Рабочая программа воспитания
| |
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования «Реальная школа»
(МБУ ДО ЦДО «Реальная школа»)
РАССМОТРЕНА научно-методическим советом (протокол от 28.08.2023г. №1) ПРИНЯТА педагогическим советом (протокол от 29.08.2023г. №1) | | УТВЕРЖДЕНА приказом МБУДО ЦДО «Реальная школа» от 31.08.2023г. № 176/ОСД |
Рабочая программа воспитания
Приложение
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности
«Ступеньки детства»
Автор-составитель:
Кармадонова Анна Владимировна,
педагог дополнительного образования
Воронеж 2023
I. Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания разработана с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах:
• Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273 (в ред. от 04.08.2023).
• Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р,
• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 27.07. 2022г. N 629).
• Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей 2.4.3648–20 от 28.09.2020 г. № 28.
• Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания. СанПин 1.2.3685–21 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2.
• Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе. (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06–1844.).
• Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе. (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06–1844.)
• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09–3242 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)».
Программа направлена на:
- формирование и развитие детского коллектива в объединении;
-создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок мог бы ощутить себя необходимым и значимым;
-создание «ситуации успеха» для каждого обучающегося, чтобы научить самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом;
-использование различных форм массовой воспитательной работы, в которых каждый обучающийся мог бы приобрести социальный опыт, пробуя себя в разных социальных ролях.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» определены следующие традиционные духовно-нравственные ценности:
– приоритет духовного над материальным;
– защита человеческой жизни, прав и свобод человека;
– семья, созидательный труд, служение Отечеству;
– нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм;
– историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины.
1. Характеристика объединения «Ступеньки детства»
Деятельность объединения «Ступеньки детства» имеет социально-гуманитарную направленность.
Количество обучающихся объединения составляет 58 человек. Из них мальчиков – 32, девочек – 26.
Возрастная категория обучающихся: от 5 до 6 лет.
Возрастные психологические особенности.
Дошкольники. Дошкольный возраст - оптимальный период для интенсивного формирования личности во всех сферах: выработка нравственных черт, силы воли, повышение интеллекта. Именно в это время проявляются совершенно новые, индивидуальные качества, растут потребности детей в получении новых знаний, навыков и умений, формировании универсальных учебных действий.
Основным видом мышления дошкольника остается наглядно-образное мышление, а на его основе формируется словесно-логическое, которое дает возможность самостоятельно решать широкий круг задач и способствует развитию всех мыслительных операций дошкольников.
Дети дошкольного возраста стремятся познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинают осознавать причинно-следственные связи в социальном поведении и взаимоотношениях людей. Культура речи и овладение родным языком является одним из наиболее важных приобретений у старших дошкольников. Именно этот период особенно важен для усвоения речевой культуры. Поэтому процесс ее развития рассматривается как общая основа воспитания и обучения детей.
Формы взаимодействия педагога с учащимися: групповая, очная.
2. Целевые приоритеты воспитания
Целевыми приоритетами воспитания обучающихся старшего дошкольного возраста являются следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:
- ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам;
- способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности;
- проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, может контролировать свои движения и управлять ими;
- проявляет ответственность за начатое дело.
3. Цель и задачи воспитательной работы
Цель воспитания: создание условий для развития ценностных ориентаций, самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, определяющих поведение и отношение ребенка к миру.
Задачи воспитания:
- приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
- обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
- развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
- стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;
- развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
- выявление и развитие задатков, формирование на их основе общих и специфических способностей, индивидуальности личности.
4. Работа с коллективом обучающихся. Направления деятельности:
- обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;
- развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала обучающихся в процессе участия в совместной общественно – полезной деятельности;
- воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу.
5. Работа с родителями. Направления деятельности:
- организация системы индивидуальной и коллективной работы с родителями (собрания, индивидуальные консультации);
-содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение в жизнедеятельность учебного объединения (организация и проведение мероприятий для учащихся и родителей).
6. Виды, формы и методы работы
Воспитательные возможности программы реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:
-экскурсии в театры;
- конкурсы, фестивали;
- квесты;
-акции,
-коллективные дела: художественно-эстетические, физкультурно-спортивные;
- выставки;
-культурно-просветительные мероприятия;
- сюжетно-ролевые, интеллектуальные игры.
7. Методы воспитания:
- убеждение (данный метод направлен на развитие убеждений, идей, взглядов, принятие культурных и социальных ценностей);
- предъявление воспитаннику социально-культурной нормы (предъявление ребенку в процессе воспитания социокультурной нормы отношения и поведения);
- воспитывающие ситуации (ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Это может быть проблема нравственного выбора, проблема способа организации деятельности, проблема выбора социальной роли и другие).
II. Содержание воспитательной работы.
Календарный план воспитательной работы на 2023-2024 учебный год.
№ п/п | Название мероприятия | Форма проведения | Срок/дата проведения | Место проведения |
1 | День знаний | Торжественная линейка | сентябрь | ОСП МБУДО ЦДО «Реальная школа» по адр.: ул. Кулибина, д. 4 |
2 | «Знакомство с друзьями» | Игровое занятие | сентябрь | ОСП МБУДО ЦДО «Реальная школа» по адресу: ул. Кулибина, д. 4, кабинет 11 |
3 | «Воспитывая поколение» | Беседа к Международному дню пожилых людей | октябрь | ОСП МБУДО ЦДО «Реальная школа» по адресу: ул. Кулибина, д. 4, кабинет 11 |
4 | «Мама – главное слово в нашей судьбе» | Выставка рисунков | ноябрь | ОСП МБУДО ЦДО «Реальная школа» по адресу: ул. Кулибина, д. 4, кабинет 11 |
5 | «В ожидании Нового года» | Праздничное мероприятие | декабрь | ОСП МБУ ДО ЦДО «Реальная школа» по адресу: ул. Кулибина, д. 4, актовый зал |
6 | «Юные театралы» | Экскурсия в Театр оперы и балета | январь | Театр оперы и балета, пл. Ленина, 7 |
7 | «Традиции Рождества на Руси» | Викторина | январь | ОСП МБУ ДО ЦДО «Реальная школа» по адресу: ул. Кулибина, д. 4, кабинет 11 |
8 | «День защитника Отечества» | Квест | февраль | ОСП МБУДО ЦДО «Реальная школа» по адресу: ул. Кулибина, д. 4, кабинет 11 |
9 | Городской фестиваль-конкурс «Творим! Мечтаем! Создаем!» | Конкурс | Март | ЦРТДиЮ «Радуга», ул. Полины Осипенко, 6 |
10 | «Мама-милая моя» | Викторина | Март | ОСП МБУ ДО ЦДО «Реальная школа» по адресу: ул. Кулибина, д. 4, кабинет 11 |
11 | «Маленькие патриоты» | Экскурсия | апрель | «Музей-Диорама», Ленинский проспект, д. 94 |
12 | «Дружим с азбукой» | Беседа к Дню славянской письменности и культуры | май | ОСП МБУДО ЦДО «Реальная школа» по адресу: ул. Кулибина, д. 4, кабинет 11 |
13 | Час творчества | Изготовление подарочных открыток | В течение года | ОСП МБУДО ЦДО «Реальная школа» по адресу: ул. Кулибина, д. 4, кабинет 11 |
14 | Творческие конкурсы | Участие | В течение года | ОСП МБУДО ЦДО «Реальная школа» по адресу: ул. Кулибина, д. 4, кабинет 11 |
15 | Акция «Крышка-малышка» | Участие | В течение года | Ул. Героев Сибиряков, д. 79 |
Взаимодействие педагога с родителями
№ п/п | Формы взаимодействия | Тема | Срок/дата проведения |
1. | Родительские собрания | 1.Цель, задачи на 2023-2024 учебный год 2.Итоги обучения в 2023-2024 учебном году | Сентябрь Апрель |
2. | Совместные мероприятия | «В ожидании Нового года» | Декабрь |
3. | Анкетирование родителей | Знаете ли Вы своего ребёнка? «Удовлетворенность родителей образовательным процессом в объединении» | Октябрь Апрель |
4. | Индивидуальные и групповые консультации | Достижения учащихся |
III. Литература
Литература для педагога:
Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2020. - 26 с.
Галигузова Л.Н., Мещерякова-Замогильная С.Ю. Дошкольная педагогика. - М.: Юрайт, 2019. - 286 с.
Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. – Изд. доп. – М.: Школьная Пресса, 2008.
Маленкова, П.И. Теория и методика воспитания/П.И.Маленкова. - М., 2012.
Сластенин, В.А. Методика воспитательной работы/В.А.Сластенин. - изд.2-е.-М., 2014.
Интернет-источники:
https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2022/04/13/rabochaya-programma-vospitaniya-doshkolnyh-grupp - Рабочая программа воспитания дошкольных групп
http://mdou153.ucoz.ru/Document/Regimgrupp/programma_vospitanija.pdf - программа воспитания
https://infourok.ru/statya-celi-i-zadachi-doshkolnogo-vospitaniya-v-sovremennyh-usloviyah-4637514.html- Цели и задачи дошкольного воспитания в современных условиях
https://infourok.ru/rabochaya-programma-vospitatelnoy-raboti-328614.html - рабочая программа воспитательной работы.