12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Поляничко Наталья Ивановна65
Россия, Астраханская обл., Астрахань
2

РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА И ТОЛЕРАНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА И ТОЛЕРАНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Поляничко Н.И.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение г. Астрахани «Гимназия №3», город Астрахань

Аннотация



Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлась одной из важнейшей задач в современной школе, ведь юность и детство - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Вместе с тем, воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое может сделать школа: ее роль невозможно переоценить.

В основе образовательной политики современной России лежит идея многокультурности общества, толерантности, гражданственности и патриотизма. Действительно, патриотическое воспитание, духовное переустройство, нравственное возрождение русского общества невозможны без воспитания глубокого уважения и бережной любви к Родине.

Конечно, многие мероприятия, такие как День защитника отечества 23 февраля и День Победы 9 мая уже давно стали традиционными. Проекты «Письмо ветерану», «Мой дед – герой», на основе которого составляется книга памяти класса, организация и участие в фестивале военной песни, изготовление сборник военных песен, оформление кабинета своими руками к военным праздникам: изготовление белых журавликов в разных техниках, украшение окон и т.д, «Знаменитые люди Астрахани», «Великие люди России» и т.п. Но патриотическое воспитание невозможно без воспитания толерантности, осмысления ребенком, что все мы разные, но должны жить в мире и согласии, в атмосфере взаимопонимания и дружелюбия, терпимости и деликатности. Другими словами, толерантность - важный компонент жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их отстаивать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.

Одной из форм для формирования чувства патриотизма и толерантности является проектная деятельность. Проект помогает раскрыть творческие способности, увидеть процесс и результат работы. Его можно выполнять как коллективно, так и индивидуально, он подчинен общей дидактической задаче и включает в себя разнообразные формы творческой т исследовательской деятельности, направленной на реализацию конкретной идеи. При работе над проектом учащиеся самостоятельно получают знания, их усваивают. В данном методе задействован один из важных компонентов формирования нравственных ценностей – эмоции.

В работе можно выделить 2 фактора формирования нравственных ценностей: работа над проектом и выбор темы проекта. Работая над коллективном проектом учащимся необходимо найти пути взаимодействия и контакта между собой, распределить роли, кто чем будет заниматься. В результате работы дети понимают, что для достижения цели нужно уважать мнение другого, не конфликтовать, помогать друг другу. Если же работа над проектом индивидуальная, то ребенок учится уважать свой и чужой труд, можно подкорректировать собственную самооценку. При выборе темы проекта распределяем по тем ценностям, которые хотим сформировать. Для формирования толерантности нужно подбирать темы, которые будут знакомить с культурой, историей, как своего народа, так и других народов, что поможет сформировать уважительное отношение к людям другой национальности. Над проектом «В семье единой» мы работали в течение учебного года.

Мы живем в многонациональном городе. Чтобы любить и уважать свою малую Родину, надо знать ее историю и традиции.

Но как традиции проявляются в сегодняшней жизни?

Сохранились ли они? Где мы можем их наблюдать? На эти и другие вопросы нам предстояло найти ответы, участвуя в социальном проекте «Дружбою сильны».

Мы поставили перед собой цель собрать информацию о том, есть ли сходства в обычаях, особенностях быта и культуре представителей народов, живущих Астрахани.

Мы узнали, что в регионе представлены более 100 национальностей. Преобладающее население – русские, казахи и татары, однако вследствие миграций неуклонно возрастает численность народов Кавказа. Исследуя обычаи и религии многочисленных национальностей, мы нашли первое подтверждение нашей гипотезы.

Оказалось, что праздники разных народов связаны со временем года и сельскохозяйственным циклом. Национальные праздники всегда занимали и занимают место в системе воспитания детей.

В народных сказках, пословицах и поговорках заложены, с одной стороны, нравственные заповеди, с другой – разнообразные советы, наставления. Большое количество праздников связано с жизненными этапами человека, например: рождение, сороковины, именины.

Мы рассмотрели праздники четырёх основных национальностей Астрахани. В некоторых даже поучаствовали. На«Святках»и « Веснянке»мы были у русских, «Наурыз» отпраздновали с казахами, а татары нас к себе приглашали на «Сабантуй».Так и получилось, что весну мы встречали три раза, но каждый раз по-другому.

Вот, например, отмечали зимние христианские праздники. Святки – это время от Рождества до Крещения, время веселых забав, игр, гаданий, колядок. Гадания нередко сопровождались шуткой и смехом. У Святок любопытная история. По поверьям древних славян, в ночь под Новый год, когда «рождалось новое солнце», на землю с небес сходили духи предков, которые и назывались «святками» Чтобы задобрить духов, жрецы-волхвы собирали «колядки» - пищу для предков. Колядки сохранились и в наши дни. В кабинете была сделана декорация избы, в середине которой стоял стол. На нём разместили праздничные угощенья, которые готовили в старину на святки: пряники «коровки», «козульки», взвар, кисель, рецепты которых нашли мы с родителями. Играли в игры, одна из которых «Заплети косы солнцу» вызвала восторг у девочек. По поверью, кто быстрее заплетет косу, у того в доме будет достаток. Мы водили хороводы, пели песни.

После русского праздника отмечали казахский «Наурыз». Мы побывали в центре казахской культуры в музее Курмангазы в селе Алтынжар Астраханской области. Там нам рассказали об этом празднике. Мы решили провести его и сами. Для этого нам пришлось, найти информацию о костюмах народов, оказалось, что для каждого случая у народов костюм был разный. Даже цвет имел значение. Конечно, праздник не обошелся без национальной кухни. На столе были аппетитные баурсаки, кайнары и молочный чай. Мы исполняли песни на казахском языке, танцевали. Все играли в игру с костяшками – в нее играли в старину. Ребята узнали, что праздник «Наурыз» символизирует равенство людей, приход весны. Также в ходе проекта мы нашли подтверждение нашей гипотезы и в сходстве жилищ народов Астрахани. Получается, что жилища татарского и русского народа в прошлом почти не отличались друг от друга. Различия составляют окраска и резьба. Традиционное жилище казахов – юрта – использовалось тоже и кочевыми татарами в летний период. Технология строительства жилища «мазанка» присутствует у всех народов. Мы сами попробовали сделать макеты жилищ, храмов и мечетей. Как получилось – судить не нам. Но увидеть их можно.

Внеурочная деятельность является важным компонентом всего учебно-воспитательного процесса. Внеурочное время - возможность работать над проектом, именно эти занятия мы максимально уделяем патриотическому и толерантному воспитанию, направленное на формирование уважительного отношения к Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам России. Процесс работы и сама тема проекта открывает перед нами просторы для формирования нравственных ценностей и нравственных качеств.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.