12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кулакова Татьяна Сергеевна103
Россия, Иркутская обл., Черемхово



t1699093756aa.jpg





t1699093756ab.gif

Подготовка к ВПР по русскому языку

5 класс













t1699093756ac.png



t1699093756ad.gif

Содержание

Стр.

Правописание Ъ и Ь…………………………………………………………………………………………………3

Ы-И после Ц……………………………………………………………………………………6

Правописание безударных гласных в корне………………………………………………...9

Ы-И после приставок………………………………………………………………………....12

О-Е(Ё) после шипящих и Ц в корне, суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных………………………………………………………………………………..14

Ь после шипящих в различных частях речи………………………………………………...16

Правописание личных окончаний глаголов…………………………………………………18

З и С на конце приставок………………………………………………………………….......22

Знаки препинания при однородных членах предложения……………………………….....25

Знаки препинания при обращении……………………………………………………………29

Знаки препинания при прямой речи……………………………………………………….....31

Простое предложение и сложное предложение. Запятая в сложном предложении….......33

Тире между подлежащим и сказуемым………………………………………………………36

Фонетический разбор…………………………………………………………………………39

Морфологический разбор…………………………………………………………………… 41

Синтаксический разбор……………………………………………………………………….43



















Правописание ъ и ь

t1699093756ae.gifПеред е, ё, ю, я и приствками, оканчивающимися на согласный Ъ

t1699093756af.gifВо всех остальных случаях (приставки, оканчивающиеся на гласный, букву и) Ь



Например:

Под(?)езд

Рассуждаем:

t1699093756ag.gift1699093756ah.gif

Есть ли приставка в слове?



t1699093756ai.gift1699093756aj.gifДа (под-) нет



t1699093756ak.gift1699093756al.gift1699093756am.gif

На что оканчивается приставка? пишем Ь



t1699093756an.gifна согласный (д) на гласный



пишем Ъ

(подЪезд)



Задание 1. Вставь пропущенный буквы. Распредели слова на 2 столбика.

Бездел…е, с…ёмка, грозд…я, бур…ян, коп..ё, обез…яна, оживлен…е, чут…ё, под…ём, брат…я, с…ём, мыт…ё, об…ём, степ…ю, раз…ярённый, в…юн, вещ…ю, об…яснил, тиш…ю, радост…ю, скатерт…ю, смелост…ю, вз…ерошенный, печен…е, над…ест, ател…е, ненаст…е, свежест…ю, гряз…ю, с…едобный, зал…ёт.

Ъ

Ь













Задание 2.

t1699093756ao.png



Задание 3. Тест

1. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется ъ?

1) раз..емный, без..ядерный, изголов..е

2) в..езжающий, из..ятый, меж..этажный

3) с..емный, об..ектив, двух..ярусный

4) необ..ятный, бул..онный, кон..юнктивит



2. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется ь?

1) бьющий ключ.., любимая вещ.., глубоких луж.., распростиш..ся с людьми

2) стало невмоч.., голос певуч.., громкий плач.., оденеш..ся потеплее

3) промаж... клеем, удивительный товарищ.., грозовых туч.., печ.. рулет

4) разреж..те лист, достучиш..ся до соседа, бежать вскач.., помощ.. преподавателя



3. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется ъ?

1) ад..ютант, под..ездной, под..ячий

2) об..ект, об..езженный, интер..ер

3) об..явленный, компан..он, прод..юсер

4) из..ян, неот..емлемый, ин..екция



4. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется ь?

1) поздороваеш..ся с другом, двигаться вскач.., быстро одеваеш..ся, стало невмоч..

2) лучший товарищ.., заметная фальш.., изнуряющая суш.., длинный меч..

3) реж.. хлеб, игра не стоит свеч.., несколько луж.., встре­тиш..ся с братом

4) мятеж.. офицеров, попрощаеш..ся с матерью, назнач..те место встречи, щедрый богач...



5. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется ъ?

1) пан..европейский, ин..екция, протод..якон

2) сверх..естественный, кон..юнктура, транс..европейский

3) пред..юбилейный, интерв..ю, звен..евой

4) трех..язычный, кан..он, п..едестал

Задание 4. Работа с текстом.

А) Определите и запишите основную мысль текста:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что книга Плюмье́ра, хранящаяся в музее, принадлежала царю Петру? Запишите ответ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(1)В одном из музеев Санкт-Петербурга сохранилась большая книга в кожаном переплёте. (2)Посреди переплёта вытиснен золотом рисунок, изображающий солнце и двуглавого орла. (3)А на первой странице наверху можно заметить две выцветшие от времени буквы «П. П.». (4)Буквы эти означают «Пётр Первый» и написаны, вероятно, им самим. (5)Называется эта книга «Художество токарное в совершенстве», а написал её француз Плюмье́р. (6)В книге много рисунков, изображающих токарные станки. (7)Царь Пётр, изучая эти рисунки, мечтал о развитии токарного дела в России.

(8)Такая мечта Петра Первого неудивительна. (9)Он сам многое умел делать руками: был и столяром, и плотником, в свободное время работал на токарном станке. (10)Однажды он выточил из слоновой кости и чёрного дерева сложнейшую вещь  — люстру с двадцатью семью подсвечниками. (11)А в том музее, где хранится книга Плюмье́ра, есть такие петровские станки, о которых Плюмье́р даже не имел представления. (12)В их создании принимал участие замечательный русский мастер Андрей Нартов, который ведал царской токарней.

(13)На петровском копировально-токарном станке можно было воспроизвести с точностью картину, изображающую сражение: солдат, лошадей, пушки. (14)И станок делал это автоматически. (15)Не человек держал тут резец, а станок. (16)Это было великое открытие. (17)Пётр Первый и Андрей Нартов, сумев создать механическую руку станка, суппорт, освободили руки мастера от необходимости держать и передвигать резец и положили начало не только развитию токарного дела в России, но и расширению его в других странах.

 







Ы-И после Ц

t1699093756ap.gif

Буква И после Ц пишется:

В корнях слова;

В словах, оканчивающихся на –ция

Во всех остальных случаях (суффиксах, окончаниях) пишется Ы после Ц (включая слова-исключения).











Например: Лисиц..н (хвост)

Рассуждаем и используем алгоритм:

t1699093756aq.gift1699093756aq.gif

В какой морфеме (части слова) находится орфограмма?



t1699093756aq.gift1699093756aq.gifв корне в суффиксе или окончании



Это слово-исключение (цыган, цыпочки, 2. Слово оканчивается на –ция?

t1699093756aq.gift1699093756aq.gift1699093756aq.gift1699093756aq.gif

цыпленок, цыкнуть, цыц)?

t1699093756aq.gift1699093756aq.gif Да нет

t1699093756aq.gift1699093756aq.gifДа нет

t1699093756aq.gifпишем И пишем Ы

пишем Ы пишем И

лисицЫн (хвост)

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, выделите морфемы, в которых находится орфограмма.

братц..

экспедиц..я

куниц..н

Венец..я

авиац..онный

дефиц..тный

краснолиц..й

дисц..плинированный

волчиц..

пшениц..

столиц..

ц..почки

лисиц..н

ц..фровой

ц..тата

учениц..

ц..пленок

конституц..я

лекц..я

нац..я

границ..

ц..клон

Грец..я

переселенц..

ц..корий

ц..трус

революц..я

операц..я

ц..ркач

сверстниц..

куриц..н

ц..плята

станц..я

эмоц..я

агитац..онный

ц..кл

панц..рь

делегац..я

учительниц..

ящериц.. 



Задание 2. Работа с текстом.

Определите и запишите основную мысль текста:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Архимед был верен изобретательству всю жизнь? Запишите ответ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(1)Много практических задач по математике и физике решил греческий учёный Архимед, имя которого хорошо известно всему миру. (2)За свою жизнь он сделал так много, что рассказывать об этом подробно надо в отдельной книжке.

(3)Особую славу Архимеду принесли изобретения, многие из которых живут и по сей день. (4)Например, каждая хозяйка, сама того не зная, часто пользуется «винтом Архимеда». (5)Главную часть мясорубки  — винт, который вертится внутри трубки и толкает мясо к ножам,  — изобрёл Архимед две с лишним тысячи лет назад. (6)Он придумал его, конечно, не для мясорубки, а для насосов, которыми в его время качали воду на поля.

(7)Архимед жил не в самой Греции, а в греческой колонии  — небольшом городе Сираку́зы, на острове Сицилия. (8)Когда Архимеду было около семидесяти лет, в двести двенадцатом году до нашей эры его родной город осадили войска могущественного Рима и потребовали сдаться. (9)Но гордые сираку́зцы решили обороняться. (10)Одним из руководителей обороны стал Архимед. (11)Под руководством учёного горожане построили много военных машин для метания тяжёлых камней и брёвен. (12)Благодаря этим машинам почти год греки отбивались от многотысячных римских войск, но римляне всё-таки ворвались в город и перебили почти всех его жителей. (13)Среди погибших был и Архимед. (14)Предание гласит, что, когда римский солдат уже замахнулся на Архимеда мечом, тот крикнул: «Не трогай мои чертежи!»

 

 

(По И. Депману)





Задание 3. Вставь буквы И или Ы в слова и посмотри, какие мячи попадут в кольцо. Запиши получившийся ответ:_______________________________

t1699093756ar.gift1699093756ar.gift1699093756as.gif

ЦИ

2. Ц..пленок

1. Ц..рк

t1699093756at.pngt1699093756au.pngt1699093756at.png



t1699093756ar.gift1699093756ar.gift1699093756ar.gift1699093756ar.gift1699093756ar.gift1699093756ar.gift1699093756ar.gift1699093756ar.gift1699093756ar.gift1699093756ar.gift1699093756ar.gift1699093756av.gif

14. Плоскогубц..

13. Огурц..

12. Спец..и

11. Водиц..н

10. Ц..почки

9. Ц..ркуль

8. Ц..ганский

7. Венец..я

6. Порц..я

5. Акц..я

4. Лисиц..н

3. Полиц..я

t1699093756at.pngt1699093756at.pngt1699093756at.pngt1699093756at.pngt1699093756at.pngt1699093756at.pngt1699093756at.pngt1699093756at.pngt1699093756at.pngt1699093756at.pngt1699093756at.pngt1699093756at.png











Правописание безударных гласных в корне

t1699093756aw.gifЧто делать, если слово с безударной гласной в слове?



Определяем, не относится ли этот корень к корням с чередованием

t1699093756aq.gift1699093756aq.gif

(-бер-//-бир-, -дер-//-дир-, -пер-//-пир-, -тер-//-тир-, -мер-//-мир-, -жег-//-жиг-, -стел-//-стил-, -блест-//-блист-, -чет-//-чит-, -лаг-//-лож-, -рос-//-раст-//-ращ-)



t1699093756ax.gift1699093756aw.gift1699093756ay.gifЯвляется не является

t1699093756az.gift1699093756ba.gif

А (если есть за корнем суффикс –а-)

О (если нет после корня суффикса –а-)

-лаг-

-лож-

(если есть ст//щ)

Если нет ст//щ)

-раст-

-ращ-

-рос-

Е (если за корнем нет суффикса –а-)

И (если за корнем есть суффикс –а-)

(-бер-//-бир-, -дер-//-дир-, -пер-//-пир-, -тер-//-тир-, -мер-//-мир-, -жег-//-жиг-, -стел-//-стил-, -блест-//-блист-, -чет-//-чит-,

Можем ли мы подобрать такое родственное слово, чтобы эта буква слышалась отчетливо?



t1699093756aw.gifНет да

Обратитесь к словарю. Данное слово нужно запомнить



t1699093756bb.pngНе забудьте о правописании ЖИ//ШИ, ЧУ//ЩУ!

















Задание 1. Вставь пропущенные буквы, используя алгоритм .

t1699093756bc.gif



Задание 2.

t1699093756bd.png

Задание 3. Работа с текстом.

Определите и запишите основную мысль текста:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему, по мнению автора текста, после войны было решено восстановить заповедник в Михайловском? Запишите ответ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


(1)На околице села Михайловского, почти возле калитки в усадьбу великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, стоит старая-престарая сосна. (2)От неё хорошо видны все окрестные поля, озёра, холмы, нивы, деревни, воспетые Пушкиным. (3)Сосне этой более трёхсот лет. (4)Это не просто древняя, огромная, красивая сосна. (5)Она живой памятник Великой Отечественной войне 1941−1945 годов. (6)Тогда сосна стояла на передовой линии фронта, которая тянулась по берегу реки Сороти.

(7)Отгремели кровопролитные бои, закончилась страшная война. (8)И началась для Михайловского новая жизнь. (9)Пришли заботливые люди, которым государство поручило восстановить заповедник, поруганные памятные места, залечить раны на деревьях. (10)Ведь Михайловское является не просто родовым поместьем Пушкина, это особое место  — место поклонения гениальному поэту и писателю, его великому таланту. (11)Здесь место его вдохновения.

(12)Лесники нашли сосну тяжело больной, её ствол был пробит во многих местах пулями и осколками снарядов. (13)Лесники увидели вокруг неё воронки от взрывов мин. (14)Это было эхо войны. (15)Разве могли люди остаться равнодушными к искалеченному дереву-герою! (16)И они сделали всё, чтобы вылечить дерево и продлить его жизнь. (17)Старый герой ожил.

(18)Если вам доведётся побывать в Михайловском и вы пойдёте по околице, остановитесь у славного дерева, поклонитесь ему. (19)Это герой нашего времени. (20)Живой современник и друг великого поэта достоин нашего уважения.

 

(По С. Грейченко)

























Ы-И после приставок

t1699093756be.gif

Буква И пишется после приставок , оканчивающихся на гласный, и приставок меж-, сверх-, дез-, контр-, пан-, пост-, суб-, супер-, транс-.

Во всех остальных случаях пишется буква Ы.

t1699093756bf.jpg



Задание 1. Вставь буквы и распредели слова по корзинкам



Под…тожить результат

до…сторическое событие

из…скать средства

супер…гра

сверх…зобретательные инженеры

небез…нтересный случай

меж…здательское объединение

без…скусное изделие







t1699093756bg.gift1699093756bg.gif

И

Ы

t1699093756bh.jpgt1699093756bh.jpg





Задание 2. Вставь пропущенные буквы и запиши цифрами, какая кмбинация получилась. Если считаете, чт нужно вставить букву И, пишите 1, если Ы – 2.

Сверх…нтересный рассказ, раз…гралась метель, от…скать клад, без…мянный палец, с…грать в футбол, дез…нфекция помещений, меж…нститутский матч, под…тожить заседание, небез…звестный автор, из…сканный вкус, пред…словие к книге.

Ответ:_________________________________________________

Задание 3. Вставьте пропущенные буквы. Найдите в каждой группе лишнее слово, подчеркните его. В какой группе лишнего слова не оказалось?

1. Супер…гра, супер…яхта, трёх…ярусный.

2. С…знова, вз…скать, с…кономить.

3. Пред…нфарктное, пред…кзаменационное, пред…дущее.

4. Об…ндеветь, за…ндеветь, об…скать.

5. По…скать, на…грать, вз…мать.



Задание 4. Работа с текстом.

Определите и запишите основную мысль текста:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Балто был выносливой и верной собакой? Запишите ответ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


(1)Собака  — верный и преданный друг человека. (2)Но иногда она может стать ещё и незаменимым помощником. (3)Так случилось с сибирскими хаски. (4)В Восточной Сибири и на Аляске, где нельзя обойтись без ездовых собак, именно они пришли на помощь человеку. (5)Сначала люди использовали для езды в упряжке собак самых разных пород. (6)Но скоро стало понятно, что не каждая собака способна выжить в суровых природных условиях и тем более спасти человека. (7)А хаски выживали.

(8)В чём же было преимущество этой породы собак? (9)Оказывается, хаски очень выносливы и могут бежать с огромной скоростью. (10)Их не пугают северные заснеженные равнины, они способны быстро перевозить людей из одного пункта назначения в другой. (11)Правда, хаски с трудом справляются с перевозкой тяжёлых грузов. (12)Но здесь им на помощь пришли люди и создали облегчённые сани. (13)Теперь собакам легче преодолевать долгий путь.

(14)Подвиг сибирского хаски Балто помогает нам лучше понять и оценить этих собак. (15)Балто был вожаком стаи, ведущим в упряжке псом. (16)В пятидесятиградусный мороз он один смог дотянуть до города упряжку, в которой врач вёз лекарства детям, больным дифтерией. (17)В память об этом событии был поставлен памятник Балто. (18)Табличка с описанием его подвига завершается тремя словами: «Выносливость, верность, ум».

 (По материалам Интернета)

О-Е(Ё) псле шипящих и ц в корнях, суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных

t1699093756aq.gif

Определяем, в какой морфеме находится орфограмма

t1699093756aq.gif



t1699093756bi.gift1699093756bj.gifКорень суффикс или окончание



t1699093756bk.gift1699093756bl.gift1699093756bm.gift1699093756bn.gifЕсть ли чередование е//ё? ставим ударение



t1699093756bo.gift1699093756bo.gift1699093756bo.gift1699093756bo.gifда нет под ударением без ударения



пишем Ё пишем О пишем О пишем Ё(Е)



Задание 1. Вставь пропущенные буквы.

Грошt1699093756bp.gifвыйколпачt1699093756bp.gifкручt1699093756bp.gifнкаверблюжt1699093756bp.gifноккалачt1699093756bp.gifмдобрячt1699093756bp.gifккамышt1699093756bp.gifвые заросли, зрачt1699093756bp.gifкгрушt1699093756bp.gifвыйгалчt1699093756bp.gifнокречt1699093756bp.gifнкадевчt1699093756bp.gifнкатрещt1699093756bp.gifткабашмачt1699093756bp.gifк, машина с кирпичt1699093756bp.gifм, короткая рубашt1699093756bp.gifнкапарчt1699093756bp.gifвыйволчt1699093756bp.gifнок, мелкая душt1699093756bp.gifнкабочt1699093756bp.gifнок, спелая грушt1699093756bp.gifвка, увитый плющt1699093756bp.gifм, рассказ смешt1699093756bp.gifнсверчt1699093756bp.gifкстажt1699093756bp.gifрхолщt1699093756bp.gifвый мешt1699093756bp.gifкмонтажt1699093756bp.gifрвещt1699093756bp.gifвойтолчt1699093756bp.gifксмычt1699093756bp.gifкдирижt1699093756bp.gifрскийказачt1699093756bp.gifклавчt1699093756bp.gifнкачужt1699093756bp.gifйпастушt1699093756bp.gifнокплюшt1699093756bp.gifвый медвежt1699093756bp.gifнокбиржt1699093756bp.gifвой, громким плачt1699093756bp.gifмлицt1699093756bp.gifвой счёт, кольцt1699093756bp.gifвая дорога, со свечt1699093756bp.gifй, пять пальцt1699093756bp.gifвбольшt1699093756bp.gifйсвинцt1699093756bp.gifвая пуля, ландышt1699093756bp.gifвый запах, кумачt1699093756bp.gifвая косынка, моржt1699093756bp.gifвый клык, глянцt1699093756bp.gifвая бумага.

Задание 2. Вставь пропущенные буквы и выберите, в каких словах на месте пропуска нужно вставить букву О.

Полотенц__м; 2. Рощ_й; 3. Мяч__м; 4. Камыш__вый; 5. Плеч__м; 6. ландыш__м; 7. Куриц__й







Здание 3. Работа с текстом

Определите и запишите основную мысль текста:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что М. В. Ломоносов преданно служил науке? Запишите ответ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


(1)В 1745 году Михаил Васильевич Ломоносов стал первым русским профессором. (2)До него в Петербургской академии наук все «научные должности» занимали иностранцы. (3)Каждый день, каждый час Ломоносова проходил в труде: он читал лекции, писал книги, ставил опыты.

(4)Однажды он и его друг Георг Рихман установили на своих домах «громовую

машину». (5)Устроена она была просто: через крышу пропустили железный прут. (6)Его верхний конец возвышался над крышей метра на два, а от прута в комнату тянулась

проволока, к которой подвешивали металлическую линейку с шёлковой ниткой. (7)Оба учёных убедились, что во время грозы это устройство принимает на себя электричество  — от металлической линейки искры так и брызгали. (8)Но хотелось изучить всё, что связано с «машиной». (9)Вот почему опасные опыты с электричеством проводились снова и снова.

(10)Так Ломоносов не только решил задачу с громоотводом, но и совершил научное открытие. (11)Учёный объяснил, почему в атмосфере возникает электричество. (12)Холодные слои воздуха опускаются вниз, а тёплые идут вверх. (13)Частицы воздуха трутся друг о друга. (14)От трения и возникает электрическая сила.

(15)Ломоносов потому и смог совершить столько важных открытий в области физики, химии, астрономии, что ради научных открытий всегда был готов рисковать собственной жизнью. (16)Именно таких самоотверженных и преданных науке учёных с благодарностью

вспоминают потомки.

 

(По Я. Гордину)





































Ь после шипящих в разных частях речи



Ь пишется ВСЕГДА

НИКОГДА не пишется ь

3 склонение, женский род

Ночь, полночь, рожь

На конце кратких прилагательных (отвечают на вопрос каков?)

Могуч, хорош, колюч

В –ться, если в вопросе есть ь (что делать? Что сделать?)

Купаться (что делать?), пообщаться (что сделать?), искупаться (что сделать?)

У существительных множественного числа

Много туч, много дач, много задач

На конце глаголов после шипяших

Напрячь, думаешь, купаешься, намажь

!!! в сочетаниях ЧК, ЧН, ШН

Конечно, скамеечка, кашне



Задание 1.

t1699093756bq.png

t1699093756br.png

Задание 2. Распределите слова в 2 колонки:

Обжеч... кирпич..., подстрич... акацию, береч... горючее, подбереш... факты, достан... багаж..., отреж... хлеба, дверь настеж..., гореч... микстуры, следы пожарищ..., крыши дач..., созревает рож..., жду новых встреч..., юноша горяч..., выходиш... замуж..., малыш... похож... на отца, стрич... овец, наш выигрыш..., ненужная вещ..., хороший товарищ..., булатный меч..., будеш... печ... пироги.



с Ь

без Ь



















Задание 3. Работа с текстом.

Определите и запишите основную мысль текста:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что дятел лечит деревья? Запишите ответ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(1)Мы бродили весной в лесу и наблюдали жизнь дупляных птиц: дятлов, сов. (2)Вдруг в той стороне, где у нас раньше было намечено интересное дерево, мы услышали звук пилы. (3)Это была, как нам говорили, заготовка дров из сухостойного леса для стеклянного завода. (4)Мы испугались за наше дерево, поспешили на звук пилы, но было уже поздно: наша осина лежала, и вокруг её пня валялось множество пустых еловых шишек.

(5)Это всё дятел отшелушил за долгую зиму, собирал, носил на эту осинку, закладывал между двумя суками своей мастерской и долбил.

(6)Около пня, на срезанной осине, отдыхали два паренька, которые пилили лес.

(7)Эх вы, проказники!  — сказали мы и указали им на срезанную осину.

(8)Вам велено резать сухостойные деревья, а вы что сделали?

(9)Дятел дырки наделал,  — ответили ребята.  — Всё равно пропадёт.

(10)Стали все вместе осматривать дерево. (11)Оно было совсем свежее, и только на

небольшом пространстве внутри ствола прошёл червяк. (12)Дятел, очевидно, постукал

дерево своим клювом в некоторых местах, нашёл червя, извлёк его и спас осину.

(13)Мы вырезали этот кусок, как замечательный экспонат для музея.

(14)Видите,  — сказали мы ребятам,  — надо впредь быть внимательнее, не губить то, что спасает сама природа. (15)Дятел  — это лесной доктор, он спас осину, и она бы жила и жила, а вы её срезали. (По М. Пришвину)







Правописание личных окончаний глаголов



t1699093756bs.jpg

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы и определите, к какому магниту притянутся слова («1 спряжение» или «2 спряжение»).



t1699093756bt.gift1699093756bu.gift1699093756bv.gift1699093756bw.gift1699093756bw.gift1699093756bw.gift1699093756bw.gift1699093756bx.gift1699093756bw.gift1699093756by.gif

слыш...шь все шорохи

народ бор...тся

колыш...тся знамена

вытр...шь насухо

(он) дополн...т ответ

(он) подыщ...т работу

обкле...шь обоями

дыш...тся легко

засе...шь поле

1

t1699093756bz.jpg

t1699093756bw.gift1699093756ca.gif

все завис...т от обстоятельств

снег та...т

t1699093756cb.gift1699093756bv.gift1699093756cc.gift1699093756by.gift1699093756bw.gift1699093756bw.gif

хоч...тся выиграть

сказанного не ворот...шь

окно заиндеве...т

он ненавид...т ложь

брод...шь по аллеям

2

t1699093756cd.png

t1699093756bw.gift1699093756bw.gif

ты все мож...шь

солнце гре...т



Задание 2. Тест.

1. В каком варианте пишется Ь?


1) делает...ся

2) мне не нравит...ся

3) будет строит...ся

4) крапива жалит...ся


2. В каком варианте не пишется Ь?


1) не могу взят...ся

2) будет старат...ся

3) не хочу злит...ся

4) прут гнет...ся


3. В каком варианте пишется Ь?


1) болт закрепит...ся

2) больной лечит...ся

3) вопрос выяснит...ся

4) надо распорядит...ся


4. В каком варианте не пишется Ь?


1) Мечта может осуществит...ся.

2) Дождь должен прекратит...ся.

3) Он ни к кому не обратит...ся.

4) Ученик не может сосредоточит...ся.


5. В каком слове пишется буква И?


1) ты бор...шься

2) мы накол...м дров

3) лицо пыш...т здоровьем

4) мы высп...мся


6. В каком слове пишется буква Е?


1) белье полощ...тся

2) терп...шь боль

3) никого не обид...т

4) вы все предвид...те


7. В каком слове пишется буква И?


1) куст вян...т

2) все забуд...тся

3) увид...л друга

4) калачом не заман...шь


8. В каком слове пишется буква И?


1) тяжело дыш...т

2) проща...мся молча

3) стел...т постель

4) ничего не увид...ли


9. В каком слове пишется буква Ю?


1) они мел...т кофе

2) крупы порт...тся

3) они справ...тся

4) занятия оконч...тся


10. B каком слове пишется буква Я?


1) они распор...т швы

2) родители хлопоч...т

3) они ма...тся без дела

4) дети стро...т дом из песка


11. В каком варианте пишется И?


1) ты скоро выздорове...шь

2) собака ла...т

3) ночь дыш...т прохладой

4) ветер ве...т



12. В каком варианте пишется А?


1) они ни на что не наде...тся

2) они услыш...т твой голос

3) всей правды тебе не скаж...т

4) колыш...тся травы


13. В каком варианте в глаголе пишется Е?


1) война многих осирот...ла

2) воздух нас опьян...л

3) повесел...л ребят

4) край обезлюд...л


14. В каком варианте в глаголе пишется И?


1) поместье обедн...ло

2) я обессил...л от тяжкого труда

3) солдат обескров...л от раны

4) голод ослаб...л организм




1

2

3

4

5

6

7

8

9

ответ










10

11

12

13

14





ответ












Задание 2.t1699093756ce.png

Задание 4. Работа с текстом.

Определите и запишите основную мысль текста:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что на деревню «упал мороз»? Запишите ответ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


(1)Филька запахнул тулупчик, выскочил на улицу и побежал к мельнице. (2)Казалось, воздух замёрз и между землёй и луной осталась одна пустота жгучая…

(3)Чёрные ивы около мельничной плотины поседели от стужи.

(4)Филька постучал в окошко Панкратовой избы. (5)Тотчас в сарае за избой заржал и забил копытом раненый конь. (6)Филька тяжело вздохнул, присел от страха на корточки, затаился. (7)Панкрат отворил дверь, схватил Фильку за шиворот и втащил в избу.

(8)Садись к печке,  — сказал он.  — (9)Рассказывай, пока не замёрз.

(10)Филька, плача, рассказал Панкрату, как он обидел раненого коня и как из-за этого упал на деревню мороз.

(11)Да-а,  — вздохнул Панкрат,  — плохо твоё дело! (12)Выходит, что из-за тебя всем пропадать. (13)Зачем коня обидел? (14)За что? (15)Бессмысленный ты гражданин!

(16)Филька сопел, вытирал рукавом глаза.

(17)Ты брось реветь!  — строго сказал Панкрат.  — (18)Реветь вы все мастера. (19)Чуть что нашкодил  — сейчас в рёв. (20)Но только в этом я смысла не вижу. (21)Мельница моя стоит, как запаянная морозом навеки, а муки нет, и воды нет, и что нам придумать  — неизвестно.

(22)Чего же мне теперь делать, дедушка Панкрат?  — спросил Филька.

(23) Нужно изобрести спасение от стужи, тогда перед людьми не будет твоей вины и перед раненой лошадью  — тоже. (24)Будешь ты снова чистый человек, весёлый.

(25)Понятно,  — ответил упавшим голосом Филька.

 

(По К. Паустовскому)























t1699093756cf.gifЗ и С на конце приставок







t1699093756cg.gif

Если после приставки стоит звонкий согласный или гласный, то а конце приставки пишем З, а если за приставкой стоит глухой согласный, то пишем С на конце приставки.















t1699093756ch.pngТОЛЬКО НЕ ПУТАЙТЕ С ПРИСТАВКОЙ С- (приставки З- не существует)!

Задание 1. Вставьте пропущенный буквы в соты и найдите перепутанные слова, обозначьте их.

t1699093756ci.gif

t1699093756cj.gif



Задание 2. Образуйте от имён существительных при помощи приставки без- (бес-) имена прилагательные. Выделите приставки.

Например: Звук—беззвучный,

Крыло — _________________________

Сердце — _________________________

Хозяйство - ________________________

Страх — __________________________

Защита — _________________________

Совесть — _________________________

Грамотность— ______________________

Забота — ___________________________

Плата — ___________________________________

Дно — ___________________________________

Надзор — ___________________________________

Предел — ____________________________

Помощь — _______________________







t1699093756ck.jpg





Задание 3.

t1699093756cl.png



Задание 4. Работа с текстом.

Определите и запишите основную мысль текста:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какой факт свидетельствует о том, сколько раз нерестилась рыба? Запишите ответ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


(1)Как узнать возраст рыбы? (2)Учёные способны установить его очень точно. (3)Оказывается, своеобразным паспортом рыбы является её чешуя. (4)У молодой рыбы чешуйки тонкие и нежные; подрастает рыба, и чешуя становится больше, толще, грубее. (5)Быстрее всего рыбы растут летом и осенью, а зимой обычно рост прекращается,  — в это время и образуется на чешуе узкое тёмное кольцо.

(6)По числу годовых колец, по их ширине и по изломам чешуйки можно узнать не только возраст рыбы. (7)Этот паспорт расскажет и о прошлом его хозяйки: когда ей жилось сытно, когда  — голодно, какого роста она была два или три года назад. (8)Если эта рыба  — «путешественница дальнего плавания», паспорт сообщит, когда она жила в море и когда попала в реку, ведь речные кольца более узкие, чем морские. (9)Можно узнать также, сколько раз она нерестилась. (10)Когда рыбы идут на нерест, они голодают, края чешуйки делаются тоньше, стираются, и на этом месте образуется рубец.

(11)Теперь понятно, почему такой паспорт не потеряешь. (12)Ведь даже если у какой-нибудь рыбы будет содрано много чешуек, хоть несколько всегда останется. (13)Конечно, чтобы всё это вычитать в рыбьем паспорте, надо знать биологию рыб. (14)Паспорт помогает узнать, где та или иная рыба растёт, где ей лучше живётся.

 

 


Знаки препинания при однородных членах предложения



t1699093756cm.jpg



Задание 1. Соотнесите каждое предложение с подходящей схемой (знаки препинания в предложениях не расставлены).

А) В нашем саду распустились цветы астры гладиолусы георгины.

t1699093756cn.jpg

Б) На этом празднике были и шары и сладости и веселые конкурсы.

t1699093756co.jpg

В) Игрушки посуду одежду все можно найти в этом магазине.

t1699093756cp.jpg

Г) На улице пошел не дождь а снег.

t1699093756cq.jpg

Д) Или мы пойдем в кино или просто погуляем.

t1699093756cr.jpg

Е) Осень окрасила листья в желтый красный коричневый цвета.

t1699093756cs.jpg

t1699093756ct.gift1699093756cu.gif

- однородный член предложения

t1699093756cv.gif- обобщающее слово

Ж) Артист виртуозно играл на разных музыкальных инструментах балалайке гитаре бяне и получил бурные аплодисменты за свой номер.

t1699093756cw.jpg

t1699093756cx.gif

Задание 2. Тест

Выберите предложения с однородными членами.

На поляне вовсю веселились детишки.

Велосипедисты проехали большую дистанцию и не сошли с марафона.

В воздухе летали воздушные змеи и разноцветные фонарики.

Хлопушки трещали, гремели, взрывались.



Выберите предложение, в котором есть однородные члены.

Медленно, тяжко тянулись часы заточения.

Люди радуются чудесному утру.

Зеленые крыши домов стали мокрыми.

Лёнька от радости проворно заскакал на одной ноге.



Выберите предложения, в которых есть однородные подлежащие.

На остановке стояла унылая девочка с портфелем в руках.

Веселый Гришка и стеснительный Виталик всё делали вместе.

На следующей неделе нам обещали гром с молнией.

Тигр и козел отлично ужились в Приморском парке.



Выберите предложения, в которых есть однородные сказуемые.

Туча набухла, грозно зарокотала изнутри и вдруг разразилась рыданиями.

Барсик постоянно ловил мышей и приносил их на порог хозяйке.

Закат так пёст и разноцветен!

Аня нарисовала теплые южные моря.



Выберите предложения, в которых есть однородные дополнения.

Снег покрыл промерзшую землю, подоконники, крыши.

Она рассказала обо всём друзьям, соседке и даже одной незнакомой девочке.

Евсей любил есть кашу с маслом, с вареньем и с булками.

Александр налил в стакан холодной воды и полил цветы.



Выберите предложения, в которых есть однородные определения.

Лиде купили красивый зонт и изящные туфельки.

Он засмотрелся на фиолетовые, золотистые и полосатые хлопушки в витрине одного из магазинов.

Голосистые скворцы сидели на старой березе и распевали свои бесконечные трели.

На олимпиаду поедут ученики средних и старших классов.



Выберите предложения, в которых есть однородные обстоятельства.

Это лекарство нужно принимать утром, днем и вечером.

Девочка удивленно оглянулась и вдруг весело показала нам язык.

Строго и пытливо посмотрел на них старик-сторож.

Егор перемазал в краске и спину, и локти.



Прочитайте предложение. Выберите верные высказывания о нём.

Заяц петлял по проселочной дороге, а волк бежал по обочине.

в предложении есть второстепенные члены

в предложении есть однородные члены

в предложении два подлежащих и два сказуемых

в предложении нет однородных членов

Задание 3. Найдите однородные члены, подчеркните их. Напротив предложений, в которых есть однородные члены, поставьте «+».

1.Весь порошок так и посыпался на пол, пилюли покатились в разные стороны.

2.Проходили дни, недели, месяцы.

3.Небо все хмурилось, солнышко с утра не выглянуло ни разу, дождь лил не переставая.

4.Вся долина пестрела золотыми одуванчиками, голубыми васильками…

5.Гремела музыка, четко раздавалась команда.

6.Стены комнаты неожиданно рухнули, потолок обвалился, пыль поднялась столбом.

7. Он услужливо поддерживал всех под руки, подталкивал снизу.

8. Голова его понемногу свешивалась на бок, туловище постепенно наклонялось в сторону.

Задание 4. Работа с текстом.

Определите и запишите основную мысль текста:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что в старину люди мылись реже, чем в наше время? Запишите ответ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


(1)Редко в каком городе нет сейчас водопровода. (2)Каждый из нас тратит в день вёдер десять−двенадцать воды. (3)А в старину житель такого города, как Париж, расходовал только одно ведро воды. (4)Вот и посчитайте, часто ли он мог мыться и много ли он тратил воды на стирку белья и уборку комнат… (5)Да и немудрено, что воды тратили мало: водопроводов тогда не было. (6)Кое-где на площадях были колодцы, и воду приходилось таскать вёдрами.

(7)Бельё парижанин менял редко: раз в месяц или два. (8)Тогда думали не о том, чтобы рубашка была чистая, а о том, чтобы кружева на манжетах были подороже. (9)Носовой платок тоже появился совсем недавно. (10)Ему всего только лет двести−триста. (11)Среди самых важных и знатных людей немало было таких, которые считали носовой платок ненужной роскошью.

(12)Канализации не было. (13)В Париже помои выливали прямо на улицу из окон. (14)Грязная вода стекала в канаву, вырытую посреди улицы. (15)Неудивительно, что в старину люди болели гораздо чаще, чем сейчас. (16)Никто не знал тогда, что, где грязь, там и зараза. (17)Случалось, что целые города вымирали от страшных болезней  — чумы, чёрной оспы. (18)Что же сделало нас здоровее и крепче? (19)Водопроводный кран, кусок мыла, чистая одежда.

 

(По М. Ильину)















































Знаки препинания при обращении



t1699093756cy.gif

Обращение:

не является членом предложения;

всегда выделяется запятыми









t1699093756cz.gif

!!! Местоимение не может являться обращением.


t1699093756da.jpgЗадание 1. Расставьте, где нужно, знаки препинания. Рядом с предложениями, в которых есть обращения, поставьте «1», а рядом с теми, в которых обращений нет - «0».

Ребята не отходите от сопровождающего!

Кого-нибудь сейчас спросим.

Ямщик не гони лошадей!

Осень листьями играет.

Не обсуждайте человека за спиной!

У тебя есть какие-нибудь предложения?

Сергей Геннадьевич подпишите бумаги.

Не шуми Петя в доме.

О чем задумалась красная девица?

Вам нужен здоровый сон и покой.



Задание 2. расставьте знаки препинания в предложениях с обращениями и соедините с подходящей схемой каждое (О – обращение).

t1699093756db.gif

,О(.?!)


1. Не оставь меня кум милый!

2. Голубушка как хороша!

3. Здравствуй гостья-зима.

4. Вези старик ее куда захочешь.

t1699093756db.gif

О,…

5. Не плачь милая матушка что-нибудь придумаем!

6. Отвези меня домой красный конь.

7. Разбуди эту землю весна.

8. Спой Светик не стыдись.

t1699093756dc.gif

,О,…

9. Друзья корабль не щепка.

10. Главное ребята сердцем не стареть.

11. Ах ты мерзкое стекло это врешь ты мне назло!

12. Скажи Незнайка какая муха тебя укусила?

13. Вылезайте муравьи после зимней стужи.

14. Сыпь ты черёмуха снегом.

15. Я радуюсь вашим успехам друзья.



Задание 3. Работа с текстом.

Определите и запишите основную мысль текста:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что чёрный аист  — лесной отшельник? Запишите ответ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


(1)Чёрный аист  — лесной отшельник: немногие видели его в лесу, не любит он напоказ выставляться, разве что когда в небе пари́ т. (2)Но чёрный аист не такой уж и чёрный. (3)Брюхо, бока, надкрылья у него нежно-белые. (4)Клювище красный, а длинные ноги алые. (5)Чёрный он только в тени, а на солнце полыхает то зеленью, то синевой, а то и багрянцем. (6)Аист важно вышагивает среди теней и бликов леса и, как драгоценный камень, всё время изменяется в цвете.

(7)Плавал я раз в глухом лесном озерке. (8)Рыбьи мальки щипали губами бока, и я разгонял их, чтобы не щекотали, но особенно почему-то доставалось ногам, обутым в красные ласты: мальки облепили их, как комары. (9)Когда я поднял глаза, то на другом берегу увидел трёх чёрных аистов: они стояли по колено в воде, окунув клювы в воду. (10)Конечно, они тоже меня заметили и взлетели. (11)На берегу, где они топтались, остались белые кляксы и разлапистые следы, а в воде, где они стояли, роились мальки.

(12)Я вспомнил про красные ласты: выходит, аисты красными своими ногами и носами приманивали мальков. (13)Я окунул в воду красные ласты, и мальки снова мгновенно облепили их. (14)И в самом деле необычный окрас аистов помогает им добывать пищу.

 

(По Н. Сладкову)















Знаки препинания при прямой речи

t1699093756dd.jpg

Например: Мама попросила: «Сынок, сходи в магазин, пожалуйста!». (А: «П!»)

«Пойдем скорее, а то опоздаем!» - поторопила меня подруга. («П!» - а.)

Задание 1. Найдите и исправьте ошибки в схемах. По исправленным схемам составьте предложения и запишите их.

1) А - «П».                                                     3) «П!», - а.

2) «П!»: а.                                                       4)   «П» - а.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Тест

В предложении пропущены знаки оформления прямой речи. Какая схема соответствует данному предложению?

Наконец я ей сказал хочешь, пойдем прогуляться на берег озера

А) А: «П».

Б) «П!» - а.

В) А: «П?»

2. В предложении пропущены знаки оформления прямой речи. Какая схема соответствует данному предложению?

Переходить дорогу нужно только в специально определенных для этого местах говорила инспектор.

А) А: «П».

Б) «П!» - а.

В) А: «П?»

3. В предложении пропущены знаки оформления прямой речи. Какая схема соответствует данному предложению?

С 1 сентября написала на доске староста нашего класса.

А) А: «П».

Б) «П!» - а.

В) А: «П?»


Задание 3. Работа с текстом.

Определите и запишите основную мысль текста:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Люся обожала Олю? Запишите ответ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


(1)Люсю Катунину, свою подругу, Оля называла Люси.

(2)Люся обожала Олю, таскала за ней огромную папку с рисунками, готовила краски и мыла кисточки. (3) Хотя времени на дружбу у Оли было мало, она стала дружить с Люси, потому что ей нравилось, что Люся ей восхищается.

(4)У Люси, признаться, тоже времени было не очень много. (5)Её мама болела, в течение долгих лет не поднималась с постели.

(6)Часто Люся забирала Олины работы, чтобы показать маме, как замечательно та рисует.

(7)Люся и сама потихоньку рисовала, но только в школьном юмористическом журнале.

(8)Неожиданно всё изменилось.

(9)В художественной школе организовали встречу с прославленным мастером живописи. (10)Люся высоко чтила этого мастера. (11)Но чтили его и все остальные, поэтому школьный зал оказался переполненным. (12)И Оленька не смогла провести туда подругу.

(13)Я не нашла для Люси места в зале,  — рассказывала в тот вечер Оля.  — (14)А она обиделась... (15)И на что?!

(16)И что же дальше?  — спросила я дочь.

(17)Ну и мерси, дорогая Люси,  — в рифму пошутила Оленька.

(18)Друзей труднее найти, чем потерять.

(19)Раз можно потерять, значит, это не такой уж и друг!

(20)Не нашла места в зале?  — задумчиво произнесла я.  — (21)Если бы ты нашла его у себя в сердце...

 

(По А. Алексину)














Простое и сложное предложение. Запятая в сложном предложении



Простое предложение

Сложное предложение

1 грамматическая основа (подлежащее и сказуемое)


Например: Люда вчера побывала в зоопарке.

2 или более грамматических основ


Например: На улице шел теплый дождь, а мы бегали по лужам.


t1699093756de.gif

МЕЖДУ ЧАСТЯМИ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ СТАВИТСЯ ЗАПЯТАЯ!







Задание 1. Подчеркните грамматические основы. Расставьте недостающие знаки препинания. Распределите номера предложений по столбикам

Простые предложения

Сложные предложения








Гроза надвигалась.

Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса.

Надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака.

Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника.

Я подвигался вперед с трудом.

Сильный ветер внезапно загудел в вышине деревья забушевали крупные капли дождя резко застучали зашлепали по листьям.

Сверкнула молния и гроза разразилась.

Дождь полил ручьями.

Я поехал шагом и скоро вынужден был остановиться и приютиться к широкому кусту.

Я терпеливо ожидал конца ненастья.

Вдруг на дороге почудилась мне высокая фигура.

Неизвестный словно вырос из-под земли.



Задание 2. Тест

Выберите предложение, в котором необходимо поставить одну запятую (Знаки препинания внутри предложений не расставлены)

А) Однажды вышла на небо тучка и заслонила всё солнышко.

Б) На лугу притихла трава ласточки и стрижи спрятались в свои домики.

В) А гром не гремел и молния не сверкала потому что тучка была несердитая. 

Г) Тут из окна выглянула мама и позвала пить чай.

2. Найдите предложение, в котором необходимо поставить одну запятую (Знаки препинания внутри предложений не расставлены)

А) Ласточки и стрижи вылетели из домиков засветилось солнышко а дождик всё ещё капал на Катюшу. 

Б) Машина заурчала и тронулась а Шарик долго бежал за ней.

В) После чая дедушка взял старую фуфайку и постелил её у печки в уголке.

Г) Минька приподнялся в траве и осмотрел дом.

3. Укажите предложение, в котором нет ни одной запятой (Знаки препинания внутри предложений не расставлены)

А) Комары кусались теперь редко но уж больно чесалась от них кожа.

Б) Он будто бы ночью ловил тут рыбу и его утянула на дно голубая русалка.

В) Минька замер мураши побежали по его спине.

Г) Вдруг сзади кто-то глубоко и сильно вздохнул.

4. Найдите сложное предложение (Знаки препинания внутри предложений не расставлены)

А) Дорога заросла малиной крапивой и кустами крушины.

Б) Букашки и комары кусались щекотались и ползали по босым ногам.

В) Бабушка стояла на стоге а дедушка вилами подавал ей сено.

Г) Тётенька смеялась и плакала сразу и всё прижимала к себе Катюшу и Антона.

5. Найдите простое предложение (Знаки препинания внутри предложений не расставлены)

А) Долго-долго тянулась зима но пришла и весна.

Б) Дедушка причалил к берегу и высадил внучат на сухое место.

В) Катюша боялась грома но гром затих и синие тучи ушли за деревню.

Г) Один конец радуги за речку перекинулся а другой упёрся прямо в Антонову тропку.

6. Найдите сложное предложение, которое состоит из трёх простых предложений (Знаки препинания внутри предложений не расставлены)

А) Точили во тьме тихие бесконечные дожди под колесами всхлипывали дорожные лужи.

Б) Закрывались белые одуванчики исчезли пчелы и воробьи не возились в заокольной траве. 

В) Домик таинственно и кротко глядел с высоты угора а позади тихо спали тёплые ельники.

Г) Комары печальным своим звоном напоминают о том что мы ночуем в лесу. 

7. Найдите простое предложение (Знаки препинания внутри предложений не расставлены)

А) Утро долго не кончалось полдневный ветер ещё только зачинался в сосновых лапах. 

Б) Градины стучались о крышу бухали о землю прискакивали и медленно таяли и гром стлался по земле и в небе летела вода.

В) Бобришный угор тихо рокотал соснами когда мы уходили по лесной дороге. 

Г) В избу вошёл отец и положил у дверей под кровать какую-то круглую штуковину.

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Дело было осенью (1) шли затяжные дожди (2) и речки на волоках словно взбесились (3) бревенчатые мостики поднимало водой. 

1) 1,3                    2) 1,2                  3) 1,2,3              4) 2,3

9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Она глядела в окошко (1) и думала про маму (2) а мама не ехала (3) потому что не могла найти зайчика.

1) 1,3                    2) 2,3                  3) 1,2,3              4)1,2

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Пьянящим багульником цвел по лесному выгону июль (1) шумел чистыми дождями (2) краснел (3) сладкой малиной.

1) 1,2                    2) 2                  3) 1              4) 1,2,3

Задание 3. Работа с текстом.

Определите и запишите основную мысль текста:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что незнакомый зверёк оказался европейской норкой? Запишите ответ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


(1)Однажды зимним утром решил я сходить на мою любимую речку Щуровку. (2)Давно обрушился бревенчатый мост, некогда соединявший два противоположных берега. (3)В десятке метров по руслу я приметил лёгкие волны. (4)«Бобр», − подумал я и стал пристально всматриваться в то место, где должен был появиться лесной зверёк. (5)И вот из омута, который был скрыт от моих глаз, показался зверёк, похожий на лесную куницу, только немного мельче. (6)Нырнув в воду, он поплыл по руслу в мою сторону.

(7)Тут-то я и распознал незнакомца  — им оказалась европейская норка: яркое белоснежное пятно на губах при тёмном окрасе шкурки выдавало породу. (8)Увидеть такого зверька в дикой природе  — большая удача! (9)Норка, заметив меня, замерла; неподвижно стоял и я, боясь неосторожным движением спугнуть зверька. (10)Норка с явным любопытством разглядывала меня, я её тоже. (11)Пробежав немного вперёд, норка скрылась в сугробе, дав мне возможность перевести дух. (12)Но только я хотел шагнуть, как норка вновь выглянула и стала с любопытством меня разглядывать.

(13)Свидание моё с норкой на берегу речки Щуровки длилось минут пятнадцать, и, сколько бы мы ещё изучали друг друга, сказать трудно, если бы не вспугнул нас речной бобр. (14)А я успел подумать: велика сила любопытства в дикой природе!

 

(По Д. Шатрову)





Тире между подлежащим и сказуемым



t1699093756df.jpg

Задание 1. Подчеркните грамматические основы. Укажите, чем выражены главные члены. Расставьте знаки препинания. Запишите номера предложений, в которых нужно тире, на флажке.

Грачи это наши первые весенние гости.

t1699093756dg.gift1699093756dh.gif

Лёгким запахом веет полынь.

Сорока птица плутоватая.

У кукушонка грудка пёстренькая.

Полный месяц встал над лугами.

Репей для осла самая вкусная еда.

Аистята прожорливые птенцы.

У осла голос противный, громкий.



Задание 2. Тест

В каком предложении нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым?

А) Моя бабушка работает учителем

Б) Мой папа шофёр

В) Она умная и добрая

Каким предложением с тире можно заменить выражение «Моя сестра получает в школе только пятёрки» (знаки препинания не расставлены)?

А) Моя сестра учится только на пятёрки

Б) Моя сестра учится отлично

В) Моя сестра отличница

Какое окончание предложения «Книга ...» нужно выбрать, чтобы между частями ставилось тире?

А) не стоит на полке, а лежит на столе

Б) не нужна, я куплю только журнал

В) интересный собеседник



Какой вопрос нужно задать от подлежащего к сказуемому в предложении «Повторение — мать учения»?

А) кто?

Б) что?

В) каково?



В каком предложении нет тире (знаки препинания не расставлены)?

А) Ученье свет а неученье тьма

Б) Рыбалка моё любимое занятие

В) Ты чихаешь но ты не заболел



Какой вопрос нужно задать к сказуемому от подлежащего в предложении «Моя сестра —врач»?

А) какая?

Б) кто?

В) что?



Какова грамматическая основа в предложении «Азбука — к мудрости ступенька»?

А) азбука, к мудрости

Б) азбука, ступенька

В) ступенька, сказуемого нет



Здание 3. Работа с текстом.

Определите и запишите основную мысль текста:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что муравьям достаётся от самой длинной травинки? Запишите ответ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


(1)В небольшом муравейнике, который находится на обрывистом берегу реки, кипит обычная деловая жизнь. (2)Муравейник со всех сторон оброс зелёной травой. (3)Одна самая длинная травинка трепещет от ветра и невольно ударяет по наиболее оживлённому месту муравейника. (4)И достаётся же рыжим лесным муравьям: кончик травинки хлещет их и разбрасывает в стороны.

(5)Хозяевам жилища не нравится беспокойная травинка, и они привстают на ножки и долго всматриваются, силясь понять, что же это такое. (6)Странная травинка заинтересовала уже несколько десятков любопытных насекомых, многие из них карабкаются вверх по другим травинкам, повыше и поближе к виновнице переполоха. (7)Некоторые забираются и на саму беспокойную травинку, но падают на землю при порыве ветра. (8)На смену сброшенным заползают другие. (9)Долго ли так будет продолжаться? (10)Судя по всему, муравьям надо узнать, почему травинка такая непослушная, и некоторые, убедившись, что в ней нет ничего особенного, теряют к ней интерес и отправляются по своим делам.

(11)Ветер стихает, не шелестят больше молодыми листочками берёзы, исчезают волны на реке, застывают травинки. (12)Толпа любопытствующих рассеивается. (13)И вот что интересно: эта особенность поведения, конечно, развита в очень разной степени у разных видов муравьёв и даже в одной и той же семье. (14)Но в целом любознательность у муравьёв  — показатель их более сложной психики, чем мы предполагаем.

 

(По П. Мариковскому)























Фонетический разбор


Перед выполнением фонетического разбора обязательно повтори особенности звуков! Порядок разбора тоже нужно выучить.

Памятка

t1699093756di.png


Порядок фонетического разбора


1. Слоги, ударение.


2. Гласные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены.


3. Согласные звуки: звонкие (в том числе сонорные) и глухие (парные и непарные), твёрдые и мягкие (парные и непарные); какими буквами обозначены.


Например:

наряд(1) [нар′ат]
н – [н] – согласный, звонкий, твёрдый
а – [а] – гласный, безударный
р – [р’] – согласный, звонкий, мягкий
я – [а́] – гласный, ударный
д – [т] – согласный, глухой, твёрдый
5 букв, 5 звуков, 2 слога


Задание 1. Найди ошибки в фонетическом разборе и исправь их.

Ягода (1) - [агада]

Я[а] – согл, ударный

г [г] – согл., глух., мягк.

о [а] – согл., неударный, звонкий

д [д] – гласный, безуд., твердый

а [а] – гласный, безударный

5 букв, 5 звуков, 1 слог

Задание 2. Выполните фонетический разбор любого слова из данного предложения:

Вожак с глухим рёвом бросился вперед.

Задание 3. Работа с текстом.

Определите и запишите основную мысль текста:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какой факт свидетельствует о том, что оленёнок Гай вырос сиротой? Запишите ответ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


(1)Сразу после рождения маленький Гай остался без матери. (2)Весёлый оленёнок Гай вырос сиротой, потому что его мать случайно подстрелили охотники. (3)Пока он не мог заботиться о себе сам, его кормили все проходившие мимо оленихи. (4)Потом он подрос, научился есть траву, бегать и прятаться от врагов.

(5)Гаю был год, и на голове у него ветвились небольшие рога. (6)За время скитаний он многому научился. (7)Он знал, что на равнинах надо остерегаться волков, особенно зимой, а в лесу  — росомахи или рыси, которые подкарауливают у водопоя. (8)Знал он также и то, что ни бизоны, ни лошади, ни даже свиньи не причинят ему вреда.

(9)Как-то зимой за ним гнались волки. (10)Спасся Гай тем, что успел забежать в самую середину бизоньего стада. (11)Когда над окрестными сугробами появились волки, могучие быки окружили кольцом коров и телят и выставили наружу свои грозные рога. (12)Вожак с глухим рёвом бросился вперед. (13)Волки отлично знали, что такое бизон в бою, и отстали. (14)Стадо не прогнало Гая, и с ним он проходил в полной безопасности до самой весны.

(15)Знал Гай множество других уловок, спасавших ему жизнь. (16)Это был сообразительный и, несмотря на молодость, уже бывалый житель дикого и буйного мира природы.

 (По В. Митыпову)

Морфологический разбор

Для начала нужно вспомнить член предложения и части речи!

t1699093756dj.jpg

t1699093756dk.png

А теперь перейдем у порядку морфологического разбора. (порядок нужно выучить, потому что на ВПР подсказок не будет!)

Схема морфологического разбора имени существительного


I. Часть речи
II. Начальная форма (И.п.,ед.ч.) пост. признаки: собственное или
нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, склонение, непост.
признаки число, падеж.
III. Синтаксическая роль (каким членом предложения является
существительное).


Пример:
В саду поспели груши.
I. (В) саду – сущ., обозначает предмет
II. Н.ф. – сад, нариц., неодуш., м.р., 2 скл., ед. ч., П.п.,
III. В предложении является обстоятельством.


Схема морфологического разбора имени прилагательного


I. Часть речи, общее грамматическое значение.
II. Н.ф. (форма м. р. ед. ч. в И. п.). Пост. признаки: полная или краткая форм,
непост. признаки: род (в ед.ч.), падеж, число.
III. Синтаксическая роль (каким членом предложения является
прилагательное).


Пример:
(в) большие(3) (стаи)
I. (в) большие (стаи) – имя прилагательное, обозначает признак предмета: в стаи
(какие?) большие;
II. Н. ф. – большой; в полной форме, во мн. числе, в В. п.
III. В предложении является определением.



Задание 1. Найди и исправь ошибки в морфологическом разборе



Я живу в большой семье.

(в) семье – имя прилагательное, обозначает предмет

Живу (где?) в семье

Н.ф. семья, собственное, неодуш., ж.р., 2 скл., ед.ч., П.п.

Живу (где?) в семье



Большой – имя прилагательное, обозначает предмет.

В семье (какой?) большой

Н.ф. большой, в полной форме, во мн.ч., в В.п.

В семье (какой?) большой

Задание 2. Произведи морфологический разбор любых 3-х слов на выбор из текста ниже.

(1)Если бы мы мылись без мыла, мы всегда ходили бы грязными. (2)Мыло  — самый сильный враг грязи. (3)Са́жу, например, особенно трудно отмыть. (4)Сажа  — это крохотные кусочки угля с острыми краями. (5)Заберётся такой уголёк в углубление кожи  — его оттуда не выцарапаешь. (6)Но попробуйте намылить руки мылом! (7)Мыло набросится на сажу, выгонит её из всех пор и складок.

(8)Как же это оно делает? (9)И какое мыло лучше моет  — то, которое даёт больше пены, или то, которое почти не пенится? (10)То, которое даёт больше пены. (11)Значит, дело тут в пене. (12)Разглядите её. (13)Вся она составлена из маленьких мыльных пузырьков  — воздушных шариков, у которых оболочка сделана из воды. (14)Эти пузырьки хватают и уносят сажу. (15)Частички сажи прилипают к пузырькам пены, а пену смыть уже нетрудно.

(16)То же самое делают на заводах, когда хотят отмыть руду́ от «пустой породы»  — от камня. (17)И руда́ , и камень в воде тонут. (18)Но в пене, если их измельчить, они не тонут. (19)У пузырьков пены очень большая сила. (20)Пузырьки поднимают и кусочки руды, и кусочки камня и выносят их наверх. (21)И тут начинается отбор. (22)Кусочки породы не могут долго держаться на пузырьках и падают на дно аппарата. (23)А частички руды́ не падают. (24)В аппарате образуется корка руды, которую легко снять. (25)Значит, мыльные пузыри годятся не только для забавы. (26)Человек умён  — он и мыльные пузыри заставил на себя работать.

 

(По М. Ильину)

Задание 3. Работа с текстом.

Определите и запишите основную мысль текста из задания 2:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что мыло  — самый сильный враг грязи? Запишите ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Синтаксический разбор

ПЛАН СИНТАКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

вид предложения по цели высказывания

по интонации

по количеству грамматических основ – ПРОСТОЕ

по наличию главных членов в основе

по наличию второстепенных членов

осложнения (если есть)

Предложение ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ бывает:

повествовательное (содержит сообщение)

вопросительное (содержит вопрос)

побудительное (содержит просьбу, приказ, совет, мольбу)

Предложение ПО ИНТОНАЦИИ бывает:

невосклицательное

восклицательное (произносится с особыми чувствами, эмоциями: восторгом, гневом, страхом и т.д.)

По КОЛИЧЕСТВУ ОСНОВ предложение бывает

        простое – содержит одну грамматическую основу

        сложное – состоит из двух или более простых предложений

ПО НАЛИЧИЮ ГЛАВНЫХ ЧЛЕНОВ В ОСНОВЕ:

        двусоставное – такое, в основе которого есть оба главных члена: и подлежащее, и сказуемое

        односоставное – такое, в основе которого только один главный член: или подлежащее, или сказуемое

ПО НАЛИЧИЮ ВТОРОСТЕПЕННЫХ ЧЛЕНОВ предложения бывают:

        распространённые (кроме главных членов, есть хотя бы один второстепенный член)

        нераспространённые (нет ни одного второстепенного члена, только главные)

Предложение может быть осложнено ОБРАЩЕНИЕМ, ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ и т.д.



Например: Они быстро вянут, теряют яркий зелёный цвет.(4)
(Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное,
распространённое, осложнено однородными сказуемыми).

Задание 1. Найдите и исправьте ошибки в синтаксическом разборе.

Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости. (предложение вопросительное, невосклицательное, сложное, двусоставное, распространенное, осложнено однородными подлежащими).

Задание 2. Выполните синтаксический разбор предложения №4.

(1)Однажды Володя и его старший брат Саша шли лесом по чуть заметному следу какого-то человека. (2)Потоптанная им трава поднялась, вмятины, оставленные его ногами, были давно засыпаны листвой и хвоей. (3)Иногда приходилось угадывать путь только по тем меткам, которые он оставлял мимоходом. (4)Вот повесил незнакомый человек берестяной ковшик над расчищенным родником. (5)Можно чистой воды попить. (6)Вот положил две жердинки через ручей. (7)Можно пройти, не замочив ног. (8)Вот убрал он с пути опасно нависший, поломанный бурей большой дубовый сук.

(9)Саша выбрал путь напрямик, чтобы покороче пройти к избушке лесника. (10)Дети вместе с родителями собирали грибы и заблудились. (11)С тревогой поглядывая на младшего брата, Саша думал:

(12)Мы, конечно, выберемся, вот только Володя устанет, потому что маленький.

(13)Но, к его удивлению, приуставший и вспотевший от лесной духоты Володя

улыбался.

(14)Чему ты радуешься?  — спросил его Саша.  — (15)Отчего тебе так весело?

(16)А ты ничего не замечаешь?  — лукаво прищурившись, сказал Володя.  — (17)Перед нами прошёл очень добрый человек, сколько хорошего оставил он на своём пути!

(18)Поражённый, Саша даже остановился: откуда такие мысли у малыша?

(19)Он порывисто обнял Володю, а потом сказал слова, которые младшему брату запомнились навсегда:

(20)Вот так, Володя, и жизнь надо пройти, оставив след своих добрых дел!

 

(По Н. Богданову)



Задание 3. Работа с текстом.

Определите и запишите основную мысль текста из задания 2:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Саша был поражён мыслями младшего брата? Запишите ответ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________









46


Опубликовано


Комментарии (4)

Ирина Владимировна Казарцева, 04.11.23 в 14:50 1Ответить Пожаловаться
Отличная работа! Спасибо
Галина Владимировна, 04.11.23 в 18:17 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, работа нужная!
Елена Ильинская, 06.11.23 в 22:07 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, коллега!
Кулакова Татьяна Сергеевна, 07.11.23 в 17:12 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за отзывы, коллеги!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.