Рабочая тетрадь по русскому для 8 класса

3
1
Материал опубликован 5 October


ВИДЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ


Согласование – главное и зависимое слово стоят в одинаковых падежах.

Например, кожаное кресло, кожаного кресла, кожаным креслом.

Зависимое слово при согласовании может быть выражено:

- прилагательным (кроме сравнительной степени): интересная книга;

- притяжательным местоимением (кроме его, ее, их): мою книгу;

- порядковым числительным и числительным один: пятую/одну книгу;

- причастием: прочитанную книгу;

- приложением: Москвой-рекой;

- количественным числительным в косвенном падеже: трех стульев.


Управление – подчинительная связь, при которой от главного слова зависит существительное или местоимение в форме определенного падежа с предлогом и без него.

Главное слово при управлении может быть выражено:

- глаголом в любой форме: читать/читая/читающий книгу;

- существительным: чтение книги;

- прилагательным: довольный успехом;

- количественным числительным в И.(в.) падежах: три стула, пять стульев;

-наречием: недалеко от школы.

Зависимое слово при управлении – существительное, местоименное существительное или любая часть речи в функции существительного: посмотреть на друга/ на него/ на сидящего.


Примыкание – вид подчинительной связи, при которой к главному слову присоединяется неизменяемое зависимое слово или неизменяемая часть речи.

Зависимое слово при примыкании выражается:

- наречием, в том числе в сравнительной степени: идти пешком, пиши быстрее;

- деепричастием: сидеть согнувшись;

- инфинитивом: любит читать;

- сравнительной степенью прилагательного: дети постарше;

- неизменяемым прилагательным: цвет хаки;

- притяжательным местоимением: его, ее, их;

- существительным – несогласованным приложением: в газете «Труд».


Запомни!

Словосочетание – это соединение слов, относящихся к самостоятельным частям речи.

Не являются словосочетаниями:

- соединение самостоятельной и служебной части речи (предлоги, частицы, союзы, междометия): между озерами, тоже читает;

- соединение подлежащего и сказуемого (это предложение, а не словосочетание): Он спит; гром гремит; солнце сияет;

- односоставные безличные и назывные предложения: смеркается; вечереет; зима;

- слова, соединенные сочинительной связью (однородные): лес да поле, ни рыба ни мясо;

- описательные формы степеней сравнения наречий и прилагательных: более/менее удобный, самый удачный, более громко;

- глагольные формы: буду стараться, читал бы, пусть читает.



Вспомним части речи!

Самостоятельные

Служебные

существительное

прилагательное

числительное

местоимение

наречие (неизм. ч. р.)

глагол

причастие

деепричастие (неизм. ч. р.)

предлог

частица

союз

междометие


Служебные части речи

Примеры

Предлоги

Непроизводные: в, от, на, из-за, из-

под, с, без, при, около, меж/между, через…

Производные: вблизи, вокруг,

напротив, поперек, посреди, благодаря, вопреки, включая, исключая, начиная, спустя, вследствие;

в течение, в продолжение, за исключением, во время, в связи, в зависимости от, по направлению к, в виде.

Союзы

Сочинительные: и, да, а, но, ни…ни,

или, как…так и, не только…но, тоже, также однако, зато.

Подчинительные: когда, пока, едва,

так как, потому что, ибо, если, кабы, чтобы, для того чтобы, дабы, хотя, несмотря на, так что, как, словно, будто, как будто, точно, чем, в то время как, лишь только.

Частицы

Не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не, неужели, разве, ли, вот, вон, это, как раз, прямо,точь-в-точь, даже, ведь, все-таки, дескать, якобы, вряд ли.

Междометие

Ах, ай, увы, боже мой, батюшки, вот те раз, слава богу, как бы не так, фу ты, караул.

Этикетные: здравствуйте, пожалуйста, привет, спасибо, простите, всего хорошего.


Тренируемся!

Определите части речи

Вход, входить, входящий, бег, бежать, бегая, синева, высочайший, привет, около, сотня, двое, свой, первый, тоже, также, беспокойный, который, красноватый, каждый, вследствие, впоследствии, здравствуйте, пятеро, хороша, поутру, никто, поздно, ввиду, чтобы, спустя, ради, если, пока, снова, длиннее.


Распределите словосочетания по группам, графически обозначьте главное и зависимое.

Поиск истины, голубое озеро, ближе к делу, заниматься вместе, возле леса, третий с краю, приятно осознавать, брюки клеш, сила убеждения, грести веслом, новый фильм, своя ноша, лес шумит, видно невдалеке, двое друзей, откуда-то из деревни, виртуозно играть, человек посмелее, библиотека школьника, вследствие засухи, любит читать, темнеет, лечащий врач, поддержали оступившегося, от рассвета до заката, цвет электрик.



Согласование

Управление

Примыкание

Не является словосочетанием






































Выпишите из текста словосочетания, в состав которых входит прилагательное. Какой компонент они представляют: главный или зависимый? Определите тип словосочетаний.

Ночная тишина была полна жизнью и неясными звуками. 2. Закатное солнце

роняло в горницу багровые лучи. 3. Все было полно глубокой, дух захватывающей, но родной, понятной сердцу красоты. 4. Страницы века громче отдельных правд и кривд. 5. По черному небу ветер гнал на юг сплошные клубящиеся тучи.


Составьте словосочетания разных типов со следующими словами:

преданность, митинг, кандидат, делегат, депутат, памятник, обелиск, диплом, аттестат.


РАЗМИНКА!

Вставьте пропущенные буквы в словах. На какое правило подобраны примеры?

Низл...жить, р...стение, к...снуться, к...саться, заг...реть, ск...чок, ск...кать,

пор...вняться, выр...внять, з...рница, р...внина, пром...кать, соб...рут, соб...рать, зап...рать, зам...реть, непром...каемый плащ, прод...раться через колючки, выр...сшие котята,

разв...вающаяся отр...сль, обм...кнуть перо, чистая пром…кашка, бл...стели на солнце, прокл...ну навсегда, отличный пл...вец, резиновый попл...вок, пл...вучий остров, заг...релись окна, вн...мать просьбе, пол...жить на полку, г...реть в ночи, решить ур...внение, претв...рить в жизнь; сотв...рить, словосоч…тание, выч…тание, з…ря, оз…рение, пож…мать, р…вняйсь.


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Задание: определите, где можно, вид подчинительной связи в словосочетаниях, графически обозначьте главное и зависимое.

Птичьи трели__________________________________________________________________

Читать книгу__________________________________________________________________

Посмотреть на друга____________________________________________________________

Недалеко от школы_____________________________________________________________

Говорил заикаясь______________________________________________________________

Просил не писать______________________________________________________________

Довольный успехом____________________________________________________________

Яйцо всмятку__________________________________________________________________

Городской пейзаж______________________________________________________________

Мою книгу____________________________________________________________________

Его рукопись__________________________________________________________________

Трудный, но интересный________________________________________________________

Очень быстро_________________________________________________________________

Радиостанция «Серебряный дождь»_______________________________________________

Он отдыхает___________________________________________________________________

Прочитанный роман_____________________________________________________________



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Задание №1: из предложений выпишите словосочетания с указанным типом.

Вышли на Красную площадь, и Федосеева сопровождало ощущение, что он ходит

по давно знакомым местам (примыкание).

Я с удовольствием отдам вашему музею копии писем (согласование, управление).

Звонко о берег прозрачные волны плескались (согласование и примыкание).

Степан Трофимович сидел в кресле и читал газету «Московские ведомости»

(примыкание).

Военные корабли стояли на рейде (согласование, управление).

Старый стиль сильнее был (примыкание).

Темная зелень сирени подчеркивала цвет фасада (согласование, управление).

1._____________________________________________________________________________

2._____________________________________________________________________________

3._____________________________________________________________________________

4._____________________________________________________________________________

5._____________________________________________________________________________

6._____________________________________________________________________________

7._____________________________________________________________________________


Задание №2: распределите словосочетания и выражения по группам.

Посреди улицы, звуки скрипки, глухая тишина, поглядывал по сторонам, жарко светило, через века, веду разговоры, время пощадит, монотонный звон, в журнале «Ровесник», реки и озера, сестрой-красавицей, первый ученик, обе подруги, своя тетрадь, ее решение, сидеть согнувшись, самый интересный, приятно осознавать, юбка гофре, темного леса, преданный идее, бороться с трудностями, твой друг, менее удачливый, закатное солнце, стих и проза, становилось светлее.

Согласование

Управление

Примыкание

Не является словосочетанием


































Задание №3. Составьте с данными словами словосочетания со связью согласование и управление.

Закат, мерцание, звезды, луна, небо, отблески, воздух.











ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

Проверь себя

Вставьте пропущенные буквы в словах.

Пр...возмочь, пр...взойти, пр...землиться, пр...влекательный, пр...образовать. пр...града, пр...кращение, пр...следование, пр...открывать, пр...чудливый, пр...небрежение, пр...ручить, пр...ближенный, пр...вокзальный, пр...восходный, пр...забавный, пр...беречь, пр...цепить, пр...увеличение, пр...светлый, пр...скорбный, пр...стегнуть, пр...противный, пр...глушить, пр...усадебный, пр…стиж, пр…цедент, пр…зидент, непр…тягательный, беспр…страстный, пр…в…р…дливый, пр…в…л…гия.

Восстановите искаженные фразеологизмы, подберите к ним синонимичные

фразеологизмы.

Делать из комара слона, два валенка – пара, заблудиться в трех осинах, кошку съел, восемь четвергов на неделе, пишет как индюшка лапой, после снегопадика в субботу, пуганая корова на куст садится.

Найдите в приведенных ниже примерах речевые ошибки. На чем они

основаны?

В небе летали птицы и пели во все горло.

Когда входишь в комнату, запах сирени бросается тебе в лицо.

Его жизнь была при смерти.

Он от радости расцеловал меня до ушей.

Подлежащее

Способ выражения подлежащего

Примеры

Существительное или имя собственные в И. п.

Идет дождь

Никита оказался хорошим товарищем.

Местоимение в И. п.

Я люблю осень.

Прилагательное в И. п.

Бородатый оглянулся.

Причастие в И. п.

Сидящий поднял голову.

Наречие

Твои «завтра» мне надоели.

Междометие

В лесу раздалось «ау».

Количественное числительное

Десять не делится на три.

Инфинитив

Учиться – дело нужное.

Фразеологизм

У него были золотые руки.

Неопределенное местоимение с зависимым словом

Что-то знакомое послышалось мне.

Сочетания со значением совместности, если сказуемое стоит во мн. числе.

Брат с сестрой вернулись порознь.

Сочетания с количественным значением

Прошло три года.

Инфинитив-подлежащее + инфинитив-сказуемое

Жить – Родине служить.

Глагольные сочетания хотеть, быть

Быть грамотным престижно.

Неделимые сочетания, в том числе метафорические

Серп месяца стал ярче.







Тренируемся!

Задание №1. Подчеркните подлежащее, определите, чем оно выражено.

Небо вдали потемнело._____________________________________________________

Остался один кукиш с маслом._______________________________________________

Мать с ребенком ходила к врачу._____________________________________________

Там кто-то стучит._________________________________________________________

Десятки мальчишек плавали в озере._________________________________________

Жизнь прожить – не поле перейти.___________________________________________

Быть сестрой милосердия – ее призвание._____________________________________

Здесь великие учились.____________________________________________________

Настало роковое «послезавтра»._____________________________________________

«Браво!» - неслось со всех сторон.___________________________________________

Волны запахов сгущались над городком.______________________________________

Оставаться здесь становилось опасным.______________________________________


Задание №2. Составьте связный текст с данными словами в роли подлежащего.

Театр, большинство, меньшинство, репетиция, быть режиссером, трое из нас,

каждый, несколько дней, браво, бис.


Самостоятельная работа

Подчеркните в предложениях подлежащее, определите, чем оно выражено.

Ученого учить только портить.____________________________________________

Несколько звезд смотрело из далекого и чистого неба._______________________

Лунный луч лениво выглянул из-за туч.____________________________________

Из брички вылезали двое мужчин._________________________________________

Вдвоем с Тарасом мы сели в лодку._______________________________________

Хотеть стать грамотным естественно.______________________________________

Впереди непочатый край._______________________________________________

Что белеет вдали?_____________________________________________________

Куча вещей скопилась в углу.____________________________________________

Вдруг раздалось «ура!»_________________________________________________

Днем приходили отдыхающие.___________________________________________

В парке лежали груды листьев.__________________________________________

За стеклами мелькало белое.____________________________________________

Каждый думает о минувшей юности. ______________________________________

Карл Иванович был не в духе.___________________________________________



ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

СКАЗУЕМОЕ


Проверь себя

В каком ряду во всех словах пропущена буква Т?

Блес…нуть умом, подлинное искусс…во, ровес…ник брата.

Кос…ный взгляд, извес…ный писатель, прелес…ный анекдот.

Ужас…ный крик, прекрас…ная погода, жалос…ливый взгляд.

Гиган…ские нагрузки, ус…ный экзамен, влас…ный голос.

В каком ряду во всех словах пропущена буква О?

В глухой чащ…бе, железная реш…тка, угостить ш…коладом.

Зар…сли крыж…вника, ч…порный вельможа, ш…ковая терапия.

Банка туш…нки, симпатичная девч…нка, ландыш…вый аромат.

Краснощ…кий малыш, горяч… верить, грубый ш…в.


В каком ряду во всех словах пропущен Ь?

Из…явительное наклонение, сем…сот миллионов, воз…ми медал…он.

Посмотреть п…есу, взойти на п…едестал, преодолеть бар…ер.

Найти из…ян, раз…езжать по гостям, дать интерв…ю.

Нес…едобный гриб, двух…ярусная кровать, об…явить перерыв.


В каком ряду во всех словах на конце не надо ставить Ь?

Горный ключ…, колышется рож…, как с плеч… гора.

Останеш…ся на ноч…, до новых встреч…, что за роскош…

Необходимая вещ…, страстная реч…, превозмоч…боль.

Острый нож…, не в меру горяч…, лес дремуч…


Повторяем изученное

Укажите, где можно, тип подчинительной связи в следующих словосочетаниях.

Готовый откликнуться, вопреки желанию, любимое занятие, первый в учебе, его мечта, свет и тени, предложил проводить, осенней порой, около дома, былое и думы, горит восток, нечто общее, говорить вслух, твои книги, око за око, буду стараться, самый умный, тяжелые мысли, выпавший снег, наряду с этим.

Определите способ образования слов.

Сопереживать, солистка, беззаботный, по-прежнему, вывих, лесостепь, зелень, переносица, гордость, дважды, разгрузить, запись, главврач, учение, сверхпрочный, снова, капризничать, синь.

Подчеркните подлежащее в предложениях, определите, чем оно выражено.

Прошлое мне только снилось. Октябрь уж наступил. Там кто-то стучит в дверь. Матвей с отцом помедлили с отъездом. Серп месяца стал ярче. Дурака учить – что мертвого лечить. Говорить с ним было невозможно. Все преувеличивать было его страстью. Быть любимой – счастье. В лесу неслось «ау». Что-то такое ничтожное было сказано. Каждый из них по-своему убивал время. Быть независимым – вот настоящая свобода.









ТИПЫ СКАЗУЕМЫХ

Способы выражения сказуемого

Простое глагольное сказуемое (ПГС)

Составное глагольное сказуемое (СГС)

Составное именное сказуемое (СИС)

1.Глаголом в любой

грамматической форме.

Он читает/читал/будет читать эту книгу.

2.Инфинитивом.

Жизнь прожить – не поле перейти.

3.Междометием.

А шапка бац прямо на пол

4.Повторением одной и той же формы глагола.

Он сам спать не спит и другим не дает.

5.Двумя глаголами для обозначения движения и цели.

Я пойду погуляю в саду.

6.Глаголом с частицей было.

Я собрался было в кино.

7.Фразеологизмом

Ты опять делаешь из мухи слона.

1.Вспомогательный глагол + инфинитив

Природа учит понимать прекрасное.

2.Вспомогательный глагол + фразеологизм или описательный оборот

Он так и горит желанием сразиться с ним.

3.Глагольные формы со связкой быть, был + инфинитив.

Я готов был помочь.

4.Сложные глагольные формы, состоящие из нескольких компонентов.

Ты не имеешь права продолжать настаивать на своем.


1.Глагол-связка (в том числе был, была) + именная часть.

Зрелище становилось страшным.

Озеро было таинственное.

Именная часть может быть выражена:

прилагательным,

причастием, в том числе краткой формой.

Жизнь казалась однообразной.

Репетиция окончена.

Существительным.

Отец мой – слесарь.

Существительным с

предлогом.

Город наш в осаде.

Комната без окон.

Сравнительной

степенью прилагательных.

Мое будущее еще безнадежнее.

Местоимением.

Он не такой.

Числительным.

Он был восьмым в очереди.

Наречием.

Разговор будет начистоту.

Творительным

сравнения.

У тебя нос клюквой.

Устойчивыми

выражениями.

Весь город был на ногах.

Я был настороже.

Фразеологизмом.

Я имею несчастье быть его родственником.


Тренируемся

Определите тип сказуемого, укажите, чем оно выражено.

Люди – пахать, а мы – руками махать.________________________________________

Татьяна – ах! А он – реветь.________________________________________________

Я жду не дождусь весны.___________________________________________________

Я был готов подождать.____________________________________________________

Не прийти – значит обидеть._______________________________________________

Юноша был лет двадцати._________________________________________________

Он стал притчей во языцех.________________________________________________

Он горит нетерпением принять участие в соревновании.________________________

Вот уж сказал так сказал.________________________________________________

Письмо не было распечатано.____________________________________________

Доктор так и не пришел вовремя.__________________________________________

Главная площадь города имела вид ухоженный.______________________________

Мы расстались друзьями.___________________________________________________

Этот дом мой.____________________________________________________________

Перед грозой рыба перестает клевать._______________________________________

Он человек с загадкой.___________________________________________________



















































Согласование сказуемого с подлежащим


Самостоятельная работа

ученика(цы) _________________________класса

Фамилия, имя_______________________________________________________________


Подчеркните сказуемое, определите его тип, укажите, чем оно выражено.

Чичиков ушел в комнату одеться и умыться.__________________________________

Солнце никак не могло пробиться сквозь тучи._________________________________

Лукашка казался особенно веселым._________________________________________

Луга еще не были скошены.________________________________________________

Я писал и пишу по заказу.___________________________________________________

Я дважды имел радость быть принятым у него._________________________________

Татьяна так и обмерла.____________________________________________________

Прохор – старик крепкий.___________________________________________________

Я изранен в неравном бою.________________________________________________

День мой труден и тяжел.___________________________________________________

Я пойду приглашу его.______________________________________________________


Подчеркните подлежащее в предложениях, определите, чем оно выражено.

Поэзия – моя держава.____________________________________________________

Один из нас лишний._______________________________________________________

Чашу печали подала мне богиня любви._______________________________________

Не чувствовать в себе желаний – значит не жить._______________________________

Несколько звезд смотрело из далекого неба.___________________________________

Три девицы под окном пряли поздно вечерком.________________________________

Где-то что-то шумело._____________________________________________________

Явились наконец-то и опоздавшие.___________________________________________

Быть веселой – привычное дело для нее._____________________________________

Каждый думает о своем.____________________________________________________

Товарищ с вещами остался на берегу._______________________________________

Впадать в уныние не лучшее занятие._______________________________________




Второстепенные члены предложения

Дополнение, определение, обстоятельство


Проверь себя!

А1. В каком ряду во всех словах пишется СС?

Ра…читаться по долгам, …биться с пути, бе…почвенный оптимизм.

Бе…порный лидер, мучиться бе…нницей, и…ледовать местность.

Бе…препятственно пройти, бе…ловесный слуга, совершенно бе…чувственный.

Чере…чур неприхотливый, абсолютное бе…культурье, произвести ра…чет.


А2. В каком ряду во всех словах пишется буква И?

Пр…взойти соперника, пр…подать урок, искатели пр…ключений.

Пьеса «Беспр…данница», пр…странный гость, пр…небрегать опасностью.

В пр…дорожных кустах, пр…никнуть к земле, пр…давать особое значение.

Пр…вышение полномочий, непр…ступная крепость, пр…зирать смерть.


А3. В каком ряду в окончаниях существительных пишется Е?

У лесной опушк…, сохранить в памят…, послать к Наталь…

Видно как на ладон…, около деревн…, в гулкой глубин…

О гени… русской литературы, возле старой яблон…, в металлической коляск…

Объявить публик…, по тенистой алле…, в глубоком ущель…


Повторяем изученное

Задание №1 Укажите способ образования выделенных слов в предложениях

Человек чувствует себя буквально подавленным массой каменных изваяний._____________________________________________________________

Буйная зелень яблоневых садов радовала наш взгляд._______________________

Несколько человек стояли у самой кромки воды.____________________________

Пес остался в подворотне и жалобно заскулил от тоски и страха._________________

Когда он пришел домой, то сначала рассказал о происшествии.___________________________________________________________


Задание №2. Определите, где можно, тип словосочетаний

Постоял на крыльце________________________________

Глубоко несчастлив__________________________________

Открытая книга ____________________________________

Помнил их___________________________________________

Янтарных бус______________________________________

Через реку_______________________________________

Уже проснулся___________________________________

Хвалит покупки___________________________________

Самый общительный_________________________________

По старой привычке___________________________________


Задание №3. Определите тип односоставного предложения

С самого утра окна залепило мокрым снегом.____________________

В России любят приглашать в гости___________________________

Только шорох камней под ногами.___________________________

Проводите меня сегодня из школы.__________________________

От будущего не убежишь._________________________________

Вот и осень._________________________________

В дверь громко постучали.____________________________

Вновь зарею восток озолотило._________________________

Нет у меня ни характера, ни силы воли.___________________

Вижу лунный свет.______________________________





































Второстепенные члены предложения

Дополнение, определение, приложение


Дополнение

отвечает на вопросы косвенных падежей

Определение

отвечает на вопрос какой? чей?

Приложение

Дополнение может быть выражено:

Существительным и

местоимением

Я читаю письма о тебе.

Причастием

Он посмотрел на (кого?) вошедшего.

Инфинитивом

Все просили ее (о чем?) спеть.

Числительным

Разделите (что?) десять на (что?) два.

Фразеологическим единством

Я прошу тебя (о чем?) не вешать носа.

Прямое дополнение

Форма вин. П. при переходном глаголе.

Я читал (что?) книгу.

Форма род п. в отрицательных предложениях.

Я не читал этих (чего?) книг.

Форма род п. в безличных предложениях.

Мне жаль потраченного (чего?) времени.


Согласованные

определения

(согласуются с определяемым словом в роде, числе, падеже)

С. О. выражаются:

1) прилагательным:

Я надену белую рубашку;

2) местоимением (кроме его, ее, их):

Дай мне твою руку;

3) порядковым числительным:

Принеси пятый том;

4) причастием:

На столе лежит нераспечатанное письмо;

Существительным,

согласованным в числе и падеже:

Чижа захлопнула злодейка западня.


Несогласованные

определения

(связаны с определяемым словом управлением и примыканием)

Н. О. выражаются:

1) существительным в косвенном падеже с предлогом или без него:

Я люблю пьесы (чьи?) Чехова;

На ней была юбка (какая?) в клетку;

Мы выписываем журнал (какой?) «Мир ПК»;

2) существительным в И. п. – несогласованным приложением:

Я побывал на озере (каком?) Байкал;

3) притяжательным местоимением его, ее, их:

Это (чей?) ее (его, их) дом;

4) сравнительной и превосходной степенью прилагательного:

В другой корзине лежат яблоки (какие?) покрупнее;

5) неизменяемым прилагательным:

Вес (какой?) нетто.

Наречием:

Яйцо (какое?) всмятку;

Кофе (какой?) по-варшавски;

Инфинитивом:

У него было желание (какое?) учиться;

Фразеологическим

сочетанием:

Он был (какой?) ни рыба ни мясо.


Приложение – определения, выраженные существительными и связанные с опред. словом согласованием и примыканием.

П. имеют следующие значения:

1) качество, свойство предмета:

На крыльце стояла старуха мать;

2) возраст, звание, род занятий человека;

Сегодня принимает врач Петров;

3) пояснение, более точное название;

В саду растет шиповник – кустарник с крупными цветами;

4) названия литературных произведений, предприятий, торговых марок;

Я люблю роман «Евгений Онегин»;

5) географические названия:

Мне хочется посмотреть на озеро «Байкал.



Тренируемся!

Найдите в предложениях определения, укажите, какие они: согласованные или

несогласованные. Какими частями речи они выражены?

Последний свет заката падал на охапку осенних веток.

Обычай ездить к соседям не нами выдуман.

В третьем взводе произошло серьезное событие.

Я ощутил головокружение не от взгляда вниз, а от взгляда вверх.

Помахал вслед уходившему сыну.

На полке стояли книги в толстых кожаных переплетах.

Я в погоне этой не устану, мне здоровья своего не жаль.

За окнами слышится отдаленный свист шарманки.

Между возами с птицей стояли огромные корзины.

Он очень хвалил воду из реки Лимпопо.

Человек он был ни то ни се.


Определите, какое значение имеет приложение в следующих предложениях?

Даже простак Акименко потрепал меня по плечу.

Совсем забавная встреча произошла на пароходе «Грузия».

В таежной глуши встречается с красавицей рекой быстрый Илим.

Гаврила-то плотник так и обмер, братцы мои.

В этом переулке, в крайней избе, живет известный на всю округу лекарь.

Пригорюнились девушки-ели.

Вспомните рассказ Пришвина «Башмаки» о сапожниках из Марьиной рощи.

А. С. Пушкин, великий русский поэт, положил начало современному языку.

Сообщение историка было посвящено Всеволоду Большое Гнездо.

Я выписываю газету «Известия».


Проверочная работа

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы в словах, раскройте скобки,

расставьте знаки препинания.

1)На окраин… большого города еще можно найти улицы напом…нающие деревню. 2)Они широки тихи и чисты. 3)К…роткая трава р…стет здесь в сухих (не)торных колеях одуванчики густо глядят из тощего глин…стого дерна возле телеграфных столбов. 4)Здесь еще увид…шь протертые до земли дощатые тр…туары кисти рябины над ветхими заборами расписные ставни и сам…дельные г…лубятни с дремлющими на шестах нахохле(н,нн)ыми г…лубями. 5)Начинающие художники любят забират…ся сюда чтобы сидя с важным видом где…нибудь в тени малевать живописный домишко. 6)Кучка мальчуганов обыкновенно стоит позади художника и не мигая следит за его работой.

(Н. Никонов)

Дополнительные задания по тексту

Укажите номера односоставных предложений. Определите их тип.

_________________________________________________________________________________

Найдите предложение с именным сказуемым. Запишите его номер. Определите, какой частью речи выражено сказуемое.

_____________________________________________________________________________________

Определите стиль и тип речи текста.

_____________________________________________________________________________________

Кратко сформулируйте тему текста.

______________________________________________________________________________________

Укажите части речи:

дремлющими (№4) ________________________________________

не мигая (№6)____________________________________________

позади (№6)_____________________________________________


Выпишите из предложения №4 словосочетание со связью примыкание

______________________________________________________________________________________

Повторение изученного



1. Выпишите из предложений словосочетания со связью примыкание.

А) А однажды даже показалось Алеше, что спина Ковалева мелькнула в толпе.

Б) Я помню, как величественные деревья по-весеннему зеленели у подножия горы.

В) К сожалению, зло и пороки прививаются нам быстрее, чем впитываются доброта и любовь.

Г) Лишь позднее мы узнали, что это была Волга – величайшая российская водная артерия.


2.Определите тип односоставного предложения.

Вот и весна. ________________

Хочу записаться в библиотеку._______________________

Бывает, зайдешь в глухое место, сядешь на пень отдохнуть и думаешь.__________________

Пусть узнают горькую правду о нас._________________________________________

Нам пришлось свернуть с шоссе и ехать проселками.__________________________

Стой ровно, не двигайся.___________________________________________

Туман сырого сада._____________________________________________

Насильно мил не будешь._________________________________________

Ночью холодом веет с земли.__________________________________________

Единогласно постановили оставить все как есть._____________________________


Укажите способ словообразования слов.

Затемнение__________________________________________________

Окрашивать____________________________________________________

Походка_____________________________________________________

Розыгрыш__________________________________________________

Безбрежный_________________________________________________

Заново__________________________________________________

Снегопад______________________________________________

Пустынный___________________________________________________

Выкрасить________________________________________________


4.Выделите суффиксы в следующих словах:


Пленительный, строительный, удивительный, учительская, спасательный, невыразительный, испытательный, наблюдательный, подсознательный, изумительный.




















Обстоятельство

Значение

Примеры

Образа действия (как? каким образом?)

Мы пошли пешком.

Времени (когда? с каких пор? до каких пор?)

Мы приехали вчера.

Места (где? куда? откуда?)

Я побежал вперед.

Причины (почему?)

От усталости у меня кружится голова.

Цели (зачем?)

Я пришла мириться.

Меры и степени (в какой мере, степени?)

Он был очень внимателен и все делал совершенно правильно.

Условия (при каком условии?)

Без звонка туда идти нельзя.

Уступки (несмотря на что?)

Несмотря на дождь, мы вышли из дома.


Способы выражения обстоятельства

Способ выражения

Примеры

Наречие.

Мы приехали поздно.

Деепричастие, деепричастный оборот.

Он сидел, греясь на солнце.

Существительное (в том числе с союзами как, будто, словно, точно и др. – сравнительным оборотом)

Он читал стихи с выражением, как профессиональный чтец.

Инфинитивом

Я хочу пойти прогуляться.

Устойчивыми сочетаниями, фразеологическими оборотами.

Он бежал сломя голову, но все равно пришел к шапочному разбору.


Тренируемся!

Определите значение обстоятельств, укажите, чем они выражены.

Павел слушал учителя, развалившись на стуле.________________________________

Несмотря на поздний час, Ирина выполнила-таки задание.____________________

Иван звонил дважды товарищу, но его не было дома. __________________________

Саша мчался домой сломя голову._________________________________________

Алена остановилась и, подняв голову, прислушалась.___________________________

Светлана весьма удивилась предложению быть ведущей на Лицей-ТВ.____________

Коля пришел пожелать маме спокойной ночи._______________________________

Артем выступил на олимпиаде как настоящий знаток литературы._____________

Женя при желании может стать первым учеником в классе.____________________

Денис в зависимости от обстоятельств ведет себя по-разному.__________________

Марк был духом сильный, как лев. ___________________________________________

Владислав носится как шальной___________________________________

Владлен все время, утром и вечером, опаздывает на занятия.___________________

Саша декламирует стихи как профессиональный актер________________________________________

Михаил, преодолевая одну трудность за другой, рвется к намеченной цели._______________________________________________________

Влад стоял неподвижно, затаив дыхание слушал рассказ товарища._________________________________________

Н. М. улыбнулась как ни в чем не бывало и продолжила вести урок.____________________________________________________


Задание: составьте предложения со сравнительными оборотами и устойчивыми сочетаниями:

как цыганский табор;

как привидение;

как будто в вальсе мчатся;

точно каменное;

как комета;

подобно утренней заре.

берегут как зеницу ока.

мрачный как туча.




















ВИДЫ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Вид односоставного предложения

Способ выражения главного члена предложения

Примеры

Определенно-личные

главный член - сказуемое

А) Глаголами 1 и 2 лица ед. и мн. числа изъявительного наклонения в наст. и буд. времени.

Б) Глаголом в повелительном наклонении.

А) Люблю грозу в начале мая.


Б) Купи мне эту картину.

Обобщенно-

Личные

главный член - сказуемое

А) Те же глаголы, что и в опред. – личн. и неопред.-личн., но действие приписывается всем и каждому в отдельности.

Такие предложения представлены в пословицах и поговорках.

Б) Говорящий для придания обобщенного смысла вместо формы 1 лица употребляет форму 2 лица для придания обобщенного смысла.

А) Любишь кататься – люби и саночки возить.

Цыплят по осени считают.





Б) Выходишь иногда на улицу и удивляешься прозрачности воздуха.

Неопределенно-личные

главный член - сказуемое

А) Глаголом в форме 3-го лица мн. Числа во всех наклонениях: изъявительном, повелительном, условном.

А) В дверь стучат/постучали.

Пусть стучат.

Если бы стучали громче, я бы услышал.

Безличное

главный член - сказуемое


А) Безличным глаголом.

Б) Личным глаголом в безличной форме.

В) Глаголом быть и словом нет.

Глаголом-связкой (в том числе нулевой) быть + инфинитив, наречие, краткое страд. причастие.


Примечание.

Безличные глаголы обозначают:

бессубъектные

состояния;

действия, происходящие

помимо воли субъекта;

действие, которое

важнее само по себе, чем субъект действия.

А) Холодает/холодало/будет холодать.

Б) Темнеет.

В) Ветра не было/нет.

За окном стало темнеть.

Мне было жаль расставаться с друзьями.

На улице становилось свежо. На улице свежо.

В комнате накурено.

Примечание


На улице темнеет.


Меня знобит.


Волной смыло лодку.

Инфинитивные

главный член - инфинитив

Инфинитивом

Ему завтра дежурить

Всем встать!

Назывное

главный член - подлежащее

А) Существительное в И. п.

Б) Существительное в И. П. с частицами вот, вон и восклицательными словами ну и, какой, вот так.

В) Существительное с согласованными и несогласованными определениями, обстоятельствами.

А) Бессонница. Гомер. Тугие паруса.

Б) Вот и станция. Ну и дождь!

В) Поздняя осень. На улице дождь.



Тренируемся!

Определите тип односоставных предложений. Укажите, чем выражен главный член предложения.

Советую зажечь свечу._____________________________________________________

В воздухе сильно пахло сиренью.____________________________________________

Будете закрывать дверь или нет?____________________________________________

Дорогу уже нельзя было разобрать.__________________________________________

Подожди меня около дома._________________________________________________

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека._______________________________________________

По всем берегам взрывали камень.___________________________________________

Так меня холодом и обдало._________________________________________________

Сидишь в старенькой избе и решаешь задачи._________________________________

Или давно вам уши не драли? _______________________________________________

В доме тишина.___________________________________________________________

Сердце руками не уймешь.__________________________________________________

Как вас только сюда занесло? _______________________________________________

Молодости не воротить.____________________________________________________

Не всем казакам в атаманах ходить.__________________________________________

Обломову стало немного неловко.___________________________________________

Из черного не сделаешь белого._____________________________________________

Какая ночь!_______________________________________________________________

Хозяев нет._______________________________________________________________

В пятом часу позвонили в парадной.________________________________________


Односоставные предложения

Тренировочные упражнения


Подчеркните грамматические основы во всех предложениях. После каждого сложного

предложения цифрой укажите количество частей в его составе. Укажите вид сказуемых. Расставьте недостающие знаки препинания.


Простившись со старушкой Элиза пошла к устью реки впадавшей в открытое море. И вот

молодая девушка увидела прекрасное безбрежное море но не видно было на нем ни одного паруса не было и лодочки на которой она могла бы пуститься в дальнейший путь. Берег был усыпан камешками. Море выбросило их на сушу и так отшлифовало что они сделались совсем круглыми. Да и остальные выброшенные морем предметы тоже носили на себе следы морских волн а ведь вода была мягче нежных рук девушки.


Определите тип односоставных предложений. Вставьте, где надо, пропущенные буквы.

Являются ли членами предложения выделенные слова?


1.Человеческий язык.
2. Но ведь на самом деле у людей нет общего языка.
3. Сейчас считает_ся, что всего их около пяти тысяч_ или даже больше.
4.
Действительно, так часто говорят и пишут.
5. Люди говорят на разных языках, и таких языков на Земле очень много.
6. Но разные люди, где бы они н_ жили, все же отличаются друг от друга гораздо меньше, чем могут отличат_ся друг от друга разные языки.
7.
Конечно, и люди в разных частях Земли не похожи друг на друга, они отличают_ся ростом, цветом глаз, волос или кожи, наконец, обыч_ями.
8. Причем есть языки, похожие друг на друга, а есть такие, которые совсем,
кажется, не имеют ничего общего.


Текст №1

Среди предложений 1 – 10 найдите сложные, в состав которых входит односоставное безличное предложение. Напишите номера этих предложений.

1)Всюду языковое разноцветье. 2)Какое поле для наблюдения лингвистов,

литераторов, актеров! 3)Но как необычно, одухотворенно звучат в нашей сверхделовой речи старинные слова, которые ушли временно, но живут на страницах классиков и ждут светлых дней. 4)Ни в коем случае не стоит закрывать глаза на то, что, кроме иноязычных слов, нас захлестывает и уголовная лексика. 5)Откуда пришли эти «крутые», «прикольные», «крыши», «клевые»? 6)Их источник ясен. 7)Но почему они расцветают среди вполне приличной молодежи, звучат с экрана, пестрят в печати? 8)Этот разговор может продолжить каждый, кто радеет за наш язык. 9) Он ведь и сейчас «великий, могучий, правдивый и свободный». 10)Только портим мы его сами, забывая о том, что он живой, поэтому и не надо обижать его пошлостью, чужим сором, ненормативной лексикой, канцелярскими изысками, несовместимой мешаниной. (По Т. Жаровой)

______________________________________________________________________________

Найдите в тексте простые предложения с именным сказуемым. Укажите их

номера._______________________________________________________________________


Текст №2

1. Среди предложений 1 – 12 найдите сложные, в состав которых входит односоставное неопределенно-личное предложение. Напишите номера этих предложений.

1)Внезапно от нас отделился Игорь Елисеев. 2)Он сел на свое место, рядом с Петрухой, и стал доставать из портфеля учебники.

3) – Гарри, а ты чего? – недоуменно спросил Носков.

4) – Я тоже остаюсь…

5) – Друга, что ли, спасаешь? – Носков хмыкнул.

6) – У его матери инфаркт был, начнется канитель с нашим побегом – ее в школу начнут дергать… 7)Бог знает, чем это кончится! – ответил Елисеев.

8) – Х оть бы химичка тебя спросила и закатила пару! – прорычал Носков и плюхнулся на свой стул. 9)Все остальные, разочарованно охая, вернулись на свои места. 10)Передо мной сидели Васильев и Елисеев. 11)Я видел, как Петруха посмотрел на Игоря, листавшего учебник, задержал на нем свой взгляд и легонько тронул его за локоть…

12)А Елисеева на самом деле спросили про гидролиз солей, и он получил пятерку…

(По Н. Татаринцеву)

______________________________________________________________________________

2. Из предложений 11-12 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

_____________________________________________________________________________



Текст №3.

Среди предложений 1 – 6 найдите простое односоставное неопределенно-

личное предложение. Напишите номер этого предложения.

Этот вот молодчик, рекомендую, ужасный негодяй, - сказал мой сосед, указывая на

работника со смуглым цыганским лицом, который проехал мимо на бочке с водою. 2) – На прошлой неделе его судили в городе за грабеж. 3) Признали его душевнобольным, а между тем взгляните на рожу, он здоровехонек. 4)В последнее время в России уж очень часто оправдывают негодяев, объясняя все болезненным состоянием, между тем эти оправдательные приговоры к добру не ведут. 5)Они деморализуют массу, чувство справедливости притупилось у всех, так как привыкли уже видеть порок безнаказанным. 6)А знаете ли, про наше время смело можно сказать словами Шекспира: «В наш злой, жестокий век и добродетель должна просить прощенья у порока». (По А. Чехову)

______________________________________________________________________________

Выпишите предлоги из первого предложения.

______________________________________________________________________________



КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА


Задание: прочитайте текст и выполните задания

Праздник в природе

1) В природе есть праздники. 2) Ледоход. 3) Первая зелень. 4) Первый снег. 5) Первые соловьи. 6) И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды. 7)В эти дни кажется, что земля начинает даже светиться. 8) Вы замечали, наверное: идешь по лесу – свет! 9) Думаешь, пятна солнца, а это два желтых клена стоят между елками. 10)Теплый красный свет идет от осины. 11) А глянет солнце – свет во сто крат умножается. 12) В такой час чувствуешь себя на земле именинником. 13) Обостренный слух ловит дальнее теньканье птицы, замечаешь синий холод лесной речушки, стожки на поляне, никем не сорванный красный гриб. 14) Огонь рябин. 15) Серебристые ниточки паутины. 16) Что ни шаг – новые краски.

17) В картинах осени есть немного щемящей грусти. 18) Но это светлая грусть, без которой невозможна большая любовь. 19) Осенью мы лучше видим и глазом, и сердцем. 20) Прозрачны дали. 21) Чиста и прозрачна вода в озерах. 22) Чище и тоньше звучат редкие голоса птиц. 23) Все устоялось и замерло для того, кажется, чтобы собраться с мыслями, полюбоваться на свое отражение в синей воде. 24) Таково состояние природы. 25) Таково состояние и души человека, увидавшего осенний праздник цвета и тишины. 26) В такой день особенно остро чувствуешь, что живешь, что ты частица этой земли и что тебе принадлежит эта земля. 27) Размышляя в такие часы, понимаешь, почему художников во все времена тянули к себе молчаливые стога сена на осенних полянах. 28) Жизнь запасла на зиму тепло в этих стогах. 29) В стогах – труд. 30) Стога – кладовая благополучия на завтрашний день. 31) Поэтому так приятен сердцу вид безымянной поляны, которую, увидев однажды, обязательно будешь помнить.

32) Может быть, и не наряды осени первая тому причина, но русский народ испокон веков лучшие праздники справляет именно в эту пору. 33) Позади большие заботы лета. 34) Хлеб – в закромах. 35) Сено – в скирде. 36) Можно распрямиться, передохнуть. 37) Большинство деревенских свадеб искони приходилось на эту пору окончания летних трудов. 38) И, конечно, красота земли не последнее дело на человеческом празднике осенью.

(По В. Пескову)

Часть I


А1. Какое высказывание отражает основную мысль этого текста?

1) «В картинах осени есть немного щемящей грусти».

2) Небо затянуто тучами, идет мелкий дождь – именно такую картину мы наблюдаем осенью.

3) Осень – чудесная пора. Ее надо изучать, в осень нужно всматриваться, и тогда многое откроется взору.

4) Осенью дни становятся короче, а ночи – длиннее.


А2. Определите стиль и тип речи текста «Праздник в природе».

1) Художественный, описание и рассуждение.

2) Научно-популярный, описание и повествование.

3) Публицистический, повествование.

4) Публицистический, описание с элементами рассуждения.


А3. Какие средства выразительности использованы:

в предложении №6 _____________________________________________________________________

в предложении №14____________________________________________________________________

в предложении №15_____________________________________________________________________


А4. Кратко, лаконично сформулируйте микротему каждого абзаца.

1 абзац _______________________________________________________________________________

2 абзац_______________________________________________________________________________

3 абзац________________________________________________________________________________


А5. Определите основную мысль каждого абзаца.

1 абзац________________________________________________________________________________

2 абзац________________________________________________________________________________

3 абзац________________________________________________________________________________


А6. В каком предложении есть составное именное сказуемое?

7; 2) 11; 3) 12; 4) 16.


А7. Из предложений 28 – 31 выпишите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

А8. Из предложений 20 – 24 выпишите словосочетание со связью примыкание.

______________________________________________________________________________________

А9. Какой частью речи выражено сказуемое в предложении №21. Определите тип сказуемого.

______________________________________________________________________________________

А10. Из последнего абзаца выпишите фразеологизмы.

______________________________________________________________________________________

А11. Укажите номера простых и входящих в состав сложного односоставных обобщенно-личных предложений.

______________________________________________________________________________________


Часть II

Напишите сочинение на одну из тем.

С1

«Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора» (Ф. Тютчев)

С1

Какую функцию выполняют в тексте односоставные предложения?


























Контрольная работа

ученика(цы) _________класса

Фамилия, имя_________________________________________________________________


Задание №1. Определите, где можно, вид подчинительной связи в словосочетаниях.

Гулять вдвоем_____________________________________________

Волшебная палочка_________________________________________

Посеять рожь______________________________________________

Соломенная крыша________________________________________

Снегом замело______________________________________________

Самый обаятельный____________________________________________

Дом построили______________________________________________

Между делом_____________________________________________

Просил написать_____________________________________________

В журнале «Ровесник»_________________________________________


Задание №2. Подчеркните грамматическую основу предложений. Укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое. Расставьте знаки препинания.

Красота есть обещание счастья.____________________________________________

Площадь дома двести квадратных метров.___________________________________

Познание и жизнь неодолимы.______________________________________________

Бедность не порок.________________________________________________________

Утро тихо радостно и молодо.____________________________________________

Умение вести разговор это талант.________________________________________

Любовь источник поэзии добра.__________________________________________

Политика несомненно искусство возможного.______________________________

Без дела жить только небо коптить.______________________________________

Он врач.____________________________________________________________

Айсберги словно горы.________________________________________________

Толочь воду в ступе все равно что потерять время.________________________


Задание №3. Подчеркните определение, укажите, чем оно выражено.

Днем на мерзлую землю выпал снег._________________________________________

В третьем взводе произошло серьезное замешательство.______________________

Обычай ездить к соседям не нами выдуман.__________________________________

Я ощутил головокружение от взгляда вниз._________________________________

Эта вода была взята на пробу из реки Миасс.________________________________

На полке стояли книги в тяжелых кожаных переплетах._________________________

Он жил в квартире сорок один._____________________________________________

Дверь на балкон была открыта.____________________________________________

Желание победить было достойно похвалы.___________________________________

Меткое слово, вовремя сказанное, помогает преодолеть уныние.__________________________________________

Журнал «Природа» напечатал интересные материалы по экологии._________________________________________________________

Мы заказали кофе по-турецки.________________________________________

Вес брутто составлял одну тонну._______________________________________

Это задание было меньше предыдущего._____________________________________



Задание №4. Подчеркните дополнения, укажите чем оно выражено.

Ты опять за старое!__________________________________________

Проводник попросил провожающих выйти из вагона.____________________________

Восемь не делится на пять без остатка._______________________________________

Интересно, кто пел о «прекрасном далеко» в фильме «Приключения Электроника»? ______________________________________________________________

Врач посоветовал мне больше гулять.______________________________________

На льду мы увидели несколько рыбаков.______________________________________

Он предложил ему начать тренироваться.____________________________________

Учитель посоветовал детям не нестись сломя голову в столовую.___________________________

Мы были рады предостеречь их от ошибок._________________________________

Клен перерос тополь.___________________________________________


Задание №5. Подчеркните грамматическую основу. Укажите тип односоставных предложений.

Пахнет сеном над лугами.________________________________________________

И на обломках самовластья напишут наши имена._____________________________

С кем поведешься, от того и наберешься.___________________________________

Не жди меня!______________________________________________________

Не бродить, не мять в кустах багряных лебеды.__________________________

Мне нравится, что вы больны не мной.____________________________________

Мне некуда больше спешить._________________________________________

Шепот , робкое дыханье, трели соловья.____________________________________

Дом построили к весне._________________________________________________

Люблю эти бескрайние равнины.___________________________________________

Не догнать тебе бешеной тройки.____________________________________________

Будем верить в его порядочность. ________________________________________




































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Шикарная работа!!!

1
5 October