Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный художник» (5–6 классы)
Министерство образования и науки Алтайского края
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Воеводская общеобразовательная школа-интернат»
|
УТВЕРЖДЕНА Приказ №____от ________20__года
Директор КГБОУ «Воеводская общеобразовательная школа-интернат» __________________Т.В. Горбунова |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Юный художник»
для учащихся 5-6 классов
на 2023—2024 учебный год
Руководитель: Т.М.Коврига
.
СОГЛАСОВАНА
Зам. директора по УВР
____________ С.Н.Райнгард
Содержание
Паспорт рабочей программы………………………………………………3
Пояснительная записка………………………………………………………4-5
Основные виды организации………………………………………………..5
Содержание программы………………………………………………………6-7
Планируемые результаты…………………………………………………….7-8
Формирование базовых учебных действий…………………………………8
Учебно-тематический план…………………………………………………. 9
Календарно-тематическое планирование ………………………… ………10-11
Лист корректировки программы……………………………………………12
Учебно-методическое обеспечение…………………………………………13
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Тип программы: адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Статус программы: программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству
Категория обучающихся: учащиеся 5-6 класса КГБОУ «Воеводская общеобразовательная школа-интернат».
Сроки освоения программы: 1 год.
Объём учебного времени: 68 часов
Режим занятий: 2 часа в неделю.
Пояснительная записка
Нормативная база
Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897); и начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Устав КГБОУ«Воеводская общеобразовательная школа-интернат».
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность. Занятия по рисованию способствуют всестороннему развитию личности.
Данная программа строит обучение таким образом, чтобы оно стало не только интересным для каждого ребенка, но и позволило ему овладеть основными способами творческого решения; предоставить детям возможность для проявления активности и самостоятельности.
Все занятия построены с учетом возрастных особенностей детей. Разнообразие материалов, используемых в работе, дает возможность ребенку фантазировать, обогащает его опыт и заставляет думать и размышлять о целесообразности выбора материалов в той или иной продуктивной деятельности. Дети пробуют свои силы в работе с разными материалами: карандаш графический, цветные карандаши, фломастеры, акварельные краски, гуашь, гелевая ручка. Программа адресована детям в возрасте 11-13 лет. Срок реализации программы – 1 год.
Актуальность
В системе общественного воспитания детей среднего школьного возраста большое место отводится рисованию, имеющему важное значение для всестороннего развития личности. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, творческая активность, эстетическое восприятие, умение доступными средствами создавать авторские работы.
Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Дети постепенно начинают понимать произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, а так же знакомятся с произведениями выдающихся русских и европейских художников.
Отличительные особенности
Освоение материала в основном происходит в процессе творческой деятельности учащихся. Работа в материале в области изобразительного искусства осуществляется в технике живописи и графики. Для живописи предлагается использовать гуашь, акварель, акриловые краски. Для графики – карандаши цветные и простые. Задания, предлагаемые учащимся, в зависимости от ситуации можно варьировать, меняя местами. Программа не ограничивает учащегося в его творческих поисках и находках, а является стимулом к поиску собственного стиля в творчестве.
Цель
Развитие индивидуальных творческих способностей ребенка средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Задачи
Образовательные
обучить основам изобразительной грамоты (теоретическим и практическим основам графики, живописи);
ознакомить с основами народного декоративно-прикладного искусства;
ознакомить с выдающимися произведениями изобразительного искусства;
формировать знания о видах и жанрах изобразительного искусства;
формировать представления о средствах художественной выразительности необходимых для создания художественного образа.
Развивающие
развивать познавательную активность;
развивать пространственное мышление и творческое воображение, изобразительные способности, чувство композиционной меры.
Личностные
воспитывать интерес к изобразительному искусству;
воспитывать чувство доброты, сопереживания, радости от общения с красотой.
Условия реализации программы
Условия набора детей
Программа рассчитана на детей в возрасте 11-13лет. Срок реализации программы - 1 год.
Режим занятий: 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Основные виды организации
Формы работы:
групповая
подгрупповая
индивидуальная.
Методы и приёмы:
словесные;
наглядные;
игровой;
анализ, обобщение, систематизация материалов;
практические
Способы контроля хода образовательного процесса и определения результативности
Педагогическое наблюдение.
Анализ творческих работ.
Анализ участия в конкурсах.
Организация контроля освоения программы
Вид контроля
|
Средства контроля |
Срок контроля |
Входной |
наблюдение |
сентябрь |
Промежуточный |
анализ творческих работ |
декабрь |
Итоговый |
выставка работ |
май |
Программа реализуется при наличии:
1) дидактического материала (наглядного, методического, специальной литературы, игр);
2) материально-технического обеспечения (компьютера, ватманов, красок, карандашей и т. д.).
Содержание программы
Вводное занятие: инструктаж по технике безопасности. Особенности работы в различных изобразительных техниках
Теория - Знакомство детей, с правилами поведения в изостудии, с программой на ближайшее время. Знакомство с техниками, которые использует художник и их основными отличиями.
Практика - Изучаем различия между работой гуашью и акварелью. Мазок у гуаши – плотный, маслянистый. У акварели мазок прозрачный и легкий. Делаем небольшие зарисовки на свободную тему. Возможности линера, пастели и карандаша. Знакомимся с видами линий и пятен которые можно создать этими инструментами.
Знакомство с графическими техниками в карандаше и акварели - «Черно-белая магия»
Теория - Знакомство с творчеством русских и европейских художников – графиков. Презентация и видеоролики о художниках-графиках. Тестовая работа.
Практика - Работа простым карандашом – натюрморт из геометрических фигур. Разработка композиции и детальная прорисовка со светом и тенью. Черно-белая магия – работы на черном фоне белыми и серыми линиями и пятнами. Обобщение и детализация элементов.
Осенний пейзаж в различных техниках
Теория - Обсуждение работы, которая выполняется с учётом ранее сделанных наблюдений, опорой на работы известных художников.
Практика - Учащимися разрабатывается композиция. После определения наиболее интересной композиции ребята рисуют её в технике гуашь и акварель. Композиции используют отражение в воде, изображение опавших листьев. Роща у пруда или лесной ручеек.
Знакомство с техниками «Живое пятно» и Монотипия
Теория – Изучаем изобразительные возможности техники – Монотипия – абстрактные и реалистичные работы известных художников.
Практика – Создаем быстрые работы с использованием цветных пятен и брызг или комбинированные работы – пятно и линия, брызги и линия.
Поговорим о натюрморте – Натюрморт в разных техниках, история натюрморта
Теория - Знакомство с историей возникновения жанра – натюрморт, с русскими и европейскими художниками, работавшими в этом жанре. Практика - Зарисовки фруктов, овощей и ягод. Знакомство с техникой быстрых иллюстративных зарисовок - Скетч. Постановка из нескольких фруктов и овощей.
Основы Цветоведения с применением доп.эффектов. Птицы и зимние пейзажные зарисовки
Теория - Теплые и холодные цвета, контрасты. Зимние пейзажи в виде картин, открыток и плакатов- презентация.
Практика - Зарисовки животных, птиц, насекомых в карандаше, обобщённо, с целью понимания их характерных особенностей, а затем переходят к более детальной проработке и изображению в выбранной теплой или холодной цветовой гамме. Применение техники влажной бумаги с соляными эффектами. Зимний минимализм и дополнительный яркий акцент.
Пейзаж – вид изобразительного искусства. Вид пейзажа – городской, морской,природа. Классический пейзаж, скетч, пейзаж в открытке
Теория - Знакомство с различными видами пейзажа – морины, городской пейзаж, сельский пейзаж и т.д.Знакомство с творчеством великого морениста Айвазовского.
Практика - Составление композиций и работа в технике акварель или гуашь. Использование акварели и линера в скетчах, открытка с изображением пейзажа. Разбираем отличие открытки и классической работы.
Знакомство с различными видами русской декоративной росписи – Гжель, Матрешка
Теория - Знакомство с богатством вид русской декоративной росписи – история, цветовые особенности, композиция. Изучение основных элементов и особенностей их изображения.
Практика - Композиция на бумаге, прорисовка деталей в цвете. Подготовка деревянных заготовок, грунтовка, роспись.
Итоговое занятие
Конкурс лучших работ. Игра по станциям. Подведение итогов выставки творческих работ. Награждение самых активных ребят. Перспектива на будущее.
Планируемые результаты
Должны знать:
отдельные произведения выдающихся мастеров прошлого и настоящего;
особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;
различные приёмы работы карандашом, акварелью, гуашью;
знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка;
роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опытом предыдущих поколений.
Должны уметь:
видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;
выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу;
анализировать форму, конструкцию, пространственное положение, тональные отношение, цвет изображаемых предметов;
пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т. д. в рисовании на темы и с натуры;
передавать тоном и цветом объём и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;
применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приёмы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности;
различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
рисовать кистью элементы растительного орнамента;
выполнять орнамент в круге, овале, ленте;
проявлять творчество в создании работ.
Формирование базовых учебных действий
Личностные:
развитое эстетическое восприятие;
сформированные способности обучающихся к самообразованию.
Метапредметные:
сформированный навык поддержания порядка на рабочем месте;
сформированные основы художественной культуры обучающихся;
сформированные навыки использования различных видов красок.
Предметные:
сформированные базовые навыки использования в рисовании разных материалов и способов создания изображения;
сформированные знания по композиции, цвету, светотени;
сформированные знания о разных видах изобразительного искусства;
сформированные знания имен и работ знаменитых русских и европейских художников;
сформированы навыки по созданию индивидуальных работ, декоративных, предметных и сюжетных композиций на темы окружающей жизни, и абстрактных произведений.
Учебно-тематический план изостудии «Юный художник»
№ |
Тема курса |
Всего часов |
В том числе |
|
Теория |
Практика |
|||
1. |
Вводное занятие |
2 |
2 |
|
2. |
Техники рисования |
16 |
6 |
10 |
3. |
Пейзаж |
16 |
6 |
10 |
4. |
Натюрморт |
4 |
1 |
3 |
5. |
Птицы |
4 |
1 |
3 |
6. |
Роспись |
8 |
2 |
6 |
7 |
Открытки |
16 |
6 |
10 |
8 |
Итоговое занятие |
2 |
0,5 |
1,5 |
Календарно – тематическое планирование
№ |
Тема |
Количество часов |
|
Дата |
|||
1-2 |
Вводное занятие -инструктаж по технике безопасности. Кто такой настоящий художник и как выглядят его инструменты? |
2 |
|
3-4 |
Основные отличия различных живописных техник. Акварель и гуашь |
2 |
|
5-6 |
Изучаем возможности волшебной палочки. Виды линий мягким карандашом |
2 |
|
7-8. |
Продолжаем изучение возможностей. Что может сотворить кисть? |
2 |
|
9-10 |
Открытка к Дню Учителя |
2 |
|
11-12 |
Работа в технике "Черно-белая магия", рисунок с помощью белых линий |
2 |
|
13-14 |
Работа в технике "Черно-белая магия", рисунок с помощью черных и белых пятен |
2 |
|
15-16 |
Натюрморт из геометрических фигур в графике набросок |
2 |
|
17-18 |
Рисуем осенние овощи и фрукты. |
2 |
|
19-20 |
Осенний пейзаж в гуашевых тонах |
2 |
|
21-22 |
Осенний пейзаж в акварели |
2 |
|
23-24 |
Техника "Живое пятно" рисуем с набрызгом |
2 |
|
25-26 |
Иллюстрируем знакомые сказки (работа в смешанных техниках) работа в цвете |
2 |
|
27-28 |
Новогодняя открытка - подарок близким и друзьям |
2 |
|
29-32 |
Плакат к Новому году - украсим родную школу |
4 |
|
33-34 |
Зимний пейзаж в гуашевых тонах контрастные цвета. |
2 |
|
35-36 |
Зимний пейзаж в акварели |
2 |
|
37-38 |
Птицы вокруг нас. Рисуем серию птицы в гуаши |
2 |
|
39-40 |
Птицы вокруг нас. Рисуем серию птицы в акварели |
2 |
|
41-42 |
Открытка к Дню Святого Валентина |
2 |
|
43-46 |
Открытка к Дню Защитников Отечества |
4 |
|
47-50 |
Открытка к 8 Марта |
4 |
|
51-52 |
Роспись в стиле Гжель, основные элементы построения |
2 |
|
53-54 |
Роспись в стиле Гжель – работа в цвете |
2 |
|
55-56 |
Рисуем морской пейзаж. Набросок карандашом, прокладываем основные тона |
2 |
|
57-58 |
Рисуем морской пейзаж. Завершение работы |
2 |
|
59-60 |
Море и морские жители |
2 |
|
61-62 |
Весна и весенние мотивы - рисуем первые весенние цветы |
2 |
|
63-64 |
Открытка к Дню Победы |
2 |
|
65-66 |
Знакомство с видами русской декоративной росписи. Тайны и загадки русских игрушек - история Матрешки Создаем эскиз для росписи Матрешки. Роспись |
2 |
|
67-68 |
Итоговое занятие Конкурс лучших работ. |
2 |
|
Материально-техническое обеспечение
ноутбук
Учебно-методическое обеспечение
Копцева Т.А. и др. «Программы дополнительного художественного образования детей». - М.: Просвещение, 2009 год.
Большаков М. В. Декор и орнамент в книге. - М.; 1990
Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М.; 1984
Курочкина Н. Знакомство с пейзажной живописью – С-Пб.; 2000
9