12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Валеева Дания Рашитовна1059
Учитель русского языка и литературы высшей категории, работаю в школе 23 года, преимущественно в старших классах. Являюсь классным руководителем социально-гуманитарного класса, в классе - 28 человек.
Россия, Челябинская обл., Миасс



Рабочая тетрадь

для подготовки к сочинению

по литературе.

ЕГЭ, часть 2

(задание 17)


Часть 2 экзаменационной работы требует написания полноформатного развёрнутого

сочинения на литературную тему. Темы сочинений охватывают важнейшие этапы отечественного историко-литературного процесса: от произведений древнерусской литературы и классики XVIII в.

до литературы ХIХ–ХХI вв. (включая новейшую литературу конца ХХ – начала XXI вв.).

В наборе тем могут использоваться разные формы предъявления задания: в виде вопроса

или тезиса (утверждения). Темы задания 17.1–17.4 различаются также другими особенностями. Одна из них может иметь литературоведческий характер (на первый план выдвигается литературоведческое понятие). Другая нацеливает на тематику и проблематику произведения(-ий) конкретного автора. В комплекте может быть представлена тема, ориентирующая на создание сочинения, близкого к читательскому дневнику. Однако её не следует рассматривать как «свободную», поскольку она строго прикреплена к конкретному литературному материалу и требует его анализа. Ещё один вариант задания 17.1–17.4 – тема, близкая к литературному обзору. Обращение к теме такого типа позволяет свободно выбирать текст для анализа и даёт возможность проявить свои читательские интересы.

Приступая к выполнению задания 17, необходимо выбрать только одну из предложенных тем и написать по ней сочинение, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти). Написание сочинения требует большой меры самостоятельности и является наиболее творческой частью экзаменационной работы.

Чтобы успешно справиться с этим и другими заданиями с развёрнутым ответом, необходимо внимательно ознакомиться с инструкциями к их выполнению, следуя соответствующим установкам. Задание 17 высокого уровня сложности вызывает затруднения, типичные для такого вида письменной работы, как сочинение на литературную тему. Самый существенный просчёт, нередко перечеркивающий всю работу, связан с неверным прочтением выбранной темы. Непонимание темы, игнорирование её ключевых смыслов ведёт к созданию текста, не отвечающего поставленной проблеме. То же касается выбора литературного материала, который не всегда соответствует задачам, стоящим перед автором сочинения.

Качество работы снижают и композиционные упущения (отсутствие вступительной

или заключительной части, нарушение связей между частями сочинения). «Хромающая» логика изложения разрушает внутреннюю целостность текста, превращая его в рассуждение «обо всём понемногу». Явным недочётом является отсутствие предметной терминологии, без которой

анализ литературного материала лишается своего инструментария (говорить и писать

о литературе нужно с опорой на её специфику). ценного анализа, и следовать содержащейся в задании установке.

Переходя к работе над сочинением, завершающим экзаменационную работу, необходимо помнить о том, что оно является итогом всего экзамена.

Критерии сочинения 17.


Критерий 1. «Соответствие сочинения теме и её раскрытие». (3 б)

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне, авторская позиция не искажена.

Если при проверке работы эксперт по критерию ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в «Протокол проверки развернутых ответов» выставляется 0 баллов.

Критерий 2. Привлечение текста произведения для аргументации. (3 б)

Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п. (в сочинении по лирике привлекается для анализа не менее трёх стихотворений), фактические ошибки отсутствуют.

Критерий 3. Опора на теоретико-литературные понятия. (2 б)

Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют.

Критерий 4. Композиционная цельность и логичность. (3 б)

Сочинение характеризуется композиционной цельностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена.

Критерий 5. Соблюдение речевых норм. (3 б)

Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка

Внимание!!!

Темы задания 17.1–17.4 различаются особенностями формулировок. Одна из них может иметь литературоведческий характер (на первый план выдвигается литературоведческое понятие).

Какую роль в раскрытии образа Чацкого играют монологи героя? (По пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума»).

Какова роль эпилога в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?

Для чего А. С. Пушкин использует эпистолярный жанр в романе «Капитанская дочка»?

Другая нацеливает на размышление над тематикой и проблематикой произведения(-ий) конкретного автора.

В чём противопоставлены образы Катерины и Кабанихи? (По пьесе А. Н. Островского «Гроза»)

Сказка, рассказанная Пугачевым Гринёву, и её значение в идейном звучании повести (по произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка».


Максимальный балл за сочинение - 14 б

План сочинения.

Вступление

Несколько предложений о писателе, об истории создания произведения. Можно использовать чью-то цитату касательно данного произведения.

Основная часть

1. Четкий ответ на вопрос, выбранный вами

2. Изложение позиции автора (Автор считает... / Писатель придерживается...)

3. Выражение своего мнения, формулировка тезисов

4. Аргументация своего мнения, выдвинутых тезисов (цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображенное в произведении и т.п.)

5. Использование литературных понятий.

Заключение

Итог всего высказанного, обобщение. Никаких больших рассуждений здесь не должно быть.


Задание 17.1  проверяет знание древнерусской литературы, а также произведений XVIII — начала XIX веков. С одной стороны, для глубокого изучения этот раздел проще, так как объем текстов, которые нужно перечитать и осмыслить, небольшой. С другой, произведения из этого раздела изучались два года назад, поэтому тексты нужно будет перечитывать практически на свежую голову. Да и, как показывает практика, «Слово о полку Игореве»комедию «Недоросль» Д.И.Фонвизина и стихи русских классицистов (Г.Р.Державина и М.В.Ломоносова) далеко не все понимают и ценят.  Помимо перечисленных, вам нужно восстановить в памяти комедию А.С.Грибоедова «Горе от ума», а также произведения по кодификатору А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и Н.В.Гоголя.

Задание 17.2 включает в себя произведения второй половины XIX-начала XX веков. В этом разделе стихотворных текстов поменьше (А.А.Фет, Ф.И.Тютчев и Н.А.Некрасов), что компенсируется солидным объемом прозаических произведений. Чего только «Война и мир» Л.Н.Толстого стоит, не говоря уже о таких «кирпичах», как «Обломов» И.А.Гончарова, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, «Отцы и дети» И.С.Тургенева. Также вам придется перечитать две пьесы: «Грозу» А.Н.Островского и «Вишневый сад» А.П.Чехова. Кроме того, не забудьте о том, что надо выбрать одно произведение Н.С.Лескова для изучения, а роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» дан только в обзорном изучении. Изучать глубоко его, может, и не обязательно (но очень желательно, так как оно вполне может оказаться в темах сочинений), но идею, тематику и проблематику произведения всё-таки законспектируйте.

Задание 17.3 (творчество писателей и поэтов XX века). В этот раздел входит творчество И.А. Бунина, М. Горького, стихи и поэмы А.А. Блока, В.В. Маяковского, С.А. Есенина, поэзия М.И. Цветаевой, О.Э. Мандельштама, А.А. Ахматовой и А.Т. Трифонова, проза М.А. Шолохова и М.А. Булгакова, произведения Б.Л. Пастернака, А.П. Платонова (на выбор), А.И. Солженицына по кодификатору.

В сочинении 17.3 может быть тема по творчеству писателей второй половины XX века, поэтому вам нужно выбрать 7 произведений из списка: три стихотворения (на выбор экзаменуемого по одному произведению Б.А. Ахмадулиной, И.А. Бродского, А.А. Вознесенского, В.С. Высоцкого, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкого, Ю.П. Кузнецова, Л.Н. Мартынова, Б.Ш. Окуджавы, Н.М. Рубцова, Д.С. Самойлова, Б.А. Слуцкого, В.Н. Соколова, В.А. Солоухина или А.А. Тарковского), одно драматическое произведение (А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов или М.М. Рощин) и три прозаических текста ( на выбор такие авторы, как Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин).

В третьем разделе вас ждёт огромное количество и стихотворений, и эпических произведений.

Задание 17.4 – новейшая литература, тема, близкая к литературному обзору. Обращение к теме такого типа позволяет свободно выбирать текст для анализа и даёт возможность проявить свои читательские интересы.


17.1 Почему творчество В.А. Жуковского считается вершиной романтизма в русской литературе?

17.2 Роль двойников Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

17.3 Кто из героев романа М.А. Булгакова «Белая гвардия» Вам наиболее интересен и почему? (С опорой на эпизоды романа.)

17.4 Тема любви в русской литературе второй половины XX - начала XXI века. (На примере одного-двух произведений.)

Примеры

17.1 Идейно-композиционная роль лирических отступлений в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

17.2 Почему Гончарову не удалось сделать Штольца идеальным героем? (По роману И.А. Гончарова «Обломов».)

17.3 Воспринимаются ли всерьёз слёзы, проливаемые героями пьесы А.П. Чехова «Вишнёвый сад»? (С опорой на эпизоды пьесы.)

17.4 Как раскрывается тема взаимоотношений человека и природы в русской литературе второй половины XX - начала XXI в.? (На примере одного-двух произведений.)

Вступление

Помните: вступление должно непосредственно вводить в тему сочинения. Ваша задача выделить именно те аспекты, которые имеют прямое отношение к поставленной в задании проблеме.

Можно сразу определить место и роль рассматриваемой проблемы в творчестве писателя или в анализируемом произведении, сказать о ее актуальности и значимости для той эпохи, когда было создано произведение, или для нашей современности. При этом по форме и стилю вступление может быть как более строгим, «литературоведческим», так и достаточно свободным, публицистическим.

Варианты вступления

«Кого из героев пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» можно назвать «недотепой»?»

Вариант 1:

«Вишневый сад» — итоговое произведение Чехова, в котором синтезируются все достижения писателя, его новаторские художественные принципы и идейно-философские обобщения. Работа над последней пьесой протекала в Ялте, где тогда вынужден был жить большее время тяжело больной писатель, а постановкой ее занимался знаменитый режиссер Московского Художественного театра К.С. Станиславский. Именно этот театр смог по-настоящему понять необычную чеховскую драматургию. Он стал подлинным «чеховским» театром. Но постановка последней пьесы, прошедшей с триумфом, вызвала недовольство автора, связанное с трактовкой ее жанра и действующих лиц. Чехов не раз говорил, что в театре игралось «положительно не то, что я написал», он даже считал, что театр «сгубил» пьесу. Станиславский и Немирович-Данченко видели в пьесе «тяжелую драму русской жизни», а Чехов утверждал: «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс». Он настаивал на том, что для драматизма действия героям не хватает серьезности и глубины. Может быть, это происходит именно потому, что все они являются «недотепами»?

Вариант 2:

Не так давно я смотрел в театре постановку пьесы Чехова «Вишневый сад». Многие герои мне показались какими-то странными, нелепыми. Но потом, когда я прочитал эту комедию, я подумал, что, наверно, это не случайно, может быть, именно такими и хотел показать их автор. Ведь недаром последние слова пьесы, которые произносит Фирс, обращаясь к самому себе, так и звучат: «Эх, ты... недотепа!..» Мне кажется, стоит задуматься над тем, кого еще из героев этого произведения стоит назвать «недотепой».

Вариант 3:

«Вишневый сад», как и другие пьесы Чехова, понять не просто. Ведь его драматургия очень необычна, часто писатель нарушает издавна сложившиеся традиции и смело применяет новаторские принципы. Одним из них является то, что Чехов отказался от деления персонажей на главных и второстепенных. Вспомним слова писателя: «Никто не знает настоящей правды». Именно потому в пьесах Чехова все персонажи в равной степени оказываются беспомощны перед проблемами, которые ставит перед ними жизнь. Вот почему порой они действительно выглядят наивными и смешными, а сама пьеса из драмы превращается в немного грустную, но все же комедию. Таков и «Вишневый сад», в котором перед нами проходит целый ряд очень разных героев, которых объединяет одно: все они — «недотепы».

Вариант 4:

Иногда приходится слышать слово «недотепа» по отношению к некоторым людям, с которыми мы знакомы. Оно означает неуклюжего, неловкого, нескладного человека, который ничего не может сделать нормально, вечно попадает в нелепые ситуации и выглядит смешным. Но что значит это слово в отношении героев пьесы Чехова «Вишневый сад» и кого из них на самом деле возможно назвать «недотепой»?

Основная часть

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне.

Основная часть представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой. В ней нужно отразить следующее:

Тезис — ответ на вопрос, который вы выбрали;

Изложение авторской позиции;

Выражение собственного мнения;

Аргументация мнения: цитаты с комментариями к ним; интерпретация содержания; анализ проблемы, описанной в произведении и т.д.);

Необходимые историко-литературные термины.

Определяя логику развития основной мысли сочинения, необходимо продумать систему доказательств высказанных вами суждений. Ведь если вы, говоря о литературном произведении, вообще не будете привлекать его текст, ваша работа будет выглядеть необоснованной, бездоказательной. В то же время следует учитывать, что цитаты должны строго соответствовать своей задаче: подтвердить выдвинутые положения-тезисы. Только в этом случае возможно получить высший балл (3 балла) по третьему критерию оценки сочинения — обоснованность привлечения текста анализируемого произведения. Особенно серьезно надо продумать аргументацию по темам, связанным с поэтическими текстами. Здесь очень важно привести точные цитаты, чтобы избежать ошибок, которые расцениваются как фактические. Кроме того, помните, что, помимо прямых цитат с комментариями к ним, вы можете для доказательства ваших суждений давать краткий пересказ, интерпретировать отдельные микротемы, а также делать ссылки на изображенное в произведении. Но в этом случае надо избегать подробного пересказа текста без соответствующего комментария.

17.3. Почему поэтичной, возвышенной Ольге Обломов предпочел прозаичную, приземленную Пшеницыну?

       Тезис 1. Илья Ильич Обломов проходит «испытание любовью», но это особое испытание: по замыслу автора, Обломов делает выбор между двумя любящими его женщинами – поэтичной, возвышенной Ольгой Ильинской и прозаичной, приземленной Пшеницыной. Так почему же Обломов предпочитает Ольге Агафью Матвеевну? Вероятно, потому что деятельная и требовательная Ольга не могла стать частью того мира тишины и покоя, который беспрестанно рисовал в своем воображении герой, приблизилась к этому обломовскому «идеалу» как раз Пшеницына. Ольга Ильинская «не красавица», но она грациозна, остроумна, деятельна. В ней нет «жеманства, кокетства, никакой мишуры». Ольга – утонченная натура, далекая от рутинного быта. Она до глубины души поразила Обломова исполнением «Casta Diva». Почему же Ольга обратила внимание на лежебоку Обломова? Ей захотелось перевоспитать Илью Ильича, ей даже на время удалось изменить уклад его жизни. Обломов вставал рано, гулял с ней, стал с увлечением читать и писать: «На лице ни сна, ни усталости». Ольга полюбила «будущего Обломова». Но героиня не учла одного – она борется не с характером человека, а с привычками, которые складывались годами. Ей не понять, что для Обломова и прогулки с ней, и чтение книг – уже подвиг. Ольга Сергеевна требовала слишком многого. Гончаровский герой не мог измениться, как того требовала Ольга, это был бы уже не Обломов, а кто-то «другой». Таким образом, разрыв Ильи Ильича с Ольгой был предрешен задолго до того, как она зимой приехала к нему на Выборгскую сторону.

        Тезис 2. Пшеницына, в отличие от Ольги, изображена Гончаровым как женщина недалекого ума, не умеющая тонко чувствовать, но Агафья Матвеевна – отличная хозяйка. Она заботлива и терпелива, к тому же в ней Обломов «узнал» обещанную ему в жены няней Милитрису Кирбитьевну, которая символически воплощает образ жены-матери, заботящейся о муже, как о ребенке. Именно эти достоинства оценил Обломов. Штольц считает Пшеницыну недостойной Обломова. Да, в ней нет поэтичности и полета, но нельзя отнять у Агафьи Матвеевны главного – её любви к Илье Ильичу. Она не умеет выразить это чувство словами, но умеет бескорыстно служить любимому человеку, что ценнее всяких слов.

Работа над теоретико-литературными понятиями, используемыми в сочинении

     В основе сочинения на литературную тему лежит анализ художественного произведения, а следовательно, работе обязательно должны быть использованы теоретико- литературные понятия. Они не только придают убедительность и обоснованность рассуждениям и выводам, но и помогают сделать работу литературоведчески грамотной. Но высшую оценку по этому критерию (2 балла) возможно получить лишь при условии, что вы уместно используете теоретико-литературные понятия, объясняя, какие функции в данном произведении они выполняют, и не допускаете при этом неточности и ошибки. Обязательно обратите внимание на жанрово-родовую характеристику произведения, термины, связанные с темой, проблемой, идеей, композицией, сюжетом, разного рода деталями, портретом, пейзажем, а также с речевыми особенностями и характеристикой литературных героев, авторской позиции. Если вы пишете сочинение по драматургии, имеет смысл обратить внимание на такие термины, как реплика, ремарка, действие, сцена, явление, монолог, диалог и т.д. В темах, связанных с лирикой, уместно шире использовать термины, касающиеся изобразительно-выразительных средств языка, поэтического синтаксиса, звукописи, характеризующие особенности строфики, рифмы, размера.

Задание 1. Прочитайте сочинение на тему: «В чем заключается новаторство комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?». Обратите внимание на то, что в ряде случаев в нем имеются пропуски слов Определите, какие литературоведческие термины здесь уместно было бы использовать, и, если это необходимо, вставьте их на место пропуска. При возникновении затруднений обратитесь к «Материалу для справки» (ниже).

Русская литература XVIII в. во многом определила дальнейшее развитие отечественной словесности. Но, пожалуй, из драматургов той эпохи лишь Денису Ивановичу Фонвизину удалось пережить свое время. Комедия Фонвизина «Недоросль» по праву входит в «золотой фонд» русской драматургии. Созданная в условиях господства ______________________на русской сцене, она несла в себе новаторские черты, которые подготовили появление и утверждение ___________________________ в русском театре.

«Недоросль» является _________________________ комедией нового типа, в которой, по словам

Гоголя, писатель вскрыл «раны и болезни нашего общества, тяжелые злоупотребления внутренние, которые беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей». Вместе с тем по сюжету и по названию «Недоросль» — пьеса о том, как дурно и неправильно обучали молодого дворянина, вырастив его «недорослем». Проблема воспитания, как известно, центральная в произведениях _____________________. Но Фонвизин намного расширил саму постановку этой проблемы: речь здесь идет о «воспитании» в самом широком смысле слова. Сценически Митрофан — тот самый недоросль, о котором говорит название пьесы, — лицо второстепенное, но история его воспитания объясняет, откуда берется страшный мир Скотининых и Простаковых. Проблема воспитания, таким образом, оказывается связана с вопросом об обстоятельствах, которые влияют на формирование личности, что соответствует задачам __________________________. Естественно, что такая задача не могла быть решена только средствами ___________________, необходимо было найти новые подходы к изображению героев. Отсюда и возникает своеобразный сплав традиционных и новаторских элементов в комедии.

На первый взгляд кажется, что трудно говорить о новаторстве писателя, который так строго следует правилам ____________________. Действительно, вполне в соответствии с правилами трех единств действие пьесы происходит в усадьбе госпожи Простаковой в течение одного дня, и все события завязаны в один узел (единство места, времени и действия). В построении _____________ писатель тоже достаточно четко придерживается традиции: персонажи четко делятся на отрицательных, непросвещенных и положительных, образованных, группируясь вполне симметрично: четыре на четыре. В центре группы отрицательных героев находится госпожа Простакова — все остальные персонажи этой группы так или иначе соотносят себя с ней: «женин муж», «сестрин брат», «матушкин сын». Во главе положительного лагеря стоит Стародум, к которому прислушиваются Правдин, Милон и Софья. Следует отметить, что Фонвизин вводит в систему персонажей и ряд _____________________героев, которые тяготеют либо к

положительным (Еремеевна, Тришкин, Цифиркин), либо к отрицательным (Кутейкин, Вральман).

Фонвизин широко использует и такой прием __________________, помогающий раскрытию характеров героев, как _________________________ имена й фамилии: Простакова, Стародум, Скотинин, Правдин и другие.

В соответствии с правилами __________________ рисует Фонвизин и своего любимого персонажа Стародума как ___________________________, высказывающего авторскую точку зрения. Сам Фонвизин возлагал большие надежды в деле исправления пороков общества на просвещение дворянства. И в том же духе высказывается его герой: «Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу крепостному! Лет через пятнадцать и выходят вместо оного раба двое: старый дядька да молодой барин». Более того, даже с точки зрения стиля речь Стародума близка к слогу статей и писем автора. Как и следует положительному герою в пьесах

___________________, Стародум говорит правильным, книжным языком. Но Фонвизин расширяет узкие рамки _________________________, вводя в речь героя и другие индивидуальные черты: ________________________, насыщенность архаизмами. Этот же прием писатель использует и в языке других персонажей, который благодаря этому становится средством их _____________

___________ характеристики и помогает раскрыть социально-психологическую сущность, а это было новым и необычным явлением для литературы той эпохи. Например, все индивидуальные и типичные качества Простаковой отражаются в ее языке. К крепостным она обращается грубо, используя бранную лексику («собачья дочь», «скверная харя», «бестия»), а к сыну Митрофану обращена ласковая, заботливая речь матери («душенька», «друг мой сердешный»). С гостями Простакова — светская дама («рекомендую вам дорогого гостя»), а когда она униженно причитает, вымаливая себе прощение, в речи ее появляются народные обороты («мать ты моя родная, прости меня», «повинную голову меч не сечет»).

Вообще же надо отметить, что хотя герои Фонвизина, как и требуется в ______________, не развиваются, но в живой ткани произведения их характеры часто приобретали не свойственную драматургии___________________ многозначность — это тоже явный ход в сторону ___________________ . Так,

если образы Скотинина, Вральмана, Кутейкина заострены до карикатурности, то образы Простаковой и Еремеевны отличаются большой внутренней сложностью. Еремеевна — «раба», но она сохраняет ясное осознание своего положения, прекрасно знает характеры своих господ, в ней жива душа. Простакова, злобная, жестокая крепостница, оказывается в то же время любящей, заботливой матерью, которая в_____________, отвергнутая своим же сыном, выглядит действительно несчастной и даже вызывает наше сочувствие.

И, наконец, новаторство «Недоросля» проявилось еще вводном существенном изменении, свидетельствующем о стремлении к реалистическому изображению явлений действительности. Фонвизин сохраняет в комедии, как и положено в___________________, одну линию развития ________________.

За руку и сердце Софьи борются несколько претендентов: искренно любящий ее и любимый ею Милон, а также узнавшие о богатом приданом Скотинин и Митрофан, вернее, его мать, старающаяся устроить счастье сына. Но при этом драматург включает в пьесу несколько взаимосвязанных___________________. Основные из них — это___________________ крепостного права, воспитания и формы государственной власти, которые в комедии, как и в действительности, взаимообусловлены. Автор также ставит вопросы о неуклонном исполнении «должности» каждым гражданином, о характере семейных отношений, об образовании дворян и другие. Так что в результате этих новаторских черт произведение в целом выглядит

отнюдь не однолинейным, а многоплановым и многоаспектным.

Но верит ли сам автор, что исправить все общественные пороки, «скотские» пороки человеческой натуры возможно путем воспитания? На вопрос Правдина об этом Стародум отвечает: «Мой друг! Ошибаешься. Тщетно звать врача к больному неисцелимому. Тут врач не поможет, разве что сам заразится». И в этой неоднозначности тоже проявился реализм Фонвизина. Прошли годы, минуло более двух столетий с тех пор, как появилась смешная и грустная комедия Фонвизина. Но герои ее остались жить, мы находим среди наших современников своих Скотининых и Правдиных, Простаковых и Стародумов. А Митрофанушка стал нарицательным образом и, видимо, останется таким еще долгое время к сожалению! Его знаменитое: «Не хочу учиться, хочу жениться» кажется, так и разносится эхом среди наших молодых людей. И в этом еще одно подтверждение _______________ и подлинного ___________________комедии «Недоросль».

Материал для справки

Афористичность

Второстепенный (герой)

Герой-резонер

Говорящие (имена)

Интрига

Классицизм

Композиция

Новаторство

Проблема

Реализм

Речевая характеристика

Сатирический

Финал

Заключение

В заключении вы подводите итог своих рассуждений, делаете окончательные выводы по поставленной проблеме, а можете, если хотите, подчеркнуть ее значение для вас лично или для наших современников. Иногда находится какая-то подходящая цитата, которая поможет сделать концовку работы более эффектной — но это совсем не обязательно. Заключение может быть совсем кратким, но иногда, если того требует тема, стоит сделать эту часть более подробной. И все же слишком расширять ее нецелесообразно, поскольку общий объем работы невелик, вполне достаточно нескольких предложений.

      • «Обломовщина» как социально-психологическое явление не исчезло с уничтожением крепостного строя. Пережитки ее — инертность, косность, эгоизм, паразитизм, лень, расхлябанность, разгильдяйство — продолжают жить. Обломовщина страшна тем, что она губит способных, талантливых людей и превращает в инертное нечто, в жалких неудачников.

      • Таким образом, название пьесы «На дне» оказывается более емким и многогранным, точнее соответствует авторскому замыслу. Это не только «пещера», в которой оказались горьковские герои, это и сама атмосфера равнодушия и нравственного уродства, царящая в ночлежке. Такое название пьесы глубоко символично, и оно раскрывает смысл всего произведения.

      • Прошли годы, минуло более двух столетий с тех пор, как появилась смешная и грустная комедия Фонвизина. Но герои ее остались жить, мы находим среди наших современников своих Скотининых и Правдиных, Простаковых и Стародумов. А Митрофанушка стал нарицательным образом и, видимо, останется таким еще долгое время к сожалению!


Требование к сочинению 17

Напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов (при объёме меньше 150 слов за сочинение выставляется 0 баллов).
Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий).
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).
Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.

17.4. Тема родной природы в поэзии С. А. Есенина

С. А. Есенин – мастер слова, его поэзия отличается образностью и красотой, независимо от выбранной темы, даже если это описание кабаков. Но родная природа неизменно изображается поэтом бережно и с любовью.

Тезис 1. Например, в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная» автор рисует Родину как бескрайнюю, душевную и религиозную страну. Поэт видит неброскую, но дорогую сердцу красоту, чтобы ее передать, использует метафоры «синь сосет глаза», «звонно чахнут тополя», сравнение «как сережки, прозвенит девичий смех», эпитеты «Русь родная», «кроткий Спас». С. А. Есенин подчеркивает свою любовь к отчизне в последней строфе, говоря, что не променяет ее даже на рай.

Тезис 2. В стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая» автор еще раз подчеркивает свою любовь к русской земле, считает, что «хорошо живется на Руси», «отчие поля» нельзя разлюбить. Поэт намекает на социальные катаклизмы, потрясшие страну, но его любовь к отчизне стабильна и сильна, тут он хотел бы умереть. С. А. Есенин характеризует себя эпитетом «поэт золотой бревенчатой избы», он гордится званием певца деревни. Эпитеты и метафоры составляют прекрасную картину любимой природы, которая навсегда остается в сердце.

Тезис 3. Любовь к Родине иногда становится трагической. В стихотворении «Запели тесаные дроги» главное чувство – печаль, однако и она окрашена любовью к природе и стране. Эпитет «молитвословный ковыль» ярко характеризует отношение автора. Он преклоняется перед окружающей его красотой, «малиновым полем», «синью, упавшей в реку» и другими прекрасными видами, в которых столько тепла и красоты. Природа воодушевляет и радует поэта, несмотря ни на что.

Природа для С. А. Есенина – объект любви и поклонения. Этот поэт может увидеть прекрасное в том, что другой бы назвал серостью и неприметностью. Все потому, что автор безусловно любит свою Родину, независимо ни от чего. Что бы ни происходило, Россия для него – это природа, близкие люди и счастливые минуты. Многие люди могли бы поучиться этому качеству у С. А. Есенина.

17.4. Женщина и война (по одному-двум произведениям XX века).

Женщина и война - несовместимые понятия. Оказавшись на войне, женщина была вынуждена брать в руки оружие и убивать. А ведь предназначение женщины в другом: она даёт жизнь, растит детей, дарит любовь, несёт добро.

Тезис 1. Именно о противоестественности женщины на войне размышляют в своих произведениях писатели современной русской литературы. Так, писатель-фронтовик Б. Васильев в повести «А зори здесь тихие» рассказывает о том, как пятеро девушек - зенитчиц вынуждены были противостоять опытным, хорошо обученным немецким диверсантам. В начале повести автор пишет: «А здесь был курорт». Бои шли далеко, тут был глубокий тыл. Солдаты вели праздную жизнь, пили, гуляли. По просьбе старшины Васкова на смену этим деморализованным солдатам прислали девушек. О том, что они не готовы к жизни по уставу, автор пишет с улыбкой. Девушки даже на войне хотят быть красивыми. Они ушивают гимнастёрки, подшивают юбки. Женщина есть женщина. Везде она создаёт дом, уютное гнёздышко. Им война казалась игрой. Никто из них не видел живого врага, не смотрел в лицо смерти. Когда Рита Осянина услышала немецкую речь, увидела настоящего немца и рассказала Васкову, он ей не поверил. Не может этого быть! Немцы далеко, за линией фронта. Отправившись в разведку, девушки не предполагали, что их ждёт. Сначала гибнет Соня Гурвич, бросившись искать кисет для старшины Васкова, потом Лиза Бричкина тонет в болоте, затем погибает сражённая немецкой автоматной очередью Галя Четвертак, и только Рита Осянина и Женя Комелькова идут на смерть осознанно, чтобы выполнить задание. Казалось бы, на войне эта смерть оправданна, но автор сожалеет о том, что девушки гибнут одна за другой, по сути не совершив никакого подвига. Но не об этом, на мой взгляд, повесть Б. Васильева. Она о чудовищной, преступной сущности войны. Эти девушки должны были жить, рожать детей. В эпилог врывается голос неизвестного, который с удивлением отмечает: «Здесь, оказывается, тоже воевали... Воевали, когда нас с тобой еще не было на свете». Погибшим девушкам даже не поставили обелиск, только сын Риты Осяниной и старшина Васков пытаются увековечить память о них. В конце повести звучат слова: «А зори здесь действительно тихие-тихие…». Они усиливают трагизм гибели юных девушек.

Тезис 2. О том, что женщинам на войне было невыносимо трудно, пишет и белорусская писательница С. Алексиевич. В её документальной повести « У войны не женское лицо» собраны свидетельства настоящих людей. Каждая страница -это монолог женщины о войне. Автор ничего не придумывает, она лишь связывает эти рассказы единой нитью: « Разве это женская доля -убивать?» Отвечая на этот вопрос, С. Алексиевич оправдывает своих героинь: «Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю, на ее дом, на ее детей».

В течение всей повести мы слышим истории, которые всплывают в памяти тех, кто прошёл войну. Многие женщины не могут о ней говорить, многие вспоминают с болью и горечью. Как они могли такое вынести? Вот один из рассказов: «Медсамбат 1942 -го … Когда молодому солдату, еще мальчишке, на твоих глазах отрежут руку или ногу, детское быстро выветрится из головы… Делаю перевязку и еле держусь, чтобы не зареветь. Скорей, думаю, кончить и где-нибудь забиться в угол и нареветься. А он мне: „Спасибо, сестричка!» Медсёстры были совсем юными, их самих бы пожалеть, но они из последних сил держались, зачастую не спали сутками, спасая раненых.

Одним из самых запоминающихся в этой книге для меня стал эпизод, когда женщины-войны оказались в Германии. Одна из героинь, говоря о своей ненависти к врагу, восклицает: «Почему я должна жалеть их детей, если фашист убивал наших детей?» Однако она понимает, что не может быть жестока к мирному населению, не может обидеть ребёнка.

Автор в своей книге убеждает читателя в том, что война не убила в женщинах человечность.

Женщины и война, действительно, два противоположных понятия. Война-это страдания, потери, смерть. Женщины - это жизнь, красота, любовь.


Тема. Можно ли Чацкого назвать романтическим героем? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Вступление.

Обратите внимание на то, что комедия А. С. Грибоедова — это произведение, в котором сочетаются черты реализма и романтизма. Вспомните основные черты романтического героя, так как романтические тенденции прежде всего связаны с образом главного героя.

Основная часть ( вместо пропусков вставьте доказательства, используя цитаты, фрагменты, характеристику героев и т.п.)

Тезис 1. Чацкого можно назвать романтическим героем, потому что ему свойственны яркость, исключительность_________________________________________. Это личность, которая остро переживает несовершенство мира, вступает с ним в конфликт_________________________ ,

находится в поиске идеального мира. Отсюда мотивы одиночества и странствий.

Тезис 2. Как романтический герой, Чацкий не приемлет чуждую ему среду, которая знакома с детства________________________________________________________________________.

Он резко отличается от представителей московского барства___________________________

В его монологах раскрывается сила характера Чацкого, категоричность суждений, исключительность его внутренней жизни, которой свойственна несхожесть с общепринятой нормой_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Тезис 3. Романтичность героя усиливается глубоким переживанием драматичных обстоятельств, связанных с любовью к Софье. Чацкий чувствует холодность девушки, но не может понять причин этого. Герой Грибоедова проходит мучительный путь от неведения к трагическому узнаванию истины.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Непонятость окружающими, безответная любовь обусловливают одиночество главного героя комедии А. С. Грибоедова, что характерно для романтического героя. В финале Чацкий подводит горькие итоги своего пребывания в Москве. Он расстаётся с миром, в котором чувствовал себя изгнанником и человеком, которого предали______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение

Подведите итоги и резюмируйте всё сказанное. Помните: вывод обязательно должен быть связан с центральным вопросом-темой.

Почему «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова — это «роман в романе»?

В произведении М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» довольно сложная композиция – роман в романе, потому что в его сюжете параллельно существуют два мира, рассказывающие один о судьбе Мастера и Маргариты, другой – о римском прокуроре Иудеи Понтии Пилате и бродячем философе Иешуа. Вследствие этого в произведении можно выделить две резко контрастирующие манеры повествования и четырех главных героев. На мой взгляд, роман о Мастере гораздо сложнее в композиционном плане, чем роман о Пилате, но при чтении не возникает ощущения разрозненности частей произведения. Причина в тайне композиционной целостности романа - в связующих нитях между прошлым и настоящим, актуальности проблем, поставленных в книгах. Читая произведение, мы находимся сразу в двух измерениях: 30-е годы XX в. И в 30-е годы I в. н. э Важно отметить, что события происходят в одном и том же месяце за несколько дней перед Пасхой, но с промежутком в 19 веков. Однако мы, читатели, видим глубокую связь между московскими и ершалаимскими главами.

Роман о Понтий Пилате составляет меньшую часть произведения в отличие от романа о судьбе Мастера, но как он композиционно сложен! И все потому, что играет важную смысловую роль, содержа в себе глубокий философский смысл. Он состоит из четырех глав, которые «разбросаны» в тексте повествования о Мастере и Маргарите. Первая глава – «Понтий Пилат» - это рассказ Воланда, который выслушивают Иван Бездомный и Берлиоз. Вторая глава, «Казнь», представлена как сон Ивана Бездомного. Третья и четвертая главы — «Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа» и «Погребение» — вводятся в роман как восстановленные Воландом рукописи Мастера, которые читает Маргарита. Не могу не отметить, что главы, повествующие о прокураторе, резко отличаются по стилю от тех, что описывают Москву: он скупой, сдержанный, а московский роман представляет собой повествование в виде непринуждённой, фамильярной «болтовни» с читателем, где сочетается несколько стилей (история любви Мастера и Маргариты рассказана в лирических тонах, а картины современной Москвы даны в фарсовой, гротесковой манере).

Роман о Маргарите и Мастере – это, во-первых, рассказ о большой любви. Идиллическая история чувств героев рушится, сталкиваясь с советской действительностью, а восстанавливается благодаря пришельцам из прошлого. Роман героев связан с проблемой нравственного выбора. Мастер делает его вполне сознательно: испытав много горя из- за написанного им романа о Понтии Пилате, писатель возненавидел плод трудов всей своей жизни и покинул любимый подвальчик и возлюбленную. Маргарита же не желает того, чтобы роман и ее любимый исчезли... Она ищет Мастера, пренебрегая жизнью в доме богатого мужа. Ее выбор связан с тем, что верная женщина ради возлюбленного приносит себя в жертву, отдавшись в руки нечистой силы и став ведьмой только для того, чтобы узнать что-либо о Мастере. И за это Маргарита была вознаграждена вечной любовью.

Произведение «Мастер и Маргарита» - роман в романе, вся тайна композиционной целостности которого заключается в связующих нитях между прошлым и настоящим.


Опубликовано в группе «Русский язык: подготовка к ОГЭ и ЕГЭ на уроке.»


Комментарии (4)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 10.01.21 в 17:30 0 Ответить Пожаловаться
Огромный материал в помощь детям)
А я повторила изученное с удовольствием! Спасибо!!!

Отредактировано 10-01-2021 17:30

Ирина Владимировна Казарцева, 11.01.21 в 06:05 1 Ответить Пожаловаться
Большое спасибо, нужный материал!
Селиванова Галина Геннадьевна, 30.04.21 в 22:55 0 Ответить Пожаловаться
Большое спасибо! Готовимся!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.