Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой проект» (3–4 классы)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Мой проект»
Ступень обучения: начальное общее 3 «В» класс
Количество часов: 34 Уровень базовый
Учитель: Чисковская Светлана Николаевна, первая квалификационная категория
Программа разработана на основе Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование, под ред. В. А. Горского, на основе программы внеурочной деятельности «Малая академия наук» автор - составители И.Г.Аносова, Н.И.Козлова (модифицирована).
г. Комсомольск-на-Амуре
2022- 2023 учебный год
Пояснительная записка
Целью современной школы является обеспечение качественного и доступного образования для обучающихся, содействие социальной успешности в обществе. На ее достижение направлена реализация образовательной программы нашей школы, где каждый ученик может получить образование с учетом его возможностей и потребностей, развить природные способности, сформировать ключевые компетенции. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем современного общества.
Настоящая программа по внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования (для 1-4 классов начального общего образования) на основании:
ФЗ № 273 от 29.12. 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; (для 1-4 кл. начального общего образования);
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях". С изменениями и дополнениями от: 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г.,
Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Отличительные особенности программы
Цель программы – формирование информационной грамотности ребенка на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.
Задачи программы:
развивать познавательный интерес к проектной и исследовательской
деятельности;
способствовать формированию потребности в самопознании и
саморазвитии;
содействовать воспитанию активности личности, культуры общения и
поведения в социуме.
Формы, методы, технологии организации внеурочной деятельности.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемно-организованное осмысление материала, частично-поисковый, исследовательский метод.
Формы: беседа, путешествие, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, игры, практические работы, индивидуальная работа.
Технологии:
1.Системно-деятельностный подход;
2.Личностно-ориентированные технологии;
3.Дифференцированное обучение;
4.Технологии активизации познавательных интересов, творческой самостоятельности детей;
5. Технология игрового обучения;
6.Здоровьесберегающие;
7.Проектные методы обучения.
Основные виды деятельности :
-учебное сотрудничество (коллективно- распределенная деятельность, в том числе, коллективная дискуссия, групповая, парная работа);
-индивидуальная деятельность (в том числе, самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников);
-игровая деятельность;
-творческая деятельность;
-исследовательская деятельность.
Формы представления результатов:
доклад
защита исследовательских работ
выступление
выставка
презентация
творческая работа
сообщение
иллюстративно-наглядный материал изготовленный учащимися
создание проекта
защита проекта и т.д.
научно-исследовательская конференция
участие в конкурсах исследовательских работ.
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса в 3 классе
Личностные.
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
- действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Метапредметные.
а) Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
б) Познавательные:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации;
- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
в) Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
2.Содержание учебного курса «мои проекты» в 3 классе
Введение. Формирование понятий «проектная деятельность», навыков сотрудничества (4 часа)
Круг твоих интересов. Хобби, увлечения. Подготовка к проекту: «Я и мои друзья».
Выбор темы проекта. Знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема». Проект: «Я и мои друзья. Дерево дружбы».
Основы проектной деятельности (12 часов)
Выработка гипотезы – предположения. Подготовка к общешкольному проекту «Перепись населения» Цель проекта. Проект «Перепись населения» Задачи проекта. Подготовка к общешкольному проекту «Права ребенка глазами детей»
Сбор информации о проекте. Творческая работа. Презентация. Проект «Права ребенка глазами детей» Отбор информации для мини-сообщения Отбор информации для семиминутного выступления.
Работа над проектом (10 часов)
Первые шаги в составлении презентации. Заголовок слайда. Подготовка к проекту «Зимние забавы», Составление презентации, поиск информации о выдающихся людях Хабаровского края Первые шаги в составлении презентации. Заголовок слайда. Первые шаги составления презентации на компьютере
Первые шаги составления презентации. Значение кнопок на клавиатуре. Проект: «Мой родной город Комсомольск-на-Амуре» Совмещение текста выступления с показом презентации. Праздники России: 8 Марта! Самоанализ. Подготовка к проекту: «Мой любимый детский журнал». Играем в учёных. Это интересно. Выпуск классного детского журнала.
Итоги работы над проектом (8 часов)
Пробное выступление перед незнакомой аудиторией. «9 мая – День Победы!» - выпуск классной газеты. Самоанализ. Рефлексия после выступления. Подготовка к проекту «Моё любимое занятие» Играем в учёных. Это интересно. Проект «Моё любимое занятие» Благодарственные рисунки-открытки помощникам твоего проекта.
3.Тематическое планирование
Тема раздела | Количество часов |
Введение. Формирование понятий «проектная деятельность», навыков сотрудничества | 4 |
Основы проектной деятельности | 12 |
Работа над проектом | 10 |
Итоги работы над проектом | 8 |
Итого: | 34 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД 3В КЛАСС
№ п/п | № п/теме | Тема урока | Дата | |
по плану | фактическая | |||
Введение. Формирование понятий «проектная деятельность», навыков сотрудничества 4ч. | ||||
1 | 1 | Круг твоих интересов. Хобби, увлечения. | 06.09.2022 | |
2 | 2 | Подготовка к проекту: «Я и мои друзья». | | |
3 | 3 | Выбор темы проекта. Знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема». | 20.09.2022 | |
4 | 4 | Проект: «Я и мои друзья. Дерево дружбы». | 27.09.2022 | |
Основы проектной деятельности 12ч. | ||||
5 | 1 | Выработка гипотезы – предположения. | 04.10.2022 | |
6 | 2 | Подготовка к общешкольному проекту «Перепись населения» | 11.10.2022 | |
7 | 3 | Цель проекта. | 18.10.2022 | |
8 | 4 | Проект «Перепись населения» | 25.10.2022 | |
9 | 5 | Задачи проекта. | 08.11.2022 | |
10 | 6 | Подготовка к общешкольному проекту «Права ребенка глазами детей» | 15.11.2022 | |
11 | 7 | Сбор информации о проекте. | 22.11.2022 | |
12 | 8 | Подготовка к общешкольному проекту «Права ребенка глазами детей» | 29.11.2022 | |
13 | 9 | Творческая работа. Презентация. | 06.12.2022 | |
14 | 10 | Проект «Права ребенка глазами детей» | 13.12.2022 | |
15 | 11 | Отбор информации для мини-сообщения | 20.12.2022 | |
16 | 12 | Отбор информации для семиминутного выступления. | 27.12.2022 | |
Работа над проектом 10 ч. | ||||
17 | 1 | Первые шаги в составлении презентации. Заголовок слайда. | 17.01.2023 | |
18 | 2 | Подготовка к проекту «Зимние забавы» | 24.01.2023 | |
19 | 3 | Первые шаги в составлении презентации. Заголовок слайда. | 31.01.2023 | |
20 | 4 | Составление презентации, поиск информации о выдающихся людях Хабаровского края | 07.02.2023 | |
21 | 5 | Совмещение текста выступления с показом презентации. | 14.02.2023 | |
22 | 6 | Праздники России: 23 февраля | 21.02.2023 | |
23 | 7 | Самоанализ. | 28.02.2023 | |
24 | 8 | Подготовка к проекту: «Мой любимый детский журнал». | 07.03.2023 | |
25 | 9 | Играем в учёных. Это интересно. | 14.03.2023 | |
26 | 10 | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. | 21.03.2023 | |
Итоги работы над проектом 8ч. | ||||
27 | 1 | Пробное выступление перед незнакомой аудиторией. | 04.04.2023 | |
28 | 2 | «9 мая – День Победы!» - выпуск классной газеты. | 11.04.2023 | |
29 | 3 | Самоанализ. Рефлексия после выступления. | 18.04.2023 | |
30 | 4 | Подготовка к проекту «Моё любимое занятие» | 25.04.2023 | |
31 | 5 | Играем в учёных. Это интересно. | 02.05.2023 | |
32 | 6 | Проект «Моё любимое занятие» | 16.05.2023 | |
33 | 7 | Мини конференция по итогам собственных исследований. | 23.05.2023 | |
34 | 8 | Благодарственные рисунки-открытки помощникам твоего проекта. | 30.05.2023 | |
8