12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Вильмс Надежда Геннадьевна59

Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС ООО

В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат.
В.А.Сухомлинский
t1699779013aa.jpg

Современное образование в соответствии новыми требованиями ФГОС ООО делает акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, когда ребенок должен стать автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору, максимально использовать свои возможности. Поэтому так важна кропотливая и плодотворная работа с одаренными детьми.

Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Как организовать процесс обучения на уроках русского языка и литературы?

Русский язык и литература как учебные предметы являются основой школьного филологического образования, считаются одними из важнейших, так как способствуют развитию мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности.

Творческие способности – дар природы. Распространено мнение, что если человеку дан дар, то он никуда не денется, не исчезнет и обязательно где-то проявится. Однако исследования опровергают эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном движении: или развивается, или угасает. Ясно, что не каждый станет великим, но каждый имеет возможность развиваться.

Задача учителя – увидеть одаренных детей и помочь им реализоваться.

Русский язык и литература как учебные дисциплины имеют широкие возможности для работы с талантливыми, одаренными детьми. Это и система олимпиадных заданий, научно-исследовательская деятельность по предмету, творческие работы.

Я бы хотела остановиться на развитии поэтических способностей детей.

В основе литературно-поэтической одаренности лежат литературные способности, которые понимаются не только как способности к усвоению школьных предметов «Литература» и «Русский язык», но и как способности к творчеству, то есть производству так называемого «творческого продукта». В данном случае речь идет о производстве литературных произведений в различных жанрах.

В своей статье «Индивидуально-психологические особенности школьников, способных к литературному творчеству» психолог В.П. Ягункова выделила такие основные компоненты литературных способностей:

впечатлительность, или поэтическое восприятие предметов и явлений действительности;

поэтическая зоркость;

хорошая («цепкая») память;

способность силы мышления и воображения создавать оригинальные образы и сюжеты;

легкость возникновения творческого состояния, в частности, сопереживания;

богатство словарного запаса и чувство языка;

богатство словесных ассоциаций.

Вполне логично, что для развития литературно-поэтической одаренности следует развивать компоненты литературных способностей.

Так ли это необходимо? Поэзия возникла раньше прозы. Самые древние произведения создавались в поэтической форме. Во многих развитых культурах умение сочинять стихи считалось обязательным для хорошо образованного человека. Всё это, разумеется, не случайно. Сочинение стихов способствует развитию речи, литературного и, вообще, художественного вкуса. Развивается образное мышление, повышается общий интеллектуальный уровень. Стихосложение учит внимательнее относиться к слову, что, в свою очередь, способствует повышению грамотности. Причём грамотность понимается здесь в широком смысле – не только как орфография и пунктуация, но и как стилистическая грамотность, как умение правильно пользоваться всеми богатствами русского языка.

Итак, литературные способности – это не только способности к определенным школьным предметам, а способность создавать «культурный продукт», то есть произведение искусства. Но если творчество крупного писателя имеет большое культурное и общественное значение, то творчество школьника нужно, прежде всего, ему самому для правильного развития своих духовных сил. Это помогает ему органически входить в процесс учения, освоения жизни и искусства, в частности, литературы. Однако годы учения сменяются годами мастерства далеко не у всех. Но зато все прошедшие это обучение, может быть, не став профессиональными писателями и поэтами, учатся лучше понимать литературу и искусство вообще.

Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Любая способность вырабатывается путём долгих и усердных стараний и тренировок, ведь талант бывает не только врождённым, но и приобретённым. И каждый, кто имеет желание сочинять - уже стоит на пути к желанной цели.

Важно уже с раннего возраста пытаться прививать детям любовь к поэзии, чтобы воспитать духовную потребность к творческой деятельности. Дети учатся читать стихи и видеть, чувствовать красоту окружающего, замечать прекрасное в, казалось бы, обыденных вещах. Наблюдения за природой, меняющейся в зависимости от времен года, за улицей города, освещенной утренним солнцем или вечерними фонарями, дает пищу для фантазии.

Участие в конкурсах чтецов развивает не только талант декламатора и актера, но и помогает проникнуть в мир художественных образов произведения. Этому способствует и скрупулезный анализ стихотворений на уроке, где обращается особое внимание на средства художественной выразительности, символику.

У детей начинают формироваться поэтические представления, возникает желание выразить себя. С каждым новым стихотворением или сказкой обогащается словарь ребенка, запоминаются при этом не только слова, но и словосочетания, целые цепочки ассоциативно связанных между собой слов, которые становятся затем достоянием собственной речи ребенка.

Художественное произведение (проза, поэзия) дает пищу воображению, дает возможность детям увидеть образы и картины, а не только понять смысл, увидеть, что писатель и поэт словами рисуют так же, как художник красками.

На уроках дети знакомятся с основами стихосложения, понятиями рифмы, ритма. Слушание и запоминание стихов способствует воспитанию чувства ритма, что очень важно для развития литературных способностей. Знакомство с теорией стихосложения – очень важный этап. Но работа должна быть ориентирована, прежде всего, на практику. Знакомство с технической стороной сочинения стихов должно быть подчинено смыслу, лишено сухого теоретизирования.

На первых этапах работы над стихотворением можно предлагать детям следующие задания:

- вставить в стихотворную строчку пропущенное слово;

- подобрать рифму;

- закончить строчку в четверостишии;

-подобрать сравнение, метафору, эпитет на определенную тему

- игры «Буриме», «Рассыпанные строки», «Угадай рифму», «Угадай эпитет».

На более поздних этапах, когда ребята уже знакомы с теорией стихосложения, можно предложить задания как формального характера, так и творческого:

попробовать написать стихи всеми размерами на заданную тему;

переложить одну и ту же мысль всеми возможными размерами;

найти в своем творчестве слова, к которым было сложно подобрать рифму;

- создать стихотворение определенного жанра(хокку, рубай, сонет)

Эти несложные задания помогают детям поверить в собственные силы и толкают на создание собственных произведений. Ученики ищут «свою» тему, учатся составлять план, работают с черновиками. Потом рождаются стихотворения. Они могут быть и банальными, но они их собственные.

Перед вами две детские работы, где представлены английский и итальянский сонет.

Подражание Шекспиру

Ты все стареешь, угасаешь пламенем костра.

Твое лицо бледнеет и седеет волос.

От света глаз осталась лишь искра.

А вместо звонкого, теперь охрипший голос.


Но не грусти. Еще воскреснешь вновь

Ты в дочери иль в том, кого душа найдет,

Ты лишь молись за новую любовь.

Которая, как ты, родится и умрет.


Да, жизнь не вечна, никто не вечен.

Ведь умираешь ты, и умирает он.

Но путь земной наш бесконечен.

Наверное, это жизненный закон.


Ты в зеркало, прошу я, не смотри с тоской,

Ведь очень скоро кто-то станет вновь тобой.

Денисова Кристина

Итальянский сонет

Осень неслышно приходит,

Ее незаметны шаги.

Она за собою приводит

Унылой прохладой дожди.


Листья с деревьев срывает

И пишет записки весне.

Осенний ветер уносит

Те письма холодной воде.


В них вечность растает

И снова родится

Весною цветком,


И в нем растворится

С морозами, вьюгами злая зима,

Оставив свой след на головке цветка.

Бондарь Анна

t1699779013ad.jpg

В связи со спецификой усваиваемого материала часто используется форма занятий в виде «круглого стола». Стихотворчество – процесс постоянный. Для поэта главное не только творить, воплощать на листе мысли, но и быть услышанным, получить отзыв на свое творчество. Поэтому на таких занятиях у ребят появляется шанс прочитать свои творения. Затем слушатели по очереди высказывает свое мнение о стихах. Таким образом, решаются несколько задач: во-первых, ученики получают возможность высказаться, а во-вторых, учатся грамотно выражать свои мысли и чувства, развивается умение дискутировать, формулировать и отстаивать свою точку зрения. Отзыв не должен быть простым, примитивным. Говорящий должен объяснить, чем именно ему понравилось или не понравилось творение начинающего коллеги, привести примеры.

Может использоваться и проблемный метод обучения. Вначале занятия выдвигается какая-то проблема – например, проблема сонетной формы или проблема подбора каламбурных рифм в шуточных стихах. Ребята выдвигают свои гипотезы, формулируют аргументы, делают выводы.

На начальном этапе многие работы детей носят подражательный характер, и это нормально, ведь и у маститых поэтов в творчестве были периоды ученичества. Но даже если ты стремишься подражать какому-то поэту, ты должен понимать его поэтический мир, особенности лирики, знать биографию. Ученикам можно предложить задания: подобрать интересные факты из жизни того или иного автора, написать эссе на тему: «Почему такой-то писатель стал писать».

Говоря об определенной теме в поэзии, можно предложить ребятам попробовать тоже поразмышлять над ней. Так, например, была интерпретировано стихотворение Тютчева «Silencium».

Молчание

Глухонемая тишина -

молчание.

Непонимания стена -

молчание.

Неуловимой мысли взлет -

молчание.

Фантазий радостный полет -

молчание.

Страшнее всех кошмарных слов-

молчание.

Дороже самых добрых слов -

молчание.

Мудрее самых мудрых книг-

молчание.

Больнее горестей людских -

молчание.

Души ушедшей тихий вздох -

молчание.

Всей жизни пройденной итог -

молчание.

Безмолвный внутренний предел -

молчание.

Всех дум, поступков, мыслей, дел –

венчание.

Яркина Ксения

Всякая деятельность должна носить продуктивный характер, т.е. направлена на конкретный результат. Мои ученики неоднократно участвовали в различных творческих конкурсах, становились победителями и призерами. Самые удачные поэтические работы публикуются в гимназическом литературном альманахе «Шаги».


t1699779013af.jpgt1699779013ag.gif

t1699779013ah.gif


t1699779013ai.jpg

t1699779013aj.gif

t1699779013ak.gif

Метод проектов также способствует развитию литературной одаренности детей. В течение учебного года в 7Б классе на уроках литературы ребята работали над несколькими проектами. Одним из самых удачных стал проект «Зимняя сказка» (Приложение 1), где ученики продемонстрировали умения строить письменные высказывания, создавать поэтические зарисовки, выдерживая заданный стиль и основные жанровые особенности, реализуя навыки использования в тексте средств художественной выразительности. Большая часть из этих работ не лишена недостатков, но это, к счастью, не главное. Важно то, что сквозь все эти изъяны пробивается живое детское чувство, оригинальность мысли.

Известный музыкальный деятель Б.В. Афанасьев писал: «Ребенок, испытавший радость творчества, даже в самой минимальной степени, становится другим…Воспитание не будет успешным, если не вызвать у детей творческого инстинкта и не воспитать их творческие навыки».


Ягункова В.П. Индивидуально-психологические особенности школьников, способных к литературному творчеству // Вопросы психологии способностей школьников. – 1964. – №4. – С. 183.



Приложение 1.


Суровая сказка

Заметает, покрывает снегом метель.
Тратя силы, тихо бредешь по тропе.
 
Следы пропадают, как легкая тень.
Мечтаешь о теплом чае, тепле

Подходишь, дрожа, к дубовой двери,
Где теплится свет, надеждой согретый.
Три удара замершей руки,
Отчаянно ждешь любого ответа.

- Ну, здравствуй, мой странник! -
В метель я скажу.
Ты, как и я, всего мира изгнанник.
Потерялся, пропал в сосновом бору.

На ресницах, бровях синий иней,
На плечах, будто птицы, сугробы.
Давай же зимний кошмар мы покинем
И уйдем из сказки суровой.

Обнимают ветки деревьев 
Холодное, белое небо.
Сбросив дождя оперенье,
Вновь падает снег так несмело.

И опять из вселенной в другую
Пытаемся скрыться от холода.
На земле лишь метель торжествует.
Вернуться нам не было повода.

Заметает снегом метель.
Ты так же бредешь по тропе,
 
Следы пропали, тяжелая тень
Идет за тобой в темноте...

Флигинская Екатерина


Зимняя сказка

В зимние тёплые деньки

Я будто погружаюсь в сказку.

Ведь в рождественскую ночь

Все люди дарят тепло и ласку.


И в небо вихрь взмывает,

В ночном небе след оставляет.

Там Дедушка Мороз в своей упряжке

Спешит детишкам дарить подарки.


Снежок пушистый, мягкий

Землю тихо укрывает.

В лесу из-за сугробов

За мамой зайчик еле поспевает.


Метель и вьюга по зиме -

Это мне не страшно,

Ведь родилась я в январе,

И это даже классно.

Макеева Екатерина


Мечты о счастье

Из окна виднеется снег,
Он уже засыпал весь город.
Снег идёт, словно целый век,
Погружая окрестности в холод.

И кружится в снежном вальсе
Девчонка та, что мечтала о счастье, 
Не о том, что мечтают все дети,

О счастье самом большом на свете. 
А за окном уже снегопад настоящий,
Падают хлопья всё чаще и чаще. 

Киселев Арсений


В ней есть душа

Это очень странно, когда ты понимаешь,

Что все вокруг начинает умирать.

И ты будто во сне летаешь…

Просыпаешься, а это кровать!

И ты пытаешься снова заснуть.

Но все попытки сделать это - напрасны.

И тут ты встаешь и хочешь вздохнуть.

Подходишь к окну и видишь: насколько прекрасно!

Лежит снег, и лужи совсем застыли.

Природа и вправду не может вздохнуть.

И ты совсем один в этом белом мире…

Мы не успеем и глазом моргнуть,

И ты увидишь, что природа погибла.

И ты не можешь ничем помочь -

Это не в твоих силах.

И гонишь плохие мысли ты прочь,

Ведь зима не всегда ужасна.

Она иногда, играя, заманит тебя в сугроб.

Это, конечно, не безопасно,

Но ты не можешь сказать себе стоп.

И все же зима - это прекрасная пора!

И на твоих глазах она меняется:

Бывает она весела,

Бывает и зло проявляется.

И призадумаешься ты тогда:

Кто же? Кто же она?

Злодейка? Но нет! Это неправда!

Ведь это же русская зима!

Она тоже неидеальна,

Но зато в ней есть душа.

Поэтому любите зиму изначально!

Все принципы нарушив,

Она бывает и печальна,

Но ты откройся и послушай…

Кутрань Анастасия


Шутка

Плывет лошадка в молоке,

Почти за горизонт.

И я уж больше месяца

Не достаю свой зонт.


И мы к лошадке поплывём,

В учебе перерыв.

Я протяну ему морковь,

Скажу: «Привет, Порыв!»


Сосед-узбек ворчит в купе,

Кругом снега, Ташкент так далеко.

Мы удивим его слегка,

Сказав, что это - молоко.


Приснится нам под стук колес,

На лодке «РЖД»,

Как вся страна плывёт в снегах,

Ну, точно в молоке.

Алейников Захар

Выпал снег, окутав землю.

Он был неповторимо нежен,

Неповоротлив и ласков был,

Казался, мир ему просторен,

Он чудо не спеша творил.

И исчезли все обиды,

Тишины утихнул бег.

Он меня укутал слоем,

Из надежд и дал покой.

Я его так рада видеть –

Долгожданный первый снег.

ВысотигаАнастасия

Ранняя осень, настали холода,

Травы повяли, выпали снега.

На улице метель, морозная зима

Пушистым, белым снегом укрыли города.


Светит заманчиво солнце в окно,

Но на улице уже не так тепло.

Минус тридцать у нас в Сибири,

Смени велосипед на гири.


И гуляешь не так часто уже,

Ведь домой приходишь мокрый, правда же?

Или смени скейтборд на сноуборд,

Заснеженный ШЕРЕГЕШ, будь горд!

Заушников Артем


Зима...

И в этот раз она пришла уж рано.

Ветра навеяла она,

Как королева инея, добра.

С ней Дед Мороз привез

На санках много белых роз,

И по колючим снежным дорожкам

Потопали его могучие ножки.

И разлетелись по дворам снежинки,

Застыли инея пружинки.

Метель весь город обняла,

И все дорожки замела,

И озорная обезьяна,

К нам в гости снова прискакала.

Мулерова Екатерина





Зимний силуэт

И выпал снег, сверкая ярко,
Как кометы в вышине,
А я рисую силуэт,
Который видела во сне.

Тот силуэт, что мне приснился
Той тёплой, нежною зимой,
Тот, чей образ я небрежно,
Смахнул жестокою рукой.

А снег всё валит за окном,
Мне предлагают чай и плюшки.
А я всё думаю о нём,
О силуэте мне ненужном...

Но отложу своё перо,
И никому я не скажу...
Про тот недавний зимний сон.
Про силуэт, который я ЛЮБЛЮ!

Кручина Софья

Первый снег на землю упал,

Он окутал леса и поля.

Он кружится, как будто сова

В синем небе на планете земля.


И сиянье его велико,

И улыбка его чиста.

Лишь бы не было тепла

И вода ручьем не текла.


Солнце светит в окна домов,

Отражая блистающий свет.

Вот и все, наступает весна,

И зимы уже больше нет.

Карташов Евгений


Волшебная пора

Зима, как много в этом слове

Добра, тепла и волшебства.

Зима - прекрасная пора,

Когда все верят в чудеса.
Ты ощущаешь вдруг веселье,

Когда везде пушистый снег,

И на большой ледяной горке,

Звучит задорный детский смех,

Когда вокруг в снежки играют,

Все семьи елку наряжают,

Ведь скоро Новый Год,

Который сказку всем несет!

Снег, сугробы и снежки

Праздник людям принесли.

Верят все в свои мечты,

Значит, сбудутся они!

Касьянова Ульяна


Зимой деревья засыпают,

И вся природа увядает.

Какие ж видят они сны,

Летней жарой утомлены?

В лесу красиво, тишина,

Морозно, всюду кружева.

Зима одела лес нарядно.

Природа спит, но всё ж жива!

Маринич Виталий


Эх... как прекрасна зима!

Её узоры так обворожительны порою.

Ну конечно, это же природа,

Она всегда дружна со мною.

Каждый вечер я жду дня

И спрашиваю себя, ну когда,

Когда наступит зима,

Когда придут холода?

Наслаждаясь ею каждый миг,

Я картину себе представляю,

Как будто в снежный час пик

В удивительный мир попадаю.

И все свои невзгоды оставляю позади.

И только счастье на меня глядит!

Музафаров Илья


Вот декабрь уже пришёл,

Снегом белым всё замёл,

Нет ни грязи, ни травы.

Все довольны, веселы!

Только вот Мороза нет.

Задержался где-то Дед.

Может он подарки ищет?

Или просто где-то свищет?

Созывает всех зверюшек,

Всех приятелей своих:

Шубки всех сменить заставил,

Сосны, ёлки распушил,

Белым снегом всё покрыл.

Да, делами Дед загружен,

Но без Мороза мы не тужим,

Вот расправится с делами,

И к нам в город прилетит.

Посох стукнет, стужа брызнет!

Всё застынет!

А деревья в кружевах

Будут радостно сиять!

Нинев Александр


Зимний лес

Первый снег упал на землю,

И пришла я в зимний лес.

Как же хочется мне, люди,

Знать, что мир не без чудес


Посмотрев на лес,

Подняла я к небу взор.

Падал снег с небес,

Покоряя мой простор


Ветки ели побелели,

Колким инеем покрылись,

И легли они в постели

До весны во сне забылись.

Крюкова Дарья


Кто крыши домов каждый год заметает,
Кто воздух в груди сильной свежестью наполняет,
От кого земля становиться ярче небес,
Кто вдыхает сказку в обычный лес.

Отчего с высоты к нам на землю
Падают маленькие кристаллики радости,
Отчего замираете счастливо вы,
Почему так хочется это понять и вырасти.

И когда я стану настолько умён,
И когда же со мной случится то, что я смогу понять,
Что я не настолько волшебен, не настолько силён,
Чтоб на улицу выйти и Зиму обнять!

А ведь так хочется так не терпится,
И ведь понимая, что этому невозможно сбыться,
В голове всё кружиться ,и всё вертится,
И от таких мыслей хочется просто забыться.

Но я не из тех, кто сдаваться привык,
Я буду верить, буду стремиться,
Буду идти, и настанет тот миг,
Я верю, этому суждено будет сбыться!

Буглаев Семен


Снова пришла к нам зима,

Снова закончилась осень.

В лужах застыла вода,

Пруд наш давно заморожен.

Елки под снегом стоят

Сказочно белы, пушисты.

Снежинки над ними кружат

Радостно, быстро, лучисто

Снегом замело дороги,

Не уйти нам далеко.

Папа ждет нас дома,

Где всегда тепло.

Винникова Вероника

Зимняя сказка

Настало время. Из ларца

Достала зимушка уборы,

Надела снежные пехоры

И вышла из хрустального дворца.

Рукой взмахнула -

Перстень в лед оборотился

И в иней на ветвях.

Возник сугробик тут же на корнях,

И дуб могучий чарам покорился.

Топнула царица сапожком

По водной глади,

И с нею, с непокорной,

Она сумела сладить.

Ведь всю покрыла замороженным стеклом,

Коснулась зимушка рябины ягод,

Они уж сразу алым налились,

Повисли гроздьями,

Все, от больших до малых,

И в веток покрывало спрятались.

Фатой прозрачной

Царевна вновь накрыла

И ясно небо, и его рассвет.

Вуаль её весь небосвод вдруг обступила,

И сделала прекраснее, чего во свете нет.

Бондаренко Софья





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.