12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Валеева Дания Рашитовна1101
Учитель русского языка и литературы высшей категории, работаю в школе 23 года, преимущественно в старших классах. Являюсь классным руководителем социально-гуманитарного класса, в классе - 28 человек.
Россия, Челябинская обл., Миасс
Материал размещён в группе «Литература ЕГЭ»

Материалы для подготовки к ЕГЭ по литературе

Задание 1

Старцев подумал и вечером поехал к _______________.

А, здравствуйте пожалуйста! — встретил его Иван Петрович, улыбаясь одними глазами. — Бонжурте.

Вера Иосифовна, уже сильно постаревшая, с белыми волосами, пожала Старцеву руку, манерно вздохнула и сказала:

Вы… не хотите ухаживать за мной, никогда у нас не бываете, я уже стара для вас. Но вот приехала молодая, быть может, она будет счастливее.

А Котик? Она похудела, побледнела, стала красивее и стройнее; но уже это была Екатерина Ивановна, а не Котик; уже не было прежней свежести и выражения детской наивности. И во взгляде, и в манерах было что-то новое — несмелое и виноватое, точно здесь, в доме ____________, она уже не чувствовала себя дома.

Сколько лет, сколько зим! — сказала она, подавая Старцеву руку, и было видно, что у неё тревожно билось сердце; и пристально, с любопытством глядя ему в лицо, она продолжала: — Как вы пополнели! Вы загорели, возмужали, но в общем вы мало изменились.

И теперь она ему нравилась, очень нравилась, но чего-то уже недоставало в ней, или что-то было лишнее, — он и сам не мог бы сказать, что именно, но что-то уже мешало ему чувствовать, как прежде. Ему не нравилась её бледность, новое выражение, слабая улыбка, голос, а немного погодя уже не нравилось платье, кресло, в котором она сидела, не нравилось что-то в прошлом, когда он едва не женился на ней. Он вспомнил о своей любви, о мечтах и надеждах, которые волновали его четыре года назад, — и ему стало неловко.

Пили чай со сладким пирогом. Потом Вера Иосифовна читала вслух роман, читала о том, чего никогда не бывает в жизни, а Старцев слушал, глядел на её седую, красивую голову и ждал, когда она кончит.

"Бездарен, — думал он, — не тот, кто не умеет писать повестей, а тот, кто их пишет и не умеет скрыть этого”.

Недурственно, — сказал Иван Петрович.

Потом Екатерина Ивановна играла на рояле шумно и долго, и, когда кончила, её долго благодарили и восхищались ею.

"А хорошо, что я на ней не женился”, — подумал Старцев.

Она смотрела на него и, по-видимому, ждала, что он предложит ей пойти в сад, но он молчал.

Давайте же поговорим, — сказала она, подходя к нему. — Как вы живёте? Что у вас? Как? Я все эти дни думала о вас, — продолжала она нервно, — я хотела послать вам письмо, хотела сама поехать к вам в Дялиж, и я уже решила поехать, но потом раздумала, — бог знает, как вы теперь ко мне относитесь. Я с таким волнением ожидала вас сегодня. Ради бога, пойдёмте в сад.

Они пошли в сад и сели там на скамью под старым клёном, как четыре года назад. Было темно.

Как же вы поживаете? — спросила Екатерина Ивановна.

Ничего, живём понемножку, — ответил Старцев.

И ничего не мог больше придумать. Помолчали.

А.П. Чехов

 

1. Назовите отчество Дмитрия Старцева, ставшее названием произведения Чехова.

 

Ответ: __________________________________________

 

2. Укажите профессию, род занятий Старцева.

 

Ответ: __________________________________________

 

3. Какую фамилию носят члены семьи, пригласившей Старцева в гости (пропуск этой фамилии дважды обозначен в тексте)?

 

Ответ: __________________________________________

 

5. Старцев приезжает в гости в "самую образованную и талантливую семью” в городе. Как называется интонация лёгкой насмешки, с которой изображается жизнь этой семьи?

 

Ответ: _________________________________________

 

6. Как называется в литературном произведении разговор двух и более лиц, состоящий из чередующихся реплик?

 

Ответ: __________________________________________

 

7. Как называется соположение контрастных слов, понятий, образов, с которым мы встречаемся, например, в описании Котика ("А Котик? Она похудела, побледнела, стала красивее и стройнее; но уже это была Екатерина Ивановна, а не Котик; уже не было прежней свежести и выражения детской наивности”) или при передаче разговора в саду (Екатерина Ивановна взволнованна, нервна, Старцев спокоен)?

 

Ответ: __________________________________________

 

8. Как называется повтор одного и того же слова в небольшом фрагменте текста, который создаёт особый ритм и заостряет на себе внимание читателя ("И теперь она ему нравилась, очень нравилась… Ему не нравилась… а немного погодя уже не нравилось… не нравилось…”).

 

Ответ: __________________________________________

 

9. При описании внешности героя А.П.Чехов обращает внимание на значащие подробности: «еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову». Как в литературоведении называются такие подробности?

 

Ответ: __________________________________________

 

10. Как называется средство художественной изобразительности, которое использует автор при описании героя: «У него в городе громадная практика, некогда вздохнуть»?

 

Ответ: __________________________________________

 

10. Как в литературоведении называется описание внешности героя?

 

Ответ: __________________________________________

 

Почему, с вашей точки зрения, в приведённой сцене Старцев всё время молчит и из трёх его коротких реплик две — внутренние, про себя?

В каких ещё произведениях русской литературы встречается тема незаметного изменения человека с течением времени и как они перекликаются с рассказом Чехова?

 

Задание 2

М.Горький "Старуха Изергиль"

Ночь росла и крепла, наполняясь странными тихими звуками. В степи печально посвистывали суслики, в листве винограда дрожал стеклянный стрекот кузнечиков, листва вздыхала и шепталась, полный диск луны, раньше кроваво-красный, бледнел, удаляясь от земли, бледнел и все обильнее лил на степь голубоватую мглу...

      "И вот они собрались, чтобы придумать казнь, достойную преступления... Хотели разорвать его лошадьми - и это казалось мало им; думали пустить в него всем по стреле, но отвергли и это; предлагали сжечь его, но дым костра не позволил бы видеть его мучений; предлагали много - и не находили ничего настолько хорошего, чтобы понравилось всем. А его мать стояла перед ними на коленях и молчала, не находя ни слез, ни слов, чтобы умолять о пощаде. Долго говорили они, и вот один мудрец сказал, подумав долго:

      - Спросим его, почему он сделал это?

      Спросили его об этом. Он сказал:

      - Развяжите меня! Я не буду говорить связанный!

      А когда развязали его, он спросил:

      - Что вам нужно? - спросил так, точно они были рабы...

      - Ты слышал... - сказал мудрец.

      - Зачем я буду объяснять вам мои поступки?

      - Чтоб быть понятым нами. Ты, гордый, слушай! Все равно ты умрешь ведь... Дай же нам понять то, что ты сделал. Мы остаемся жить, и нам полезно знать больше, чем мы знаем...

      - Хорошо, я скажу, хотя я, может быть, сам неверно понимаю то, что случилось. Я убил ее потому, мне кажется, - что меня оттолкнула она... А мне было нужно ее.

      - Но она не твоя! - сказали ему.

      - Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки и ноги... а владеет он животными, женщинами, землей... и многим еще...

      Ему сказали на это, что за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда - жизнью. А он отвечал, что он хочет сохранить себя целым.

      Долго говорили с ним и наконец увидали, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего. Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя. У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого.

      Когда люди увидали это, они снова принялись судить о том, как наказать его. Но теперь недолго они говорили, - тот, мудрый, не мешавший им судить, заговорил сам:

      - Стойте! Наказание есть. Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет! Наказание ему - в нем самом! Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!

      И тут произошло великое. Грянул гром с небес, - хотя на них не было туч. Это силы небесные подтверждали речь мудрого. Все поклонились и разошлись.

                                         ( А.М. Горький «Старуха Изергиль»)

 

1. Укажите жанр произведения, из которого взят отрывок.

Ответ: _________________________________________

 

2. Кто является главным героем рассказанной старухой Изергиль истории, отрывок из которой приводится в данном фрагменте?

Ответ: _________________________________________

 

3. Как называется средство художественной выразительности, заключающееся в нарушении прямого порядка слов в предложении («Грянул гром с небес…»)? 

Ответ: __________________________________________

 

4. Как называется приём одушевления природы, например: «…листва вздыхала и шепталась…»

Ответ: __________________________________________

 

5. Как называется описание картин природы, с которого начинается данный фрагмент?

Ответ: ___________________________________________

 

6. К какому жанру принадлежит история, рассказанная старухой Изергиль?

Ответ: ____________________________________________

 

7. К какому литературному направлению, черты которого отразились, в частности, в произведении «Старуха Изергиль», был близок М. Горький в своём раннем творчестве?

Ответ: ____________________________________________

 

8. Каким термином называют какую-либо значимую и емкую подробность, важную для понимания цельного художественного образа (например, «холодные и гордые» глаза героя)?

Ответ: _____________________________________________

 

9. Как называется средство художественной изобразительности, с помощью которого автор характеризует персонажей: «черноволосую и нежную, как ночь», «сильный, как сама она», «глаза, как у царя птиц»?

Ответ: _____________________________________________

 

10. Определите, какой стилистический прием, свойственный поэтической речи, М. Горький использует в тексте: «И забыли о ней», «И, когда ее спросили», «И разговаривали с ним» и т.д.?

Ответ: _____________________________________________

 

11. Установите соответствие между тремя способами создания художественного образа и приведёнными примерами из текста. К каждом позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ                                               ПРИМЕРЫ

А) портрет                                 1) «А он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше; и если все чтут их – он не хочет делать этого».

Б) пейзаж                                2) «Глаза его были холодны и горды, как у царя птиц»

В) несобственно-                   3) «Ночь росла и крепла, наполняясь 

прямая речь                                    странными, тихими звуками»

                                                    4) «А его мать стояла перед ними  на коленях и молчала, не находя

                                                     ни слёз, ни слов, чтобы умолять о  пощаде».

 

 

А

Б

В

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Как называется средство иносказательной выразительности, использованное Горьким: «дрожал стеклянный стрекот кузнечиков»?

Ответ: ____________________________________________________

 

13. Установите соответствие между тремя основными персонажами произведения и их судьбой. К каждом позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПЕРСОНАЖИ                                   СУДЬБА

А) Данко                                             1) наступил на сердце

Б) Ларра                                            2) убит рукою Изергиль

В) осторожный человек                3) вынул сердце, чтобы осветить путь людям

                                                            4) обречён на вечную жизнь

 

А

Б

В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14. Описывая скитания Ларры, Изергиль многократно использует один и тот же глагол. («И вот он ходит, ходит повсюду…И всё ищет, ходит, ходит…»). Как называется эта стилистическая фигура?

Ответ: ____________________________________________

 

15. Как называется намеренное преувеличение признаков и свойств предметов или явлений («В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира»)?

Ответ: ____________________________________________

 

16. Судьбе Ларры в рассказе противопоставлен сюжет о Данко, пожертвовавшем собой во имя людей. Как называется резкое противопоставление предметов и явлений в художественном произведении?

Ответ: ___________________________________________

 

17. Назовите термином вид высказывания, в котором мысль выражается в сжатой и образной форме («…за всё, что человек берёт, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью»).

Ответ: ___________________________________________

 

18. Установите соответствие между героями произведения и доминирующими качествами их личности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

ПЕРСОНАЖИ                                   КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

А) Данко                                            1) крайний индивидуализм

Б) Ларра                                           2) альтруизм

В) старуха Изергиль                      3) стремление к яркой,  исключительной жизни

                                                           4) алчность

А

Б

В

 

 

 

 

 

 

 

 

19. Вместо одного названия предмета автор употребляет другое название, связанное с ним логической смежностью («Смотри – вон, тёмный, бежит степью!»). назовите это художественное средство.

Ответ: ____________________________________________________

 

20. Установите соответствие между тремя персонажами «Старухи Изергиль» и соответствующими цитатами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПЕРСОНАЖИ                                                   ЦИТАТЫ

 

А) Данко                       1) «глаза его были холодны и горды, как у царя птиц»

Б) Ларра                      2) «мрачные все, как демоны. А ведь ты молодой и сильный»

В) повествователь    3) «красивые – всегда смелы»

                                       4) «всё лицо у него было изрублено крест-накрест саблями»

 

А

Б

В

 

 

 

 

 

 

 

 

Какие черты характера героя позволяет раскрыть данный фрагмент текста?

В произведениях каких русских писателей (поэтов, драматургов) звучит тема  гордыни, тщеславия и «превосходства, быть может, мнимого» и чем эти произведения созвучны легенде о «сыне орла»?

 

Задание 3

А.И. Солженицын. "Матрёнин двор". 

Вариант 1

Избу Матрёны до весны забили, и я переселился к одной из её золовок, неподалёку. Эта золовка потом по разным поводам вспоминала что-нибудь о Матрёне и как-то с новой стороны осветила мне умершую.

Ефим её не любил. Говорил: люблю одеваться культурно, а она — кое-как, всё по-деревенски. А одново мы с ним в город ездили, на заработки, так он себе там сударку завёл, к Матрёне и возвращаться не хотел.

Все отзывы её о Матрене были неодобрительны: и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросёнка не держала, выкармливать почему-то не любила; и глупая, помогала чужим людям бесплатно (и самый повод вспомнить Матрёну выпал — некого было дозвать огород вспахать на себе сохою).

И даже о сердечности и простоте Матрёны, которые золовка за ней признавала, она говорила с презрительным сожалением.

И только тут — из этих неодобрительных отзывов золовки — выплыл передо мною образ Матрёны, какой я не понимал её, даже живя с нею бок о бок.

В самом деле! — ведь поросёнок-то в каждой избе! А у неё не было. Что может быть легче — выкармливать жадного поросёнка, ничего в мире не признающего, кроме еды! Трижды в день варить ему, жить для него — и потом зарезать и иметь сало.

А она не имела…

Не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни.

Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев.

Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сёстрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, — она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы…

Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша.

(А.И. Солженицын. Матрёнин двор.)

 

1. Как зовут героя, от имени которого ведётся повествование?

Ответ: _______________________________________

2. Укажите название литературного направления, которое характеризуется объективным изображением действительности и принципы которого нашли отражение в «Матрёнином дворе».

Ответ: ________________________________________

 

3. К какому эпическому жанру относится «Матрёнин двор»?

Ответ: ________________________________________

4. Какое место в сюжете произведения занимает данный фрагмент?

Ответ: _________________________________________

5. В третьем абзаце фрагмента (неодобрительные отзывы золовки о Матрёне) и в его финальной части ("…не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша”) использован один и тот же стилистический приём, при котором каждое последующее словосочетание или предложение усиливает значение предыдущего, что позволяет воссоздать действия, мысли и чувства в развитии — от малого к большому, благодаря чему усиливается эмоциональность речи. Какой приём употреблён автором?

Ответ: ________________________________________

6. Как называются восклицательные конструкции, использованные автором в шестом абзаце фрагмента и усиливающие эмоциональность высказывания?

Ответ: ________________________________________

7. Как называется сниженная разговорная лексика ("за обзаводом”, "сударка”, "одново”, "дозвать” и др.), служащая для речевой характеристики золовки и употребляемая ею в отзывах о Матрёне?

Ответ: ________________________________________

8. Содержание фрагмента показывает нам, что образы Матрёны и её золовки резко различаются между собой отношением к жизненным ценностям. Как называется такое противопоставление персонажей?

Ответ: _________________________________________

Почему неодобрительные отзывы о Матрёне, которые рассказчик услышал после её смерти, наоборот, убедили его в том, что она и есть "тот самый праведник”?

Каким традициям русской литературы XIX века следовал А.И. Солженицын, поднимая нравственную проблему праведничества? (При сопоставлении укажите произведения и авторов.)

 

Вариант 2

В ту осень много было у Матрёны обид. Вышел перед тем новый пенсионный закон, и надоумили её соседки добиваться пенсии. Была она одинокая кругом, а с тех пор, как стала сильно болеть, — и из колхоза её отпустили. Наворочено было много несправедливостей с Матрёной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе — не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю кормильца. Но мужа не было уже пятнадцать лет, с начала войны, и нелегко было теперь добыть те справки с разных мест о его сташе и сколько он там получал. Хлопоты были — добыть эти справки; и чтоб написали всё же, что получал он в месяц хоть рублей триста; и  справку заверить, что живёт она одна и никто ей не помогает; и с года она какого; и потом всё это носить в собес; и перенашивать, исправляя, что сделано не так; и ещё носить. И узнавать — дадут ли пенсию.

Хлопоты эти были тем затруднены, что собес от Тальнова был в двадцати километрах к востоку, сельский совет — в десяти километрах к западу, а поселковый — к северу, час ходьбы. Из канцелярии в канцелярию и гоняли её два месяца — то за точкой, то за запятой. Каждая проходка — день. Сходит в сельсовет, а секретаря сегодня нет, просто так вот нет, как это бывает в сёлах. Завтра, значит, опять иди. Теперь секретарь есть, да печати у него нет. Третий день опять иди. А четвёртый день иди потому, что сослепу они не на той бумажке расписались, бумажки-то все у Матрёны одной пачкой сколоты.

— Притесняют меня, Игнатич, — жаловалась она мне после таких бесплодных проходок. — Иззаботилась я.

Но лоб её недолго оставался омрачённым. Я заметил: у неё было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картовь. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетёным кузовом — по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланяясь, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрёна уже просветлённая, всем довольная, со своей доброй улыбкой.

— Теперича я зуб наложила, Игнатич, знаю, где брать, — говорила она о торфе. — Ну и местечко, любота́ одна!

— Да Матрёна Васильевна, разве моего торфа не хватит? Машина целая.

— Фу-у! твоего торфу! ещё столько, да ещё столько — тогда, бывает, хватит. Тут как зима закрутит да дуе́ль в окна, так не столько топишь, сколько выдувает. Летось мы торфу натаскивали сколища! Я ли бы и теперь три машины не натаскала? Так вот ловят. Уж одну бабу нашу по судам тягают.

(А.И. Солженицын, «Матрёнин двор»)

1. Каким термином обозначаются слова, далекие от литературной нормы, встречающиеся в речи Матрёны («любота», «летось», «сколища»)?

Ответ: ______________________________________

2. В приведённом фрагменте душевные качества Матрёны противопоставлены бездушию бюрократов. Каким термином обозначается подобное противопоставление?

Ответ: ______________________________________

3. Как называется выразительная подробность в художественном тексте (пачка «важных» бумажек, плетёный кузов Матрёны)?

Ответ: ______________________________________

4. К какому приёму прибегает повествователь, описывая труды «иззаботившейся» Матрёны («Хлопоты были – добыть этисправки … и справку заверить … и потом всё это носить в собес, и перенашивать, исправляя, что сделано не так, и ещё носить»?

Ответ: ______________________________________

5. Установите соответствие между персонажами «Матрёнина двора» и их характеристиками.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПЕРСОНАЖИ        ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Фаддей              1) председатель колхоза

Б) Ефим                 2) приезжий учитель математики

В) Игнатич             3) муж Матрёны, пропавший на войне

                                4) брат Матрёниного мужа

Какие черты характера Матрёны раскрываются в приведённом фрагменте?

В каких произведениях отечественной литературы отображён конфликт "частного" человека и государства и что сближает эти произведения с "Матрёниным двором"?

 

Задание 4

М.Горький "На дне"

Бубнов. Мм... Любят врать люди... Ну, Настька... дело понятное! Она привыкла рожу себе подкрашивать... вот и душу хочет подкрасить... румянец на душу наводит... А... другие — зачем? Вот — Лука, примерно... много он врет... и без всякой пользы для себя... Старик уж... Зачем бы ему?

Барон (усмехаясь, отходит). У всех людей — души серенькие... все подрумяниться желают...

Лука (выходит из-за угла). Ты, барин, зачем девку тревожишь? Ты бы не мешал ей... пускай плачет-забавляется... Она ведь для своего удовольствия слезы льет... чем тебе это вредно?

Барон. Глупо, старик! Надоела она... Сегодня — Рауль, завтра — Гастон... а всегда одно и то же! Впрочем — я иду мириться с ней... (Уходит.)

Лука. Поди-ка, вот... приласкай! Человека приласкать — никогда не вредно...

Наташа. Добрый ты, дедушка... Отчего ты — такой добрый?

Лука. Добрый, говоришь? Ну... и ладно, коли так... да!

За красной стеной тихо звучит гармоника и песня.

Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть... жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел... Я те скажу — вовремя человека пожалеть... хорошо бывает! Вот, примерно, служил я сторожем на даче... у инженера одного под Томском городом... Ну, ладно! В лесу дача стояла, место — глухое... а зима была, и — один я, на даче-то... Славно — хорошо! Только раз — слышу — лезут!

Наташа. Воры?

Лука. Они. Лезут, значит, да!.. Взял я ружьишко, вышел... Гляжу — двое... открывают окно — и так занялись делом, что меня и не видят. Я им кричу: ах вы!.. пошли прочь!.. А они, значит, на меня с топором... Я их упреждаю — отстаньте, мол! А то сейчас — стрелю!.. Да ружьишко-то то на одного, то на другого и навожу. Они — на коленки пали: дескать, — пусти! Ну, а я уж того... осердился... за топор-то, знаешь! Говорю — я вас, лешие, прогонял, не шли... а теперь, говорю, ломай ветки один который-нибудь! Наломали они. Теперь, приказываю, один — ложись, а другой пори его! Так они, по моему приказу, и выпороли дружка дружку. А как выпоролись они... и говорят мне — дедушка, говорят, дай хлебца Христа ради! Идем, говорят, не жрамши. Вот те и воры, милая (смеется)... вот те и с топором! Да... Хорошие мужики оба... Я говорю им: вы бы, лешие, прямо бы хлеба просили. А они — надоело, говорят... просишь-просишь, а никто не дает... обидно!.. Так они у меня всю зиму и жили. Один, — Степаном звать, — возьмет бывало, ружьишко и закатится в лес... А другой — Яков был, все хворал, кашлял все... Втроем, значит, мы дачу-то и стерегли. Пришла весна — прощай, говорят, дедушка! И ушли... в Россию побрели...

Наташа. Они — беглые? Каторжане?

Лука. Действительно — так, — беглые... с поселенья ушли... Хорошие мужики!.. Не пожалей я их — они бы, может, убили меня... али еще что... А потом — суд, да тюрьма, да Сибирь... что толку? Тюрьма — добру не научит, и Сибирь не научит... а человек — научит... да! Человек — может добру научить... очень просто!

Пауза.

Бубнов. Мм-да!.. А я вот... не умею врать! Зачем? По-моему — вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?

Клещ (вдруг снова вскакивает, как обожженный, и кричит). Какая — правда? Где — правда? (Треплет руками лохмотья на себе.) Вот — правда! Работы нет... силы нет! Вот — правда! Пристанища... пристанища нету! Издыхать надо... вот она, правда! Дьявол! На... на что мне она — правда? Дай вздохнуть... вздохнуть дай! Чем я виноват?.. За что мне — правду? Жить — дьявол — жить нельзя... вот она — правда!..

Бубнов. Вот так... забрало!..

Лука. Господи Исусе... слышь-ка, милый! Ты...

Клещ (дрожит от возбуждения). Говорите тут — пра-авда! Ты, старик, утешаешь всех... Я тебе скажу... ненавижу я всех! И эту правду... будь она, окаянная, проклята! Понял? Пойми! Будь она — проклята! (Бежит за угол, оглядываясь.)

 

1. К какому роду литературы относится пьеса М.Горького «На дне»?

Ответ: __________________________________________________

 

2. Как называют острое столкновение характеров и обстоятельств, положенное в основу сценического действия (в частности, такое столкновение мы видим в приведённом фрагменте).

Ответ: __________________________________________________

 

3. В приведённом фрагменте есть авторские дополнения к тексту пьесы и высказывания героев, стоящие в скобках или вынесенные в отдельные строки. Каким термином их обозначают?

Ответ: __________________________________________________

 

4. Реплика Луки, в которой говорится о беглых каторжниках, большая по объёму. Как называется такое развёрнутое высказывание персонажа в литературном произведении?

Ответ: __________________________________________________

 

5. Вокруг какого ключевого повторяющегося слова строится речь Клеща (оно является ключевым и для всей пьесы?

Ответ: __________________________________________________

 

6. Какое средство выразительности использовано автором: «Надоели мне, брат, все человеческие слова…все наши слова – надоели! Каждое из них слышал я … наверное, тысячу раз…»

Ответ: _________________________________________________

 

7. Как называется оригинальная законченная мысль, изреченная в лаконичной запоминающейся форме: «Чело-век! Это великолепно! Это звучит… гордо!»

Ответ: __________________________________________________

 

8. Установите соответствие между тремя основными персонажами,

 фигурирующими в этом фрагменте, и родом их занятий.

 К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из  второго столбца.

 

ПЕРСОНАЖИ

РОД ЗАНЯТИЙ

А) Лука

1) слесарь

Б) Бубнов

2) вор

В) Пепел

3) картузник

 

4) странник

 

Ответ запишите цифрами в таблице и перенесите в бланк ответов № 1.

Ответ:

А

Б

В

 

 

 


9. Как называются вопросы, которые задает Бубнов: «А я вот…не умею врать! Зачем? По-моему – вали всю правду, как есть! Чего стесняться?»

Ответ: __________________________________________________

 

10. Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПЕРСОНАЖИ

ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА

А) Лука

1) хотел бы содержать бесплатный трактир

Б) Бубнов

2) внезапно исчезает из ночлежки

В) Пепел

3) умирает от тяжёлой болезни

 

4) убивает хозяина ночлежки

 

Ответ запишите цифрами в таблице и перенесите в бланк ответов № 1.

 

Ответ:

А

Б

В

 

 

 

 

11. В своей речи Лука рассказывает о герое, который не участвует в действии. Как в литературоведении называется такой персонаж?

Ответ: _________________________________________________

 

12. Как называется фигура речи, конструкция экспрессивного синтаксиса, представляющая собой намеренное расчленение связанного на несколько интонационно и на письме пунктуационно самостоятельных отрезков: «Всё уже … было! Прошло… кончено!...Дальше!»

Ответ: _________________________________________________

 

13. Как называется синтаксический приём, основанный на одинаковом построении предложений: «Вот – правда! Работы нет … силы нет! Вот правда!»

Ответ: ________________________________________________

 

14. Назовите литературное направление, расцвет которого пришёлся на вторую половину XIX века и принципы которого нашли своё воплощение в горьковской пьесе.

Ответ: ________________________________________________

 

Каков основной философский вопрос пьесы «На дне» и что для его прояснения дает читателю данный эпизод?

В каких произведениях русской классики отражены столкновения героев, основанные на разнице жизненных позиций. Что в способах разрешения (или невозможности разрешения) конфликта сближает эти произведения с произведением Горького?

 

Задание 5

Л.Н. Толстой "Война и мир"

– Ну, начинайте! — сказал Долохов.

—  Что же, — сказал Пьер, все так же улыбаясь. Становилось страшно. Очевидно было, что дело, начавшееся так легко, уже ничем не могло быть предотвращено, что оно шло само собою, уже независимо от воли людей, и должно было совер­шиться. Денисов первый вышел вперед до барьера и провозгласил:

—  Так как п'отивники отказались от п'ими'ения, то не угодно ли начинать: взять пистолеты и по слову т'и начинать сходиться.

—  Г...'аз! Два! Т'и!... — сердито прокричал Денисов и отошел в сторону. Оба пошли по протоптанным дорожкам все ближе и бли­же, в тумане узнавая друг друга. Противники имели право, сходясь до барьера, стрелять, когда кто захочет. Долохов шел медленно, не поднимая пистолета, вглядываясь своими светлыми, блестящими, голубыми глазами в лицо своего противника. Рот его, как и всегда, имел на себе подобие улыбки.

—   Так когда хочу — могу стрелять! — сказал Пьер, при слове три быстрыми шагами пошел вперед, сбиваясь с протоптанной до­рожки и шагая по цельному снегу. Пьер держал пистолет, вытянув вперед правую руку, видимо боясь как бы из этого пистолета не убить самого себя. Левую руку он старательно отставлял назад, по­тому что ему хотелось поддержать ею правую руку, а он знал, что этого нельзя было. Пройдя шагов шесть и сбившись с дорожки в снег, Пьер оглянулся под ноги, опять быстро взглянул на Долохова и, потянув пальцем, как его учили, выстрелил. Никак не ожидая такого сильного звука, Пьер вздрогнул от своего выстрела, потом улыбнулся сам своему впечатлению и остановился. Дым, особенно густой от тумана, помешал ему видеть в первое мгновение; но дру­гого выстрела, которого он ждал, не последовало. Только слышны были торопливые шаги Долохова, и из-за дыма показалась его фи­гура. Одной рукой он держался за левый бок, другой сжимал опу­щенный пистолет. Лицо его было бледно. Ростов подбежал и что-то сказал ему.

—  Не...е...т, — проговорил сквозь зубы Долохов, — нет, не кон­чено, — и сделав еще несколько падающих, ковыляющих шагов до самой сабли, упал на снег подле нее. Левая рука его была в крови, он обтер ее о сюртук и оперся ею. Лицо его было бледно, нахмуренно и дрожало.

—  Пожалу... — начал Долохов, но не мог сразу выговорить... — Пожалуйте, — договорил он с усилием.

Пьер, едва удерживая рыдания, побежал к Долохову, и хотел уже перейти пространство, отделяющее барьеры, как Долохов крикнул: — К барьеру! — и Пьер, поняв в чем дело, остановился у своей сабли. Только 10 шагов разделяло их. Долохов опустился го­ловой к снегу, жадно укусил снег, опять поднял голову, поправил­ся, подобрал ноги и сел, отыскивая прочный центр тяжести. Он гло­тал холодный снег и сосал его; губы его дрожали, но все улыбаясь; глаза блестели усилием и злобой последних собранных сил. Он под­нял пистолет и стал целиться.

Боком, закройтесь пистолетом, — проговорил Несвицкий.

—  Закройтесь! — не выдержав, крикнул даже Денисов своему противнику. Пьер с кроткой улыбкой сожаления и раскаяния, бес­помощно расставив ноги и руки, прямо своей широкой грудью сто­ял перед Долоховым и грустно смотрел на него. Денисов, Ростов и Несвицкий зажмурились. В одно и то же время они услыхали вы­стрел и злой крик Долохова.

—  Мимо! — крикнул Долохов и бессильно лег на снег лицом книзу. Пьер схватился за голову и, повернувшись назад, пошел в лес, шагая целиком по снегу и вслух приговаривая непонятные слова:

—  Глупо... глупо! Смерть... ложь... — твердил он морщась. Не­свицкий остановил его и повез домой. Ростов с Денисовым повезли раненого Долохова. Долохов, молча, с закрытыми глазами, лежал в санях и ни слова не отвечал на вопросы, которые ему делали; но, въехав в Москву, он вдруг очнулся и, с трудом приподняв голову, взял за руку сидевшего подле себя Ростова. Ростова поразило совер­шенно изменившееся и неожиданно восторженно-нежное выраже­ние лица Долохова.

—  Ну, что? как ты чувствуешь себя? — спросил Ростов.

—   Скверно! но не в том дело. Друг мой, — сказал Долохов пре­рывающимся голосом, — где мы? Мы в Москве, я знаю. Я ничего, но я убил ее, убил... Она не перенесет этого. Она не перенесет...

—  Кто? — спросил Ростов.

—  Мать моя. Моя мать, мой ангел, мой обожаемый ангел, мать, — и Долохов заплакал, сжимая руку Ростова. Когда он несколько успокоился, он объяснил Ростову, что живет с матерью, что ежели мать увидит его умирающим, она не перенесет этого. Он умолял Ростова ехать к ней и приготовить ее.

Ростов поехал вперед исполнять поручение и к великому удив­лению своему узнал, что Долохов, этот буян, бретер-Долохов жил в Москве со старушкой-матерью и горбатой сестрой и был самый неж­ный сын и брат.

 (Л.Н. Толстой «Война и мир» )

 

1. Укажите имя и фамилию героя романа Л.Н. Толстого «Вой­на и мир», который оказал во время плена сильное влияние на мировоззрение Пьера Безухова.

Ответ: ____________________________________________________

 

2. Укажите термин, которым в художественном произведении называют противоречие, лежащее в основе развития дейст­вия, в данном случае — ссору, приведшую Пьера и Долохова к дуэли.

Ответ: ____________________________________________________

 

3. Как в литературоведении называется средство художествен­ной выразительности, являющееся образным определением, выражающим авторское отношение к героям: «кроткая улыбка» Пьера, «злой крик» Долохова и т.д.?

Ответ: ____________________________________________________

 

4. К какому из трех литературных родов, традиционно выделя­емых по ряду признаков (предмет изображения, способ изо­бражения и т.д.), относится роман Л.Н. Толстого «Война и мир»?

Ответ: _______________________________________________

 

5. Каким термином называют художественный прием противо­поставления, который позволяет автору обозначить неодно­значность, сложность и противоречивость характера Долохова: «буян, бретер-Долохов... был самый нежный сын и брат»?

Ответ: ______________________________________________

 

6.  Какой стилистический прием, характерный для прозы Л.Н. Толстого, помогает читателю почувствовать искрен­ность переживаний Долохова: «...я убил ее, убил... Она не перенесет этого. Она не перенесет... <...> Мать моя. Моя мать, мой ангел, мой обожаемый ангел, мать...»?

Ответ: _______________________________________________

 

7. Установите соответствие между персонажами и их портретами. К каждой позиции первого столбика подберите соответствующую позицию второго столбика.

А) Наполеон

1) "Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног, и в ботфортах. <..> На моложавом полном лице его с выступающим подбородком было выражение милостивого и величественного приветствия".

Б) Пьер Безухов

2) «Лицо его становилось все светлее и светлее от старческой кроткой улыбки, звездами морщившейся в углах губ и глаз»

В) Кутузов

3) “Массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке”

 

4) лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брезгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот — все сжималось как будто в одну неопределенную и скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали неестественное положение.

 

Ответ:

А

Б

В

 

 

 

 

8. Укажите имя героини, взаимоотношения которой с Долоховым и стали причиной событий, происходящих в этой главе романа.

Ответ: ___________________________________________________

9. Назовите имя и фамилию героя романа Л.Н. Толстого «Война и мир», который признается себе самому в один из периодов духовных исканий: «Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими...»?

Ответ: _________________________________________________

 

10. Каким термином обозначают выразительную подробность, играющую в произведении важную роль и наполненную особым смыслом (например, «дрожащие губы» Долохова)?

Ответ: _________________________________________________

 

11. Как называется подробное описание внешнего облика героя: «Долохов шел медленно, <...> вглядываясь своими светлыми, блестящими, голубыми глазами в лицо своего противника. Рот его, как и всегда, имел на себе подобие улыбки...»?

Ответ: _________________________________________________

 

12. В бланк ответа впишите термин, которым в литературном произведении называют разговор двух персонажей.

Ответ: __________________________________________________

 

13. Какой термин добавляют к слову «роман», характеризуя жанр «Войны и

мира»?

Ответ: __________________________________________________

 

14. Как называется обобщающая образная мысль, лежащая в основе

художественного произведения и выражающая авторское отношение к

действительности?

Ответ: ______________________________________________________

 

В чем, по-вашему, основная мысль фрагмента и как она перекликается с одной из главных проблем романа — проблемой поиска смысла жизни?

В чём неоднозначность характера Долохова и какие герои русской литературы, по замыслу авторов, проявляют качества характера, неожиданные для других персонажей и читателей?

Что сближает роман «Война и мир» с произведениями русской классической литературы, в которых звучит тема бессмысленного, жестокого предрассудка — дуэли?

Что такое, по мысли Л.Н. Толстого, «жизнь настоящая» и кто из героев романа «Война и мир» живёт такой жизнью?

 

Задание 6

А.Т. Твардовский "Василий Тёркин" ("Поединок")

Немец был силен и ловок,

Ладно скроен, крепко сшит,

Он стоял, как на подковах,

Не пугай — не побежит.

 

Сытый, бритый, береженый,

Дармовым добром кормленный,

На войне, в чужой земле

Отоспавшийся в тепле.

 

Он ударил, не стращая,

Бил, чтоб сбить наверняка.

И была как кость большая

В русской варежке рука...

 

Не играл со смертью в прятки,—

Взялся — бейся и молчи,—

Теркин знал, что в этой схватке

Он слабей: не те харчи.

 

Есть войны закон не новый:

В отступленье — ешь ты вдоволь,

В обороне — так ли сяк,

В наступленье — натощак.

 

Немец стукнул так, что челюсть

Будто вправо подалась.

И тогда боец, не целясь,

Хряснул немца промеж глаз.

 

И еще на снег не сплюнул

Первой крови злую соль,

Немец снова в санки сунул

С той же силой, в ту же боль.

 

Так сошлись, сцепились близко,

Что уже обоймы, диски,

Автоматы — к черту, прочь!

Только б нож и мог помочь.

 

Бьются двое в клубах пара,

Об ином уже не речь,—

Ладит Теркин от удара

Хоть бы зубы заберечь,

 

Но покуда Теркин санки

Сколько мог

В бою берег,

Двинул немец, точно штангой,

Да не в санки,

А под вздох.

 

Охнул Теркин: плохо дело,

Плохо, думает боец.

Хорошо, что легок телом —

Отлетел. А то б — конец...

 

Устоял — и сам с испугу

Теркин немцу дал леща,

Так что собственную руку

Чуть не вынес из плеча.

 

Черт с ней! Рад, что не промазал,

Хоть зубам не полон счет,

Но и немец левым глазом

Наблюденья не ведет.

 

Драка — драка, не игрушка!

Хоть огнем горит лицо,

Но и немец красной юшкой

Разукрашен, как яйцо.

 

Вот он — в полвершке — противник.

Носом к носу. Теснота.

До чего же он противный —

Дух у немца изо рта.

 

Злобно Теркин сплюнул кровью.

Ну и запах! Валит с ног.

Ах ты, сволочь, для здоровья,

Не иначе, жрешь чеснок!

 

Ты куда спешил — к хозяйке?

Матка, млеко? Матка, яйки?

Оказать решил нам честь?

Подавай! А кто ты есть,

 

Кто ты есть, что к нашей бабке

Заявился на порог,

Не спросясь, не скинув шапки

И не вытерши сапог?

 

Со старухой сладить в силе?

Подавай! Нет, кто ты есть,

Что должны тебе в России

Подавать мы пить и есть?

 

Не калека ли убогий,

Или добрый человек —

Заблудился

По дороге,

Попросился

На ночлег?

 

Добрым людям люди рады.

Нет, ты сам себе силен.

Ты наводишь

Свой порядок.

Ты приходишь —

Твой закон.

 

Кто ж ты есть? Мне толку нету,

Чей ты сын и чей отец.

Человек по всем приметам,—

Человек ты? Нет. Подлец!

 

1. Как называются слова одной части речи, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию: «Словно вся страна-держава видит Тёркина…»?

Ответ: ______________________________________________________

 

2. Определите тип рифмовки:

Так сошлись, сцепились близко,

Что уже обоймы, диски,

Автоматы — к черту, прочь!

Только б нож и мог помочь.

Ответ: ______________________________________________________

 

3. Как называется тип вопроса, не требующего ответа и нередко являющегося скрытым утверждением?

Нет, кто ты есть,

Что должны тебе в России

Подавать мы пить и есть?

Ответ: ______________________________________________________

 

4. Назовите приём усиления, заострения авторской мысли, заключающийся в намеренно сходстве начала смежных строк:

Теркин ворот нараспашку,

Теркин сел, глотает снег,

Ответ: ______________________________________________________

 

5. Как называется приём сопоставления, соотнесения разных предметов («он стоял, как на подковах», «на тебе, как клещ, повисну»)?

Ответ: ______________________________________________________

 

6. Следующие строки стихотворения устроены похоже с синтаксической точки зрения, созданы по одной модели. Как называется такое сходное расположение элементов речи в смежных частях текста:

Ты наводишь

Свой порядок.

Ты приходишь —

Твой закон.

Ответ: ______________________________________________________

 

7. Каким размером написан «Василий Тёркин»?

Ответ: _____________________________________________________

 

8. В этой главе встречается целый ряд противопоставленных мотивов и образов: мёртвый – живой, «сосульки» – «жар». Как называется в литературоведении противопоставление, намеренное сталкивание контрастных элементов?

Ответ: ____________________________________________________

 

9. Как называется нарушение «естественного» порядка слов, с которым мы неоднократно встречаемся в этой главе: «бьются двое», «охнул Тёркин»?

Ответ: ____________________________________________________

 

10. Как называют острое столкновение, противостояние характеров и обстоятельств, положенное в основу сценического действия?

Ответ: ____________________________________________________

 

11. Как в литературоведении называются имена героев, отражающие особенности их личности и характера (Тёркин – от слова «тёрка», «тереть»)?

Ответ: ____________________________________________________

 

12. Как называется в литературоведении художественное преувеличение:

                               В одиночку — грудью, телом

                   Бьётся Теркин, держит фронт.

Ответ: ______________________________________________________

 

13. Стремясь придать звучанию произведения особую выразительность, Твардовский использует повтор одинаковых согласных звуков («Фронт налево,фронт направо»). Как в литературоведении называется этот поэтический приём?

Ответ: ______________________________________________________

 

14. Как в литературоведении называется сочетание строк, скреплённых общей рифмовкой и интонацией?

Ответ: ____________________________________________________

 

15. Как называется средство художественной выразительности, использованное Твардовским («злую соль», «печальном задворке»)?

Ответ: ____________________________________________________

 

16. Как Твардовский определил жанр своего произведения?

Ответ: ____________________________________________________

 

17. Какой приём, усиливающий эмоциональное звучание текста, использует Твардовский:

Охнул Тёркин: плохо дело,

Плохо, думает боец.

Ответ: _____________________________________________________

 

18. Как называются слова, выражения, грамматические формы и конструкции, распространённые в нелитературной разговорной речи, свойственные малообразованным носителям языка и явно отклоняющиеся от существующих литературных языковых норм: «харчи», «жрёшь»?

Ответ: ______________________________________________________

 

19. Какой риторический приём кульминации чувств использован автором:

Что за страна!

 …

Ах, ты вон как!

Ответ: ______________________________________________________

 

20. Как называются строки, мотив, неоднократно повторяющиеся в произведении:

Страшный бой идет, кровавый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

Ответ: _____________________________________________________

 

21. Как называется фонетическое средство выразительности, основанное на повторе гласных:

Бей, не милуй. Зубы стисну.

Ответ: _____________________________________________________

 

С помощью каких художественных средств автору удаётся воссоздать картину поединка?

 В каких произведениях русской литературы герою приходится сражаться за свою жизнь?

Опубликовано в группе «Литература ЕГЭ»


Комментарии (1)

Светлана Александровна Максимова, 12.08.18 в 22:41 0Ответить Пожаловаться
Спасибо!!!! Отличный материал)
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.