Материал на проверке

"Единый народ большой страны"

10
2
Материал опубликован 25 November в группе

                                          Пояснительная записка


Автор

Гроссман Елена Юрьевна

Должность

учитель начальных классов, руководитель школьного методического объединения учителей начальных классов, заместитель директора по учебной работе

Учебное

заведение

ГБУ ОО ЗО «СОШ №19 им. генерал-лейтенанта МВД СССР П.А. Судоплатова» г. Мелитополь Запорожской области

Название

ресурса

«Единый народ большой страны»

Тип ресурса

рабочая программа курса внеурочной деятельности по интернациональному воспитанию и предупреждению ксенофобии

Аудитория

обучающиеся 1-4 классов

Срок реализации

4 года

Актуаль-ность

Актуальность рабочей программы обусловлена значимостью внедрения в многонациональном административно-политическом центре Запорожской области городе Мелитополе - столице нового региона Российской Федерации, воспитания межнационального взаимоуважения и согласия.

Цель:

организация и проведение системной воспитательной деятельности по интернациональному воспитанию и предупреждению ксенофобии в образовательной организации.

Задачи:

- реализовать воспитательный потенциал интернациональной направленности в рамках данной программы;

- приобщать обучающихся 1-4 классов к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения;

- формировать духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий народов России, межэтнической толерантности;

- формировать внутреннюю позицию личности как особого ценного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;

- овладеть представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, навыками общения с людьми разных народов, вероисповеданий;

- развивать качества, позволяющие осуществлять продуктивное бесконфликтное взаимодействие между представителями различных национальных общностей;

- воспитывать любовь к родному краю, Родине, своему народу, уважение к другим народам России;

- воспитывать уважение к малочисленным народам, национальным меньшинствам, этническим группам, иммигрантам, беженцам.

Описание ресурса

Ресурс представлен следующими материалами:

- пояснительная записка;

- планируемые результаты освоения курса;

- содержание программы;

- тематическое планирование;

- список литературы.

Список литературы

1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К. Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.

2. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В. Баранова. – М.: Генезис, 2004.

3. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е. Жиренко. – М.: Вако, 2007

4. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2025/01/konczepcziya_duhovno-nravstvennoe-prosveshhenie.pdf

5. Концепция патриотического воспитания граждан РФ https://www.музейпамяти.рф/doc/Kontseptsiya-patrioticheskogo-vospitaniya-grazhdan-Rossijskoj-Federatsii.pdf?ysclid=mejjqr3die447412776

6. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г. Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2001.

7. Приказ Министерства образования и науки запорожской области №77 от 07.02.2025 «Об организации внеурочных (факультативных ) занятий по интернациональному воспитанию и предупреждению ксенофобии file:///C:/Users/Елена/Desktop/ВД_Интернациональное%20воспитание/приказ_77_от_07_02_2025_Об_организации_внеурочных_факультативных.pdf

8. Рабочая программа воспитания на 2025-2026 учебный год ГБУ ОО ЗО «СОШ №19 им. генерал-лейтенанта МВД СССР П.А. Судоплатова» г. Мелитополь Запорожской области.

9. Федеральная рабочая программа воспитания

https://shkola3suxinichir40.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/195/3498/FOP_NOO.pdf

10. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г. Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. – 14 - 36




Рабочая программа курса внеурочной деятельности

по интернациональному воспитанию и предупреждению ксенофобии

«Единый народ большой страны»

для обучающихся 1-4 классов

Содержание

1. Пояснительная записка ………………………………………………. 2 - 4

2. Планируемые результаты освоения курса ………………... 5 - 6

3. Содержание программы …………………………………………………….7

4. Тематическое планирование ………………………………………8 - 15

5. Список литературы ………………………………………………….……....16

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности по интернациональному воспитанию и предупреждению ксенофобии «Единый народ большой страны» разработана в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых актов:

- Федеральной рабочей программы воспитания для 1-4 классов общеобразовательных организаций, входящей в состав Федеральной образовательной программы начального общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»);

- Положения о Министерстве образования и науки Запорожской области, утверждённым Указом Губернатора Запорожской области от 23.12.2024 г. № 914-у, в соответствии с подпунктом «а» пункта 11 перечня поручений Президента Российской Федерации от 22.11.2023 № Пр-2300, пунктом 3 протокола заседания антитеррористической комиссии в Запорожской области от 30.01.2025г. №18;

- Приказа Министерства образования и науки Запорожской области №77 от 07.02.2025 г. «Об организации внеурочных (факультативных) занятий по интернациональному воспитанию и предупреждению ксенофобии»;

- Рабочей программы воспитания на 2025-2026 учебный год ГБУ ОО ЗО «СОШ №19 им. генерал-лейтенанта МВД СССР П.А. Судоплатова» г. Мелитополь Запорожской области;

- Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28;

- Устава ГБУ ОО ЗО «СОШ №19 им. генерал-лейтенанта МВД СССР П.А. Судоплатова» г. Мелитополь Запорожской области;

- Учебного плана на 2025-2026 учебный год начального общего образования (ФГОС) для 1-4 классов ГБУ ОО ЗО «СОШ №19 им. генерал-лейтенанта МВД СССР П.А. Судоплатова» г. Мелитополь Запорожской области.

    Данная программа предназначена для организации и проведения системной воспитательной деятельности по интернациональному воспитанию и предупреждению ксенофобии в образовательной организации, предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей.

Актуальность программы

Актуальность программы базируется на следующих факторах:

- расположение школы в административно-политическом центре Запорожской области городе Мелитополе - столице нового региона Российской Федерации;

- проживание около 115-120 национальностей на территории Запорожской области;

- воспитание межнационального взаимоуважения и согласия в нашем регионе.

Цель курса:

проведение систематической работы по интернациональному воспитанию, предупреждению ксенофобии в школьном коллективе и формирование культуры межнационального общения в детских коллективах.

Задачи:

- реализация воспитательного потенциала интернациональной направленности в рамках данной программы;

- приобщение обучающихся 1-4 классов к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения;

- формирование духовно-нравственных ценностей культуры, традиционных религий народов России, межэтнической толерантности;

- формирование внутренней позиции личности как особого ценного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;

- овладение представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, навыками общения с людьми разных народов, вероисповеданий;

- развитие качеств, позволяющих осуществлять продуктивное бесконфликтное взаимодействие между представителями различных национальных общностей;

- воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России;

- воспитание уважения к малочисленным народам, национальным меньшинствам, этническим группам, иммигрантам, беженцам.

Место курса внеурочной деятельности в учебном плане

На изучение курса внеурочной деятельности «Единый народ большой страны» отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана в 1 классе на 33 часа за год, во 2-4 классах – на 34 часа за год. Всего 135 часов в год для обучающихся 1-4 классов.



Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности

Личностные результаты:

- гражданско-патриотическое воспитание: осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам;

- духовно-нравственное воспитание: уважение духовно-нравственной культуры своей семьи, своего народа, семейных ценностей с учётом национальной, религиозной принадлежности; признание индивидуальности и достоинства каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям; выполнение нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений; владение представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имение первоначальных навыков общения с людьми разных народов, вероисповеданий;

- эстетическое воспитание: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

- ценности научного познания: познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.



Метапредметные результаты:

- универсальные учебные познавательные действия: для решения предложенных учебных задач использовать интеллектуальные операции (сравнение, анализ, классификацию), оценивать ситуации нравственного и безнравственного поведения, приводить примеры событий, фактов, демонстрирующих отношение человека к окружающему миру, проявление нравственно-этических качеств;

- универсальные учебные коммуникативные действия: проявлять активность в диалогах, дискуссиях, высказывать свое мнение по поводу обсуждаемых проблем; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; создавать устные и письменные высказывания;

- универсальные учебные регулятивные действия: признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение, оценивать свое участие в общей беседе (дискуссии, учебном диалоге).


Формы проведения занятий внеурочной деятельности:

 - беседы;

- рассказы;

- репортажи;

- высказывания устные и письменные;

- выступления;

- просмотр и обсуждение видеоматериалов;

- экскурсии;

- игровые прогулки на свежем воздухе;

- выставки рисунков, книг;

- фотоколлажи;

- коллективные творческие дела;

- фотовыставки;

- семейные истории;

- квесты;

- конкурсы;

- работа с источниками информации;

- викторины;

- ролевые игры;

- обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;

- заочные путешествия;

- презентации;

- устные журналы;

- проекты.


             Содержание программы

Тематическое содержание

Количество

часов для 1 классов

1

Введение в курс

2

2

Россия – наша Родина

10

3

Край, в котором я живу

8

4

Моя семья

4

5

Родная школа

4

6

Мой класс

4

7

Заключительное занятие

1


Итого

33




Тематическое содержание

Количество

часов для 2-4 классов

1

Введение в курс

2

2

Россия – наша Родина

10

3

Край, в котором я живу

8

4

Моя семья

4

5

Родная школа

4

6

Мой класс

5

7

Заключительное занятие

1


Итого

34



Тематическое планирование занятий для обучающихся 1 класса

Содержание занятия

Количество часов

Дата

проведения

Введение в курс (2 ч)

1

Введение в курс. Игровое занятие «Давай дружить!»

1


2

Прогулка на свежем воздухе «Дружба начинается с улыбки».

1


Россия – наша Родина (10 ч)

3

Занятие «Моя Родина».

1


4

Наши славные символы.

1


5

Народов много - страна одна.

1


6

Обычаи народов России.

1


7

Национальные костюмы народов.

1


8

Праздники народов России.

1


9

Сказки разных народов.

1


10

Викторина литературных героев «Победа добра над злом».

1


11

Дорогами дружбы и согласия.

1


12

Пословицы и поговорки о дружбе.

1


Край, в котором я живу (8 ч)

13

Заочное путешествие по Запорожской области.

1


14

Мелитополь - город Молочной реки и мёда.

1


15

КТД. Изготовление плаката о родном городе.

1


16

Традиции родного края.

1


17

Рассказ о народностях, проживающих в нашем городе.

1


18

Презентация «Мелитополь - город дружбы народов».

1


19

Выставка рисунков «Народный костюм моей семьи».

1


20

Ролевые игры «Дружеские рукопожатия».

1


Моя семья (4 ч)

21

Репортаж «Я и моя семья».

1


22

Что такое «Права ребёнка»?

1


23

Поделка из бумаги «Моя семья».

1


24

Фотоколлаж из семейного альбома «Дружная семья».

1


Родная школа (4 ч)

25

Моя школа.

1


26

Азбука школьных традиций.

1


27

Составление правил дружбы.

1


28

Выставка рисунков «Мои друзья».

1


Мой класс (4 ч)

29

Мультипликационное путешествие «Давайте жить дружно».

1


30

Книжные истории о дружбе.

1


31

Разучивание мирилок с друзьями.

1


32

Конкурс стихотворений «Умей дружить, умей дружбой дорожить!».

1


Заключительное занятие (1 ч)

33

Заключительное занятие. Игры с друзьями на свежем воздухе.

1




Планирование занятий для обучающихся 2 класса

Содержание занятия

Количество часов

Дата проведения

Введение в курс (2 ч)

1

Введение в курс. Словарик терминов.

1


2

Игровое занятие «Друзья вокруг нас».

1


Россия – наша Родина (10 ч)

3

Занятие «Моя Родина - Россия».

1


4

Символы нашей Родины.

1


5

Народов много - страна одна.

1


6

Культура и обычаи народов России.

1


7

Элементы национальных костюмов народов России.

1


8

Праздники разных народов.

1


9

Устное народное творчество разных народов.

1


10

Викторина литературных героев народов России.

1


11

Хорошие и плохие поступки.

1


12

Пословицы и поговорки о взаимопонимании и дружбе между людьми.

1


Край, в котором я живу (8 ч)

13

Заочное путешествие по Запорожской области.

1


14

Мелитополь – мой родной город.

1


15

КТД. Изготовление плаката о родном городе.

1


16

Традиции родного края.

1


17

Беседа «Мелитополь - город дружбы народов»

1


18

Фотовыставка «Я люблю Мелитополь».

1


19

Культурное наследие моего города.

1


20

Устный журнал «Люби и знай родной край».

1


Моя семья (4 ч)

21

Выставка рисунков «Мир моей семьи»

1


22

Разговор о правах и обязанностях детей.

1


23

Что такое фамилия? История возникновения фамилий.

1


24

Фотоколлаж «Семья - опора счастья».

1


Родная школа (4 ч)

25

История моей школы.

1


26

Школьный этикет.

1


27

Проблемы в общении между детьми.

1


28

Портрет настоящего друга.

1


Мой класс (5 ч)

29

Разучивание игр в кругу одноклассников «Умей дружить, умей дружбой дорожить!».

1


30

Конкурс стихотворений «В дружбе наша сила».

1


31

Выставка рисунков «Все мы разные, все мы равные».

1


32

Заочное путешествие в «Школу дружбы».

1


33

Изготовление из бумаги гирлянды «Человечки».

1


Заключительное занятие (1 ч)

34

Заключительное занятие. Ролевые игры «Дружеские рукопожатия».

1





Планирование занятий для обучающихся 3 класса

Содержание занятия

Количество часов

Дата проведения

Введение в курс (2 ч)

1

Введение в курс. Словарик терминов.

1


2

Игровое занятие «Круг дружбы»

1


Россия – наша Родина (10 ч)

3

Занятие «Россия - моя Родина».

1


4

Символы России.

1


5

Многообразие народов.

1


6

Культура и обычаи народов России.

1


7

Выставка рисунков «Национальные костюмы народов России».

1


8

Выступления детей о национальных праздниках семьи.

1


9

Товарищество и дружба в устном народном творчестве народов.

1


10

Викторина «Береги землю родимую, как мать любимую».

1


11

Дорогами дружбы и согласия. Проблемы общения между людьми.

1


12

Пословицы и поговорки о взаимопонимании, толерантности, дружбе между людьми.

1


Край, в котором я живу (8 ч)

13

Маршрут «Запорожская область».

1


14

Мелитополь и его история.

1


15

КТД. Изготовление плаката о родном городе.

1


16

Традиции родного края.

1


17

Беседа «Мелитополь - город разных национальностей».

1


18

Изготовление лепбука «Родной город» о достопримечательностях города.

1


19

Экскурсия в краеведческий музей.

1


20

Выставка книг о родном крае.

1


Моя семья (4 ч)

21

Понятие о родовом дереве.

1


22

Викторина «Права и обязанности ребёнка».

1


23

Разговор о семейных ценностях «Храним память предков».

1


24

Фотоколлаж из семейных фото «Дружная семья не знает печали».

1


Родная школа (4 ч)

25

История моей школы.

1


26

Наши школьные традиции.

1


27

Обсуждение проблемных ситуаций, возникающих между детьми.

1


28

Понятия «я» и «мы».

1


Мой класс (5 ч)

29

Разучивание игр в кругу одноклассников «Умей дружить, умей дружбой дорожить!».

1


30

Конкурс стихотворений «В дружбе наша сила».

1


31

Выставка рисунков «Все мы разные, все мы равные».

1


32

Изготовление из бумаги гирлянды «Человечки».

1


33

Квест «Дружба».

1


Заключительное занятие (1 ч)

34

Заключительное занятие. Изготовление поделок для друзей. Оригами «Сердце».

1




Планирование занятий для обучающихся 4 класса

Содержание занятия

Количество часов

Дата проведения

Введение в курс (2 ч)

1

Введение в курс. Словарик терминов.

1


2

Игровое занятие «В кругу друзей»

1


Россия – наша Родина (10 ч)

3

Занятие «Россия – наша Родина».

1


4

Символы Российской Федерации.

1


5

Изготовление лепбука «Многообразие народов России».

1


6

Обычаи народов России.

1


7

Практическая работа «Изготовление национального костюма».

1


8

Презентация «Праздники разных народов».

1


9

Устное народное творчество разных народов.

1


10

Викторина литературных героев народов России.

1


11

Дорогами дружбы и согласия. Виды конфликтов и их разрешение.

1


12

Пословицы и поговорки о взаимопонимании, толерантности, дружбе между людьми.

1


Край, в котором я живу (8 ч)

13

Заочное путешествие по Запорожской области.

1


14

Мелитополь - город Молочной реки и мёда.

1


15

КТД. Изготовление плаката о родном городе.

1


16

Традиции родного края.

1


17

Проект «Мелитополь - город дружбы народов» (планирование групповой деятельности).

1


18

Проект «Мелитополь - город дружбы народов» (подборка, составление и распределение по группам материалов о народностях, проживающих в городе).

1


19

Проект «Мелитополь - город дружбы народов» (презентация работ).

1


20

Библиотека – хранительница знаний. Работа с библиотечными источниками информации о нашем крае.

1


Моя семья (4 ч)

21

Составление родового дерева «Я и моя семья»

1


22

Изготовление плаката «Права и обязанности ребёнка».

1


23

Традиции моей семьи.

1


24

Семейные истории «Встреча разных культур».

1


Родная школа (4 ч)

25

История моей школы.

1


26

Наши школьные традиции.

1


27

Бесконфликтное поведение в школе.

1


28

Составление устных высказываний «Каким должен быть настоящий друг?».

1


Мой класс (5 ч)

29

Разучивание новых игр в кругу одноклассников.

1


30

Конкурс стихотворений «В дружбе наша сила».

1


31

Выставка рисунков «Все мы разные, все мы равные».

1


32

Квест «В поисках дружбы».

1


33

Игра «Почта» (написание писем друзьям).

1


Заключительное занятие (1 ч)

34

Заключительное занятие. Составление ментальной карты курса.

1




Список литературы


1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К. Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.

2. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В. Баранова. – М.: Генезис, 2004.

3. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е. Жиренко. – М.: Вако, 2007

4. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2025/01/konczepcziya_duhovno-nravstvennoe-prosveshhenie.pdf

5. Концепция патриотического воспитания граждан РФ https://www.музейпамяти.рф/doc/Kontseptsiya-patrioticheskogo-vospitaniya-grazhdan-Rossijskoj-Federatsii.pdf?ysclid=mejjqr3die447412776

6. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г. Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2001.

7. Приказ Министерства образования и науки запорожской области №77 от 07.02.2025 «Об организации внеурочных (факультативных ) занятий по интернациональному воспитанию и предупреждению ксенофобии file:///C:/Users/Елена/Desktop/ВД_Интернациональное%20воспитание/приказ_77_от_07_02_2025_Об_организации_внеурочных_факультативных.pdf

8. Рабочая программа воспитания на 2025-2026 учебный год ГБУ ОО ЗО «СОШ №19 им. генерал-лейтенанта МВД СССР П.А. Судоплатова» г. Мелитополь Запорожской области.

9. Федеральная рабочая программа воспитания https://shkola3suxinichir40.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/195/3498/FOP_NOO.pdf

10. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г. Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. – 14 - 36


РП_ВД_Единый народ большой страныDOCX / 57.45 Кб


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за полезный и актуальный ресурс!

1
26 November

Благодарю за положительный комментарий и интерес к моей работе, Елена Гаврииловна.

1
26 November