Пояснительная записка
Автор | Гроссман Елена Юрьевна |
Должность | учитель начальных классов, руководитель школьного методического объединения учителей начальных классов, заместитель директора по учебной работе |
Учебное заведение | ГБУ ОО ЗО «СОШ №19 им. генерал-лейтенанта МВД СССР П.А. Судоплатова» г. Мелитополь Запорожской области |
Название ресурса | «Единый народ большой страны» |
Тип ресурса | рабочая программа курса внеурочной деятельности по интернациональному воспитанию и предупреждению ксенофобии |
Аудитория | обучающиеся 1-4 классов |
Срок реализации | 4 года |
Актуаль-ность | Актуальность рабочей программы обусловлена значимостью внедрения в многонациональном административно-политическом центре Запорожской области городе Мелитополе - столице нового региона Российской Федерации, воспитания межнационального взаимоуважения и согласия. |
Цель: | организация и проведение системной воспитательной деятельности по интернациональному воспитанию и предупреждению ксенофобии в образовательной организации. |
Задачи: | - реализовать воспитательный потенциал интернациональной направленности в рамках данной программы; - приобщать обучающихся 1-4 классов к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения; - формировать духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий народов России, межэтнической толерантности; - формировать внутреннюю позицию личности как особого ценного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом; - овладеть представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, навыками общения с людьми разных народов, вероисповеданий; - развивать качества, позволяющие осуществлять продуктивное бесконфликтное взаимодействие между представителями различных национальных общностей; - воспитывать любовь к родному краю, Родине, своему народу, уважение к другим народам России; - воспитывать уважение к малочисленным народам, национальным меньшинствам, этническим группам, иммигрантам, беженцам. |
Описание ресурса | Ресурс представлен следующими материалами: - пояснительная записка; - планируемые результаты освоения курса; - содержание программы; - тематическое планирование; - список литературы. |
Список литературы | 1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К. Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003. 2. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В. Баранова. – М.: Генезис, 2004. 3. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е. Жиренко. – М.: Вако, 2007 4. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2025/01/konczepcziya_duhovno-nravstvennoe-prosveshhenie.pdf 5. Концепция патриотического воспитания граждан РФ https://www.музейпамяти.рф/doc/Kontseptsiya-patrioticheskogo-vospitaniya-grazhdan-Rossijskoj-Federatsii.pdf?ysclid=mejjqr3die447412776 6. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г. Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2001. 7. Приказ Министерства образования и науки запорожской области №77 от 07.02.2025 «Об организации внеурочных (факультативных ) занятий по интернациональному воспитанию и предупреждению ксенофобии file:///C:/Users/Елена/Desktop/ВД_Интернациональное%20воспитание/приказ_77_от_07_02_2025_Об_организации_внеурочных_факультативных.pdf 8. Рабочая программа воспитания на 2025-2026 учебный год ГБУ ОО ЗО «СОШ №19 им. генерал-лейтенанта МВД СССР П.А. Судоплатова» г. Мелитополь Запорожской области. 9. Федеральная рабочая программа воспитания https://shkola3suxinichir40.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/195/3498/FOP_NOO.pdf 10. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г. Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. – 14 - 36 |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
по интернациональному воспитанию и предупреждению ксенофобии
«Единый народ большой страны»
для обучающихся 1-4 классов
Содержание
1. Пояснительная записка ………………………………………………. 2 - 4
2. Планируемые результаты освоения курса ………………... 5 - 6
3. Содержание программы …………………………………………………….7
4. Тематическое планирование ………………………………………8 - 15
5. Список литературы ………………………………………………….……....16
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по интернациональному воспитанию и предупреждению ксенофобии «Единый народ большой страны» разработана в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых актов:
- Федеральной рабочей программы воспитания для 1-4 классов общеобразовательных организаций, входящей в состав Федеральной образовательной программы начального общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»);
- Положения о Министерстве образования и науки Запорожской области, утверждённым Указом Губернатора Запорожской области от 23.12.2024 г. № 914-у, в соответствии с подпунктом «а» пункта 11 перечня поручений Президента Российской Федерации от 22.11.2023 № Пр-2300, пунктом 3 протокола заседания антитеррористической комиссии в Запорожской области от 30.01.2025г. №18;
- Приказа Министерства образования и науки Запорожской области №77 от 07.02.2025 г. «Об организации внеурочных (факультативных) занятий по интернациональному воспитанию и предупреждению ксенофобии»;
- Рабочей программы воспитания на 2025-2026 учебный год ГБУ ОО ЗО «СОШ №19 им. генерал-лейтенанта МВД СССР П.А. Судоплатова» г. Мелитополь Запорожской области;
- Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28;
- Устава ГБУ ОО ЗО «СОШ №19 им. генерал-лейтенанта МВД СССР П.А. Судоплатова» г. Мелитополь Запорожской области;
- Учебного плана на 2025-2026 учебный год начального общего образования (ФГОС) для 1-4 классов ГБУ ОО ЗО «СОШ №19 им. генерал-лейтенанта МВД СССР П.А. Судоплатова» г. Мелитополь Запорожской области.
Данная программа предназначена для организации и проведения системной воспитательной деятельности по интернациональному воспитанию и предупреждению ксенофобии в образовательной организации, предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей.
Актуальность программы
Актуальность программы базируется на следующих факторах:
- расположение школы в административно-политическом центре Запорожской области городе Мелитополе - столице нового региона Российской Федерации;
- проживание около 115-120 национальностей на территории Запорожской области;
- воспитание межнационального взаимоуважения и согласия в нашем регионе.
Цель курса:
проведение систематической работы по интернациональному воспитанию, предупреждению ксенофобии в школьном коллективе и формирование культуры межнационального общения в детских коллективах.
Задачи:
- реализация воспитательного потенциала интернациональной направленности в рамках данной программы;
- приобщение обучающихся 1-4 классов к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения;
- формирование духовно-нравственных ценностей культуры, традиционных религий народов России, межэтнической толерантности;
- формирование внутренней позиции личности как особого ценного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
- овладение представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, навыками общения с людьми разных народов, вероисповеданий;
- развитие качеств, позволяющих осуществлять продуктивное бесконфликтное взаимодействие между представителями различных национальных общностей;
- воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России;
- воспитание уважения к малочисленным народам, национальным меньшинствам, этническим группам, иммигрантам, беженцам.
Место курса внеурочной деятельности в учебном плане
На изучение курса внеурочной деятельности «Единый народ большой страны» отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана в 1 классе на 33 часа за год, во 2-4 классах – на 34 часа за год. Всего 135 часов в год для обучающихся 1-4 классов.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- гражданско-патриотическое воспитание: осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам;
- духовно-нравственное воспитание: уважение духовно-нравственной культуры своей семьи, своего народа, семейных ценностей с учётом национальной, религиозной принадлежности; признание индивидуальности и достоинства каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям; выполнение нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений; владение представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имение первоначальных навыков общения с людьми разных народов, вероисповеданий;
- эстетическое воспитание: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- ценности научного познания: познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Метапредметные результаты:
- универсальные учебные познавательные действия: для решения предложенных учебных задач использовать интеллектуальные операции (сравнение, анализ, классификацию), оценивать ситуации нравственного и безнравственного поведения, приводить примеры событий, фактов, демонстрирующих отношение человека к окружающему миру, проявление нравственно-этических качеств;
- универсальные учебные коммуникативные действия: проявлять активность в диалогах, дискуссиях, высказывать свое мнение по поводу обсуждаемых проблем; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; создавать устные и письменные высказывания;
- универсальные учебные регулятивные действия: признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение, оценивать свое участие в общей беседе (дискуссии, учебном диалоге).
Формы проведения занятий внеурочной деятельности:
- беседы;
- рассказы;
- репортажи;
- высказывания устные и письменные;
- выступления;
- просмотр и обсуждение видеоматериалов;
- экскурсии;
- игровые прогулки на свежем воздухе;
- выставки рисунков, книг;
- фотоколлажи;
- коллективные творческие дела;
- фотовыставки;
- семейные истории;
- квесты;
- конкурсы;
- работа с источниками информации;
- викторины;
- ролевые игры;
- обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
- заочные путешествия;
- презентации;
- устные журналы;
- проекты.
Содержание программы
№ | Тематическое содержание | Количество часов для 1 классов |
1 | Введение в курс | 2 |
2 | Россия – наша Родина | 10 |
3 | Край, в котором я живу | 8 |
4 | Моя семья | 4 |
5 | Родная школа | 4 |
6 | Мой класс | 4 |
7 | Заключительное занятие | 1 |
Итого | 33 |
№ | Тематическое содержание | Количество часов для 2-4 классов |
1 | Введение в курс | 2 |
2 | Россия – наша Родина | 10 |
3 | Край, в котором я живу | 8 |
4 | Моя семья | 4 |
5 | Родная школа | 4 |
6 | Мой класс | 5 |
7 | Заключительное занятие | 1 |
Итого | 34 |
Тематическое планирование занятий для обучающихся 1 класса
№ | Содержание занятия | Количество часов | Дата проведения |
Введение в курс (2 ч) | |||
1 | Введение в курс. Игровое занятие «Давай дружить!» | 1 | |
2 | Прогулка на свежем воздухе «Дружба начинается с улыбки». | 1 | |
Россия – наша Родина (10 ч) | |||
3 | Занятие «Моя Родина». | 1 | |
4 | Наши славные символы. | 1 | |
5 | Народов много - страна одна. | 1 | |
6 | Обычаи народов России. | 1 | |
7 | Национальные костюмы народов. | 1 | |
8 | Праздники народов России. | 1 | |
9 | Сказки разных народов. | 1 | |
10 | Викторина литературных героев «Победа добра над злом». | 1 | |
11 | Дорогами дружбы и согласия. | 1 | |
12 | Пословицы и поговорки о дружбе. | 1 | |
Край, в котором я живу (8 ч) | |||
13 | Заочное путешествие по Запорожской области. | 1 | |
14 | Мелитополь - город Молочной реки и мёда. | 1 | |
15 | КТД. Изготовление плаката о родном городе. | 1 | |
16 | Традиции родного края. | 1 | |
17 | Рассказ о народностях, проживающих в нашем городе. | 1 | |
18 | Презентация «Мелитополь - город дружбы народов». | 1 | |
19 | Выставка рисунков «Народный костюм моей семьи». | 1 | |
20 | Ролевые игры «Дружеские рукопожатия». | 1 | |
Моя семья (4 ч) | |||
21 | Репортаж «Я и моя семья». | 1 | |
22 | Что такое «Права ребёнка»? | 1 | |
23 | Поделка из бумаги «Моя семья». | 1 | |
24 | Фотоколлаж из семейного альбома «Дружная семья». | 1 | |
Родная школа (4 ч) | |||
25 | Моя школа. | 1 | |
26 | Азбука школьных традиций. | 1 | |
27 | Составление правил дружбы. | 1 | |
28 | Выставка рисунков «Мои друзья». | 1 | |
Мой класс (4 ч) | |||
29 | Мультипликационное путешествие «Давайте жить дружно». | 1 | |
30 | Книжные истории о дружбе. | 1 | |
31 | Разучивание мирилок с друзьями. | 1 | |
32 | Конкурс стихотворений «Умей дружить, умей дружбой дорожить!». | 1 | |
Заключительное занятие (1 ч) | |||
33 | Заключительное занятие. Игры с друзьями на свежем воздухе. | 1 | |
Планирование занятий для обучающихся 2 класса
№ | Содержание занятия | Количество часов | Дата проведения |
Введение в курс (2 ч) | |||
1 | Введение в курс. Словарик терминов. | 1 | |
2 | Игровое занятие «Друзья вокруг нас». | 1 | |
Россия – наша Родина (10 ч) | |||
3 | Занятие «Моя Родина - Россия». | 1 | |
4 | Символы нашей Родины. | 1 | |
5 | Народов много - страна одна. | 1 | |
6 | Культура и обычаи народов России. | 1 | |
7 | Элементы национальных костюмов народов России. | 1 | |
8 | Праздники разных народов. | 1 | |
9 | Устное народное творчество разных народов. | 1 | |
10 | Викторина литературных героев народов России. | 1 | |
11 | Хорошие и плохие поступки. | 1 | |
12 | Пословицы и поговорки о взаимопонимании и дружбе между людьми. | 1 | |
Край, в котором я живу (8 ч) | |||
13 | Заочное путешествие по Запорожской области. | 1 | |
14 | Мелитополь – мой родной город. | 1 | |
15 | КТД. Изготовление плаката о родном городе. | 1 | |
16 | Традиции родного края. | 1 | |
17 | Беседа «Мелитополь - город дружбы народов» | 1 | |
18 | Фотовыставка «Я люблю Мелитополь». | 1 | |
19 | Культурное наследие моего города. | 1 | |
20 | Устный журнал «Люби и знай родной край». | 1 | |
Моя семья (4 ч) | |||
21 | Выставка рисунков «Мир моей семьи» | 1 | |
22 | Разговор о правах и обязанностях детей. | 1 | |
23 | Что такое фамилия? История возникновения фамилий. | 1 | |
24 | Фотоколлаж «Семья - опора счастья». | 1 | |
Родная школа (4 ч) | |||
25 | История моей школы. | 1 | |
26 | Школьный этикет. | 1 | |
27 | Проблемы в общении между детьми. | 1 | |
28 | Портрет настоящего друга. | 1 | |
Мой класс (5 ч) | |||
29 | Разучивание игр в кругу одноклассников «Умей дружить, умей дружбой дорожить!». | 1 | |
30 | Конкурс стихотворений «В дружбе наша сила». | 1 | |
31 | Выставка рисунков «Все мы разные, все мы равные». | 1 | |
32 | Заочное путешествие в «Школу дружбы». | 1 | |
33 | Изготовление из бумаги гирлянды «Человечки». | 1 | |
Заключительное занятие (1 ч) | |||
34 | Заключительное занятие. Ролевые игры «Дружеские рукопожатия». | 1 | |
Планирование занятий для обучающихся 3 класса
№ | Содержание занятия | Количество часов | Дата проведения |
Введение в курс (2 ч) | |||
1 | Введение в курс. Словарик терминов. | 1 | |
2 | Игровое занятие «Круг дружбы» | 1 | |
Россия – наша Родина (10 ч) | |||
3 | Занятие «Россия - моя Родина». | 1 | |
4 | Символы России. | 1 | |
5 | Многообразие народов. | 1 | |
6 | Культура и обычаи народов России. | 1 | |
7 | Выставка рисунков «Национальные костюмы народов России». | 1 | |
8 | Выступления детей о национальных праздниках семьи. | 1 | |
9 | Товарищество и дружба в устном народном творчестве народов. | 1 | |
10 | Викторина «Береги землю родимую, как мать любимую». | 1 | |
11 | Дорогами дружбы и согласия. Проблемы общения между людьми. | 1 | |
12 | Пословицы и поговорки о взаимопонимании, толерантности, дружбе между людьми. | 1 | |
Край, в котором я живу (8 ч) | |||
13 | Маршрут «Запорожская область». | 1 | |
14 | Мелитополь и его история. | 1 | |
15 | КТД. Изготовление плаката о родном городе. | 1 | |
16 | Традиции родного края. | 1 | |
17 | Беседа «Мелитополь - город разных национальностей». | 1 | |
18 | Изготовление лепбука «Родной город» о достопримечательностях города. | 1 | |
19 | Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | |
20 | Выставка книг о родном крае. | 1 | |
Моя семья (4 ч) | |||
21 | Понятие о родовом дереве. | 1 | |
22 | Викторина «Права и обязанности ребёнка». | 1 | |
23 | Разговор о семейных ценностях «Храним память предков». | 1 | |
24 | Фотоколлаж из семейных фото «Дружная семья не знает печали». | 1 | |
Родная школа (4 ч) | |||
25 | История моей школы. | 1 | |
26 | Наши школьные традиции. | 1 | |
27 | Обсуждение проблемных ситуаций, возникающих между детьми. | 1 | |
28 | Понятия «я» и «мы». | 1 | |
Мой класс (5 ч) | |||
29 | Разучивание игр в кругу одноклассников «Умей дружить, умей дружбой дорожить!». | 1 | |
30 | Конкурс стихотворений «В дружбе наша сила». | 1 | |
31 | Выставка рисунков «Все мы разные, все мы равные». | 1 | |
32 | Изготовление из бумаги гирлянды «Человечки». | 1 | |
33 | Квест «Дружба». | 1 | |
Заключительное занятие (1 ч) | |||
34 | Заключительное занятие. Изготовление поделок для друзей. Оригами «Сердце». | 1 | |
Планирование занятий для обучающихся 4 класса
№ | Содержание занятия | Количество часов | Дата проведения |
Введение в курс (2 ч) | |||
1 | Введение в курс. Словарик терминов. | 1 | |
2 | Игровое занятие «В кругу друзей» | 1 | |
Россия – наша Родина (10 ч) | |||
3 | Занятие «Россия – наша Родина». | 1 | |
4 | Символы Российской Федерации. | 1 | |
5 | Изготовление лепбука «Многообразие народов России». | 1 | |
6 | Обычаи народов России. | 1 | |
7 | Практическая работа «Изготовление национального костюма». | 1 | |
8 | Презентация «Праздники разных народов». | 1 | |
9 | Устное народное творчество разных народов. | 1 | |
10 | Викторина литературных героев народов России. | 1 | |
11 | Дорогами дружбы и согласия. Виды конфликтов и их разрешение. | 1 | |
12 | Пословицы и поговорки о взаимопонимании, толерантности, дружбе между людьми. | 1 | |
Край, в котором я живу (8 ч) | |||
13 | Заочное путешествие по Запорожской области. | 1 | |
14 | Мелитополь - город Молочной реки и мёда. | 1 | |
15 | КТД. Изготовление плаката о родном городе. | 1 | |
16 | Традиции родного края. | 1 | |
17 | Проект «Мелитополь - город дружбы народов» (планирование групповой деятельности). | 1 | |
18 | Проект «Мелитополь - город дружбы народов» (подборка, составление и распределение по группам материалов о народностях, проживающих в городе). | 1 | |
19 | Проект «Мелитополь - город дружбы народов» (презентация работ). | 1 | |
20 | Библиотека – хранительница знаний. Работа с библиотечными источниками информации о нашем крае. | 1 | |
Моя семья (4 ч) | |||
21 | Составление родового дерева «Я и моя семья» | 1 | |
22 | Изготовление плаката «Права и обязанности ребёнка». | 1 | |
23 | Традиции моей семьи. | 1 | |
24 | Семейные истории «Встреча разных культур». | 1 | |
Родная школа (4 ч) | |||
25 | История моей школы. | 1 | |
26 | Наши школьные традиции. | 1 | |
27 | Бесконфликтное поведение в школе. | 1 | |
28 | Составление устных высказываний «Каким должен быть настоящий друг?». | 1 | |
Мой класс (5 ч) | |||
29 | Разучивание новых игр в кругу одноклассников. | 1 | |
30 | Конкурс стихотворений «В дружбе наша сила». | 1 | |
31 | Выставка рисунков «Все мы разные, все мы равные». | 1 | |
32 | Квест «В поисках дружбы». | 1 | |
33 | Игра «Почта» (написание писем друзьям). | 1 | |
Заключительное занятие (1 ч) | |||
34 | Заключительное занятие. Составление ментальной карты курса. | 1 | |
Список литературы
1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К. Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
2. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В. Баранова. – М.: Генезис, 2004.
3. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е. Жиренко. – М.: Вако, 2007
4. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2025/01/konczepcziya_duhovno-nravstvennoe-prosveshhenie.pdf
5. Концепция патриотического воспитания граждан РФ https://www.музейпамяти.рф/doc/Kontseptsiya-patrioticheskogo-vospitaniya-grazhdan-Rossijskoj-Federatsii.pdf?ysclid=mejjqr3die447412776
6. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г. Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
7. Приказ Министерства образования и науки запорожской области №77 от 07.02.2025 «Об организации внеурочных (факультативных ) занятий по интернациональному воспитанию и предупреждению ксенофобии file:///C:/Users/Елена/Desktop/ВД_Интернациональное%20воспитание/приказ_77_от_07_02_2025_Об_организации_внеурочных_факультативных.pdf
8. Рабочая программа воспитания на 2025-2026 учебный год ГБУ ОО ЗО «СОШ №19 им. генерал-лейтенанта МВД СССР П.А. Судоплатова» г. Мелитополь Запорожской области.
9. Федеральная рабочая программа воспитания https://shkola3suxinichir40.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/195/3498/FOP_NOO.pdf
10. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г. Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. – 14 - 36
РП_ВД_Единый народ большой страныDOCX / 57.45 Кб
Елена Гаврииловна Гончарова
Гроссман Елена Юрьевна