12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Gabdulkadirova17

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа №1 им. Р. Нагимова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Работа над кантиленой в классе сольного пения»

(конспект занятия по вокалу, возраст 11-12 лет)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГАБДУЛКАДИРОВА ЛИЛИЯ ФАРИТОВНА

Преподаватель по классу «Сольное пение»

 

МБОУ ДО «ДМШ №1 им. Р. Нагимова»

г. Альметьевск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023

 

 

 

Тема: «Работа над кантиленой в классе сольного пения»

 

Форма организации деятельности учащихся на занятии: индивидуальная

Цель: Добиться певучего, плавного исполнения музыкальных фраз в произведении.

Задачи:

Образовательные:

- формирование умений и навыков исполнения кантилены.

-дополнить, обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме. -расширить общий кругозор учащихся.

-знакомить ребенка с произведениями татарских композиторов.

Развивающие:

-развить и совершенствовать навыки певческого дыхания и выработка ощущения дыхательной опоры.

-развитие кантилены (плавного звуковедения)

-развивать умение анализировать смысловое содержание песни.

-развивать музыкальную память, певческую эмоциональность.

-развивать навыки чистого интонирования с опорой на татарскую мелизматику;

-развивать грамотное произношение татарского языка.

Воспитательные:

- воспитать внимательность и добросовестное отношения к труду.

- воспитать осознанный подход к обучению.

- воспитать любовь к музыкальному искусству и профессии музыканта – исполнителя.

-воспитать интерес и любовь к песням татарских композиторов.

Оборудование и материалы:

- просторное светлое помещение;

- фортепиано;

- нотная литература;

- зеркало;

Методы обучения:
- наглядный (слуховой и зрительный);
- словесный (рассказ, объяснение, диалог)
- эмпирический метод ( метод практического, опытного поиска понятных для
учащегося слов, определения вокальных приемов).
Методические приёмы:
- вопросы, побуждающие мыслительную деятельность;
- побуждение к самоконтролю (оценка своего исполнения);
- поощрение (с целью закрепления полученных навыков).
Психологические условия на уроке:
- психологически-комфортная атмосфера;
- личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;
- учёт индивидуальных особенностей;
- дифференцированный подход.

 

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА (5 мин)
I. Организационный этап.
а) приветствие;
б) сообщение темы урока и его задач;
в) вступительная часть.
г) объяснение темы
II. Основная часть. (20 мин)
1. Упражнения на дыхание с использованием здоровье сберегающих технологий;
2. Вокальные упражнения;
3. Исполнение и работа над песней

III. Заключительная часть. Подведение итогов. (5 мин)
Подведение итогов (осуществление оценки эффективности урока).

Организационный этап.

Педагог: Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мы рады видеть вас на индивидуальном занятии по вокалу. Открытый урок я буду проводить с ученицей 4 класса Гатауллиной Лейлой.

Тема нашего урока: «Работа над кантиленой в классе сольного пения»

Кантилена (итал. cantilena «песенка» от лат. cantilena «пение»).

В первую очередь кантилена - это свободно льющаяся напевная мелодия которая может быть как вокальной, так и инструментальной. Во-вторых, это напевность, плавность, текучесть самой музыки, и ее исполнения. В-третьих, это возможности голосового аппарата к напевному исполнению написанной мелодии.

Кантиленное, связное пение является основой вокальной музыки. Legato – дословно с итальянского языка «связно» – основной штрих кантиленного пения.

Способность певческого голоса к кантиленному исполнению мелодии вырабатывается постепенно, по мере освоения певческого голосообразования и голосоведения.

Петь кантилену — это умение петь legato, т. е. хорошо связывать ноты. Однако пение legato— еще не полностью определяет понятие кантилены хорошо поставленного певческого голоса. В кантиленное пение как непременный момент включается льющийся характер звука. Представим себе, например, сильно зажатый голос, который поет связно мелодию. Будет ли это кантиленным пением?

Предполагаемый ответ учащегося: Безусловно, нет. Кантиленность — певучесть — обязательно требует свободно льющегося округленного, на дыхании звука.
Педагог: Совершенно верно.
Известнейший испанский оперный певец (бас), вокальный педагог и композитор XIX века Мануэль Патрисио Родригес Гарсиа (младший) о ровности и легатности звука писал: «При переходе от одного слога к другому, с одной ноты на следующую нужно тянуть голос без толчков и ослабления, как будто всё построение составляет только один ровный и продолжительный звук... Нужно строго сохранять на всех нотах одинаковый тембр, а также одинаковую силу и качество звука» 

 

II. Основная часть.
Педагог: Мы переходим к практической части нашего занятия.

Лейла, ты знаешь, что певец перед началом пения музыкальных произведений должен подготовить свой музыкальный инструмент, а точнее сказать - настроить его. Что же для этого нужно?

Предполагаемый ответ учащегося: Певец должен настроить свой вокальный аппарат. Делать упражнения на развитие певческого дыхания и распеваться.

Педагог: Правильно, Лейла. Дыхание – энергетический источник голоса. Недаром итальянцы говорят: «Как вдохнёшь, так и запоёшь». Тип дыхания -нижнерёберно-диафрагмальный. Певческий вдох должен быть энергичным и достаточно быстрым, кроме того – достаточно глубоким и полным. Выдох должен быть, прежде всего, максимально продолжительным. Воздух должен истекать из легких плавно и без толчков.

Теперь можно приступать к вокальным упражнениям на развитие голоса. Распеваясь, наши голосовые связки, разогреваются и правильно настраиваются.

Учебно-тренировочные упражнения на развитие голосового аппарата.

Обращаем внимание на осанку ребенка. От того, как мы держим «корпус», зависит осанка и даже самочувствие. Хорошая осанка необходима всегда, а во время пения - особенно.

Чтобы голос звучал свободно, легко, нужно, чтобы ему ни­что не мешало: плечи должны быть опущены, спина прямая, не нужно вытягивать шею и высоко поднимать подбородок.

1.Упр.пение закрытым ртом звука «м».

Чтобы добиться правильного звукообразования используем пение закрытым ртом звука «м». Зубы при этом должны быть разжатыми, мягкое небо активизировано в легком зевке.

Посылание звука в переднюю часть твердого неба на корни передних верхних зубов обеспечивает его наилучшее резонирование, благодаря чему звук приобретает силу, яркость и полётность. Чем меньше будет присутствовать во время пения носовых и горловых призвуков, чем выше и точнее будет вокальная позиция, тем чище и естественнее будет тембр голоса.

Следить чтобы пауза между вдохом и началом звука (выдохом) была мгновенной. Это мгновенная "задержка" дыхания чрезвычайно важна:
а) она организует выдох;
б) способствует тому, чтобы не было придыхания, которое сушит горло и мешает точному интонированию и точной атаке звука;
в) препятствует тому, чтобы не вырывался воздух г) с призвуком "Х";
д) устраняет потерю дыхания в начале фразы;
е) мгновенная задержка перед выдохом - это момент готовности, скоординированности всех органов, объемов звукообразования.

1.Упражнение на выработку кантилены. (Я МИ Я) Данное упражнение следует петь в умеренном темпе, мягко, спокойно, протяжно, контролируя однородность звучания голоса. Звук должен литься ровно и гладко, без скачков.

Каждое следующее проведение мелодии проходит при повышении её на полтона. Это закономерно для всех распевок без исключения.

2.Упражнение на стаккато. Исполнение отрывисто, короткими длительностями, легкими толчками. Стаккато следует делать не толчком связок, а толчком опоры (дыхания). Этим штрихом лучше петь, представляя себе не точки, а чёрточки (пунктир).

3.Упражнение (ГМА) помогает справиться с точным интонированием, а также помогает освоить нижний и верхний регистр. При пении данного упражнении важно предварительно подготавливать каждый последующий звук без изменений работы гортани. Сам переход от ноты к ноте должен быть плавным, без «подъездов» за счет дыхания.

4.Татарские мелодии зачастую обладают широкой, распевной мелодикой, поэтому их исполнение необходимо предварять серьёзной подготовкой певческого дыхания.

Предлагаем вашему вниманию упражнение на протяженность певческого дыхания на примере фрагмента татарской песни «Туган тел» (Родной язык).

Певческий вдох следует брать достаточно активно, но бесшумно, глубоко, одновременно через нос с ощущением легкого полузевка. Петь плавно, мягко, протяжно переходить от одной ноты к другой.

Педагог: Сегодня мы будем работать над песней «Җидегән чишмә” сл Г. Баширова, муз С. Садыковой.

Известную оперную певицу, композитора Сара Садыкову звали татарским соловьем. Она написала более четырехсот песен, среди них и произведения к тридцати спектаклям и двум музыкальным комедиям. Конечно, самым близким и понятным каждому олицетворением ее творчества является песня «Җидегән чишмә.

Современные исполнители с удовольствием включают в репертуар ее песни «Җидегән чишмә» («Семиконечный родник»), «Әнкәй» («Мама»), «Көтәм сине» («Жду тебя»), «Күңелләрдә яз булсын» («Пусть будет в сердце весна»).

Сара ханум была настоящей артисткой и оставалась ею до преклонных лет. Несмотря на возраст, она прекрасно держалась на сцене, великолепно владела оперным голосом. Жизнелюбивая, грациозная, красиво одевалась и никогда не расставалась с расшитым национальным убором – калфаком. Талантливая, обаятельная и остроумная Сара Садыкова излучала особую ауру, слыла живой музыкальной энциклопедией, и все, кто ее знал, с восхищением вспоминают встречи с ней по сей день.

Тональность Си бемоль мажор. Темп –Moderato sempre legato- плавно, умеренно. Темп удобный. Используется рабочий диапазон, тесситура удобная.

Песня лирическая. При исполнении надо добиваться лёгкого и светлого звука. Основное внимание следует обратить на точное интонирование триолей и распевание слогов. Мелодия движется плавно, волнообразно, без скачков. Важно петь, сохраняя высокую позицию, пропевать чисто триоли, добиваться однородного звучания на всём диапазоне. Нижние ноты исполнять мягко и спокойно, не допустимо напряжения голосового аппарата. Звуковедение на протяжении всей песни – legato.

Для выработки ВПП поём песню закрытым ртом.

Высокая певческая позиция (ВПП) – это приподнятое мягкое небо, опущенная гортань, свободный открытый рот. Приподнятое небо открывает резонаторы (лобную и гайморовы пазухи, носоглотку и ротовую полость). При опущенной гортани ее стенки расслабляются и связкам легче издавать высокие чистые звуки. ВПП вырабатывает полетный звук. При этом звук необходимо направлять вперед, не «заглубляя» его – иначе он «уйдет в затылок» и будет звучать неестественно. Получить ВПП помогает зевок.

В самом начале работы над песней я предпочитаю, чтобы учащиеся пели сольфеджируя, чем прорабатываются различные сочетания согласных и гласных звуков, что способствует развитию дикции и артикуляции. Этот способ пения улучшает координацию между слухом и голосом, вырабатывается понимание звуковысотности той или иной ноты. Параллельно с этим улучшается навык чтения нот.

После сольфеджирования поем песню только гласными буквами,для выравнивания гласных звуков, только потом поем песню со словами.

Преподаватель: Как было сказано в начале урока: способность певческого голоса к кантиленному исполнению мелодии вырабатывается постепенно, параллельно.  Цель и задачи урока остаются актуальными для каждого урока.

Умение правильно петь приходит вместе с развитием важной части воспитания голоса - вокального слуха (умением слушать и слышать свой голос и его особенности). Благодаря постоянному и точному контролю при помощи вокального слуха начинающий певец постепенно усваивает и запоминает работу вокального аппарата, необходимую при правильном пении.

Лейла, как ты думаешь, удалось ли тебе справиться с заданиями на сегодняшнем уроке?

(ученица анализирует свою работу на уроке).

Формулировка домашнего задания: играть и петь вокальную партию песни по нотам.

Наш урок подошел к концу. Благодарю его участников за совместную работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

Аспелунд Д. Развитие певца и его голоса. М., 1997.

Варламов А. Полная школа пения. М., 1989.

Варламов А.Е. «Полная школа пения» Санкт – Петербург, издательство «Планета музыки», 2008.

Дмитриев А. Основы вокальной методики.- Москва. Музыка.1968

Дмитриев А. Голосовой аппарат певца.- Москва. Музгиз.1964.

Емельянов В.В. «Фонопедический метод развития голоса» Методическое пособие 1999г.

Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. СПб.1996.

Кацер О. В. Игровая методика обучения детей пению.- СПб. изд. «Музыкальная палитра» 2008

Луканин В. Обучение и воспитание молодого певца.- Ленинград. Музыка 1977

Морозов В. Тайны вокальной речи.- Ленинград. Наука.1967

11. Иванченко В.Н. «Занятия в системе дополнительного образования детей» Издательство «Учитель» 2002.

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.