12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Черникова Елена Валерьевна27

Работа с одаренными детьми


Свои способности человек может узнать,

только попытавшись приложить их.

Луций Анней Сенека

Правильно говорят, что, если человек талантлив,

то талант у него многогранен.



Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. К большому сожалению, далеко не каждый человек может реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Чаще всего одаренные дети лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Будущее одаренного ребенка, в отличие от одаренного взрослого, ещё не определено, поэтому важно создавать среду для его полноценного развития. Сохранение и развитие одарённости детей — важнейшая проблема нашего общества. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию личности ребенка.

Кто же такой «одаренный ребенок»?

«Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».

Такие дети сидят в большинстве случаев с поднятой рукой, быстро и без труда выполняют задания «со звёздочкой», задания повышенной трудности, отличаются хорошей речью и нестандартным мышлением. При этом ребёнок не обязательно демонстрирует высокий уровень способностей только при обучении, он может проявлять одарённость в различных других видах деятельности.

Учитель всегда без труда и без помощи психолога может выявить преуспевающего, хорошо развитого и замотивированного на обучение ребёнка с устойчивыми интересами, так как учащиеся с одарённостью очевидны и отличаются:

- высоким уровнем личной мотивации;

- креативностью в решении поставленных задач;

- посещением различных факультативных и кружковых занятий;

- требуют внимания к своим результатам;

- достигают высоких образовательных результатов;

- ответы и рассуждения отличаются неожиданными, нестандартными, более сложными, чем ожидает учитель, выводами, аргументами, умозаключениями;

-многие из них имеют прочную, ёмкую память.

Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь воплотить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, в творчестве,  помочь наиболее полно раскрыть свои способности. 

Работа с одаренными детьми логически выстроена и проходит несколько этапов:

Выявление одаренных детей. Создание банка данных.

Планирование работы с одаренными детьми.

Создание условий и организация работы с одаренными.

Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям различного уровня.

Организация участия одаренных детей в различных делах и мероприятиях.

Отбор и оформление в течение года достижений одаренных детей для пополнения портфолио ученика.

Обучение одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов: педагогов, психологов.

Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.

Какие принципы можно выделить при работе с одаренными детьми?

Создание ситуации познавательного затруднения.

Возможность искать творческое решение задач.

Формирование конкурентной ситуации.

Постоянный мониторинг результатов.

Можно выделить три основные проблемы в организации работы с одарёнными детьми:

-отсутствие у педагогов достаточных знаний об особенностях проявления детской одарённости, видовов её разнообразии;

-функционально - целевая направленность школы в плане развития интеллекта учащихся;

-ориентация школы на «уравнивание» под «среднего» без прогноза на индивидуальное развитие.


Создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления — одна из важнейших задач при работе с одаренными детьми.

По результатам многих психологических исследований, развитие креативности учащихся происходит при обеспечении на занятиях условий, благоприятных для творчества:
 -создание ситуаций успеха;

-незавершенность рассматриваемых проблем (чтобы было, над чем подумать, добраться до истины, подойти к эвристическим находкам;

- появление все новых и более сложных вопросов;

- огромное желание в поисковой деятельности (найти ответы!);

- использование различных видов мышления;

- стимулирование оценкой для анализа ответов, а не для награды или осуждения;

- создание атмосферы понимания.

Кроме того, необходимо постоянно подчеркивать ответственность и независимость, акцентировать внимание родителей к интересам детей. В то же время целесообразно уделять внимание и специальному обучению различным аспектам творческого мышления: поиску проблем, выдвижению гипотез альтернативности и оригинальности.
  Как учить? — учить находить необычные нестандартные решения.
Диапазон творческой задачи необычайно широк по сложности — от решения головоломки, до изобретения новой машины. Для решения этих задач нужны наблюдательность, умение анализировать, комбинировать и т. д.— все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Человеку с творческим складом ума легче найти творческую изюминку в деле, достичь высоких результатов. Но ведь природа не щедра на таланты, они, как алмазы, встречаются редко, однако та же природа наделила каждого ребенка возможностью развиваться. И начинать такое развитие надо не тогда, когда человек стал специалистом, а заранее. Подготовка изобретателя так же, как и подготовка спортсмена— длительный процесс. Поэтому и начинать ее нужно как можно раньше.

Немаловажную роль в этом играет умение учителя создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, стимулировать творческую деятельность одарённых детей. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком доступным для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность и творчество.

Что я делаю для активизации работы с одаренными детьми?

На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися класса и в то же время отличаться. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий.

Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную.

Обязательное 


Работа с одаренными детьмиPPT / 6.06 Мб

/data/files/s1711132297.ppt (Работа с одаренными детьми)включение детей во внеурочную работу при изучение широких (глобальных) тем и проблем.

Учитываю интересы одаренного ребенка и в максимальной мере поощряю углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком. Как? Выделяю время для выступления на определенном уроке или после уроков, знакомлю родителей с достижениями данных учащихся, устраиваю классные выставки.

Классные кратковременные проекты, типа «Моя родословная», «Тайна моего имени», «Охрана природы» и т.п.

Со 2 класса работаем над умением создавать презентации. Ребятам разрешается свободное использование разнообразных источников и способов получения информации.

Учу детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формирую у них навыки публичного выступления и обсуждения, отстаивание своих идей и результатов творческой деятельности;

В результате ограничительных мер, особенно стали популярны дистанционные и онлайн-олимпиады по предметам.

В школе с.Колва я работаю совсем недавно, но уже есть результативное участие в таких конкурсах, как «Старт», «Кириллица», конкурсов образовательного портала Учи.ру.

Хочется отметить, что и ребята, и родители совсем не против, что после уроков в индивидуальном порядке мы решаем задания на компьютере.

В работе с одаренными детьми целесообразно следовать следующим принципам педагогической деятельности:

-принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

-принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

-принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

-принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

-принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.

Таким образом, все перечисленные принципы в полной мере находят отражение в основополагающих идеях новых федеральных стандартов. Т.е., главное - научить учиться ученика через формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.

В работе с одаренными детьми наиболее эффективными из современных педагогических технологий являются технологии продуктивного обучения и компетентностного подхода. Эти технологии позволяют понять точку зрения учащегося и смотреть на вещи с его и со своей точек зрения, использовать исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные виды деятельности.

Реализация самостоятельной деятельности учащихся возможна при использовании современных технологий группового обучения, позволяющих учащимся — проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.

Главная задача учителя - помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант.

Уровень сотрудничества в учебной деятельности — актуальная проблема для педагогов, работающих с одаренными школьниками. Такое сотрудничество должно характеризоваться: созданием на уроке доверительных межличностных отношений, взаимной личной информированностью, признанием права учащегося на ошибку, обсуждением с учащимися целей и задач совместной деятельности, использованием на уроке взаимного контроля учащихся и применением отметок в качестве побудительного стимула к учению.

С кем работает учитель, готовясь к мероприятию? Конечно, с самым способным, надёжным, творческим. В чём сложность – выбор среди детей – небольшой, поэтому приходится учителям работать часто с одними и теми же учениками. Мы их перезагружаем? Да! Отнимаем у них свободное время? Да! Но мы их  раскрываем, помогаем им и себе выявить, развивать и реализовать академические, художественно-артистические, лидерские   способности.

Только тот учитель, который занимается этой работой, знает насколько это неимоверный труд, но он и благодарный. Дело не только в призовых местах, конкретных знаниях, вы помогаете сделать ученику шаг в будущее.  Исследовательская деятельность развивает  свойства  мышления, необходимые не только для адаптации к дальнейшей жизни, но и для плодотворного влияния на саму жизнь.

Обучение талантливого ребенка и выработка у него умения самостоятельно усваивать сложный материал – это тот первый шаг, который должен проделать педагог со своим подопечным, чтобы привить ребенку вкус к серьезной, включающей в себя элементы творческого подхода работе, которая будет сопутствовать данному ребенку в жизни. Кроме того, вводя талантливого ребенка в предмет исследования, приобщая его к науке, необходимо ставить конкретную задачу, а именно, развитие самостоятельности в принятии решений по научным вопросам и проблемам, а также придумывание ребенком своих, качественно новых идей.

Работа  с одаренными детьми диктует определенные требования к личности педагога:
 - желание работать нестандартно;
- поисковая активность, любознательность;
- знание психологии подростка и психологии одаренных детей;
- готовность педагога к работе с одаренными детьми.

В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».

Черникова Е.В. –

учитель начальных классов

МБОУ «НШДС» с.Колва


Список литературы

Кулагина И.Ю. Личность школьника: От задержки психического развития до одаренности: Учебное пособие для студентов и преподавателей. – Н.: Сфера, 1999. – (Практ. психология). – 189 с.

Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество России, 2002.- 608 с.

Психология одаренности детей и подростков. Учеб. пособие для высш. и сред. пед. учеб. заведений/ Ред. Н.С. Лейтес. – 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2000. – 337 с.

Савенков А.И. одаренный ребенок в массовой школе/ Отв. ред. М.А. Ушакова. – М.: Сентябрь, 2001. – (Б-ка журн. «Директор школы»). 208 с.

Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для пед. вузов. М.: Академия, 2000. – (Высшее образование). – 232 с.

Савенков А.И. У колыбели гения: Учеб. пособие. – М.: Пед. о-во России, 2000. – 220 с.

Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. – М.: Владос, 2000. – (Пед. мастерская). – 319 с.

Щеблякова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики./ Е.И. Щеблакова; РАО, Моск. псих.-соц. ин-т. – М.; Воронеж: МОДЭК, 2004. – (Библиотека психолога), - 367 с.

Юркевич В.С. Одаренный ребенок: Иллюзии и реальность: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996. – 131 с.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.