Рабочая программа воспитания

2
0
Материал опубликован 17 December 2023





Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр дополнительного образования «Реальная школа»

(МБУ ДО ЦДО «Реальная школа»)




РАССМОТРЕНА

научно-методическим советом

(протокол от 28.08.2023г. №1)

ПРИНЯТА

педагогическим советом

(протокол от 29.08.2023г. №1)



t1702831066aa.png

УТВЕРЖДЕНА

приказом МБУДО ЦДО «Реальная школа» от 31.08.2023г. № 176/ОСД










Рабочая программа воспитания

Приложение

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности

«Ступеньки детства»






Автор-составитель:

Кармадонова Анна Владимировна,

педагог дополнительного образования








Воронеж 2023

I. Пояснительная записка

Рабочая программа воспитания разработана с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах:

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273 (в ред. от 04.08.2023).

Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р,

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 27.07. 2022г. N 629).

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей 2.4.3648–20 от 28.09.2020 г. № 28.

Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания. СанПин 1.2.3685–21 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2.

Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе. (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06–1844.).

Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе. (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06–1844.)

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09–3242 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)».

Программа направлена на:

- формирование и развитие детского коллектива в объединении;

-создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок мог бы ощутить себя необходимым и значимым;

-создание «ситуации успеха» для каждого обучающегося, чтобы научить самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом;

-использование различных форм массовой воспитательной работы, в которых каждый обучающийся мог бы приобрести социальный опыт, пробуя себя в разных социальных ролях.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» определены следующие традиционные духовно-нравственные ценности:

приоритет духовного над материальным;

защита человеческой жизни, прав и свобод человека;

семья, созидательный труд, служение Отечеству;

нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм;

историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины.



1. Характеристика объединения «Ступеньки детства»

Деятельность объединения «Ступеньки детства» имеет социально-гуманитарную направленность.

Количество обучающихся объединения составляет 58 человек. Из них мальчиков – 32, девочек – 26.

Возрастная категория обучающихся: от 5 до 6 лет.

Возрастные психологические особенности.

Дошкольники. Дошкольный возраст - оптимальный период для интенсивного формирования личности во всех сферах: выработка нравственных черт, силы воли, повышение интеллекта. Именно в это время проявляются совершенно новые, индивидуальные качества, растут потребности детей в получении новых знаний, навыков и умений, формировании универсальных учебных действий.

Основным видом мышления дошкольника остается наглядно-образное мышление, а на его основе формируется словесно-логическое, которое дает возможность самостоятельно решать широкий круг задач и способствует развитию всех мыслительных операций дошкольников.

Дети дошкольного возраста стремятся познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинают осознавать причинно-следственные связи в социальном поведении и взаимоотношениях людей. Культура речи и овладение родным языком является одним из наиболее важных приобретений у старших дошкольников. Именно этот период особенно важен для усвоения речевой культуры. Поэтому процесс ее развития рассматривается как общая основа воспитания и обучения детей.


Формы взаимодействия педагога с учащимися: групповая, очная.



2. Целевые приоритеты воспитания

Целевыми приоритетами воспитания обучающихся старшего дошкольного возраста являются следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:

- ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам;

- способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности;

- проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать;

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, может контролировать свои движения и управлять ими;

- проявляет ответственность за начатое дело.



3. Цель и задачи воспитательной работы

Цель воспитания: создание условий для развития ценностных ориентаций, самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, определяющих поведение и отношение ребенка к миру.

Задачи воспитания:

- приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

- обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

- развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

- стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;

- развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

- выявление и развитие задатков, формирование на их основе общих и специфических способностей, индивидуальности личности.



4. Работа с коллективом обучающихся. Направления деятельности:

- обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;

- развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала обучающихся в процессе участия в совместной общественно – полезной деятельности;

- воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу.



5. Работа с родителями. Направления деятельности:

- организация системы индивидуальной и коллективной работы с родителями (собрания, индивидуальные консультации);

-содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение в жизнедеятельность учебного объединения (организация и проведение мероприятий для учащихся и родителей).



6. Виды, формы и методы работы

Воспитательные возможности программы реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:

-экскурсии в театры;

- конкурсы, фестивали;

- квесты;

-акции,

-коллективные дела: художественно-эстетические, физкультурно-спортивные;

- выставки;

-культурно-просветительные мероприятия;

- сюжетно-ролевые, интеллектуальные игры.



7. Методы воспитания:

- убеждение (данный метод направлен на развитие убеждений, идей, взглядов, принятие культурных и социальных ценностей);

- предъявление воспитаннику социально-культурной нормы (предъявление ребенку в процессе воспитания социокультурной нормы отношения и поведения);

- воспитывающие ситуации (ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Это может быть проблема нравственного выбора, проблема способа организации деятельности, проблема выбора социальной роли и другие).

II. Содержание воспитательной работы.

Календарный план воспитательной работы на 2023-2024 учебный год.

п/п

Название мероприятия

Форма проведения

Срок/дата проведения

Место проведения

1

День знаний

Торжественная линейка

сентябрь

ОСП МБУДО ЦДО «Реальная школа»

по адр.: ул. Кулибина, д. 4

2

«Знакомство с друзьями»

Игровое занятие

сентябрь


ОСП МБУДО ЦДО «Реальная школа»

по адресу: ул. Кулибина, д. 4, кабинет 11

3

«Воспитывая поколение»


Беседа к Международному дню пожилых людей


октябрь

ОСП МБУДО ЦДО «Реальная школа»

по адресу: ул. Кулибина, д. 4, кабинет 11

4

«Мама – главное слово в нашей судьбе»

Выставка рисунков

ноябрь

ОСП МБУДО ЦДО «Реальная школа»

по адресу: ул. Кулибина, д. 4, кабинет 11

5

«В ожидании Нового года»

Праздничное мероприятие

декабрь

ОСП МБУ ДО ЦДО «Реальная школа»

по адресу: ул. Кулибина, д. 4, актовый зал

6

«Юные театралы»

Экскурсия в Театр оперы и балета

январь

Театр оперы и балета, пл. Ленина, 7

7

«Традиции Рождества на Руси»

Викторина

январь

ОСП МБУ ДО ЦДО «Реальная школа»

по адресу: ул. Кулибина, д. 4, кабинет 11

8

«День защитника Отечества»

Квест

февраль

ОСП МБУДО ЦДО «Реальная школа»

по адресу: ул. Кулибина, д. 4, кабинет 11

9

Городской фестиваль-конкурс «Творим! Мечтаем! Создаем!»

Конкурс

Март

ЦРТДиЮ «Радуга», ул. Полины Осипенко, 6

10

«Мама-милая моя»

Викторина

Март

ОСП МБУ ДО ЦДО «Реальная школа»

по адресу: ул. Кулибина, д. 4, кабинет 11

11

«Маленькие патриоты»

Экскурсия

апрель

«Музей-Диорама», Ленинский проспект, д. 94

12

«Дружим с азбукой»

Беседа к Дню славянской письменности и культуры


май

ОСП МБУДО ЦДО «Реальная школа»

по адресу: ул. Кулибина, д. 4, кабинет 11

13

Час творчества


Изготовление подарочных открыток

В течение года

ОСП МБУДО ЦДО «Реальная школа»

по адресу: ул. Кулибина, д. 4, кабинет 11

14

Творческие конкурсы

Участие

В течение года

ОСП МБУДО ЦДО «Реальная школа»

по адресу: ул. Кулибина, д. 4, кабинет 11

15

Акция «Крышка-малышка»

Участие

В течение года

Ул. Героев Сибиряков, д. 79



Взаимодействие педагога с родителями

п/п

Формы взаимодействия

Тема

Срок/дата проведения

1.

Родительские собрания

1.Цель, задачи на 2023-2024 учебный год

2.Итоги обучения в 2023-2024 учебном году


Сентябрь



Апрель

2.

Совместные мероприятия

«В ожидании Нового года»


Декабрь

3.


Анкетирование родителей

Знаете ли Вы своего ребёнка?



«Удовлетворенность родителей образовательным процессом в объединении»


Октябрь



Апрель

4.

Индивидуальные и групповые консультации

Достижения учащихся






В течение года


III. Литература

Литература для педагога:

Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2020. - 26 с.

Галигузова Л.Н., Мещерякова-Замогильная С.Ю. Дошкольная педагогика. - М.: Юрайт, 2019. - 286 с.

Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. – Изд. доп. – М.: Школьная Пресса, 2008.

Маленкова, П.И. Теория и методика воспитания/П.И.Маленкова. - М., 2012.

Сластенин, В.А. Методика воспитательной работы/В.А.Сластенин. - изд.2-е.-М., 2014.

Интернет-источники:

https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2022/04/13/rabochaya-programma-vospitaniya-doshkolnyh-grupp - Рабочая программа воспитания дошкольных групп

http://mdou153.ucoz.ru/Document/Regimgrupp/programma_vospitanija.pdf - программа воспитания

https://infourok.ru/statya-celi-i-zadachi-doshkolnogo-vospitaniya-v-sovremennyh-usloviyah-4637514.html- Цели и задачи дошкольного воспитания в современных условиях

https://infourok.ru/rabochaya-programma-vospitatelnoy-raboti-328614.html - рабочая программа воспитательной работы.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации