Бардовская песня в духовной культуре современного общества
Тройненко Лариса Иннокентьевна
учитель музыки и МХК
МБОУ «Гимназия №» г. Усолье - Сибирское
«Бардовская песня в духовной культуре современного общества».
Бардовская песня – это одно из направлений в современной музыкальной культуре. На изучение данной темы по предмету музыка в 7 классе отводится 6 часов, где ребята знакомятся с истоками бардовской песни, ее жанровой основой и творчеством выдающихся бардов.
« Бардовская песня. Современость или своевременность» это обобщающий урок по теме и проходит он в форме дискуссии.
Авторская песня, или бардовская музыка — песенный жанр, возникший в середине XX века в разных странах. Его отличительными особенностями является совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет значимости текста перед музыкой, ориентация на коллективное пение непрофессионалами. Предшественником авторской песни можно считать городской романс и песенные миниатюры А. Вертинского.
Главным при изучении данной темы, это не только познакомить учащихся с истоками возникновения бардовской песни, но и ее жанрами.
Жанровая основа бардовской песни обширна и многогранна.
Изначально бардовская песня возникла как:
Туристическая песня;
Лирическая песня;
Романтическая песня;
Песня в жанре классического романса;
Детская;
Солдатская;
Шуточная
Стилизованная в жанре р.н.п.
Православная бардовская песня.
Бард- это поэт или музыкант?
Этот вопрос мы решаем путем составления логических цепочек.
Кто же все - таки бард в большей мере, поэт или музыкант?
Определяя сущность бардовской песни, Б.Окуджава сказал, что это поэзия под гитару, а В.Высоцкий – барды это поэты, которые исполняют свои стихи под музыку.
Бардовкая песня - это доверительный разговор между исполнителем и слушателем, где главную роль играет слово.
Я являюсь руководителем клуба бардовской песни МОУ « Гимназия №1». Наш клуб существует уже много лет и целью моей работы в клубе является:
Научить ребят играть на гитаре;
Познакомить с творчеством бардов;
Развить творческие и музыкальные способности.
Как музыкант я хочу сказать, что аккомпанемент бардовской песни очень прост и строится он по очень простой схеме. И поэтому, чтобы быть бардом, вовсе не обязательно виртуозно играть на гитаре, для этого нужно просто научиться слышать слово и дополнять его музыкой.
Классиками бардовского искусства считают: А.Галича, В.Высоцкого, Б.Окуджаву, Ю.Кима, Ю.Визбора, С.Никитина, А.Розенбаума, В.Третьякова.
Бардовская песня зародилась в 60 годы, но на сцене она зазвучала лишь только в 90 годы, каковы были причины, мы знаем.
Бардовская песня не звучала на сцене, но зазвучала в кино, причем ее роль в содержании кинофильма была очень велика.
Бардовская песня - это и развлечение, и в тоже время в ней содержится огромный общественный протест против негативных моментов нашей жизни.
Люди во все времена искали ответ на вопрос: В чем смысл жизни?
И эта проблему можно проследить на примере песен В.Третьякова «Физика» и В. Берковского «Каждый выбирает для себя».
Работа над этими песнями позволяет направить размышления ребят на правильный выбор жизненного пути, сформировать правила поведения в соответствии с жизненными постулатами.
Способна ли бардовская песня воспитать в человеке высокие чувства и идеалы? Конечно – да. Ярким примером этому является песня Б.Окуджава. «Пожелание друзьям»
Ребята на уроках отмечают важность бардовской песни в нашем обществе, отмечают ее положительные черты и конечно не исключают ее из разряда современной музыки.
Бардовская песня занимает большое значение в нашей современной культуре. Об этом свидетельствуют фестивали бардовской песни, которые ежегодно проходят в нашей стране и на территории Иркутской области. Бывая на таких фестивалях ежегодно, я хочу сказать, что количество участников и слушателей увеличивается с каждым годов и в большей мере из числа молодежи.
Сила бардовской песни в оптимизме. Все они согреты добром, юмором, стремлением к правде и чистоте. Они являются школой жизни, философского мировоззрения и нравственной чистоты.
«Я считаю, что авторская песня это жанр, который надо учиться слушать. Очень часто бывает, что с первого раза песня совсем не воспринимается, кажется скучной и не интересной, но это только первое впечатление. Над этими песнями надо думать, понимать их смысл. В целом, бардовская заставляет думать, чувствовать и жить». (Из сочинения ученика 7 класса Комарова Сергея).
Работая учителем музыки и руководитем КБП, наблюдая за детьми, как они воспринимают бардовскую песню, отношение к ней. Я хочу сказать, что бардовская песня оказывает огромное влияние на духовно - нравственное воспитание школьников, об этом свидетельствуют, результаты достижений воспитанников клуба бардовской песни и интерес учащихся к бардовскому искусству на уроках музыки.
Список литературы.
- Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца М.: Просвещение, 1984
- Васильев И.И. Смех сквозь слезы. Сб. бардовских песен.М.1992.
- Вахромеев Д.Т. Элементарная теория музыки. М.2000.
- Манилов В.Н.. Учись аккомпанировать на гитаре. М.2001