Рабочая программа внеурочной деятельности социальной направленности «Я — самостоятельный», адаптированная для обучающихся с ОВЗ (1 класс)

1
0
Материал опубликован 21 November 2023

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №15 имени Героя Советского Союза

Николая Токарева города Евпатории Республики Крым»

_________________________________________________________________________________

ОКПО 00806921, ОГРН 1149102176783, ИНН 9110086920, КПП 911001001

улица Полтавская, дом 8, город Евпатория, Республика Крым, Российская Федерация, 297420

тел., факс +7(36569) 5-08-15, E- mail: school-15@mail.ru




РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «СШ № 15 им. Героя

классных руководителей _____________ Т.Н. Мирончук Советского Союза Н. Токарева»

1-11 классов

протокол № 1 «__»______2022 г. _____________О.С. Соболева

от «___»______2022 г Приказ №________от «___»______2022 г.

Руководитель МО

__________ Л.Ф.Олексиенко



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

социальной направленности «Я -самостоятельный»,

адаптированная для обучающихся с ОВЗ (1-И класс)



Учитель-дефектолог Змитрович Е.В.





Год составления программы - 2022


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая социальной направленности «Я - самостоятельный» составлена в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями), утвержденного Минобрнауки от 14 декабря 2016 г. приказ № 1599, федерального образовательного стандарта для обучающихся с ОВЗ приказ № 1598, на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы / Под ред. В.В.Воронковой/ Программа составлена с учетом образовательной программы МБОУ «СШ №15 им. Героя Советского Союза Н. Токарева» и учебного плана школы


Электронные ресурсы:

-https://fgosreestr.ru/;

-http://school-collection.edu.ru/

http://www.nachalka.com /

-http://1sentyabrya.ru/ 

- http://festival.1septemb er.ru/articles/411926/ 


Программа рассчитана на 1 год на 33 учебных недель, 33 часа ( 1 урок в неделю), предназначена для обучающихся 1 класса с ОВЗ ( с умственной отсталостью). Занятия проводятся в группе наполняемостью 6-12 человек 1 раз в неделю по 35 минут.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Для детей с умственной отсталостью не может быть единого стандарта, так как возможности в развитии, коррекции и адаптации каждого ребенка строго индивидуальны. Освоение обучающимися программы, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов:

Личностных;

Предметных.

Личностные результаты освоения программы:

овладение начальными первичными навыками адаптации (умения слушать учителя, умения взаимодействовать с учителем и сверстниками);

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

развитие чувства любви к родителям, другим членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с ними;

развитие мотивации к обучению;

развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении;

овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);

владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

развитие положительных свойств и качеств личности;

готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.

Предметные результаты освоения программы определяет:

минимальный

достаточный.

Достаточный уровень не является обязательным.

Предметные результаты освоения программы « Я - самостоятельный»

Минимальный уровень (с помощью учителя)

достаточный уровень (самостоятельно или с частичной направляющей помощью учителя)


-иметь представления о назначении объектов изучения;

-иметь представления об элементарных правилах безопасного

поведения

-владеть элементарными санитарно-гигиеническими навыками (мыть

руки, чистить зубы, расчесывать волосы и т. п.)

-иметь представления об уходе за одеждой и обувью

-иметь представления об улице и ее частях

-иметь представления о видах жилых помещений в городе

-применять элементарные практические навыки с помощью учителя


-участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;

-участвовать в практической деятельности,



Занятия являются комплексными и позволяют формировать базовые учебные действия.

Личностные базовые учебные действия:

проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий;

положительное отношение к окружающей действительности;

проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе);

положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;

включение в общеполезную социальную деятельность;

Коммуникативные базовые учебные действия:

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс);

вступать в контакт и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

обращаться за помощью и принимать помощь;

сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

доброжелательно относиться, конструктивно взаимодействовать с людьми;

использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные базовые учебные действия:

адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной).

Познавательные базовые учебные действия:

умение выделять и формулировать доступную для осмысления и практической реализации познавательную цель; актуализация, накопление, расширение, уточнение знаний; построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор способов решения задач в зависимости от конкретных знакомых условий; алгоритмизация практического действия; смысловое чтение, умение слушать учебные тексты;


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА


п/п

Раздел

Содержание

1

Вводное занятие (1ч)

Инструктаж по ОТ и ТБ. Соблюдение правил поведения в образовательной организации. Правила работы в кабинете. Правила поведения во время урока Чему будут учиться

на занятиях «Я самостоятельный». Значение уроков для подготовки к самостоятельной жизни.

2

Я и моя семья  (1ч)

Моё имя, фамилия. Мой возраст. Моя семья. Мои родители.

3

Личная гигиена и навыки самообслуживания (14ч)

Предметы гигиены. Правила и последовательность действий.

Режим дня. Практические действия, направленные на формирование навыков самообслуживания, личной гигиены; умением выполнять гигиенические правила поведения в местах общего пользования; умением использовать разнообразные туалетные принадлежности по уходу за руками, лицом, зубами; навыком использования и хранения туалетных принадлежностей. Самостоятельное мытье рук, правильное пользование мылом Навыки одевания и обувания под контролем педагога, следить за своим внешним видом: заправлять

рубашку в брюки, застегивать все пуговицы, натягивать носки и колготки Различать обувь для правой и левой ноги, шнуровать ботинки и развязывать шнурки. Навыки намазывания бутерброда. Мытье посуды. Застёгивание и расстёгивание одежды. Виды застёжек для одежды:

пуговицы, кнопки, крючки, молнии, липучки. Застёгивание и расстёгивание одежды с разными застёжками. Складывание одежды. Складывание носовых платков, трусов, маек, кофт, штанов, носков.

4

Одежда и обувь (4ч)

Виды одежды и обуви, их назначение Правила ухода за одеждой и обувью Выбор одежды в соответствии с предстоящей деятельностью. Виды одежды в зависимости от назначения: школьная, домашняя, спортивная, праздничная. Выбор одежды в соответствии с предстоящей деятельностью.

5

Питание (5ч)

Кухонные принадлежности Буфет. Школьная столовая. Правила поведения в столовой, за столом. Работники столовой (кто готовит  пищу, моет посуду). Уборка за собой грязной посуды. Правила безопасного поведения.

6

Транспорт (3ч)

Виды транспорта. Правила дорожного движения. Светофор. Переход. Поведение пешеходов на дороге.

Правила поведения пассажиров в транспорте

7

Культура поведения (5ч)

Я – ученик школы. Правила приветствия и прощания. «Волшебные слова». Правила безопасного поведение в школе и классе.


Тематическое планирование

п/п

Раздел

Количество часов

1

Вводное занятие

1

2

Я и моя семья  

1

3

Культура поведения

5

4

Личная гигиена и навыки самообслуживания

14

5

Одежда и обувь

4

6

Питание

5

7

Транспорт

3

8

Итого

33


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

дата урока

тема урока

Кол-во часов

Основные виды деятельности

план

факт

план

факт

Вводное занятие-1ч

1




Вводное занятие. Инструктаж по ОТ и ТБ. Соблюдение правил поведения в образовательной организации. Правила работы в кабинете. Правила поведения во время урока

1

Вариант 1: Слушание и понимание инструкции, выполнение задания самостоятельно или с помощью учителя.

Вариант 8.3: работа с раздаточным материалом, по карточке с ТС.

Выполнений учебных действий совместно с тьютором или учителем.

Слушать, запоминать, рассматривать иллюстрации . Инструктаж по ТБ. Опрос, Игра «Продолжи...», «Можно-Нельзя», «Хорошо-Плохо»


Я и моя семья-1ч

2




Моё имя, фамилия. Мой возраст. Моя семья. Мои родители.  

1

Вариант 1: работа с картинками, работа у доски. Слушание и понимание инструкции, выполнение задания самостоятельно или с помощью учителя.

Вариант 8.3: работа с раздаточным материалом, по карточке с ТС.

Выполнений учебных действий совместно с тьютором или учителем.

Уточнить представления о своей семье ( мама, бабушка, брат, папа и т.д), составлять предложения, рассказа по картинкам; Понятие семья, члены семьи. Беседа о профессиях родителей. Составление рассказа «Моя семья»


Культура поведения-5ч

3




Воспитание умения содержать в порядке место, где трудится, занимается, играет

1

Вариант 1: работа с карточками, работа у доски. Слушание и понимание инструкции, выполнение задания самостоятельно или с помощью учителя.

Вариант 8.3: работа с раздаточным материалом, по карточке с ТС.

Выполнений учебных действий совместно с тьютором или учителем. Учит задавать вопросы и отвечать на них с опорой на иллюстрацию. Анализ и оценивание поведения школьников на картинках. Знакомство с правилами поведения в столовой, на лестнице, в коридоре, в классе., туалете. Формировать гигиенические навыки.. Формирование речевого высказывания «вверх-вниз», «подниматься-спускаться»; беседа о назначении раздевалки. Уточнить представления учащихся о том, что изменилось в их жизни с приходом в школу. Повторить правила поведения на уроках и перемене. Составление предложений на основе практических действий ( «Я собираю портфель»); Знакомство с «вежливыми словами». Игра « Ты-Вы», «Хорошо-плохо», «Можно=нельзя»

4




Нормы и правила общения со взрослыми и сверстниками. «Волшебные слова».

1

5




Обращение с просьбой к сверстникам и взрослым. «Волшебные слова».

1

6




Правила безопасного поведение в школе.  

1

7




«Что такое хорошо, что такое плохо» (правила поведения  в классе).  

1

Личная гигиена и навыки самообслуживания- 5 ч

8




Режим дня и его выполнение. Практическое занятие. Составление распорядка дня

1

Вариант 1: работа у доски, с раздаточным материалом Слушание и понимание инструкции,

Вариант 8.3: работа с раздаточным материалом, по карточке с ТС Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию) . Знакомство со стихотворением К. Чуковского «Мойдодыр».

Называть предметы личной гигиены, показывать их на картинках, знать их предназначение. Изображать действия с ними. составлять предложения по картинкам и собственному опыту. Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку) Определение времени суток по расположению солнца на картине, распорядка дня в соответствии с временем суток. Составление режима дня. Составление предложений по теме ситуации Коллективное составление рассказа по теме «Утро школьника» (игра «Кто знает, пусть продолжит») . Познакомить с тем, что нужно делать, чтобы человек не болел ; что значит «режим дня», «правила личной гигиены», « здоровое питание». Учить анализировать ситуации и формировать речевые высказывания с опорой на вопросы и картинкиСоставление режима дня ( картинки), составление небольшого рассказа «Мой режим дня» с опорой на наглядность, нахождение предметов личной гигиене на картинках. Применение полученных знаний на практике- обучение мытью рук, умыванию, чистке зубов. Игра « Что дальше

9




Предметы личной гигиены. Учимся мыть руки с мылом

1

10




Правила пользования туалетом

1

11




Предметы личной гигиены. Учимся умываться

1

12




Предметы личной гигиены.. Учимся чистить зубы

1

Одежда и обувь-4 ч

13




Виды одежды и обуви, их назначение

1

Вариант 1: работа с учебником, работа у доски. Слушание и понимание инструкции, выполнение задания самостоятельно или с помощью учителя.

Вариант 8.3: работа с раздаточным материалом, по карточке с ТС.

Выполнений учебных действий совместно с тьютором или учителем. Обогащать лексический словарный запас на тему обувь, одежда. Формировать представления об их основных признаках и действия с ними. Дифференциация понятий «одежда» и «обувь». Игра « Одень Таню по сезону»

14




Виды одежды и обуви, их назначение

1

15




Правила ухода за одеждой и обувью. Значение чистоты и опрятности одежды

1

16




Подбор одежды, головных уборов по сезону.

1

Питание -5ч

17




Значение питания. Вредная и полезная пища

1

Вариант 1: работа с учебником, работа у доски.Слушание и понимание инструкции, выполнение задания самостоятельно или с помощью учителя.

Вариант 8.3: работа с раздаточным материалом, по карточке с ТС.

Выполнений учебных действий совместно с тьютором или учителем Обогащать лексический запас слов, обозначающих предметы мебели, посуды на кухне, их основные признаки и действия с ними. Учить правилам поведения за столом. Дать представление о том, какого человека называют культурным, воспитанным. Что такое безопасное поведение? Учить составлять предложения по картинкам, анализировать и давать оценку поведению героев на картинках.

18




Кухонные принадлежности

1

19




Буфет. Школьная столовая.

Правила поведения в столовой, за столом.

1

20




Правила безопасного поведения.  Правила поведения за столом.

1

21




Работники столовой (кто готовит  пищу, моет посуду). Уборка за собой грязной посуды.

1

Транспорт -3ч

22




Виды транспорта. Правила дорожного движения. Светофор.

1

Вариант 1: работа с учебником, работа у доски.Слушание и понимание инструкции, выполнение задания самостоятельно или с помощью учителя.

Вариант 8.3: работа с раздаточным материалом, по карточке с ТС.

Выполнений учебных действий совместно с тьютором или учителем Обогащать лексический запас слов, обозначающих транспорт. Учить правилам поведения на дороге. Дать представление о видах транспорта.Что такое безопасное поведение? Учить составлять предложения по картинкам, анализировать и давать оценку поведению героев на картинках. Игра « Угадай»

23




Правила дорожного движения. Переход.

Поведение пешеходов на дороге.

1

24




Виды транспорта. Правила поведения пассажиров в транспорте.

1

Личная гигиена и навыки самообслуживания -9ч

25




Предметы личной гигиены. Учимся причесываться

1

Вариант 1: работа с учебником, работа у доски. Слушание и понимание инструкции, выполнение задания самостоятельно или с помощью учителя.

Вариант 8.3: работа с раздаточным материалом, по карточке с ТС.

Выполнений учебных действий совместно с тьютором или учителем. Обогащать лексический словарный запас на тему обувь, одежда. Формировать представления об их основных признаках и действия с ними. Предметно-практические действия.

26




Стирка мелких вещей в тазу

1

27




Одеваемся и раздеваемся

1

28




1

29




Навыки самообслуживания за столом.

1

30




1

31




Хозяйственно-бытовые навыки.

1

32




1

33




Что узнали? Чему научились?

1


































План корректировки тем

___________________________ 1-И класс

Тема урока

Дата проведения

Причина отставания

Пути ликвидации отставаний

КТП

Факт

















































Учитель Змитрович Е.В.











в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации