Тренировочный тест по русскому языку для подготовки к ГИА в форме ОГЭ
Тренировочный тест по русскому языку для подготовки к ГИА в форме ОГЭ.
Пояснительная записка.
1. Контрольная работа – Тренировочный тест для подготовки к ГИА по русскому языку.
2. Предмет – русский язык.
3. Класс – 9ый.
4. Образовательная цель: выявить уровень подготовленности ученика к сдаче ГИА
Задачи: определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками; развитие регулятивных и личностных компетенций; воспитание уверенности в своих силах и и умениях.
5. Задание:
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 2,3
1.В заповеднике на Северном Кавказе любимейшее мое место – это Желтая круча. 2. Эта круча, сложенная из желтого песку, глины и гальки, высится над долиной не менее как метров на пятьсот и неустанно осыпается. 3. Далеко можно слышать шум рассыпающейся горы, а когда ближе подойдешь, то и глазами прямо видишь, как скачут камни с высоты вниз.4. Дорожка, по которой проходишь к Желтой круче, теперь у самого края пропасти, а пятнадцать лет тому назад была в трех метрах от края. 5. Так вот, значит, за пятнадцать лет рассыпался пласт горы, толщиной в три метра! |
2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) место - круча (предложение 1)
2) круча высится, осыпается (предложение 2)
3) можно слышать (предложение 3)
4) дорожка (предложение 4)
5) так вот значит (предложение 5)
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Укажите номера ответов.
1) В предложении 1 простое двусоставное.
2) Предложение 2 простое, осложнённое обособленным определением и однородными сказуемыми.
3) Предложение 3 сложноподчинённое.
4) В предложении 4 содержится две грамматические основы.
5) Предложение 5 односоставное, полное.
4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) Определение, выраженное причастным оборотом, обособляется, если относится к личному местоимению. |
1) Все птицы: и скворцы, и синицы, и даже неуклюжие курицы — были молодцы и необыкновенные умницы. |
Б) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется. |
2) Убаюканный сладкими надеждами, он крепко спал. |
В) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится запятая. |
3) Они становились на цыпочки, весело клевали огурцы и перелетали со спицы на спицу. |
|
4) Мужики, увидев помещика, сняли шапки. |
|
5) На кухонном столе лежали вывалянные в муке калачи, плюшки и ватрушки, гулко гудела поминутно разгорающаяся печка, из трубы валил белеющий в темноте ночи дым. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
А |
Б |
В |
|
|
|
5. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте пропусков которых должны стоять запятые.
Долго ждал Саид и не вытерпел(1) стал осторожно перебираться по тропе на ту сторону(2) к Люлю. И только доходит до середины(3) медведь тоже сюда лезет (4) и двум уж тут(5) на узкой тропе(6) не разойтись.
6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) КУПЛЕННЫЙ – в суффиксе причастия пишется две буквы н, потому что это причастие совершенного вида.
2) РАСТЕНИЕ– написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
3) ПРИБИРАТЬСЯ – написание гласной корне зависит от наличия и отсутствия суффикса -А-.
4) ПРИМИРЯТЬ (друзей) – безударная гласная корня И не проверяется, это слово является словарным.
5) РАССКАЗАТЬ - на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Ё.
В раннее весеннее утро, когда солнце ещ…(1)не горяч…(2) и в воздухе свеж…(3), ребята во главе со стаж…(4)ром провели в саду с листож…(5)ром на алыч…(6)вых деревьях. Теперь они бегут по аллее, не обращая внимания на ш…(7)рох и ш..(8)пот листьев, чтобы сторож показал им щ…(9)тки. |
8. Раскройте скобки и запишите имя существительное «туфли» в соответствующей форме.
Помню, у меня была единственная пара (туфли), но Вера не разрешала мне их надевать каждый день, чтобы они подольше носились.
9. Замените словосочетание «глядели с изумлением», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
Прочитайте текст и выполните задания 10-13
1.Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. 2. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня...3. С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. 4.Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга. 5. Деревья разных пород ужасно боролись между собою корнями за питание, сучьями — за воздух и свет. 6. Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. 7. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. 8. И тогда деревья стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа. 9. До того это было похоже на стон и вой живых существ, что лисичка, свернутая на моховой кочке в клубочек, поднимала вверх свою острую мордочку. 10. До того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели, что одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему. 11.Сюда, к Лежачему камню, пришли дети в то самое время, когда первые лучи солнца, пролетев над низенькими корявыми болотными елочками и березками, осветили Звонкую борину, и могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы. 12. Оттуда сюда, к этому плоскому камню, где сели отдохнуть дети, слабо долетало пение птиц, посвященное восходу великого солнца. 13. И светлые лучи, пролетающие над головами детей, еще не грели.14. Болотная земля была вся в ознобе, мелкие лужицы покрылись белым ледком. 15. Было совсем тихо в природе, и дети, озябшие, до того были тихи, что тетерев Косач не обратил на них никакого внимания. 16. Он сел на самом верху, где сук сосны и сук ели сложились как мостик между двумя деревьями. 17.Устроившись на этом мостике, для него довольно широком, ближе к ели, Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. 18. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. 19. Синяя в глубине черного грудь его стала переливать из синего на зеленое. 20. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост. (По М. Пришвину)
* Михаил Пришвин – советский писатель, автор многих детских книг..
10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) 200 лет сосна и ель растут вместе.
2) Деревья росли вместе, но они постоянно боролись друг с другом за питание, воздух и свет.
3) Лисичка поднимала свою мордочку, потому что ей мешал ветер.
4) Волк и собака выли, потому что были одиноки.
5) Тетерев не обратил внимание на детей, потому что они были тихи.
11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.
1) Устроившись на этом мостике, для него довольно широком, ближе к ели, Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца.
2) На голове его гребешок загорелся огненным цветком
3) И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост.
4) И тогда деревья стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа.
5) Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга.
12. В предложениях 15-18 найдите слово с лексическим значением «казаться более красивым, ярким». Напишите это слово.
6. Ответы:
2. – 124.
3. - 123.
4- А2 Б4 В5
5. - 2356.
6. – 135.
7. – 1489.
8. - туфель.
9. – глядели смущённо.
10. – 125.
11. – 234.
12. - расцветать.
7. Источники информации:
- Пришвин М. «Кавказские рассказы»
- Пришвин М. «Кладовая солнца»
- Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена по русскому языку - https://fipi.ru/oge/demoversii-specifikacii-kodifikatory