Рабочая программа внеурочной деятельности «Умелые руки» (6–9 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
Средняя общеобразовательная школа № 2 г.Нерюнгри им М. К. Аммосова
УТВЕРЖДАЮ ____________ В.В.Пятилетов, директор школы 31.08.2022г. | Согласовано ____________ И.В.Терпугова, заместитель директора по УВР 26.05.2022г. | Рассмотрено на заседании МО. Протокол № 04 от 25.05.2022г. ________ Н.Н.Водолазская, руководитель МО |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кружок «Умелые руки»»
ДЛЯ 6-9 КЛАССОВ
Количество часов: 35ч.
Составитель: Е.Н. Курашев,
учитель технологии
Нерюнгри
2022
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности адресована обучающимся 6-9 классов и разработана на основе следующих документов:
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373";
Приказа МОиН РФ от 31 декабря 2015г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373";
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного Приказом МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897;
Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897;
Письма МОиН РФ от 12.05.2011г. №03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (Приложение 1.Раздел «Информационно-методические материалы»);
Образовательной программы основного общего образования (в том числе учебного плана) СОШ№2.
Программы по курсу кружок «Умелые руки (выпиливание и выжигание)», 5-9 классы, автор программы: Арефьев И.П
(В книге: Занимательные уроки по технологии для мальчиков. 5-9 класс)
Цель: воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.
Задачи:
1) развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
2) формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
3) воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному населению - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
4) овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно – экономическими знаниями;
5) расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта учащихся, их представление о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения курсов внеурочной деятельности
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией
Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Кружок «Умелые руки (выпиливание и выжигание) 6-9 класс
Вводное занятие -1 час
Выпиливание и выжигание как разновидности декоративного искусства. Программа, содержание работы и задачи кружка. Внутренний распорядок, выбор органов самоуправления, распределение рабочих мест.
Практическая работа.
Подготовка основы из фанеры для выпиливания.
Выпиливание лобзиком (материалы, инструменты, приспособления) – 4 часа
Породы древесины и древесные материалы, декоративные особенности древесины.
Лобзик, выпиловочный столик, приспособление для стягивания лобзика.
Выпиливание по внешнему контуру. Выпиливание лобзиком по внешнему контуру.
Отделка шлифованием, подгонка и склеивание деталей.
Практические работы.
Подготовка и перевод рисунка на основу.
Работа над выбранным объектом труда: выпиливание по вешнему контуру.
Работа над выбранным объектом труда: шлифование, подгонка и склеивание.
Выпиливание лобзиком по внутреннему контуру – 8 часов
Приемы выпиливания по внутреннему контуру. Инструменты для создания отверстий, приемы работы. Выпиливание по внутреннему контуру. Отделка шлифованием, подгонка и склеивание деталей, лакирование.
Практические работы.
Подготовка основы для выпиливания, перевод рисунка на основу.Выпиливание по внутреннему контуру. Шлифование, подгонка и склеивание деталей, лакирование.
Выжигание, выполнение задания по образцу – 8 часов
Прибор для выжигания, правила электробезопасности. Подготовка и перевод рисунка на основу. Выжигание по внешнему контуру. Отделка точками и штрихованием. Рамочное выжигание.
Практические работы.
Подготовка основы для выжигания. Выжигание элементов рисунка. Оформление рамки.
Комплексная работа по выпиливанию и выжиганию – 13 часов
Эскиз, технический чертеж деталей. Подготовка рисунка и перевод его на основу для выпиливания. Подготовка рисунка и перевод его на основу для выжигания. Выпиливание лобзиком по внешнему контуру. Выпиливание лобзиком по внутреннему контуру. Выжигание рисунка. Сборочные операции, склеивание деталей. Лакирование,подготовка таблички.
Практические работы.
Выполнение чертежа или эскиза деталей. Подготовка рисунка и перевод его на основу для выпиливания и выжигания. Выпиливание лобзиком по внешнему контуру. Выпиливание лобзиком по внутреннему контуру. Выжигание рисунка. Сборочные операции, склеивание деталей. Лакирование, подготовка таблички.
Заключительное занятие- 1 час
Подведение итогов работы кружка за год. Оформление итоговой выставки и отбор лучших работ.
Формы организации деятельности: : групповые и индивидуальная.
Технологии, методики: рассказ, беседа, практические работы, демонстрации видеофильмов, метод индивидуальных и групповых проектов.
Межпредметные связи на занятиях по развитию познавательных способностей: Технология, изо, черчение.
Раздел 3. Тематическое планирование
| |
Раздел / подраздел | Количество часов |
Вводное занятие. Выпиливание лобзиком (материалы, инструменты, приспособления). Выпиливание лобзиком по внутреннему контуру. Выжигание, выполнение задания по образцу. Комплексная работа по выпиливанию и выжиганию. Заключительное занятие. Итого: | 1 4 8 8 13 1 35 |
| |
| |
Календарно-тематическое планирование занятий
курса внеурочной деятельности
кружок «Умелые руки (выпиливание и выжигание)»,
6-9 класс (2022-2023 уч.г.)
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Дата | Факт | Описание содержаний занятий | |
Вводное занятие – 1 час | ||||||
1 | Выпиливание и выжигание как разновидности декоративного искусства. | 1 | | | Программа, содержание работы и задачи кружка. Пр. р. Подготовка основы из фанеры для выпиливания. | |
Выпиливание лобзиком – 4 часа | ||||||
2 | Породы древесины и древесные материалы. Лобзик. | 1 | | | Лобзик, выпиловочный столик, приспособление для стягивания лобзика. Пр.р. Подготовка и перевод рисунка на основу. | |
3 | Выпиливание лобзиком по внешнему контуру. | 1 | | | Пр.р. Работа над выбранным объектом труда: выпиливание по вешнему контуру. | |
4 | Отделка шлифованием, подгонка и склеивание деталей. | 1 | | | . Пр.р. Работа над выбранным объектом труда: шлифование, подгонка и склеивание. | |
5 | Отделка шлифованием, подгонка и склеивание деталей. | 1 | | | . Пр.р. Работа над выбранным объектом труда: шлифование, подгонка и склеивание. | |
Выпиливание лобзиком по внутреннему контуру – 8 часов | ||||||
6 | Приемы выпиливания по внутреннему контуру. | 1 | | | Пр.р. Подготовка основы для выпиливания, перевод рисунка на основу. | |
7 | Приемы выпиливания по внутреннему контуру. | 1 | | | Пр.р. Подготовка основы для выпиливания, перевод рисунка на основу. | |
8 | Инструменты для создания отверстий, приемы работы. | 1 | | | Пр.р. Выпиливание по внутреннему контуру | |
9 | Инструменты для создания отверстий, приемы работы. | 1 | | | Пр.р. Выпиливание по внутреннему контуру | |
10 | Выпиливание по внутреннему контуру. | 1 | | | Пр.р. Выпиливание по внутреннему контуру. | |
11 | Выпиливание по внутреннему контуру. | 1 | | | Пр.р. Выпиливание по внутреннему контуру. | |
12 | Отделка шлифованием, склеивание деталей, лакирование. | 1 | | | Пр.р. Шлифование, подгонка и склеивание деталей, лакирование. | |
13 | Шлифование, склеивание деталей, лакирование. | 1 | | | Пр.р. Шлифование, подгонка и склеивание деталей, лакирование. | |
Выжигание, выполнение задания по образцу – 8 часов | ||||||
14 | Прибор для выжигания, правила электробезопасности. | 1 | | | Пр.р. Подготовка основы для выжигания. Правила ТБ при работе с выжигателем. | |
15 | Прибор для выжигания, правила электробезопасности. | 1 | | | Пр.р. Подготовка основы для выжигания. Правила ТБ при работе с выжигателем. | |
16 | Выжигание по внешнему контуру. | 1 | | | Пр.р. Выжигание элементов рисунка. | |
17 | Выжигание элементов рисунка. | 1 | | | Пр.р. Выжигание элементов рисунка. | |
18 | Отделка точками и штрихованием. | 1 | | | Пр.р. Выжигание элементов рисунка. | |
19 | Выжигание элементов рисунка. | 1 | | | Пр.р. Выжигание элементов рисунка. | |
20 | Рамочное выжигание. Оформление рамки. | 1 | | | Рамочное выжигание. Варианты оформления рамок. Пр.р. Оформление рамки. | |
21 | Рамочное выжигание. Оформление рамки. | 1 | | | Рамочное выжигание. Варианты оформления рамок. Пр.р. Оформление рамки. | |
Комплексная работа по выпиливанию и выжиганию – 13 часов | ||||||
22 | Эскиз, технический чертеж деталей | 1 | | | Подготовка рисунка и перевод его на основу для выпиливания и выжигания Выпиливание лобзиком по внешнему контуру, по внутреннему контуру. | |
23 | Выпиливание лобзиком по внешнему и внутреннему контурам. | 1 | | | Подготовка рисунка и перевод его на основу для выпиливания и выжигания Выпиливание лобзиком по внешнему контуру, по внутреннему контуру. | |
24 | Выполнение чертежа или эскиза деталей. | 1 | | | Пр.р. Выполнение чертежа или эскиза деталей, выбранного изделия. Индивидуальное и коллективные выполнение работы ( по выбору обучающихся) | |
25 | Выжигание рисунка. Сборочные операции, склеивание деталей. | 1 | | | Выжигание рисунка. Сборочные операции, склеивание деталей. Лакирование, подготовка таблички. Правила техники безопасности при работе с лаком., клеем. | |
26 | Выжигание рисунка. Сборочные операции, склеивание деталей. | 1 | | | Правила техники безопасности при работе с лаком., клеем. | |
27 | Перевод рисунка на основу для выпиливания и выжигания. | 1 | | | Пр.р. Подготовка рисунка и перевод его на основу для выпиливания и выжигания. | |
28 | Выпиливание лобзиком по внешнему контуру. | 1 | | | Пр.р. Выпиливание лобзиком по внешнему контуру. | |
29 | Выпиливание лобзиком по внешнему контуру. | 1 | | | Пр.р. Выпиливание лобзиком по внешнему и внутреннему контуру. | |
30 | Выпиливание лобзиком по внутреннему контуру. | 1 | | | Пр.р. Выпиливание лобзиком внутреннему контуру. | |
31 | Выжигание рисунка. | 1 | | | Пр.р. Выжигание рисунка. | |
32 | Выжигание рисунка. | 1 | | | Пр.р. Выжигание рисунка. | |
33 | Сборочные операции, склеивание деталей. | 1 | | | Пр.р. Сборочные операции, склеивание деталей. | |
34 | Лакирование, подготовка таблички. | 1 | | | Пр.р. Лакирование, подготовка таблички. | |
35 | Подведение итогов работы кружка за год. | 1 | | | Подведение итогов работы кружка за год. Оформление итоговой выставки и отбор лучших работ. |
Учитель ________Е.Н.Курашев