Рабочая тетрадь для подготовки к ЕГЭ по литературе (по творчеству А. Ахматовой)

8
0
Материал опубликован 25 October 2019 в группе



РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ


для


ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ


(тренировочные задания 10-14, часть 1)




t1571972315aa.jpg



Анна Андреевна Ахматова




Автор-составитель - Валеева Д.Р.,

учитель русского языка и литературы

высшей категории,

2019 г.

Пояснительная записка

Рабочая тетрадь адресована учителям старших классов, учащимся 10- 11 классов. В основу разработки легли лирические произведения из кодификатора, предназначенные для детального изучения.

Тетрадь предназначена для подготовки к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по литературе. В ней представлено 14 вариантов тематических заданий с кратким ответом по творчеству А. Ахматовой для отработки каждого элемента содержания ЕГЭ по литературе. Задания этого блока требуют хороших знаний по теории литературы, особенно теории стихосложения, сформированности навыка анализа лирического произведения. Задания 10-14 ЕГЭ по литературе ориентированы на выявление умений воспринимать, анализировать и интерпретировать литературное произведение как художественное целое, на умение определять художественные средства выразительности. Использовать представленную рабочую тетрадь можно как в классе, так и дома.

Структура КИМ включает в себя 17 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

В части 1 предлагается выполнение заданий, включающих вопросы

к анализу литературных произведений. Проверяется умение выпускников определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений (тематика и проблематика, герои и события, художественные приемы, различные виды тропов и т. п.), а также рассматривать конкретные литературные произведения во взаимосвязи с материалом курса.

Часть 1 включает в себя два комплекса заданий. Первый комплекс заданий относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: 7 заданий с кратким ответом (1–7), требующих написания слова, или словосочетания, или последовательности цифр, и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений: 8, 9.

Второй комплекс заданий относится к лирическому произведению: 5 заданий с кратким ответом (10–14) и 2 задания с развернутым ответом в объеме 5–10 предложений: 15, 16.

Важнейшими знаниями и умениями, которыми должны овладеть учащиеся, могут быть признаны:

знание текстов программных художественных произведений;

знание основных этапов творческой биографии писателей и поэтов;

умение определять тему, идею и основную проблему художественного произведения;

знание и понимание теоретико–литературных понятий и терминов: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма), их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и т. д.), литературные направления и течения (романтизм, классицизм, символизм и т. д.), стихотворные размеры (ямб, хорей, дактиль и др.) и т. д.;

Основные этапы творческой биографии

Анна Ахматова – величайшая поэтесса “серебряного века” начинала с увлечения акмеизмом. До Ахматовой история знала много женщин-поэтесс, но только ей удалось стать женским голосом своего времени, женщиной-поэтом вечного, общечеловеческого значения. Именно она впервые в русской литературе явила в своем творчестве универсальный лирический характер женщины.

Начало творчества Ахматовой связано с Царским Селом, где прошли ее юные годы. Она почти физически ощущала присутствие юного Пушкина в “садах Лицея”. Он стал в ее поэзии и судьбе путеводной звездой, он незримо присутствовал в ее стихах. С Пушкиным Ахматова как бы вступает в “особые, именно жизненно-литературные отношения”. “Смуглый отрок” в аллеях Царского Села перекликается со смуглой ахматовской Музой: «Муза ушла по дороге / Осенней, узкой, крутой / И были смуглые ноги / Обрызганы крупной росой». Ахматову роднит с Пушкиным понимание фатальной трагичности пути русского поэта. На протяжении всей жизни она постоянно будет возвращаться к его судьбе, а в 1943 году напишет стихотворение “Пушкин”. Именно с пушкинской традицией связывается свойственная Ахматовой масштабность поэтической мысли и гармонической точности стиха, возможность выявить всеобщее значение неповторимого душевного движения, соотнести чувство истории с чувством современности, наконец, многообразие лирических тем. Воздействие Пушкина сказывается и в философии жизни, настойчивом стремлении быть верным лишь одной поэзии, а не силе власти или требованиям толпы.

Своей поэзией Ахматова, как и Пушкин, показала путь поэта, но поэта-женщины. Этот трагизм был заявлен уже в раннем стихотворении “Музе”, где она писала о несовместимости женского счастья и судьбы творца. Творчество требует полной самоотдачи поэта, поэтому “Муза-сестра” отнимает знак земных радостей – “золотое кольцо”. Но невозможен и отказ от песни – поэтической судьбы. Трагизм ее героини усугубляется еще и тем, что мужчина не понимает, не принимает женщины-поэта. Мужчина не может вынести силы и превосходства женщины-поэта, он не признает в ней творческого равноправия.

Начавшаяся в 1914 году первая мировая война наложила отпечаток на все творчество Ахматовой. Она, прежде всего, изменила суть ахматовской Музы (“Все отнято: и сила, и любовь...”). В стихах о трагическом времени русского XX века, о его войнах и революциях ахматовская Муза все настойчивее заявляет о себе не как “я”, а как “мы”, видя себя частью поколения. В стихотворении “Все расхищено, предано, продано...” голос лирической героини звучит теперь голосом поэта земли Русской, общим голосом поколения. Ее Муза становится народным воплощением общенациональной скорби (стихотворение «Молитва»).

Трагично сложилась судьба Ахматовой в послереволюционные годы: она пережила гибель мужей от рук режима, репрессию сына, погибли в лагерях ее лучшие друзья. Жизнь в те годы увенчала ее Музу венком скорби. Ахматова создает цикл стихов «Венок мертвым», посвященный памяти тех, кто не выдержал пыток режима, своим друзьям-поэтам О. Мандельштаму, М. Булгакову, Б. Пастернаку, М. Цветаевой.

О том, как рождаются стихи, Ахматова рассказала в цикле «Тайны ремесла». Примечательно соединение этих двух слов, совмещение сокровенного и обыденного – одно из них буквально неотделимо от другого, когда речь заходит о творчестве. Оно у Ахматовой явление того же ряда, что и жизнь, и процесс его идет по воле сил, что диктуют ход жизни. Процесс творчества, рождение стиха у Ахматовой приравнивается к процессам, что происходят в жизни, в природе. Поэзия позволяет добраться до сокровенного смысла того, что делается и сделано жизнью. Это Ахматовой было сказано: «Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда, Как желтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда». Но земной сор становится почвой, на которой поэзия вырастает, поднимая с собой человека.

Тема любви.

Любовь составляет в стихах поэтессы содержание человеческой жизни. В стихах Ахматовой открывается мир женской души, страстной, нежной и гордой. О душевном состоянии в стихах Ахматовой не рассказывается – оно воспроизводится как переживаемое сейчас, пусть и переживаемое памятью. Воспроизводится точно и тут важна каждая, даже самая незначительная, подробность, деталь, позволяющая передать душевные движения. Эти подробности, детали говорят о происходящем в сердце их героини больше, чем могли бы сказать пространные описания.

В любовном поединке испытывается достоинство человека. В ранних стихах Ахматовой сила страсти оказывалась неодолимой, роковой. Любовь одаривает и радостью, и горем, но всегда это счастье, потому что позволяет преодолеть все разъединяющее людей. Суть жизни составляет любовь. Ахматова не стремится вызвать у читателя сочувствие, а тем более – жалость: в этом героиня ее стихов не нуждается.

Мир в стихах Ахматовой не условно поэтический – он реален, выписан с осязаемой достоверностью: «Протертый коврик под иконой, В прохладной комнате темно...». Однако ощущение приземленности при этом не возникает. Погружая читателя в жизнь, Ахматова позволяет почувствовать течение времени, властно определяющего судьбу человека.

Тема Родины

Судьбу свою Ахматова навсегда связала с судьбой родной земли, и, когда после революции пришла пора выбирать, она не колебалась: осталась с родной страной, с народом, объявив об этом решительно, громко в стихотворении «Мне голос был. Он звал утешно...». Но становиться певцом победившего класса Ахматова не собиралась. Она не отказывала революции в величии целей, но утверждению их не могло способствовать поругание человечности, жестокость, которая в пореволюционную эпоху выдавалась за самое действенное средство утверждения добра и справедливости. Неизбывной горечью наполнены ее стихи, порожденные временем, когда во имя высоких идеалов были бессмысленно порушены многие человеческие судьбы, растоптаны жизни: «Не бывать тебе в живых, Со снегу не встать. Двадцать восемь штыковых, Огнестрельных пять. Горькую обновушку Другу шила я. Любит, любит кровушку Русская земля».

Точкой опоры для Ахматовой всегда оставалась родная земля. Стоит повторить, что всей жизнью своей она была связана с Петербургом, с Царским Селом. Навсегда она была привязана сердцем к величественному городу на Неве. Начиная с Пушкина, Петербург – одна из важнейших тем русской литературы, своеобразный плацдарм, на котором решаются вопросы ее исторического бытия, проблемы судьбы человека в современном мире. Ахматова не повторяет своих гениальных предшественников и современников. У нее свой Петербург: средоточие величия России, воплощение творимой человеком красоты. С ним связывается для нее заветное в жизни («Ведь под аркой на Галерной Наши тени навсегда»), сердце пронзает сладкой болью видение Летнего сада («Я к розам хочу в тот единственный сад, Где лучшая в мире стоит из оград»), и вырывается восхищенный возглас: «Как площади эти обширны, Как гулки и круты мосты!» Между человеком и городом возникает связь, которую хочется назвать интимной: для героини ахматовской лирики город одушевлен, он свидетель и участник ее жизни. И потому-то каждая черточка его облика – это деталь, подробность ее судьбы. Он радует сердце, но может предстать и «мрачнейшей из столиц», предстать «немилым городом» в эпитеты эти вложены горечь измен и потерь, окутывающий душу холод.

Родина никогда не была для Ахматовой понятием отвлеченным. С годами при обращении к теме родины иными, все более значительными становятся масштабы размышлений поэта. Одно из доказательств тому – стихотворение «Родная земля». Любовь к ней проверяется всей жизнью, но и смерть, убеждена Ахматова, не способна оборвать связь между человеком и родной для него землей.

Стихотворения А. Ахматовой по кодификатору:

«Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество». Поэма «Реквием».

Разбор заданий 10-14

Ответами к заданиям 10–14 являются слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Рассмотрим задания 10- 14 на стихотворении А. Ахматовой «Мне голос был. Он звал утешно…».

Задание 10.

Определение принадлежности лирического

произведения к жанру, роду и направлению.

Данное задание, как правило, направлено на проверку умений определять жанрово-родовую принадлежность лирического стихотворения и относить его к литературному направлению. Оно не является аналитическим, требует актуализации имеющихся знаний.

...Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну чёрный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

1917г.

Назовите род литературы, к ко­то­ро­му относится сти­хо­тво­ре­ние А. А. Ахматовой.

Ответ: лирика.

Варианты:

- Укажите модернистское течение, к которому традиционно относят творчество Ахматовой.

- Укажите жанр лирического произведения А. Ахматовой.

Алгоритм рассуждения:

1.Четко выделить в вопросе, ЧТО конкретно требуется указать в ответе (в данном случае – род литературы).

2.Вспомнить признак лирики как рода.

3.Указать конкретный ответ на вопрос.

Помните! В формулировке задания № 10 наряду с термином «литературное направление» могут упоминаться «литературное течение» или «метод». Несмотря на то, что эти термины не тождественны по смыслу, в данном случае они используются как взаимозаменяемые.

Задание 11. Поиск заданного средства

художественной изобразительности

Данное задание направлено на проверку умения находить в лирическом тексте определенное средство художественной изобразительности, знания терминологии, связанной со сферой языка литературного произведения, и умения применять ее на примере конкретного произведения.

Укажите номер строки (порядковое числительное в именительном падеже), в которой Ахматова использует инверсию.

Ответ: девятая.

Вариант.

- Укажите номер строки, где в стихотворении композиционно находится начало второй части.

- Укажите номер строфы, в которой….

Алгоритм рассуждения:

1.Четко выделить в вопросе, ЧТО конкретно требуется указать в ответе (в данном случае – номер строки).

2.Вспомнить, что такое инверсия.

4. Указать конкретный ответ на вопрос.

Задание 12. Определение средства

художественной изобразительности

Данное задание направлено на проверку умения определять средства художественной изобразительности, использованные в лирическом тексте, а также на проверку не только владения терминологией, связанной со сферой языка литературного произведения, но и умения применять ее на примере конкретного текста.

Назовите сред­ство ху­до­же­ствен­ной выразительности, к ко­то­ро­му не­од­но­крат­но при­бе­га­ет А. А. Ах­ма­то­ва в своём сти­хо­тво­ре­нии («край глухой и грешный», «чёрный стыд» и т. п.).

Ответ: эпитет.

Варианты:

- Укажите название синтаксического приема, который заключается в повторе одного и того же слова в начале строки: «Оставь свой край глухой и грешный, Оставь Россию навсегда».

- Укажите средство художественной выразительности, основанное на переносе свойств одних предметов или явлений на другие «Из сердца выну чёрный стыд».

- Укажите название стилистического приёма, основанного на повторении одинаковых согласных звуков в строке: «Я кровь от рук твоих отмою».

Алгоритм рассуждения:

1.Четко выделить в вопросе, ЧТО конкретно требуется указать в ответе (в данном случае – средство художественной выразительности).

2.Вспомнить признаки эпитета.

3.Указать конкретный ответ на вопрос.

Задание 13. Множественный выбор

из перечня средств художественной изобразительности.

Задание 13 направлено на проверку умения выявлять лишние термины в ряду, а также знания терминологии, связанной со сферой языка литературного произведения, и умения применять ее на примере конкретного произведения.

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении (укажите их номера).

1.гипербола

2.анафора

3.эпитет

4.ирония

5.метафора

Ответ:2,3,5

Варианты.

- Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении (укажите их номера).

1. инверсия

2. цитирование

3. парцелляция

4. противопоставление

5.синекдоха

- Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении (укажите их номера).

1.гротеск

2. аллитерация

3. повтор

4.сравнение

5. инверсия

Алгоритм рассуждения:

1.Четко выделить в вопросе, ЧТО конкретно требуется указать в ответе.

2.Выделите названия средств художественной изобразительности, которые необходимо обнаружить в предложенном тексте.

3.Указать конкретный ответ на вопрос.

Помните! Цифры нужно записывать в порядке возрастания.


Задание 14. Определение стихотворного

размера лирического произведения.

Задание 14 направлено на проверку знания терминологии в области стиховедения и умения ее применять на примере конкретного текста. Как правило, требуется определить стихотворный размер (без указания количества стоп), которым написано приведенное стихотворение. Иногда задание связано со знанием литературоведческих терминов системы стихосложения, рифмовки или строфики.

Определите раз­ме­р сти­хо­тво­ре­ния А. А. Ах­ма­то­вой «...Мне голос был. Он звал утешно...»?

Ответ: амфибрахий.

Варианты:

- Определите тип рифмовки в стихотворении.

- Как называется созвучие концов стихотворных строк, служащее ритмической организации поэтического произведения, например, слух - дух?

Алгоритм рассуждения:

1.Четко выделить в вопросе, ЧТО конкретно требуется указать в ответе.

2.Вспомнить размеры стихотворения.

4. Указать конкретный ответ на вопрос

Помните! Классификация заданий условна.

Анализ стихотворения А. А. Ахматовой

«Мне голос был. Он звал утешно».

Стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно. » (1917) вошло в сборник стихов «Белая стая», в котором личные переживания Ахматовой связаны с событиями войны и приближающейся революции. В этот период в ее лирику включается пушкинская образность, стихи насыщаются цитатами и образами пушкинской поэзии, а также других классических поэтов и знаменитых современников.

Лирическая героиня имеет твердую духовную позицию, у неё достаточно мужества, чтобы разделить страшные испытания вместе со своей страной. Она не бежит от ответственности за Россию, не отделяет себя от неё. И хотя новая Россия со временем отнимет у неё мужа и сына, принесет много страданий, Ахматова делает верный нравственный выбор. Она совершает мужественный поступок, и этим шагом она не может не вызвать к себе уважения и восхищения.

Лирическая героиня остаётся равнодушна и спокойна к этому демоническому голосу, она не ищет легких путей. «Скорбный дух», переживания за Россию не позволяют темным силам одержать верх, забрать новую жертву. Печально, что многие лучшие люди того времени, да и наши современники, поверили «недостойным речам», выбрали путь бегства, личного комфорта и благополучия в ущерб своей совести, своей родине. Строгая, приподнятая библейская форма стихотворения заставляет вспомнить пророков-проповедников.

Стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…» - одно из самых ярких произведений Ахматовой периода революции. В нем нет ни слова о революции, нет её принятия. Но в нём страстно и достойно прозвучал голос той интеллигенции, которая ходила по мукам, ошибалась, сомневалась, искала, отвергала, находила. Посреди всего этого круговорота она сделала свой главный выбор: осталась вместе со своей страной, со своим народом. Такой выбор сделала и Ахматова. Она осталась с Россией, сохранила верность ей. Чувство долга, ответственности за родной край было присуще поэтессе как никому другому. А. Блок очень любил это стихотворение и знал его наизусть. По свидетельству Чуковского, поэт однажды сказал: «Ахматова права. Это недостойная речь. Убежать от русской революции – позор».


Тренировочный тест № 1

«Песня последней встречи».

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,

А я знала - их только три!

Между кленов шепот осенний

Попросил: "Со мною умри!

Я обманут моей унылой,

Переменчивой, злой судьбой".

Я ответила: "Милый, милый!

И я тоже. Умру с тобой…"

Это песня последней встречи.

Я взглянула на темный дом.

Только в спальне горели свечи

Равнодушно-желтым огнем.

(А. Ахматова, 1911)

1.К какой разновидности лирики относится данное стихотворение?

Ответ: ___________________________________________ _________

2.Назовите модернистское течение, к которому относилась Ахматова.

Ответ: ___________________________________________ _________

3. В произведении создана ситуация речевого общения: «Между кленов шепот осенний попросил: «Со мною умри…» – Я ответила: «Милый, милый…». Как называется форма речи, при которой высказывание, адресованное непосредственно собеседнику, по содержанию ограничивается тематикой разговора и чётко связывается с ситуацией?

Ответ: ___________________________________________ _________

4.Как называется приём, состоящий в замене слова описательным оборотом, указывающим на важные в художественном отношении свойства, качества, признаки предмета или явления («шёпот осенний»)?

Ответ: ___________________________________________ _________

5.Какое средство художественной изобразительности позволяет автору уподобить природные явления человеку, наделив их мыслями, чувствами и даже «судьбой»?

Ответ: ___________________________________________ _________

6.Как называется выразительная подробность, с помощью которой А. Ахматова, например, в приведенных строках стихотворения «Песня последней встречи» создает неповторимый индивидуальный художественный образ?

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Ответ: ___________________________________________ _________

7.«Я ответила: "Милый, милый! Укажите стилистический приём, использованный Ахматовой.

Ответ: ___________________________________________ _________

8.«Я на правую руку надела Перчатку с левой руки». Как называется приём противопоставления?

Ответ: ___________________________________________ _________

9.Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение.

Ответ: ____________________________________________________

10.«Только в спальне горели свечи Равнодушно-желтым огнем». Как в литературоведении называется средство художественной выразительности, являющееся образным определением предмета?

Ответ: ____________________________________________________

11.Как называется стилистический прием, усиливающий звуковую выразительность стиха (Не осквернился скорбный дух")?

Ответ: ____________________________________________________


Анализ стихотворения

«Песня последней встречи».

Анализируемое произведение относится к раннему периоду творчества Анны Ахматовой. Поэтесса написала его в 1911 г., в период, когда была связана брачными узами с Н. Гумилевым. В это время ее стихотворения наполнены мотивами разлуки, несчастной любви, любовных страданий..

«Песня последней встречи» – фантазия поэтессы, герои ее сотканы из наблюдений автора за окружающими. Интересно, что подобные стихотворения иногда становились причиной ссор между Н. Гумилевым и А. Ахматовой, о чем вспоминали очевидцы.

В стихотворении развивается традиционная для литературы тема разрыва отношений влюбленных. Подается она через женское восприятие. В центре произведения лирическая героиня. Уже в первом стихе читатель замечает, что она очень взволнована, от этого у нее холодеет грудь. Мысли героини где-то далеко, поэтому она путается, когда надевает перчатки.

Состояние лирической героини, настолько напряженное, что три ступеньки кажутся ей длинной лестницей. Женщину преследует голос любимого, который слышится даже в кленовых листьях. Видимо, мужчина тоже страдает, так как просит любимую умереть вместе с ним. Женщина без раздумий соглашается. В этих строках смерть понимается не как физическое, а как душевное состояние. Мы понимаем, что оба героя ощутили, как что-то раскололось внутри.

Лирическая героиня, наконец, решается взглянуть на дом, где вспыхнула ссора. Единственное, что она увидела – «равнодушно-желтый огонь» от свечей в спальне. А. Ахматова не зря упоминает желтый цвет, традиционно символизирует разлуку.

Жанр стихотворения – элегия, так в рассказе лирической героини чувствуется боль, грусть и разочарование.

В контексте темы поэтесса развивает идею о том, что настоящую любовь нельзя убить в ссоре, даже после разлуки она остается в сердцах влюбленных, только теперь не греет, а сжигает их.


Тренировочный тест № 2

«Столько просьб у любимой всегда…»

Столько просьб у любимой всегда!

У разлюбленной просьб не бывает.

Как я рада, что нынче вода

Под бесцветным ледком замирает.

И я стану – Христос, помоги! –

На покров этот, светлый и ломкий,

А ты письма мои береги,

Чтобы нас рассудили потомки,

Чтоб отчётливей и ясней

Ты был виден им, мудрый и смелый.

В биографии славной твоей

Разве можно оставить пробелы?

Слишком сладко земное питьё,

Слишком плотны любовные сети.

Пусть когда-нибудь имя моё

Прочитают в учебнике дети,

И, печальную повесть узнав,

Пусть они улыбнутся лукаво...

Мне любви и покоя не дав,

Подари меня горькою славой.

1913 г.

1.К какому традиционному жанру классической поэзии близко стихотворение Ахматовой?

Ответ: ____________________________________________________

2. Выпишите из двух первых строк стихотворения два слова-антонима, позволяющие обозначить контраст между двумя состояниями героини – прошлым и настоящим (слова выписывайте в именительном падеже).

Ответ: ____________________________________________________

3.Укажите название приёма, который заключается в повторе одного и того же слова в начале поэтических строк (чтобы… чтоб… слишком… слишком… пусть… пусть…).

Ответ: ____________________________________________________

4.Как называется сходное расположение элементов речи в соседних строках, например, здесь: «Слишком сладко земное питьё, // Слишком плотны любовные сети»?

Ответ: ____________________________________________________

5.Стихотворение написано анапестом. Лишь однажды этот размер нарушается: в одной из стоп пропускается безударный слог, и анапест превращается в хорей. Это характерный ритмический приём Ахматовой, часто использовавшей дольник – размер, который сочетает в себе двух- и трёхсложные стопы. Укажите цифрой номер строфы, в которой встречается хореическая стопа.

Ответ: ____________________________________________________

6.Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в первой строфе стихотворения (укажите их номера).

1.гипербола

2.анафора

3.эпитет

4.ирония

5.олицетворение

Ответ: ____________________________________________________

7.Как называется прием поэтической звукописи, основанный на повторе согласных звуков: А ты письма мои береги, Чтобы нас рассудили потомки»?

Ответ: ____________________________________________________

8.Для усиления выразительности речи автор использует нарушение прямого для русского языка порядка слов «Пусть когда-нибудь имя моё Прочитают в учебнике дети». Как называется этот стилистический прием?

Ответ: ____________________________________________________

9.Определите размер стихотворения.

Ответ: ____________________________________________________

10Определите тип рифмовки в стихотворении.

Ответ: ____________________________________________________


Анализ стихотворения Ахматовой

«Столько просьб у любимой всегда!…»

В апреле 1910 года Ахматова вышла замуж за Гумилева. Брак стал результатом долгих ухаживаний со стороны Николая Степановича. Любви молодой поэтессы он добивался с необыкновенным упорством – пару раз даже пытался покончить с собой после ее отказов. На церемонию венчания никто из родственников Анны Андреевны не пришел. По их мнению, союз этот был изначально обречен. В итоге мрачное предсказание сбылось. После свадьбы Гумилев довольно быстро охладел к молодой супруге. Скорей всего, процесс завоевания для него был куда важнее и интереснее последующего обладания полученным призом. В марте 1912 года Николай Степанович выпустил сборник «Чужое небо». На его страницах Ахматова представала то отравительницей, то колдуньей с Лысой Горы, то влюбленной в Мефистофеля Маргаритой. Так или иначе – с женщиной лирический герой вел борьбу не на жизнь, а на смерть. В сентябре 1912 года Анна Андреевна родила Гумилеву сына, которого назвали Львом. Спустя короткое время после появления мальчика на свет отношения между супругами окончательно превратились практически в формальность. Как вспоминала Ахматова, они «перестали интересоваться интимной стороной жизни друг друга». Осенью 1913 года Николай Степанович вернулся из очередной африканской экспедиции. Анна Андреевна встретила мужа с адресованными ему письмами от актрисы Ольги Высотской. Он в ответ только смущенно улыбался. После этого эпизода на свет появилось стихотворение «Сколько просьб у любимой всегда!..».

Главное, что необходимо знать о лирической героине рассматриваемого текста, дается в самом начале – ее разлюбил мужчина. Интересный момент – ничего не говорится о его уходе к другой женщине. Получается, формально отношения продолжаются, но любви с одной стороны уже нет. Далее упоминается пейзажная деталь, помогающая определить примерно время действия: вода замирает под бесцветным ледком, значит, на дворе стоит осень. Героиня стихотворения готова пойти на отчаянный шаг – встать на тонкий лед. К возлюбленному у нее остается единственная просьба – беречь ее письма, чтобы потомки смогли их рассудить. С нескрываемой иронией она называет мужчину мудрым и смелым, а его биографию именует славной. В финале текста героиня выражает надежду на посмертную славу, хоть и горькую. Эта слава служит своего рода возмещением за любовь и покой, которые не сумел додать ей возлюбленный при жизни.

Тренировочный тест № 3

ПРИМОРСКИЙ СОНЕТ

Здесь все меня переживет,

Все, даже ветхие скворешни

И этот воздух, воздух вешний,

Морской свершивший перелет.

И голос вечности зовет

С неодолимостью нездешней,

И над цветущею черешней

Сиянье легкий месяц льет.

И кажется такой нетрудной,

Белея в чаще изумрудной,

Дорога не скажу куда...

Там средь стволов еще светлее,

И все похоже на аллею

У царскосельского пруда.

(А.А. Ахматова, 1958)


1. К какому литературному направлению, в основе которого лежит объективное отображение действительности, относится позднее творчество А.А. Ахматовой?

Ответ: ________________________________________________________

2. К какому классическому жанру лирики относится это стихотворение?

Ответ: ________________________________________________________

3. Какое средство художественной выразительности, представляющее собой употребление слова в переносном значении на основании сходства каких-либо предметов и явлений,  использовано в строке «Сиянье легкий месяц льет»?

Ответ: ________________________________________________________

4.. Какой художественный прием дважды использован в первой строфе для усиления смысловой выразительности текста?

Здесь все меня переживет,
Все, даже ветхие скворешни
И этот 
воздухвоздух вешний,
Морской свершивший перелет. 
Ответ: ________________________________________________________

5. Как называются образные определения, придающие поэтической речи особую выразительность: «воздух вешний», «чаща изумрудная»?
Ответ: ________________________________________________________

6. В стихотворении даётся описание природы. «И над цветущею черешней

Сиянье легкий месяц льет». Как называется подобное описание в художественном произведении?

Ответ: ________________________________________________________
7. Укажите название стилистического приёма, основанного на повторении одинаковых гласных звуков в строке: «Зд
есь все меня переживет, Все, даже ветхие скворешни».
Ответ: ________________________________________________________
8. Здесь все меня переживет. В этой строке автор использует обратный порядок слов. Как называется этот прием?
Ответ: _______________________________________________________

9. «Здесь все меня переживет,

Все, даже ветхие скворешни

И этот воздух, воздух вешний,

Морской свершивший перелет». Назовите способ рифмовки.

Ответ: _______________________________________________________

10. Укажите размер, которым написан «Приморский сонет».

Ответ: ________________________________________________________

Анализ стихотворения Ахматовой

«Приморский сонет»

Стихотворение «Приморский сонет», написанное летом 1958 года почти семидесятилетней поэтессой, многие литературоведы склонны причислять к шедеврам поздней лирики Ахматовой. Создавалось оно в поселке Комарово, ныне входящем в состав Курортного района Санкт-Петербурга. Там Анна Андреевна жила в маленьком доме, который сама называла «Будкой». Выделил его Литфонд. Нередко к поэтессе приезжали гости, в их числе – Иосиф Бродский, Фаина Раневская, Дмитрий Лихачев, Евгений Рейн, Лидия Чуковская. Кстати, в итоге именно в Комарово Ахматову и похоронили, хотя скончалась она в подмосковном санатории.

Ключевая тема рассматриваемого текста – смерть, но напрямую о ней не говорится. Тем не менее, произведение лишено трагической окраски. В нем нет страха перед неотвратимым концом, надежд на обретение покоя и счастья в загробной жизни, стремления отдалить или приблизить гибель. Отношение, которое демонстрирует Ахматова, — спокойно-просветленное. В первых строках кажется, что под «здесь» имеется в виду Комарово с его ветхими скворечниками, вешним воздухом. Потом оказывается, что мыслить нужно шире. «Здесь» — это земной мир с его вполне реальными радостями – например, цветущей черешней. Смерть в стихотворении заменена вечностью, голос которой зовет лирическую героиню с «неодолимостью нездешней». Перед ее лицом все отходит на второй план – и трагедия физической кончины, и ужасы человеческого существования. Если первая строфа стихотворения начинается со слова «здесь», то последняя – со слова «там». Героиня произведения находится на пороге смерти, между двумя мирами. В этой точке время остановилось, ничего не происходит – даже воздух, свершивший свой перелет, застыл.

«Дорога не скажу куда», упомянутая в финале произведения, — последний путь, который суждено пройти каждому человеку. В «Приморском сонете» он сравнивается с аллеей у царскосельского пруда. Образ этот возникает не случайно. Царское Село для Ахматовой – место, с которым неразрывно связаны детские воспоминания, о чем она писала в автобиографии «Коротко о себе». По тропкам петербургского пригорода делала будущая поэтесса первые шаги. Вполне естественно, что на пороге смерти ей видятся именно царскосельские аллеи. С их помощью словно перекидывается мостик от прошлого к грядущему, от самого начала жизни к ее завершению. И благодаря им совсем не страшит путь в вечность.

Тренировочный тест № 4

«Сжала руки под тёмной вуалью…»

Сжала руки под тёмной вуалью…

«Отчего ты сегодня бледна?»

Оттого, что я терпкой печалью

Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,

Искривился мучительно рот…

Я сбежала, перил не касаясь,

Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка

Всё, что было. Уйдешь, я умру.»

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: «Не стой на ветру».

8 января 1911

1.К какой разновидности лирики можно отнести данное стихотворение?

Ответ: _______________________________________

2. Выпишите (в именительном падеже) из первой строфы стихотворения А.А. Ахматовой эпитет, в основе которого лежит неожиданная смысловая ассоциация.

Ответ: _______________________________________

3. Укажите название стилистического приёма, который использует А.А. Ахматова, начиная строки стихотворения с одного и того же сочетания слов:

Я сбежала, перил не касаясь,

Я бежала за ним до ворот.

Ответ: ______________________________________

4. Как называется художественный приём, использованный автором в следующей строке:

Улыбнулся спокойно и жутко

Ответ: ________________________________

5. Как называется в литературоведении фонетический приём, основанный на повторении гласных звуков, который помогает А.А Ахматовой в этом стихотворении передать состояние отчаяния и непоправимости происходящего:

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка

Всё, что было. Уйдёшь, я умру».

Ответ: ________________________________

6. Какое средство художественной изобразительности использует поэт:

Оттого, что я терпкой печалью

Напоила его допьяна.

Ответ: _________________________________

7. Как называется вопрос, который задаётся не с целью получения ответа, а с целью вовлечения читателя в рассуждение или переживание («Как забуду?»)?

Ответ: __________________________________

8. В произведении создана ситуация речевого общения:

Задыхаясь, я крикнула: "Шутка

Всё, что было. Уйдешь, я умру".

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: "Не стой на ветру".

Как называется такая форма речи?

Ответ: _______________________________

9. Какой предмет позволяет автору стихотворения контрастно акцентировать портретную деталь (бледное от волнения лицо лирической героини)?

Ответ: __________________________________

10. Определите размер стихотворения.

Ответ: _________________________________

11. Как называется сходное звучание концов стихотворных строк?

Ответ: _________________________________

12. Как называется нарушенный повтор слов: «Искривился мучительно рот…»?

Ответ: _________________________________

13.Как в литературоведении называется сочетание строк, скреплённых общей рифмовкой и интонацией?

Ответ: ______________________________________

Анализ стихотворения

«Сжала руки под тёмной вуалью…»

Стихотворение «Сжала руки под тёмной вуалью…» написано Ахматовой в 1911 году, в период ее раннего творчества. Оно вошло в первый поэтический сборник поэта «Вечер», отразив идейную направленность книги в целом. В начале творческого пути Анна Андреевна участвовала в поэтическом объединении «Цех поэтов», декламировала свои стихи на «башне» Вячеслава Иванова, а несколько позже примкнула к акмеистам. Принадлежность к акмеистическому направлению находит отражение в её лирике, особенно в сборнике «Вечер», в котором основной темой становится любовная драма, столкновение характеров, нередко превращающееся в демоническую игру. Трагические мотивы, контрастные образы, их предметность – всё это характерно как для акмеизма в целом, так и для творчества Ахматовой.

«Сжала руки под тёмной вуалью…» — стихотворение, написанное Ахматовой спустя год после их свадьбы с Николаем Гумилевым. Оно не имеет посвящения, однако представляет собой идеальный образец психологической лирики, отражающей аспекты сложных человеческих взаимоотношений и личные переживания.

В 1911 – 1912 гг. Ахматова путешествует по Европе. Впечатления от поездок влияют на стихотворения её первого сборника, накладывая на них отпечаток разочарованности и мятежа, свойственный романтическому мироощущению

Тренировочный тест № 5


РОДНАЯ ЗЕМЛЯ

И в мире нет людей бесслезней,

Надменнее и проще нас

В заветных ладанках не носим на груди,

О ней стихи навзрыд не сочиняем,

Наш горький сон она не бередит,

Не кажется обетованным раем.

Не делаем ее в душе своей

Предметом купли и продажи,

Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,

О ней не вспоминаем даже.

Да, для нас это грязь на калошах,

Да, для нас это хруст на зубах.

И мы мелем, и месим, и крошим

Тот ни в чем не замешанный прах.

Но ложимся в нее и становимся ею,

Оттого и зовем так свободно – своею.

(1961)

1. К какой разновидности лирики относится данное стихотворение?

Ответ: ______________________________________________________

2. Как называется цитата, предпосланная основному тексту произведения, в данном случае строки из стихотворения Ахматовой «Не с теми я, кто

бросил землю…»?

Ответ: ______________________________________________________

3 . К какому приему, обозначающему постепенное, последовательное

нагнетание смысла, прибегает А.А. Ахматова в следующих строчках: «И

мы мелем, и месим, и крошим // Тот ни в чем не замешанный прах»?

Ответ: ______________________________________________________

4. Назовите термин, которым обозначают стилистический прием,

заключающийся в одинаковом начале строк («Не кажется обетованным

раем. // Не делаем ее в душе своей…»; «Да, для нас это грязь на калошах,

// Да, для нас это хруст на зубах.»).

Ответ: ______________________________________________________

5. Укажите термин, которым называют определения, помогающие поэту

дать образную художественную характеристику предмету или явлению

(«в заветных ладанках», «горький сон»).

Ответ: ______________________________________________________

6. Каким термином обозначают средство художественной выразительности, основанное на переносе свойств одних предметов и явлений на другие: «Но ложимся в нее и становимся ею…

Ответ: __________________________________________________________

7. Какой фонетический приём использует А.А. Ахматова для усиления выразительности образа в следующих строках:

О ней стихи навзрыд не сочиняем,

Наш горький сон она не бередит,

Не кажется обетованным раем.

Ответ:____________________________________________________________

8. Какой прием, основанный на одинаковом построении предложений, использован автором:

Да, для нас это грязь на калошах,

Да, для нас это хруст на зубах

Ответ: ______________________________________________________.

9. И мы мелем, и месим, и крошим

Тот ни в чем не замешанный прах.

Но ложимся в нее и становимся ею,

Оттого и зовем так свободно – своею.

Как называется приём противопоставления, на котором построен финал стихотворения?

Ответ: ______________________________________________________

10.Определите размер стихотворения.

Ответ: ______________________________________________________

Анализ стихотворения

«Родная земля»

Анна Андреевна Ахматова написала «Родную землю» в 1961году. В это время поэтесса находилась в Ленинградской больнице. Стихотворение входит в состав сборника «Венок мертвым».

«Родная земля» принадлежит к гражданской лирике великой поэтессы – поэтому весьма ясен мотив написания произведения. Для Ахматовой послевоенное время было сложным периодом: личные семейные трагедии и невозможность свободно издаваться, но поэтесса не сдавалась и продолжала писать. Патриотические стихотворения Анны Андреевны создавались как бы тайком, свободно обнародовать свои произведения ей запрещалось. С середины 50-ых годов ей не давали спокойно жить, но она не позволяла себе сломаться и писала вновь и вновь о том, что ее родная страна, пусть и не идеальная («не кажется обетованным раем»), все равно остается любимой. В это же время многие деятели искусства (писатели, поэты, драматурги, актеры) уезжали из страны, разочарованные и несколько униженные. Они все разуверились в Родине, не видели ничего положительного, а Ахматова видела, пыталась нащупать в этой тьме хоть малейший лучик света и нашла. Нашла она его в естестве России — в ее невероятной природе — кормилице всего русского народа.

«Родная земля» — глубоко патриотическое лирическое произведение. Сама Ахматова определила жанр этого стихотворения, как гражданская лирика. Сильная любовь и уважение к своей стране – вот те чувства, которыми пронизаны эти строчки.

Подготовленный читатель сразу же заметит некоторое сходство «Родной земли» Ахматовой и «Родины» Лермонтова. В обоих стихотворениях в первых строчках поэты отрицают пафос и патриотизм, но только тот, который стал несколько типичным для людей — прославление, гимны. Мастера слова указывают на «другую» любовь, которую не приходится доказывать «ладанками» на груди и стихами. Оба поэта говорят на то, что настоящая любовь к Родине лишена внешних проявлений и не направлена на зрителя – это интимное чувство, личное для каждого человека, не похожее ни на чьё-либо.

Стоит также отметить, что в данном стихотворении Россия – это именно земля, место плодородных почв, а не страна с военными заслугами. Именно такой отчизна и предстает перед обычными людьми, для которых и пишет Ахматова.

Композиционно стихотворение можно разделить на две части.

В первой части на первый план выходит отрицание излишней экспрессии в проявлении любви к Родине.

Во второй части идет разъяснение – что есть Родина для самой поэтессы: «грязь на калошах», «хруст на зубах».

Стихотворение философское, сразу невозможно дать ответ, что есть Родина. Только в конце текста виднеется авторская позиция и идея стихотворения – человек может назвать край своим, только если он намерен прожить в нем до конца своих дней, невзирая на трудности и препоны. Сразу же хочется провести параллель с матерью: ее никто не меняет на другую, она с нами до конца. Родство, кровные узы никак не изменить. Так и отечество не меняют, даже если оно не ласково или не красиво. Поэтесса на своем опыте доказала, что настоящему патриоту под силу сохранить верность своей стране. Ахматова говорит о том, что Отчизна — истинная ценность человечества, вечная, верная, непреходяща

Тренировочный тест № 6

«Мне ни к чему одические рати…»

Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.

1.К какому поэтическому течению начала XX века традиционно относят раннее творчество А. Ахматовой?\

Ответ: ______________________________________________________

2.Определите тип рифмовки 1—4 строф.

Ответ: ______________________________________________________

3.Какое средство художественной выразительности неоднократно использовала поэтесса (Как желтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда)?

Ответ: ______________________________________________________

4.В пятой и шестой строках стихотворения использован непрямой порядок слов. Как называется такой приём?

Ответ: ______________________________________________________

5.Как называется вид звукописи, при котором в стихотворной речи происходит повторение одинаковых гласных звуков: И прелесть элегических затей…

Ответ: ______________________________________________________

6.Какой художественный приём, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор стихотворения: Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда.

Ответ: ______________________________________________________

7.К какой жанрово-тематической разновидности лирики относится стихотворение Ахматовой?

Ответ: ______________________________________________________

8.Как называются художественные определения: «Таинственная плесень», «стих задорен, нежен»?

Ответ: ______________________________________________________

9.Как называется художественный прием, основанный на одинаковом начале смежных строк: Как желтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда…?

Ответ: ______________________________________________________

10.Как называется условный герой, чьи чувства и переживания передаются в  стихотворении?

Ответ: ______________________________________________________

Анализ стихотворения Ахматовой

«Мне ни к чему одические рати…»

У каждого поэта в жизни наступает тот период, когда он начинает задумываться о собственном творчестве, переосмысливать его и искать ответ на один-единственный вопрос: для чего и кому все это нужно? Анна Ахматова в этом отношении не является исключением, и примером тому служит цикл из 10 произведений, объединенных общим названием «Тайны ремесла».

Стихи, вошедшие в него, были созданы в период с 1936 по 1960 годы. Среди них есть посвящение Осипу Мандельштаму, обращение к капризной Музе и к не менее капризному читателю. Особняком в цикле стоит стихотворение «Мне ни к чему одические рати…», в котором поэтесса рассказывает о своих принципах при работе над произведениями.

Анна Ахматова подчеркивает, что в своем творчестве весьма далека от общепринятых канонов, хотя на самом деле это далеко не так. Тем не менее, автор утверждает, что ей чужды оды и элегии, высокопарный стиль, размеренность и изящество. «По мне, в стихах все быть должно некстати, не так, как у людей», — отмечает Анна Ахматова. Это – ее принципиальная позиция, которая основана на желании выделиться из толпы и доказать, что существует женская поэзия, которая может быть чувственной, остроумной, лишенной штампов и заезженных речевых оборотов.

Еще одним важным моментом поэтесса считает мотивы, которые побуждают ее к творчеству. Ей не нужно создавать какую-то особую обстановку, чтобы писать стихи. Они, по утверждению поэтессы, растут из сора, «не ведая стыда». Это означает, что любая мелочь, упущенная из виду матерым и признанным автором. Может стать поводом для того, чтобы из-под пера Ахматовой появился на свет маленький шедевр. Сама поэтесса нисколько этого не смущается, а, наоборот, подчеркивает, что ее стихи чем-то походи на сорняки – одуванчик, лопухи и лебеду.

Таинство рождения нового произведения Ахматова тщательно скрывает от читателей, считая, что посвящать кого бы то ни было в этот процесс попросту не имеет права. Однако она умелыми штрихами обрисовывает обстановку, в которой привыкла работать – «сердитый окрик», дегтя запах свежий, таинственная плесень на стене…». Этот мир привычен и понятен Ахматовой, но он не имеет ничего общего с тем, чем наполнены ее стихи. Они – отображение ее внутренней жизни, богатой и насыщенной, которая, безусловно, тесно связана с повседневностью. Но серость будней очень редко проникает в этот таинственный мир, где «стих уже звучит, задорен, нежен на радость вам и мне».

Тренировочный тест № 7

«Заплаканная осень, как вдова…»

Заплаканная осень, как вдова

В одеждах черных, все сердца туманит…

Перебирая мужнины слова,

Она рыдать не перестанет.

И будет так, пока тишайший снег

Не сжалится над скорбной и усталой…

Забвенье боли и забвенье нег —

За это жизнь отдать не мало.

1.К кому литературному направлению традиционно относят творчество Ахматовой?

Ответ: ______________________________________________________

2.Как называется разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия («заплаканная осень… рыдать не перестанет»)?

Ответ: ______________________________________________________

3.Укажите номера строк, в которых используется изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим.

Ответ: ______________________________________________________

4.Укажите, какой способ усиления интонационной выразительности текста, основанный на повторении одинаковых, однородных гласных, использует автор произведения: «Перебирая мужнины слова, Она рыдать не перестанет».

Ответ: ______________________________________________________

5.Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом в последних четырех строках данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) ирония

2) олицетворение

3) литота

4) метафора

5) эпитет

Ответ: ______________________________________________________

6. Укажите название стилистической фигуры, заключающейся в том, что начатая речь прерывается в расчете на догадку читателя.

И будет так, пока тишайший снег Не сжалится над скорбной и усталой...

Ответ: ______________________________________________________

7.Как называются слова, не свойственные литературному языку: «Перебирая мужнины слова»?

Ответ: ______________________________________________________

8. Для создания поэтического настроения Ахматова использует определения «Заплаканная осень, В одеждах черных». Как называется этот художественный приём?

Ответ: ______________________________________________________

9. Как в литературоведении называется сочетание строк, скреплённых общей рифмовкой и интонацией?

Ответ: ______________________________________________________

10.Определите размер стихотворения.

Ответ: ______________________________________________________

Анализ стихотворения Ахматовой

«Заплаканная осень, как вдова…»

В августе 1918 г. Анна Ахматова развелась с первым мужем — поэтом Николаем Гумилевым. В браке они прожили около восьми лет. Их союз подарил миру талантливого ученого-историка — Льва Гумилева. После развода бывшие супруги обид друг на друга не держали. Поэтому расстрел Николая Степановича, обвиненного в участии в заговоре против советской власти, стал тяжелым ударом для Анны Андреевны. Об аресте поэта она узнала во время похорон другого стихотворца и близкого человека — Александра Блока. Церемония проходила 10 августа. Спустя несколько дней Ахматова написала стихотворение «Страх, во тьме перебирая вещи…». В нем тревога за судьбу Гумилева соединяется с ощущениями, оставшимися после погребения Блока.

Стихотворение «Заплаканная осень, как вдова…», сочиненное осенью 1921 г. и входящее в сборник «Anno Domini МСМХХI», полностью посвящено трагической гибели Николая Степановича. Произведение четко делится на две части. В первом четверостишии заплаканная осень сравнивается с вдовой. Общее настроение — страдание, боль утраты, тоска. Во втором четверостишии говорится о тихом снеге, способном подарить забвение. В этих строках — покой, умиротворение. Их надеется обрести лирическая героиня, за что готова даже жизнь отдать.

Не будет особым преувеличением сказать, что образ вдовы впоследствии будто преследовал Ахматову. Причем речь идет не столько о творчестве, сколько о реальной жизни. В 1930 г., не дожив до сорока лет, умер от туберкулеза второй муж поэтессы — Владимир Шилейко, ученый-ассиролог. Замужем за ним она была в период с 1918 по 1922 гг. После расторжения брака Шилейко и Ахматова вели оживленную переписку вплоть до момента его смерти.

Третьим мужем Анны Андреевны стал Николай Пунин, художественный критик и историк искусства. Официально они отношения не регистрировали, но вместе жили с 1922 г. Пунина несколько раз арестовывали. В частности, в 1921 г. по делу «Петроградской боевой организации». В итоге Николай Николаевич погиб в 1953 г., будучи заключенным Абезьского лагеря.

Не слишком счастливая судьба была уготована и единственному ребенку Ахматовой — Льву Гумилеву. Его арестовывали четыре раза. В 1938 г. ученого приговорили к пяти годам заключения в лагерях. Повторно Льва Николаевича осудили в 1949 г. Наказание оказалось суровее — десять лет лагерей. Полностью срок он не отсидел, будучи реабилитированным в 1956-ом.

Горе Ахматовой — матери «врага народа» и вдовы — наиболее полно отразилось в знаменитой поэме «Реквием», которая создавалась в течение нескольких лет.

Тренировочный тест № 8

«Перед весной бывают дни такие…»

Перед весной бывают дни такие:

Под плотным снегом отдыхает луг,

Шумят деревья весело-сухие,

И теплый ветер нежен и упруг.

И лёгкости своей дивится тело,

И дома своего не узнаешь,

И песню ту, что прежде надоела,

Как новую, с волнением поешь.

1915 г.

1.Назовите модернистское поэтическое течение начала XX века, одним из представителей которого являлась А.А. Ахматова.

Ответ: _____________________________________________________

2.Укажите род литературы, к которому относится данное произведение.

Ответ: ______________________________________________________

Как называется созвучие концов стихотворных строк(такие – сухие)?

Ответ: ______________________________________________________

3.«Шумят деревья весело-сухие…». Как называется стилистическая фигура, основанная на изменении прямого порядка слов в предложении?

Ответ: ______________________________________________________

4.В стихотворении даётся описание природы. «Под плотным снегом отдыхает луг, Шумят деревья весело-сухие…». Как называется подобное описание в художественном произведении?

Ответ: ______________________________________________________

5.Каким термином принято определять центральный предмет изображения и лирического переживания?

Ответ: ______________________________________________________

6.К какой разновидности лирики относится данное стихотворение?

Ответ: ______________________________________________________

7.Луг, деревья, ветер в стихотворении наделены человеческими свойствами. Каким термином обозначается это художественное средство?

Ответ: ______________________________________________________

8.И теплый ветер нежен и упруг.

И лёгкости своей дивится тело,

И дома своего не узнаешь,

И песню ту, что прежде надоела,

9.Укажите название синтаксического приема, который заключается в повторе одного и того же слова в начале строки.

Ответ: ______________________________________________________

10.Определите размер стихотворения.

Ответ: ______________________________________________________

Анализ стихотворения Ахматовой

«Перед весной бывают дни такие…»

Анна Ахматова однажды призналась, что не умеет дружить с женщинами, которых считает завистливыми, корыстными и глупыми. Однако в ее жизни все же была та, которую она хоть и с натяжкой, но все же считала своей подругой. Это – надежда Чулкова, супруга известного русского литератора, который помогал Ахматовой издавать ее первые поэтические сборники. Именно с этой женщиной поэтесса делилась своими творческими планами и в 1915 году даже посвятила ей стихотворение «Перед весной бывают дни такие…».

Поводом для написания этого произведения стал давний спор между Ахматовой и Чулковой, во время которого супруга литератора предложила поэтессе попробовать себя в жанре пейзажной лирики, чтобы объективно оценить свой творческий потенциал. Чулкову смущал тот факт, что Ахматова, будучи замужней женщиной, пишет стихи о любви к другим мужчинам, которые существуют лишь в ее воображении. Поэтому ранней весной 1915 года, находясь в имении Слепнево, которое принадлежало семье Николая Гумилева, супруга поэтессы, Ахматова решила последовать совету своей подруги. Однако она не посчитала нужным описывать процесс пробуждения природы от зимней спячки. Поэтессу гораздо больше волновали те чувства, которые она испытывала, глядя на Лу, который «отдыхает под плотным снегом» и «весело-сухие» деревья, шумящие от малейшего порыва ветра.

В такие дни, как призналась поэтесса, ее мировосприятие становится совершенно иным, словно бы она по-новому ощущает все то, что ее окружает. «И легкости своей дивится тело, и дома своего не узнаешь», — отмечает Ахматова. Именно такие изменения в душе, а отнюдь не теплый и ласковый ветер, являются верным признаком наступающей весны, которая словно бы обновляет поэтессу изнутри, наполняя непонятной радостью и ожиданием чуда.

Именно в такие дни Ахматова чувствует себя иной и понимает, что жизнь делает очередной виток, а прошлое уходит без сожаления. И даже старая песня, «что прежде надоела», теперь звучит совсем по-новому и наполняется совершенно другим смыслом, которые созвучен настроению и ощущениям. Для Ахматовой весна, в первую очередь, ассоциируется с глубокими душевными переживаниями, в которых есть место осознанию быстротечности жизни, переосмыслению собственных поступков, новым идеям и надеждам. И именно это дает ей силы для того, чтобы жить дальше, не оглядываясь назад и не укоряя себя в тех ошибках, которые уже невозможно исправить.


Тренировочный тест № 9

«Не с теми я, кто бросил землю…»

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник

Как заключённый, как больной.

Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара

Остаток юности губя,

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час…

Но в мире нет людей бесслезней,

Надменнее и проще нас.

1922 г.

1.К какой разновидности лирики относится стихотворение?

Ответ: __________________________________________________

2.Назовите художественный прием, использованный в строках: «Как заключённый, как больной».

Ответ: __________________________________________________

3.Как называется разновидность лексики, использованная в стихотворении: «внемлю»?

Ответ: __________________________________________________

4.Стихотворение построено на противопоставлении «чужого» мира миру «родному». Как называется этот приём?

Ответ: __________________________________________________

5.Во второй строфе для усиления выразительности речи автор использует нарушение прямого для русского языка порядка слов: «Но вечно жалок мне изгнанник…». Как называется такая стилистическая фигура?

Ответ: _________________________________________________

6.Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении (цифры укажите в порядке возрастания).

1.контекстные антонимы

2.метонимия

3.эпитеты

4.сравнения

5.метафоры

Ответ: __________________________________________________

7.Как в литературоведении называется сочетание строк, скреплённых общей рифмовкой и интонацией, как, например, в стихотворении Ахматовой?

Ответ: __________________________________________________

8.Ахматова прибегает в данном стихотворении к системе звуковых повторов, пауз, различных видов интонаций, создающих мелодику звуковых сочетаний. Укажите название этого художественного приёма.

Ответ: __________________________________________________

9.«Темна твоя дорога, странник…». Как называется такое слово или сочетание слов?

Ответ: __________________________________________________

10.Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение.

Ответ: __________________________________________________


Анализ стихотворения Ахматовой

«Не с теми я, кто бросил землю…»

После революции Анна Ахматова оказалась перед весьма непростым выбором – остаться в разграбленной и разрушенной России или же эмигрировать в Европу. Многие ее знакомые благополучно покинули родину, спасаясь от голода и предстоящих репрессий. У Ахматовой также была возможность вместе с сыном уехать за границу. Сразу после революции во Франции оказался ее супруг, поэт Николай Гумилев, и, воспользовавшись этим, Ахматова могла беспрепятственно уехать. Но она отказалась от такой возможности, хотя и предполагала, что отныне жизнь в мятежной России обещает превратиться в настоящий кошмар. Вплоть до начала массовых репрессий поэтессе неоднократно предлагали покинуть страну, но каждый раз она отказывалась от столь заманчивой перспективы. В 1922 году, когда стало ясно, что границы закрыты, а внутри страны начались гонения на неугодных власти людей, Ахматова пишет стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…», исполненное патриотизма.

Действительно, эта поэтесса неоднократно признавалась, что не представляет своей жизни вдали от родины. Именно по этой причине она поставила на кон собственную литературную карьеру и даже жизнь ради возможности остаться в любимом Петербурге. Даже во время блокады она ни разу не пожалела о своем решении, хотя балансировала между жизнью и смертью. Что же касается самого стихотворения, то оно появилось на свет после того, как поэтесса пережила личную драму, связанную с арестом и расстрелом ее бывшего супруга Николая Гумилева. Но даже этот факт не остановил Ахматову, которая не хотела становиться предательницей родины, считая, что это единственное, чего никто не сможет у нее отнять.

Поэтесса не питает иллюзий по поводу новой власти, отмечая: «Их грубой лести я не внемлю, им песен я своих не дам». То есть, оставаясь в СССР, Ахматова осознанно выбирает путь оппозиции и отказывается писать стихи, которые бы восхваляли построение нового общества. При этом автор с огромным сочувствием относится к эмигрантам, которые проявили малодушие и вынуждены были уехать из России. Обращаясь к ним, поэтесса отмечает: «темна дорога твоя, странник, полынью пахнет хлеб чужой». Ахматова прекрасно осознает, что на родине ее поджидает гораздо больше опасностей и невзгод, чем в чужом краю. Но принятое решение позволяет ей с гордостью заявить: «Мы не единого удара не отклонили от себя». Поэтесса предвидит, что пройдут годы, и события начала 20 века получат объективную историческую оценку. Каждому воздастся по заслугам, и в этом Ахматова не сомневается. Но ей не хочется ждать, пока время расставит все по своим местам. Поэтому она выносит вердикт всем тем, кто не предал Россию и разделил ее судьбу: «Но в мире нет людей бесслезней, надменнее и проще нас». Действительно, испытания заставили вчерашних аристократов стать более жесткими и даже жестокими. Но никому не удалось сломить их дух, их гордыню. А та простота, о которой говорит поэтесса, связана с новыми условиями жизни, когда быть богатым становится не просто зазорно, но и опасно для жизни.

Тренировочный тест № 10

«Стихи о Петербурге»

1

Вновь Исакий в облаченьи

Из литого серебра.

Стынет в грозном нетерпеньи

Конь Великого Петра.

Ветер душный и суровый

С чёрных труб сметает гарь…

Ах! своей столицей новой

Недоволен государь.

2

Сердце бьётся ровно, мерно.

Что мне долгие года!

Ведь под аркой на Галерной

Наши тени навсегда.

Сквозь опущенные веки

Вижу, вижу, ты со мной,

И в руке твоей навеки

Нераскрытый веер мой.

Оттого, что стали рядом

Мы в блаженный миг чудес,

В миг, когда над Летним Садом

Месяц розовый воскрес, —

Мне не надо ожиданий

У постылого окна

И томительных свиданий.

Вся любовь утолена.

Ты свободен, я свободна,

Завтра лучше, чем вчера, —

Над Невою темноводной,

Под улыбкою холодной

Императора Петра.

1.Укажите род литературы, к которому относится данное стихотворение.

Ответ: ___________________________________________________

2.Назовите модернистское поэтическое течение начала XX века, одним из представителей которого являлась А.А. Ахматова.

Ответ: ___________________________________________________

3.Укажите средство психологизма, представляющее собой монолог, который герой произносит «про себя».

Ответ: ___________________________________________________

4.Стихотворение состоит из двух частей. Как называется построение художественного произведения, организация системы образов?

Ответ: ___________________________________________________

5. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении (цифры укажите в порядке возрастания).

1.неологизм

2.гипербола

3.эпитет

4.повтор

5.метафора

Ответ: ___________________________________________________

6.«Под улыбкою холодной Императора Петра». Как называется приём, состоящий в замене слова описательным оборотом?

Ответ: ___________________________________________________

7.Как называется главная мысль произведения, являющаяся философским и социальным обобщением и представляющая отношение к предмету изображения?

Ответ: __________________________________________________

8.Как называется приём, использованный поэтом: Вижу, вижу, Ты свободен, я свободна?

Ответ: ___________________________________________________

9.Определите размер стихотворения.

Ответ: ____________________________________________________

10.Определите тип рифмовки.

Ответ: ___________________________________________________


Анализ стихотворения Ахматовой

«Стихи о Петербурге»

Тема Петербурга занимает важнейшее место в творчестве Ахматовой. К городу на Неве она всегда относилась с особой любовью. Недаром поэтесса не хотела покидать Северную столицу, когда началась Великая Отечественная война. В эвакуацию Анна Андреевна уехала только по настоянию врачей. При этом при первой же возможности Ахматова вернулась – поздней весной 1944 года. Во втором ее сборнике – «Четки» – есть небольшой цикл под говорящим названием «Стихи о Петербурге». В его состав вошли всего два стихотворения, написанных в 1913 году. В первом произведении, состоящем из восьми строк, на передний план выходит изображение Северной столицы. Поэтесса упоминает два известных топонима – величественный Исаакиевский собор, облаченный в литое серебро, и памятник Петру I работы Фальконе, известный как Медный всадник. Во второй строфе Ахматова переходит от парадного Петербурга к Петербургу фабричному и окраинному. В этом городе гуляет душный и суровый ветер, сметающий с черных труб гарь. Похожий образ встречается в урбанистической поэзии Блока. Северная Венеция в апокалипсических декорациях оказывается не по нраву ее основателю.

Второе стихотворение цикла относится к интимной лирике. Петербург предстает перед читателями в качестве «сокровищницы любовной памяти». Чувства персонажей произведения, благодаря Северной столице, становятся вне времени. Тени героев навсегда останутся под аркой на Галерной улице. Арка эта, кстати, — топоним весьма примечательный. Она фигурирует в повести Мандельштама «Египетская марка» 1927 года, когда идет перечисление мест, которые петербуржцы чаще всего предпочитают для назначения свиданий. Осип Эмильевич характеризует ее как невзрачную и неспособную даже дать приют от дождя. В стихотворении «Сердце бьется ровно, мерно…» также упоминается Летний Сад – топоним, достаточно часто встречающийся в лирике Ахматовой разных лет. Финал рассматриваемого текста не так благостен, как его предыдущие строки. Появляется темноводная Нева, которая в поэтическом мышлении 1910-х годов нередко связывалась с Летой – рекой забвения из древнегреческой мифологии. Получается, Анна Андреевна представляет несколько ипостасей любимого города, мирно сосуществующих друг с другом. Северная столица – это место вечной памяти и любви, омываемое рекой забвения, и кромешный ад, уготованный каждому жителю.

Тренировочный тест № 11

«Мужество»

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

1942 г.

1. К какой разновидности лирики относится данное стихотворение?

Ответ: ________________________________________________

2 . Как называется приём усиления поэтического высказывания, основанный на неоднократном употреблении в тексте одинаковых слов («ныне», «мужество», «русский»)?

Ответ: ________________________________________________

3. Укажите термин, которым обозначают стилистический приём, основанный на повторении одинаковых согласных звуков в строке («Не страшно под пулями мертвыми лечь»).

Ответ: ________________________________________________

4. Как называется созвучие концов стихотворных строк, являющееся важным средством организации стиха (весах – часах; ныне – не покинет)?

Ответ: ________________________________________________

5. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств, использованных А.А. Ахматовой в стихотворении.

1) эпитет

2) гипербола

3) сравнение

4)метафора

5) инверсия

Ответ: ________________________________________________

6.Укажите название приема, состоящего в повторе начала стихотворной строки: Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова.

Ответ: ________________________________________________

7.И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Как называется такое слово или сочетание слов?

Ответ: ________________________________________________

8.Как в литературоведении называется средство художественной выразительности, являющееся образным определением предмета: «Великое русское слово»?

Ответ: ________________________________________________

9. Какой художественный приём, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор стихотворения: « Час мужества пробил на наших часах»?

Ответ: ________________________________________________

10. Определите размер, которым написано стихотворение А.А. Ахматовой «Мужество» (без указания количества стоп).

Ответ: ________________________________________________

Анализ стихотворения

Ахматовой «Мужество»

Стихотворение Анны Андреевны Ахматовой "Мужество" написано в 1942 году. Это было время Великой Отечественной войны. В это время Санкт-Петербург (тогда Ленинград), где поэтесса провела большую часть своей жизни, находился в блокаде. Однако, несмотря на тяжёлые события, хотелось верить в лучшее.

Тема стихотворения - мужество народа в борьбе за выживание, сохранение своей идентичности и культуры. Автор призывает народ бороться и сохранять веру в будущую Победу, дорожить русским языком и культурой, не бояться трудностей. А главное - Ахматова считает, что русский язык обязательно нужно сохранить для будущих поколений ("...И внукам дадим, и от плена спасём").

Основные образы стихотворения - великое русское слово, олицетворяющее всё богатство нашей культуры, и мужество - бесстрашие перед смертью и испытаниями. Также здесь представлен образ внуков - будущих поколений, которым предстоит жить после войны и которые тоже должны будут беречь родной язык и культуру.

Поэтесса искренне гордится русским языком, говоря, что это "великое русское слово". Она верит, что именно в языковой и культурной общности - единство и идентичность народа.

Важно, что поэтесса обращается в стихотворении - к слову, к русской речи. И она пишет не только от своего имени, но от имени всего народа "мы знаем", "на наших часах", "нас не покинет", "пронесём". Она чувствует себя частью и народа, и его борьбы.



Использованная литература:

Демоверсия ЕГЭ по литературе 2019 г.

Зинин С.А. Литература (ЕГЭ): Самое полное издание типовых вариантов заданий. – Москва. Просвещение, 2018. – 328 с. – (ФИПИ).

Сенина Н.А. Литература: Справочные материалы и тесты. – М.: АСТ: Астрель, 2017 – 156 с.

pishi-stihi.ru›ne-s-temi-ya-kto-brosil-zemlyu…

neznaika.info›ege/lit/307-variant-4.html

LiteraGuru.ru›analiz…rodnaya-zemlya-a-a-ahmatova/

anakhevich.ucoz.ru›…literatura…egeh_szhala_ruki…

https://rosuchebnik.ru/material/ege-2019-po-literature-zadanie-10/

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.