Рабочая программа внеурочной деятельности «Бумажная пластика» для учащихся 5 класса VIII вида
Пояснительная записка
Социальная адаптация ребёнка с проблемами в развитии существенно затруднена в силу ограничений, накладываемых на него дефектом в области познавательной деятельности. Поэтому такого ребёнка нужно специально обучать тому, что обычный ребёнок усваивает, не задумываясь, с лёгкостью, т.е. всему, что для него будет жизненно необходимым. Как и для любого человека, это будут знания и умения, приобретенные в области быта, труда и досуга (успешность в труде, самостоятельность в быту и насыщенность в свободное время).
Программа «Бумажная пластика» помогает учащимся достичь того уровня знаний и умений, трудовых навыков, которые необходимы им для социальной адаптации, организации досуга, формирования общей культуры.
Техника «Бумажная пластика» является современным направлением декоративно–прикладного искусства и наделена множеством практичных функций для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Обучение технике бумажной пластики детей с недостатками в развитии является актуальным в современных условиях и способствует совершенствованию возможностей сохранных и нарушенных анализаторов, овладению рациональными приемами их использования в практической
деятельности, подготовке к самостоятельной жизни, общественно-полезному
труду. Приемы работы в данной технике очень просты и детям с ограниченными возможностями здоровья доступны для понимания. Техника экономична во времени, не дорогая в материальном плане, высокохудожественна, актуальна и красочна для современного интерьера. Работы в данной технике являются хорошим сувениром, подарком и дополнительным заработком. Бумажная пластика – увлекательное занятие
для детей и взрослых с эффектным результатом работы.
Умения, которые ребята приобретают на занятиях творческого труда, они с успехом применяют дома.
При организации работы с бумагой целесообразно соединять игру, труд и обучение, что помогает обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Выполнение бумажных композиций, сувениров способствует установлению добрых отношений с детьми, созданию атмосферы открытости и доверия. Творческие уроки формируют правильное социальное поведение у детей. В процессе этой деятельности у учащихся развиваются коммуникативные навыки: доброжелательность,
усидчивость, аккуратность, взаимопомощь и сотрудничество со сверстниками и учителем.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей с ограниченными возможностями в развитии, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Цель программы - научить различным приёмам в работе с бумагой и технике выполнения изделий, подготовить воспитанников к профессиональному самоопределению, стимулировать творческую деятельность детей.
Задачи программы:
Коррекционно-развивающие:
Развивать и корректировать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию;
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Образовательные:
-закреплять и расширять знания, полученные на занятиях трудового обучения, ИЗО и способствовать их систематизации;
-обучать различным приемам работы с бумагой;
-формировать умения следовать устным инструкциям;
-знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.;
-обогащать словарь ребенка специальными терминами;
-учить созданию композиций с изделиями, выполненными в технике бумажной пластики
Воспитательные:
-воспитывать интерес к работе с бумагой;
-формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
-способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные
способности детей.
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы
сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе “Бумажная пластика”, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры,
праздники, конкурсы, соревнования и другие.
Программа носит широкую коррекционную направленность, включая упражнения для развития мелкой моторики рук, глазомера, цветоразличения; создаёт условия для развития памяти, мышления и речи, развивает эстетический вкус. Это оказывает положительное влияние на трудовую деятельность школьников с нарушением интеллекта, способствует их интеллектуальному развитию.
Содержание программы
Тема 1. Введение (1ч.)
Новые направления декоративно-прикладного творчества. Первоначальное
знакомство с организацией и порядком работы на факультативном занятии.
Распределение учащихся по рабочим местам, знакомство с общими
правилами безопасности труда. Ознакомление учащихся с планом работы
факультатива и образцами готовых изделий.
Тема 2. Знакомство с бумагопластикой. Классификация материалов.
Оборудование рабочего места, инструменты, приспособления, техника
безопасности (2ч.)
Качество и свойства различных видов бумаги. Опыты с бумагой.
Оборудование рабочего места. Инструменты и приспособления. Правила
хранения материалов. Правила работы с колющими и режущими
инструментами (ножницы, шило, игла).
Тема 3. Подготовка материалов, инструмента к работе (2ч.)
Цвет фона и деталей. Тонирование бумаги. Способы соединения бумаги.
Практическая работа. Подготовка инструментов к работе. Подготовка бумаги (тонирование).
Тема 4. Азбука бумагопластики (2ч.)
Сгибание бумаги и картона. Приёмы бумагопластики: гармошка, зигзаг, волна, лучики, косичка, лодочка, крылья, чашечка,
спиральки, яйцо.
Тема 5.Технология холодной обработки бумаги (9ч.)
Технология изготовления изделий с помощью ножниц, путём сгибания
бумаги, приёмы декорирования. Прорезные элементы. Изготовление цветов.
Учебно-тренировочные композиции. Безопасность выполняемых работ.
Практическая работа. Подготовка бумаги, выполнение рисунка. Работа по шаблонам с использованием образцов. Отделка изделий. Элементы оформления. Изготовление изделий способом холодной обработки материала.
Тема 6. Создание композиций с использованием объёмных элементов
(10ч.)
Формы объёмных элементов, совмещение с композицией. Использование
подручного материала (коробки, трубки, растения)
Практическая работа. Изготовление композиции с применением объёмных форм и элементов.
Тема 7. Изготовление сувенирных изделий (8ч.)
Технология изготовления сувениров к детским праздникам, конкурсам.
Изготовление открыток, пригласительных билетов.
Практическая работа. Работа по шаблонам. Разработка формы пригласительных билетов, открыток, прорезных элементов.
Тема 8. Итоговое занятие (1ч.)
Обсуждение работ и их полезной направленности. Оформление выставки.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- правила техники безопасности при работе с колюще-режущими инструментами;
- основные приёмы бумагопластики;
- основные геометрические понятия (круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.);
- материалы, инструменты, оборудование для работ в технике бумажной пластики.
Учащиеся должны уметь:
- соблюдать правила гигиены труда и безопасности в работе;
-работать по шаблонам;
-выполнять композиции в технике «бумажной пластики».