Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный художник» (5–6 классы)

4
0
Материал опубликован 20 March в группе

Министерство образования и науки Алтайского края

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Воеводская общеобразовательная школа-интернат»


 


 

 

УТВЕРЖДЕНА

Приказ №____от ________20__года

 

Директор КГБОУ

«Воеводская общеобразовательная

школа-интернат»

__________________Т.В. Горбунова


 


 


 


 

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Юный художник»

для учащихся 5-6 классов


 

на 2023—2024 учебный год


 


 

Руководитель: Т.М.Коврига

.

СОГЛАСОВАНА

 

Зам. директора по УВР

 

 

____________ С.Н.Райнгард

 

 


 


 


 


 

Содержание

Паспорт рабочей программы………………………………………………3

Пояснительная записка………………………………………………………4-5

Основные виды организации………………………………………………..5

 

Содержание программы………………………………………………………6-7

 

Планируемые результаты…………………………………………………….7-8

Формирование базовых учебных действий…………………………………8

Учебно-тематический план…………………………………………………. 9

Календарно-тематическое планирование ………………………… ………10-11

Лист корректировки программы……………………………………………12

Учебно-методическое обеспечение…………………………………………13


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Тип программы: адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)


 

Статус программы: программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству

Категория обучающихся: учащиеся 5-6 класса КГБОУ «Воеводская общеобразовательная школа-интернат».

Сроки освоения программы: 1 год.


 

Объём учебного времени: 68 часов


 

Режим занятий: 2 часа в неделю.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

     

Нормативная база

 

Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897); и начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

Устав КГБОУ«Воеводская общеобразовательная школа-интернат».

 

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность. Занятия по рисованию способствуют всестороннему развитию личности.

Данная программа строит обучение таким образом, чтобы оно стало не только интересным для каждого ребенка, но и позволило ему овладеть основными способами творческого решения; предоставить детям возможность для проявления активности и самостоятельности.

Все занятия построены с учетом возрастных особенностей детей. Разнообразие материалов, используемых в работе, дает возможность ребенку фантазировать, обогащает его опыт и заставляет думать и размышлять о целесообразности выбора материалов в той или иной продуктивной деятельности. Дети пробуют свои силы в работе с разными материалами: карандаш графический, цветные карандаши, фломастеры, акварельные краски, гуашь, гелевая ручка. Программа адресована детям в возрасте 11-13 лет. Срок реализации программы – 1 год.

 

Актуальность

 

В системе общественного воспитания детей среднего школьного возраста большое место отводится рисованию, имеющему важное значение для всестороннего развития личности. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, творческая активность, эстетическое восприятие, умение доступными средствами создавать авторские работы.

Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Дети постепенно начинают понимать произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, а так же знакомятся с произведениями выдающихся русских и европейских художников.

 

Отличительные особенности

 

Освоение материала в основном происходит в процессе творческой деятельности учащихся. Работа в материале в области изобразительного искусства осуществляется в технике живописи и графики. Для живописи предлагается использовать гуашь, акварель, акриловые краски. Для графики – карандаши цветные и простые. Задания, предлагаемые учащимся, в зависимости от ситуации можно варьировать, меняя местами. Программа не ограничивает учащегося в его творческих поисках и находках, а является стимулом к поиску собственного стиля в творчестве.

 

Цель

 

Развитие индивидуальных творческих способностей ребенка средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

 

Задачи

 

Образовательные

обучить основам изобразительной грамоты (теоретическим и практическим основам графики, живописи);

ознакомить с основами народного декоративно-прикладного искусства;

ознакомить с выдающимися произведениями изобразительного искусства;

формировать знания о видах и жанрах изобразительного искусства;

формировать представления о средствах художественной выразительности необходимых для создания художественного образа.

 

Развивающие

развивать познавательную активность;

развивать пространственное мышление и творческое воображение, изобразительные способности, чувство композиционной меры.

 

Личностные

воспитывать интерес к изобразительному искусству;

воспитывать чувство доброты, сопереживания, радости от общения с красотой.

 

 

 

Условия реализации программы

 

Условия набора детей

Программа рассчитана на детей в возрасте 11-13лет. Срок реализации программы - 1 год.

Режим занятий: 2 часа в неделю, 68 часов в год.

 

 

 

 Основные виды организации

     

Формы работы:

групповая

подгрупповая

индивидуальная.

 

 

Методы и приёмы:

словесные;

наглядные;

игровой;

анализ, обобщение, систематизация материалов;

практические

Способы контроля хода образовательного процесса и определения результативности

Педагогическое наблюдение.

Анализ творческих работ.

Анализ участия в конкурсах.

 

Организация контроля освоения программы

 

Вид контроля

 

Средства контроля

Срок контроля

Входной

наблюдение

сентябрь

Промежуточный

анализ творческих работ

декабрь

Итоговый

выставка работ

май


 


 

Программа реализуется при наличии:

1) дидактического материала (наглядного, методического, специальной литературы, игр);

2) материально-технического обеспечения (компьютера, ватманов, красок, карандашей и т. д.).

 

Содержание программы

Вводное занятие: инструктаж по технике безопасности. Особенности работы в различных изобразительных техниках

Теория - Знакомство детей, с правилами поведения в изостудии, с программой на ближайшее время. Знакомство с техниками, которые использует художник и их основными отличиями.

Практика - Изучаем различия между работой гуашью и акварелью. Мазок у гуаши – плотный, маслянистый. У акварели мазок прозрачный и легкий. Делаем небольшие зарисовки на свободную тему. Возможности линера, пастели и карандаша. Знакомимся с видами линий и пятен которые можно создать этими инструментами.

 

Знакомство с графическими техниками в карандаше и акварели - «Черно-белая магия»

Теория - Знакомство с творчеством русских и европейских художников – графиков. Презентация и видеоролики о художниках-графиках. Тестовая работа.

Практика - Работа простым карандашом – натюрморт из геометрических фигур. Разработка композиции и детальная прорисовка со светом и тенью. Черно-белая магия – работы на черном фоне белыми и серыми линиями и пятнами. Обобщение и детализация элементов.

 

Осенний пейзаж в различных техниках

Теория - Обсуждение работы, которая вы­­­полняется с учётом ранее сделанных наблюдений, опорой на работы известных художников.

Практика - Учащимися разрабатывается композиция. После определения наиболее интересной композиции ребята рисуют её в технике гуашь и акварель. Композиции используют отражение в воде, изображение опавших листьев. Роща у пруда или лесной ручеек.

 

Знакомство с техниками «Живое пятно» и Монотипия

Теория – Изучаем изобразительные возможности техники – Монотипия – абстрактные и реалистичные работы известных художников.

Практика – Создаем быстрые работы с использованием цветных пятен и брызг или комбинированные работы – пятно и линия, брызги и линия.

 

Поговорим о натюрморте – Натюрморт в разных техниках, история натюрморта

Теория - Знакомство с историей возникновения жанра – натюрморт, с русскими и европейскими художниками, работавшими в этом жанре. Практика - Зарисовки фруктов, овощей и ягод. Знакомство с техникой быстрых иллюстративных зарисовок - Скетч. Постановка из нескольких фруктов и овощей.

 

Основы Цветоведения с применением доп.эффектов. Птицы и зимние пейзажные зарисовки

Теория - Теплые и холодные цвета, контрасты. Зимние пейзажи в виде картин, открыток и плакатов- презентация.

Практика - Зарисовки животных, птиц, насекомых в карандаше, обобщённо, с целью понимания их характерных особенностей, а затем переходят к более детальной проработке и изображению в выбранной теплой или холодной цветовой гамме. Применение техники влажной бумаги с соляными эффектами. Зимний минимализм и дополнительный яркий акцент.

 

Пейзаж – вид изобразительного искусства. Вид пейзажа – городской, морской,природа. Классический пейзаж, скетч, пейзаж в открытке

Теория - Знакомство с различными видами пейзажа – морины, городской пейзаж, сельский пейзаж и т.д.Знакомство с творчеством великого морениста Айвазовского.

Практика - Составление композиций и работа в технике акварель или гуашь. Использование акварели и линера в скетчах, открытка с изображением пейзажа. Разбираем отличие открытки и классической работы.

 

Знакомство с различными видами русской декоративной росписи – Гжель, Матрешка

Теория - Знакомство с богатством вид русской декоративной росписи – история, цветовые особенности, композиция. Изучение основных элементов и особенностей их изображения.

Практика - Композиция на бумаге, прорисовка деталей в цвете. Подготовка деревянных заготовок, грунтовка, роспись.

 

Итоговое занятие

Конкурс лучших работ. Игра по станциям. Подведение итогов выставки творческих работ. Награждение самых активных ребят. Перспектива на будущее.

 

 


 

 

 

Планируемые результаты

Должны знать:

отдельные произведения выдающихся мастеров прошлого и настоящего;

особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;

 закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;

различные приёмы работы карандашом, акварелью, гуашью;

знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка;

роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опытом предыдущих поколений.

Должны уметь:

 видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в   рисунках;

выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу;

анализировать форму, конструкцию, пространственное положение, тональные отношение, цвет изображаемых предметов;

пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т. д. в рисовании на темы и с натуры;

передавать тоном и цветом объём и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;

применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приёмы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности;

различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;

рисовать кистью элементы растительного орнамента;

выполнять орнамент в круге, овале, ленте;

проявлять творчество в  создании работ.

 

 

 

 

 

Формирование базовых учебных действий

 

 

       Личностные:

развитое эстетическое восприятие;

сформированные способности обучающихся к самообразованию.

 

Метапредметные:

сформированный навык поддержания порядка на рабочем месте;

сформированные основы художественной культуры обучающихся;

сформированные навыки использования различных видов красок.

 

Предметные:

сформированные базовые навыки использования в рисовании разных материалов и способов создания изображения;

сформированные знания по композиции, цвету, светотени;

сформированные знания о разных видах изобразительного искусства;

сформированные знания имен и работ знаменитых русских и европейских художников;

сформированы навыки по созданию индивидуальных работ, декоративных, предметных и сюжетных композиций на темы окружающей жизни, и абстрактных произведений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план изостудии «Юный художник»

 

 

 

 

Тема курса

Всего часов

В том числе

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

2

 

2.

Техники рисования

16

6

10

3.

Пейзаж

16

6

10

4.

Натюрморт

4

1

3

5.

Птицы

4

1

3

6.

Роспись

8

2

6

7

Открытки

16

6

10

8

Итоговое занятие

2

0,5

1,5

Календарно – тематическое планирование

 

Тема

Количество часов

 

Дата

1-2

Вводное занятие -инструктаж по технике безопасности. Кто такой настоящий художник и как выглядят его инструменты?

2

 

3-4

Основные отличия различных живописных техник. Акварель и гуашь

2

 

5-6

Изучаем возможности волшебной палочки. Виды линий мягким карандашом

2

 

7-8.

Продолжаем изучение возможностей. Что может сотворить кисть?

2

 

9-10

Открытка к Дню Учителя

2

 

11-12

Работа в технике "Черно-белая магия", рисунок с помощью белых линий

2

 

13-14

Работа в технике "Черно-белая магия", рисунок с помощью черных и белых пятен

2

 

15-16

Натюрморт из геометрических фигур в графике набросок

2

 

17-18

Рисуем осенние овощи и фрукты.

2

 

19-20

Осенний пейзаж в гуашевых тонах

2

 

21-22

Осенний пейзаж в акварели

2

 

23-24

Техника "Живое пятно" рисуем с набрызгом

2

 

25-26

Иллюстрируем знакомые сказки (работа в смешанных техниках) работа в цвете

2

 

27-28

Новогодняя открытка - подарок близким и друзьям

2

 

29-32

Плакат к Новому году - украсим родную школу

4

 

33-34

Зимний пейзаж в гуашевых тонах контрастные цвета.

2

 

35-36

Зимний пейзаж в акварели

2

 

37-38

Птицы вокруг нас. Рисуем серию птицы в гуаши

2

 

39-40

Птицы вокруг нас. Рисуем серию птицы в акварели

2

 

41-42

Открытка к Дню Святого Валентина

2

 

43-46

Открытка к Дню Защитников Отечества

4

 

47-50

Открытка к 8 Марта

4

 

51-52

Роспись в стиле Гжель, основные элементы построения

2

 

53-54

Роспись в стиле Гжель – работа в цвете

2

 

55-56

Рисуем морской пейзаж. Набросок карандашом, прокладываем основные тона

2

 

57-58

Рисуем морской пейзаж. Завершение работы

2

 

59-60

Море и морские жители

2

 

61-62

Весна и весенние мотивы - рисуем первые весенние цветы

2

 

63-64

Открытка к Дню Победы

2

 

65-66

Знакомство с видами русской декоративной росписи. Тайны и загадки русских игрушек - история Матрешки Создаем эскиз для росписи Матрешки. Роспись

2

 

67-68

Итоговое занятие Конкурс лучших работ.

2

 

 

 

 


 

 

 

 

 

Материально-техническое обеспечение

ноутбук

 

Учебно-методическое обеспечение

 

Копцева Т.А. и др. «Программы дополнительного художественного образования детей». - М.: Просвещение, 2009 год.

Большаков М. В. Декор и орнамент в книге. - М.; 1990

Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М.; 1984

Курочкина Н. Знакомство с пейзажной живописью – С-Пб.; 2000


 


 

9

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации