Рабочая программа внеурочной деятельности социальной направленности «Я — самостоятельный», адаптированная для обучающихся с ОВЗ (1 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №15 имени Героя Советского Союза
Николая Токарева города Евпатории Республики Крым»
_________________________________________________________________________________
ОКПО 00806921, ОГРН 1149102176783, ИНН 9110086920, КПП 911001001
улица Полтавская, дом 8, город Евпатория, Республика Крым, Российская Федерация, 297420
тел., факс +7(36569) 5-08-15, E- mail: school-15@mail.ru
РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «СШ № 15 им. Героя
классных руководителей _____________ Т.Н. Мирончук Советского Союза Н. Токарева»
1-11 классов
протокол № 1 «__»______2022 г. _____________О.С. Соболева
от «___»______2022 г Приказ №________от «___»______2022 г.
Руководитель МО
__________ Л.Ф.Олексиенко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
социальной направленности «Я -самостоятельный»,
адаптированная для обучающихся с ОВЗ (1-И класс)
Учитель-дефектолог Змитрович Е.В.
Год составления программы - 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая социальной направленности «Я - самостоятельный» составлена в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями), утвержденного Минобрнауки от 14 декабря 2016 г. приказ № 1599, федерального образовательного стандарта для обучающихся с ОВЗ приказ № 1598, на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы / Под ред. В.В.Воронковой/ Программа составлена с учетом образовательной программы МБОУ «СШ №15 им. Героя Советского Союза Н. Токарева» и учебного плана школы
Электронные ресурсы:
-https://fgosreestr.ru/;
-http://school-collection.edu.ru/
http://www.nachalka.com /
-http://1sentyabrya.ru/
- http://festival.1septemb er.ru/articles/411926/
Программа рассчитана на 1 год на 33 учебных недель, 33 часа ( 1 урок в неделю), предназначена для обучающихся 1 класса с ОВЗ ( с умственной отсталостью). Занятия проводятся в группе наполняемостью 6-12 человек 1 раз в неделю по 35 минут.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Для детей с умственной отсталостью не может быть единого стандарта, так как возможности в развитии, коррекции и адаптации каждого ребенка строго индивидуальны. Освоение обучающимися программы, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов:
Личностных;
Предметных.
Личностные результаты освоения программы:
овладение начальными первичными навыками адаптации (умения слушать учителя, умения взаимодействовать с учителем и сверстниками);
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
развитие чувства любви к родителям, другим членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с ними;
развитие мотивации к обучению;
развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);
владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
развитие положительных свойств и качеств личности;
готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.
Предметные результаты освоения программы определяет:
минимальный
достаточный.
Достаточный уровень не является обязательным.
Предметные результаты освоения программы « Я - самостоятельный»
Минимальный уровень (с помощью учителя) | достаточный уровень (самостоятельно или с частичной направляющей помощью учителя) |
-иметь представления о назначении объектов изучения; -иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения -владеть элементарными санитарно-гигиеническими навыками (мыть руки, чистить зубы, расчесывать волосы и т. п.) -иметь представления об уходе за одеждой и обувью -иметь представления об улице и ее частях -иметь представления о видах жилых помещений в городе -применять элементарные практические навыки с помощью учителя | -участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка; -участвовать в практической деятельности, |
Занятия являются комплексными и позволяют формировать базовые учебные действия.
Личностные базовые учебные действия:
проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий;
положительное отношение к окружающей действительности;
проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе);
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;
включение в общеполезную социальную деятельность;
Коммуникативные базовые учебные действия:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс);
вступать в контакт и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, конструктивно взаимодействовать с людьми;
использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные базовые учебные действия:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной).
Познавательные базовые учебные действия:
умение выделять и формулировать доступную для осмысления и практической реализации познавательную цель; актуализация, накопление, расширение, уточнение знаний; построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор способов решения задач в зависимости от конкретных знакомых условий; алгоритмизация практического действия; смысловое чтение, умение слушать учебные тексты;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
№ п/п | Раздел | Содержание |
1 | Вводное занятие (1ч) | Инструктаж по ОТ и ТБ. Соблюдение правил поведения в образовательной организации. Правила работы в кабинете. Правила поведения во время урока Чему будут учиться на занятиях «Я самостоятельный». Значение уроков для подготовки к самостоятельной жизни. |
2 | Я и моя семья (1ч) | Моё имя, фамилия. Мой возраст. Моя семья. Мои родители. |
3 | Личная гигиена и навыки самообслуживания (14ч) | Предметы гигиены. Правила и последовательность действий. Режим дня. Практические действия, направленные на формирование навыков самообслуживания, личной гигиены; умением выполнять гигиенические правила поведения в местах общего пользования; умением использовать разнообразные туалетные принадлежности по уходу за руками, лицом, зубами; навыком использования и хранения туалетных принадлежностей. Самостоятельное мытье рук, правильное пользование мылом Навыки одевания и обувания под контролем педагога, следить за своим внешним видом: заправлять рубашку в брюки, застегивать все пуговицы, натягивать носки и колготки Различать обувь для правой и левой ноги, шнуровать ботинки и развязывать шнурки. Навыки намазывания бутерброда. Мытье посуды. Застёгивание и расстёгивание одежды. Виды застёжек для одежды: пуговицы, кнопки, крючки, молнии, липучки. Застёгивание и расстёгивание одежды с разными застёжками. Складывание одежды. Складывание носовых платков, трусов, маек, кофт, штанов, носков. |
4 | Одежда и обувь (4ч) | Виды одежды и обуви, их назначение Правила ухода за одеждой и обувью Выбор одежды в соответствии с предстоящей деятельностью. Виды одежды в зависимости от назначения: школьная, домашняя, спортивная, праздничная. Выбор одежды в соответствии с предстоящей деятельностью. |
5 | Питание (5ч) | Кухонные принадлежности Буфет. Школьная столовая. Правила поведения в столовой, за столом. Работники столовой (кто готовит пищу, моет посуду). Уборка за собой грязной посуды. Правила безопасного поведения. |
6 | Транспорт (3ч) | Виды транспорта. Правила дорожного движения. Светофор. Переход. Поведение пешеходов на дороге. Правила поведения пассажиров в транспорте |
7 | Культура поведения (5ч) | Я – ученик школы. Правила приветствия и прощания. «Волшебные слова». Правила безопасного поведение в школе и классе. |
Тематическое планирование
№п/п | Раздел | Количество часов |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Я и моя семья | 1 |
3 | Культура поведения | 5 |
4 | Личная гигиена и навыки самообслуживания | 14 |
5 | Одежда и обувь | 4 |
6 | Питание | 5 |
7 | Транспорт | 3 |
8 | Итого | 33 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | дата урока | тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности | |||||
план | факт | план | факт | ||||||
Вводное занятие-1ч | |||||||||
1 | | | | Вводное занятие. Инструктаж по ОТ и ТБ. Соблюдение правил поведения в образовательной организации. Правила работы в кабинете. Правила поведения во время урока | 1 | Вариант 1: Слушание и понимание инструкции, выполнение задания самостоятельно или с помощью учителя. Вариант 8.3: работа с раздаточным материалом, по карточке с ТС. Выполнений учебных действий совместно с тьютором или учителем. Слушать, запоминать, рассматривать иллюстрации . Инструктаж по ТБ. Опрос, Игра «Продолжи...», «Можно-Нельзя», «Хорошо-Плохо» | |||
Я и моя семья-1ч | |||||||||
2 | | | | Моё имя, фамилия. Мой возраст. Моя семья. Мои родители. | 1 | Вариант 1: работа с картинками, работа у доски. Слушание и понимание инструкции, выполнение задания самостоятельно или с помощью учителя. Вариант 8.3: работа с раздаточным материалом, по карточке с ТС. Выполнений учебных действий совместно с тьютором или учителем. Уточнить представления о своей семье ( мама, бабушка, брат, папа и т.д), составлять предложения, рассказа по картинкам; Понятие семья, члены семьи. Беседа о профессиях родителей. Составление рассказа «Моя семья» | |||
Культура поведения-5ч | |||||||||
3 | | | | Воспитание умения содержать в порядке место, где трудится, занимается, играет | 1 | Вариант 1: работа с карточками, работа у доски. Слушание и понимание инструкции, выполнение задания самостоятельно или с помощью учителя. Вариант 8.3: работа с раздаточным материалом, по карточке с ТС. Выполнений учебных действий совместно с тьютором или учителем. Учит задавать вопросы и отвечать на них с опорой на иллюстрацию. Анализ и оценивание поведения школьников на картинках. Знакомство с правилами поведения в столовой, на лестнице, в коридоре, в классе., туалете. Формировать гигиенические навыки.. Формирование речевого высказывания «вверх-вниз», «подниматься-спускаться»; беседа о назначении раздевалки. Уточнить представления учащихся о том, что изменилось в их жизни с приходом в школу. Повторить правила поведения на уроках и перемене. Составление предложений на основе практических действий ( «Я собираю портфель»); Знакомство с «вежливыми словами». Игра « Ты-Вы», «Хорошо-плохо», «Можно=нельзя» | |||
4 | | | | Нормы и правила общения со взрослыми и сверстниками. «Волшебные слова». | 1 | ||||
5 | | | | Обращение с просьбой к сверстникам и взрослым. «Волшебные слова». | 1 | ||||
6 | | | | Правила безопасного поведение в школе. | 1 | ||||
7 | | | | «Что такое хорошо, что такое плохо» (правила поведения в классе). | 1 | ||||
Личная гигиена и навыки самообслуживания- 5 ч | |||||||||
8 | | | | Режим дня и его выполнение. Практическое занятие. Составление распорядка дня | 1 | Вариант 1: работа у доски, с раздаточным материалом Слушание и понимание инструкции, Вариант 8.3: работа с раздаточным материалом, по карточке с ТС Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию) . Знакомство со стихотворением К. Чуковского «Мойдодыр». Называть предметы личной гигиены, показывать их на картинках, знать их предназначение. Изображать действия с ними. составлять предложения по картинкам и собственному опыту. Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку) Определение времени суток по расположению солнца на картине, распорядка дня в соответствии с временем суток. Составление режима дня. Составление предложений по теме ситуации Коллективное составление рассказа по теме «Утро школьника» (игра «Кто знает, пусть продолжит») . Познакомить с тем, что нужно делать, чтобы человек не болел ; что значит «режим дня», «правила личной гигиены», « здоровое питание». Учить анализировать ситуации и формировать речевые высказывания с опорой на вопросы и картинкиСоставление режима дня ( картинки), составление небольшого рассказа «Мой режим дня» с опорой на наглядность, нахождение предметов личной гигиене на картинках. Применение полученных знаний на практике- обучение мытью рук, умыванию, чистке зубов. Игра « Что дальше | |||
9 | | | | Предметы личной гигиены. Учимся мыть руки с мылом | 1 | ||||
10 | | | | Правила пользования туалетом | 1 | ||||
11 | | | | Предметы личной гигиены. Учимся умываться | 1 | ||||
12 | | | | Предметы личной гигиены.. Учимся чистить зубы | 1 | ||||
Одежда и обувь-4 ч | |||||||||
13 | | | | Виды одежды и обуви, их назначение | 1 | Вариант 1: работа с учебником, работа у доски. Слушание и понимание инструкции, выполнение задания самостоятельно или с помощью учителя. Вариант 8.3: работа с раздаточным материалом, по карточке с ТС. Выполнений учебных действий совместно с тьютором или учителем. Обогащать лексический словарный запас на тему обувь, одежда. Формировать представления об их основных признаках и действия с ними. Дифференциация понятий «одежда» и «обувь». Игра « Одень Таню по сезону» | |||
14 | | | | Виды одежды и обуви, их назначение | 1 | ||||
15 | | | | Правила ухода за одеждой и обувью. Значение чистоты и опрятности одежды | 1 | ||||
16 | | | | Подбор одежды, головных уборов по сезону. | 1 | ||||
Питание -5ч | |||||||||
17 | | | | Значение питания. Вредная и полезная пища | 1 | Вариант 1: работа с учебником, работа у доски.Слушание и понимание инструкции, выполнение задания самостоятельно или с помощью учителя. Вариант 8.3: работа с раздаточным материалом, по карточке с ТС. Выполнений учебных действий совместно с тьютором или учителем Обогащать лексический запас слов, обозначающих предметы мебели, посуды на кухне, их основные признаки и действия с ними. Учить правилам поведения за столом. Дать представление о том, какого человека называют культурным, воспитанным. Что такое безопасное поведение? Учить составлять предложения по картинкам, анализировать и давать оценку поведению героев на картинках. | |||
18 | | | | Кухонные принадлежности | 1 | ||||
19 | | | | Буфет. Школьная столовая. Правила поведения в столовой, за столом. | 1 | ||||
20 | | | | Правила безопасного поведения. Правила поведения за столом. | 1 | ||||
21 | | | | Работники столовой (кто готовит пищу, моет посуду). Уборка за собой грязной посуды. | 1 | ||||
Транспорт -3ч | |||||||||
22 | | | | Виды транспорта. Правила дорожного движения. Светофор. | 1 | Вариант 1: работа с учебником, работа у доски.Слушание и понимание инструкции, выполнение задания самостоятельно или с помощью учителя. Вариант 8.3: работа с раздаточным материалом, по карточке с ТС. Выполнений учебных действий совместно с тьютором или учителем Обогащать лексический запас слов, обозначающих транспорт. Учить правилам поведения на дороге. Дать представление о видах транспорта.Что такое безопасное поведение? Учить составлять предложения по картинкам, анализировать и давать оценку поведению героев на картинках. Игра « Угадай» | |||
23 | | | | Правила дорожного движения. Переход. Поведение пешеходов на дороге. | 1 | ||||
24 | | | | Виды транспорта. Правила поведения пассажиров в транспорте. | 1 | ||||
Личная гигиена и навыки самообслуживания -9ч | |||||||||
25 | | | | Предметы личной гигиены. Учимся причесываться | 1 | Вариант 1: работа с учебником, работа у доски. Слушание и понимание инструкции, выполнение задания самостоятельно или с помощью учителя. Вариант 8.3: работа с раздаточным материалом, по карточке с ТС. Выполнений учебных действий совместно с тьютором или учителем. Обогащать лексический словарный запас на тему обувь, одежда. Формировать представления об их основных признаках и действия с ними. Предметно-практические действия. | |||
26 | | | | Стирка мелких вещей в тазу | 1 | ||||
27 | | | | Одеваемся и раздеваемся | 1 | ||||
28 | | | | 1 | |||||
29 | | | | Навыки самообслуживания за столом. | 1 | ||||
30 | | | | 1 | |||||
31 | | | | Хозяйственно-бытовые навыки. | 1 | ||||
32 | | | | 1 | |||||
33 | | | | Что узнали? Чему научились? | 1 |
План корректировки тем
___________________________ 1-И класс
№ | Тема урока | Дата проведения | Причина отставания | Пути ликвидации отставаний | |||
КТП | Факт | ||||||
| | | | | | ||
| | | | | | ||
| | | | | | ||
| | | | | | ||
| | | | | | ||
| | | | | | ||
| | | | | | ||
| | | | | |
Учитель Змитрович Е.В.