Рабочая программа внеурочной деятельности: «Граждановедение» в 7-ых классах
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
Рабочая программа внеурочной деятельности:
«ГРАЖДАНОВЕДЕНИЕ»
в 7-ых классах
учителя первой квалификационной категории:
Байрамовой Е. Н.
2020 – 2023 учебный год
I. Пояснительная записка.
Классы | 7 а | |||
Кол-во часов: | Всего | I п/г | II п/г | В неделю |
17 | 8 | 9 | 0,5 |
В современном российском обществе по-прежнему проблемой номер один является крайне низкий уровень правосознания, который в бытовом плане оборачивается грязью на улицах, грубостью в общественном транспорте, ужасающим количеством ДТП на дорогах. В социально-политическом – отсутствием гражданского общества, нежеланием активно участвовать в жизни социума.
Исходя из вышесказанного, становится ясно, что гражданское воспитание в образовательном учреждении есть важнейшая задача школы. Наша школа работает над проблемой формирования гражданско-правовых компетенций исходя из требований нового стандарта образования. Данная рабочая программа, рассчитанная на младший подростковый возраст, предусматривает дублирование школьных дисциплин: «Обществознание», «Правоведение», «История».
Цели и задачи курса.
Главная цель курса – формирование у учащихся основ гражданской компетентности личности через деятельностный подход.
Задачи курса соответствуют формированию основ ключевых компетенций, составляющих гражданскую компетентность личности:
Коммуникативная компетенция, выражающаяся в умениях самостоятельно вступать в контакт с любым типом собеседника (по возрасту, статусу, степени близости, знакомства и т.д.); поддерживать контакт в общении, соблюдать нормы и правила общения, в формах монолога и диалога; слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению; высказывать и аргументировать собственное мнение; грамотно разрешать конфликт в общении; корректно завершать ситуацию общения.
Компетенция по решению проблем, выражающаяся в умении самостоятельно: выявлять проблему в ситуациях избыточной информации, формулировать цель; делить цель на ряд последовательных задач, реализовывать выбранные пути и средства решения проблемы; доводить решение проблемы до конца; оценивать степень разрешенности проблемы, характер достигнутого продвижения.
Компетенция по работе в сотрудничестве, выражающаяся в умении самостоятельно: находить партнеров для сотрудничества и объединяться с ними в группы; осуществлять коллективное целеполагание; распределять задачи между участниками группы; распределять роли между участниками группы; действовать в роли как лидера так и исполнителя; координировать свои действия с действиями других членов группы; осуществлять коллективное подведение итогов; осуществлять коллективную презентацию продукта деятельности группы.
Поскольку перечисленные ключевые компетенции окончательно формируются у человека лишь к 15- 20 годам, то задача курса – сформировать ограниченное число соответствующих базовых умений.
Психолого-педагогические и организационные условия реализации курса.
Принятие учителем принципов личностно-ориентированной педагогики и психологии (отношение к ребенку как к личностно-равноправному партнеру в образовательном процессе; умение слышать ребенка и строить с ним диалог, отказ от навязывания своего личного мнения).
Ориентация на развитие у школьников критического мышления, умения задавать вопросы; формирование потребность в познании, творческой активности и совместной деятельности.
Организация образовательного процесса на основе опыта учащихся с тем, чтобы они включали гражданские нормы и ценности в свой внутренний мир, принимали их в качестве собственных норм, ценностей, образцов.
Развитие у школьников желания и умения поставить себя на место другого человека-гражданина, способности перенесения себя в пространство и обстоятельства другого человека, что является условием партнерского поведения, социальной кооперации и ответственности.
Использование поискового способа обучения: не усвоение внешней, по отношению к детям взрослой культуры, но создание в процессе самоидентификации, через ситуативный опыт, «перебора» различных образцов поведения собственной личной культуры. В результате ребенок имеет возможность участвовать в формировании гражданской культуры, а не получать ее извне в виде готовых и обязательных принципов и правил.
Включение школьников в реальные социально значимые дела, организуемые в школе, районе, городе. Подготовка и участие в таких формах деятельности как «социальный проект» и «дебаты».
Логика построения и структура курса.
Курс включает четыре познавательные линии, соответствующие базовым гражданским компетентностям (социально-психологической, нравственной, правовой и историко-культурной). Содержание каждой тематической линии предполагает формирование основ гражданской компетентности и идентичности в определенном социально-психологическом пространстве.
В рамках каждого курса отрабатывается конкретный содержательный план обучения, соответствующий социальным ситуациям развития и реализации.
«Я – сознание»: – самоиндентификация «Я» (в отношениях с самим собой, со школьным коллективом), идентификация себя с другими людьми: индивидами, группой, общностью (семьей, сверстниками, российским народом).
Формирование «Я-идеала» – перенесение себя в пространство другого человека, группы, общности (класс, мир взрослых, государства) - самосознание и самоконтроль «Я».
Моделирование «Я» с обществом (Мое общество, Я – член общества, Я – отвечаю за свою страну).
В программе 7 класса реализуются первые три содержательные линии, при
этом осуществляется подготовка к реализации четвертой линии «Я и общество», которая будет обозначена в 8 классе.
Для успешного внедрения граждановедения подготовка учащихся должна происходить за счет дополнительного образования, привлечения классных часов, внеурочной работы, факультативов.
Гражданское образование в общеобразовательной школе включает в себя три ступени.
На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Решение одной из главных задач начального образования - развитие творческого потенциала младшего школьника - помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.
Вторая ступень (основная школа) продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, познание ими элементарных моральных и правовых норм.
На третьей ступени (средняя школа) углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяется гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.
Таким образом, российский учитель «Граждановедения» призван выполнить чрезвычайно высокую, с полным основанием можно сказать – историческую миссию: преобразовать Россию руками своих учеников, которых он должен вооружить необходимыми сведениями в области политологии и права, социологии, отчасти психологии и более того, выработать у них навыки использования полученных теоретических знаний, привести к пониманию ценностей народовластия.
Еще Аристотель сказал: «Граждановедение в условиях демократии есть обучение самоуправлению. Самоуправление означает деятельное участие в процессе самостоятельного руководства, а не пассивное молчаливое согласие с действиями других». Это высказывание отражает взгляд, согласно которому идеалы демократии наполняются наибольшим содержанием тогда, когда член политического сообщества активно участвует в управлении.
Граждановедение – предмет, в котором, как ни в одном другом, теоретическое изучение политических институтов и норм должно соединятся с практикой личного поведения: это участие в системе школьного и местного самоуправления, разработка, внедрение и участие в минисоциальных проектах, избирательных компаниях в школе и по месту жительства, решение в составе группы заданий, имитирующих принятие ответственных административных, политических, социальных резолюций. Иначе говоря, гражданское образование есть дисциплина, где теория идет рука об руку с практикой.
II. Ожидаемые результаты.
Учащиеся должны знать и уметь:
правила формального и неформального общения;
различать ситуации формального и неформального общения;
иметь и высказывать собственное мнение;
слушать высказывания других не перебивая собеседника;
объединятся в группы по 3-7 человек для выполнения групповых проектов;
действовать в группе в роли исполнителя;
осуществлять коллективную презентацию продукта деятельности группы.
Понимать:
неизбежность возникновения трудностей и проблем в ходе любой деятельности;
значение собственных усилий для преодоления возникающих трудностей;
различия ролей лидера и ведомого в деятельности;
значение совместной деятельности и взаимопомощи в решении сложных проблем
Замечать:
возникшую проблему в учении и обращаться за помощью к учителю;
Формулировать возникшую проблему в учении.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
«ГРАЖДАНОВЕДЕНИЕ» 7 класс
№ п/п | Раздел /Тема | Дата | Форма занятия | Практический выход |
Раздел 1. Наедине с собой | ||||
1 | Введение. Какой у меня характер | | Беседа | Сочинение или рисунок на тему: «Кто я?» |
2 | Умею ли я общаться? | | Консультации психолога | |
3 | Кто меня окружает | | Игра | |
Раздел 2. Я и моя семья | ||||
4 | Зачем нужна семья? | | Беседа | Оформление проекта «Моя семья» |
5 | Семейная генеалогия и история страны | | Работа над проектом «Мое генеалогическое дерево» | |
6 | Семейные традиции и обычаи | | Сообщения детей | |
Раздел 3. Я и мой класс | ||||
7 | С кем я дружу? Как я учусь? | | Беседа | Оформление стенгазеты «Наш класс» |
8 | Одноклассники – похожие и разные | | Игра | |
Раздел 4. Родной край | ||||
9 | Слава моего города | | Экскурсия в музей города | Оформление проекта |
10 11 | Порядок в доме зависит от хозяев | | Работа над социальным проектом | |
Раздел 5. Я и моя школа | ||||
12 | Старшие и младшие | | Игровая беседа | |
13 | Учителя и ученики | | Работа в школьном музее | |
Раздел 6. Я и моя страна | ||||
14 | Символы России | | Просмотр фильма | Игра между командами классов |
15 | Викторина по теме: «Символы России» | | Игра-викторина | |
16 | Обычаи и традиции моего народа | | Сообщения учащихся | Посещение краеведческого музея |
17 | Мои права и обязанности. Я и закон | | Беседа | Сочинение на тему: «Я и закон» |
III. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений РФ: Инструктивное письмо Минобразования РФ №13-51-08/ 13 от 15.01. 2003 // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 6
Международные документы по правам человека. – СПб., 1999.
Конституция РФ
Дьяченко В. М. Сотрудничество в обучении. – М., 1981.
Иоффе А. Н., Пахомов В. П. Методические приёмы в гражданском образовании. – Тольятти, 1999.
Конопович Б. Г. Я – гражданин России: учебное пособие. – Воронеж, 2002.
Морозова С. А. Методика преподавания права в школе. – М.: «Новый учебник», 2002.
Никитин А. Ф. Граждановедение. 5 кл. – М.: «Дрофа», 2007.
Иоффе А. Н. Я гражданин России. Книга для учащихся. 5 – 7 классы. – М.: «Просвещение», 2009.
Тюмина М. В. Сетевая модель гражданского образования. – М.:
«Учитель», 2009.