Рабочая программа педагога по русскому языку для 8 класса
Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по русскому языку для VIII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по русскому языку 5-9 классы (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский // Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 классы / Составитель Л. М. Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2008).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. А также отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку.
Содержание рабочей программы усложняется за счёт практических видов деятельности (заданий различного уровня на уроках, домашних заданий, краткосрочных и долгосрочных проектов и т.д.).
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
1. Внутрипредметные и межпредметные связи.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учреждении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
Содержание обучения связной речи (объём знаний и основных умений) в программе изложено изолированно, но предполагается изучение этого раздела параллельно с языковыми темами курса на протяжении всего учебного года.
Речевая направленность усилена и в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя (тексты с обращениями, однородными членами, обособлениями и т.д.) Предусматривается систематическая работа по орфоэпии.
Обучение по программе строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап по материалам предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.
2.Цели обучения и место учебного предмета « Русский язык» в федеральном базисном плане.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
3.Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
4. Формы организации учебного процесса по предмету
В практике обучения русскому языку используется общедидактическая типология уроков: урок усвоения новых знаний, урок закрепления изученного, повторительно-обобщающий урок, урок контроля, урок коррекции знаний, урок развития речи, комбинированный урок.
5.Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.
При планировании предусмотрены разнообразные виды ( Вводный.текущий или промежуточный, тематический, итоговый)и формы контроля: диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий (с дополнительным заданием),морфемный, тест, комплексный анализ текста, устные рассказы по плану на лингвистические темы, сочинения небольшого объёма по началу, по опорным словам.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся VI класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Содержание учебного материала.
Функции русского языка в современном мире.
(1 ч).
Повторение пройденного в V-VII.
(8 ч + 2 ч).
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Словосочетание.
(6 часов).
I. Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
II. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические
по значению словосочетания.
Простое предложение.
(2 ч )
I. Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
II. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
III. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.
Простые двусоставные предложения.
Главные члены предложения.
(10 ч + 2 ч).
I. Повторение пройденного о подлежащем.
Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
III. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Второстепенные члены предложения.
(10 ч + 1 ч).
I. Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
II. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
III. Ораторская речь, ее особенности.
IV. Публичное выступление об истории своего края.
Простые односоставные предложения.
(7 ч + 2 ч).
I. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
III. Рассказ на свободную тему.
Неполные предложения.
(2 ч.).
I. Понятие о неполных предложениях.
II. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Однородные члены предложения.
(12 ч).
I. Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соеди нительными, противительными, разделительными) и интона- цией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Вариативность постановки знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
III. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера)
Обращения, вводные слова.
(9 ч + 1 ч).
I. Повторение изученного об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль обращений, вводных слов.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
III. Публичное выступление на общественно значимую тему.
Обособленные члены предложения.
(12 ч + 1 ч).
I. Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
III. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
Прямая и косвенная речь.
(6 ч + 1 ч).
I. Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
Повторение и систематизация пройденного в VIII классе.
(5 ч + 2 ч).
Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).
Календарно-тематический план реализации рабочей программы.
Календарно-тематический план рассчитан на 3 часа в неделю (102 часов в год), определяет количество уроков на изучение основных вопросов курса, обобщения и закрепления, контроля знаний, уроков развития речи, а также на реализацию национально-регионального компонента.
В Календарно-тематическое планирование включены темы, обозначенные в Федеральном компоненте государственного стандарта по русскому языку, вошедшие в Примерную программу по русскому языку.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс
русского языка 8 класса.
Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями;
пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По пунктуации
Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами.
Ставить знаки препинания в простых предложениях
с однородными членами,
при обособленных второстепенных уточняющих членах предложения,
в предложениях с прямой и косвенной речью,
при цитировании, обращении,
при междометиях, вводных словах и предложениях.
Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым.
По орфографии
Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи
Определять тип и стиль текста.
Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, архитектурных памятников.
Писать сочинения – описания (сравнительная характеристика знакомы лиц, описание местности, памятника культуры или истории), сочинения – рассуждения на морально-этическую тему.
Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки.
Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы.
Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.
№ |
Тема урока |
Тип урока |
Количество часов |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Вид контроля, вид самостоятельной работы |
Домашнее задание |
Дата |
|
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ |
|||||||||
1 |
Русский язык в современном мире |
Урок усвоения новых знаний |
1 |
Понятие «государственный язык». Особый политико - правовой статус русского языка как государственного языка РФ |
Понимать статус русского языка как государственного. Знать, что русский язык используется в среде официального общения внутри РФ, причины потребности в общении на русском языке |
Письменно ответить на вопрос «Какие вы знаете слова, пришедшие в русский язык из языков народов, населяющих Россию?» |
Стр. 3, № 2. |
||
РАЗДЕЛ II. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V - VII КЛАССАХ |
|||||||||
2 |
Пунктуация и орфография |
Повторительно - обобщающий урок |
1 |
Функции языка. Формы речи. Нормы русского литературного языка |
Повторить основные разделы науки о языке |
Графический объяснительный диктант, составление схем, конструирование по схемам |
§ 1, составить словарный диктант «Проверяемые безударные гласные» |
||
3 |
Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения |
Повторительно - обобщающий урок |
1 |
Назначение знаков препинания. Синтаксические условия употребления знаков препинания |
Повторить условия употребления знаков препинания |
Заполнить таблицу, ответить на вопросы |
§ 2, упр. № 10. |
||
4 - 5 |
Знаки препинания в сложном предложении |
Повторительно - обобщающий урок |
2 |
Языковые средства связи простых предложений в сложном предложении |
Знать определение простых и сложных предложений, правила постановки знаков препинания в сложных предложениях, в простых предложениях с обобщающим словом, с однородными членами. Уметь производить синтаксический разбор. |
Составление схем, конструирование по схемам |
§ 3, упр. №16, № 17. |
||
6 |
Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий |
Повторительно - обобщающий урок |
1 |
Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий |
Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, сопоставляя изученные части речи, употребляя их в речи |
Объяснительный диктант, анализ текста |
§ 4, упр. № 24. По опорным словам составить предложения, определить синтаксическую роль слов с Н и НН |
||
7 |
Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи |
Повторительно - обобщающий урок |
1 |
НЕ с глаголами, деепричастиями, именами существительными, именами прилагательными, наречиями на - О |
Уметь безошибочно писать НЕ с глаголами, деепричастиями, именами существительными, именами прилагательными, наречиями на - О |
Диктант «Проверь себя» |
§ 5, упр. № 36. Из художественных произведений выписать предложения со словами с НЕ, указать части речи, условия выбора орфограмм |
||
8 - 9 |
Подробное изложение с грамматическим заданием |
Урок развития речи |
2 |
Стили и типы речи, анализ содержания и языковых средств, использование просмотрового чтения по ключевым словам |
Уметь пересказывать текст, отражать своё понимание проблемы и позиции автора исходного текста, производить частичный языковой анализ текста, применяя знания о частях речи, структуре предложения, синтаксических функциях частей речи в тексте |
Изложение |
стр. 17, упр. № 27. |
||
РАЗДЕЛ III. СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ |
|||||||||
10 |
Основные единицы синтаксиса |
Урок усвоения новых знаний |
1 |
Основные единицы синтаксиса. Синтаксис как раздел науки о языке |
Знать основные единицы синтаксиса. Уметь различать основные единицы синтаксиса |
Заполнить таблицу, ответить на вопросы |
§ 6, стр.21, упр. № 40. |
||
11 |
Текст как единица синтаксиса |
Урок развития речи |
1 |
Понятие текста. Композиция текста. Смысловая связь частей текста |
Уметь определить смысловую связь частей текста, способ сцепления предложений, характер синтаксических конструкций, порядок слов |
Из слов составить предложения с указанным коммуникативным заданием, включить эти предложения в текст |
§ 7, упр. № 47. Проанализировать своё сочинение, определить, какие признаки текста в нём присутствуют |
||
12 |
Предложение как единица синтаксиса |
Урок усвоения новых знаний |
1 |
Основные единицы синтаксиса: словосочетание и предложение. Виды и средства синтаксической связи: интонация, окончание, предлоги, союзы |
Знать интонационные средства синтаксиса (логическое ударение, пауза, темп, тон, мелодичный рисунок), понимать их грамматическую и смыслоразличительную роль, использовать синтаксические средства в составлении словосочетаний и предложений |
Выразительное чтение поэтических и прозаических текстов, создание собственных текстов с использованием средств синтаксической связи |
§ 8, упр. 51. |
||
13 |
Словосочетание как единица синтаксиса |
Урок усвоения новых знаний |
1 |
Основные единицы синтаксиса: словосочетание и предложение. Виды и средства синтаксической связи: интонация, окончание, предлоги, союзы |
Знать интонационные средства синтаксиса (логическое ударение, пауза, темп, тон, мелодичный рисунок), понимать их грамматическую и смыслоразличительную роль, использовать синтаксические средства в составлении словосочетаний и предложений |
Выразительное чтение поэтических и прозаических текстов, создание собственных текстов с использованием средств синтаксической связи |
§ 9, упр. № 55. |
||
14 |
Виды словосочетаний |
Урок усвоения новых знаний |
1 |
Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Основные признаки словосочетаний |
Знать основные виды словосочетаний: именные, глагольные, наречные. Уметь распознавать и моделировать словосочетания всех видов |
Составление словосочетаний по схемам, распределение по группам в зависимости от главного слова |
§ 10, упр. № 58. |
||
15 |
Синтаксические связи слов в словосочетаниях |
Урок усвоения новых знаний |
1 |
Виды словосочетаний по способу связи слов: согласование, управление, примыкание |
Знать типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание, нормы сочетания слов и причины нарушения сочетания. Уметь моделировать словосочетания всех видов, выделять их из предложения, определять тип связи |
Распространить словосочетания, согласовать зависимое слово с главным, поставить существительное в нужном падеже, заменить словосочетание синонимичным |
§ 11, упр. № 70. |
||
16 |
Синтаксический разбор словосочетаний |
Урок усвоения новых знаний |
1 |
Синтаксический разбор словосочетаний |
Уметь производить синтаксический разбор словосочетаний, уместно использовать синонимичные по значению словосочетания |
Распространить словосочетания, согласовать зависимое слово с главным, поставить существительное в нужном падеже, заменить словосочетание синонимичным |
§ 12, упр. № 71. |
||
17 |
Повторение по теме «Словосочетание» |
Урок закрепления изученного |
1 |
Синтаксический разбор словосочетаний |
Уметь производить синтаксический разбор словосочетаний |
Составление словосочетаний по схемам,распределе-ние по группам в зависимости от главного слова |
§ 12, упр. № 73. |
||
18 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием |
Урок контроля |
1 |
Уметь производить синтаксический разбор словосочетаний |
Контрольный диктант |
||||
РАЗДЕЛ IV. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ |
|||||||||
19 |
Грамматическая (предикативная) основа предложения |
Урок усвоения новых знаний |
1 |
Структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения. Основные типы грамматических основ |
Уметь производить синтаксический разбор простого предложения, определять грамматические основы в простом и сложном предложении, использовать служебные слова, порядок слов в предложении, интонацию для смысловой и грамматической связи слов в предложении |
Комментированное письмо, разбор предложений по членам, конструирование предложений с заданной грамматической основой |
§ 13, упр. № 75. |
||
20 |
Порядок слов в предложении. Интонация |
Урок закрепления изученного |
1 |
Прямой и обратный порядок слов в предложении. Интонационные средства, основные элементы интонации (изменение тона, громкость, темп произношения, паузы, логическое ударение) |
Уметь интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, выразительно читать предложение, использовать в текстах разных стилей прямой и обратный порядок слов |
Выразительное чтение текстов. Ответить на вопросы «Как порядок слов влияет на смысловые оттенки каждого предложения?», «С какой целью используется инверсия?» |
§ 14, § 15, упр. № 87. |
||
21 - 22 |
Сочинение – описание памятника культуры
|
Урок развития речи |
2 |
Сопоставительный анализ репродукций картин А. Баулина и С.В. Герасимова с изображением одного и того же памятника архитектуры. Жанровое разнообразие сочинений (дневниковая запись, письмо, рассказ). План сочинения |
Знать структуру текст – описания, его языковые особенности. Уметь делать сравнительный анализ картин, сопоставлять собственный текст на основе увиденного, выбирать жанры, уместно использовать изобразительно – выразительные средства языка, соблюдать нормы русского литературного языка на письме |
Сочинение |
стр. 45, упр. № 89. |
||
РАЗДЕЛ V. ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ |
|||||||||
23 |
Главные члены двусоставного предложения |
Урок усвоения новых знаний |
1 |
Главные члены двусоставного предложения, способы выражения подлежащего. Особые случаи согласования подлежащего со сказуемым |
Знать и пояснять функцию главных членов, находить и характеризовать подлежащее и сказуемое в предложении, определять способы выражения подлежащего, уметь согласовывать сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием или сложносокращённы словом |
Составить предложение, использовать в качестве подлежащих неделимые словосочетания. Предупредительный диктант |
§ 17, упр. № 93. |
||
24 |
Сказуемое. Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения |
Урок усвоения новых знаний |
1 |
Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения |
Знать виды сказуемого. Уметь находить и характеризовать сказуемое в предложении, согласовывать подлежащее и сказуемое, применяя соответствующее правило, учитывая в ряде случаев сосуществующие в речи варианты согласования, определять морфологические способы выражения простого глагольного сказуемого |
Составить план теоретического материала параграфа, подготовить устное высказывание «Способы выражения простого глагольного сказуемого». Составить предложения с глагольными фразеологизмами в роли сказуемых |
§ 18, §19, упр. № 97. |
||
25 |
Публицистическое сочинение о памятнике культуры
|
Урок развития речи |
1 |
Публицистическое сочинение о памятнике культуры (на основе упражнения № 101, № 102) |
Уметь создавать текст публицистического характера, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчленённое предложение, риторические вопросы и восклицания, вопросно - ответная форма изложения) |
Подготовка рабочих материалов |
Сочинение |
||
26 |
Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения |
Урок усвоения новых знаний |
1 |
Составное глагольное сказуемое, способы его выражения |
Знать структуру составного глагольного сказуемого, опознавать его в тексте по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значения, различать простое и составное глагольное сказуемое |
Заменить составные глагольные сказуемые со вспомогательным глаголом на составные глагольные с кратким прилагательным. Составить план §20, проиллюстрировать каждый пункт плана своими примерами |
§ 20, упр. № 106. |
||
27 |
Составное именное сказуемое, способы его выражения |
Урок усвоения новых знаний |
1 |
Составное именное сказуемое, способы его выражения |
Знать структуру составного именного сказуемого, различать составные глагольные и составные именные сказуемые, определять способы выражения именной части составного именного сказуемого, сопоставлять предложения с синонимичными сказуемыми разных видов |
Комментированное письмо. Устный связный ответ «Составное именное сказуемое и способы его выражения» |
§ 21, упр. № 108. |
||
28 |
Тире между подлежащим и сказуемым |
Урок усвоения новых знаний |
1 |
Особенности связи подлежащих и сказуемых, постановка знаков препинания между подлежащим и сказуемым |
Определять способы выражения подлежащих и сказуемых, знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, применять правило на практике, интонационно правильно произносить предложения |
Объяснительный диктант |
§ 22, упр. № 120. |
||
29 |
Виды сказуемых. Тире между подлежащими и сказуемыми |
Урок закрепления изученного |
1 |
Виды сказуемых. Тире между подлежащими и сказуемыми |
Уметь определять морфологические способы выражения главных членов предложения, различать виды сказуемых, ставить тире между подлежащим и сказуемым, производить синонимическую замену разных видов сказуемого |
Конструирование и реконструкция предложений по определённым моделям, осложнённое списывание |
Составить устное высказывание «Тире между подлежащим и сказуемым» |
||
РАЗДЕЛ VI. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
|||||||||
30 |
Роль второстепенных членов в предложении |
Урок усвоения новых знаний |
1 |
Второстепенные члены предложения. Группы второстепенных членов по характеру значения и синтаксической роли в предложении |
Знать отличие главных и второстепенных членов предложения. |
Конструирование и реконструкция предложений по определённым моделям, осложнённое списывание |
§ 23, составить устное высказывание «Роль второстепенных членов в предложении» |
||
31 |
Дополнение. Способы выражения дополнения |
Урок усвоения новых знаний |
1 |
Дополнение прямое и косвенное. Способы выражения дополнения |
Знать определение дополнения, различать прямое и косвенное дополнение, способы их выражения, уметь опознавать их в предложении, определяя смысловые отношения между словами, роль в предложении, не смешивать подлежащее и прямое дополнение |
Разбор предложений по членам. Осложнённое списывание. |
§ 24, упр. № 130. |
||
32 |
Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения |
Урок усвоения новых знаний |
1 |
Согласованные и несогласованные определения, Способы выражения определения |
Уметь различать определения согласованные и несогласованные, определять способы их выражения, уметь использовать определения для характеристики предмета, явления, а определения – эпитеты - как средства выразительности |
Творческое списывание. Найти в тексте согласованные и несогласованные определения, указать, какие определения обозначают устойчивые признаки предметов, а какие указывают лишь на отношения между предметами |
§ 25, упр. № 135. |
||
33 |
Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении |
Урок усвоения новых знаний |
1 |
Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении |
Уметь распознавать приложения среди других второстепенных членов, использовать приложения в качестве средства выразительности речи, правильно ставить знаки препинания при приложении |
Составить план к теоретическому материалу параграфа, каждый пункт плана проиллюстрировать своими примерами |
§ 26, упр. № 141. |
||
34 |
Обстоятельство. Способы его выражения |
Урок усвоения новых знаний |
1 |
Виды обстоятельств по значению. Способы выражения обстоятельств |
Уметь различать виды обстоятельств по значению, определять способы их выражения, использовать обстоятельства для придания речи точности, ясности, выразительности, использовать как средство связи предложений в повествовательных текстах |
Конструирование предложений, Заполнить таблицу «Виды обстоятельств по значению» |
§ 27, упр. № 159. |
||
35 |
Синтаксический разбор двусоставного предложения |
Урок усвоения новых знаний |
1 |
Синтаксический разбор двусоставного предложения |
Уметь производить синтаксический разбор простого двусоставного предложения, определять грамматические основы в простом и сложном предложении, использовать служебные слова, порядок слов в предложении, интонацию для смысловой и грамматической связи слов в предложении |
Комментированное письмо, разбор предложений по членам, конструирование предложений с заданной грамматической основой |
§ 28, упр. № 161. |
||
36 - 37 |
Характеристика человека как вид текста. Строение данного текста, его языковые особенности |
Урок развития речи |
2 |
Характеристика человека как вид строения текста, языковые особенности |
Понимать особенности такого вида текста как характеристика человека, уметь использовать текст такого вида, использовать языковые средства, соблюдать на письме литературные нормы |
Сочинение - характеристика |
стр. 82, контрольные вопросы и задания |
||
38 |
Контрольный диктант |
Урок контроля |
1 |
Главные и второстепенные члены предложения. Способы выражения |
Уметь определять грамматические основы, способы выражения главных и второстепенных членов предложения, производить синонимическую замену разных видов сказуемого. Согласованных и несогласованных определений, правильно ставить знаки препинания между подлежащими и сказуемыми, при приложении |
Контрольный диктант |
|||
РАЗДЕЛ VII.ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
|||||||||
39 |
Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений |
Урок усвоения новых знаний |
1 |
Односоставные предложения, их основные группы. Главный член односоставного предложения |
Знать структурные различия односоставных предложений, уметь различать двусоставные и односоставные предложения, опознавать односоставные предложения в тексте, в структуре сложного предложения |
§ 30, упр. № 172. |
|||
40 |
Назывные переложения, их структурные и смысловые особенности |
Урок усвоения новых знаний |
1 |
Назывные переложения. Их структурные и смысловые особенности |
Знать структурные особенности и особенности употребления назывных предложений, уметь опознавать их в тексте, употреблять в собственных высказываниях как средство лаконичного изображения фактов окружающей действительности, характеризовать сферу употребления назывных предложений |
Анализ фрагментов из художественной литературы (стихотворения А.Фета, А.Твардовский «Василий Тёркин»). Определить роль назывных предложений |
§ 31, упр. № 180. |
||
41 |
Определённо - личные предложения. Их структурные и смысловые особенности |
Урок усвоения новых знаний |
1 |
Определённо - личные предложения. Их структурные и смысловые особенности |
Знать структурные и грамматические особенности определённо - личных предложений. Уметь различать односоставные и двусоставные предложения, находить определённо - личные предложения по их значению, структурным особенностям, использовать определённо - личные предложения в разных стилях речи, пользоваться двусоставными и определённо - личными предложениями как синтаксическими синонимами, правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят определённо - личные предложения |
§ 32, упр. № 185. |
|||
42 |
Неопределённо - личные предложения. Их структурные и смысловые особенности |
Урок усвоения новых знаний |
1 |
Неопределённо - личные предложения, их структурные и смысловые особенности |
Знать структурные и грамматические особенности неопределённо - личных предложений, сферу употребления, способы выражения сказуемого в этих предложениях, опознавать их в тексте и в структуре сложного предложения, уметь их использовать в собственных высказываниях, заменять двусоставные предложения синонимичными односоставными |
Сопоставительный анализ определённо - личных и неопределённо - личных предложений как семантически противоположных друг другу. Конструирование предложений |
§ 33, упр. № 191. § 34, упр. № 197. |
||
43 - 44 |
Безличные предложения, их структурные и смысловые особенности |
Урок усвоения новых знаний |
2 |
Безличные предложения, их структурные и смысловые особенности |
Знать структурные особенности безличных предложений, способы выражения сказуемого, особенности употребления в речи, уметь опознавать безличные предложения в тексте и умело употреблять в собственной речи |
Составить предложения по схемам |
§ 35, упр. № 205, № 204. |
||
45 |
Сочинение - рассуждение на свободную тему |
Урок развития речи |
2 |
Сочинение - рассуждение: тезис, аргументы, вывод. Информативность аргументов. Размышление об ответственности человека за свои слова с опорой на личный опыт |
Уметь создавать собственные высказывания, соблюдая типологические особенности рассуждения, отбирать нужные аргументы, высказывать своё мнение, соблюдать на письме нормы русского литературного языка |
Сочинение - рассуждение |
|||
46 |
Неполные предложения |
Урок усвоения новых знаний |
1 |
Неполные предложения. Предложения полные и неполные. Неполные предложения в диалоге и сложном предложении |
Знать общее понятие неполных предложений, понимать назначение неполных предложений в общем, опознавать эти предложения в тексте и грамотно употреблять в собственных высказываниях, наблюдать за употреблением неполных предложений в разговорной речи в письменном тексте |
Преобразовать полные двусоставные предложения в неполные |
§ 37, упр. № 215. |
||
47 |
Синтаксический разбор односоставного предложения |
Урок усвоения новых знаний |
1 |
Синтаксический разбор односоставного предложения |
Уметь производить синтаксический разбор простого односоставного предложения, определять грамматические основы в простом и сложном предложении, использовать служебные слова, порядок слов в предложении, интонацию для смысловой и грамматической связи слов в предложении |
Комментированное письмо, разбор предложений по членам, конструирование предложений с заданной грамматической основой |
§ 38, упр. № 216. |
||
48 |
Систематизация и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения» |
Повторительно - обобщающий урок |
1 |
Односоставные предложения, их грамматические признаки. Виды односоставных предложений, Морфологические средства выражения главного члена |
Уметь пользоваться двусоставными предложениями как синтаксическими синонимами, анализировать в сопоставлениях разновидности односоставных предложений, составлять диалоги с употреблением определённо - личных предложений, включать неопределённо - личные предложения в составляемые сюжетные тексты, употреблять безличные предложения в миниатюрных зарисовках явлений природы |
Сочинение - миниатюра |
|||
49 |
Контрольный диктант |
Урок контроля |
1 |
Виды односоставных предложений. Употребление односоставных и неполных предложений |
Уметь различать виды односоставных предложений, определять способы выражения главных членов в них, различать разные типы сказуемых, правильно расставлять знаки препинания, выразительно читать |
Контрольный диктант |
|||
РАЗДЕЛ VIII. ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ |
|||||||||
50 |
Понятие об осложнённом предложении |
Урок усвоения новых знаний |
1 |
Осложнённые и неосложнённые предложения |
Уметь находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать их выбор и расставлять знаки препинания в соответствии с изученными правилами |
Конструирование предложений, разбор их по членам, составление схем, графический диктант |
§ 39, упр. № 222. |
||
РАЗДЕЛ IX. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
|||||||||
51 |
Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения |
Урок усвоения новых знаний |
1 |
Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами |
Уметь опознавать однородные члены (распространённые, нераспространённые, выраженные различными частями речи, ряды однородных членов), соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами, строить предложения с несколькими рядами однородных членов |
Сопоставить конструкции с распространёнными и нераспространёнными однородными членами, определить функции сочинительных союзов |
§ 40, упр. № 226. |
||
52 |
Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них |
Урок усвоения новых знаний |
1 |
Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами |
Уметь опознавать однородные члены (распространённые, нераспространённые, выраженные различными частями речи, ряды однородных членов), соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами, строить предложения с несколькими рядами однородных членов |
Сопоставить конструкции с распространёнными и нераспространёнными однородными членами, определить функции сочинительных союзов |
§ 41, упр. № 241. |
||
53 |
Однородные и неоднородные определения |
Урок усвоения новых знаний |
1 |
Однородные и неоднородные определения |
Уметь различать однородные и неоднородные определения на основе смыслового, интонационного и грамматического анализа предложений, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными членами |
Составить конспект текста правила |
§ 42, упр. № 244, I. |
||
54 |
Однородные и неоднородные определения |
Урок закрепления изученного |
1 |
Однородные и неоднородные определения |
Уметь различать однородные и неоднородные определения, употреблять слова в прямом и переносном значении в качестве однородных (неоднородных) определений |
Предупредительный диктант |
§ 42, упр. № 244, II. |
||
55 |
Изложение. Сравнительная характеристика |
Урок развития речи |
1 |
Изложение - сравнительная характеристика |
Уметь дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию прослушанного теста, фиксировать информацию прослушанного текста в виде полного пересказа, использовать изученные синтаксические конструкции при описании внешности человека |
Изложение |
|||
56 |
Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них |
Урок усвоения новых знаний |
1 |
Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуации при них |
Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами, составлять схемы предложений с однородными членами, определять оттенки противопоставления, контрастности, уступительности, несоответствия, выражаемые противительными союзами, чередования или неопределённости оценки явления, выражаемые разделительными союзами, расставлять знаки препинания |
Комментированное письмо. Составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам |
§ 43, упр. № 252. |
||
57 |
Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуации при них |
Урок закрепления изученного |
1 |
Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуации при них |
Уметь пользоваться предложениями с однородными членами в речи, различать простые предложения с однородными членами, связанными союзом И, и сложносочинённые предложения, производить возможную синонимическую замену союзов при однородных членах |
Графический диктант |
§ 43. Составить устное высказывание на тему «Однородные члены предложения и пунктуация при них». |
||
58 |
Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них |
Урок усвоения новых знаний |
1 |
Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них |
Уметь находить обобщающие слова при однородных членах предложения, определять место их по отношению к однородным членам, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах |
Составить алгоритм применения правила |
§ 44, упр. № 272. |
||
59 |
Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них |
Урок закрепления изученного |
1 |
Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них |
Уметь различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложения с составным именным сказуемым, распознавать логические категории рода и вида, общего и частного. Правильно расставлять знаки препинания, использовать предложения с обобщающими словами при однородных членах в текстах разных стилей |
Составить связное высказывание, включить изученные синтаксические конструкции |
§ 44, упр. № 273. |
||
60 |
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами |
Повторительно – обобщающий урок |
1 |
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочинённых предложений |
Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами, использовать разные типы сочетаний однородных членов(парное соединение, с повторяющимися союзами, с составными союзами) как средство выразительности, выбирать форму сказуемого при однородных подлежащих, соблюдать нормы сочетания однородных членов |
Сочинение - миниатюра |
§ 45, § 46, упр. № 277. |
||
61 |
Систематизация и обобщение изученного по теме «Однородные члены» |
Повторительно – обобщающий урок |
1 |
Средства связи однородных членов предложения. Знаки препинания при однородных членах. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами |
Уметь опознавать, строить и читать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания, соблюдая интонационные особенности предложений |
Объяснительный диктант |
П. § 40 - § 46, Подготовить сообщение «Пунктуация в предложении с обобщающими словами при однородных членах» |
||
62 |
Контрольный диктант |
Урок контроля |
1 |
Однородные члены предложения |
Уметь опознавать, строить и читать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания, соблюдая интонационные особенности предложений |
Контрольный диктант |
|||
РАЗДЕЛ X. ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
|||||||||
63 |
Понятие об обособлении второстепенных членов предложения |
Урок усвоения новых знаний |
1 |
Понятие об обособлении второстепенных членов предложения |
Иметь представление об обособлении как способе придать второстепенным членам предложения относительную смысловую самостоятельность, особую значимость в высказывании, уметь характеризовать разные признаки обособления оборотов: смысловые, грамматические, интонационные, пунктуационные |
Комментированное письмо |
§ 47, упр. № 289. |
||
64 |
Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. Выделительные знаки препинания при них |
Урок усвоения новых знаний |
1 |
Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. Выделительные знаки препинания при них |
Уметь находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, а также согласованные одиночные определения, относящиеся к существительным, интонационно правильно их произносить, ставить знаки препинания при пунктуационном оформлении письменного текста |
Конструирование предложений |
§ 48, упр. № 299. |
||
65 |
Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. Выделительные знаки препинания при них |
Урок закрепления изученного |
1 |
Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. Выделительные знаки препинания при них |
Уметь опознавать условия обособления определений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными определениями, при пунктуационном оформлении письменного текста правильно ставить знаки препинания, использовать обособленные определения в текстах разных стилей |
Выразительное чтение примеров |
§ 48, упр. № 300. |
||
66 |
Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения, обособление несогласованных определений |
Урок закрепления изученного |
1 |
Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения, обособление несогласованных определений |
Уметь выявлять грамматические условия обособления определений с обстоятельственным оттенком значения, несогласованных определений, интонационно читать предложения с обособленными определениями, понимать и определять изобразительно - выразительные функции обособленных определений в художественной речи |
Составить план ответа « Обособление несогласованных определений» |
|||
67 - 68 |
Рассуждение на дискуссионную тему |
Урок развития речи |
2 |
Рассуждение на основе литературного произведения |
Уметь создавать текст - рассуждение, сохраняя его композиционные элементы(тезис, аргументы, вывод), ориентируясь на определённого читателя, умело вплетать цитаты из художественного текста, обосновывать своё мнение |
Сочинение |
|||
69 |
Обособление согласованных приложений. Выделительные знаки препинания при них |
Урок усвоения новых знаний |
1 |
Обособление согласованных приложений. Выделительные знаки препинания при них |
Знать основные условия обособления приложений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями, правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных приложений |
Конструирование предложений |
§ 50, упр. № 307. |
||
70 |
Обособление согласованных приложений. Выделительные знаки препинания при них |
Урок закрепления изученного |
1 |
Обособление согласованных приложений. Выделительные знаки препинания при них |
Уметь опознавать приложения в тексте на слух, правильно ставить знаки препинания, интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями, использовать обособленные приложения в разных стилях и текстах речи |
Разбор примеров из произведений художественной литературы |
§ 50, упр. № 311. |
||
71 |
Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. Выделительные знаки препинания при них |
Урок усвоения новых знаний |
1 |
Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием |
Уметь определять условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием, находить деепричастный оборот, определять его границы, ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, использовать в речи деепричастный оборот, правильно строить предложения с ними, уметь заменять их синонимичными конструкциями |
Составить схемы предложений |
§ 51, упр. № 320. |
||
72 |
Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. Выделительные знаки препинания при них |
Урок закрепления изученного |
1 |
Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием |
Уметь определять границы деепричастного оборота, правильно ставить знаки препинания при обособлении, конструировать предложения с деепричастным оборотом, исправлять ощибки в предложении, интонационно правильно произносить, опознавать обособленные обстоятельства как изобразительно – выразительные средства в художественной речи |
Составить схемы предложений |
§ 51, упр. № 322. |
||
73 |
Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК. Сравнительный оборот |
Повторительно – обобщающий урок |
1 |
Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК. Сравнительный оборот |
Уметь опознавать синтаксические конструкции с союзом КАК, правильно ставить знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом и синтаксическими конструкциями с КАК, использовать сравнительный оборот в текстах разных стилей и типов речи |
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений |
Из текстов изученных произведений выписать предложения с союзом КАК, объяснить знаки препинания |
||
74 |
Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами |
Урок усвоения новых знаний |
1 |
Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами |
Знать основные условия обособления обстоятельств, выраженных именами существительными с предлогами в косвенных падежах, интонационно правильно произносить предложения с обособленными обстоятельствами уступки и причины, выраженными существительными с предлогами, правильно расставлять знаки препинания |
Диктант «Проверяю себя» |
Составить схемы предложений |
||
75 |
Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них |
Урок усвоения новых знаний |
1 |
Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них |
Иметь преставление об уточняющих членах предложения и о свойствах, отличающих их от обособленных оборотов, уметь опознавать уточняющие члены предложения на основе семантико – интонационного анализа высказывания |
Синтаксический разбор предложений |
§ 52, упр. № 326. |
||
76 |
Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами |
Повторительно – обобщающий урок |
1 |
Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами |
Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обособленными членами, правильно ставить знаки препинания при обособленных членах предложения |
Предупредительный диктант |
§ 53 - § 54 |
||
77 |
Контрольный диктант |
Урок контроля |
1 |
Обособленные члены предложения, знаки препинания при них |
Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы |
Контрольный диктант |
|||
РАЗДЕЛ XI. СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕСВЯЗАННЫЕ С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ |
|||||||||
78 |
Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении |
Урок усвоения новых знаний |
1 |
Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении |
Иметь представление об обращении за счёт осмысления основного назначения обращения в речи( звательная, оценочная, изобразительная функция обращения), уметь характеризовать синтаксические и пунктуационные особенности предложений с обращениями |
Составить таблицу «Запятая при обращении» |
§ 55, § 56, упр. № 346. |
||
79 |
Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений |
Урок закрепления изученного |
1 |
Обращение, знаки препинания при нём. Интонация предложения с обращениями. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, в языке художественной литературы и официально - деловом стиле |
Уметь интонационно правильно произносить предложения, употреблять обращения в различных речевых ситуациях, различать обращения и подлежащие двусоставного предложения |
§ 57, § 58, упр. № 356, № 360. |
|||
80 |
Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Группы вводных слов и вводных сочетаний по значению |
Урок усвоения новых знаний |
1 |
Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Группы вводных слов и вводных сочетаний по значению |
Знать группы вводных конструкций по значению, понимать роль вводных слов как средства выражения субъективной оценки высказывания, уметь выражать определённые отношения к высказыванию с помощью вводных слов, правильно ставить знаки препинания при вводных словах, различать вводные слова и члены предложения |
Заполнить таблицу «Значения вводных слов» |
§ 59 - § 60, упр. № 366. |
||
81 |
Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях |
Урок закрепления изученного |
1 |
Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях |
Уметь употреблять в речи вводные слова с учётом речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания при вводных словах, соблюдать интонацию при чтении предложений, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей текста, производить синонимическую замену вводных слов |
Конструирование предложений |
§ 61, упр. № 375. |
||
82 |
Вставные слова, словосочетания и предложения |
Урок усвоения новых знаний |
1 |
Вставные слова, словосочетания и предложения |
Иметь представление о вставных конструкциях, их смысловых отличиях от вводных слов и предложений, уметь опознавать вставные конструкции, правильно читать предложения с ними, расставлять знаки препинания |
Диктант «Проверяю себя» |
§ 62, упр. № 387, § 63, упр. № 391. |
||
83 |
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения |
Повторительно – обобщающий урок |
1 |
Вводные конструкции как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. Группы вводных слов и выражений по значению. Вводные предложения и вставные конструкции. Обращение и способы его выражения. Знаки препинания |
Уметь производить синтаксический разбор предложений с вводными конструкциями, обращениями и междометиями, правильно ставить знаки препинания, производить синонимичную замену вводных слов, различать вводные слова и созвучные члены предложения, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей текста, различные формы обращений в речевом этикете |
Составить памятку «Как готовиться к уроку русского языка», используя вводные слова |
§ 64, упр. № 398, стр. 189, контрольные вопросы и задания |
||
84 |
Контрольный диктант |
Урок контроля |
1 |
Вводные конструкции как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. Группы вводных слов и выражений по значению. Вводные предложения и вставные конструкции. Обращение и способы его выражения. Знаки препинания |
Уметь производить синтаксический разбор предложений с вводными конструкциями, обращениями и междометиями, правильно ставить знаки препинания, производить синонимичную замену вводных слов, различать вводные слова и созвучные члены предложения, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей текста, различные формы обращений в речевом этикете |
Контрольный диктант |
|||
РАЗДЕЛ XII. СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ С ЧУЖОЙ РЕЧЬЮ |
|||||||||
85 |
Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь |
Урок усвоения новых знаний |
1 |
Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью, Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью |
Знать основные способы передачи чужой речи, уметь выразительно читать предложения с прямой речью, правильно ставить в них знаки препинания и обосновывать их постановку |
Составление схем, конструирование предложений с прямой речью по схемам |
§ 65 - § 67, упр. № 404. |
||
86 |
Косвенная речь. Прямая речь. Диалог |
Урок усвоения новых знаний |
1 |
Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной |
Знать понятие «косвенная речь», различать прямую и косвенную речь, заменять прямую речь косвенной и наоборот, обосновывать постановку знаков препинания при косвенной речи |
Конструирование предложений с разными способами передачи чужой речи |
§ 68 - § 70, упр. № 412. |
||
87 |
Цитата |
Урок усвоения новых знаний |
1 |
Цитаты и знаки препинания при них |
Знать правила оформления цитат, уметь вводить цитаты в речь, правильно ставить знаки препинания при цитировании |
Записать текст под диктовку |
§ 68 - § 70, упр. № 424. |
||
88 |
Систематизация и обобщение изученного. Синтаксический разбор предложений с чужой речью |
Повторительно – обобщающий урок |
1 |
Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Использование разных способов цитирования в собственных высказываниях |
Уметь производить синтаксический разбор предложений и моделировать предложения с прямой речью, производить синонимичную замену предложений с прямой и косвенной речью, пунктуационно оформлять предложения с прямой речью, с косвенной речью, выразительно читать предложения |
Объяснительный диктант |
Стр. 209, контрольные вопросы |
||
89 - 90 |
Рассказ |
Урок развития речи |
2 |
Композиция рассказа, использование диалога в рассказе как текстообразующего элемента |
Уметь создавать текст повествовательного характера, сохраняя типологические особенности, включать в свой рассказ диалог, соблюдать на письме литературные нормы |
Сочинение – рассказ по данному началу с включением диалога |
|||
РАЗДЕЛ XIII. ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В VIII КЛАССЕ |
|||||||||
91 - 92 |
Синтаксис и морфология |
Повторительно – обобщающий урок |
2 |
Морфология и синтаксис как разделы грамматики. Разнообразие синтаксических конструкций. Первичные и вторичные функции различных частей речи |
Уметь опознавать части речи по их грамматическим признакам, определять синтаксическую роль в предложении, использовать в речи разные виды омонимов, виды и средства синтаксической связи |
Анализ текста |
§ 73, упр. № 436. |
||
93 - 96 |
Синтаксис и пунктуация |
Повторительно – обобщающий урок |
4 |
Пунктуация как система правил правописания предложений. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении |
Понимать смыслоразличительную роль знаков препинания, уметь пунктуационно грамотно оформлять предложения с однородными и обособленными членами предложения, с прямой и косвенной речью, обращениями, вводными словами, обосновывать выбор знаков препинания |
Взаимодиктант |
§ 74. Составить инструкцию о выборе знаков препинания в разных синтаксических конструкциях |
||
97 - 98 |
Контрольное изложение |
Урок развития речи |
2 |
Текст как речевое произведение |
Уметь пересказать фрагмент прослушанного текста, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста, соблюдая нормы литературного языка на письме |
Изложение |
стр. 216, упр. № 443. |
||
99=100 |
Синтаксис и культура речи |
Повторительно – обобщающий урок |
1 |
Нормы русского литературного языка в построении словосочетаний и предложений |
Уметь соблюдать орфографические , грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов, синтаксические нормы - при построении предложений, исправлять нарушения синтаксических норм, владеть языковыми средствами в соответствии с целями общения |
Тест |
§ 75, упр. № 448. |
||
101 |
Контрольная работа |
Урок контроля |
1 |
Синтаксис и пунктуация простого предложения, синтаксические нормы, текст, типы и стили речи |
Уметь анализировать текст: производить композиционно - содержательный, стилистический, типологический анализ текста, языковой анализ отдельных элементов текста, анализ правописания отдельных слов и пунктуации предложения |
Комплексный анализ текста |
|||
102 -103 |
Синтаксис и орфография |
Повторительно – обобщающий урок |
5 |
Синтаксис и орфография как разделы грамматики |
Уметь обнаруживать орфограммы, группировать их, объединять их правописание в виде рассуждения, письменно объяснять с помощью графических символов, правильно и выразительно читать предложения разных синтаксических конструкций, определяя функции знаков препинания |
Объяснительный диктант |
§ 76, упр. № 452. |
||
104-105 |
Систематизация изученного материала |
11