Методическая разработка «Работа с родителями»
Работа с родителями
В работе с каждой группой родителей реализуются собственные цели и задачи, которые и определяют тематику и формы работы. Основными задачами групповой работы с родителями с низким уровнем мотивации выступают:
• активное привлечение родителей к реализации целей коррекции через формирование у них адекватной оценки психического развития своего ребенка;
• изменение родительской позиции и отношения к ребенку и вооружение родителей соответствующими способами коммуникации;
• обучение родителей элементарным приемам дефектологической практики с целью повышения их компетентности при оказании действенной помощи их детям.
Эти задачи наиболее продуктивно реализуются в следующих формах работы: тематические консультации; семинары-практикумы; групповые собрания родителей с просмотром фрагментов занятий с детьми.
Нами предложен ряд групповых тематических консультаций на учебный год:
• причины отставания ребенка в развитии;
• особенности психофизического развития дошкольника;
• проблемы развития речи и некоторые рекомендации в помощь родителям;
• формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста;
• нарушение поведения детей дошкольного возраста и возможности его коррекции;
• эмоциональное развитие дошкольников;
• психология семейных отношений;
• профилактика детских неврозов
Виды работ с родителями.
выступления на родительских собраниях по общим вопросам воспитания, обучения и развития детей с особыми возможностями здоровья;
консультации для отдельных групп родителей с учетом общих для них проблем, связанных с особенностями развития детей, трудностями в овладении определенными знаниями;
индивидуальное консультирование родителей;
проведение для родителей индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий, целью которых является обучение родителей приемам взаимодействия с ребенком; выставки специальной, доступной для понимания родителей, литературы с аннотациями учителя; выставки игр и специальных пособий, которые родители могут использовать в занятиях с детьми дома;
выставки детских работ, выполненных на уроках с учителем и родителями; задания на дом (на выходные дни, на лето).
Протокол №1
Родительского собрания 1 б класса
От 27 сентября 2018 года
Председатель ----------- Салимова А. Р. (классный руководитель)
Секретарь----------------
Присутствовали – 10 человек.
ПОВЕСТКА ДНЯ:
1.План работы на 2018 – 2019 учебный год.
2.Выборы родительского актива.
3.О проекте «Птицы нашего края».
Слушали:
по первому вопросу Салимова А. Р., классного руководителя Салимова А. Р. прочитала план воспитательной работы с детьми, план работы с родителями (прилагается к протоколу). Был обсуждён вопрос о помощи в проведении экскурсий.
Выступили:
1.Швалева Т. В, которая дала положительную оценку планируемой воспитательной работе и выразила желание помогать в проведении внеклассных мероприятий, в том числе и при проведении экскурсий.
2.Родители поддержали выступление и также выразили желание в оказании посильной помощи при проведении внеклассных мероприятий.
3. Постановили:
Оказывать помощь в проведении внеклассных мероприятий.
Слушали:
по второму вопросу классного руководителя,
которая предложила оставить актив класса в прежнем составе.
Швалева Т. А, Байдикова Е. А. – члены родительского комитета.
Постановили:
Утвердить состав родительского актива.
Слушали:
по третьему вопросу Салимову А. Р., которая рассказала о взаимодействии родителей и детей
1. Коррекция психического состояния ребёнка, формирование экологических знаний и экологической культуры.
2. Социализация и интеграция в общество.
3.Коррекция общения ребёнка с семьёй путём совместной творческой работы.
4.Развитие познавательного интереса детей.
6. Формирование исследовательских навыков.
7. Вырабатывание у школьников желания вносить посильный труд в природоохранительную деятельность, своего « я нужен»
8.Активизация мыслительной, двигательной, речевой, художественной и природоохранительной деятельности.
Постановили:
Принимать участие в школьной жизни ребенка.
Председатель ______________________ Салимова.А. Р
Протокол №2
Родительского собрания в 1 б классе
от 30.11.18
Председатель -----------
Секретарь----------------
Присутствовали – 6 человека.
ПОВЕСТКА ДНЯ:
-
«Безопасное детство»
Слушали:
Салимову А. Р ,классного руководителя.
Уважаемые родители! Проблема безопасности детей сегодня является одной из самых серьёзных, т.к. опасность подстерегает наших детей везде: на дороге, во дворе, в подъезде дома, да и в любом месте, где может находиться ребёнок.
Перед нами – педагогами и родителями - стоит очень важный вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровье наших детей?» Давайте вместе постараемся найти ответ на него.
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в опасных ситуациях и уметь применять свои знания на практике.
Задача взрослых состоит в том, чтобы подготовить ребенка к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Детей воспитывает и детский сад, и школа, и улица, но, все же, главным воспитателем является семья, родители.
Отец и мать воспитывают детей не только словом, убеждением, но и личным примером, своим поведением. Родители влияют на детей в то время, когда они только вступают в жизнь и впервые начинают познавать окружающий мир. Поэтому воспитательное воздействие родителей бывает особенно сильным.
Известный советский педагог Антон Семенович Макаренко, обращаясь к родителям, писал: «Ваше собственное поведение – самая главная вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, поучаете его или приказываете ему. Вы воспитываете его каждый момент его жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как разговариваете с другими людьми и о других людях, как радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями или врагами, как вы смеётесь или читаете газету- всё это имеет для ребёнка большое значение. А если дома вы грубы или хвастливы или вы пьянствуете, а ещё хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже причиняете огромный вред вашим детям, вы воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь печальные последствия».
Важнейшее условие повышения воспитательной силы личного примера родителей - единство слова и дела. Если на словах родители будут требовать правдивости, честности, организованности, трудолюбия, а на деле своим поведением, делами не будут подкреплять эти требования, то эффективность их воздействия значительно снизится. Расхождение между словом и делом приносит огромный вред воспитанию.
Личная безопасность ребенка дома и на улице
В первую очередь родители должны научить своих детей личной безопасности дома и на улице. От того, как вам удастся научить ребенка личной безопасности, зависит и ваше спокойствие, и его безопасность. Отправляясь на улицу или оставаясь один дома, ребенок должен соблюдать определенные правила и знать о подстерегающих его опасностях. Рассмотрим некоторые из них:
Прежде чем открыть дверь, надо посмотреть в глазок;
Спросить: «Кто пришел?»
Не открывать дверь незнакомым людям;
Эти все действия родители должны демонстрировать ребенку ежедневно.
Не заходить в подъезд и лифт с незнакомым человеком;
Не вступайте в разговор с незнакомыми людьми на улице.
Не играть на дороге, идя из школы домой.
Не вступать в разговор с нетрезвым человеком.
Не играть с наступлением темноты, а также в тёмных местах, на пустырях, свалках, рядом с дорогой, в пустых или разрушенных зданиях
Никогда не садитесь в машину к незнакомому человеку.
Не слушайте на улице аудиоплеер: в наушниках невозможно распознать звуки, предостерегающие об опасности (например, шаги за спиной, шум в кустах и др.).
Никогда не соглашаться на предложение незнакомых людей зайти в гости, послушать музыку, посмотреть видеофильм, поиграть на компьютере.
Не садиться к незнакомому человеку в машину
Выступила:
Байдиковава Е. А. – председатель классного актива. Она озвучила некоторые вопросы и ответы своей анкеты и высказала мнение, что рекомендации данные учителем полезны и их следует выполнять.
Постановили:
1. Согласиться с необходимостью соблюдения контроля детей.
2. Осуществлять контроль за соблюдением режимных моментов дома – родителями, в школе – классным руководителем..
Слушали:
по второму вопросу Салимову А.Р, которая рассказала о том, какую работу необходимо провести с детьми во время осенних каникул (задания индивидуальны).
Постановили:
Анкета
Анкета для родителей «Безопасность вашего ребенка»
Попадал ли ваш ребенок в опасную ситуацию дома, на улице, природе?
(Приведите пример) _______________________________________________
Если бы ребенок заранее знал о последствиях своего поведения, смог бы он
избежать опасности?_____________________________________________
Знакомите ли вы своего ребенка с правилами обращения с опасными предметами?
(Приведите пример)____________________________________
Говорите ли вы с ребенком о правилах поведения при контактах с незнакомыми
людьми? (Приведите пример)___________________________
Знает ли ваш ребенок некоторые правила дорожного движения?
(Какие?)___________________________________________________________
Формируя безопасное поведение ребенка, вы действуете:
- путем прямых запретов: не трогай, отойди, нельзя;
- пытаетесь подробно объяснить ситуацию;
- поступаете иначе_____________________________________________
7 Поощряете ли вы ребенка за соблюдение правил безопасного поведения?
_________________________________________________________
8 Придерживаетесь ли вы сами данных правил?
9 Целесообразно ли проводить специально организованные занятия с детьми по основам безопасности жизни деятельности в детском саду?
Председатель ______________________ Салимова А.Р.
Секретарь__________________________ Даянова.А.А
Протокол №3
Родительского собрания 1 б класса
От 26.12.18
Председатель ----------- (классный руководитель)
Секретарь----------------
Присутствовали – 3
ПОВЕСТКА ДНЯ:
1. Правила безопасного поведения во время зимних каникул.
Слушали:
по первому вопросу ., классного руководителя Салимову А.Р.
прочитала правила поведения учащихся во время зимних каникул.
Техника безопасности и правила поведения учащихся во время зимних каникул.
1. Необходимо быть осторожным, внимательным на улице, при переходе дороги; соблюдать правила дорожного движения;
2. Соблюдать правила техники безопасности на реке:
2.1. Быть осторожным на льду. При недостаточной толщине до 15 см. не выходить на лёд.
2.2. Необходимо осторожно обращаться с лыжами, коньками, санками.
2.3. При очень низкой температуре воздуха не выходить на прогулку во избежание обморожения кожи.
3. Необходимо заботиться о своем здоровье; проводить профилактические мероприятия против гриппа и простуды;
4. Быть осторожным при контакте с электрическими приборами, соблюдать технику безопасности при включении и выключении телевизора, электрического утюга, чайника и т.д.
5. Соблюдать технику безопасности при пользовании газовыми приборами;
6. Соблюдать временной режим при просмотре телевизора и работе на компьютере;
7 Посещение праздничных мероприятий осуществлять с сопровождением взрослых; учить детей не общаться с незнакомыми людьми;
8. Быть осторожным в обращении с домашними животными;
9. Запрещается находиться на улице без сопровождения взрослых после 22.00 часов.
Постановили: выполнять рекомендации учителя Салимовой А.Р.
Председатель ______________________ Салимова А.Р.
Секретарь__________________________Даянова.А.
Протокол №4
Родительского собрания в 1 б классе
От 01.02.19
Присутствовали: 15 человек
Тема. Компетентный родитель- счастливый ребенок. Как родителям помочь ребёнку в учёбе.
Цель: обозначить проблемы детей в учёбе; дать рекомендации по организации помощи ребёнку в учёбе.
Повестка дня:
1. Лекция по теме собрания.
2. Школьное питание.
Слушали:
По первому вопросу выступила классный руководитель Салахутдинова.И.С.., которая познакомила родителей с задачами собрания и предложила вопросы для обсуждения.
Ещё К. Д. Ушинский говорил, что именно на начальном этапе обучения родители должны максимально опекать своё дитя. Их задача - научить правильно учиться. Поэтому этот вопрос: "Как помочь ребёнку хорошо учиться" - я выношу на родительское собрание. Усилия семьи и школы в решении этой проблемы должны быть едины. Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трёх направлениях:
- организация режима дня;
- контроль за выполнением домашних заданий;
- приучение детей к самостоятельности.
Новая социальная позиция: ребёнок становится учеником, т.е. участником учебной деятельности, которая требует большого напряжения сил, воли, интеллекта. Общая стратегия поведения родителей в целях помощи детям для их более успешного обучения. Влияние родителей на мотивацию учения ребёнка. Почему особенно важно на первоначальном этапе обучения обеспечить ученику успех. Практические рекомендации по оказанию помощи ребёнку в учёбе, при подготовке домашнего задания. Советы родителям для поддержания познавательного интереса в домашних условиях.
По второму вопросу выступила классный руководитель ,которая напомнила о документах на льготное питание, подняла вопрос о завтраке (молочные каши).
Решение:
1. Обсуждение с родителями проблемы собрания считать удовлетворительным.
Лекция состоялась.
2. Обеспечить безопасное поведение детей на улице и дорогах, водоёмах и льду. За пребывание детей на улице в вечернее время несут ответственность родители детей и их опекуны.
6. Поставленные задачи родительского собрания считать решёнными.
Классный руководитель Салалимова А.Р.
Председатель родительского комитета Швалева Т.А