Рабочая тетрадь для детей с РАС
Тетрадь-тренажёр № 1 по письму (подготовительный класс) для детей с РАС
Авторы: Джантемирова И.Д., учитель-дефектолог ГОУ «Донецкая СШИ № 22», специалист высшей категории, звание «Старший учитель». Верава О. П., учитель-логопед ГОУ «Донецкая СШИ № 22 », специалист высшей категории, звание «Старший учитель». Рецензенты: Тетрадь-тренажер по письму для детей с РАС ( 1 подготовительный класс): практическое пособие / авт. Джантемирова И.Д., Верава О.П. Тетрадь –тренажёр для 1 подготовительного класса ( в 3 частях) . В тетради-шаблоне представлена система работы по подготовке руки к письму, элементам букв. Пособие учитывает особенности развития детей с РАС c различной формой психического и умственного развития. Тетрадь содержит занимательный дидактический и практический материал. Использование данного пособия способствует осознанному восприятию заданий и более успешному достижению предметных результатов обучения в подготовительный период. Тетрадь-тренажёр предназначена для обучающихся с РАС в коррекционных организациях. Желаем успехов !
Условные обозначения Чувствуем. Вырезаем. Раскрашиваем. Лепим. Украшаем. Думаем.
Готовим руку к письму.
ЗАДАНИЕ 1 Рассмотри картинку. Беседа на тему «В какой комнате «живёт» кастрюля? Для чего нужна такая посуда? Практическая работа: * «Варим кашу из крупы». Берём крупу «щепотью» и кладём её в кастрюлю. * Посоли кашу солью. Берём соль «щепотью». * « Весёлая кастрюлька». Выбери цвет. Раскрась кастрюлю. Постарайся не выходить за контуры рисунка.
ЗАДАНИЕ 2 Рассмотри рисунок. Когда можно увидеть радугу? Назови цвета радуги. Найди и покажи цвета радуги среди карандашей. Практическая работа : * Кладём перед ребенком карандаш перпендикулярно к телу, заточенным концом от ребенка. «Щепотью» (большим, указательным и средним пальцами) ребёнок должен взять за незаточенный конец карандаша и передвигать пальцы к другому концу скользящим движением опираясь заточенным концом о поверхность стола. * Заверши рисунок радуги.
ЗАДАНИЕ 3 Рассмотри картинки. Беседа по теме «Осень». Для чего нужен зонт? Какого он цвета? Практическая работа ; * Раскрась свой зонт в любимый цвет. * Катаем шарик (горошину) из пластилина тремя пальцами и выкладываем по контуру. * Берём бусинку (бисер, крупу) «щепотью» и выкладываем на горошину. Украшаем зонт.
ЗАДАНИЕ 4 Рассмотри картинки. Вспомни сказку «Курочка Ряба» , расскажи её с опорой на иллюстрации. Придумай своё окончание сказки. Практическая работа: * Возьмите половину салфетку. Зажмите салфетку безымянным пальцем и мизинцем правой или левой руки. Попросите ребенка взять остальными тремя пальцами ручку или карандаш (салфетка при этом остаётся зажатой в руке). * Держи « щепотью» карандаш. Обведи линии на крыле и хвосте Курочки Рябы. Пальчиковое раскрашивание курочки акварельными красками.
ЗАДАНИЕ 5 Рассмотри картинки. Вспомни сказку «Колобок» и расскажи её с опорой на иллюстрации. 3. Расставь верно животных, которых встретил Колобок. 4. Практическая работа: * Закрепление навыка держать щепотью ручку или карандаш с использованием салфетки. * Выполнение упражнения «Клубочек –ниточка»
ЗАДАНИЕ 6 , 7 Рассмотри картинки. Какого цвета предметы? Подбери им подходящую форму. Практическая работа: * Вырежи геометрические фигуры. * Слушай и выполняй инструкцию учителя: - измени форму, размер, цвет. - раскрась «объекты» одинаковой формы одним цветом; - найди нужные фигуры и наклей их так, чтобы получился кораблик; - обведи волны.
ЗАДАНИЕ 8 Рассмотри картинки. Вспомни сказку «Три медведя и Маша», расскажи её с опорой на иллюстрации. Разрежь и собери верно сказку самостоятельно или способом «наложения» на иллюстрацию. 3. Помоги Машеньке расставить посуду для медведей. 4. Практическая работа: * «Пьём чай» Зажимаем половину салфетки безымянным пальцем и мизинцем правой или левой руки. Остальными тремя пальцами держим чайную ложку (салфетка при этом остаётся зажатой в руке). * Обведи чайник и чашку. Раскрась их. * Взять настоящую чашку и чайную ложку. «Размешай» сахар в чашке с чаем. Держи чайную ложку «щепотью».
ЗАДАНИЕ 9 1. Рассмотри картинку. 2. Вырежи фигуры. 3. Практическая работа: * «Сделай башню». Проговариваем инструкцию «Сделай также. Поставь синий (жёлтый, зелёный) кубик». «Укрась конусом верхнюю часть башни». * Обведи круги по шаблону. Раскрась их. Возьмите салфетку и зажмите её безымянным пальцем и мизинцем правой или левой руки. Остальными тремя пальцами держите карандаш (салфетка при этом должна оставаться зажатой в руке). * Собери бусины (бисер) на леску.
ЗАДАНИЕ 10 Вводим понятие «слово» и графическое изображение слова в виде черты-полоски. Рассмотри картинки. Подбери к ним «слова». Практическая работа : * Раскрась осенний кленовый листок. * Графически запиши слово «листок».
ЗАДАНИЕ 11, 12 Рассмотри картинки. Составь устно из слов предложения. Выделяем первое слово в предложении. Знакомимся с пунктуационным знаком (.) – точка, как окончание предложения. 4. Практическая работа: * Cоставь из данных картинок предложения. * Вырежи картинки, наклей и «подпиши» слова под картинками так, чтобы получилось предложение. * Раскрась петушка. Что он делает ? «Запиши» своё предложение.
Весёлые «петельки»
ЗАДАНИЕ 13 Вводим понятие « рабочая линия». Рассмотри и прощупай перфорированную рабочую линию. Найди рабочую линию на картинке. Раскрась рабочую линию в свой любимый цвет Практическая работа: * Упражнение « Помоги спортсмену добежать до финиша» * Упражнение «Нарисуй ёжику дорожку до домика» * Упражнение «Пчёлка летит в улей» * Выдели верхнюю рабочую линию зелёным цветом, нижнюю рабочую линию синим цветом.
ЗАДАНИЕ 14 Вспоминаем, прощупываем перфорированную рабочую линию. Найди прямую линию на картинке. Нарисуй ниточку. Практическая работа: * прощупай перфорированную наклонную линию. * Пишем наклонную прямую самостоятельно или «рука в руке» при необходимости. * Дорисуй цветочку стебелёк, ниточку воздушному шарику и заборчик.
ЗАДАНИЕ 15 1. Вспоминаем, прощупываем перфорированную рабочую линию. 2. Рассматриваем и прощупываем перфорированную наклонную прямую с закруглением внизу. 3. Найди наклонную прямую с закруглением внизу на картинке. 4. Практическая работа: * Пишем наклонную прямую с закруглением внизу самостоятельно или «рука в руке» при необходимости. * Дорисуй ручку зонтику, зубчики для граблей .
ЗАДАНИЕ 16 1. Вспоминаем, прощупываем перфорированную рабочую линию. 2. Рассматриваем и прощупываем перфорированную наклонную прямую с закруглением внизу. 3. Найди наклонную прямую с закруглением внизу на картинке. 4. Практическая работа: * Пишем наклонную прямую с закруглением вверху самостоятельно или «рука в руке» при необходимости. * Пишем наклонные прямые с закруглением вверху и внизу самостоятельно или «рука в руке» при необходимости. * Выложи с помощью пластилина палочку с закруглением вверху и палочку с закруглением внизу, укрась её горохом или крупным бисером.
ЗАДАНИЕ 17 1. Вспоминаем, прощупываем перфорированную рабочую линию. 2. Рассматриваем и прощупываем перфорированную наклонную прямую с закруглением вверху и внизу. 4. Практическая работа: * Пишем наклонную прямую с закруглением вверху и внизу самостоятельно или «рука в руке» при необходимости. * Гусеница спрятала элемент наклонной палочки с закруглением вверху и внизу. Найди и обведи его. * Выложи с помощью шнура или нити палочку с закруглениями вверху и внизу.
ЗАДАНИЕ 18 1. Вспоминаем, прощупываем перфорированную рабочую линию. 2. Найди полуовал на картинке. 3. Рассматриваем и прощупываем перфорированный «левый» и «правый» полуовалы. 4. Практическая работа: * Пишем полуовалы самостоятельно или «рука в руке» при необходимости. * Выкладываем шнур ( нить) на полуовалы.
ЗАДАНИЕ 19 1. Вспоминаем, прощупываем перфорированную рабочую линию. 2. Найди овал на картинке, нарисуй свою маму, бабушку, тетю или девочку. 3. Рассматриваем и прощупываем перфорированный овал. 4. Практическая работа: * Пишем овал самостоятельно или «рука в руке» при необходимости. * Рассматриваем картинку. Сравниваем форму. Выкладываем фасоль по овалу на баклажан.
ЗАДАНИЕ 20, 21 Вспоминаем, прощупываем перфорированную рабочую линию. Вводим понятие «верхняя линия-помощница», прощупываем и обводим линию оранжевым цветом. Рассматриваем и прощупываем перфорированный элемент «длинная палочка», «длинная палочка с закруглением». Обводим карандашом элементы « длинная палочка», «длинная палочка с закруглением». 5. Практическая работа: * Пишем элементы самостоятельно или «рука в руке» при необходимости. * Напиши изученные элементы, украсим ими кувшин. Раскрась кувшин акварельными красками.
ЗАДАНИЕ 22 Вспоминаем, прощупываем перфорированную рабочую линию. Закрепляем понятие «верхняя линия-помощница». Рассматриваем и прощупываем верхнюю линию-помощницу, Пропиши карандашом элементы «петля», «волна». 3. Обведи указательным пальцем перфорированный элемент «петля» 4. Практическая работа: * Пишем элемент «петля» самостоятельно или «рука в руке» при необходимости. * С помощью нового элемента нарисуй птичку.
ЗАДАНИЕ 23 Прощупываем перфорированную рабочую линию. Вводим понятие «нижняя линия-помощница». Рассматриваем и прощупываем перфорированный элемент « нижняя петля». 3. Найди на картинке элемент « нижняя петля». Обведи его. 4. Практическая работа: * Пишем элемент « нижняя петля» самостоятельно или «рука в руке» при необходимости. * Вырежи мозаику. Выложи элемент «нижней петли» с помощью мозаики.