК 02

Уо 02.02

определять необходимые источники информации

Зо 02.03

формат оформления результатов поиска информации, современные средства и устройства информатизации

Уо 02.04

выделять наиболее значимое в перечне информации

 

 

ОК 03

Уо 03.02

применять современную научную профессиональную терминологию

Зо 03.02

современная научная и профессиональная терминология

ОК 04

Уо 04.01

организовывать работу коллектива

и команды

Зо 04.02

основы проектной деятельности

Уо 04.02

взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности

 

 

ОК 07

 

 

Зо 07.04

принципы бережливого

производства

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

64

в т.ч. в форме практической подготовки

22

в т. ч.:

теоретическое обучение

34

лабораторные работы

14

практические занятия

8

самостоятельная работа

-

консультации

2

Промежуточная аттестация

экзамен - 6

(3 семестр)

 

 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем, акад. ч / в том числе в форме практической подготовки, акад. ч

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

Код Н/У/З

1

2

3

4

 

Раздел 1. Электротехника

40/18

 

 

Тема 1.1. Электрическое поле

Содержание

 

 

 

1. Понятие об электрическом поле. Основные характеристики электрического поля. Устройство и назначение конденсаторов. Соединение конденсаторов. Расчет емкости конденсаторной батареи.

2

ПК 2.1, ОК 01,

ОК 03

 

З 2.1.01, Зо 01.02,

Зо 03.02, Уо 01.02,

Уо 01.04, Уо 03.02

В том числе практических занятий и лабораторных работ

-

 

 

Самостоятельная работа обучающихся

-

 

 

Тема 1.2. Электрические цепи постоянного тока

Содержание

 

 

 

1. Основные понятия и определения. Элементы электрической цепи и её топология. Классификация цепей. Схемы замещения источников энергии и их взаимные преобразования. Законы Ома и Кирхгофа. Мощность цепи постоянного тока. Баланс мощностей.

2

ПК 2.1, ОК 01,

ОК 03

З 2.1.01, Зо 01.03, Зо 03.02, Уо 01.02, Уо 01.04, Уо 03.02

В том числе практических занятий и лабораторных работ

 

 

 

1. Практическое занятие 1 «Расчет электрических цепей постоянного тока с применением законов Ома и Кирхгофа».

2

ПК 2.1, ПК 2.3

ОК 01, ОК 04,

ОК 07

З 2.1.01, Зо 01.03,

Зо 01.06, Зо 07.04,

Уо 01.02, Уо 01.04,

Уо 01.09, Уо 04.01,

Уо 04.02, У 2.1.02,

У 2.3.02

2. Лабораторная работа 1 «Линейные электрические цепи постоянного тока».

2

Самостоятельная работа обучающихся

-

 

 

Тема 1.3. Электрические цепи синусоидального тока

Содержание

 

 

 

Получение синусоидальной электродвижущей силы (ЭДС). Основные параметры синусоидальных функций времени. Электрические процессы в простейших электрических цепях с активным, индуктивным и ёмкостным элементами.

2

ПК 2.1, ОК 01,

ОК 03

З 2.1.01, Зо 01.02,

Зо 03.02, Уо 01.02, Уо 01.04, Уо 03.02

В том числе практических занятий и лабораторных работ

 

 

 

1. Практическое занятие 2 «Расчет однофазной цепи переменного тока».

2

ПК 2.1, ПК 2.3,

ОК 01, ОК 04,

ОК 07

Зо 01.03, Зо 01.06,

Зо 07.04, Уо 01.02,

Уо 01.04, Уо 01.09,

Уо 04.01, Уо 04.02,

У 2.1.02, У 2.3.02

2. Лабораторная работа 2 «Исследование неразветвленной цепи переменного тока. Резонанс

напряжений».

2

3. Лабораторная работа 3 «Исследование разветвленной цепи переменного тока. Резонанс токов».

2

Самостоятельная работа обучающихся

-

 

 

Тема 1.4. Электрические цепи трёхфазного переменного тока

Содержание

 

 

 

1. Основные элементы трёхфазной системы. Получение трёхфазной ЭДС. Соединение обмоток генератора и потребителя трёхфазного тока «звездой» и треугольником. Назначение нейтрального провода.

2

ПК 2.1, ОК 01,

ОК 03

З 2.1.01, Зо 01.02,

Зо 03.02, Уо 01.02,

Уо 01.04, Уо 03.02

В том числе практических занятий и лабораторных работ

 

 

 

Лабораторная работа 4 «Исследование цепи трёхфазного переменного тока соединенной «звездой».

2

ПК 2.1, ПК 2.3, ОК 01, ОК 04,

ОК 07

Зо 01.03, Зо 01.06,

Зо 07.04, Уо 01.04,

Уо 01.09, Уо 04.01,

Уо 04.02, У 2.1.02,

У 2.3.02

Самостоятельная работа обучающихся

-

 

 

Тема 1.5. Электрические измерения и электроизмерительные приборы

Содержание

 

 

 

Классификация электроизмерительных приборов. Измерение напряжения и тока. Расширение пределов измерения вольтметров и амперметров. Использование электрических методов для измерения неэлектрических величин

2

ПК 2.1, ОК 01,

ОК 03

З 2.2.04, Зо 01.02,

Зо 03.02, Уо 01.02,

Уо 01.04, Уо 03.02, У 2.2.02

В том числе практических занятий и лабораторных работ

-

 

 

Самостоятельная работа обучающихся

-

 

 

Тема 1.6. Трансформаторы

Содержание

 

 

 

1. Устройство и принцип действия однофазного трансформатора. Анализ электромагнитных процессов в трансформаторе.

2

ПК 2.1, ОК 01,

ОК 03, ОК 04

З 2.1.01, З 2.1.03,

Зо 02.03, Зо 03.02,

Зо 04.02, Уо 02.02,

Уо 02.04, Уо 03.02

2. Трёхфазные трансформаторы. Трансформаторы специального назначения.

2

В том числе практических занятий и лабораторных работ

 

 

 

1. Лабораторная работа 5 «Исследование работы однофазного трансформатора»

2

ПК 2.2, ПК 2.3

ОК 01, ОК 04,

ОК 07

Зо 01.03, Зо 01.06,

Зо 07.04, Уо 01.04,

Уо 01.09, Уо 04.01, Уо 04.02, У 2.2.02,

У 2.3.02

Самостоятельная работа обучающихся

-

 

 

Тема 1.7. Электрические машины

Содержание

 

 

 

1. Машины переменного тока. Асинхронные двигатели (АД). Устройство и принцип действия трёхфазного АД. Механические и рабочие характеристики АД. Схемы включения асинхронных двигателей. Пуск и регулирование скорости АД.

2

ПК 2.1, ОК 01,

ОК 03, ОК 04

З 2.1.01, З 2.1.03,

Зо 02.03, Зо 03.02,

Зо 04.02, Уо 02.02,

Уо 02.04, Уо 03.02

2. Синхронные машины (СМ). Устройство и принцип действия СМ. Работа СМ в режиме генератора и двигателя.

2

3. Машины постоянного тока (МПТ). Устройство и принцип действия МПТ. Назначение стартера.

2

В том числе практических занятий и лабораторных работ

 

 

 

1. Лабораторная работа 6 «Пуск в ход и снятие рабочих характеристик трёхфазного асинхронного двигателя».

2

ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ОК 01,

ОК 04, ОК 07

З 2.1.03, Зо 01.03,

Зо 01.06, Зо 07.04,

Уо 01.04, Уо 01.09,

Уо 04.01, Уо 04.02,

У 2.2.02, У 2.3.02

2. Лабораторная работа 7 «Испытание двигателя постоянного тока».

2

 

 

Тема 1.8. Основы электропривода

Содержание

 

 

 

1. Классификация электроприводов. Режимы работы электроприводов. Пускорегулирующая и защитная аппаратура. Системы управления электродвигателей.

2

ПК 2.1, ОК 03

З 2.1.01, Зо 03.02,

Уо 03.02

В том числе практических занятий и лабораторных работ

-

 

 

Самостоятельная работа обучающихся

-

 

 

Раздел 2. Электроника

16/4

 

 

Тема 2.1. Полупроводниковые приборы

Содержание

 

 

 

1. Физические основы работы полупроводниковых приборов. Полупроводниковые диоды, применение диодов.

2

ПК 2.2, ОК 03

З 2.2.05, Зо 03.02,

Уо 03.02

2. Биполярные и полевые транзисторы. Схемы включения. Вольтамперные характеристики. Тиристоры.

2

В том числе практических занятий и лабораторных работ

 

 

 

1. Практическая работа 3 «Расчёт параметров и составление схем различных типов выпрямителей».

2

ПК 2.1, ПК 2.2,

ОК 01, ОК 07

З 2.1.01, З 2.2.05,

Зо 01.03, Зо 07.04, Уо 01.02, Уо 01.04

Самостоятельная работа обучающихся

-

 

 

Тема 2.2.

Электронные устройства

Содержание

 

 

 

1. Усилители электрических сигналов. Классификация и характеристики. Обратные связи в усилителях. Операционные усилители. Схемы. Область применения.

2

ПК 2.2, ОК 03

З 2.2.05, Зо 02.03,

Зо 03.02, Уо 02.02,

Уо 02.04, Уо 03.02

2. Условия возникновения незатухающих колебаний в электрической цепи. Электронные генераторы Электронные измерительные приборы.

2

3. Логические устройства. Логические элементы. Ключи. Триггеры. Цифровые устройства. Основные логические операции и способы их аппаратной реализации.

2

4. Микропроцессоры и микроконтроллеры. Основные понятия и определения. Классификация. Архитектура микропроцессоров.

2

В том числе практических занятий и лабораторных работ

 

 

 

1. Практическое занятие 4 «Параметры усилительных каскадов. Расчет усилителей».

2

ПК 2.1, ПК 2.2,

ОК 01

З 2.1.01, З 2.2.05,

Зо 01.03, Уо 01.02,

Уо 01.04

Самостоятельная работа обучающихся

-

 

 

Промежуточная аттестация

8, в т.ч. 2 конс.

 

 

Всего:

64

 

 

 

 

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: кабинет физики.

Оснащение кабинета физики:

 

Наименование оборудования

Техническое описание

I Специализированная мебель и системы хранения

Основное оборудование

1.

Шкаф книжный

Стандартное

2.

Стол преподавателя

Стандартное

3.

Стол ученический

Стандартное

4.

Стул ученический

Стандартное

5.

Доска магнитно-маркерная

Стандартное

II Технические средства

Основное оборудование

1.

Ноутбук с лицензионным программным обеспечением (рабочее место преподавателя)

OC Windows, Chrome, MS Office, PDFReader

2.

Интерактивная панель

 

По технической документации

III Демонстрационные учебно-наглядные пособия

Основное оборудование

1.

Электронные плакаты по электротехнике

Стандартное

2.

Измерительные приборы (амперметры, вольтметры)

 

 

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе.

 

3.2.1. Основные печатные издания

Иванов И.И. Электротехника и основы электроники: учебник для СПО / И.И. Иванов, Г.И. Соловьев, В.Я. Фролов. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 736 с.

Кравченко В.Б. Электротехника и схемотехника: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.Б. Кравченко, Е.А. Бородкин. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 304 с.

Синдеев Ю.Г. Электротехника с основами электроники: учебник/ Ю.Г. Синдеев. - Ростов н/Д.: Феникс, 2020. – 368 с.

 

3.2.2. Основные электронные издания

Бондарь И.М. Электротехника и основы электроники в примерах и задачах / И.М. Бондарь. — Санкт-Петербург: Лань, 2023. — 388 с. — ISBN 978-5-507-45477-8. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/302384

Иванов И.И. Электротехника и основы электроники: учебник для СПО / И.И. Иванов, Г.И. Соловьев, В.Я. Фролов. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 736 с. — ISBN 978-5-507-44715-2. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/254627

Козлова, И. С. Основы электротехники: учебное пособие для СПО / И.С. Козлова. — Саратов: Научная книга, 2019. — 159 c. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт].

Электронная электротехническая библиотека, http://www.electrolibrary.info

Ярочкина Г.В. Электротехника. [Электронный ресурс]: учебник / Г.В. Ярочкина. - 4 – е изд., М.: Академия, 2020. - 456 с. Текст электронный// Академия: электронно -библиотечная система. - https://academia – library.ru. Режим доступа для авториз. пользователей. (СПО)

 

3.2.3. Дополнительные источники (при необходимости)

Данилов И.А., Иванов П.М. Дидактический материал по общей электротехнике с основами электроники. - М.: «Академия», 2016.

Правила выполнения электрических схем – ГОСТ 2.702-2011

 

 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Результаты

обучения

Критерии

оценки

Методы

оценки

Основные положения электротехники; устройство и принцип действия электрических машин и электрического оборудования автомобилей.

Точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения.

Экспертная оценка при устном опросе.

Тестирование

Меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрическими инструментами.

Знание мер безопасности при работе с электрооборудованием и электрическими инструментами.

Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении и защите практических и

лабораторных работ

Назначение и принцип действия контрольно- измерительных приборов и стендов.

Демонстрация знаний современных методы измерений в соответствии с заданием.

Экспертная оценка при устном опросе.

Тестирование

Устройство и принцип действия электрических и электронных систем автомобилей, их неисправностей и способов их устранения.

Демонстрация знаний устройства и принципа действия электрических и электронных систем автомобилей, их неисправностей и способов их устранения.

Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении и защите практических и лабораторных работ, тестировании, контрольных

и других видов текущего контроля

Современная научная и профессиональная терминология.

Демонстрация знаний современной научной терминологии

Экспертная оценка при устном опросе.

Тестирование

Основы проектной деятельности.

Применение основ проектной деятельности при выполнении индивидуальных заданий

Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении индивидуальных заданий

Алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях.

Применение знаний в новой ситуации, установление связей с изучаемым и ранее изученным материалом.

Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении и защите практических и лабораторных работ, тестировании, контрольных и других видов текущего контроля

Порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности.

Демонстрация знаний порядка расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных и электронных цепей в профессиональной деятельности

Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении и защите практических и лабораторных работ, тестировании, контрольных

и других видов текущего контроля

Формат оформления результатов поиска информации, современные средства и устройства информатизации

Правильное оформление документов, отчетов, рефератов и различных источников информации,

включая электронные

Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении индивидуальных заданий

Принципы бережливого производства.

Демонстрация знаний принципов бережливого производства

Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении и защите практических и лабораторных работ

Пользоваться измерительными приборами

Демонстрация умений снимать показания и пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями

Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении и защите практических и лабораторных работ

Измерять параметры электрических цепей автомобилей

Умение выбирать электроизмерительные приборы в соответствии с заданием и производить измерения.

Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении и защите практических и лабораторных работ

Соблюдать меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрическими инструментами

Соблюдение требований безопасности труда и электробезопасности

Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении и защите практических и лабораторных работ

Анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части

Демонстрация анализа поставленных задач и решение проблем

Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении и защите практических и лабораторных работ, тестировании, контрольных и других видов текущего контроля

Выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы

Поиск необходимой информации, использование различных

источников, включая электронные

Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении и защите практических и лабораторных работ, тестировании, контрольных и других видов текущего контроля

Оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)

Правильная оценка выполненных заданий

Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении и защите практических и лабораторных работ

Определять необходимые источники информации

Выбор необходимых источников информации при решении поставленных задач

Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении и защите практических и лабораторных работ, индивидуальных заданий

Выделять наиболее значимое в перечне информации

Демонстрация умения выделять значимое в перечне информации

Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении и защите практических и лабораторных работ, индивидуальных заданий

Применять современную научную профессиональную терминологию

Правильное применение современной профессиональной терминологии

Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении и защите практических и лабораторных работ, тестировании, контрольных и других видов текущего контроля

Организовывать работу коллектива и команды

Организация работы коллектива и команды

Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении лабораторных работ

Взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной

деятельности

Взаимодействие с коллективом группы, преподавателем

Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении лабораторных

работ

 

 

Разработчик                                                                                                 А.Н. Чулкова

6

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации